организация и методика оперативно-розыскного производства по делам оперативной разработки несовершеннолетних: теоретический аспект
Новиков Алексей Валерьевич,
доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России E-mail: [email protected]
Проблематика оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступлений несовершеннолетних не привнесла каких-либо глобальных изменений в организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности. Проблемы оперативно-розыскного производства по делам оперативного учета на несовершеннолетних находятся, по существу, как и оперативно-розыскного обеспечения, в стадии развития и продвижения в научно-исследовательскую деятельность, однако разработчиками проектов нормативных правовых актов Минюста России и МВД России они игнорируются и остаются без должного внимания.
Ключевые слова: оперативно-розыскное обеспечение, оперативно-розыскная деятельность (ОРД), раскрытия преступлений несовершеннолетних. ФЗ «Об ОРД»
S2
сэ см о см
По-прежнему «черной дырой» в исследовании вышеуказанных проблем остаются вопросы раскрытия, связанные с инспирацией несовершеннолетних в преступленью деяния и иные антиобщественные действия.
Рассматриваемые проблемные вопросы во многом связаны с эффективностью оперативно-розыскного производства по делам оперативного учета. Понятие и сущность такого производства в теоретическом плане разработаны слабо, в то же самое время, они не находят соответствующей нормативно-правовой регламентации. В условиях, когда сложилась многолетняя и устойчивая практика ведения дел оперативного учета и, в то же самое время, когда в сфере оперативно-розыскной деятельности начали действовать многочисленные новые правовые нормы, перед оперативными подразделениями возникли вопросы, решаемые не всегда единообразно и унифицировано. Более того, субъективные толкования отдельных норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее по тексту ФЗ «Об ОРД») и подзаконных актов обусловили, в свою очередь, и различные подходы к решению практических вопросов оперативно-розыскной деятельности, что в немалой степени относится и к оперативно-розыскному производству по делам оперативного учета несовершеннолетних.
Наиболее широкое распространение термин «оперативно-розыскное производство» получил в связи с введением в учебный процесс программы по курсу «ОРД» во многих образовательных организациях высшего образования, подведомственных правоохранительным органам (МВД России, Минюста России); открытых учебников по ОРД, а также многочисленных изданных комментариев к ФЗ об ОРД и учебников по теории ОРД, таких исследователей К. Горяинова, Ю. Кваши, Г. Синило-ва, К. Суркова, А. Шумилова и др.
Получив своеобразный инструктивный «статус», указанный термин естественно вошел в оборот при подготовке различных учебно-методических материалов. Однако, отсутствие научно-разработанной дефиниции оперативно-розыскного производства и, по существу, единой точки зрения приводят к различным толкованиям этого понятия и, соответственно, к субъективному подходу - произвольной трактовке соответствующих вопросов в научной и учебной литературе. ФЗ «Об ОРД» такого категориального понятия вообще не воспроизводит. В имеющихся к нему комментариях (частично) упоминаются такие раз-
ночтимые терминологические обороты, как: «производство по делам оперативного учета», «процесс производства по делам оперативного учета», «процесс ведения дел оперативного учета», «оперативно-розыскной процесс», «производство и прекращение дел оперативного учета».
Применительно к делам оперативной разработки употребляются различные словосочетания, имеющие, на наш взгляд, непосредственное отношение к оперативно-розыскному производству (в том числе, и из смысла анализируемых правовых норм). О.П Кириллов и Огрохин А.Н., например, приводят исчерпывающий перечень вышеуказанных терминов с единственной целью - показать отсутствие в этом перечне словосочетания «оперативно-розыскное производство» [7]. Вместе с тем, из смысла приведенных выдержек явствует, что между понятиями: «оперативная разработка», «дело оперативной разработки», «оперативно-розыскное производство по делу оперативной разработки» знака равенства быть не может, исходя из элементарного смысла, вкладываемого в содержательную часть этих категориальных понятий, за исключением разве лишь последнего, носящего характер теоремы и требующего, если не доказательств, то достаточно убедительных аргументов в пользу своего существования.
