Научная статья на тему 'Методологические аспекты формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога'

Методологические аспекты формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE / TRANSLATION METHODS / COGNITIVE ACTIVITY / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES OF EDUCATION / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Н. В.

В статье рассматриваются методологические основы формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности у будущих педагогов. Вводится понятие «культура трансляции способов познавательной деятельности», выделяются его базовые компоненты. К ним отнесены аксиологический, интеллектуально-личностный, деятельностно-методологический, коммуникативный. Особое внимание уделено рассмотрению ориентации содержания образования на саморазвитие, свободу, творчество, гуманизм как актуализированные ценности современного высшего образования. Формирование у педагога культуры трансляции способов познавательной деятельности является многоэтапным процессом, который сопровождается изменениями во всей внутренней сфере педагога и затрагивает формирование образа профессионала, отвечающего современным требованиям, поэтому представлены два основных направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF CULTURE OF TRANSLATION METHODS OF COGNITIVE ACTIVITY OF A FUTURE TEACHER

The paper presents research on methodological bases of formation of culture of translation methods of cognitive activity of future teachers. The concept of “culture translation of methods of cognitive work” are the basic components. These are axiological, intellectual and personal, activity-methodological, communicative. Special attention is given to the orientation of educational contents on self-development, freedom, creativity, humanism as the updated values of modern higher education. The formation of the teacher culture broadcast methods of cognitive activity is a multistep process accompanied by changes in the whole inner sphere of the teacher and affects the formation of the image of a professional, meeting modern requirements, therefore, presents two main areas of work.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога»

го воспитания в семье. Они постарались толковать его значение.

Гейдар Алиев, который длительное время руководил Азербайджаном, придавал большое значение воспитанию общества в духе гражданственности. Для того чтобы успешно проводить эту трудную задачу, великий учитель не ограничился своими ценными словами и советами, но и представил нам свой научный подход к решению проблемы. Г. Алиев, говоря о личных и общественных интересах людей, подчеркнул, что следует найти точки соприкосновения этих двух интересов. Он считал, что высшей точкой в пути к совершенству является высокая интеллектуальность и мораль. Именно это есть основным критерием человека-гражданина [1, с. 100 - 108].

Учёный-исследователь Аждар Агаев отмечает, что в содержании гражданских уроков Гейдара Алиева широкое место занимает славная история, язык, литература, культура, мораль и ментальные ценности Азербайджанского народа. По мнению опытного учёного, кто вооружен этими ценностями, тот на самом деле может носителем настоящего гражданина. Продолжая свои исследования, Я. Агаев отмечет, что на основе национальной гражданской идеи Г. Алиева лежит гражданский долг каждого человека. Учёный пришел к выводу, что идеи и мысли Г. Алиева в области воспитания гражданина ценны не только тем, что они имеют научно-теоретические значения, но они привлекают наше внимание именно с практической точки зрения [2, с. 19]. В целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса развивающегося поколения особое место занимает гражданская подготовка. Как отмечено выше, воспитание гражданина очень сильно зависит от семьи. Данную воспитательную работу можно выполнить благодаря крепкой связи школы с семьей. Гражданская подготовка развивающего общества на всей протяжении истории занимала актуальное место. Она приобретает особую значимость, когда наша страна получила независимость, так как раньше, то есть при СССР, внушались такие понятия, как «большая родина» и «малая родина». А теперь мы имеем дело с конкретной Родиной. Другая отличительная особенность нынешнего времени заключается в том, что СССР был империей с авторитарной формой управления, а в нашей стране демократические институты стоят на страже прав и свобод граждан. Следовательно, гражданское воспитание в нашем демократическом обществе коренным образом отличается от того общества, которое превратилось в историю. Теперь перед независимым Азербайджаном стоит чёткая задача: вырастить детей с демократическим мышлением. Эти дети верны своей Отчизне, языку, культуре, народным традициям и себя чувствуют полноправным хозяином своей страны. Такие граждане готовы беречь Родину как зеницу ока, они умеют вкладывать свой труд с той целью, чтобы страна развивалась и завоевала новые рубежи в пути к демократиче-

Библиографический список

скому обществу. Эту миссию можно выполнить только во взаимосвязи семьи, школы и общества.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, дали толчок к тому, что содержание понятия «гражданственность» приобрело новое качество, которое отвечало требованиям общества.

