Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГОМ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRANSLATION CULTURE OF COGNITIVE ACTIVITY METHODS / CONDITIONS OF CULTURE BROADCAST TEACHER WAYS COGNITIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Н. В.

В статье рассматривается деятельность педагога как транслирование не только полученных знаний и уме- ний окружающим, но и способов познавательной деятельности, благодаря которым эти знания и умения были получены. Определено авторское видение сущности культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности. Отмечены основные тенденции изменений в сфере российского образования, влияющие на харак- тер педагогической деятельности. Учебная деятельность показана как совокупность разных уровней, которые определяются разной степенью включения механизмов становления культуры трансляции способов познава- тельной деятельности личности студента. Автор делает вывод о том, что для успешного формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущих педагогов в образовательной практике следует учитывать такие условия как общение с опорой на культурные образцы и учебную деятельность, ак- туализирующую мыследеятельность в аспекте культурно оформленных образцов человеческой деятельности аспекте культурного кода российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF CULTURE BROADCAST METHODS OF COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS

This article deals with activities of the teacher as the broadcast not only knowledge and skills, but also ways of cognitive activ- ity through which these knowledge and skills were obtained. The author's vision is defined cultural entities broadcast teacher ways of cognitive activity. The main trends are marked in the sphere of the Russian education, influencing the educational activities. Education activities is shown as a set of different levels, which are determined by the varying degree of inclusion of mechanisms for the development of a culture of broadcast methods of cognitive activity of the individual student. The author concludes that in order to build a culture of broadcast methods of cognitive activity of future teachers in education practice should be taken into account such as communication based on cultural patterns and training activities, updated versions in the aspect of mental activity and cultural and decorated samples of human activity aspect of cultural code of the Russian society.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378

Калинина Н.В.,

кандидат педагогических наук, доцент Иркутского государственного университета

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматривается деятельность педагога как транслирование не только полученных знаний и умений окружающим, но и способов познавательной деятельности, благодаря которым эти знания и умения были получены. Определено авторское видение сущности культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности. Отмечены основные тенденции изменений в сфере российского образования, влияющие на характер педагогической деятельности. Учебная деятельность показана как совокупность разных уровней, которые определяются разной степенью включения механизмов становления культуры трансляции способов познавательной деятельности личности студента. Автор делает вывод о том, что для успешного формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущих педагогов в образовательной практике следует учитывать такие условия как общение с опорой на культурные образцы и учебную деятельность, актуализирующую мыследеятельность в аспекте культурно оформленных образцов человеческой деятельности аспекте культурного кода российского общества.

Ключевые слова: культура трансляции способов познавательной деятельности, условия формирования культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности

Kalinina N.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Irkutsk State University

CONDITIONS OF CULTURE BROADCAST METHODS OF COGNITIVE ACTIVITY

OF FUTURETEACHERS

This article deals with activities of the teacher as the broadcast not only knowledge and skills, but also ways of cognitive activity through which these knowledge and skills were obtained. The author's vision is defined cultural entities broadcast teacher ways of cognitive activity. The main trends are marked in the sphere of the Russian education, influencing the educational activities. Education activities is shown as a set of different levels, which are determined by the varying degree of inclusion of mechanisms for the development of a culture of broadcast methods of cognitive activity of the individual student. The author concludes that in order to build a culture of broadcast methods of cognitive activity of future teachers in education practice should be taken into account such as communication based on cultural patterns and training activities, updated versions in the aspect of mental activity and cultural and decorated samples of human activity aspect of cultural code of the Russian society. Keywords: translation culture of cognitive activity methods, conditions of culture broadcast teacher ways cognitive activities

В современных условиях подготовки будущих педагогов можно выделить три основные тенденции изменений в сфере российского образования, влияющих на характер педагогической деятельности: Во-первых - это общероссийская тенденция изменения основной парадигмы образования, которая связана со сменой типов социокультурного развития. В рамках этой тенденции российское образование ориентировано на сохранение национальной культурно-исторической традиции и достаточно вы-

сокого уровня современного социокультурного фона (школа в современном культурном центре и школа как современный культурный центр).

Во-вторых, движение нашей школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманитаризация и компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения, возникновение на основе самостоятельности школ и вузов сообществ учащихся и преподавателей и др.).