Безусловно, следует признать, что понятие оперативно-розыскное производство по делам оперативной разработки несовершеннолетних имеет право на самостоятельное существование. Являясь, на наш взгляд, неотъемлемой составной частью процесса оперативной разработки, это производство, в свою очередь, также регулируется нормативными правовыми актами в организационном, тактическом, методическом аспектах и процедурных вопросах. Естественно, что оперативно-розыскное производство содержит общие положения, исходные позиции, но применительно к каждому виду дел, имеются только им присущие особенности (исходя из целей их ведения, содержания и процедуры производства). Такой подход полностью согласуется с предписанием ФЗ «Об ОРД», а именно «перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяется нормативными актами органов, осуществляющих ОрД» (ст. 10 Закона) [1]. Такой порядок, процедуру ведения дел оперативной разработки можно рассматривать лишь с позиции оперативно-розыскного производства по данной категории дел. Вместе с тем, анализ многочисленных и, подчас, сложных для восприятия организационных, тактических и методических вопросов, связанных с ведения дел оперативной разработки несовершеннолетних, дает основание рассматривать многогранные вопросы оперативно-розыскного производства в их едином целом.
Изучение ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих общие положения оперативной разработки как формы ОРД, особенностей организации работы по делам оперативной разработки, позволяет выделить исходные пози-
ции оперативно-розыскного производства, которые впоследствии могут быть положены в основу формулировки его стадий и соответствующей унифицированной дефиниции. Причем в разработке этих позиций мы исходим из смыслового предназначения дефиниции «ввести и рассмотреть новое понятие посредством указания на то, как это понятие сконструировать из данных уже известных». К таким уже известным данным и (на наш частно-научный взгляд, не вызывающим сомнения в их действительности существований) относятся следующие:
1. Подготовительная (предварительная) стадия, которая включает в себя, прежде всего, предварительную оперативную проверку, направленную на установление достоверности первичной информации на несовершеннолетних. Не случайно, ведомственные нормативные правовые акты предусматривают, что в случае необходимости осуществления в отношении проверяемых лиц оперативной разработки, на основании материалов предварительной проверки в установленном порядке заводится дело оперативной разработки. Из смысла положений нормативного акта предварительная проверка первичной информации в обязательной мере предшествует заведению дел оперативной разработки. На этой же стадии осуществляется подготовка (сбор) и оформление документов, являющихся основанием для заведения дела. Не исключается и проведение на этой стадии отдельных ОРМ, связанных с корректировкой или указанием руководителя оперативного подразделения, оперативных служб правоохранительных органов о проведении дополнительной оперативной проверки; в обязательном порядке наводятся справки через информационные подразделения МВД России и ФСИН России в субъектах РФ.
В зависимости от обстоятельств заведения дела (инициатива оперативного сотрудника, либо управленческое решение руководителя) активное участие на этой стадии может и обязан принимать руководитель подразделения (участие в разработке плана, версий, различной информации, согласие на разработку и т.д.). Поскольку подготавливаемые на этой стадии соответствующие документы, несомненно, будут составной частью дел оперативной разработки, вполне логично предположить, что они являются и неотъемлемой частью оперативно-розыскного производства по делу на данной подготовительной стадии.
2. Первоначальная стадия - это стадия заведения дела и принятия его к производству. Она включается в себя, прежде всего, управленческое решение руководителя подразделения (утверждение постановления и плана). Вместе с тем, эта стадия включает не только процедурные действия оперативного сотрудника, но и контрольные функции и процедурные действия его непосредственных и прямых начальников, регистрационно-учетных подразделений (оценка обязательных) для заведения дела документов, порядок регистрации де-
5 -о
сз ж
■с
ла и разрабатываемых лиц, постановка их на учет в информационном подразделении (в том числе с ограничением допуска в оперативно-справочную картотеку), получение и оформление необходимых реквизитов дела и внесение соответствующих сведений... Последнее фактически означает принятие дела к производству данным оперативном сотрудником. Важнейшим документом, составляемым на этой стадии и, по существу, иммо-билизирующим всю имеющуюся по заводимому делу оперативно-розыскную информацию, является справка-меморандум.
