Научная статья на тему 'О приостановлении административно-процессуального срока '

О приостановлении административно-процессуального срока Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административный процесс / судебный процесс / срок давности / административная ответственность / время / administrative proceedings / litigation / statute of limitations / administrative liability / time

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Васильевна Белякович

Темпорально-правовое регулирование административно-процессуальных правоотношений включает механизмы управления временем в административном процессе, в числе которых приостановление административно-процессуального срока. Подобный инструментарий темпорального маневрирования обеспечивает эффективность административного процесса. Исследуемый вопрос раскрыт через призму интегративной концепции административного процесса. Предложена дефиниция категории «приостановление административно-процессуального срока». Отмечено, что вопросы, касающиеся приостановления рассматриваемого срока, более всего детализированы в нормах судебного административного процессуального права. На основании анализа административного процессуального законодательства создана правовая конструкция приостановления как способа управления временем в административном процессе. Констатировано, что механизм приостановления действует лишь в отношении не истекших административно-процессуальных сроков. Выявлена правовая особенность при соотношении темпоральных границ приостановления административно-процессуальных сроков в виде «временного зазора» между обстоятельствами для приостановления и временным моментом приостановления течения такого срока. Отмечена недопустимость приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности на время, необходимое для извещения участвующих в деле лиц, и при обжаловании соответствующего постановления в судебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the suspension of the administrative procedure period

The temporal legal regulation of administrative and procedural legal relations includes the mechanisms of time management in an administrative process, including the suspension of the administrative procedure period. Such mechanisms for temporal manoeuvring ensure the efficiency of the administrative processes. The issue under consideration is described through the lens of the integrative concept of the administrative process. A definition of the «suspension of the administrative procedure period» category is proposed. It is noted that the issues related to the suspension of the period in question are described in the most detailed manner in the rules of judicial administrative procedure law. Based on the analysis of administrative procedural laws, the legal structure of suspension as a method of time management in an administrative process was created. It is stated that the suspension mechanism applies only to administrative procedure periods that have not yet expired. A legal peculiarity was detected when correlating the temporal boundaries of the suspension of administrative procedure periods was correlated, as a «time gap» between the circumstances for the suspension and the moment of the suspension of such period. It was noted that it is inadmissible to suspend the statute of limitations for administrative liability for the time required for the notification of the persons involved in a case, and when appealing the relevant decision in court.

Текст научной работы на тему «О приостановлении административно-процессуального срока »

Закон и право. 2024. № 5. С. 28-34. Law and legislation. 2024;(5):28-34.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-28-34 EDN: https://elibrary.ru/DIKWHZ

NIION: 1997-0063-5/24-239 MOSURED: 77/27-001-2024-5-439

О приостановлении административно-процессуального срока

Елена Васильевна Белякович

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, belyakovich108@gmail.com

Аннотация. Темпорально-правовое регулирование административно-процессуальных правоотношений включает механизмы управления временем в административном процессе, в числе которых приостановление административно-процессуального срока. Подобный инструментарий темпорального маневрирования обеспечивает эффективность административного процесса. Исследуемый вопрос раскрыт через призму интегративной концепции административного процесса. Предложена дефиниция категории «приостановление административно-процессуального срока». Отмечено, что вопросы, касающиеся приостановления рассматриваемого срока, более всего детализированы в нормах судебного административного процессуального права.

На основании анализа административного процессуального законодательства создана правовая конструкция приостановления как способа управления временем в административном процессе. Констатировано, что механизм приостановления действует лишь в отношении не истекших административно-процессуальных сроков. Выявлена правовая особенность при соотношении темпоральных границ приостановления административно-процессуальных сроков в виде «временного зазора» между обстоятельствами для приостановления и временным моментом приостановления течения такого срока. Отмечена недопустимость приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности на время, необходимое для извещения участвующих в деле лиц, и при обжаловании соответствующего постановления в судебном порядке.

Ключевые слова: административный процесс, судебный процесс, срок давности, административная ответственность, время.

Для цитирования: Белякович Е.В. О приостановлении административно-процессуального срока // Закон и право. 2024. № 5. С. 28—34. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-28-34 ББЫ: https://elibrary.ru/ БЖШЖ

Elena V. Beliakovich

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, belyakovich108@gmail.com

Abstract. The temporal legal regulation of administrative and procedural legal relations includes the mechanisms of time management in an administrative process, including the suspension of the administrative procedure period. Such mechanisms for temporal manoeuvring ensure the efficiency of the administrative processes. The issue under consideration is described through the lens of the integrative concept of the administrative

© Белякович Е.В. М., 2024.

PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES

Original article

On the suspension of the administrative procedure period

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

process. A definition of the «suspension of the administrative procedure period» category is proposed. It is noted that the issues related to the suspension of the period in question are described in the most detailed manner in the rules of judicial administrative procedure law.

Based on the analysis of administrative procedural laws, the legal structure of suspension as a method of time management in an administrative process was created. It is stated that the suspension mechanism applies only to administrative procedure periods that have not yet expired. A legal peculiarity was detected when correlating the temporal boundaries of the suspension of administrative procedure periods was correlated, as a «time gap» between the circumstances for the suspension and the moment of the suspension of such period. It was noted that it is inadmissible to suspend the statute of limitations for administrative liability for the time required for the notification of the persons involved in a case, and when appealing the relevant decision in court.

Keywords: administrative proceedings, litigation, statute of limitations, administrative liability, time.

For citation: Beliakovich E.V. On the suspension of the administrative procedure period // Law and legislation. 2024;(5):28—34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-28-34 EDN: https://elibrary.ru/ DIKWHZ

А дминистративное процессуальное право АА наполнено многочисленными и разнооб-X ^разными сроками, которые обеспечивают устойчивую связь между временем и административным процессом. Предусмотренные законодателем правовые инструменты темпорального характера позволяют воздействовать на ход административного процесса, замедляя либо ускоряя его в целях достижения эффективности административно-процессуального праворегули-рования. В числе способов управления временем в административном процессе — приостановление административно-процессуального срока, направленное на замедление административного процесса.

Механизм приостановления административно-процессуального срока рассматривается через призму административного процесса в ин-тегративной концепции — как система трех видов процесса: управленческого (административно -процедурного), административно -юрисдик-ционного и административного судопроизводства. Соответственно, административные дела, разрешаемые уполномоченными органами в рамках административного процесса, образуют следующую триаду:

1) бесспорные административные дела, относящиеся к компетенции органов публичной администрации;

2) дела по административным спорам, рассматриваемые органами публичной администрации и судами;

3) дела по административным правонарушениям, разрешаемые также органами публичной администрации и судами.

Поддерживая интегративный подход к пониманию административного процесса, соглашаемся с представителями науки [4, с. 509], пред-

лагающими выделять в структуре административного процесса исполнительный административный процесс и судебный административный процесс.

В административном процессуальном праве аспекты темпоральной управляемости административным процессом не являлись предметом исследования ранее. В доктрине вопросам приостановления срока уделено некоторое внимание и предложены следующие подходы к его пониманию:

■ в ракурсе общетеоретического подхода Е.Ю. Догадайло высказано мнение, что приостановление происходит в случаях, «когда в нормативно-предусмотренных случаях фактические действия субъектов права на неопределенный во времени период до принятия государственно-властным компетентным органов решения либо не осуществляются, либо считаются юридически ничтожными» [2, с. 323];

■ исследуя сроки в налоговом праве, A.A. Архипов видит приостановление срока как «временное прекращение налоговыми органами его течения в силу причин, признанных законом уважительными, влекущее увеличение общего срока (с его начала до окончания) на период приостановления. Основной задачей приостановления является необходимость компенсировать отведенное законом время для осуществления действий, совершение которых в приостановленное время было невозможно [1, с. 84];

■ Н.В. Краснова предлагает под приостановлением течения срока понимать «такой способ изменения порядка его исчисления, при котором в период действия об-

LAW & LEGISLATION • 05-2024

стоятельств, являющихся основаниями для приостановления срока, течение срока останавливается, при этом срок не прекращается, а просто не течет какое-то время до того, как указанные обстоятельства отпадут, после чего течение срока возобновляется в оставшейся части [6, с. 65];

■ по мнению Е.В. Исаевой, приостановление течения процессуального срока — «констатируемое законом временное прекращение его течения, имеющее место в случае приостановления производства по делу, на все время такого приостановления, не засчитываемое в счет продолжительности процессуальных сроков» [5, с. 167];

■ по утверждению И.В. Пановой, приостановление рассматривается как «времен -ный незачет времени с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для недолгого (временного) приостановления, прекращения производства, либо течения срока давности» [7, с. 285].

Как представляется, в административном процессуальном праве приостановление — это способ управления временем в административном процессе, направленный на временную остановку течения административно-процессуального срока в прямо предусмотренных законом случаях, вследствие применения которого время нахождения административного дела в приостановленном состоянии исключается из в общего срока рассмотрения дела.

