Научная статья на тему 'Условия формирования художественных интересов подростков средствами музыкального фольклора в системе дополнительного образования детей'

Условия формирования художественных интересов подростков средствами музыкального фольклора в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Путиловская В. В.

Раскрываются условия формирования художественных интересов подростков средствами музыкального фольклора в системе дополнительного образования детей. Описывается культурно-эстетическое содержание процесса обучения в фольклорном ансамбле, организация художественной деятельности обучающихся (формы, принципы, средства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования художественных интересов подростков средствами музыкального фольклора в системе дополнительного образования детей»

В.В.Путиловская

(Волгоград)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Раскрываются условия формирования художественных интересов подростков средствами музыкального фольклора в системе дополнительного образования детей. Описывается культурно-эстетическое содержание процесса обучения в фольклорном ансамбле, организация художественной деятельности обучающихся (формы, принципы, средства).

Проблемами развития личности подростка в художественной среде занимались выдающиеся педагоги - А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л.Гродзенская, М.А. Румер, Г.Л. Рошаль, Н.И. Сац и др. В исследованиях этих авторов показано, что включение элементов творческого опыта в содержание образования стимулирует в ребенке потребность в фантазии, воображение, желание сделать что-то новое. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Искусство в этом отношении обладает наиболее эффективным творчески-разви-вающим потенциалом, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.

Важнейшим условием формирования художественного интереса подростка является создание в учреждении дополнительного образования особого рода духовно-культурной среды, проникнутой интересом к народным песенным и танцевальным традициям, принятием смыслов народной музыкальной культуры, желанием участвовать в ее сохранении и распространении, приобщении к ней все новых и новых поклонников. Задача формирования художественных интересов детей в процессе обучения - одна из центральных в системе дополнительного образования. Ее решение связано с двумя вопросами:

1) содействия наиболее полному отраже-

нию в сознании обучающегося явлений творческой художественной деятельности;

2) пробуждение, поддержка и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть новым, стремлением углубляться в творческий поиск, потребностью в упражнении своих творческих сил. Источниками формирования художественных интересов являются культурно-эстетическое содержание и сам процесс обучения, который выступает как организация художественной деятельности обучающихся.

Этого можно достичь, включая обучающихся в доступные им формы художественного творчества, пробуждая в их сознании чувства, ассоциации, образы, соответствующие историческим и духовным корням их этнических предков, создавая условия для органичного включения подростков в особую художественную коммуникацию - коллективное создание художественного образа. Осуществление данного процесса, на наш взгляд, полностью обеспечивается использованием средств музыкального фольклора. Душа подростка, соприкасающегося с этим культурным и художественным явлением, открывается восприятию прекрасного во всех сферах действительности.

В настоящее время молодежь испытывает значительные трудности в определении сферы самореализации и самовыражения. В этих условиях возрастает стремление к поиску форм самореализации в виде любительских занятий, предоставляющих возможность самореализации в различных творческих группах, ансамблях и т.п.

В современной русской народной культуре выделяют несколько типов ориентации на традицию. Прежде всего, это аутентичный фольклор, бытующий и поныне естественным изустным способом, ареал которого сужается, но сохраняет свою жизнеспособность. Другой тип представлен фольклорным исполнительством в сценических формах (и профессиональных, и самодеятельных), применительно к которому можно говорить о вторичной жизни традиции в условиях демонстрации образцов художественной традиции прошлого. Самостоятельным типом претворения и продолжения народной традиции также является формирование набора унифицированных вариантов национальной куль-

© Путиловская В. В., 2006

туры вне качеств аутентичного фольклора (регионально-этнической специфики, вариативности, импровизационности и др.), т.е. образцов народного искусства вообще. Наконец, следует выделить такой тип, как творчество на традиционной основе в молодежных фольклорных группах, преимущественно в городской среде. Для него характерна ориентация на многостороннее вживание в народную культуру прошлого, близкое общение с ее носителями, ее «практикование» в собственном быту в сочетании с исполнением на сцене. То есть, происходит одновременное вживание в традицию и внедрение ее в сегодняшнюю культурную ситуацию. Здесь важно сохранение установки на максимальную подлинность воспроизводимого фольклорного материала, максимальную личностную идентификацию с этим материалом.

Особенный интерес представляет последний из упомянутых типов ориентации, так как он связан и с вживлением в этносоциальную среду и с практиковани-ем фольклора в современном быту. Кроме того, подобное фольклорное творчество (особенно песенное) - это путь выживания аутентичной культуры в неаутентичной среде.

По данным экспертного опроса, проведенного сектором современной народной культуры РИК в 90-х гг., имеет место опыт выращивания местных фольклорных очагов в условиях города среди молодежи, роль традиций народной культуры в современной жизни оценивается высоко (более половины респондентов), наблюдается тенденция оживления и поддержания традиций усилиями специалистов - этнографов, фольклористов, историков, краеведов, деятелей культуры (4550 %), а также исконных носителей традиций, местных жителей (30 %).

