Научная статья на тему 'Ускорение административного процесса'

Ускорение административного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административный процесс / судебный процесс / административно-процедурный процесс / интегративность / время / administrative process / judicial process / administrative and procedural process / integrity / time

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Васильевна Белякович

Темпорально-правовое регулирование административно-процессуальных правоотношений включает механизмы управления временем в административном процессе, в числе которых ускорение. Подобный инструментарий темпорального маневрирования обеспечивает эффективность административного процесса. Исследуемый вопрос раскрыт через призму интегративной концепции административного процесса. Проведено разграничение ускоренного производства и механизма приближения к результату рассмотрения административного дела. Сформулирована правовая конструкция реализации ускорения рассмотрения административного дела, включающая такие элементы, как субъектный состав, правовые основания, порядок рассмотрения, объективизация результата, механизм обжалования. Отмечено, что правовой прием ускорения рассмотрения административного дела нормативно детально регламентирован только в судебном административном праве, однако это не свидетельствует об отсутствии у лиц, участвующих в административном деле в рамках административно-процедурного процесса, возможности заявить о неоправданной длительности рассмотрения дела. Автором выявлены случаи «позитивного» ускорения административного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acceleration of the administrative process

Temporal and legal regulation of administrative and procedural legal relations includes mechanisms of time management in the administrative process including acceleration. Such tools for temporal maneuvering ensure the efficiency of the administrative process. The investigated issue is disclosed through the prism of the integrative concept of the administrative process. A distinction was made between the accelerated proceedings and the mechanism of approaching the result of consideration of an administrative case. The legal structure of acceleration of considering an administrative case is formulated, including such elements as subject composition, legal grounds, procedure for consideration, objectification of the result, mechanism of appeal. It is noted that the legal technique of acceleration of considering an administrative case is normatively regulated in detail only in judicial administrative law, however, this does not indicate that the persons involved in an administrative case in the framework of administrative procedural process, have no possibility to declare the unjustified duration of the case consideration. The author has identified cases of «positive» acceleration of the administrative process.

Текст научной работы на тему «Ускорение административного процесса»

Закон и право. 2024. № 7. С. 27-30. Law and legislation. 2024;(7):27-30.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-27-30 EDN: https://elibrary.ru/XKWEZM

NIION: 1997-0063-7/24-351 MOSURED: 77/27-001-2024-7-551

Ускорение административного процесса

Елена Васильевна Белякович

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

Юридический институт, Москва, Россия, belyakovich108@gmail.com

Аннотация. Темпорально-правовое регулирование административно-процессуальных правоотношений включает механизмы управления временем в административном процессе, в числе которых ускорение. Подобный инструментарий темпорального маневрирования обеспечивает эффективность административного процесса. Исследуемый вопрос раскрыт через призму интегративной концепции административного процесса. Проведено разграничение ускоренного производства и механизма приближения к результату рассмотрения административного дела. Сформулирована правовая конструкция реализации ускорения рассмотрения административного дела, включающая такие элементы, как субъектный состав, правовые основания, порядок рассмотрения, объективизация результата, механизм обжалования.

Отмечено, что правовой прием ускорения рассмотрения административного дела нормативно детально регламентирован только в судебном административном праве, однако это не свидетельствует об отсутствии у лиц, участвующих в административном деле в рамках административно-процедурного процесса, возможности заявить о неоправданной длительности рассмотрения дела. Автором выявлены случаи «позитивного» ускорения административного процесса.

Ключевые слова: административный процесс, судебный процесс, административно-процедурный процесс, интегративность, время.

Для цитирования: Белякович Е.В. Ускорение административного процесса // Закон и право. 2024. № 7. С. 27—30. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-27-30 ББЫ: https://elibrary.ru/XKWEZM

Original article

Acceleration of the administrative process

Elena V. Beliakovich

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia,

Law Institute, Moscow, Russia, belyakovich108@gmail.com

Abstract. Temporal and legal regulation of administrative and procedural legal relations includes mechanisms of time management in the administrative process including acceleration. Such tools for temporal maneuvering ensure the efficiency of the administrative process. The investigated issue is disclosed through the prism of the integrative concept of the administrative process. A distinction was made between the accelerated proceedings and the mechanism of approaching the result of consideration of an administrative case. The legal structure of acceleration of considering an administrative case is formulated, including such elements as subject composition, legal grounds, procedure for consideration, objectification of the result, mechanism of appeal.

It is noted that the legal technique of acceleration of considering an administrative case is normatively regulated in detail only in judicial administrative law, however, this does not indicate that the persons involved in an administrative case in the framework of administrative procedural process, have no possibility to declare the unjustified duration of the case consideration. The author has identified cases of «positive» acceleration of the administrative process.

