УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ВЛАСТИ ПРОКУРОРА В ГОСУДАРСТВЕ
РОССИЙСКОМ
В.Н. ГАЛУЗО
Аннотация. За период 1649—1721 гг. на основе обширного нормативного материала реконструированы условия формирования института власти прокурора. Автором обнаружены истоки нового для России правового явления.
Ключевые слова: институт власти прокурора, государство Российское, смена правлений, система «кормления», упорядочение территории, совершенствование системы государственного управления.
При исследовании правового института — власти прокурора1 были установлены условия его формирования, а также временные границы этого неизбежного для всякого правового явления процесса. Под условиями понимаются «обстоятельства, от которых что-нибудь зависит»2, среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления3. Точкой отсчета при определении условий возникновения института власти прокурора избран 1649 г., а конечная граница — 1721 г. Для наименования государства в этот период возможно использование термина «государство Российское»4.
Период с 1649 по 1721 год ознаменовался сменой нескольких правлений. Период с 1649 г. по январь 1676 г. приходится на правление «Государя, Царя и Великого Князя» Алексея Михайловича. Именным указом «О титулах Царском и о Государственной печати» от 12 июля 1653 г.5 впервые был регламентирован перечень титулов царя, а также определен один из атрибутов его единоличной власти — печать.
В марте 1671 г. состоялось бракосочетание «Государя, Царя и Великого Князя» Алексея Михайловича с «девицею» Натальею Кирилловною Нарышкиной6, и спустя год в Грамоте Туринскому Воеводе Матвею Беклемишеву было «извещено» о рождении царевича Петра Алексеевича7, кардинальным образом повлиявшего на ход исторического развития государства Российского и предопределившего формирование одной из могущественнейших империй в истории человечества — Российской8.
30 января 1676 г. Именным указом было объявлено о смерти «Государя, Царя и Великого Князя» Алексея Михайловича и о восшествии на престол его совершеннолетнего сына — «Государя, Царя и Великого Князя» Федора Алексеевича9. 16 июня 1676 г. принят Именной указ «О венчании на Российское царство Государя, Царя и Великого Князя Федора Алексеевича и о присутствии при оном Боярам и прочим чинам без мест»10, а спустя два дня другим Именным указом11 об этом было объявлено всенародно).
Именным указом от 27 апреля 1682 г. состоялось «Объявление о кончине Государя, Царя и Великого Князя Федора Алексеевича и о избрании на Всерос-
сийский престол благоверного Государя, Царевича и Великого Князя Петра Алексеевича»12. Спустя месяц, 26 мая, Именным указом было объявлено «о совокупном восшествии на Всероссийский Престол Государей, Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и о вручении, за малолетством Их, управления Государственными Делами Сестре Их, Царевне Софии Алексеевне»13. Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич «совокупно именовались» «Самодержцами Всероссийскими»14. Таким образом, в государстве Российском был создан прецедент: одновременное юридическое правление родных братьев — «Государей, Царей и Великих Князей» Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича.
Однако фактическое правление ввиду несовершеннолетия братьев осуществляла их родная сестра «Государыня, Царица и Великая Княгиня» София Алексеевна. Русская самодержавная идея, конечно, не могла позволить столь долгое существование необычного триумвирата. И действительно, 7 сентября 1689 г. был принят Именной указ «Об исключении из Царского титула в грамотах, указах, в прошениях и прочих Государственных делах имени Царевны Софии Алексеевны»15, а 29 января 1696 г. Именным указом состоялось «Объявление о кончине Государя Царя и Великого Князя Иоанна Алексеевича и церемониала погребения Его»16.
«Государь, Царь и Великий Князь» Петр Алексеевич — выдающаяся и незаурядная личность — воспользовался этой благоприятной исторической обстановкой для реализации своих идей по преобразованию государства Российского. Необходимость преобразования с целью превращения государства из слаборазвитого и неконкурентоспособного с архаичным укладом жизни в высокоразвитое, самодостаточное и процветающее с преимущественно правовым способом регулирования общественных отношений существовала. Препятствие для преобразования государства представляла так называемая система кормления, при которой чиновники осуществляли «государеву службу» на безвозмездной основе и могли себя обеспечить путем мздоимства с населения вверенной территории. Это приводило к многочисленным фактам злоупотреблений.
