Научная статья на тему 'Актуальные проблемы раскрытия преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних'

Актуальные проблемы раскрытия преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1176
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕРАСКРЫТОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК / LAW ENFORCEMENT / JUVENILE CRIME / UNSOLVED CRIME / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Алексей Валерьевич, Слабкая Диана Николаевна

Специфика организации оперативной работы с преступностью несовершеннолетних, является одним из важнейших участков правоохранительной деятельности, который предопределен тем обстоятельством, что изданные за последние годы нормативные правовые акты МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСИН России, а также специальная юридическая литература по рассматриваемой проблематике как бы «избегали» трактовки понятия и сущности раскрытия преступлений, совершенных подростками и с участием несовершеннолетних. Ретроспективный анализ научно-исследовательских работ по вышепоименованной тематике показывает, что в них широкое распространение получил термин «предупреждение» либо «предотвращение» преступлений несовершеннолетних. В тех случаях, когда затрагивались вопросы раскрытия данного вида преступлений, то термин «раскрытие» употреблялся номинально, без отражения конкретных форм и методов оперативной работы в данном конкретном направлении. На наш частно-научный взгляд, квинтэссенцией, затронутой в настоящей статье научной проблемы, является всестороннее исследование собственно процесса раскрытия преступлений несовершеннолетних, образующих его этапов и осуществляемых организационно-тактических форм. Возникает задача: в какой плоскости и в каких пределах следует рассматривать деятельность оперативных подразделений (сотрудников) по линии несовершеннолетних с учетом специфики раскрытия преступления данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Алексей Валерьевич, Слабкая Диана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF CRIME DETECTION, COMMITTED INVOLVING MINORS

The specifics of the organization of operational work with juvenile delinquency is one of the most important areas of law enforcement, which is predetermined by the fact that normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Justice of Russia, the Federal Security Service of Russia, the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as special legal literature on the issues under consideration as published would have “avoided” the interpretation of the concept and essence of the disclosure of crimes committed by adolescents and with the participation of minors. A retrospective analysis of research projects on the above topics shows that the term “prevention” or “prevention” of juvenile crime has become widespread in them. In those cases when the issues of disclosing this type of crime were touched upon, the term “disclosure” was used nominally, without reflecting specific forms and methods of operational work in this particular direction. In our private scientific view, the quintessence of the scientific problem raised in this article is a comprehensive study of the actual process of solving the crimes of minors, which form its stages and the organizational and tactical forms that are being implemented. The problem arises: in what plane and to what extent should the activities of operational units (employees) be considered among minors, taking into account the specifics of the disclosure of a crime of this category.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы раскрытия преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних»

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуальные проблемы раскрытия преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних

Новиков Алексей Валерьевич,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России», профессор, кафедра гражданского права, Российская таможенная академия

E-mail: [email protected] Слабкая Диана Николаевна,

научный сотрудник, ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России» E-mail: [email protected]

Специфика организации оперативной работы с преступностью несовершеннолетних, является одним из важнейших участков правоохранительной деятельности, который предопределен тем обстоятельством, что изданные за последние годы нормативные правовые акты МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСИН России, а также специальная юридическая литература по рассматриваемой проблематике как бы «избегали» трактовки понятия и сущности раскрытия преступлений, совершенных подростками и с участием несовершеннолетних. Ретроспективный анализ научно-исследовательских работ по вышепоименованной тематике показывает, что в них широкое распространение получил термин «предупреждение» либо «предотвращение» преступлений несовершеннолетних. В тех случаях, когда затрагивались вопросы раскрытия данного вида преступлений, то термин «раскрытие» употреблялся номинально, без отражения конкретных форм и методов оперативной работы в данном конкретном направлении. На наш частно-научный взгляд, квинтэссенцией, затронутой в настоящей статье научной проблемы, является всестороннее исследование собственно процесса раскрытия преступлений несовершеннолетних, образующих его этапов и осуществляемых организационно-тактических форм. Возникает задача: в какой плоскости и в каких пределах следует рассматривать деятельность оперативных подразделений (сотрудников) по линии несовершеннолетних с учетом специфики раскрытия преступления данной категории.