Гражданственность - это глубокое чувство понимания необходимости единства народов, с которыми ты проживаешь; уважение к государственному образованию; понимание важности безопасности государства и понимание ответственности; служение отчизне в рамках конституционных прав и обязанностей; приложение усилия в процветании родины.

Для того чтобы воспитать гражданина, с ранних лет должна проводиться системная работа в семье. Чтобы выполнить эту миссию, родители должны искать всевозможные пути.

Воспитание гражданственности и патриотизма привлекало внимание многих Азербайджанских исследователей, таких как Я. Агаев, Р. Гусейнов, А. Алиев, Щ. Илясов, Н. Юсифова, С. Са-фарова и др. [3; 4] Они глубоко изучали чувства гражданского достоинства и гражданского долга в раннем возрасте ребёнка и среди школьников профтехучилищ, обобщали свои исследования, аргументировали актуальность воспитания гражданственности и патриотизма. Исследователи в соответствии с темой разработали этапы развития гражданского воспитания.

Практика показывает, что чувства гражданственности, как другие человеческие особенности, начинается с семьи. Именно поэтому для определения системы воспитания гражданственности важное значение имеет изучение воспитательного процесса детей в семье. В данной статье мы попытались донести до сведения читателей не содержание и суть проведенного воспитательного процесса в этой области, а постановку проблемы. Изучение исследовательского опыта Азербайджанских учёных показывает, что дети гражданскую позицию в семье формируют, исходя из гражданской позиции и ведущих установок родителей. Для этого необходимо, что бы в семье систематически проводились семейные чтения, беседы на темы, связанные с устройством гражданского общества. Очень важно при этом знакомство ребёнка с государственной символикой, участие в государственных праздниках. В совокупности всё это выступает своеобразным источником формирования гражданских чувств у ребёнка. Ребёнок, который воспитывается в духе патриотизма, любви к Родине, семье, понимает себя, природу и общество, и естественно, у него формируется гражданская ответственность. Наконец, следует отметить, в каждой семье с раннего возраста детей особое внимание необходимо уделять воспитанию гражданственности и патриотизма, а для этого крайне необходимо работать над правами и обязанностями будущих граждан. Только в этом случае семья становится настоящим очагом воспитания гражданственности у подрастающего поколения.

1. Агаев Я.Я. Гражданское образование необходимость нашего дня. Азербайджан мектеби. 2004; 1.

2. Агаев Я.Я. Человек, кто является примером всему поколению. Баку, 2016.

3. Илясов Щ.В. Система работы по воспитанию гражданственности в семье. Баку: 2000.

4. Haydon G. Aims in Citizenship Education: Responsibility, Identity, Inclusion. Education for Democratic Citizenship: Issues of Theory and Practice. A. Lockyer, B. Crick, C. Annette (Eds.). Aldershot, 2003.

References

1. Agaev Ya.Ya. Grazhdanskoe obrazovanie neobhodimost' nashego dnya. Azerbajdzhan mektebi. 2004; 1.

2. Agaev Ya.Ya. Chelovek, kto yavlyaetsya primerom vsemu pokoleniyu. Baku, 2016.

3. Ilyasov Sch.V. Sistema raboty po vospitaniyu grazhdanstvennosti vsem'e. Baku: 2000.

4. Haydon G. Aims in Citizenship Education: Responsibility, Identity, Inclusion. Education for Democratic Citizenship: Issues of Theory and Practice. A. Lockyer, B. Crick, C. Annette (Eds.). Aldershot, 2003.

Статья поступила в редакцию 15.01.17

УДК 378

Kalinina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Irkutsk State University, (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF CULTURE OF TRANSLATION METHODS OF COGNITIVE ACTIVITY OF A FUTURE TEACHER. The paper presents research on methodological bases of formation of culture of translation methods of cognitive activity of future teachers. The concept of "culture translation of methods of cognitive work" are the basic components. These are axiological, intellectual and personal, activity-methodological, communicative. Special attention is given to the orientation of educational contents on self-development, freedom, creativity, humanism as the updated values of modern higher education. The formation of the teacher culture broadcast methods of cognitive activity is a multistep process accompanied by changes in the

whole inner sphere of the teacher and affects the formation of the image of a professional, meeting modern requirements, therefore, presents two main areas of work.

Key words: culture, translation methods, cognitive activity, values of education, self-development.

