УДК 332.81
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Social conditions of formation of the human capital of country people
О. С. Горбунова, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Т. М. Лялина, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета
(г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42) Рецензент: В. И. Набоков, доктор экономических наук, профессор
Аннотация
Человеческий капитал сельского хозяйства очень зависим от условий, в которых он формируется. Так, на формирование человеческого капитала большое влияние оказывают социальные условия жизни на селе: сложные условия труда и быта селян, необъективное сокращение численности сельского населения во всех регионах страны, которое достигнуто за счет умышленного разрушения ранее действующей социально-культурной инфраструктуры, стройной системы воспитания, профориентации, подготовки и переподготовки кадров сельскохозяйственного профиля по всем категориям работников и укладам, включая личное подсобное хозяйство, кооперативы, совхозы. Нельзя не учитывать уровень подготовки кадров и их способность к труду. Подготовка высококвалифицированных и востребованных кадров для сельского хозяйства является актуальным и значимым вопросом для многих высших учебных заведений и проблемой для эффективных и передовых организаций агропромышленного комплекса. Данные условия формирования человеческого капитала требуют тщательного анализа и улучшения для повышения уровня человеческого капитала в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: человеческий капитал, условия формирования человеческого капитала, сельское хозяйство.
Summary
The human capital of agriculture very much we depend on conditions in which it is formed. So, social living conditions in the village have a great influence on formation of the human capital: complex working conditions and life of peasants, biased reduction of number of country people in all regions of the country which is reached due to deliberate destruction of earlier operating welfare infrastructure, a harmonious educational system, career guidance, preparation and retraining of personnel of an agricultural profile on all categories of workers and ways, including personal subsidiary farm, cooperatives, state farms. It is necessary to consider the level of training and their ability to work. Preparation of highly qualified and demanded personnel for agriculture is a topical and significant issue for many higher educational institutions and a problem for the effective and advanced organizations of agro-industrial complex. These conditions of formation of the human capital demand the careful analysis and improvement with the purpose to increase the level of the human capital in agriculture.
Keywords: human capital, conditions of formation of the human capital, agriculture.
На формирование человеческого капитала большое влияние оказывают социальные условия жизни на селе. Анализ таких условий показывает существенные недостатки общего и частного характера.
Одним из важнейших факторов нормального воспроизводственного процесса сельского населения является степень удовлетворения потребности в жилище [3].
На 2014 г. жилищный фонд Свердловской области составил 103,5 млн кв. м общей площади, в том числе 85,2 млн кв. м, или 82,3 % в городах и поселках городского типа, и 18,4 млн кв. м, или 17,7 % в сельской местности. По сравнению с 2012 г. жилищный фонд увеличился на 1,0 %, в том числе в сельской местности - на 0,2 %.
Жилищный фонд, расположенный в городах и поселках городского типа в среднем в два раза превосходит сельский жилищный фонд по уровню благоустройства водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, в три - по уровню благоустройства ваннами (душем) и горячим водоснабжением, в 4,1 раза - напольными электроплитами. Также можно отметить медленное улучшение данных показателей на селе.
В ветхом и аварийном состоянии находилось более 840,1 тыс. кв. м общей площади жилых помещений сельской местности, что составляет 4,6 % от всего сельского фонда области.
Поэтому, не смотря на большую обеспеченность жильем по площади на одного человека на селе, чем в городе, люди не хотят оставаться на селе, что также отрицательно сказывается на формировании человеческого капитала.
В настоящее время с целью обеспечения агропромышленного комплекса кадрами особое внимание уделяется созданию благоприятных условий проживания на селе.
В Свердловской области осуществляется реализация мероприятий по созданию благоприятных условий проживания на селе с 2014 г. в рамках новой федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года». На эти цели в 2014 г. предусмотрено 556,7 млн руб. средств федерального и областного бюджетов. Фактически по состоянию на 1 января 2015 г. на реализацию данных мероприятий направлено 538,5 млн руб. (96,7 %). Государственную поддержку на улучшение своих жилищных условий получили 234 семьи, проживающие в сельской местности, из них 156 -молодые специалисты. Построено распределительных (уличных газовых сетей) в сельских населенных пунктах общей протяженностью 148,1 км (101,5 % от планового показателя).
Наличие благоустроенных домов на селе будет способствовать закреплению селян, далеко не всегда стремящихся коренным образом менять образ жизни и переезжать в город, где поиск работы может вызвать определённые сложности. Добротное, благоустроенное жилье способствует развитию ЛПХ, расширению садоводства, огородничества, пчеловодства. Это позволяет создать условия для сохранения и увеличения богатства, сохранения здоровья, улучшения учебы и воспитания детей, снижения текучести кадров.