Как цитировать статью: Калинина Н.В. Условия формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущих педагогов // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3(48). с. 167-172

Третья тенденция состоит в адаптации системы образования к требованиям рыночной экономики. В рамках этой тенденции взаимодействие образования с культурой, мера и особенности отраженности культуры в содержании образования идут при явном доминировании ее низшего слоя, технокультуры, направленность на удовлетворение чувственных потребностей. В своих крайних проявлениях потребительская система истины приводит к стиранию граней между истинным знанием и невежеством.

В целом изменения говорят о том, что в системе образования находят отражение происходящие в обществе как негативные, так и позитивные процессы.

Современный учитель в своей деятельности может выступать или как транслятор культуры или как транслятор ценностей позитивного эгоистичного гедониста. В связи с этим, для современного педагогического образования становится актуальной идея о том, что деятельность педагога - это его способ трансляции культуры. Учитель презентует себя как человек культуры. Согласно этой идее, человек культуры - нравственный человек, «идущий дорогой добра», стремящийся и достигающей гармонии между социумом и внутренним «Я». Поэтому целесообразно рассматривать деятельность педагога как синтез устремленности к высшим пластам человеческой культуры, не отрицая при этом направленности на удовлетворение чувственных потребностей в системе принятых норм и правил.

Таким образом, характеризуя педагогическую деятельность, следует отметить, что она связана, прежде всего, с трансляцией культуры, в рамках которой субъекты образования становятся носителями определенных ценностей и знаний. При этом базовые знания и ценности (любовь, справедливость, добро, красота, истина), являются непреходящими, некоторые ценности значимы для конкретного общества и актуальны в определенный отрезок времени, выражаются как соблюдение культурных норм, находящихся под огромным механизмом социального контроля. Пресса, радио, телевидение, книги не всегда, но в целом пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек.

Деятельностная направленность образования требует формирование у обучающихся способности к активной деятельности, к творческому труду, в том числе профессиональному. Подчеркнем, что потенциал и роль знаний при этом не умаляется, по-иному расставляются акценты, знания перестают выступать главной и единственной целью образования, а помогают упорядоченно воспринимать мир, выстраивать логические соотношения и смысловые связи окружающей действительности.

В самом общем смысле «уметь делать» означает способность ученика самостоятельно сориентиро-

ваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Далее, в соответствии с имеющимися условиями и целью определить конкретные способы, средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.

Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер.

Если цель задается кем-то другим (например, учащемуся - учителем, работнику - руководителем), то такая деятельность человека будет пассивной, исполнительской.

Для овладения всеми существенными сторонами деятельности, для формирования стратегических умений необходима организация в учебном процессе собственного практического опыта учащихся в инте-гративной деятельности. Это позволит сформировать у них способности к ориентировке, самостоятельному определению цели, действий и деятельности, к творчеству. Создать условия для продуктивной деятельности учащихся может педагог с высокой культурой трансляции способов познавательной деятельности.

Межличностное взаимодействие является одним из факторов развития личности. Потребности в контактах, любви, признании, согласно А. Маслоу, являются первичными человеческими потребностями. Неудовлетворенная потребность в общении вызывает обидчивость, негативизм, агрессивность. Взаимодействие учителя с учениками предполагает согласование целей, планов, функций участников, способов взаимодействия, а также разрешение конфликтов и противоречий. В основе взаимодействия в педагогической деятельности лежит межличностное общение, гуманные отношения и продуктивная деятельность.

Общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [9]. Общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей, как «триединство» передачи информации -взаимодействия - взаимовосприятия. Поэтому выделяют три стороны общения:

- коммуникативная (передача информации). Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности;

- интерактивная (взаимодействие). Данная сторона общения предполагает обмен не только словами, но и действиями, поступками;

- перцептивная (взаимное восприятие друг друга) [1].

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли ребенок педагога как заслуживающего доверия, или же заранее предполагает, что ничего не поймет. Чтобы не произошло этого непонимания, педагогу нужно продемонстрировать и закрепить в общения культурные образцы предстоящей деятельности. Перед учениками педагог выступает как образец той деятельности, которую им предстоит выполнить.

Культура трансляции на первом этапе обучения - это и есть демонстрируемая педагогом совокупность образцов деятельности.

На втором этапе учитель должен выйти в рефлексивную позицию по отношению к себе и построить знания о своей деятельности как дополнение к представлению об образце деятельности. Эффективными являются те знания, которые позволяют строить деятельность, операции.