3. Последующая стадия связана с обеспечением непосредственно процесса оперативной разработки, осуществляемого на основе номенклатуры, регламентируемых, а также используемых на практике (совокупно) планов разработки, направленных в основном на документирование. Оперативно-розыскное производство по делу на данной стадии включает:
- процедуру продления сроков ведения дела; приостановление (возобновление) производства по делу; возможную пересылку дела в другой орган (подразделение); прекращение разработки в отношении отдельных лиц, постановку на учет или снятие с учета отдельных разрабатываемых;
- совместное (с другими оперативными подразделениями) производство по делу, имеющему экстерриториальное значение, в том числе обеспечение группового метода ведения разработки;
- контрольное производство либо принятие дела к производству вышестоящим органом; наблюдательное производство; производство по дубликатам материалов дела.
Все перечисленные позиции регламентируются нормами ведомственных нормативных актов, из которых и заимствована приведенная терминология, поэтому она не может быть отнесена к каким-либо новациям.
4. Стадия прекращения оперативной разработки по делу включает особенности оперативно-розыскного производства в связи с различными основаниями прекращения дела: с привлечением к уголовной ответственности (без привлечения); «частичное» прекращение (по групповым делам), за недоказанностью, не подтверждением данных, послуживших основанием для заведения (сопровождается служебными проверками либо служебными расследованиями) и т.д. Рассматриваемая стадия включает в себя также особенности производства, связанные с реализацией дел оперативной разработки, а также в связи с возможным оперативно-розыскным сопровождением уголовных дел (без продления сроков до получения обвинительного приговора, вступившего в законную
^ силу).
2 Практически реализация начинается со всестороннего изучения и оценки следователем со-еЗ вместно с оперативным сотрудником собранных Ц материалов. Следователь знакомится с материа-
лами разработки несовершеннолетних (без расшифровки негласных источников и способов получения информации). Цель изучения - выяснение, прежде всего, достаточности оснований для возбуждения уголовного дела; на этом этапе составляется план ОРМ и следственных действий, который согласовывается с непосредственными начальниками и утверждается соответствующими руководителями.
5. Заключительная стадия. Прекращения оперативной разработки по делу и самого дела, на наш взгляд, необходимо истолковывать как возможность продолжения производства по делу, в то время как оперативная разработка по нему завершена. Во многом (но не со всем) это связано с временными параметрами: сбор документов -оснований для прекращения (реализации дела)[4]; оформление соответствующих регистрационно-учетных документов и т.д. На этой стадии регламентируется проведение служебных проверок по фактам необоснованного заведения дел данной категории либо нарушений законности и требований конспирации, допущенных в процессе разработки. Их проведение напрямую связано с оперативно-розыскным производством по делу, а также предусматривается возможность изъятия дела оперативной разработки из архива и возобновления его производства.
Сублимируя вышесказанное, считаем нужным подчеркнуть, что регламентируемые стадии оперативно-розыскного производства по делу оперативной разработки можно условно разделить на основные (первоначальную, последующую и заключительную) и дополнительные. Характеристика вышеуказанных стадий производства по делу оперативной разработки показывает к тому же, что они не всегда сопутствуют непосредственному процессу оперативной разработки (как комплексу негласных оРм), а в ряде случаев носят самостоятельный (ведомственный) характер.
В целом рассмотренные позиции, несмотря на то, что часть из них можно отнести к общим установкам рекомендательного характера, дают возможность сформулировать исходные положения для унификации дефиниции оперативно-розыскного производства по делам оперативной разработки. На наш взгляд, оперативно-розыскное производство по делам оперативной разработки следует определить, как основанные на нормативных актах и общей теории ОРД организационные, тактические, методические и процедурные действия оперативных и информационно-аналитических подразделений (сотрудников) по организационному и документально-правовому обеспечению, процесса оперативной разработки несовершеннолетних и созданию максимальных условий, для достижения ее конечных целей.
Естественно, что приведенная дефиниция (точнее - ее проект) ни в коей мере не претендует на завершенность и является лишь попыткой уточнить предмет оперативно-розыскного производства и дать его характеристику, чтобы впослед-
ствии на этой основе раскрыть сущность этого производства по делам оперативной разработки. Такой подход позволяет логично изложить характеристику оперативно-розыскного производства на основе сформулированных его стадий. Вместе с тем, следует исходить из важности и насущной потребности разработки данного определения. Полемический характер здесь не исключается, однако возможные дискуссии лишь подтвердят актуальность затронутых вопросов.