Таким образом, выбирая форму приобщения подростков к традиционной музыкальной культуре, мы остановились на создании фольклорного объединения и фольклорного коллектива. Данное коллективное объединение полностью соответствует критериям стабильности, творческого потенциала и высокого уровня развития, которые выделены Л.И. Уманским. Это единство целей, мотивов, ценностных ориентаций участников коллектива, определяющее его нравственную направленность (1); организационное единство (2); групповая подготовленность в определен-

ной сфере деятельности (3); психологическое единство (4). Следует также отметить, что коллектив всегда открыт для новых членов и основывается на взаимопомощи и взаимопонимании, благодаря чему эффективнее, чем в других группах, решаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональная совместимость членов фольклорного коллектива, обусловленная совместной художественной деятельностью, позволяет создать благоприятную психологическую атмосферу, что немаловажно для формирования художественного интереса подростка.

К важным условиям влияния фольклора на развитие художественного интереса подростков является ознакомление их с историей создания тех или иных произведений, с особенностями быта, нравов и поведения создателей этих песен, знание и понимание ими законов художественного творчества, проявляющихся в произведениях фольклора. Знание о том, как зародилось то или иное произведение помогает подросткам понять его смысл, погружаясь в атмосферу произведения, учащиеся открывают его смысл, стремятся выразить себя через исполнение. Необходимый уровень художественной образованности делает подростка чувствительным к настоящему искусству.

Постигая на примере фольклора законы художественного творчества, подросток узнает о том, что содержание образов искусства отличается от содержания реальной жизни. В чем это отличие? Прежде всего, в том, что художник пытается сосредоточить в своих образах все художественно значимое, ценное для постижения граней человеческой сущности, тогда как в реальной действительности они скрыты, стерты, затушеваны потоком обыденности. Как не парадоксально, но художественная игра в этом плане богаче, чем обыденная жизнь. И следуя законам этой художественной игры, подросток во время занятий фольклором сам вовлекается в творческий процесс.

Музыкальный фольклор принадлежит к общечеловеческим художественным ценностям. Важно их знание и понимание подростком. Знакомство с фольклором учит тонкому, глубокому, а не поверхностному восприятию художественных явлений. Глубина и тонкость оценки появляется, когда подросток не идет за первым внешним впечатлением, а пытается

проникнуть в суть явления. В настоящее время занятия музыкальным фольклором с детьми становятся все более ориентированным на личность ребенка, его интересы и индивидуальные особенности. Духовный фундамент закладывается в раннем возрасте, поэтому очень важно качество содержания этого фундамента. В этом смысле традиция во все времена была надежным духовным оплотом народа, однако именно сегодня традиция приобретает значение социальной потребности, которую современная педагогика может и должна реализовывать. Несмотря на противоположность трактовки понятия «традиция» - как чего-то архаичного, устаревшего, консервативного с одной стороны, и идеала, абсолютной ценности - с другой, и для той и для другой позиции характерно ярко выраженное ценностное отношение к феномену традиции. Общей основой данных трактовок также является представление о традиции как преемственной связи между прошлым и настоящим. Традиции играли универсальную и регламентирующую роль, составляли нормативную основу всех сфер жизни (от сакральных, смыслообразующих до обыденных, повседневных компонентов). Традиция определяется как механизм аккумуляции, передачи и актуализации человеческого опыта, система взаимосвязи настоящего с прошлым, передача стереотипов, которые воспроизводятся, это — коллективная память, активно воспроизводимая в современности. Приобщение молодого поколения к традиционной художественной культуре естественным образом ставит каждого участника процесса в позицию творца, формирует его ценностно-смысловую сферу, и в том числе, художественный интерес, как ценный мотив личности.

Таким образом, обращаясь к сущности, особенностям создания, существования и сохранения музыкального фольклора, следует указать на тот факт, что его существенные признаки могут выступать в качестве условий для успешного формирования художественного интереса. Многие исследователи музыкального фольклора, не смотря на разность областей изучения, выделяют общие признаки фольклорного художественного творчества.

В качестве одного из признаков можно, например выделить яркую коммуникативную направленность народного художественного творчества, в особенности

фольклорной музыки, при исполнении которой рождается, по словам Э. Алексеева, «ощущение самых непосредственных контактов между участниками действия». Напомним, что изначальные формы фольклорного исполнительства - «для себя» и «вместе со всеми», а не «для других», как в профессиональной традиции. Этот момент чрезвычайно важен для процесса формирования художественного интереса. Побуждая обучающегося исполнять народную песню, педагог имеет возможность не ставить его в позицию «выступающего» (многие подростки стесняются несовершенства исполнения, «закрываются», в дальнейшем начинают избегать всяческих публичных выступлений), а вовлечь в процесс совместного музицирования, так, например, можно устроить своеобразный музыкальный диалог, когда руководитель и участник или участники аннсамбля «высказывают друг другу» свои эмоции с помощью исполнения одной и той же народной песни, раскрепощает подростков, значительно повышает их заинтересованность к творческому процессу. Подобное музыкальное общение возможно так же в силу наличия другого важного качества музыкального фольклора.

