Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИКА / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Якимович Елена Петровна

Наполнения молодыми высококвалифицированными кадрами новой формации общеобразовательных школ является важной задачей на территории всей нашей страны. С одной стороны, современной школе необходимы специалисты, способные одновременно решать множество задач, в том числе и по развитию исследовательских компетенций школьников. Но для того, чтобы учитель смог развивать данные компетенции у учащихся общеобразовательных учреждений он должен сам владеть данными компетенциями на высоком уровне. Но, с другой стороны, гуманизация отечественного образования предполагает исследование самим педагогом неоднородных и уникальных групп детей с целью поиска оптимальных условий для эффективного взаимодействия с детьми на основе учета их индивидуальных познавательных потребностей и возможностей. В данной работе мы рассмотрим условия формирования практико-ориентированной научно-исследовательской компетенции у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки, а именно: организация теоретического и практического обучения методам практико-ориентированного педагогического научного исследования с учетом его специфики, формирование культуры проведения научного исследования, вовлечение будущих учителей не только в публикационную, но и грантовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Якимович Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMING PRACTICE-ORIENTED RESEARCH COMPETENCE IN FUTURE TEACHERS

Filling the general education schools with the new formation young highly qualified personnel is an important task throughout our country. On the one hand, the modern school needs specialists who are able to simultaneously solve many problems, including the development of the research competencies of schoolchildren. But in order for a teacher to be able to develop these competencies among students of general education institutions, he or she must own these competencies at a high level. But, on the other hand, the humanization of the domestic education presupposes the study by the teacher of heterogeneous and unique groups of children in order to find optimal conditions for effective interaction with children based on their individual cognitive needs and capabilities. In this paper, we will consider the conditions for the formation of practice-oriented research competence among the bachelor students of pedagogical areas of training, namely: the organization of theoretical and practical training with the methods of practice-oriented pedagogical scientific research, taking into account its specifics, the formation of the culture of scientific research, the involvement of future teachers not only in publishing, but also in grant activities.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

3. Сапрыкина, И.Э. Влияние сайта университета на его положение в мировых рейтингах / И.Э. Сапрыкина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 8. - С. 54-58.

4. Шапошникова, Т.Л. Диагностика системы высшего образования в федеральном округе на основе современных математических методов / Т.Л. Шапошникова, В.В. Миненко, А.А. Ковтун // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 389-392.

5. Nemtsova, V.V. Aspects of financial and economic operations of Рптогеку region higher education institutions / V.V. Nemtsova, E.P. Yakimovich, I.B. Repina // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences, 18-21 September 2018, Tomsk Polytechnic University, Russia. Publ. Future Academy. - 2018. - P. 878-883.

6. Yakimovich E.P. Trends of Polytechnic Education Development at the Far East Federal District of the Russian Federation / E.P. Yakimovich, V.V. Nemtsova, I.B. Repina // Smart Innovation, Systems and Technologies : proceeding of the International Science and Technology Conference FarEas^on-2018. - 2019. - T. 2, vol. 139. - P. 234-239.

REFERENCES

1. Lutsenko, N.O. (2019), "Advantages and risks of introducing modern information technologies into the higher education system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 243-247.

2. Pruyel, H.A. (2008), "Institutional problems of integration of domestic higher education institutions in the European educational space", Social problems, No. 1, pp. 95-110.

3. Sapryikina, I.E. (2018), "Influence of university web-site on its positions in international rankings", Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, No. 8, pp. 54-58.

4. Shaposhnikova, T.L., Minenko V.G. and Kovtun A.A. (2019). "Diagnostics of the higher education system in the federal district based on modern mathematical methods", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 389-392.

5. Nemtsova, V.V., Yakimovich E.P. and Repina I.B. (2018), "Aspects of financial and economic operations of Рrimorsky region higher education institutions", International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences, 18-21 September 2018, Tomsk Polytechnic University, Russia. Publ. Future Academy, pp. 878-883.

