Научная статья на тему 'Условия эффективности раскрываемости преступлений в оперативнорозыскном производстве, на примере преступной группы, состоящей из взрослых и несовершеннолетних лиц'

Условия эффективности раскрываемости преступлений в оперативнорозыскном производстве, на примере преступной группы, состоящей из взрослых и несовершеннолетних лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДЕЛА ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА / ИНСПИРАТОР (ВОВЛЕКАТЕЛЬ) / УК РФ / УПК РФ / УИК РФ / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / CRIMINAL INVESTIGATIONS / CRIMINAL LIABILITY / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / CASES OF OPERATIONAL RECORDS / INSPECTOR (INVOLVEMENTOR) / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / CODE OF CRIMINAL PROCEDURE / CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Алексей Валерьевич, Cлабкая Диана Николаевна

Вопросы совершенствования раскрытия преступлений по делам оперативной разработки и делам оперативного учета в разное время рассматривались учеными и специалистами в сфере оперативно-розыскной деятельности далеко не однозначно (см.: С.С. Галахова, К.К. Горяинова, Е.С. Дубоносова, И.А. Климова, и многих других уважаемых авторов). Общие положения ОРД практически не претерпели существенных изменений, за исключением необходимости внесения нового понятийно-категориального аппарата, понятий (не всегда воспринимаемого оперативными сотрудниками в правоприменительной деятельности) и корреляции с учетом ряда ведомственных нормативных правовых актов по рассматриваемой проблематике. В сущности, организация и тактика агентурнооперативной работы по раскрытию преступлений несовершеннолетних, также осталась без каких-либо существенных изменений. Проблемы оперативно-розыскного производства по делам оперативной разработки (ДОР) и делам оперативного учета (ДОУ) на несовершеннолетних лиц находятся, по существу, как и оперативно-розыскное обеспечение (ОРО), в стадии перманентного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Алексей Валерьевич, Cлабкая Диана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF CRIME DETECTION IN THE OPERATIONAL-SEARCH PROCEEDINGS, USING THE EXAMPLE OF A CRIMINAL GROUP CONSISTING OF ADULTS AND MINORS

The issues of improving the detection of crimes in cases of operational development and cases of operational accounting at different times were considered by scientists and specialists in the field of operational-search activities far from unambiguously (see: S.S. Galakhova, K.K. Goryainova, E.S. Dubonosov, I.A. Klimov, and many other respected authors). The general provisions of the ARD practically did not undergo significant changes, except for the need to introduce a new conceptual and categorical apparatus, concepts (not always perceived by operational employees in law enforcement) and correlation taking into account a number of departmental regulatory legal acts on the issue under consideration. In essence, the organization and tactics of intelligence and operational work to solve the crimes of minors also remained without any significant changes. The problems of operational-search proceedings in cases of operational development (DOR) and cases of operational accounting (DOW) for minors are, in essence, like operational-search support (ORO), in the stage of permanent improvement.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности раскрываемости преступлений в оперативнорозыскном производстве, на примере преступной группы, состоящей из взрослых и несовершеннолетних лиц»

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Условия эффективности раскрываемости преступлений в оперативно-розыскном производстве, на примере преступной группы, состоящей из взрослых и несовершеннолетних лиц

Новиков Алексей Валерьевич,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]

^абкая Диана Николаевна,

научный сотрудник, ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России» E-mail: [email protected]

Вопросы совершенствования раскрытия преступлений по делам оперативной разработки и делам оперативного учета в разное время рассматривались учеными и специалистами в сфере оперативно-розыскной деятельности далеко не однозначно (см.: С.С. Галахова, К.К. Горяинова, Е.С. Дубоносова, И.А. Климова, и многих других уважаемых авторов). Общие положения ОРД практически не претерпели существенных изменений, за исключением необходимости внесения нового понятийно-категориального аппарата, понятий (не всегда воспринимаемого оперативными сотрудниками в правоприменительной деятельности) и корреляции с учетом ряда ведомственных нормативных правовых актов по рассматриваемой проблематике. В сущности, организация и тактика агентурно-оперативной работы по раскрытию преступлений несовершеннолетних, также осталась без каких-либо существенных изменений. Проблемы оперативно-розыскного производства по делам оперативной разработки (ДОР) и делам оперативного учета (ДОУ) на несовершеннолетних лиц находятся, по существу, как и оперативно-розыскное обеспечение (ОРО), в стадии перманентного совершенствования.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, уголовное расследование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия, дела оперативного учета, инспиратор (вовлекатель), УК РФ, УПК РФ, УИК РФ.