Именным указом «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов»17, разумеется, предусматривалась ответственность за разные злоупотребления. Так, в апреле 1654 г. был принят Именной указ «О наказании за взятки»18. Аналогичен по содержанию Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за них» от 24 декабря 1714 г.19 Преступность как социальное явление не только констатировалась, но и принимались соответствующие «узаконения» по «борьбе» с ней, вплоть до искоренения. В Именном указе «О забирании под караул праздношатающихся людей, о непускании таковых в доли по прибытии зари без явного свидетельства, о искании работников без поручных записей, о непродаже после зари питей и харча, о разнимании драк и о вспоможении тем, которые закричат: караул; о наблюдении чистоты по улицам и порядка в строении домов», «объявленном из Сената» 12 июня 1718 г.20, предупредительные меры предусмотрены против бродяжничества, неограниченной продажи алкогольных напитков, пресечении хулиганств.
В Именном указе «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут» от 19 марта 1719 г.21 речь идет не о пресечении воровства, но об «искоренении» лиц, его совершивших, что может свидетельствовать
0 широком распространении этого социального явления в государстве Российском. Ответственность за взятки была предусмотрена в Сенатском указе «О наказании за взятки и лихоимство» от 21 мая 1720 г.22, а также в аналогичных по форме узаконениях: «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» от 22 июня 1720 г.23 и «О рачительном сборе податей, и наказании за взятки» от 3 октября 1720 г.24
Помимо системы «кормления» существовали иные условия возникновения института власти прокурора, как то: упорядочение территории, совершенствование системы государственного управления. В частности, эффективными оказались меры организационного и экономического характера. Необходимо сказать прежде всего об изменении порядка летоисчисления в государстве Российском. Так, в Именном указе «О писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лет от Рождества Христова, а не от сотворения мира» от 19 декабря 1699 г.25 было дано следующее разъяснение: считать 1 января 7208 г. —
1 января 1700 г., а 1 января 7209 г. — 1 января 1701 г. В этот же день принят Именной указ «О праздновании Нового года», в соответствии с которым днем Нового года устанавливался день 1 января 1700 г., празднование продолжалось в течение семи дней26.
Далее речь идет об упорядочении территории государства Российского. Так, Именным указом «Об учреждении Губерний и о расписании к ним городов», «объявленным из Ближней Канцелярии» 18 декабря
1708 г.27, предусматривалось «учинение 8 Губерний, и к ним расписать города». Было учреждено восемь губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Аргангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.
Имеет непреходящее значение Именной указ «Об учреждении Правительствующего Сената и о бытии при оном разрядному столу вместо Разрядного приказа, и по два Комиссара из Губерний» от 22 февраля 1711 г.28 Для обеспечения управления в государстве Российском в связи с «отлучками» «Государя, Царя и Великого Князя» Петра Алексеевича и был учрежден новый государственный орган — Правительствующий Сенат. Сенатским указом «О новом устройстве Канцелярии Правительствующего Сената и о разделении всех дел по столам» от 27 марта 1711 г.29 предусматривалось образование учреждения четырех «столов» (по современной терминологии — структурных подразделений) Канцелярии Правительствующего Сената.
Представляет интерес Именной указ «О воспрещении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богодельням и о разсылке не приписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства с наказанием» от 21 января 1712 г.30, так как он свидетельствует о расслоении общества и попытке решить проблему социально обездоленных подданных государства Российского.
Именной указ «О Штате Коллегий и о времени открытия оных» от 11 декабря 1717 г.31 положил начало новому органу государства Российского — коллегиям. Именным указом «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице-Президентов» от 15 декабря 1717 г.32 были определены должностные лица с наибольшим объемом полномочий в восемь коллегий: «Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Ком-мерц, Штатс-Контор, Берг и Мануфактур». Учреждение еще одной коллегии — духовной — свидетельствует о фактическом слиянии церкви и государства. Об этом шла речь в «Высочайших резолюциях на доноше-ние Рязанского Митрополита Стефана» — «О приезде Архиереям в Санктпетербург поочередно, и об учреждении Духовной Коллегии» от 20 ноября 1718 г.33
Установление нового порядка управления в коллегиях и губерниях предусматривалось Именным указом «Об управлении во всех Коллегиях и в Губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между Коллегиями», «объявленным из Сената» 12 декабря 1718 г.34 В узаконении приведен реестр коллегий, в котором значатся: «1) Чужестранных дел (ныне Посольский приказ), 2) Камор (или казенных сборов), 3) Юстиция, 4) Ревизион (счет всех Государственных приходов и расходов), 5) Военной, 6) Адмиралтейской, 7) Коммерц (смотреть над всеми торгами и торговыми действиями), 8) Штатс-Контор (казенный дом) (ведение всех Государственных расходов), 9) Берг и Мануфактур (рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия)».