6. Yakimovich E.P., Nemtsova, V.V. and Repina I.B. (2019), "Trends of Polytechnic Education Development at the Far East Federal District of the Russian Federation", Smart Innovation, Systems and Technologies, Vol. 139. pp. 234-239.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 37.013

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

Наполнения молодыми высококвалифицированными кадрами новой формации общеобразовательных школ является важной задачей на территории всей нашей страны. С одной стороны, современной школе необходимы специалисты, способные одновременно решать множество задач, в том числе и по развитию исследовательских компетенций школьников. Но для того, чтобы учитель смог развивать данные компетенции у учащихся общеобразовательных учреждений он должен сам владеть данными компетенциями на высоком уровне. Но, с другой стороны, гуманизация отечественного образования предполагает исследование самим педагогом неоднородных и уникальных групп детей с целью поиска оптимальных условий для эффективного взаимодействия с детьми на основе учета их индивидуальных познавательных потребностей и возможностей. В данной работе

мы рассмотрим условия формирования практико-ориентированной научно-исследовательской компетенции у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки, а именно: организация теоретического и практического обучения методам практико-ориентированного педагогического научного исследования с учетом его специфики, формирование культуры проведения научного исследования, вовлечение будущих учителей не только в публикационную, но и грантовую деятельность.

Ключевые слова: образование, научная деятельность, компетенции, педагогика, учитель. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p134-137

CONDITIONS FOR FORMING PRACTICE-ORIENTED RESEARCH COMPETENCE

IN FUTURE TEACHERS

Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok; Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Abstract

Filling the general education schools with the new formation young highly qualified personnel is an important task throughout our country. On the one hand, the modern school needs specialists who are able to simultaneously solve many problems, including the development of the research competencies of schoolchildren. But in order for a teacher to be able to develop these competencies among students of general education institutions, he or she must own these competencies at a high level. But, on the other hand, the humanization of the domestic education presupposes the study by the teacher of heterogeneous and unique groups of children in order to find optimal conditions for effective interaction with children based on their individual cognitive needs and capabilities. In this paper, we will consider the conditions for the formation of practice-oriented research competence among the bachelor students of pedagogical areas of training, namely: the organization of theoretical and practical training with the methods of practice-oriented pedagogical scientific research, taking into account its specifics, the formation of the culture of scientific research, the involvement of future teachers not only in publishing, but also in grant activities.

Keywords: education, scientific activity, competence, pedagogy, teacher.

Экономические и социальные процессы, происходящие в России, оказали значительное влияние на траекторию развития отечественного образования, которое, прежде всего, идет по пути гуманизации и ставит перед собой цель всестороннего гармоничного развития личности, на основе учета особенностей и образовательных потребностей каждого учащегося. При этом российское общество остро нуждается в человеческих ресурсах, способных к прогрессивным преобразованиям, что предполагает сформированность у них исследовательских компетенций, которые должны закладываться в школьном возрасте.

В ходе формирования данной компетенции, учащиеся приобретают способность:

- находить и обрабатывать необходимую актуальную информацию;

- устанавливать взаимосвязь теоретического знания с эмпирическим исследованием;

- искать новые, научно обоснованные, пути решений для необходимых жизненных и образовательных задач;

- проводить рефлексию своей исследовательской деятельности.

Для обретения исследовательских компетенций учащимися общеобразовательных школ, необходимы кадры, не только сами владеющие данными компетенциями на высоком уровне, но и способные к формированию их у своих учеников. В данной работе мы рассмотрим технологию обретения данных компетенций будущими учителями, студентами-бакалаврами, педагогических направлений подготовки, опираясь на нормативные документы [1].

Целью работы является - исследование формирования практико-ориентированных исследовательских компетенций у студентов педагогических направлений подготовки.

Задачами нашего исследования являются:

1) Определение сущности практико-ориентированности научно-исследовательской деятельности будущих учителей.

2) Проведение анализа ключевых условий формирования практико-ориентированной научно-исследовательской компетенции у студентов, будущих учителей.

Опираясь на ФГОС ВО нового поколения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (http://www.edu.ru/íile/docs/2018/02/m121.pdf#page=3), в рамках нашего исследования можно выделить основные цели практико-ориентированной научно-исследовательской компетенции, которую необходимо развить у будущих учителей:

- выпускники данного направления подготовки должны быть способны ставить проектные задачи, находить рациональные пути их решения с учетом имеющихся условий для их реализации, что обозначено в ФГОС универсальной компетенцией (УК-2), что предполагает ее постепенное развитие при реализации всех учебных дисциплин;

- исходя из планируемых общепрофессиональных компетенций будущий педагог должен уметь самостоятельно разрабатывать эффективные основные и дополнительные программы с опорой на актуальные научные основы педагогической деятельности (это заложено в общепрофессиональных компетенциях: ОПК-2, ОПК-8), что возможно только при условии способности исследовать особенности образовательных потребностей и возможностей своих учеников.