Keywords: administrative process, judicial process, administrative and procedural process, integrity, time.

For citation: Beliakovich E.V. Acceleration of the administrative process // Law and legislation. 2024; (7) :27—30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-27-30 EDN: https://elibrary.ru/XKWEZM

© Белякович Е.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 07-2024

Административное процессуальное законодательство насыщено сроками, образующими темпорально устойчивые рамки, в пределах которых участниками соответствующих правоотношений должны быть совершены определенные процессуальные действия, тем самым подчиняя поведение участников административного процесса времени.

Соответствующее правовое регулирование содержит правовые нормы темпоральной природы, направленные на управление временем в целях упорядочения данных правоотношений. В этом и проявляется темпоральный баланс административного процесса: с одной стороны, строгая временная последовательность требует от субъектов административно-процессуальных правоотношений подчинения времени (проявление господства времени над человеком), а с другой — наличие разнообразных правовых инструментов управления временем позволяет подчинять время, что отражает в определенной степени господство человека над временем.

Темпорализация в административном процессуальном праве, выраженная в институте административно-процессуальных сроков и способов изменения их течения, обеспечивает управляемость административным процессом.

Под управлением временем в административно-процессуальном праве предлагается понимать регулирование темпорального хода административного процесса посредством использования правовых инструментов, направленных на замедление либо ускорение административного процесса в целях обеспечения справедливого баланса и достижения эффективности административно-процессуального праворегулирования.

В зависимости от управления временем путем воздействия на скорость течения времени административного процесса выделяем замедление (например, приостановление, продление, отложение, перерыв административно-процессуального срока) и ускорение административно-процессуальных правоотношений.

Исследуемые вопросы об ускорении административного процесса рассматриваются через призму административно-процессуального права в интегративной концепции, объединяющей основные положения теорий неюрисдикцион-ного (позитивного административного процесса) и административно-юрисдикционного процесса; соответственно, административный процесс рассматривается через призму двух его разновидностей: административно-процедурного и

административно-судебного процессов [1, с. 122—123].

Ускорение (от лат. ассе1егаИо) является физической величиной, характеризующей (показывающей) быстроту изменения скорости. Согласно Толковому словарю русского языка «ускорить» означает убыстрить, приблизить наступление чего-либо [2, с. 798].

В ракурсе исследуемого вопроса ускорение рассматривается как способ управления временем в административном процессе, ориентированный на скорейшее рассмотрение административного дела и приближение к результату разрешения дела.

Следует отметить, что ускорение в административном процессе является обширной категорией, проявляясь в двух основных аспектах:

1. Ускоренное производство: через предусмотренные нормами административного процессуального права ускоренные виды производств рассмотрения административного дела (например, ускоренная экспертиза лекарственных средств1, ускоренная выдача разрешений на привлечение иностранных работников2, упрощенное производство3, приказное производ-ство4, сокращенные сроки рассмотрения административных дел5).

1 Статья 26 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.03.2024)

2 Постановление Правительства РФ от 18.07.2015 № 735 «Об ускоренной и упрощенной выдаче разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, приглашений на въезд в Российскую Федерацию, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к трудовой деятельности юридическими лицами или физическими лицами, заключившими гражданско-правовые договоры на строительство объектов инфраструктуры, необходимых для проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.03.2024)

3 Глава 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, глава 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.03.2024)

4 Глава 11.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, глава 29.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.01.2024)

5 Например, согласно ст. 241 Кодекса административного судопроизводства РФ административный иск о защите избирательных прав рассматривается в 5-дневный срок с фиксацией на конкретную календарную дату — день голосования.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

В данном случае законодателем изначально предусмотрена возможность при определенных условиях более быстрого (ускоренного) разрешения административного дела.

2. Механизм приближения к результату рассмотрения административного дела: через темпоральное воздействие на течение административного процесса уже в ходе рассмотрения административного дела достигается сокращение административно-процессуального срока разрешения административного дела. Ярким примером является институт ускорения рассмотрения административного дела6.

Именно в данном аспекте рассматривается в настоящей статье ускорение как способ управления временем в административном процессе.

Нормативная регламентация ускорения разрешения административного дела предусмотрена ст. 10 КАС РФ, ст. 6.1 АПК РФ, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в пунктах 20—25 Постановления от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Анализ соответствующих норм права позволил сформировать следующую правовую конструкцию реализации механизма ускорения рассмотрения административного дела:

■ субъектный состав: инициатором ускорения административно-судебного процесса может выступать как лицо, участвующее в деле, так и председатель суда (только по делам, рассматриваемым в порядке КАС РФ);

■ основания: административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается:

■ порядок рассмотрения:

• рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня7 (в пятидневный срок8) после дня поступления соответствующего заявления в суд без извещения лиц, участвующих в деле;

• судья, в производстве которого находится дело, в связи с которым подано заявление об ускорении, представляет инфор-

6 Часть 6 ст. 10, ч. 3 ст. 250 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 6 ст. 6.1, абз. 2 ч. 2 ст. 222.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.04.2024)

7 По делам, рассматриваемым в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.

