Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Якимович Елена Петровна

Подготовка высококвалифицированных кадров в учреждениях высшего образования имеет огромное значение в развитии экономики как отдельных субъектов, так и страны в целом. Развитие экономики Дальневосточного федерального округа (ДВФО) - является одной из приоритетных задач для нашего государства. ДВФО имеет огромный потенциал для развития и укрепление международных отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона, сферы крупного и среднего бизнеса, а также туризма. Однако в настоящее время в данном регионе наблюдается тенденция к уменьшению числа организаций высшего профессионального образования и вместе с тем, студентов, обучающихся в них. Кроме того, наблюдается рост обучающихся по некоторым направлениям подготовки (медицинские, педагогические, математические и естественные науки), что объясняется экономическими особенностями развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Якимович Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

The training of highly qualified personnel in higher education institutions is of great importance in the development of the economy of both individual subjects and the country as a whole. The development of the economy of the Far Eastern Federal District (FEFD) is one of the priority tasks for our state. The Far Eastern Federal District has enormous potential for the development and strengthening of international relations with the countries of the Asia-Pacific region, the sphere of large and medium-sized businesses, as well as tourism. However, at present in this region there is a tendency towards a decrease in the number of institutions of higher professional education and, at the same time, the number of students studying in them. In addition, there is an increase in students in some areas of training (medical, pedagogical, mathematical and natural sciences), which is explained by the economic characteristics of the region's development.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

культуры. - 2017. - № 9. - С. 16-18.

4. Kutuev R.A. Educational - methodical projects for students' intellectual competences formation: the imperative goal of the educational process of the university / R.A. Kutuev, A.N. Kudyasheva, N.V. Buldakova // International journal of environmental and science education. - 2016. - № 14. - P. 7206-7214.

5. Седоченко С.В. Особенности дистанционного образования и сложности организации занятий физической активностью в период пандемии COVID-19 / С.В. Седоченко, А.В. Черных, О.Н. Савинкова // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 3 (75). - С. 65-68.

6. Калина И.Г. Визуальная коммуникация в физкультурном образовании / И.Г. Калина, РА. Айдаров // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды X Международной научно-теоретической конференции. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. - С. 398-400.

7. Москвин Н.Г. Методы визуализации в каратэ / Н.Г. Москвин, И.Г. Калина // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 76-77.

8. Aidarov R.A. Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution / R.A. Aidarov // Modern journal of language teaching methods. - 2017. - Vol. 7. - № 9.1. - P. 164.

REFERENCES

1. Mamonova, O.V. (2020). "The process of physical education in higher education using informatization and digitalization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 258261.

2. Ivashchenko, V.P., Mitenkova, L.V. and Khalilova, L.I. (2019). "Evaluating the effectiveness of Informatization as a method of motivating students of the special medical group to engage physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 164-168.

3. Vitko, S.Yu., Stolyar, K.E. and Stadnik, E.G. (2017). "Information organizational and didactic technologies in the system of physical education of students", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 16-18.

4. Kutuev R.A., Kudyasheva A.N. and Buldakova N.V. (2016). "Educational - methodical projects for students' intellectual competences formation: the imperative goal of the educational process of the university", International journal of environmental and science education, No. 14, pp. 7206-7214.

5. Sedochenko, S.V., Chernykh, A.V. and Savinkova, O.N. (2020), "Features of distance education and the complexity of organizing physical activity during the COVID-19 pandemic", Physical culture and health, No. 3 (75), pp. 65-68.

6. Kalina, I.G. and Aydarov, R.A. (2018). "Visual communication in physical education", Communication strategies of the information society: proceedings of the X International scientific-theoretical conference. - St. Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, pp.398-400.

7. Moskvin, N.G. and Kalina, I.G. (2016). "Visualization methods in karate", Physical culture and health, No. 2 (57), pp. 76-77.

8. Aidarov, R.A. (2017). "Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution", Modern journal of language teaching methods, Vol. 7, No. 9.1, pp. 164.

