УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
© Белоглазова С.А.*
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
В рамках статьи рассматриваются возможности и перспективы инновационного развития стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В современных условиях необходимо развивать наиболее передовых и уникальных технологии для быстрого роста экономик мегарегионального образования. Инновационные кластеры рассматриваются в качестве эффективного инструмента повышения конкурентоспособности национальных экономик и достижения устойчивого экономического роста. Обоснована необходимость создания инновационных кластеров на территории ЕАЭС и проанализированы условия их формирования.
Ключевые слова: инновационный кластер, трансграничный кластер, кластерный подход, инновационное развитие, Евразийский Экономический союз, устойчивый экономический рост.
Проблемы инновационного развития и освоения новейших технологий в рамках региональной мегаинтеграции приобретают первостепенное значение для всех государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) является логическим продолжением Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), предполагающим более высокую степень интеграции. Целью экономического развития ЕАЭС в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности государств - членов Союза и интеграционного объединения в целом. Единственным возможным способом реализации поставленной цели является переход национальных экономик на инновационную модель развития. Формирование экономики стран СНГ в целом, и ЕАЭС в частности, происходило под влиянием конъюнктуры мирового энергетического рынка, который не стимулировал диверсификацию промышленности на основе новых наукоемких и высокотехнологичных производств, поэтому в контексте новой системы координат следует разработать единую макроэкономическую политику с использованием механизмов наращивания конкурентного потенциала, главным из которых в настоящее время является сотрудничество в сфере инноваций и высоких технологий - нанотехнологий, информационных технологий, фармацевтики и медицины, биоинженерии, точного приборострое-
* Аспирант.
ния. Обеспечение тесного взаимодействия стран мегарегиональной интеграции в инновационной сфере продиктовано рядом объективных факторов. Прежде всего, оно дает возможность сосредоточить усилия, финансовый и интеллектуальный потенциал отдельных стран на приоритетных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, избежать дублирования дорогостоящих разработок, а также ускорить распространение технологий, имеющих значительный коммерческий эффект [7, с. 72]. Помимо этого, увеличение выпуска наукоемкой продукции предполагает соответствующее расширение рынков сбыта. В этой связи важными факторами успеха инновационной деятельности в каждом государстве становятся выработка общих правил торговли такой продукцией и формирование для нее единого пространства в рамках Союза. Однако само по себе создание общего рынка без четко выработанной стратегии инновационного развития, согласованной инновационной программы и необходимой инфраструктуры даст лишь небольшую часть интеграционного эффекта. Если странам ЕАЭС не удастся добиться оптимального сочетания национальных конкурентных преимуществ в рамках единой стратегии, то общее пространство может быть освоено не столько отечественными товаропроизводителями, сколько иностранными. При этом стоит отметить, что, в отличие от СНГ, интеграция государств, входящих в ЕАЭС, протекает довольно активно благодаря таким факторам, как политическая воля в сближении стран, реализация механизмов поэтапной, разноуровневой и разноскоростной интеграции, разработка системной нормативно-правовой базы экономического сотрудничества, наличие достаточно полных, всесторонних концептуальных документов, охватывающих вопросы экономической и промышленной интеграции и предусматривающих дальнейшее углубление сотрудничества.
Ускоренное развитие инновационного сектора требуется всем странам-участницам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), значительно отстающим по фундаментальным показателям финансирования и внедрения инноваций не только от развитых, но и уже от многих развивающихся государств. Необходимо отметить, что страны ЕАЭС обладают худшими стартовыми условиями для формирования национальных инновационно-ориентированных экономик по сравнению со странами ЕС. Научно-технический прогресс в Советском Союзе являлся важным фактором развития экономики и материально-технической базы общества на современном этапе. Распад же СССР повлек за собой растущее техническое отставание в прогрессивных сферах науки и промышленности и исчезновение ряда наукоемких отраслей. Были разорваны устоявшиеся хозяйственные связи, объединявшие промышленную, транспортную и продовольственную систему, резко сократилось число научно-исследовательских организаций, перестало существовать большинство отраслевых институтов, являвшиеся главным связующим
звеном между наукой и производством и основным элементом инновационного процесса в стране.
Однако происходящая в настоящее время смена доминирующих технологических укладов, позволяющая государствам выйти на новый уровень развития экономики, являет собой мощный стимул для пересмотра политики стран постсоветского пространства в области образования, науки, развития сферы инноваций и высокотехнологичных областей хозяйства. При этом стоит помнить, что подобное «окно возможностей» закрывается после перехода ведущих держав мира к новому технологическому укладу, а отстающим странам будет уготована участь сырьевых придатков лидеров [12].
На сегодняшний день наблюдается существенное отставание инновационного развития членов Евразийского экономического союза от стран Европы, Японии, США, Сингапура. Последние традиционно возглавляют рейтинги инновационных государств, в то время как страны ЕАЭС обычно занимают позиции в середине списка. Например, основываясь на данных Глобального индекса инноваций (The Global Innovation Index) по версии французского исследовательского института INSEAD, Россия занимает лишь 48 позицию из 141. Остальные государства ЕАЭС находятся на еще более низких позициях.