Н.В. Калинина, канд. пед. наук, доц. Иркутского государственного университета, г. Иркутск,

Е-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются методологические основы формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности у будущих педагогов. Вводится понятие «культура трансляции способов познавательной деятельности», выделяются его базовые компоненты. К ним отнесены аксиологический, интеллектуально-личностный, деятельностно-методологи-ческий, коммуникативный. Особое внимание уделено рассмотрению ориентации содержания образования на саморазвитие, свободу, творчество, гуманизм как актуализированные ценности современного высшего образования. Формирование у педагога культуры трансляции способов познавательной деятельности является многоэтапным процессом, который сопровождается изменениями во всей внутренней сфере педагога и затрагивает формирование образа профессионала, отвечающего современным требованиям, поэтому представлены два основных направления работы.

Ключевые слова: культура трансляции способов познавательной деятельности, ценности образования, саморазвитие.

Сегодня человечество перешагнуло в новый век, в новое тысячелетие. В современной эпохе формируется информационная цивилизация, а основу глобальной ситуации XXI века закладывает именно система образования. Система образования обеспечивает прогресс общества для его устойчивого развития. Образование выступает механизмом изменения ценностей, и, как следствие, знаний, поведения и образа жизни. Развитие профессионального образования, в том числе и высшего, рассматривается сегодня в контексте процессов, происходящих в экономике и на рынке труда. Необходимость осмысления этих процессов предъявляет особые требования к подготовке будущего педагога. Прогрессивная идеология в подготовке педагогических кадров связана с переосмыслением и обогащением целевых установок. Сегодня становится очевидным, что методы и формы работы, направленные только на передачу знаний, не способствуют проявлению самостоятельности обучающихся, не создают условия для формирования профессиональной мобильности личности, не развивают у обучающихся способности к творчеству и сотрудничеству. Новые компетенции, которыми должен обладать педагог, нацеливают на решение профессиональных задач в рамках гуманистической образовательной парадигмы, системно-деятельностного и компетентностного подходов. В связи с этим, составными частями педагога «нового типа» выступают: общекультурные и профессиональные компетенции, главными из которых является не только готовность и способность педагога осуществлять профессиональную деятельность, но и находить новые способы деятельности в нестандартных ситуациях, поддерживать и реализовывать новшества в образовании. Осознавая свою миссию, современный педагог не только организовывает познавательную деятельность по репродуктивному воспроизведению знаний, но и создает условия для «продуцирования образовательного результата», преобразования и применения этого образовательного результата [1, с. 38]. Подчеркнём, что современные реалии требуют не только освоения обучающимся учебной деятельности, но и актуализации ученика, «запуск» механизмов саморазвития, включение обучающегося в целеполагание и рефлексию своего учения, развитие способности самостоятельно решать проблемы постиндустриального общества на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный личностный опыт. Поэтому, особенно актуальным в подготовке будущих учителей становится трансляция способов познавательной деятельности.

Из работ Г.П. Щедровицкого следует, что в обучении важно транслировать не только готовые знания, но и «специальные выражения» деятельности [2, с. 39].

Обеспечивает готовность и способность будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность с ориентацией на гуманитарные составляющие образования, формирование в человеке собственных потребностей, ценностей, установок помогает культура трансляции способов познавательной деятельности. В научной литературе глубоко разработан общетеоретический фундамент изучения культуры профессиональной деятельности: идеи философской и исторической мысли о ведущей роли культуры в становлении человечества (Ю.М. Лотман,

М. Мамардашвили и др.); подходы философов к структуре, характеристике социокультурной среды (В.С. Библер).

С точки зрения социологического подхода, профессиональная культура субъекта есть совокупность индивидуальных, социально обусловленных способов, стратегий и способностей, обеспечивающих осуществление профессиональной деятельности и выступает как механизм, регулирующий профессиональное поведение личности [3, с. 68].

Основой ориентировки в определении сущности феномена инновационной культуры будущего педагога для нас послужили представления о культуре в работе К. Клакхона и А. Кребера [4]. Они рассматривают как одно из основных определений культуры, структурное определение, акцентирующие внимание на структурной организации культуры.

Анализ литературы (Н.В. Громыко) позволил нам выделить общие структурные компоненты культуры трансляции способов познавательной деятельности будущих педагогов: аксиологический, интеллектуально-личностный, деятельностно-методологи-ческий, коммуникативный.

