УДК 332.81;330.341
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Conditions of formation of the human capital of rural population of Sverdlovsk region
О. С. Горбунова, старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета
(г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42) Рецензент: Ю. В. Лысенко, доктор экономических наук, профессор
Аннотация
Человеческий капитал - это приобретенный запас знаний, умений, навыков. Целесообразное использование этого капитала в аграрной сфере способствует росту производительности труда и производства. Использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путем отказа от части текущего потребления. Человеческий капитал сельского хозяйства Свердловской области имеет низкий уровень, что дает предпосылки для его анализа, выявления условий, которые влияют на его формирование и использование, и принятия мер для его совершенствования. Человеческий капитал сельского хозяйства очень зависим от условий, в которых он формируется, например социальных условий жизни на селе. Важнейшими признаны: отрицательные условия труда и быта селян, необъективное сокращение численности сельского населения во всех регионах страны, которое достигнуто за счет умышленного разрушения ранее действующей социально-культурной инфраструктуры, стройной системы воспитания, профориентации, подготовки и переподготовки кадров сельскохозяйственного профиля по всем категориям работников и укладам, включая личное подсобное хозяйство, кооперативы, совхозы. Нельзя не учитывать уровень подготовки кадров и их способность к труду. Подготовка высококвалифицированных и востребованных кадров для сельского хозяйства считается актуальным и значимым вопросом для многих высших учебных заведений и проблемой для эффективных организаций агропромышленного комплекса. Данные условия формирования человеческого капитала требуют тщательного анализа и улучшения с целью повысить уровень человеческого капитала в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: человеческий капитал, условия формирования человеческого капитала, сельское хозяйство, жилищный фонд, уровень благоустройства, миграционный процесс, уровень образования, кадры в сельском хозяйстве, трудоустройство кадров.
Summary
The human capital is the acquired stock of knowledge, abilities and skills. Expedient use of this capital in the agrarian sphere promotes growth of labor productivity and production. Use of this stock leads to growth of earnings (income) of the given worker in the future by refusal of part of the current consumption. The human capital of agriculture of Sverdlovsk region has the low level that gives prerequisites for its analysis, identification of conditions which influence its formation and use, and taking measures for its improvement. The human capital of agriculture much depends on conditions in which it is formed, for example social living conditions in the village. The major are: negative working conditions and life of peasants, biased reduction of number of country people in all regions of the country which is reached due to deliberate destruction of earlier operating welfare infrastructure, a harmonious educational system, career guidance, preparation and retraining of personnel of an agricultural profile on all categories of workers and ways, including personal subsidiary farm, cooperatives, state farms. It is impossible not to take into account the level of training and their ability to work. Preparation of highly qualified and demanded personnel for agriculture is a topical and significant issue for many higher educational institutions and a problem for the effective and advanced
organizations of agro-industrial complex. These conditions of formation of the human capital demand the careful analysis and improvement with the purpose to increase the level of the human capital in agriculture.
Keywords: human capital, conditions of formation of the human capital, agriculture, housing stock, improvement level, migratory process, education level, shots in agriculture, employment of shots.
На формирование человеческого капитала большое влияние оказывают социальные условия жизни на селе. Анализ таких условий показывает существенные недостатки общего и частного характера. Важнейшими являются: отрицательные условия труда и быта селян, необъективное сокращение численности сельского населения во всех регионах страны, которое достигнуто за счет умышленного разрушения ранее действующей социально-культурной инфраструктуры, стройной системы воспитания, профориентации, подготовки и переподготовки кадров сельскохозяйственного профиля по всем категориям работников и укладам, включая личное подсобное хозяйство, кооперативы, совхозы. Были закрыты центры профориентации, профтехучилища, сельхозтехникумы, филиалы институтов, значительно сокращены общеобразовательные и музыкальные школы, фельдшерские пункты и больницы. В результате такой перестройки государством была ликвидирована в системе общего и профессионального образования и общественного производства преемственность поколений в стране, в частности в сельском хозяйстве. В настоящее время этот разрыв составляет два поколения.
Одним из важнейших факторов нормального воспроизводственного процесса сельского населения является степень удовлетворения потребности в жилище.
На конец 2013 г. жилищный фонд Свердловской области составил 103,5 млн м общей площади, в том числе 85,2 млн м , или 82,3 %, в городах и поселках городского типа и 18,4 млн м2, или 17,7 %, в сельской местности. По сравнению с 2012 г. жилищный фонд увеличился на 1,0 %, в том числе в сельской местности - на 0,2 %.