Таблица 1
Рейтинг стран ЕАЭС по Глобальному индексу инноваций в 2015 году.
Страна Позиция
Российская Федерация 48
Республика Беларусь 53
Республика Армения 61
Республика Казахстан 82
Республика Кыргызстан 109
Источник: The Global Innovation Index 2015, рр. 32-33.
Вместе с тем, все государства ЕАЭС традиционно входят в топ государств с наибольшим числом специалистов, имеющих высшее образование, ученую степень и часто занимают ведущие позиции по количеству выданных патентов. Тем не менее, в инновационной сфере государств ЕАЭС существует ряд проблем, связанных в первую очередь с внедрением передовых методов и технологий в массовое производство, отсутствием институтов финансирования коммерциализации, низким уровнем сотрудничества университетов с промышленностью, которые не позволяют России, Белоруссии, Казахстану, Армении и Кыргызстану называться инновационно-развитыми государствами.
В этой связи, в целях международной интеграции инновационного развития в рамках ЕАЭС необходимо решить проблемы:
- выработки стратегии единой инновационной политики стран - участниц и закона об инновационной деятельности на межнациональном уровне, которые позволят задекларировать приоритеты поддержки инновационного сектора экономики, развития науки и технологий в интересах экономического прогресса стран-участниц ЕАЭС, определить наиболее важные перспективные научные направления, закрепить понятийный аппарат инновационной деятельности, определить контуры деятельности исходя из стратегии инновационного развития [6].
- усиления влияния научного сообщества на интеграционные процессы в экономике государств ЕАЭС, связанные с эффективным использованием достижений научно-технического прогресса;
- упорядочения процессов совместного использования научно-технических достижений;
- формирования системы коммерциализации и промышленного освоения прорывных технологий как ключевых факторов экономического роста ЕАЭС;
- создания условий для формирования инфраструктуры единого научно-технологического пространства ЕАЭС [9].
Крайне важным является разработка инструментов стимулирования инновационной деятельности экономических субъектов, создания перспективных стратегических концепций, совершенствование институтов, посредством которых осуществляется государственное поощрение технологической и научной кооперации. В рамках проведения согласованной инновационной политики совместно с Межпарламентской Ассамблеей ЕАЭС подготовлены Рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС об инновациях и инновационной деятельности и принята Концепция создания единого инновационного пространства в ЕАЭС [10, с. 109].
Опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает, что развитие инновационных кластеров является эффективным инструментом решения вышеизложенных проблем и повышения конкурентоспособности национальных экономик. Инновационный кластер представляет собой синер-гетический механизм усилий различных субъектов экономики - промышленных предприятий, государственных органов, высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и общественных организаций. Кластерный подход организации производства, межстрановое взаимодействие инновационных кластеров, создание трансграничных инновационных кластеров могут быть использованы в качестве инструментов формирования скоординированной и согласованной инновационной политики государств в рамках Союза, а впоследствии сыграть решающую роль в повышении конкурентоспособности и стимулировании инновационного развития, повыше-
ния уровня занятости населения, поскольку единое инновационное пространство должно быть организовано не просто путем слияния инновационных структур разных стран, а в результате формирования новых механизмов и институтов, которые объединили бы усилия участников ЕАЭС.
К основным предпосылкам формирования международных инновационных кластеров можно отнести:
- наличие институциональных предпосылок, наднациональная и национальная поддержка инновационного развития экономики на основе кластерного подхода;
- наличие политических предпосылок, которые проявляются в стремлении руководства стран развивать процессы кластеризации в качестве одного из стратегических приоритетов развития;
- наличие научного потенциала, ученых мирового уровня, крупных научных центров, институтов высшей школы
- наличие производственных предпосылок, а именно инновационно-активных предприятий.
Каждая страна Евразийского экономического союза обладает определенным, обусловленным национальными особенностями, набором предпосылок для формирования кластеров. Однако для всех государств Союза характерно сочетание значительного интеллектуального потенциала, высокого, по сравнению с другими странами с соответствующим уровнем среднедушевого дохода, уровня образования и невысокой оплаты труда.
Российская Федерация достигла существенных результатов в области нанотехнологий, атомной энергетики, биотехнологий, аэрокосмических технологий и располагает значительным научным потенциалом. Деятельность государства по развитию кластеров включает создание программ, баз данных и методических рекомендаций, направленных на развитие кластеров в регионах.
В Республике Казахстан реализуется программа по формированию и развитию национальной инновационной системы, нацеленная на уход от сырьевой направленности развития и достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики. Большое внимание уделяется развитию инновационной бизнес-среды и реализации системных инновационных проектов, формирующих ядро кластеров. В декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года, в которой была обозначена главная цель - «к 2050 году войти в число тридцати самых развитых государств мира» [11]. При этом ключевым инструментом реализации стратегии «Казахстан-2050» должен стать кластерный подход.