1

о

см

см

л

Z

112

Исторический аспект не возможен без соответствующего примера, приведем определение из контрразведывательного словаря:«Реализация материалов оперативной разработки использование добытых в процессе разработки фактических данных при завершении оперативной разработки посредством открытых мер пресечения (возбуждение уголовного дела и арест разрабатываемого, выдворение из пределов СССР разрабатываемого иностранца) или же посредством оперативных мер (компрометация, вербовка разрабатываемого и т.п.). В случаях если разрабатываемые лица прекратили враждебную деятельность, материалы оперативной разработки могут быть реализованы для профилактирования разрабатываемых»[1].

В специализированной литературе, на наш частно-научный взгляд недостаточно рассматриваются понятия частичной, полной и смешанной реализации материалов оперативной разработки (ОР).

Частичная реализация материалов ОР имеет место, когда полученные сведения используются для решения частных целей разработки (устранение условий, способствующих совершению преступлений, создание условий, затрудняющих выполнение преступных планов и т.д.).

Полная реализация материалов ОР проводится в случаях, когда имеющаяся информация используется для обоснования возбуждения уголовного дела (УД), принятия к виновным мер по раскрытию преступлений2.

Смешанная реализация материалов ОР - при выявлении участников преступной группы, состоящей из несовершеннолетних, взрослых и малолетних лиц. Частичная, полная и смешанная реализация материалов оперативной разработки наиболее типична в случаях, когда: не все лица выявлены; не все члены группы привлечены к уголовной ответственности; не все преступления доказаны; к уголовной ответственности привлечены лишь взрослые инспираторы (вовлекатели).

1 Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского. 1972.

2 Основы оперативно - розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В.Б. Рушайло. Изд. 4-е, стереотипное - СПб.: Издательство "Лань", 2002. С. 720

В соответствии с решаемыми задачами в качестве основных этапов реализации материалов оперативной разработки выделяются:

• анализ, обработка, систематизация и оценка собранных в процессе документирования фактических данных;

• принятие решения о начале реализации ОР;

• составление плана реализации ОР;

• передача материалов документирования ОР для решения вопроса о возбуждении УД;

• определение привлекаемых к реализации ОР сил и средств, расстановка и обеспечение взаимодействия со следователем для определения порядка и способов использования результатов документирования преступных действий. Правоприменительная практика показывает,

что материалы дел оперативной разработки систематизируются следующими способами:

- в хронологическом порядке (по срокам их поступления);

- по эпизодам преступной деятельности;

- по лицам, в отношении которых осуществлялось документирование. Установление способа систематизации материалов ОР определяет оперативный сотрудник, исходя из объемов имеющейся информации, количества разрабатываемых лиц и характера совершенных преступлений. Главной целью систематизации полученных фактических данных о преступлениях несовершеннолетних является обеспечение максимально удобной группировки информации для ее оценки в целях дальнейшего использования. В повседневной деятельности систематизировав накопленные материалы, оперативный сотрудник приступает к их оценке, которая осуществляется в процессе их обработки и анализа. Практика показывает, что данные действия оперативные сотрудники целенаправленно не производят, необоснованно полагая, что и без этого довольно ясно представляют дальнейший алгоритм с конгломератом содержанием накопленных данных, по материалам ОР.

Однако такой подход по факту приводит к серьезным ошибкам и даже процессуальным провалам реализации ДОР и ДОУ оперативными сотрудниками. К сожалению, следует констатировать, тот факт, что оперуполномоченные не учитывают этот элемент оперативной разработки в контексте определения конечной цели:

использование полученных материалов для гласной проверки;

придания полученным сведениям гласного характера;

достоверности полученных сведений; степени задокументированности преступных действий разрабатываемых; роли каждого из несовершеннолетних лиц в преступной деятельности; характеристики членов преступной группы и его связей;

мероприятия, по недопущению расшифровки конфидентов;

• ОРМ, необходимые для обеспечения возбуждения УД;

• тактического варианта реализации материалов оперативной разработки.