Аксиологический компонент связан с постижением смысловых ценностей философии культуры и образования. Известно, что основным условием трансформации гносеологического потенциала в культуротворческий является превращение знаний о культуре в собственные ценности, присвоение этих ценностей на личностном уровне, чему и способствует аксиологический компонент культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога. С этих позиций знание выступает не как самоцель, а как знание культурное, способствующее как личностному росту, так и развитию. Для современного педагогического образования становится актуальной идея о том, что деятельность педагога - это его способ трансляции культуры. Учитель презентует себя как человек культуры. С учетом этой идеи, очевидно, что ядром содержания образования выступают ценности культуры.

Процесс формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога актуализирует такие ценности как гуманизм, свобода, саморазвитие, творчество. Обосновывая ценность гуманизм, следует отметить, что сегодня появляется много агрессивных, опасных технологий манипулирования человеком. Значимость обозначенной ценности в образовательном процессе можно выразить словами: «Зачем гуманизм? Чтобы человек уцелел и другим уцелеть помог ...». Рассматривая свободу как ценность, подчеркнем, что свобода дает возможность человеку мыслить, поступать согласно своим целям и побуждениям. Потребность в свободе глубоко заложена в природе человека, без нее личность не может действовать на основе своих ценностей и не по принуждению. Свобода позволяет осуществлять целеполагание собственного жизненного пути, позволяет выбирать между альтернативами в соответствии с личными притязаниями. Благодаря приобретению свободы и существованию возможности выбора жизненных ориентиров, личность может встать на путь своего саморазвития. С этих позиций в образовании актуальным является не овладение знаниями как таковыми, а становление человека как субъекта собственной жизни и профессии благодаря знаниям. Становле-

ние современного педагога невозможно без саморазвития как активного процесса, но основанием человеческой, в том числе и профессиональной, активности служит свобода. Свободно делая выбор, человек несет за него ответственность. Поэтому, и саморазвитие обусловлено осознанностью свободного выбора, ответственностью человека за этот выбор и результат самосозидания в жизни [5]. В современном обществе все более востребован человек, способный к саморазвитию. Ориентиром является личность, определяющая перспективы своего развития, использующая собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие резервы, стремящаяся к самостоятельному выбору, творческой активности. Творчество также является одной из ценностей, определяющей позицию современного специалиста. В целом, творчество выражает особого рода жизненную способность, жизненную силу, смысл которой - создание нового.

Интеллектуально-личностный компонент в структуре культуры трансляции способов познавательной деятельности отражает уровень формирования интеллектуальной компетентности, саморегуляции. М.А. Холодная охарактеризовала интеллектуальную компетентность как особый тип организации знаний, который обеспечивает возможность принятия эффективных решений в конкретной области деятельности [6]. Саморегуляция выступает как сознательное управление собой. Осознанная регуляция студентом своей целенаправленной активности, выражается в способности самостоятельно принимать цели своей деятельности и самостоятельно их реализовывать средствами, которые он определяет сам.

Деятельностно-методологический компонент связан с организацией учебного процесса по овладению обучающимися структурой познавательной деятельности, основными закономерностями конкретной предметной области, решением теоретических и практических задач, выбором способов конструирования идеальных объектов, обращением к схематизации и моделирования знания.

Данный компонент предполагает осуществление деятельности как системы, включающей выделение познавательной задачи, подбор методов и средств по решению поставленной задачи, контроль и рефлексии своей деятельности, включающей осознание особенностей своего познания.

Коммуникативный компонент характеризует готовность будущего педагога к конструктивному диалогу. В процессе этого диалога происходит обмен идеями, размышлениями, всем тем, что выступает достоянием внутреннего мира общающихся индивидов. Делясь своими знаниями с другими, студент корректирует свои представления, анализирует полученную информацию, в случае ее значимости, обогащает свой субъектный опыт. Коммуникационная взаимосвязь между человеком (будущим педагогом) и окружающей средой - это взаимное обогащение и взаимовлияние человека и среды. И это взаимодействие происходит при наличии противоречий, стимулирующих переосмысление своих ценностей, убеждений, ускоряя, замедляя или изменяя процесс формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности.

Именно культура трансляции человеком в мир сущности своего «Я» и своих изобретений, своего видения последствий деятельности в глобальном общечеловеческом контексте может способствовать преодолению потребительского отношения человека к природе, другим людям и самому себе. Благодаря культуре трансляции достижений человека оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического проекта в глобальном масштабе. В противном случае формируются поколения технократов, способных ради демонстрации интеллектуальных возможностей и удовлетворения материальных потребностей пренебречь жизненными интересами человечества [7].