Одним из инструментов мотивации работников сельского хозяйства и закрепления их на местах является строительство объектов социально-культурной сферы на селе (табл. 1).
Таблица 1
Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности
Свердловской области
Построено в сельской местности 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014
Жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м 257,7 271,7 249,1 327,7 296,7
Из них индивидуальными застройщиками за свой счет, тыс. кв. м 249,3 252,0 237,2 295,4 258,5
Построено в сельской местности 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014
Общеобразовательных учреждения, ученических мест - - 374 300 -
Дошкольных образовательных учреждений, мест - - 130 195 417
Амбулаторно -поликлинических учреждений, посещений в смену 50 - - - -
Как видим, основная часть жилых домов на селе строится индивидуальными застройщиками за свой счет (87,1 % от общей площади построенных домов). Положительным моментом является строительство дошкольных образовательных учреждений, с ежегодным увеличением количества введенных мест. Амбулаторно-поликлинических учреждений с 2009 г. на селе не строилось [2].
Значительное ухудшение инфраструктуры на селе приводит к миграции населения в город (табл. 2), к утрате навыков и особенностей сельскохозяйственного труда, к отсутствию профессионалов с фундаментальной комплексной подготовкой по всем категориям работников, особенно среди руководящего состава. В результате большую долю населения в сельской местности в настоящее время составляют трудящиеся пенсионеры или близкие к их возрасту, подрастающее же поколение, молодежь и наиболее зрелая часть трудоспособных кадров сменили сферу своей деятельности на другие отрасли.
Таблица 2
Миграционный прирост (убыль) населения Свердловской области
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Все население 3341 4561 857 -7299 13143 6742 1884 4581
Городское население 6678 7241 4134 -275 14653 9786 6369 9799
Сельское население 3337 -2680 -3277 -7024 -1510 -3044 -4485 -5218
По сравнению с 2013 г. в 2014 г. миграционный отток населения из сельской местности увеличился в 1,2 раза. Естественный прирост восполнил потери численности сельского населения на 440 человек.
Важным моментом также является повышение качества образования в сельской школе, что может быть достигнуто за счет создания привлекательных условий работы сельского учителя. Это можно достичь за счет повышения заработной платы педагогов, обеспечения их благоустроенным жильем и другими социальными благами, и повышением престижа профессии «учитель».
Возможность получения профессионального среднего и высшего образования оказывает существенное влияние на формирование человеческого капитала. Учеба в училищах, техникумах, высших учебных заведениях позволяет получать профессиональные знания, навыки, умения, опыт, выполнять определенные виды деятельности. В стенах учебных заведений формируются профессиональные и предпринимательские способности выпускников, умение трудиться и ориентироваться в современных условиях рынка и общества. В настоящее время все расходы по общему, профессиональному, социально-культурному, физическому, духовно-нравственному воспитанию и образованию по существу перенесены с государственного бюджета на постоянно уменьшающиеся доходы семьи и самого работника. Былой тезис о неперспективных деревнях сменен еще на более уродливый о «неэффективных больницах,
школах, домах культуры, техникумах» и т. д. Отсюда получается, что государство не выполняет или неэффективно выполняет свои объективные социально-экономические функции общественного воспроизводства в сельском хозяйстве и стране в целом по отношению к населению, трудовым ресурсам, занятым кадрам, их общей и профессиональной подготовке, распределению и использованию в сельском хозяйстве и других отраслях общественного воспроизводства.
Подготовка высококвалифицированных и востребованных кадров для сельского хозяйства является актуальным и значимым вопросом для многих высших учебных заведений и проблемой для эффективных и передовых организаций агропромышленного комплекса. Современное социально-экономическое развитие страны требует значительных изменений в содержании и организации образования на селе. Качество подготовки молодых специалистов в сфере сельского хозяйства не должно отличаться от подготовки специалистов других сфер. В связи с этим необходимы постоянный анализ потребности в молодых специалистах предприятий на селе, отслеживание динамики трудоустройства специалистов по сферам агропромышленного комплекса и мониторинг закрепления молодого специалиста на конкретном рабочем месте и уровня его социально-профессиональной адаптации.
Основной поставщик кадров высшей квалификации для аграрной сферы Свердловской области - Уральский государственный аграрный университет. В 2014 г. Уральский ГАУ по всем специальностям и формам обучения выпустил в общей сложности 1144 специалиста [5]. Количество выпускников вуза и их трудоустройство представлено в табл. 3.