Реализация обозначенных целей должна осуществляться не только в процессе занятий по отдельным дисциплинам, но и в ходе практик:

- учебной, которая предполагает не только получение профессиональных умений и навыков, но и первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, где будущие педагоги изучают научную методологию, применимую в педагогике, отрабатывают навыки развития исследовательской компетенции у обучающихся общеобразовательных школ;

- производственной, на которой студенты кроме отработки профессиональных навыков, в том числе и по сопровождению исследовательской деятельности у обучающихся общеобразовательных школ, выполняют и научно-исследовательскую работу в области педагогики. Помимо учебных дисциплин и практик, направленных на получение знаний, умений и навыков практико-ориентированной научно-исследовательской деятельности, доказала свою эффективность работа кружков и клубов научно-исследовательской направленности. Специфика практико-ориентированных исследований в области педагогики предполагает наличие экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ для проведения педагогических экспериментов, иначе все исследования не будут выходить за рамки теоретических и утратят свою значимость. Однако здесь можно столкнуться с сопротивлением, как руководителей данных образовательных учреждений, так и родителей, которые опасаются любого эксперимента, так как в случае отрицательного результата пострадает качество образования. Эту проблему можно решить при условии привлечения к сопровождению подобных исследований преподавателей, зарекомендовавших себя как эффективных педагогов-практиков, занимающихся научными исследованиями в области образования. Но на первых этапах можно использовать и педагогические лаборатории-симулянты, которые бы позволили имитировать педагогические ситуации для проверки выдвигаемых гипотез [4].

Вовлечение студентов в грантовую деятельность решает одновременно несколько

задач:

- развитие культуры проведения научного исследования;

- совершенствуются навыки в научно-исследовательской деятельности и углубляются знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью;

- осознание студентом сопричастности к процессам модернизации в образовании, направленных на повышение качества образования.

Немаловажную роль в формировании исследуемой компетенции играет и система поощрений, когда студент, будущий учитель, начинает осознавать значимость исследовательской деятельности в рамках своей будущей профессии. С этой целью учреждения, занимающиеся их подготовкой, поощряют наиболее отличившихся студентов специальными стипендиями [2, 3].

ВЫВОДЫ

Таким образом, основными условиями формирования практико-ориентированной научно-исследовательской компетенции у будущих учителей являются:

- организация теоретического и практического обучения методам практико-ориентированного педагогического научного исследования с учетом его специфики, предполагающая наличие педагогических лабораторий-симуляторов в университете и экспериментальных площадок при общеобразовательных школах под руководством эффективных педагогов-исследователей;

- формирование культуры проведения научного исследования, которая предполагает понимание студентом недопустимости фальсификаций и неправомерных заимствований, правил проведения экспериментов с целью получения достоверных результатов проводимых исследований, а также принятие факта нескольких точек зрения по поводу одной и той же проблемы;

- вовлечение будущих учителей не только в публикационную, но и грантовую деятельность с целью приобретения опыта получения материальной поддержки исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломакина Т.Ю. Методологические основы разработки технологии развития исследовательских компетенций учителя / Т.Ю. Ломакина, С.В. Дзюбенко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 1 (35). - С. 67-72.

2. Насырова Э.Ф. Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов - будущих преподавателей / Э.Ф. Насырова, В.В. Розлован // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6 (195). - С. 176-181.

3. Рыбина Т.М. Организация исследовательской деятельности студентов-математиков в педагогическом вузе / Т.М. Рыбина // Учебный эксперимент в образовании. - 2010. - № 4 . - С. 73-78.

4. Якимович, Е.П. Условия формирования готовности будущих учителей к научно-исследовательской деятельности / Е.П. Якимович // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма : материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (12 февраля 2020 г., г. Армянск) - Армянск, 2020. - С. 233-237.

REFERENCES

1. Lomakina, T.Y. and Dzyubenko, S.V. (2017), "Methodological foundations for the development of technology for the development of research competencies of a teacher", Otechestvennaya i za-rubezhnayapedagogika, Vol. 35, No. 1, pp. 67-72.

2. Nasyrova, E.F., and Rozlovan V.V. (2018) "Criteria for assessing the levels of formation of research competence of students - future teachers", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Vol. 195, No. 6, pp. 176-181.

3. Rybina, T.M. (2010) "Organization of research activities of students of mathematics in a pedagogical university", Uchebnyj eksperiment v obrazovanii, No. 4, pp. 73-78.

4. Yakimovich, E.P. (2020) "Conditions for the formation of future teachers' readiness for research activities", Strategies for the socio-economic development of the Northern region of Crimea: materials of the III Interregional scientific and practical conference, Armyansk, pp. 233-237.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.