С целью обеспечения эффективного управления в государстве Российском путем безусловного и единообразного исполнения узаконений в декабре 1718 г. принят Именной указ «О должности Сената»35. В состав Сената входили президенты всех коллегий. Компетенцией Сената являлось рассмотрение только тех дел, которые не могли быть рассмотрены в коллегиях самостоятельно. Рассмотрение дел в Сенате допускалось только письменно. Фактически с этой же целью принят Именной указ «Об устройстве Губерний и об определении в оныя Правителей», «состоявшийся в Сенате» 29 мая 1719 г.36
Узаконением, посвященным управлению в государстве Российском, является «Генеральный Регламент или Устав, по которому Государственныя Коллегии, також и все оных принадлежащих к ним Канцелярий и Контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и в отправлении своего чина, подданейше поступать имеют» от 28 февраля 1720 г.37 В последующем принимались регламенты или уставы отдельных коллегий. Так, «Регламент или Устав Духовной Коллегии» принят 25 января 1721 г.38
Предпринимались безуспешные попытки ликвидировать систему «кормления» подданных государства Российского, состоящих на государственной службе. Так, 18 декабря 1708 г. утвержден (получена «Высочайшая резолюция») доклад «Посольского приказа» «О даче иностранным посланникам в Москве и Российским Послам в чужих краях жалованья, а также десяти молодым Россиянам отправленным для образования в чужие края»39. Сенатским указом «О жалованье Крутицкому Митрополиту» от 13 августа 1711 г.40 «приговорен» к получению жалованья сам митрополит и его «домовые люди». В этом узаконении помимо решения вопроса об ограничении системы «кормления» урегулирован не менее важный вопрос о взаимосвязи государства и церкви.
Как средство ограничения системы «кормления» при осуществлении государственной службы необходимо рассматривать следующие узаконения: ® Именной указ «О жалованье разным лицам; об учреждении при Губернаторах и Вице-Губернаторах Ландратского Совета и о наказании вредителей государственного интереса» от 24 апреля 1713 г.41; ® Именной указ «О жалованье Губернаторам, Вице-Губернаторам и прочим чинам и о взимании на Канцелярии от решений Гражданских дел пошлины» от 28 января 1715 г.42;
® «Высочайшая резолюция» «О даче жалованья Счетной рекрутской Канцелярии судьям, Дьякам и подъячим, о взятии деньгами за рекрутный провиант с тех, кто оной в другие расходы употреблен; о взятии рекрутской доимки людьми и деньгами вдвое и о наказании солдат и рекрут за побеги» от 7 апреля 1715 г.43;
Сенатский указ «О жалованье полковым Комиссарам и подъячим» от 28 марта 1715 г.44
Таким образом, определение условий возникновения института власти прокурора позволило обнаружить истоки этого правового явления, хотя и в видоизмененном состоянии, однако сохранившегося до нынешнего времени.
1 Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка; 21-е изд., пере-раб. и доп. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 579.
3 Кондаков Н.И.Логический словарь-справочник; 2-е изд. М., 1975. С. 628.
4 Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
5 ПСЗ РИ-1. Т I. № 421.
6 Там же. № 495.
7 Там же. № 517.
8 С 22 октября 1721 г. по 2 марта 1917 г. для именования государства необходимо использовать именно этот термин
9 ПСЗ РИ-1. Т I. № 619.
10 Там же. № 647.
11 Там же. № 649.
12 Там же. № 921.
13 Там же. № 920.
14 Там же. № 647.
15 ПСЗ РИ-1. Т. III. № 1339.
16 Там же. № 1536.
17 ПСЗ РИ-1. Т. I. № 122.
18 Там же. № 123.
19 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2871.
20 Там же. № 3212.
21 Там же. № 3334.
22 ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3586.
23 Там же. № 3601.
24 Там же. № 3648.
25 ПСЗ РИ-1. Т. III. № 1735.
26 Там же. № 1736.
27 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2218.
28 Там же. № 2321.
29 Там же. № 2342.
30 Там же. № 2470.
31 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 3129.
32 Там же. № 3131.
33 Там же. № 3139.
34 Там же. № 3255.
35 Там же. № 3264.
36 Там же. № 3380.
37 ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3534.
38 Там же. № 3718.
39 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2177.
40 Там же. № 2415.
41 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2673.
42 Там же. № 2879.
43 Там же. № 2901.
44 Там же. № 2896.