Ключевые слова: Правоохранительная деятельность, преступления несовершеннолетних, нераскрытое преступление, оперативно-розыскная деятельность, оперативный сотрудник.

см со

Доля преступлений, совершенных подростками и при их соучастии, определяется лишь в числе зарегистрированных и раскрытых преступлений (удельный вес преступлений несовершеннолетних), что естественно не является полным и объективным показателем уровня подростковой преступности. Несомненен тот факт, что совершенное преступление лишь тогда относится к разряду «преступлений несовершеннолетних», когда оно раскрыто и преступник установлен. Общеизвестно также, что одним из основополагающих признаков нераскрытого преступления является сам факт события преступного деяния при отсутствии в установленном законом порядке виновного лица.

Правовая сущность нераскрытых преступлений такова, что вопросы возраста лиц, их совершивших, в большинстве случаев остаются не выясненными до момента установления личности преступника.

Предоставляя для обсуждения точки зрения сотрудников правоохранительных органов, отмечаем:

- первое, что участие в раскрытии преступлений несовершеннолетних заключается, прежде всего, в работе по делам оперативного учета (ДОУ) при наличии реально выдвинутой версии о совершении преступления подростком;

- второе, вопросы раскрытия таких преступлений с заведением и реализацией ДОУ на подростков - правонарушителей или их организованные преступные группы;

- третье, раскрытие преступлений, совершаемых взрослыми лицами, (организаторы, подстрекатели и инспираторы), вовлекающих подростков в преступления и иные антиобщественные противоправные деяния;

- четвертое, получение и реализация оперативно-розыскной и иной информации о преступлениях несовершеннолетних.

Выше обозначенное, является основным содержанием оперативной работы в части раскрытия преступлений подростков (эти вопросы действующие сотрудники увязывают с организацией работы по делам оперативной разработки). Оперативно-розыскная деятельность [1] по очевидным преступлениям несовершеннолетних -процесс раскрытия, справедливо рассматривая нами в качестве обеспечивающей функции объективного расследования дел.

Однако, статистические данные в рамках ранее проведенных исследований указывает, что 80% сотрудников из числа руководящего состава и оперативного состава подразделений, осуществляющих раскрытие преступлений с участием несовершеннолетних, не назвали все выше обозначенные точки зрения совокупно. [7] По нашему частно-научному мнению, причина кроется в психологическом восприятии сущности данного вида преступлений. Для подавляющего большинства оперативных сотрудников собственно нераскрытое преступление несовершеннолетнего материально не воспринимается, оно лежит у них в сознании как еще не выявленное, не установленное, т.е. аморфное для правоохранительных органов. К сожалению, доля преступлений несовершеннолетних в общем числе нераскрытых преступлений (по имеющимся данным - каждое 7-ое преступление).

Выдвинутая гипотеза о том, что в употребляемый термин «раскрытие» по отношению к преступлениям несовершеннолетних вкладывается несколько иной смысл, нежели в части понятия раскрытия преступлений, совершенных взрослыми. Таким образом, нераскрытые преступления, совершенные подростками, в силу объективных причин статистикой учитываться не могут, с формальных позиций, их «как бы нет в правовой природе», хотя в реальной действительности они существуют. Все это порождает своеобразное отношение к процессу раскрытия таких преступлений со стороны руководителей оперативных подразделений правоохранительных органов различных уровней. Данные обстоятельства усиливаются отсутствием научной разработанности проблемы.

Участие оперативных сотрудников в раскрытии преступлений несовершеннолетних, как это вытекает из смыслового содержания приказов и инструкций правоохранительных органов (МВД России и ФСИН России), сводится к проведению совместно со следователями мероприятий по фактам преступлений, совершенных в условиях очевидности; реже - когда реализуются ДОУ, заведенные на несовершеннолетних. В этих случаях указанные сотрудники в полном объеме проводят ОРМ по раскрытию таких преступлений. В подавляющем большинстве, как показывает статистическая отчетность, работа по раскрытию преступлений несовершеннолетних связана с реализацией оперативно-розыскной и иной информации, когда в производстве находится дело оперативной разработки (ДОР) [5].