Готовность материалов ДОР и ДОУ к реализации определяют следующие факты:

• выявлена преступная деятельность разрабатываемых несовершеннолетних лиц и инспираторов (вовлекателей), а также имеется возможность задержания с поличным или сразу после совершения преступления;

• задокументирована преступная деятельность части разрабатываемых несовершеннолетних лиц и инспираторов (вовлекателей),

• избрание процессуальной меры пресечения части разрабатываемых лиц, не препятствует изобличению других участников группы;

• получены достоверные оперативные данные о том, что разрабатываемые лица намериваются уничтожить улики, изобличающие их. Исходя из оценки полученных данных, оперативный сотрудник совместно с вышестоящим руководством принимает решение о начале реализации дела. В этой связи совместно со следователем, которому поручено расследование, составляется план проведения ОРМ и следственных действий. Представляется, что существенной задачей, требующей продуманного решения, является определение порядка и тактических приемов производства следственных действий по закреплению фактических данных, полученных в процессе документирования. Реализация материалов оперативной разработки фактически основывается на нормах ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности», Наставления и положениях Инструкции1, в соответствие с которой они могут:

1) служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела (УД). В тех случаях, когда задокументированные фактические данные являются достаточными, они могут предоставляться следователю для ознакомления, с тем, чтобы он принял необходимое процессуальное решение. При этом оперативно-розыскная информация должна содержать данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о разрабатываемых лицах, их совершивших и очевидцах преступления; о местонахождении средств и орудий преступлений, которые могут стать вещественными доказательствами; о других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении УД;

2) быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных процессуальных действий.

Данное направление предусматривает организацию оперативно-розыскного обеспечения производства следственных и судебных действий,

1 Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или суд.

5 -о

сз

<

т.к. их осуществление без результатов ОРД иногда невозможно либо затруднительно. Результаты ОРД должны содержать, следующие сведения, а именно:

• о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда;

• о лицах, знающих об обстоятельствах и фактах, имеющие значение для УД;

• о возможных источниках доказательств;

• о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ;

а также о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, оптимальную методику расследования по конкретному УД;

3) использоваться в доказывании по УД, в соответствии с требованиями УПК РФ, регламентирующими получение, проверку и оценку доказательств.

В процессе доказывания используются не сведения, полученные при осуществлении ОРД, а фактические данные, сформированные при производстве следственных и судебных действий на основании этих сведений.

Результаты ОРД должны быть соответствующим образом оформлены и содержать сведения, подлежащие доказыванию по данному УД.

Реализация материалов ДОР и ДОУ традиционно осуществляется на основе совместного плана, которым предусматриваются: состав следственной оперативной группы (СОГ); порядок и последовательность осуществления следственных ОРМ; приемы реализации материалов дел; силы и средства, привлекаемые к его реализации.

Анализ правоприменительной практики по факту свидетельствует, что совместные планы составляются формально, от случая к случаю, «представительство» в них следователя ограничивается одним - двумя пунктами. На наш частно-научный взгляд, взаимодействие со следователем наиболее целесообразно начинать на более ранней стадии оперативной разработки. Это дает следователю возможность ознакомиться с оперативной информацией, которая в последующем может быть положена в основу УД, и вносить рекомендации о целесообразности уточнения каких-либо негласных данных. Взаимодействие в рамках СОГ направлено на наиболее полное использование фактических данных, полученных в ходе оперативной разработки, параллельно с производством следственных действий.

Реализация материалов ДОР и ДОУ должна производиться конспиративно, быстро и внезапно. Соблюдение данных требований обеспечивает грамотное применение продуманной тактики реа-— лизации и недопущения любой возможности раз-2 рабатываемым лицам скрыться или уничтожить следы преступления. Это особенно важно, когда ° в преступной группе, состоящей из несовершен-ав нолетних есть инспираторы (вовлекатели).

Анализ дел ДОР и ДОУ в отношении групп несовершеннолетних свидетельствует, что их реализация осуществлялась по двум основным направлениям:

1) привлечение группы несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности;

2) разобщение группы несовершеннолетних лиц, а также отказ разрабатываемых н/летних лиц от дальнейшего совершения криминальных деяний,

(во всех случаях имеется в виду прекращение преступной деятельности).

В каждом конкретном случае для определения тактических приемов реализации материалов ДОР и ДОУ необходимо оценивать, насколько полно выявлены и задокументированы факты преступных действий группы с участием несовершеннолетних лиц, учитывать характеристики личности разрабатываемых.

Реализацию материалов оперативной разработки рекомендуется начинать векторно, по двум тактическим направлениям:

а) с производства следственных действий, направленных на собирание доказательств, на основании которых решается вопрос о задержании и аресте разрабатываемых лиц;

б) с осуществления ОРМ, направленных на получение доказательств, которые могут явиться основанием для ареста подозреваемых.

Правоприменительная практика по ОРД, показывает, что преимущественно реализация ДОР и ДОУ на несовершеннолетних лиц начинается с использования, как правило конфиденциальных фактических данных для производства следственных действий. Безусловно, данное направление требует тщательного анализа всей предстоящей оперативной работы для обеспечения внезапности принятия мер к разрабатываемым лицам. Известно, что следственные действия, в отличие от ОРМ (в их большинстве), проводятся гласно. Если же разрабатываемые узнают, что уже идет расследование преступления, они могут скрыться, принять меры к уничтожению доказательств, что затруднит реализацию материалов оперативной разработки.