Рассмотренные положения, на наш взгляд, имеют, безусловно, реальную перспективу реализации в нормотворческой и практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция).
2. Астишина Т.В., Афонькин Г.П., Кузьмин А.В., Маркелова Е.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уго-лов-ном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие / Домодедово: ВИПК МВД России,-2016. - 92 с.
3. Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., и др., под. ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазо-ва Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность. Том. Часть I. - Сер. Научные издания для юристов [Текст]: монография. Москва: Юнити: Закон и право, - 2015. - 600 с.
4. Баяхчев В.Г., Галяшина Е.И., Марков А.Я., Улейчик В.В.; Под ред. Маркова А.Я.. Использование результатов ОРД на предварительном следствии и дознании: Учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД России, - 1996 - 64 с.
5. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности [Текст]: монография. - Москва: Проспект, 2014. - 373 с.
6. Жданов, С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики [Электронный ресурс]: монография. М.: Проспект,-2018. - 157 с.
7. Кириллов О.П., Огрохин А.Н. Оперативно-розыскное производство по оперативным де-
лам (правовые, организационно-тактические и методические вопросы) [Текст]: учебное пособие. - М.: МосУ МВД России, 2004. - 225 с. 8. Крипулевич А.Ю., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Контракт как вид соглашения в оперативно-розыскной деятельности // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Том 8. - № 3А. - С. 166-172.
organization and methodology of operational-search proceedings for the operational development of adolescents: theoretical aspect
Novikov A.V.
PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
The problems of operational-search support for the disclosure of juvenile crime did not bring any global changes to the organization and tactics of operational-search activities. The problems of operational-search proceedings on matters of operational accounting for minors are, in essence, as well as operational-search support, at the stage of development and promotion in research activities, however, they are ignored by the developers of draft regulatory legal acts of the Ministry of Justice of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia and remain without due attention.
Keywords: operative-search support, operational-search activity (ORD), disclosure of juvenile delinquency. Federal Law «About operational-search activity»
References
1. Federal Law "On the operational-search activity" dated 08.08.1995 No. 144-ФЗ (latest revision).
2. Astishina T.V., Afonkin G.P., Kuzmin A.V., Markelova E.V. The use of the results of operational-search activities in the criminal process [Text]: teaching aid / Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. - 92 p.
3. Bogdanov A.V., Volchenkov V.V., Vorontsov A.V., and others, under. ed. B.P. Mikhailova, E.N. Khazova Criminal environment. The concept, genesis, operational-search effect. Scientific specialty 12.00.08 "Criminal law and criminology, penal law", 12.00.12 "Forensics, operational investigative activities, forensic science activities. Tom. Part I. - Ser. Scientific publications for lawyers [Text]: monograph. Moscow: Unity: Law and Law,-2015. - 600 p.
4. Bayakhchev V.G., Galyashina E.I., Markov A.Ya., Uleichik V.V.; Ed. Markova A. I .. Use of the results of the ARD in the preliminary investigation and inquiry: Textbook. allowance. - M.: VNII Ministry of Internal Affairs of Russia,- 1996. - 64 p.
5. Share E.A. Formation of evidence based on the results of operational investigative activities [Text]: monograph. - Moscow: Prospect,- 2014. - 373 p.
6. Zhdanov S.P. The participation of a specialist in conducting operational-search measures: problems of theory and modern practice [Electronic resource]: monograph. - M.: Prospect,-2018. - 157 p.
7. Kirillov O.P., Ogrokhin A.N. Operational-search proceedings in operational matters (legal, organizational, tactical and methodological issues) [Text]: textbook. - M .: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. - 225 p.
8. Kripulevich A.Yu., Novikov A.V., Weak D.N. The contract as a type of agreement in the operational-search activity // Issues of Russian and international law. - 2018. - Volume 8. - No. 3A. -P. 166-172.