Таким образом, для овладения всеми существенными сторонами деятельности, для формирования стратегических умений необходима организация в учебном процессе собственного практического опыта учащихся в интегративной деятельности. Это позволит сформировать у них не только способности к ориентировке, самостоятельному свободному определению цели, действий и деятельности, но и к творчеству. Создать условия для продуктивной деятельности учащихся может педагог с высокой культурой трансляции способов познавательной деятельности. Высокая культура трансляции способов познавательной деятельности обеспечивает также коммуникационную взаимосвязь между педагогом и учащимся.

Эффективность формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога в значительной мере зависит от создания педагогических условий в учебной деятельности. Рассмотрим, какими особенностями должна обладать учебная деятельность студентов, имеющая стержнем идею формирования культуры трансляции способов познавательной деятельности. Формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности будущего педагога мы рассматриваем как проблему, одновременно решаемую в двух направлениях.

Первое направление связано с целенаправленным формированием компонентов трансляции способов познавательной деятельности - аксиологического, интеллектуально-личностного, деятельностного-методологического, коммуникативного.

Для процесса формирования интеллектуально-личностного и деятельностного-методологического компонентов, важно приобщение личности будущего педагога к деятельности, направленной на решение учебно-профессиональных задач в меняющихся обстоятельствах. В ходе данной деятельности будущим педагогом вырабатываются и воплощаются педагогические решения. Задача, субъективно принятая обучающимся, не являясь сама по себе объектом познания, выступает в учебной деятельности как звено между субъектом (студентом) и объектом познания. Очевидно, что в ходе решения задачи происходит известное изменение и субъекта, и объекта познания. Столкнувшись с неизвестной ситуации в задаче, будущий педагог переживает состояние потребности в её разрешении. Эта потребность побуждает его к интеллектуальной инициативе, ведущей к порождению продуктивных оригинальных идей.

Особое внимание мы уделяем рассмотрению нешаблонных задач, так как типовые задачи не нуждаются в процессе решения как таковом. Нешаблонные задачи требуют специального процесса решения. Среди них мы выделяем задачи с явно и латентно представленными связями между личностными смыслами студента и направленностью задачи на объект.

Процесс решения задачи с латентной связью направлен на раскрытие сущности определенного явления, рассмотрения условий, при которых оно могло возникнуть, причин, обусловивших возникновение и существование явления. Презентация решения включает следующие предписания: рефлексия студента относительно «области», «рамок» решения; вычленение в понятиях проблемной ситуации; выбор типа объяснения (причинно-следственное, структурное, генетическое) проблемной ситуации; установление в ходе решения различия и соответствия новых знаний прежним. Решение задачи можно представлять не только в виде вербальной информации, но и в виде структурных схем, логико-смысловых моделей и т.п.

Важнейшая функция задач с латентным видом связи заключается в увеличении ресурса мышления и деятельности, в создании пространства для последующего расширения «мыследе-ятельности» (Г.П. Щедровицкий) как поиска новых идей. Работа с задачами данного типа требует определенного знаниевого обеспечения. Прежде всего, необходимы научные знания - из области психологии, педагогики, философии и др. Это активизирует студентов на самообразование, развивает рефлексивные и прогностические способности. Очевидно, что нешаблонные задачи обладают определенным активизирующим потенциалом, чтобы использовать этот потенциал следует придерживаться при работе с задачей некоторых шагов: обращение к источникам, содержащим разнообразную социально-ориентирующую информацию - психолого-педагогическую, специально-научную; высказывание мыслей, оценок о смысле и педагогической значимости различных идей, проблем изучаемого предмета - педагогики (в нашем случае); новое видение предметной области, приобщение студентов к некоторой сфере общественной культуры. Подчеркнем, что работу с нешаблонными задачами можно рассматривать в контексте формирования интеллектуально-личностного и деятельностного-методологического компонентов культуры трансляции способов познавательной деятельности педагога.

Значимым структурным компонентом культуры трансляции способов познавательной деятельности является коммуникативный компонент, потому что трансляция предполагает введение знания в реальную коммуникативную ситуацию. Опираясь на положения В.С. Библера о диалогичности современной культуры, о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими культурами, в том числе и в учебной деятельности, мы полагаем, что в процессе осуществления учебной деятельности разворачивается диалог культур [8; 9]. Боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.