В целях недопущения вышепоименованного рекомендуется:

- следственные действия производить так, чтобы разрабатываемые как можно больше времени не знали и не могли знать о начавшемся расследовании;

- максимально сократить промежуток времени с момента возбуждения УД до задержания (ареста) разрабатываемых и производства первоначальных следственных действий.

Вне всякого сомнения, что в начале реализации материалов ДОР и ДОУ преимущественно используются те конфиденциальные сведения, которые необходимы для избрания процессуальной меры пресечения в отношении лиц, совершивших преступление.

Следует акцентировать внимание, на то, что планом реализации материалов ДОР и ДОУ в обязательной мере должны предусматриваться мероприятия по выводу конфидента (агента) из разработки. В процессе реализации оперативной разработки - опасность раскрытия конфидента (агента) значительно возрастает. Связано это с активным поиском разрабатываемых лиц источника утечки информации. Деятельность оперативного сотрудника при реализации агентурной информации должна быть взвешенной и крайне осторожной, с обязательным учетом:

1) предохранение агентов от расшифровки;

2) предохранение агента от привлечения к уголовной ответственности.

Наиболее распространенными способами предохранения конфидента (агента) от расшифровки является формирование у разрабатываемых убеждения, что о совершенных ими преступлениях стало известно: в результате собственной неосторожности; в результате случайного стечения обстоятельств; из показаний свидетеля, совершенного преступления.

ФЗ «Об оРд» предусмотрено, что лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее за собой тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству в качестве агента, и в последующем активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, может быть освобождено от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тактические приемы процессуального освобождения данных конфидентов (агентов) от уголовной ответственности могут быть различными.

Во-первых, оперативный сотрудник не имеет права привлекать к сотрудничеству несовершеннолетнего лица в качестве агента, в связи с чем возникает необходимость внесения поправок в редакцию ФЗ «Об ОРД», дополнив его составом осведомителей.

Во-вторых, в правовых актах отсутствует процедура освобождения отдельных категорий лиц от уголовной ответственности в связи с активным способствованием раскрытию преступлений. Решение данной проблемы возможно путем внесения в УК РФ «Института деятельного раскаяния», т.е. специальных оснований освобождения от уголовной ответственности.

Неразрывны с реализацией материалов ДОР и ДОУ, вопросы предания гласности сведений о потерпевших, лицах, выступающих свидетелями или иным образом осведомленных о преступлениях группы с участием н/летних лиц, зачастую возникает необходимость в оперативно-розыскном обеспечение защиты данной категории участников уголовного процесса.

В этой связи проблема нейтрализации противодействия криминальной среды вызывает особую актуальность и решение данной проблемы может обеспечить надлежащее разрешение основной

задачи уголовного судопроизводства, неотвратимости наказания...

В заключение необходимо отметить: Первое, что по каждому из ДОР и/или ДОУ выбор тактического приема реализации оперативных мероприятий на группу с участием н/летних лиц зависит от складывающейся оперативной обстановки и степени готовности материалов дела к их использованию, гласно, в уголовно-процессуальной деятельности,

Второе, это эффективная реализация материалов ДОР и ДОУ на несовершеннолетних лиц, совершающих преступления, которой можно добиться лишь при условии соблюдения требований законности, конспирации (конфиденциальности), своевременности и полноты реализации оперативных мероприятий.

Литература

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция)

2. Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского. 1972. Интернет-ресурс https://counterintelligence.academic.ru/81 3/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B 8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F _<^0%ВС<^0%В0<^1%82<^0%В5<^1%80 <^0%В8<^0%В0<^0%ВВ<^0%ВЕ<^0%В2 _%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0 %D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE <^0%В9_<^1%80<^0%В0<^0%В7<^1%80 <^0%В0<^0%В1<^0%ВЕ<^1%82<^0%ВА ■^0%В8 (дата обращения 12.04.2020)

3. Основы оперативно - розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В.Б. Рушайло. Изд. 4-е, стереотипное - СПб.: Издательство "Лань", 2002.С. 720

4. Об утверждении Наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 4 апреля 2013 г. № 001. - М., 2013.