8 По делам, рассматриваемым в порядке Арбитражного

процессуального кодекса РФ.

мацию о движении дела и действиях, направленных на его рассмотрение;

• при оценке длительности рассмотрения дела выясняется, принимались ли судом меры к своевременному рассмотрению дела;

• рассмотрение административного дела в пределах установленного срока само по себе не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ускорения, равно, как и обратное: допущенное нарушение процессуального срока рассмотрения дела, безусловно, не свидетельствует о затягивании разрешения административного дела;

■ результат: мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом.

В определении об ускорении рассмотрения административного дела может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения его рассмотрения.

Так, председатель суда вправе обратить внимание судьи на необходимость принятия мер к оперативному извещению лиц, участвующих в деле, получению доказательств, истребованных судом, осуществлению контроля за сроками проведения экспертизы, возобновлению производства по делу в случае устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

Однако в целях недопустимости нарушения принципов независимости и беспристрастности судей председатель суда не вправе рекомендовать назначение экспертизы, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какое решение должно быть принято судом при рассмотрении дела, а также совершать иные действия, направленные на вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия по конкретному делу9;

■ обжалование: определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления об ускорении, обжалованию не подлежит.

Рассмотренный правовой прием ускорения рассмотрения административного дела нормативно установлен только в судебном админист-

9 Пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.04.2024)

LAW & LEGISLATION • 07-2024

ративном праве. Административно-процедур-ный процесс подобного правового инструмента не предусматривает и не регламентирует возможность темпорального воздействия на скорость течения административного процесса. Однако это не свидетельствует об отсутствии у лиц, участвующих в административном деле, возможности заявить о неоправданной длительности рассмотрения административного дела. Так, участник административного процесса вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке обжаловать бездействие, выраженное в рассмотрении административного дела с нарушением срока.

Как видится, инициирование ускорения в административном процессе обусловлено стремлением заявителя к скорейшему разрешению административного дела при его затягивании. Реализация заявителем подобного правового механизма свидетельствует о проявлении негативного аспекта в ходе административного процесса, поскольку либо действительно имеет место затягивание рассмотрения дела, либо лицо, участвующее в деле, не удовлетворено темпом рассмотрения дела, либо посредством заявления об ускорении осуществляется попытка воздействия на лицо, рассматривающее административное дело.

Однако встречаются случаи и так называемого позитивного ускорения административного процесса. Например, для ускорения рассмотрения документов для предоставления государственной услуги по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности заявитель может представить заявку / заявление на электронный адрес Росавиа-ции с дальнейшим представлением подлинников заявки / заявления и документов10.

Исключительными являются случаи нормативного регулирования определенных действий административного органа в целях ускорения рассмотрения административного дела: в целях ускорения рассмотрения заявления о выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, ответственный исполнитель информирует заявителя по телефону и факсимильной связи о необходимости предоставления недостающих документов11.

Изложенное позволяет констатировать, что законодатель помимо «замедляющих» приемов предусматриает и способы управления временем, направленные на ускорение административного процесса.

Ускорительные приемы свидетельствуют о потребности в правовых инструментах, обеспечивающих именно оперативность и высокую скорость движения административного процесса.

Список источников

1. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Современные модели административно-процессуального регулирования: опыт сравнительно-правового исследования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 3. С. 96-130. D01:10.17323/ 2072-8166.2022.3.96.130

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990.

References

1. ZelentsovA.B., Yastrebov O.A. Modern Models of Administrative Procedural Regulation: Experience of Comparative Legal Reserch // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2022. № 15 (3). Pp. 96-130. D0I:10.17323/2072-8166.2022.3.96.130. (in Russian)

2. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow: Russian Language Publishing House, 1990 (in Russian)

Информация об авторе

Белякович Е.В. — кандидат юридических наук, докторант Юридического института Российского университета дружбы народов, судья Арбитражного суда Центрального округа

Статья поступила в редакцию 11.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the author

Beliakovich E.V. — candidate of legal sciences, doctor of sciences degree-seeking scholar, Law Institute, Peoples' Friendship University of Russia, judge of the Commercial Court of Central District

The article was submitted 11.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

10 Пункт 59 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.05.2013 № 175 // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 20.04.2024)

11 Пункт 29 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 18.02.2013 № 60 // http://www.consultant . ги/ (Дата обращения: 20.04.2024)

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.