На третьем этапе, когда обучающиеся организуют собственную деятельность, педагог обращается к деятельности учеников и в идеале должен суметь увидеть все тонкости, детали, ошибки при выполнении данной деятельности каждым учеником. Это знание создается самим учителем в реальной профессиональной практике, во взаимодействии с учениками, в культивировании в себе способности видеть и оценивать особенности деятельности других.

В этом заключается суть культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности [5], [6].

Мы характеризуем общение как одно из условий формирования культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности. Именно в общении происходит формирование установок на организацию и управление выполняемой деятельности. Делясь своими знаниями с другими, человек корректирует свои представления, анализирует полученную информацию, в случае ее значимости, обогащает свой субъектный опыт. Коммуникационная взаимосвязь между человеком и окружающим миром - это «динамика взаимного формирования человека и мира»[8]. И это взаимодействие происходит при наличии противоречий, стимулирующих переосмысление своих ценностей, убеждений, ускоряя, замедляя или изменяя процесс формирования культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности. Следовательно, мы можем наблюдать взаимосвязь общения и культуры трансляции педагогом способов познавательной деятельности личности и говорить об использовании общения между учащимися и педагогами как инструмента активизации их культуры трансляции способов познавательной деятельности.

В результате такое общение находит свое выражение в умении учителя в процессе взаимодействия с учащимися, оценивать последствия собственных личностных влияний на учеников, умении оказывать ненаправленное воздействие, использовать такие способы общения как понимание, признание, принятие другого. Осуществляемое в форме диалога, взаимодействие студента и преподавателя предполагает выход студента на путь формирования высокого уровня культуры трансляции способов познавательной деятельности.

В аспекте познавательной деятельности обучающихся личностные смыслы мы рассматриваем как способность студента принимать решения, руководствуясь развитым особым образом сознанием, готовностью к достижению цели и личностным отношением к содержанию учебной деятельности. Принятый личностью смысл задает нормативы учебной деятельности и определяет принятие студентом самостоятельного решения, как личностно значимого.

В учебной деятельности студента образованию личностных смыслов осуществляемых действий помогает мотив. Изменение мотивов преобразует готовность личности к различным событиям. Учет личностью своего ресурса заставляет ее выстраивать приоритеты целей, ценностей, мотивов, а значит, события отбираются и упорядочиваются человеком согласно личным ценностям.

Механизмы культуры трансляции способов познавательной деятельности раскрываются в эффектах смыслообразования:

- порождения и обеспечения направленности способов деятельности (мотив);

- эмоциональной окраски и трансформации психического образа (личностный смысл);

- стабилизации дезорганизующих влияний на протекание деятельности (смысловая установка);

- моделирование должного (личные ценности) [7].

Уровень результата достижения характеризует

поставленную цель, выбор которой происходит при законченном формировании мотива. В связи с этим наблюдаются различные уровни мобилизации человека, его стараний. Поэтому, можно говорить о различной роли мотива. Отсюда возникает связь мотива с самооценкой возможностей. В мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании использовании опыта прошлого. Таким образом, мотив помогает определить «зону ближайшего развития». Формирование намерения приводит к возникновению у человека побуждения достичь конкретной цели. При этом, желаемый результат можно достичь, прилагая волевые усилия. Центром ядра личности - единого смыслового образования исследователи (Д.А. Леонтьев и др.) признают систему личностных смыслов или отражение в сознании, например, отношений мотива и цели.

Следовательно, через смысловые образования, изменяется самосознание, что способствует становлению культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога. При определенной организации учебной деятельности сознание студента оперирует не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, установлением причинно-следственных связей, что позволяет студенту перейти из позиции ре-продуктивно-функционального исполнения своих обязанностей в позицию саморазвивающегося субъекта. Учебная деятельность выступает также условием формирования у будущих педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности.

Мы представляем учебную деятельность как совокупность ее разных уровней, выделяя:

- уровень стихийного осуществления учебной деятельности;

- прогностико-диагностический уровень;

- уровень активного освоения учебной деятельности.

Эти уровни определяются разной степенью включения механизмов становления культуры трансляции способов познавательной деятельности личности студента (самопознание, планирование, самореализация, самоконтроль).

На первом уровне механизмы культуры трансляции способов познавательной деятельности не осознаются. Постановку цели и планирование предстоящей деятельности студент осуществляет с помощью преподавателя.

На втором -включение процессов самопознания, самоопределения позволяет личности осмыслить себя, увидеть перспективы своей деятельности. Только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а определение смыслов и планирование предстоящей деятельности выполняется студентом самостоятельно в рамках предъявленного задания.