Контактная информация: KalinaIrinaGenn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2021

УДК 378.1

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ

ОКРУГЕ

Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

Подготовка высококвалифицированных кадров в учреждениях высшего образования имеет огромное значение в развитии экономики как отдельных субъектов, так и страны в целом. Развитие экономики Дальневосточного федерального округа (ДВФО) - является одной из приоритетных задач для нашего государства. ДВФО имеет огромный потенциал для развития и укрепление международных отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона, сферы крупного и среднего бизнеса, а также туризма. Однако в настоящее время в данном регионе наблюдается тенденция к уменьшению числа организаций высшего профессионального образования и вместе с тем, студентов, обучающихся в них. Кроме того, наблюдается рост обучающихся по некоторым направлениям подготовки (медицинские, педагогические, математические и естественные науки), что объясняется экономическими особенностями развития региона.

Ключевые слова: высшее образование, университеты, Дальневосточный федеральный округ, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p130-134

CURRENT STATUS AND MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok; Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Abstract

The training of highly qualified personnel in higher education institutions is of great importance in the development of the economy of both individual subjects and the country as a whole. The development of the economy of the Far Eastern Federal District (FEFD) is one of the priority tasks for our state. The Far Eastern Federal District has enormous potential for the development and strengthening of international relations with the countries of the Asia-Pacific region, the sphere of large and medium-sized businesses, as well as tourism. However, at present in this region there is a tendency towards a decrease in the number of institutions of higher professional education and, at the same time, the number of students studying in them. In addition, there is an increase in students in some areas of training (medical, pedagogical, mathematical and natural sciences), which is explained by the economic characteristics of the region's development.

Keywords: higher education, universities, Far Eastern Federal District, students.

В настоящее время особое внимание со стороны государства уделяется вопросам совершенствования системы образования. Это связано с тем, что мир достиг такого уровня своего развития, когда образовательный капитал играет определяющую роль при производстве материальных благ. Производство в постиндустриальном обществе ориентировано на выпуск продукта с высокой добавочной стоимостью, что предполагает использование высокотехнологичных процессов, в основе которых лежат инновационные научные разработки и соответствующее обучение специалистов, обеспечивающих эти процессы. Данная тенденция усилила роль образования в производственной системе постиндустриального общества. Неравномерное территориальное распределение производственных сил и их характер предъявляет разные требования к структуре деятельности образовательных учреждений различных регионов. Основной задачей региональных органов власти является создание условий для развития образования в соответствии с потребностями территории [5, 6].

Развитие Дальневосточного федерального округа является одной из стратегических задач, связанных с решением проблемы национальной безопасности. Отставание экономического развития данного макросубъекта от других регионов нашей страны создает предпосылки для пересмотра структуры профессионального образования с территориальной привязкой [2, 4]. В данной работе мы рассмотрим актуальное развитие и выделим тенденции развития образования на примере следующих трех субъектов

Российской Федерации, входящих в ДВФО России: Приморского края, Хабаровского края и Сахалинской области [1, 3].

Целью работы является - исследования актуального состояния и перспективных направлений развития высшего образования на Дальнем Востоке.

Задачами исследования являются:

1) Анализ состояния развития высшего образования в Приморском крае, Хабаровском крае и Сахалинской области.

2) Выделение основных тенденций и перспективных направлений развития образование в ДВФО.

Для выявления актуального состояния и тенденций развития высшего образования в ДВФО были проанализированы данные, полученные главным информационно-вычислительным центром Российского технологического университета о развитии за 2018 и 2015 года в Приморском, Хабаровском крае, а также Сахалинской области (Шр://шШса1оге.т1ссе^.ги/тот1огш^?т=уро).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опираясь на данные, полученные на сайте МИРЭА - Российского технологического университета, необходимо выделить следующее (таблица 1). В Приморском крае в 2015 году функционировало 23 учреждения высшего образования, а к 2018 году - 18, реорганизованы или расформированы - 5, что составляет - 21,7% от общего количества исследуемых организаций. Также наблюдается тенденция к снижению общего количества студентов в крае, так в 2015 году - суммарное количество студентов, обучающихся на программах высшего образования, составляло 54163 чел., а к 2018 году - 47886 чел., что на 6277 чел. (11,6 %) меньше чем в 2015 году.