Жилищный фонд сельской местности Свердловской области по формам собственности характеризуется следующими данными (табл. 1).
Таблица 1
Жилищный фонд сельской местности Свердловской области
Показатель 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в %
2 тыс. м в % к 2 тыс. м в % к в % к тыс. в % к к 2012 г.
итогу итогу 2011 г. 2 м итогу
Жилищный фонд,
всего 17926,6 100,0 18334,1 100,0 102,3 18376,4 100 100,2
государственный 738,1 4,1 726,8 4,0 98,5 653,3 3,6 89,9
муниципальный 2875,5 16,0 2764,8 15,1 96,2 2442,3 13,3 88,3
частный 14305,3 79,8 14778,2 80,6 103,3 15255,9 83,0 103,2
из него в соб-
ственности:
граждан 13863,0 77,3 14340,6 78,2 103,4 14982,1 81,5 104,5
юридических лиц 442,3 2,5 437,6 2,4 98,9 273,8 1,5 62,6
другой 7,7 0,0 64,3 0,3 в 8,0 р. 24,9 0,1 38,7
Обеспеченность
населения общей
площадью жилья,
м2/чел. 26,0 X 26,7 X 102,7 26,9 X 100,7
В среднем на одного сельского жителя в 2013 г. приходилось на 0,9 м общей площади жилья больше, чем на одного жителя в 2011 г. Около 80 % жилищного фонда сельской местности находится в собственности граждан. В 2014 г. в сельской местности приватизировано 1,5 тыс. жилых помещений общей площадью 72,5 тыс. м2. Средний размер одной приватизированной квартиры составил 49,5 м2, одной приватизированной комнаты - 16,6 м2.
Жилищный фонд, расположенный в городах и поселках городского типа, в среднем в два раза превосходит сельский жилищный фонд по уровню благоустройства водопроводом, водоотведения (канализации), отопления, в три - по уровню благоустройства ваннами (душем) и горячим водоснабжением, в 4,1 раза - напольными электроплитами. Также можно отметить медленное улучшение данных показателей на селе.
В ветхом и аварийном состоянии находилось более 840,1 тыс. м общей площади жилых помещений сельской местности, что составляет 4,6 % от всего сельского фонда области.
Поэтому, несмотря на большую обеспеченность жильем по площади на одного человека на селе, чем в городе, люди не хотят оставаться в селах, что также отрицательно сказывается на формировании человеческого капитала.
В настоящее время с целью обеспечения агропромышленного комплекса кадрами в Свердловской области осуществляются мероприятия по созданию благоприятных условий проживания на селе с 2014 г. в рамках новой федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». На эти цели в 2014 г. предусмотрено 556,7 млн руб. из федерального и областного бюджетов. Фактически по состоянию на 1 января 2015 г. на реализацию данных мероприятий направлено 538,5 млн руб. (96,7 %). Государственную поддержку на улучшение своих жилищных условий получили 234 семьи, проживающие в сельской местности, из них 156 - молодые специалисты. Построены распределительные (уличные) газовые сети в сельских населенных пунктах общей протяженностью 148,1 км (101,5 % от планового показателя).
Наличие благоустроенных домов на селе будет способствовать закреплению селян, далеко не всегда стремящихся коренным образом менять образ жизни и переезжать в город, где поиск работы может вызвать сложности. Добротное, благоустроенное жилье способствует развитию ЛПХ, расширению садоводства, огородничества, пчеловодства. Это позволяет создать условия для сохранения и увеличения богатства, сохранения здоровья, улучшения учебы и воспитания детей, снижения текучести кадров.
Одним из инструментов мотивации работников сельского хозяйства и закрепления их на местах является строительство объектов социально-культурной сферы на селе (табл. 2).
Таблица 2
Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности Свердловской области
Построено в сельской местности 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 257,7 271,7 249,1 327,7 296,7
Из них индивидуальными застройщиками за свой счет, тыс. м2 249,3 252,0 237,2 295,4 258,5
Общеобразовательных учреждений, ученических мест - - 374 300 -
Дошкольных образовательных учреждений, мест - - 130 195 417
Амбулаторно -поликлинических учреждений, посещений в смену 50 - - - -
Как видим, основная часть жилых домов на селе строится индивидуальными застройщиками за свой счет (87,1 % от общей площади построенных домов). Положительным моментом выступает строительство дошкольных образовательных учреждений с ежегодным увеличением количества введенных мест. Амбулаторно-поликлинических учреждений с 2009 г. на селе не строилось.