Исследования характера преступлений несовершеннолетних показывают, что значительная их часть раскрывается путем реализации первичной оперативно-розыскной информации, т.е. в сроки, не требующие заведения дел оперативного учета. Часть совершенных подростками преступлений носила явный, очевидный характер; обстоятельства и характер совершения других указывали на причастность к ним несовершеннолетних. В результате оперативные сотрудники довольно точно и часто «прогнозировали» целесообразность

(в плане перспективы) заведения на данную категорию лиц, дел оперативной разработки.

Вместе с тем, статистика отчетности устанавливает, что такие преступления (незаявленные, о которых вообще не было никакой информации) составляли лишь 20% от общего числа отнесенных к таковым (естественная латентность), 80% преступлений были известны правоохранительным органам; устная информация о них имелась у оперативных сотрудников, участковых уполномоченных полиции, следователей, в подразделениях по делам несовершеннолетних и т.д. Такие преступления фактически «приберегались» к отчетному периоду с целью определения «выгодности» их дальнейшего использования: поднять процент раскрываемости за счет увеличения абсолютного числа зарегистрированных и раскрытых преступлений либо не показывать их в статистике, когда такой надобности нет (искусственная латентность). Разумеется, что в указанных случаях своеобразно «регулируется» удельный вес преступлений несовершеннолетних, коэффициент их распространенности. Необходимо отметить, что определенная доля преступлений, материалы о которых передаются на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних или иным инстанциям, без возбуждения уголовных дел и соответствующего его прекращения; без отказа в его возбуждении в соответствии с действующим УПК РФ; с нарушениями УПК РФ по срокам и процедурам направления материалов в инстанции, и как следствие низкое качество их проверки и достоверности.

Такое положение, с одной стороны, объясняется грубыми нарушениями, допускаемыми сотрудниками правоохранительных органов, с ведома либо при попустительстве руководителей, с другой стороны - полным незнанием должностными лицами институционной процедуры проверки формирования и направления материалов о правонарушениях несовершеннолетних, в соответствии с действующими правовыми нормами. Достаточно отметить, неединичные факты направления в комиссии по делам несовершеннолетних материалов о нарушении уголовного законодательства подростков, когда не были установлены события преступления, данные о лицах, их совершивших. Фактически по данным материалам не проводилось даже элементарной проверки и разбирательства по существу дела, в т.ч. где по материалам дела требовалось проведение расследования.

Приведенные нами обстоятельства во многом объясняют незначительное число выявленных и раскрытых преступлений, совершенных подростками, в результате реализации дел оперативного учета. Тщательный разбор этих и иных причин такого отношения к фактам преступлений несовершеннолетних должен быть, на наш частно-научный взгляд, непременной составной частью анализа эффективности деятельности оперативных подразделений, в полномочия которых входит раскрытие преступлений, совершенных несовершенно-

5 -о

сз

<

см со

летними. Вместе с тем, в таких случаях пристальное внимание необходимо уделять выяснению времени, затрачиваемого на раскрытие преступлений, совершенных несовершеннолетними в условиях неочевидности. В тех случаях, когда подростки были во взаимодействии со взрослыми преступниками, совершали тяжкие преступления (серию преступлений), в том числе в составе группы лиц, требовалось проведение оперативно-розыскных мероприятий. Именно в данных конкретных случаях раскрытию преступления предшествует оперативная разработка. Однако такие факты, как уже указывалось, имели место лишь совокупно в 20% случаев совершения преступлений в условиях неочевидности. Возникает научная задача, естественно требующая разрешения, совершаются ли несовершеннолетними и с их участием преступления, называемые «заказными», которые раскрываются длительное время, оставаясь в разряде «преступлений прошлых лет». Постановка вопроса в немалой степени обусловлена высокой долей (до 80%) совершения подростками преступлений, либо с их участием, относящихся к группе тяжких.