Таблица 3
Трудоустройство выпускников Уральского ГАУ
Показатель 2012 2013 2014
1. Количество выпускников: 1424 1457 1144
очной формы обучения 380 379 388
заочной формы обучения 1044 1078 756
2. Трудоустройство выпускников:
В сельскохозяйственные, водохозяйственные, мелиоратив- 115 153 121
ные, землеустроительные организации (АО, ООО, АКХ,
ГУН, МУП, колхозы, совхозы, сельскохозяйственные ко-
оперативы и т. д.)
В органы исполнительной власти субъектов РФ по сельско- 5 5 10
му хозяйству
В организации социальной сферы 3 10 0
В научно-исследовательские и проектные организации в 1 2 2
сфере сельского хозяйства
В другие организации сферы сельского хозяйства и перера- 66 33 8
батывающей промышленности
В образовательные учреждения (НПО, СНО, ДНО, ВНО, 7 8 12
школы и т. д.)
В организации, не относящиеся к сфере сельского хозяйства 48 53 169
и перерабатывающей промышленности
Ежегодно почти 50 % выпускников Уральского ГАУ трудоустраиваются на сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, а также в научно-исследовательские и проектные организации в сфере сельского хозяйства, однако закрепляются и успешно продолжают работать в данной сфере далеко не все выпускники. Как уже было отмечено, это связано не
только с низким уровнем заработной платы, несовершенной инфраструктурой на селе, но и с низким уровнем престижности работы в этой сфере [4, 6].
Тем выпускникам, которые приходят работать в сельскохозяйственное производство, необходимо несколько лет на адаптацию, очень часто им приходится сталкиваться с такими производственными проблемами, решение которых не дает уровень подготовки в учебном заведении. Усложнение задач аграрной реформы предполагает к тому же значительное расширение сферы компетентности и ответственности каждого работника. Для решения поставленной задачи нужна широкая профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих руководителей и специалистов. Имея конкретный жизненный и производственный опыт, они более ответственно и осмысленно способны воспринимать новые знания. Прекрасно понимая открывающиеся перед ними после учебы перспективы служебного роста, они учатся добросовестно и с интересом. Таким образом, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров по современным образовательным программам сохраняется основной костяк специалистов на селе, происходит их активная адаптация к рыночным условиям хозяйствования.
Тем не менее, на селе стоит вопрос в потребности специалистов, так как доля выпускников, остающихся на селе, мала.
Для инновационного развития страны необходимо формирование и развитие передовой в мире системы общего и профессионального образования. Это означает, что наиболее целесообразным вариантом является фундаментальная общеобразовательная и профессиональная подготовка всех членов общества [1]. Только при условии формирования устойчивого созидательного и гуманного мировоззрения, бережного отношения к природе, имеющего социально-экологическую, общекультурную и созидательную направленность, можно будет ожидать от всех участников производства повсеместное научно-техническое и иное творчество и позитивную активность, многократное снижение потерь.
Такое положение в обществе должно быть одним из основных принципов организации деятельности государства при создании условий для формирования эффективного человеческого капитала сельского хозяйства.
Библиографический список
1. Воробьева Н. В., Минеева Н. Н. Человеческий капитал как фактор развития аграрной сферы промышленно развитого региона // Экономика региона. 2008. № 4. С. 75-82.
2. Горбунова О. С. Особенности человеческого капитала в сельском хозяйстве // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения : сб. науч. ст. Липецк : Максимал информационные технологии, 2014. С. 98-101.
3. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб. : Наука, 1999.
4. Карнаухов Е. В. Повышение качества человеческого капитала в агропромышленном комплексе России как способ повышения качества жизни сельского населения // Молодой ученый. 2011. № 4. Т. 1. С. 151-153.
5. Радионова С. В., Фатеева Н. Б., Петрякова С. В. Анализ занятости населения в сельском хозяйстве Свердловской области и подготовка кадров для агропромышленного комплекса // Аграрное образование и наука. 2014. № 4.
6. Сёмин А. Н. Проблемы закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6. С. 4-6.
7. Сёмин А. Н. Проблемы закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6. С. 4-6.
8. Ушакова О. Г., Багрецов Н. Д., Багрецов Д. Н. Механизм создания региональных центров непрерывного профессионального образования и их роль в повышении качества человеческого капитала // Аграрный вестник Урала. 2013. № 12. С. 98-101.
9. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Радионова С. В. Анализ подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных предприятий Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10. С. 97-100.
10. Фатеева Н.Б., Петрякова С. В. Трудоустройство молодежи на селе // Аграрный вестник Урала. 2013. № 8. С. 68-69.
11. Юсупов М. Л. Экспресс-методика критериальной оценки потенциальных возможностей аграрных вузов по обеспечению качества подготовки квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса. Екатеринбург, 2004.
12. Юсупов М. Л. Организационно-экономический механизм воспроизводства квалифицированных кадров сельского хозяйства региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2004.