УДК 371.174
Лопатина Светлана Сергеевна
Преподаватель кафедры гуманитарных основ государственной службы Сибирского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, [email protected], Новосибирск
условия формирования культуры общения студентов, будущих государственных служащих
Аннотация. В статье рассмотрены многоаспектность проблем в общении, а также выявлены компетенции общения, необходимые для студентов вуза государственной службы. Определены условия формирования культуры общения студентов в процессе обучения в вузе; анализируются различные аспекты понятия «общение»; выявлены особенности делового общения студентов.
Ключевые слова: культура общения, условия формирования культуры общения студентов, коммуникативная компетентность.
Lopatina Svetlana Sergeevna
Instructor, Department of Humanitarian basics of Public Administration, Siberian Institute -A Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President, [email protected], Novosibirsk
the conditions/circumstances of formation f the culture of communication
Abstract. In the article the circumstances of the formation of the students' culture of communication have been observed; different aspects of such definition as "communication", "students' communicative competence" are analyzed; peculiarities of formation of students' business communication are exposed.
Keywords: constructive communication, communicative competence, state officials' professional communication, conditions of the formation of culture of communication.
Государственный служащий - человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица. Он защищает интересы государства, народа и выражает интересы каждого человека. Важность овладения культурой общения государственного служащего очевидна, т. к. она повышает и укрепляет авторитет и профессионализм каждого участника общения [1,с. 16]. Необходимыми для государственных служащих являются качества личности, связанные с социальной и нравственной зрелостью, а именно организованность, выдержка, профессиональная этика, терпимость, коммуникативная компетентность.
Вопросы межличностного, профессионального и делового общения привлекают внимание многих педагогов, социологов, психологов (И. Н. Браим, А. Л. Емельянова, Г. Г. Ильина, И. С. Ладенко, Б. Ф. Ломов,
Л. Л. Леонтьев, О. М. Мутовкина, О. В. Пенькова, С. В. Охотский и др.). Их научные исследования показывают, что 70% управленческих решений принимаются в устной форме руководителями в процессе делового взаимодействия. Исследователи констатируют, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на успешность проведения бесед, деловых совещаний, переговоров, дискуссий, презентаций, а также эффективность совместной деятельности [там же, с. 22].
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация «Бакалавр»), студент готовится к коммуникативной деятельности, а также должен владеть профессиональными компетенциями, для формирования которых необходимы определённые условия форми-
рования культуры межличностного и делового общения.
В педагогической науке условия понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы (А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева, Н. М. Яковлева и др.).
Мы выделяем комплекс педагогических условий, для формирования культуры делового общения студентов - будущих государственных служащих.
Первое. Введение в учебный план по направлениям подготовки 08050465 Государственное и муниципальное управление, 080505.65 Управление персоналом (бакалавр) дисциплины по выбору «Культура межличностного и делового общения». С помощью данной дисциплины будет реализовано формирование целостного представления о культуре общения личности, ценностного отношения к нормам культурного общения, развития установки на дальнейшее самовоспитание, самообразование и саморазвитие в области культуры общения, а также формирование представления о системе культуры общения общества, понимание сущности ее основных компонентов, развитие умения анализа коммуникативного поведения [5, с. 4]. В процессе обучения студентов необходимо использовать активные методы обучения: деловые, ролевые игры, дискуссии, Case Study, моделирование ситуаций, тренинги, круглые столы, использование интернет-технологий в процессе обучения, модульно-рейтинговую систему контроля знаний.
Второе. Изменения в содержании профессиональных практик студентов (ознакомительной, учебно-производственной, преддипломной).
Анализ отчётной документации всех видов показывает необходимость включения в задачи анализ взаимоотношений и общения внутри организации, разбор конфликтных ситуаций а также расширение тематики выпускных квалификационных работ по проблемам коммуникативной компетентности государственных служащих, способов предотвращения и решения различных конфликтных ситуаций.
Третье. Необходимо сформировать высокий уровень знаний, умений и навыков рече-
вого общения и поведения у студентов, будущих государственных служащих [6,с. 2]. Так в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» важно уделить внимание профессиональному и деловому общению, формировать подготовленность к публичной речи.
Четвёртое. Знакомство с речевым этикетом как условием эффективного речевого общения, недопустимость проявления речевой агрессии в деятельности государственного служащего, способы устранения речевой агрессии и др.
Необходимым элементом формирования культуры и этики общения должно стать изучение студентами, будущими государственными служащими, видов государственной речи. Особое внимание при этом уделять этике государственной и муниципальной службы, а также владению навыками ведения диалога (спора).
Комплекс данных педагогических условий включает в себя внедрение в учебный план дисциплины по выбору «Культура межличностного и делового общения», с помощью которой будет реализовано формирование целостного представления о культуре общения личности, ценностного отношения к нормам культурного общения, а также развития установки на дальнейшее самовоспитание, самообразование и саморазвитие в области культуры общения; переработку заданий для различных видов практик, определив виды деятельности для выявления коммуникативной компетентности государственных служащих, а также анализируя взаимоотношения и общения внутри организации, особое внимание уделить конфликтным ситуациям и методам их предотвращения и решения, включения в тематику выпускных квалификационных работ большего количества тем, связанных с коммуникативной компетентностью государственных служащих; формирование у студентов подготовленности к публичной речи, ознакомление с риторическим идеалом и образом современного оратора, рассмотрев идеальный внешний облик госслужащего и его манеру поведения.
Библиографический список
1. Давыдова О. А. Формирование культуры делового общения у будущих государственных
120
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2012
служащих : дис. канд. ... пед. наук. - Волгоград, 2003. - 206 с.
2. Качалов Д. В. Педагогические условия формирования педагогической культуры студентов вуза - будущих учителей в инновационной образовательной среде // Вестн. Шадр. гос. пед. инта. - 2011. - №3. - С. 120-139.
3. Кораблева Г. В. Философский энциклопедический словарь. - М., 2006. - 250 с.
4. Локтюшина Е. А. Единство формирования профессиональной и языковой компетентности как основа проектирования системы подготовки специалистов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №3. - С. 48-54.
5. Приказ министерства образования об утверждении и введении в действие Федерального
Государственного Образовательного Стандарта от 17 января 2011 г. № 41 Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2011 г. Регистрационный № 20437. - 42 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.busmesspravo.ru/Docum/Docum-Show_DocumID_163822.html (дата обращения: 06.04.2012).
5. Сараева В. В. Культура общения как важный фактор в профессиональной подготовке будущего специалиста. - НЧФ НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ». - Набережные челны, 2007. - 16 с.
7. Смирнова Н. В. Роль спецкурса «Культура общения» в подготовке педагога профессионального обучения. - Волжский государственный инженерно-педагогический университет, 2006. - 98 с.