Отнесение совершенного преступления к указанной группе (уголовно-правовая оценка) еще не означает (и не предрешает) сложности его раскрытия. В этом смысле возникают опасения решения вопроса «немедленно» - аналогично известной попытке оценить раскрытое преступление по бальной системе оценок. На наш взгляд, определение «сложности» и в целом затрат на раскрытие преступлений несовершеннолетних - довольно трудоемкая задача. Однако уже сейчас отчетливо вырисовываются исходные позиции, подлежащие учету в изучении вопросов, связанных со сложностью раскрытия преступных деяний с участием н/ летних. К ним следует отнести:

- вид и обстоятельства совершения преступления (способ совершения, серийность, многоэ-пизодность);

- наличие преступной группы, устойчивых преступных связей;

- участие в совершении преступлений взрослых лиц;

- характеристику личности преступника (совершал ранее преступления; судим, отбывал наказания в исправительных учреждениях);

- степень влияния ближайшего окружения и т.д. Разумеется, перечень указанных нами исходных позиций не является исчерпывающим. По нашему мнению, серьезное значение следует придавать изучению характера первичных сведений о событии преступления, его признаках, подозреваемых лицах и т.п. Необходимость их исследования также связана с установлением причин незначительной доли реализованных дел оперативного учета по фактам преступлений, совершенных подростками. Такой подход, в свою очередь, позволит выяснить и истинный характер высокого уровня латентности преступлений несовершеннолетних (во всяком случае, определить долю «естественной»

и «искусственной» латентности), а в конечном итоге разработать практические меры, исключающие возможность создания мнимого статистического благополучия. Сублимируя вышеобозначенное, следует подчеркнуть, что правоприменительная практика идет по такому пути, когда о преступлениях несовершеннолетних, как правило, речь идет только в случаях после их раскрытия либо совершения в условиях и при обстоятельствах, явно указывающих на причастность к ним подростков. Эти обстоятельства и влияют на организацию и тактику их раскрытия. Однако такой подход не отвечает требованиям наступательности в борьбе с преступностью и препятствует разработке мер по повышению эффективности борьбы с преступлениями, из числа остающихся нераскрытыми.

Каждое 7-ое преступление в числе нераскрытых, совершается подростками, а это диктуют необходимость разработки организационных и тактических мер повышения эффективности использования возможностей сотрудников оперативных подразделений, в раскрытии преступлений, и их персональной ответственности за это архиважное дело. В этой связи не вызывает сомнения и необходимость совершенствование правовой основы этих мер, научно-практического комментирования ведомственных нормативных правовых актов, широкого освещения этих вопросов в специальной юридической литературе.

Приведенные сведения позволяют сделать вывод о том, что в практической деятельности оперативных сотрудников не просматривается весь «традиционный цикл» раскрытия преступлений с участием н/летних:

- первоначальный этап;

- последующие этапы;

- раскрытие преступлений «прошлых лет».

Все это создает определенный психологический деструктивный настрой к участию в раскрытии преступлений, порождает негативное отношение оперативных сотрудников к данной категории дел. Общеизвестно, что оперативный сотрудник по делам несовершеннолетних «сверху заточен», прежде всего, на снижении уровня преступности подростков, что не стимулирует его к выявлению преступлений и лиц, их совершивших. Довольно, «размыто» он видит свои функциональные возможности в предотвращении преступлений данной категории, ибо их учет, процедура оформления, юридическая оценка вообще не разработаны и на практике, отнесены как бы на «второй план».

