Научная статья на тему 'Условия эффективного внедрения системы менеджмента качества в учреждениях высшего профессионального образования'

Условия эффективного внедрения системы менеджмента качества в учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. / CAUSE-AND-EFFECT RELATIONS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Е. С.

Работа посвящена систематизации взглядов на причинно-следственные связи, вызывающие основные затруднения и сложности при выполнении работ по формированию, внедрению и практическому использованию системы менеджмента качества и ее подсистем в учреждении высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR EFFICIENT QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with the review and systematization of different approaches to cause-and-effect relations that cause major difficulties and obstacles in establishing, implementation and practical application of quality management system and its subsystems in higher professional education institution.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного внедрения системы менеджмента качества в учреждениях высшего профессионального образования»

♦

УДК 378:658.5 Е.С. МиЩвНКО

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа посвящена систематизации взглядов на причинно-следственные связи, вызывающие основные затруднения и сложности при выполнении работ по формированию, внедрению и практическому использованию системы менеджмента качества и ее подсистем в учреждении высшего профессионального образования.

Ключевые слова: причинно-следственные связи, система менеджмента качества, учреждение высшего профессионального образования.

E.S. Mishchenko

CONDITIONS FOR EFFICIENT QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with the review and systematization of different approaches to cause-and-effect relations that cause major difficulties and obstacles in establishing, implementation and practical application of quality management system and its subsystems in higher professional education institution.

The key words: cause-and-effect relations, quality management system, higher professional education institution.

Анализ причинно-следственных связей в системе менеджмента качества позволил выявить затруднения и сложности выполнения работ при формировании, внедрении и практическом использовании системы менеджмента качества (СМК) и ее подсистем в учреждении высшего профессионального образования (УВПО).

К их числу относятся следующие специфические особенности выполнения работ при предоставлении образовательных услуг:

1. Причины, связанные с работой персонала:

1.1. Сложность организации работ (из-за нехватки ресурсов и отсутствия систем измерения) при решении задач повышения:

- вовлеченности профессорско-преподавательского состава (ППС), инженерного и учебно-вспомогательного персонала (ИУВП) в процессы СМК, связанные с отсутствием данных о фактическом уровне вовлеченности;

- удовлетворенности ППС и ИУВП работой при исполнении служебных обязанностей из-за отсутствия измерения удовлетворенности персонала;

- компетенций ППС и ИУВП из-за отсутствия ресурсов для организации переподготовки и повышения квалификации.

1.2. Отсутствие базового образования у большинства руководителей высшего и среднего уровня, в настоящее время работающих в УВПО.

1.3. Сопротивление персонала изменениям при формировании и внедрении СМК в УВПО, в том числе:

- из-за опасений, что предстоящие изменения привычного образа действий могут угрожать личному благополучию;

- из-за нехватки информации и неполного понимания происходящих изменений;

- из-за ощущения излишнего документирования при разработке новых видов документов: руководства по

качеству, паспортов процессов, документированных процедур, обновленных учебных программ, положений о подразделениях, должностных инструкций и других видов документов.

1.4. Отсутствие базового образования по менеджменту качества даже у преподавателей менеджмента, которые не являются специалистами по СМК и по терминологии международных стандартов ИСО серии 9000.

1.5. Трудности восприятия (без специального обучения) руководителями ППС и ИУВП требований и терминологии СМК.

2. Измерение (оценка) и анализ деятельности в процессах СМК УВПО:

2.1. Сложности формирования показателей для измерения (оценки) деятельности в процессах СМК, в том числе:

- необходимость вводить оценочную метрику (шкалу) для каждого показателя, например для показателей результативности (эффективности) процессов;

- необходимость периодически подтверждать и/или пересматривать оценочные метрики (шкалы) для каждого показателя процесса.

2.2. Сложности формирования системы анализа данных и подготовки проектов управленческих решений, в том числе:

- необходимость формирования умений и культуры применения инструментов и методов менеджмента качества;

- необходимость (требование) оценивать прирост (тренд) показателей при подготовке проектов управленческих решений;

- необходимость формировать умения периодически анализировать данные о выполнении деятельности в СМК УВПО по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

2.3. Сложность формирования (и даже формулирования) измеримых целей в области качества и планирования мероприятий по достижению этих целей.