На третьем уровне процессы самореализации и самоконтроля обеспечивают овладение студентом способами деятельности учения, постепенно переходя к творческому осуществлению познавательной деятельности и реализации себя. Данный уровень характеризуется тем, что работа ведется студентом по собственной инициативе; он без помощи преподавателя сам определяет цель, содержание, план работы и выступает как самостоятельный транслятор культуры в единстве ее теоретических, практических и аксиологических аспектов. Заметим, самопознание в нашей модели понимается как познание себя в качестве субъекта культуры.

Самоопределение - самостоятельный осознанный выбор целей, задач, заданий и форм деятельности в аспекте конкретного культурного события.

Самореализация - осуществление собственной деятельности как совокупности личностных установок в русле культурных традиций, включая авторское решение отношение учебных заданиях и учебных ситуаций.

Для достижения самореализации личности содержанию учебной деятельности придается лич-ностно-ценностный смысл. Отметим, что в процессе познавательной деятельности, при организации учебного материала, личность оперирует не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями. В этом случае новое знание будет обладать свойствами созидательности, знания не будут разрушать природу человека. Знания, преобразованные в умения, могут стать основой для особого состояния личностного сознания. Это состояние характеризуется способностью к личностной самоорганизации студента, выражающую способность человека к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов: критичности сознания, рефлексии и др.

Осмысление и переосмысление собственной деятельности помогает осуществить самоорганизацию и перейти из режима внешнеуправляемого функционирования в режим интенсивной трансляции способов познавательной деятельности. Эффективность учения как условия формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности студентов обусловлена не заменой имеющегося опыта и знаний на новые, а согласованием их с уже имеющимися знаниями, накопленными в ходе собственной жизнедеятельности.

Тем самым, исходя из признания за обучающимися права на самоопределение, учение должно быть ориентированно на овладение знаниями, способами познавательной деятельности, практическими умениями. Тогда осмысленные знания и способы познавательной деятельности становятся личностным приобретением.

Характеризуя знание, В.П. Зинченко вводит понятие «осмысленное знание» ассоциируя его с понятием «живое знание». Оно отличается от «мертвого знания» тем, что его нельзя усвоить, его можно только «взрастить» в процессе учения. По его мнению в «живое знание» входит: - знание до знания (предзнако-вые формы знания, мироощущение и т.п.), то есть «неявное знание»; -знание как таковое (формы знания, существующие в институализированных системах, в науке); - знание о знании (отрефлексированные формы знания); -знание о незнании (влекущая, приглашающая сила; «я знаю только то, что ничего не знаю») [3]. При таком подходе в процессе учения у студента формируются «личностные структуры сознания», которые выступают механизмом и источником культуры трансляции способов познавательной деятель-

ности. С этой точки зрения специфика познавательной деятельности нацелена на создание условий для студентов, в которых они имеют возможность проявить и выразить себя, «осуществляя акт культурного утверждения себя в мире». Таким образом, движение к высшему уровню учебной деятельности, выступает определенной потенцией, которая реализуется через способность самостоятельно выстраивать пространство своей культуры трансляции способов познавательной деятельности через свободную, творческую деятельность.

Качество будущей профессиональной деятельности зависит от уровня сформированности определенных элементов в структуре личности специалиста: не только знаний, умений и навыков, но и профессиональной направленности, желанием и возможностью саморазвития в себе духовно-ценностного через глубинное общение с другим, развитие своего «Я» и «Я» другого человека через вовлечение в сотрудничество, поэтому, при организации учебной деятельности студентов, следует учитывать ее предметную, функциональную и личностную стороны взаимодействия. В связи с этим, следует обратить внимание на стили педагогического общения. Стиль педагогического общения традиционно рассматривается как относительно устойчивый способ осуществления педагогической деятельности и взаимодействия с участниками образовательного процесса [4].

К основным стилям, определяющих коммуникативную стратегию, относят:

- авторитарный,

- манипулятивный,

- диалогический.

При авторитарном стиле общения, сдерживающем развитие самостоятельности и активности воспитанников, можно говорить об отсутствии у педагога не только культуры трансляции способов познавательной деятельности, но и качественной трансляции учебных знаний, повышающей мотивацию учения.