По нашему мнению, учитывая повышенный характер латентности и в целом специфику преступлений несовершеннолетних, следует всемерно поощрять (стимулировать) выявление оперативно-розыскным и иными доступными путями фактов совершения преступлений подростков и взрослых лиц (организаторов, подстрекателей и инспираторов), их совершающих, и разработать соответствующе критерии оценки их работы. Такой подход будет способствовать установлению объек-

тивной истины - знанию реального состояния правонарушений среди несовершеннолетних. Представляется, что тщательная проработка затронутых вопросов и их детальное регламентирование, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению эффективности участия оперативных сотрудников в предупреждении и раскрытии преступлений с участием несовершеннолетних. В итоге необходимо сформулировать определенные выводы о пределах и формах участия, оперативных подразделений в раскрытии преступлений н/летних. Что касается форм участия, то они сводятся к следующему:

- участие во взаимодействии со следователем в раскрытии очевидных преступлений несовершеннолетних, что в основном связано с обеспечением функции объективного расследования по делу;

- раскрытие преступлений несовершеннолетних по первичным оперативно-розыскным данным;

- раскрытие преступлений несовершеннолетних по делам оперативного учета и разработки (ДОУ и ДОР), заведенным и непосредственно в этих целях.

Правоприменительная практика позволила сформулировать соответствующие выводы и рекомендации в этом плане.

Первое. Прямой обязанностью оперативных сотрудников следует считать организацию работы по получению и проверке первичной оперативно-розыскной и иной информации о фактах преступлений несовершеннолетних и взрослых инспираторов (подстрекателей и организаторов преступлений). В данных конкретных случаях в полном объеме проводятся мероприятия по раскрытию преступлений на основе реализации первичных оперативно-розыскных данных.

Второе. Проведение ОРМ по раскрытию преступлений несовершеннолетних по материалам оперативной разработки, заведенных на подростков-правонарушителей, а также взрослых инспираторов (подстрекателей и организаторов) осуществляется в полном объеме.

Третье. Обязательным является участие оперативных сотрудников в раскрытии неочевидных преступлений, но в пределах реальной, обоснованной версии о причастности к преступлению подростков, в т.ч. в рамках дел оперативного учета по нераскрытым преступлениям. Рабочие версии, как правило, выдвигаются в зависимости от места, способа совершения преступления, объекта и предметов преступного посягательства, иных обстоятельств и характера полученных первичных данных.

Четвертое. Частичное, в большей степени инициативное, участие оперативных сотрудников в раскрытии неочевидных преступлений, когда и не выдвигалась самостоятельная версия о причастности к ним несовершеннолетних, но и не исключалась возможность их участия, например, в случаях оперативной проверки (отработки) лиц, совершивших аналогичные преступления (ана-

логичным способом); поиск по «погоняловам» (кличкам), особым приметам, и т.п., когда в число проверяемых (отрабатываемых) лиц включаются подростки. В данных конкретных случаях проводится оперативная работа среди подростков-правонарушителей, взрослых инспираторов (подстрекателей и организаторов), взятых на оперативный учет, а также в местах концентрации этих лиц.

Следует подчеркнуть, что первые три из четырех вышеуказанных выводов, напрямую связаны с раскрытием именно преступлений несовершеннолетних; последняя - может свидетельствовать о «вкладе» оперативных сотрудников по линии несовершеннолетних в общее дело раскрытия неочевидных преступлений. Отметим, что четвертый вывод не исчерпывает всех возможностей использования данных сотрудников в раскрытии преступлений...

Таким образом, вопросы организации и тактики раскрытия преступлений с участием несовершеннолетних, равно как и использование возможностей оперативных подразделений по линии несовершеннолетних в раскрытии неочевидных преступлений, достаточно специфичны и требуют постоянного мониторинга. Затронутые нами проблемные вопросы, носят востребованный дискуссионный характер. Вместе с тем, изложенные авторские суждения свидетельствует о необходимости учета в практической деятельности оперативных подразделений двух схем в раскрытии преступлений: «от преступления к лицу» (это приоритетный признак зональных сотрудников) и «от лица к преступлению» (это, по сути, основной признак работы оперативных сотрудников). Такой подход, по мнению авторов настоящей статьи, несомненно, будет способствовать повышению эффективности работы оперативных подразделений правоохранительных органов по раскрытию преступлений несовершеннолетних.

Литература

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Интернет-ресурс Консультант-Плюс.