Значительное ухудшение инфраструктуры на селе приводит к миграции населения в город (табл. 3), к утрате навыков и особенностей сельскохозяйственного труда, к отсутствию профессионалов с фундаментальной комплексной подготовкой по всем категориям работников, особенно среди руководящего состава. В результате большую долю населения в сельской местности в настоящее время составляют трудящиеся пенсионеры или близкие к их возрасту, подрастающее же поколение, молодежь и наиболее зрелая часть трудоспособных кадров сменили сферу своей деятельности на другие отрасли.
Таблица 3
Миграционный прирост (убыль) населения Свердловской области
Население 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Все население -10149 -5925 3341 4561 857 -7299 13143 6742 1884 4581
Городское население -4475 -365 6678 7241 4134 -275 14653 9786 6369 9799
Сельское население -5674 -5560 -3337 -2680 -3277 -7024 -1510 -3044 -4485 -5218
По сравнению с 2013 г. в 2014 г. миграционный отток населения из сельской местности увеличился в 1,2 раза. Естественный прирост восполнил потери численности сельского населения на 440 человек.
Важным моментом признано повышение качества образования в сельской школе, что может быть достигнуто за счет создания привлекательных условий работы сельского учителя. При этом необходимо повышение заработной платы педагогов, обеспечение их благоустроенным жильем и другими социальными благами, а также повышение престижа профессии «учитель».
Возможность получения профессионального среднего и высшего образования оказывает существенное влияние на формирование человеческого капитала. Учеба в училищах, техникумах, высших учебных заведениях позволяет получать профессиональные знания, навыки, умения, опыт, выполнять определенные виды деятельности. В стенах учебных заведений формируются профессиональные и предпринимательские способности выпускников, умение трудиться и ориентироваться в современных условиях рынка и общества. В настоящее время все расходы по общему, профессиональному, социально-культурному, физическому, духовно-нравственному воспитанию и образованию, по существу, перенесены с государственного бюджета на постоянно уменьшающиеся доходы семьи и самого работника. Былой тезис о неперспективных деревнях сменен на еще более уродливый о «неэффективных больницах, школах, домах культуры, техникумах» и т. д. Получается, что государство не выполняет или неэффективно выполняет свои социально-экономические функции общественного воспроизводства в сельском хозяйстве и стране в целом по отношению к населению, трудовым ресурсам, занятым кадрам, их общей и профессиональной подготовке, распределению и использованию в сельском хозяйстве и других отраслях общественного воспроизводства.
Подготовка высококвалифицированных и востребованных кадров для сельского хозяйства является актуальным и значимым вопросом для многих высших учебных заведений и проблемой для эффективных и передовых организаций агропромышленного комплекса. Современное социально-экономическое развитие страны требует значительных изменений в содержании и организации образования на селе. Качество подготовки молодых специалистов в сфере сельского хозяйства не должно отличаться от подготовки специалистов других сфер. В связи с этим необходимы постоянный анализ потребности в молодых специалистах предприятий на селе, отслеживание динамики трудоустройства специалистов по сферам агропромышленного комплекса, мониторинг закрепления молодого специалиста на конкретном рабочем месте и уровня его социально-профессиональной адаптации.
В Свердловской области подготовку кадров для сельского хозяйства осуществляют один вуз и четыре суза:
- Уральский ГАУ;
- Ирбитский агарный техникум;
- Красноуфимский аграрный колледж;
- Режевской сельскохозяйственный техникум;
- Уральский государственный аграрный колледж.
Основной поставщик кадров высшей квалификации для аграрной сферы Свердловской области - Уральский государственный аграрный университет. В 2014 г. Уральский ГАУ по всем специальностям и формам обучения выпустил в общей сложности 1144 специалиста. Количество выпускников УрГАУ и показатели их трудоустройства представлены в табл. 4.
Таблица 4
Трудоустройство выпускников УрГАУ
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1. Количество выпускников: 1424 1457 1144
очной формы обучения 380 379 388
заочной формы обучения 1044 1078 756
2. Трудоустройство выпускников:
в сельскохозяйственные, водохозяйственные, мелиоратив- 115 153 121
ные, землеустроительные организации (АО, ООО, АКХ,
ГУП, МУП, колхозы, совхозы, сельскохозяйственные ко-
оперативы и т. д.)