Манипулятивный стиль педагогического общения, проявляющийся в скрытой централизации образовательного процесса, при внешней, «кажущейся» демократичности. Педагог-манипулятор не «навязывает» детям свои цели и ценности, он старается сделать так, чтобы дети приняли их в качестве собственных. В рамках манипулятивного стиля общения, педагог затрудняется соединить отдельные элементы организации познавательной деятельности в целостную картину. Психологические защиты блокируют проявления педагога в общении, которые можно характеризовать как проявления с позиций высокой

культуры трансляции способов познавательной деятельности.

Диалогический стиль обеспечивает личностную целостность, помогает собственной самоактуализации и саморазвитию подрастающей личности. Его основой является понимание и принятие личности ребенка, уважение индивидуального, внутреннего мира растущего человека, учет в образовательном процессе потребностей и интересов обучающихся, выстраивание гуманистических отношений. Учитель и ученик совместно идут к общей цели - самоактуализации и личностному росту каждого. Высокая культура трансляции способов познавательной деятельности обеспечивает коммуникационную взаимосвязь между педагогом и учащимся «в динамике их взаимного формирования» [8]. И это взаимодействие происходит при наличии противоречий, стимулирующих переосмысление своих ценностей, убеждений, ускоряя процесс личностного развития, саморазвития, самоактуализации.

Как отмечает Р. Бернс, доверительное отношение воспитанников к педагогу зависит от компетентности педагога, от честности и справедливости педагога, от личностной заинтересованности в успехах ребенка, такта и т.д. [2]. Это базовые характеристики педагога, который отличается высокой культурой трансляции способов познавательной деятельности. В подтверждение данной мысли можно привести слова Р. Бернса. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р. Бернс выделил качества эффективного педагога:

- максимальная гибкость;

- готовность сочувственно откликаться на нужды учеников;

- умение придать личностную окраску собственным утверждениям;

- установка на создание положительных стимулов для восприятия; владение стилем неформального, теплого общения с учащимися, предпочтение устных контактов;

- эмоциональная уравновешенность, жизнерадостность, уверенность в себе [2].

Резюмируя вышеизложенное и используя наш многолетний опыт подготовки будущих педагогов, отметим, что для успешного формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущих педагогов в образовательной практике следует учитывать условия, позволяющие организовывать общение студентов с опорой на культурные образцы и учебную деятельность, актуализирующую мыследеятельность в аспекте культурного кода российского общества.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. М.: Прогресс, 1986, 263с.

3. Зинченко В.П. Образ и деятельность / В.П. Зинченко. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. 608с.

4. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2012. 640с.

5. Косогова А.С., Калинина Н.В. Педагогика: Основы теории обучения и воспитания / А.С. Косогова, Н.В. Калинина. Новосибирск: издательство ООО «ЦСРНИ», 2016. 240с.

6. Косогова А.С., Калинина Н.В. Методологические и практические аспекты формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога [Электронный ресурс] / А.С. Косогова, Н.В. Калинина // Современные проблемы науки и образования http://www.science-education.ru/ 2017. № 2. (дата обращения: 25.08.2017)

7. ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев М.: Смысл, 2003. 487с.

8. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. 425с.

9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

Reference list

1. Andreeva G. Social psychology: the textbook for higher education institutions / G. Andreeva. M.: Aspect Press, 2010. 363 p.

2. Burns R. Development of the Self-concept and education / R. Burns. M.: Progress, 1986, 263 p.

3. Zinchenko V. The image and activity / V. Zinchenko. M.: Institute of Practical Psychology, Voronezh: MODEK, 1997. 608 p.

4. Il'yin E. Psychology for teachers / E. Il'yin. SBR.: Saint Petersburg, 2012. 640 p.

5. Kosogova A, Kalinina N. Pedagogy: Bases of the theory of training and education / Kosogova A., N. Kalinina. Novosibirsk: LLC publishing house "TsSRNI", 2016. 240 p.

6. Kosogova A, Kalinina N. Methodological and practical aspects of formation of culture of broadcast of ways of cognitive activity of future teacher [Electronic resource] / A. Kosogova, N. Kalinina // Modern issues of science and education of http://www.science-education.ru/ 2017. №2. (date of access: 25.08.2017)

7. Leont'yevD. Sense psychology: Nature, structure and dynamics of semantic reality / D. Leont'yev. M.: Smysl, 2003. 487 p.

8. MaslowA. New boundaries of human nature / A. Maslow. M.: Smysl, 1999. 425 p.

9. Petrovskiy V. Personality in psychology: Paradigm of subjectivity / V. Petrovskiy. Rostov-on-Don: Feniks, 1996. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.