В настоящее время в Беларуси создается механизм стимулирования кластерного развития национальной экономики в рамках утвержденной в 2014 году Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь. Страна имеет достаточно развитую транс-портно-коммуникационную сеть, располагает высокотехнологичными производственными мощностями нефтехимической промышленности и машиностроения, обладает научным и кадровым потенциалом и квалифицированной рабочей силой в области высоких технологий. Активно развивается сфера биотехнологий, информационных технологий, современных компьютерных и программно-технических средств.
Научно-технический и инновационный потенциал Армении и Кыргызстана ниже, чем в других государствах ЕАЭС, а основным активом в вопросах инновационного и кластерного развития выступает квалифицированная рабочая сила.
Стоит отметить, что в рамках ЕАЭС большое внимание уделяется формированию и функционированию технологических платформ, которые можно рассматривать в качестве важных инструментов развития как отдельных кластеров, так и межкластерного взаимодействия. В зависимости от состава участников, платформы могут быть нацелены на развитие связей между 1) научными организациями, вузами и промышленностью, 2) научными организациями и вузами, 3) отдельными предприятиями. Все указанные виды парт-нерств одинаково необходимы для поддержки кластерного развития. При этом деятельность техплатформ не привязана к определенной территории, поэтому они могут прорабатывать направления, важные для межрегиональных и межстрановых взаимодействий различных кластеров.
Консультативным комитетом по промышленности ЕЭК был одобрен проект положения о порядке формирования и функционировании евразийских технологических платформ и предложенные механизмы их координации и финансирования. Данный проект стал первым документом по развитию сотрудничества государств союза в научно-технической сфере, который определил основные механизмы взаимодействия науки, бизнеса, государственных и общественных организаций стран ЕАЭС для формирования центров компетенции, поощрения инновационного развития национальных промышленных комплексов и создания условий для их постоянного технологического обновления.
Предполагается, что в результате функционирования техплатформ будут создаваться новые высокотехнологичные производства, формироваться партнерства в научно-технической и инновационной сфере, направленные на осуществление совместных проектов по разработке и внедрению в производство инновационных продуктов и прорывных технологий, усилиться обмен опытом и знаниями между странами ЕАЭС.
Данный проект положения будет вынесен на рассмотрение Совета ЕЭК для последующего утверждения Межправительственным советом. Его утверждение даст возможность в 2016 году начать формирование евразийских технологических платформ по приоритетным направлениям на основе анализа потребностей реального сектора экономики в новых технологиях и продуктах, обеспечить их участие в государственных программах научно-технического развития, ускорить процессы кластеризации на территории стран Союза.
Таким образом, важнейшим элементом инновационного экономического развития стран ЕАЭС является реализация кластерного подхода, предусматривающего организацию и государственную поддержку инновационных кластеров. Данные мероприятия позволят создать широкий слой высокотехнологичного предпринимательства и запустить механизмы международного инновационного развития хозяйств ЕАЭС по вектору повышения конкурентоспособности экономики.
Список литературы:
1. Винокуров Е.Ю. Опыт региональных интеграционных объединений: уроки для ЕАЭС // Евразийская Экономическая Интеграция. - 2015. -№ 2 (27). - С. 94-97.
2. Волков, В. Я. К вопросу о формировании Евразийской инновационной системы // УЭкС. - 2015. - № 6.
3. Воробьева И.Н. Кластерный подход к экономическому развитию приграничных регионов в условиях Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии // Известия АлтГУ - 2014. - № 2 (82). - С. 297-301.
4. Гаврилюк А.В. Трансфер технологий в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 52. - С. 101-119.
5. Дежина И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры в России - вместе или порознь? // Инновации. - 2013. - № 2 (172). - С. 35-43.
6. Ильина М.Ю. Единое инновационное пространство как фактор реин-дустриализации экономик государств - членов ЕАЭС // Вестник Института экономики Российской Академии наук. - 2015. - № 4. - С. 172-188.
7. Кондратов Дмитрий Игоревич Перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ // Евразийская Экономическая Интеграция. -2013. - № 2 (19). - С. 57-80.
8. Кунин В.А., Яшева Г.А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // УЭкС. - 2014. - № 2.
9. Международный форум технологических инноваций Российской Федерации и Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://foruminno.com.
10. Мейманов Б.К. Вопросы интеграции в инновационной деятельности стран ЕАЭС // Проблемы Науки. - 2015. - № 12 (42). - С. 108-110.
11. Стратегия «Казахстан - 2050» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strategy2050.kz/ru/.
12. Хребтов А.В. Единые подходы к интеграции национальных инновационных систем стран ЕАЭС в процессе создания Евразийской инновационной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ac.gov.ru/fi-les/attachment/5035.pdf.