Таблица 1 - Динамика числа организаций высшего образования и студентов в Приморском крае, Хабаровском крае и Сахалинской области за 2015 и 2018 год_

Критерий Приморский край Хабаровский край Сахалинская област

2015 2018 Изменение (%) 2015 2018 Измене- не-ние(%) 2015 2018 Изменение (%)

Количество организаций высшего образования 23 18 -21,7 18 13 -27,8 5 2 -60

Филиалы 15 10 -33,3 8 4 -50 3 1 -66,7

Количество студентов (чел.) 54163 47886 -11,6 55208 45839 -17 8889 5 949 -33,1

Количество студентов очной формы обучения (чел.) 34882 34916 0,1 26599 24354 -6,6 2948 2 032 -31,1

Направлениями подготовки с наибольшим приростом студентов в Приморском крае являются (таблица 2): медицинские науки - 36,8% (данный рост может быть связан с модернизацией медицины и острым дефицитом медицинских кадров в крае); математические и естественные науки - 15,1% (объясняется это предполагаемым ростом производства с использованием высокотехнологичных процессов, где потребуются специалисты, способные их поддерживать). Направлениями подготовки с уменьшением числа обучающихся являются: науки об обществе (-12,2%) и образование и педагогические науки (23,7%).

Таблица 2 - Динамика количества обучающихся в организациях высшего образования в Приморском крае, Хабаровском крае и Сахалинской области за 2015 и 2018 год по разным направлениям подготовки_

Направление подготовки Приморский край Хабаровский край Сахалинская область

2015 2018 Изменение (%) 2015 2018 Изменение (%) 2015 2018 Изменение (%)

Науки об обществе 14950 13129 -12,2 11894 9071 -24,2 1553 898 -42,2

Сельхознауки 1756 1636 -6,8 223 194 -13 59 41 -30,5

Медицинские науки 3194 4340 36,8 2411 2697 11,9 - - -

Технические науки 11397 11734 2,6 10805 10270 5 770 497 35,5

Естественнонаучное направление 1511 1739 15,1 479 419 -12,5 311 248 20,2

Искусство и культура 965 882 -8,6 498 444 -10,8 - - -

Гуманитарные науки 1446 1529 5,7 1355 1419 4,7 87 62 -28,7

Образование и педнауки 1766 1348 - 23,7 1882 2149 14,2 778 694 -10,8

В Хабаровском крае (таблица 1) в 2015 году функционировало 18 учреждения высшего образования, а к 2018 году - 13, реорганизованы или расформированы из них 5, что составляет - 27,8 % от общего количества в 2015 г. Также, как и в других регионах ДВФО наблюдается тенденция снижения общего количества студентов: в 2015 году -число обучающихся на программах высшего образования -55208 чел. (что на 1045 чел. больше чем в Приморском крае), а к 2018 году данный показатель снизился до 45839 чел. (на 2047 чел. меньше чем в Приморском крае), что на 9369 или -17 % меньше чем в 2015 году. Стоит отметить, что в 2015 году Хабаровский край лидировал по количеству студентов, а к 2018 г. акцент стал смещаться в сторону Приморского края, что можно связать с развитием в Приморье Дальневосточного федерального университета.

Направлениями подготовки с наибольшим приростом в Хабаровском крае являются (таблица 2): образование и педагогические науки - 14,2%; медицинские науки - 11,9%. Направлениями подготовки с отрицательными значениями показателя являются: сельскохозяйственные науки (-13%) и науки об обществе (-24,2%).

В Сахалинской области в 2015 году функционировало 5 учреждений высшего образования, а к 2018 году лишь 2, реорганизованы или расформированы - 3, что составляет - 60% от общего количества. Наблюдается тенденция снижения количества студентов с 2015 (8889 чел.) по 2018 (5 949 чел.) на 33,1%. Стоит отметить, что в данном регионе не ведется подготовка специалистов высшей квалификации по следующим направлениям подготовки: медицинские науки и искусство и культура. Тенденция роста количества студентов в данной регионе не на одном из вышеперечисленных направлений подготовки не наблюдается.