Неотъемлемым признаком народной музыки является ее вариантность. И.И. Земцовский назвал вариантность «душой и телом» фольклора, так как в ней проявляется и специфическая сущность материальная форма проявления. Термин «вариант» применительно к народной музыке многозначен, он обозначает музыкальные варианты исполнения песен (сольное, ансамблевое, хоровое, в разных ситуациях, в разных диалектах, локальных стилях и т.д.), варианты напева внутри одной песни (изменения от строфы к строфе, от куплета к куплету), наконец, музыкальные варианты песен, близких по напеву, но разных по тексту. Все эти варианты чрезвычайно важны в процессе приобщения детей к фольклорному музицированию, поскольку востребуют творческую активность, пробуждают художественный интерес к деятельности, которая, в силу своей вариантности, не может быть «правильной» и «неправильной», ее результат всегда индивидуален и этим и ценен. Безусловно, степень заинтересованности участников в этом процессе чрезвычайно высока. Предлагая народную песню в качестве музыкального материала для

овладения навыками фольклорного пения, педагог, разъяснив обучающимся понятие «варианта», открывает перед ним свободу творчества. Отклонения в исполнении от основного голоса не являются ошибками, если соответствуют общему строю песни, и дают возможность сосредоточить внимание на отработке собственно исполнительского певческого навыка или приема.

Этому же способствует еще одна важнейшая черта музыкального фольклора -импровизационность его исполнения, идущая от принципиальной «непривязаннос-ти» к фиксированному нотному тексту. В устных народных жанрах, где импровиза-ционность неразрывно связана с самими порождающими механизмами музыки, она наиболее органична и естественна. Тогда как в фиксированном искусстве мы имеем дело с импровизационным характером исполнительской интерпретации, которая предполагает более или менее свободное варьирование заданных текстов. Устное фольклорное произведение меняется в зависимости от той ситуации, при которой происходит его исполнение.

Всем педагогам-практикам в области музыкального образования хорошо известно, что ничто так не тормозит процесс приобщения к музыкальному искусству, к художественному творчеству, овладения навыками музицирования, не убивает интерес к музыке, как напряженная зависимость ученика от нотного текста, и ничто так не повышает заинтересованность как свободное, импровизационное музицирование (например, пение). Народная музыка дает возможность естественной реализации художественного интереса в силу своих природных качеств.

Интересен и еще один важный признак музыкального фольклора. Во многих жанрах народной музыки напев не осознается как самостоятельная художественная ценность. Для народных певцов он часто является просто удобной формой произнесения импровизационных текстов самого разного содержания и предназначения. Это как бы привычная интонационная формула для произвольно возникающих словесных экспромтов. Таким образом, свободно владея «типовым напевом», исполнитель переводит импровизирование в ритмо-словесный план, подчеркивая особенности моторики движения. Координируя собственное вариантное пе-

ние с движениями, ученик не только развивает навыки специфического народного пения, но и задействует в деятельности свою эмоциональность, волю, творческое начало, а значит, развивает художественный интерес к музыкальной деятельности, творчеству в целом.

Важнейшим условием для формирования художественного интереса подростков может выступать такое свойство творческого процесса в фольклоре как коллективность. В.П. Аникин отмечает, что «коллективность создания фольклорных произведений не исключает личного творческого вклада отдельных певцов, сказителей в общую работу, но коллективность -не арифметическая сумма многих устных произведений, каждое из которых создано отдельным человеком». Бережное отношение к личностной самореализации в творчестве при его коллективной форме чрезвычайно актуально для детей подросткового возраста, поскольку в противоречиях, возникающих между приоритетным отношением подростка к коллективу сверстников и его стремлением к индивидуально-личностным проявлениям заключается главная проблема данного возрастного периода.

Музыкальный фольклор давно привлекает педагогов и методистов, стремящихся полнее реализовать познавательный и творческий потенциал подростков, поскольку он располагает большими возможностями для активного воздействия на них. Русская традиционная песенная культура представляет собой одну из вершин фольклорного искусства. Она требует от своих исполнителей наличия определенных качеств: умения подчиниться ансамблю при сохранении собственной индивидуальности певца, взаимопонимания и способности к сопереживанию, самоотдачи. Ансамблевое фольклорное пение дает возможность самовыражения даже тем участникам, которые не обладают особыми музыкальными способностями, что способствует достаточно быстрому формированию художественного интереса. Эмоциональный подъем, единство переживаний, возникающие в фольклорном ансамбле в момент пения, зависят не только от высокого уровня исполнителей. Главную роль здесь играет ощущение личной причастности каждого участника ансамбля к родной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.