2. Агапов П.В., Борисов С.В., Новиков А.В., Минская В.С., Соколов Д.В., Ульянов М.В., Чернявский Д.О., Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Пособие / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Москва, 2017.

3. Корнев А.С. Уголовно-правовая и криминологическая характеристики преступности несовершеннолетних, с учетом особенностей среды функционирования ОВД, как важнейшая основа организации и тактики раскрытия преступлений подростков / В.А. Кузнецов, А.С. Корнев // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сборник ма-

5 -а

сз

<

териалов - (часть I. Юридические науки): материалы международной научно-практической конференции. Воронеж. Воронежский институт МВД России. 2010. С. 101-105

4. Крипулевич А.Ю., Новиков А.В., К вопросу о юридической природе контракта о содействии лиц оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 728.

5. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность // Научно-практический комментарий. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2015. -60 с.

6. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник 3 -е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синило-ва. М.: ИНФРА-М, 2014. 712 с.

7. Федорова Е.М., Кулакова С.В., Деболь-ский М.Г., Нилова Л.А., Новиков А.В., Чури-лова И.А., Махиборода Н.И., Психологическая работа с сотрудниками УИС, состоящими в резерве кадров на выдвижение на руководящую должность. Москва, 2016.

ACTUAL PROBLEMS OF CRIME DETECTION, COMMITTED INVOLVING MINORS

Novikov A.V., Slabkaya D.N.

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russian Customs Academy

The specifics of the organization of operational work with juvenile delinquency is one of the most important areas of law enforcement, which is predetermined by the fact that normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Justice of Russia, the Federal Security Service of Russia, the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as special legal literature on the issues under consideration as published would have "avoided" the interpretation of the concept and essence of the disclosure of crimes committed by adolescents and with the participation of minors. A retrospective analysis of research projects on the above topics shows that the term "prevention" or "prevention" of juvenile crime has be-

come widespread in them. In those cases when the issues of disclosing this type of crime were touched upon, the term "disclosure" was used nominally, without reflecting specific forms and methods of operational work in this particular direction. In our private scientific view, the quintessence of the scientific problem raised in this article is a comprehensive study of the actual process of solving the crimes of minors, which form its stages and the organizational and tactical forms that are being implemented. The problem arises: in what plane and to what extent should the activities of operational units (employees) be considered among minors, taking into account the specifics of the disclosure of a crime of this category.

Keywords: law enforcement, juvenile crime, unsolved crime, operational-search activity, operational officer.

References

1. Federal Law "On the operational-search activity" dated 08.08.1995 No. 144-03. Internet resource Consultant-Plus.

2. Agapov P.V., Borisov S.V., Novikov A.V., Minskaya V.S., Sokolov D.V., Ulyanov M.V., Chernyavsky D.O., Activities of prosecution authorities for crime prevention against the foundations of the constitutional order and security of the state. Manual / Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation. Moscow, 2017.

3. Kornev A.S. The criminal law and criminological characteristics of juvenile delinquency, taking into account the features of the environment for the functioning of the internal affairs bodies, as the most important basis for the organization and tactics of solving teenage crimes / V.A. Kuznetsov, A.S. Kornev // Public Security, Law and Order in the III Millennium: a collection of materials - (Part I. Legal Sciences): materials of an international scientific and practical conference. Voronezh. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. P. 101-105

4. Kripulevich A. Yu., Novikov AV, On the legal nature of the contract on the assistance of individuals to the operational units of the penal system. Modern problems of science and education. 2015. No. 2-2. P. 728.

5. The norms of criminal executive law governing the operational-search activity // Scientific and practical commentary. - M.: PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015. - 60 p.

6. The theory of operational investigative activity: Textbook 3rd ed., Rev. and add. / Ed. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky, G.K. Sinilova. M .: INFRA-M, 2014.712 p.

7. Fedorova E.M., Kulakova S.V., Debolsky M.G., Nilova L.A., Novikov A.V., Churilova I.A., Makhiboroda N.I., Psychological work with employees of the penal correction system, consisting of a reserve of personnel for promotion to a managerial position. Moscow, 2016.

СЧ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.