2.4. Опасения, что выбранная модель системы контроля и управления качеством не обеспечит полную подготовку ко всем вопросам оценки деятельности УВПО при аттестации и аккредитации.

3. Причины, связанные с применяемыми в УВПО методами, методиками, моделями и процессами предоставления образовательных услуг:

3.1. Причины, обусловленные сложностями выбора, формирования и внедрения подходящих моделей, методов и инструментов обеспечения и улучшения качества образовательных услуг, в том числе:

- отсутствие рекомендаций Федерального агентства по образованию о применении определенной модели системы контроля, обеспечения и улучшения качества образовательных услуг;

- необходимость выбора между моделями системы контроля и управления качеством, а именно: между моделью международного стандарта ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008), моделью всеобщего управления качеством, моделями совершенства (самооценки), другими моделями, которые могут быть разработаны в УВПО с учетом специфики собственных процессов и имеющегося опыта работы;

- отсутствие общепризнанной методики проектирования, формирования, внедрения и практического применения систем качества в УВПО.

3.2. Причины, обусловленные сложностью процессов предоставления образовательных услуг, осуществляемых в УВПО, в том числе:

- комплексностью и разнообразием процессов (до 50 - 60 учебных дисциплин на каждую специальность и/или направление подготовки);

- длительностью предоставления образовательных услуг при подготовке бакалавров (4 года), специалистов (5 - 5,5 лет) и магистров (6 лет);

- высокой трудоемкостью процессов предоставления образовательных услуг (6 - 9 тыс. часов учебных занятий и самостоятельной работы студентов);

- требованием о необходимости опережать развитие процессов на производственных предприятиях и организациях.

3.3. Причины, связанные с тем, что действующие системы рейтинговой оценки деятельности УВПО и их подразделений часто нацеливают руководителей на улучшение показателей, а не реальной деятельности в рамках осуществляемых процессов.

3.4. Причины, обусловленные отсутствием многих процессов СМК (требуемых моделью ГОСТ Р ИСО 9001-2008) в реально осуществляемой деятельности УВПО и связанной с этим необходимостью сформировать заново и/или существенно улучшить требующиеся процессы, в том числе:

- процесс 5.6 «Анализ со стороны руководства»;

- процесс 8.4 «Анализ данных»;

- процесс 8.2 «Мониторинг и измерение», включающий в себя подпроцессы 8.2.1 «Удовлетворенность потребителей», 8.2.2 «Внутренние аудиты (проверки)»,

8.2.3 «Мониторинг и измерение процессов», 8.2.4 «Мониторинг и измерение продукции»;

- процесс 8.5 «Улучшение», требующий выполнение подпроцессов 8.5.1 «Постоянное улучшение», 8.5.2 «Корректирующие действия», 8.5.3 «Предупреждающие действия»;

- процесс профориентационной работы, успешное выполнение которого обеспечивает набор студентов на первый курс;

- процесс управления затратами на обеспечение и улучшение качества предоставляемых образовательных услуг;

- процесс формирования и периодического пересмотра документов стратегического менеджмента: миссий, видения, целей организации, стратегического плана, политики в области качества, целей в области качества и планов мероприятий по достижению этих целей.

4. Причины, обусловленные изменениями окружающей среды, в которой приходится действовать УВПО:

4.1. Сокращение поступлений финансовых средств как из внебюджетных, так и из бюджетных источников, происходящее при одновременном возрастании заработной платы, коммунальных и налоговых платежей.

4.2. Уменьшение количества выпускников средних школ (потенциальных абитуриентов), происходящее из-за демографической ситуации, сложившейся в большинстве регионов страны, что обусловливает:

- необходимость преодолевать сложности при организации и проведении профориентационной работы;

- необходимость вовлечения профессорско-преподавательского состава, инженерного и учебно-вспомогательного персонала в профориентационную работу.