в органы исполнительной власти субъектов РФ по сельско- 5 5 10
му хозяйству
в организации социальной сферы 3 10 0
в научно-исследовательские и проектные организации в 1 2 2
сфере сельского хозяйства
в другие организации сферы сельского хозяйства и перера- 66 33 8
батывающей промышленности
в образовательные учреждения (НПО, СПО, ДПО, ВПО, 7 8 12
школы и т. д.)
в организации, не относящиеся к сфере сельского хозяйства 48 53 169
и перерабатывающей промышленности
Ежегодно почти 50 % выпускников Уральского ГАУ трудоустраивается на сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, а также в научно-исследовательские и проектные организации в сфере сельского хозяйства, однако закрепляются и успешно продолжают работать в данной сфере далеко не все выпускники. Как отмечалось, это связано не только
с низким уровнем заработной платы, несовершенной инфраструктурой на селе, но и с низким уровнем престижности работы в этой сфере [4].
Выпускникам, которые приходят работать в сельскохозяйственное производство, требуется несколько лет на адаптацию, очень часто им приходится сталкиваться с такими производственными проблемами, решить которые не позволяет уровень подготовки в учебном заведении. Усложнение задач аграрной реформы предполагает к тому же значительное расширение сферы компетентности и ответственности каждого работника, для чего нужны широкая профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих руководителей и специалистов. Имея конкретный жизненный и производственный опыт, они более ответственно и осмысленно способны воспринимать новые знания. Прекрасно понимая открывающиеся перед ними после учебы перспективы служебного роста, они учатся добросовестно и с интересом. Таким образом, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров по современным образовательным программам сохраняется основной костяк специалистов на селе, происходит их активная адаптация к рыночным условиям хозяйствования.
Тем не менее, остро стоит вопрос привлечения специалистов, так как доля выпускников, остающихся на селе, мала.
Для инновационного развития страны необходимы формирование и развитие передовой системы общего и профессионального образования. Это означает, что наиболее целесообразным вариантом является фундаментальная общеобразовательная и профессиональная подготовка всех членов общества. Только при условии формирования устойчивого созидательного и гуманного мировоззрения, бережного отношения к природе, имеющего социально-экологическую, общекультурную и созидательную направленность, возможны повсеместная научно-техническая и иная творческая деятельность всех участников производства, позитивная активность и многократное снижение потерь.
Такое положение в обществе должно быть одним из основных принципов организации деятельности государства при создании условий для формирования эффективного человеческого капитала сельского хозяйства.
Библиографический список
1. Багрецов Н. Д., Шелепова Н. А. Современные подходы к оценке человеческого капитала // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. Т. 90. № 4. С. 9496.
2. Воробьева Н. В., Минеева Н. Н. Человеческий капитал как фактор развития аграрной сферы промышленно развитого региона // Экономика региона. № 4. 2008. С. 75-82.
3. Горбунова О. С. Особенности человеческого капитала в сельском хозяйстве // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения : сб. науч. ст. Липецк : ООО «Мак-симал информационные технологии», 2014. № 12. С. 98-101.
4. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб. : Наука, 1999.
5. Карнаухов Е. В. Повышение качества человеческого капитала в агропромышленном комплексе России как способ повышения качества жизни сельского населения // Молодой ученый. 2011. № 4. Т.1. С. 151-153.
6. Потехин Н. А. Совокупный работник: интенсивное производство, управление. Свердловск : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1987.
7. Радионова С. В., Фатеева Н. Б., Петрякова С. В. Анализ занятости населения в сельском хозяйстве Свердловской области и подготовка кадров для агропромышленного комплекса // Аграрное образование и наука. 2014. № 4.
8. Тугускина Г. Факторы, влияющие на стоимость человеческого капитала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 3. С. 68-75.
9. Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. URL : http://mcxso.midural.ru.
10. Территориальный орган государственной статистики по Свердловской области: URL : http:// sverdl .gks.ru.
11. Ушакова О. Г., Багрецов Н. Д., Багрецов Д. Н. Механизм создания региональных центров непрерывного профессионального образования и их роль в повышении качества человеческого капитала // Аграрный вестник Урала. 2013. № 12. С. 98-101.
12. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Радионова С. В. Анализ подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных предприятий Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10. С. 97-100.
13. Юсупов М. Л. Организационно-экономический механизм воспроизводства квалифицированных кадров сельского хозяйства региона (на примере АПК Уральского федерального округа) : дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004.