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины Оперативно-розыскная психология специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность специализация «Оперативно-розыскная деятельность» узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска», Краснодарский университет МВД, 2017

6. Проект Приказа МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, а также по организации деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных

5 -о

сз

<

несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних» (по состоянию на 28.08.2014) (подготовлен МВД России) {КонсультантПлюс} http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=PNPA&n=23019&dst=4294967295&d ate=28.04.2020

7. Предупреждение противоправной деятельности лидеров уголовно-преступной среды в условиях изоляции от общества: монография / Д.А. Лепёшин; ФСИН; Владим. юрид. ин-т Фе-дер. службы исполн. наказаний. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2016. - 164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: [приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/ 703/509/507/1820/42/535/398/68]. - Российская газета. - 2013. - 13 декабря (№ 282).

CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF CRIME DETECTION IN THE OPERATIONAL-SEARCH PROCEEDINGS, USING THE EXAMPLE OF A CRIMINAL GROUP CONSISTING OF ADULTS AND MINORS

Novikov A.V., Slabkaya D.N.

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

The issues of improving the detection of crimes in cases of operational development and cases of operational accounting at different times were considered by scientists and specialists in the field of operational-search activities far from unambiguously (see: S.S. Gal-akhova, K.K. Goryainova, E.S. Dubonosov, I.A. Klimov, and many other respected authors). The general provisions of the ARD practically did not undergo significant changes, except for the need to introduce a new conceptual and categorical apparatus, concepts (not always perceived by operational employees in law enforcement) and correlation taking into account a number of departmental regulatory legal acts on the issue under consideration. In essence, the organization and tactics of intelligence and operational work to solve the crimes of minors also remained without any significant changes. The problems of operational-search proceedings in cases of operational development (DOR) and cases of operational accounting (DOW) for minors are, in essence, like operational-search support (ORO), in the stage of permanent improvement.

Keywords: operational-search activities, criminal investigations, criminal liability, operational-search measures, cases of operational records, inspector (involvementor), Criminal Code of the Russian Federation, Code of Criminal Procedure, Criminal Procedure Code of the Russian Federation.

References

1. Federal law "On operational-search activity" dated 08.08.1995 No. 144-FZ (latest revision)

2. Counterintelligence dictionary. - Higher Red Banner School of the State Security Committee under the Council of Ministers of the USSR. F.E. Dzerzhinsky. 1972. Internet resource https://counterintelligence.ac-ademic.ru/813/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%B-B%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86% D0% B8% D1% 8F_% D0% BC% D0% B0% D1% 82% D0% B5% D1% 80% D0% B8% D0% B0% D0% BB% D0% BE% D0% B2_% D0% BE% D0% BF% D0% B5% D1% 80% D0% B0% D1% 82% D0% B8% D0% B2% D0% BD% D0% BE% D0% B9_% D1% 80% D0% B0% D0% B7% D1% 80% D0% B0% D0% B1% D0% BE% D1% 82% D0% BA% D0% B8 (circulation date 04/12/2020)

3. The basics of operational - search activity: Textbook / Ed. V.B. Rushailo. Ed. 4th, stereotyped - St. Petersburg: Publishing House "Lan", 2002. P. 720

4. On approval of the Manual on the principles of organization and tactics of the operational-search activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 4, 2013 No. 001. - M., 2013.

5. Methodological recommendations for the study of the discipline of the operative-search psychology specialty 05/40/02 Law enforcement specialization "operational-search activity" narrow specialization "the activity of the investigative criminal investigation", Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs, 2017

6. Draft Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia "On approval of the Instructions on the procedure for interaction between employees of internal affairs bodies of the Russian Federation to prevent neglect and juvenile delinquency, protect their rights and legitimate interests, as well as to organize activities in the disclosure and investigation of crimes committed by minors and against minors "(as of 08.28.2014) (prepared by the Russian Ministry of Internal Affairs) {ConsultantPlus} http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PN-PA&n=23019&dst=4294967295&date=28.04.2020

7. Prevention of unlawful activity of criminal leaders in isolation from society: monograph / D.A. Leposhin; FSIN; Vladim. legal Inst. Feder. service exec. punishments. - Vladimir: VUI FSIN of Russia, 2016. - 164 p.

8. On approval of the Instructions on the procedure for presenting the results of operational investigative activities to the inquiry body, investigator or court: [order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ministry of Defense of Russia, Federal Security Service of Russia, Federal Security Service of Russia, Federal Customs Service of Russia, Russian Foreign Intelligence Service, Federal Security Service of Russia, Federal Security Service of Russia, Russian Criminal Code from September 27, 2013 No. 776/703/509/507/1820/42/535/398/68]. - Russian newspaper. - 2013. - December 13 (No. 282)

СЧ

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.