4.3. Причины, связанные с необходимостью выполнять высокие требования и ожидания заинтересованных сторон (общества, студентов и их семей, работодателей, персонала УВПО, Федерального агентства по образованию), в том числе:

- необходимость обеспечить условия для получения студентами и слушателями непрерывного образования в течение всей жизни, включая начальное профессиональное, среднее специальное, высшее профессиональное образование (бакалавриат, специали-тет, магистратура); послевузовское (аспирантура, докторантура) и дополнительное образование (переподготовка и повышение квалификации);

- необходимость выполнять запросы работодателей, организаций, предприятий и специалистов о переподготовке и повышении квалификации по вопросам внедрения и использования систем менеджмента качества;

- необходимость сохранить высокий уровень фундаментальности образования при выполнении требований и ожиданий работодателей о целевой практической подготовке выпускников (молодых специалистов) к работе на конкретных должностях;

- необходимость обеспечить высокий уровень получаемых студентами фундаментальных знаний, что создаст условия для длительного использования приоб-

ретенных студентами знаний и умений, а также их своевременного обновления в ходе самообразования, повышения квалификации и переподготовки через систему дополнительного образования.

4.4. Возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг со стороны как государственных, так и

негосударственных учреждений высшего профессионального образования.

Своевременное преодоление обозначенных в статье трудностей позволит повысить эффективность применения системы менеджмента качества в учреждении высшего профессионального образования.

УДК 378 а.А. Молчанов

САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ TQM

В данной статье автор рассматривает систему менеджмента качества в вузе как обеспечивающую систему по четырем основным характеристикам: назначению, функции, потоку и структуре. Отсутствие понимания связи между вузом и средой может стать причиной построения систем, находящихся в конфликте со средой. Самоорганизация образовательной системы заключается в том, что в ней при любом воздействии, изменяющем относительное равновесие, разворачиваются процессы, направленные на сохранение этого равновесия.

Ключевые слова: система менеджмента качества, самоорганизация, образовательная система, вуз.

A.A. Molchanov

SELF-ORGANISATION OF EDUCATIONAL SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH REGARD TO TQM

The author considers quality management system in higher education institution according to four basic characteristics: purpose, function, stream and structure. Lack of understanding of direct connection between higher education institution and environment may lead to a system incompatible with environment. Self-organization of educational system means that any impact which disturbs equilibrium triggers processes to regain equilibrium.

The key words: quality management, self-organisation, educational system, higher education institution.

Для определения методологии построения мотивационной составляющей системы менеджмента качества в вузе необходимо обосновать некий подход к ее построению как к процессу управления образованием. При анализе обеспечивающих систем необходимо решить следующие задачи:

- обосновать состав обеспечивающих подсистем;

- сопоставить различные методы организации отдельных обеспечивающих элементов систем управления, в первую очередь информации и технологии;

- определить степень рациональной централизации обеспечивающих подсистем в анализируемой системе управления (в данном случае - системы стимулирования внедрения системы менеджмента качества в вузе) и соотношение емкости внутренних обеспечивающих подсистем и использования услуг централизованных организаций соответствующего профиля;

- выбрать рациональные методы организации управления;

- определить методы взаимодействия элементов систем управления в типовых процессах управления и подразделениях вуза, обеспечивающих подсистемы управления.

Для успешного решения этих задач автор считает удобным и приемлемым рассматривать обеспечивающие системы по четырем основным характеристикам: назначению, функции, потоку и структуре.

При построении системы, на наш взгляд, удобнее двигаться от самой общей цели к определенным функ-

циям ее частей, к потокам, необходимым для выполнения функций, и к структуре, которая ограничивает и направляет потоки. Эти рамки позволяют различать и классифицировать разнообразные системы.

Назначение системы тесно связано со средой, в которую она погружена. Средой окружения системы обычно считают те внешние по отношению к ней факторы, которые влияют на ее поведение. Поэтому чтобы понять совместимость назначения системы с существующей средой, необходимо изучить среду. Система может выглядеть несовершенной по целям, однако она может гармонировать со средой. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и т.д.), составляющих среду организации. Именно внешнее окружение диктует сегодня стратегию и тактику поведения. Изучение отношений «организация - среда» началось с исследований Лоуренса и Лорш [1, с. 132 - 133]. Авторы попытались выяснить, какое влияние на структуру организации оказывает стабильная и изменчивая среда. В исследованиях разных лет среда как независимая переменная имела разновидности: «рыночная среда», «образовательная среда», «научная среда». Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что с увеличением изменчивости среды растет дифференциация структуры организаций. Этот процесс, в свою очередь, приводит к интеграции в структуре как средству против распада организации и достижения ее целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.