ВЫВОДЫ

Опираясь на данные нашего исследования, можно сделать следующие выводы о тенденциях развития образования на территории субъектов, входящих в ДВФО:

- наблюдается уменьшение и реорганизация учреждений высшего образования в субъектах ДВФО, а вместе с тем и уменьшение общего количества студентов (особенно студентов заочной формы обучения), что свидетельствует о снижении потребности в специалистах высшего образования по некоторым категориям в больших количествах из-за их переизбытка на рынке труда;

- происходит рост количества студентов медицинских и инженерных направлений подготовки в Приморье, а также медицинских и педагогических направлений в Хабаровском крае, что можно объяснить объективными потребностями региона в данных специалистах;

- отсутствуют в образовательных организациях высшего образования Сахалинской области важные для ее развития направления подготовки, однако данная проблема решается за счет образовательных возможностей соседних территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луценко, Н.О. Преимущества и риски внедрения современных информационных технологий в систему высшего образования / Н.О. Луценко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 11 (177). - С. 243-247.

2. Пруель, H.A. Институциональные проблемы интеграции отечественных вузов в Европейское образовательное пространство / H.A. Пруель // Социальные проблемы. - 2008. - № 1. - С. 95-110.

3. Сапрыкина, И.Э. Влияние сайта университета на его положение в мировых рейтингах / И.Э. Сапрыкина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 8. - С. 54-58.

4. Шапошникова, Т.Л. Диагностика системы высшего образования в федеральном округе на основе современных математических методов / Т.Л. Шапошникова, В.В. Миненко, А.А. Ковтун // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 389-392.

5. Nemtsova, V.V. Aspects of financial and economic operations of Primorsky region higher education institutions / V.V. Nemtsova, E.P. Yakimovich, I.B. Repina // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences, 18-21 September 2018, Tomsk Polytechnic University, Russia. Publ. Future Academy. - 2018. - P. 878-883.

6. Yakimovich E.P. Trends of Polytechnic Education Development at the Far East Federal District of the Russian Federation / E.P. Yakimovich, V.V. Nemtsova, I.B. Repina // Smart Innovation, Systems and Technologies : proceeding of the International Science and Technology Conference FarEas^on-2018. - 2019. - T. 2, vol. 139. - P. 234-239.

REFERENCES

1. Lutsenko, N.O. (2019), "Advantages and risks of introducing modern information technologies into the higher education system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 243-247.

2. Pruyel, H.A. (2008), "Institutional problems of integration of domestic higher education institutions in the European educational space", Social problems, No. 1, pp. 95-110.

3. Sapryikina, I.E. (2018), "Influence of university web-site on its positions in international rankings", Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, No. 8, pp. 54-58.

4. Shaposhnikova, T.L., Minenko V.G. and Kovtun A.A. (2019). "Diagnostics of the higher education system in the federal district based on modern mathematical methods", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 389-392.

5. Nemtsova, V.V., Yakimovich E.P. and Repina I.B. (2018), "Aspects of financial and economic operations of Primorsky region higher education institutions", International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences, 18-21 September 2018, Tomsk Polytechnic University, Russia. Publ. Future Academy, pp. 878-883.

6. Yakimovich E.P., Nemtsova, V.V. and Repina I.B. (2019), "Trends of Polytechnic Education Development at the Far East Federal District of the Russian Federation", Smart Innovation, Systems and Technologies, Vol. 139. pp. 234-239.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 37.013

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

Наполнения молодыми высококвалифицированными кадрами новой формации общеобразовательных школ является важной задачей на территории всей нашей страны. С одной стороны, современной школе необходимы специалисты, способные одновременно решать множество задач, в том числе и по развитию исследовательских компетенций школьников. Но для того, чтобы учитель смог развивать данные компетенции у учащихся общеобразовательных учреждений он должен сам владеть данными компетенциями на высоком уровне. Но, с другой стороны, гуманизация отечественного образования предполагает исследование самим педагогом неоднородных и уникальных групп детей с целью поиска оптимальных условий для эффективного взаимодействия с детьми на основе учета их индивидуальных познавательных потребностей и возможностей. В данной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.