Административно-процессуальное законодательство содержит регламентацию приостановления административно-процессуальных сроков, некоторые примеры которой приведем ниже:

■ законодательство о контрольно-надзор -ной деятельности допускает приостановление срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия (приостанавливается на срок осуществления экспертиз или испытаний)1, приостановление срока рассмотрения жалобы (приостанавливается со дня направления запроса о предоставлении дополнительных документов до дня их получения уполномоченным орга-

1 Часть 13 ст. 65 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

ном)2, приостановление срока проведения профилактического визита (приостанавливается на срок осуществления экспертиз или испытаний)3;

■ дело о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа может быть приостановлено в случаях:

1) рассмотрения контролирующим органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

2) проведения экспертизы4;

■ течение всех не истекших сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства5;

■ несмотря на пресекательную природу срока давности привлечения к административной ответственности, законодатель предусмотрел единственный случай приостановления течения данного срока: в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела лицу, уполномоченному рассматривать дело6;

■ течение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания приостанавливается в случае приостановления исполнения такого по-становления7;

2 Часть 3 ст. 43 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

3 Абзац 4 п. 11 (4) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

4 Часть 4 ст. 15.20 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

5 Часть 1 ст.и 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

6 Часть 5 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // http://www. consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

7 Часть 3 ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // http://www.consul-tant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

■ суд вправе приостановить производство по административному делу в случае реорганизации юридического лица, которое является стороной по административному делу (до определения правопреемника)8.

Следует отметить, что вопросы, касающиеся приостановления административно-процессуального срока, более всего детализированы в нормах судебного административного процессуального права.

Так, Кодекс об административном судопроизводстве РФ (далее — КАС РФ) предусматривает, что течение срока рассмотрения и разрешения административного дела приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу9.

При этом Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ) акцентирует внимание, что течение всех не истекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу10. Полагаем, что по смыслу темпоральных положений КАС РФ с приостановление производства по административному делу приостанавливается течение именно не истекших процессуальных сроков.

Нормы КАС РФ и АПК РФ разграничивают случаи, когда суд обязан11, а когда вправе12 приостановить производство по административному делу, закрепляя подробный перечень соответствующих правовых оснований.

В 2022 г. данный перечень был дополнен новыми основаниями, в числе которых обязанность суда приостановить производство по административному делу в случае участия гражданина, являющегося стороной по административному делу, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, если такой гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие13, и право суда приостановить производство по административному делу в случае участия гражданина,

8 Пункт 2 ч. 1 ст. 191 Кодекса об административно судопроизводстве РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

9 Часть 1 ст. 94.1 КАС РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

10 Часть 1 ст. 116 АПК РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

11 Статья 190 КАС РФ, ст. 143 АПК РФ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

12 Статья 191 КАС РФ, ст. 144 АПК РФ// http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

13 Пункт 3 ч. 1 ст. 190 КАС РФ, п. 2 ч. 1 ст. 143 АПК РФ //

http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа организации, являющейся лицом, участвующим в деле, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, если рассмотрение дела без участия такого гражданина невозможно и полномочия по управлению указанной организацией не переданы им в установленном законом порядке14.

Анализ административного процессуального законодательства позволил создать следующую правовую конструкцию приостановления как способа управления временем в административном процессе:

■ основания — административно-процессуальный срок может быть приостановлен только в случаях, прямо предусмотренных законом; при этом одни обстоятельства влекут обязанность органа публичной администрации и суда по приостановлению, другие — относятся к сфере усмотрения органа публичной администрации и суда;

■ начальной точкой приостановления течения административного процессуального срока является именно вынесение правового акта о приостановлении, а не момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления; существенно важным является то, что при приостановлении в судебном порядке и оглашении вначале только резолютивной части определения о приостановлении правовые последствия приостановления, направленные на течение административно-процессуального срока, наступают лишь с даты изготовления судебного акта в полном объеме, т.е. объявление резолютивной части судебного акта не приостанавливает течение процессуального срока;

■ временной интервал приостановления зависит от обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, и может быть как точно известен (например, дата завершения служебной командировки), так и быть неопределенным (например, дата вступления судебного акта по другому делу в законную силу); в отдельных случаях возможно при приостановлении производства по административному делу сразу назначить дату судебного заседания для рассмотрения вопроса о возобновлении производства — подобный подход допус-

14 Пункт 9 ч. 1 ст. 191 КАС РФ, п. 6 ст. 144 АПК РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

LAW & LEGISLATION • 05-2024

тим, например, при назначении экспертизы и определении экспертом точной продолжительности ее проведения и подготовки экспертного заключения;

■ конечной точкой приостановления является момент возобновления производства по административному делу15, что оформляется соответствующим правовым актом (например, определение16), и лишь с этой даты административно -процессуальный срок продолжает свое течение;

■ в период приостановления течение всех не истекших административно-процессуальных сроков приостанавливается; если же административно-процессуальный срок уже истек, то приостановление не останавливает его течения. Применительно к данному аспекту следует отметить следующее исключение: приостановление производства по делу о привлечении к административной ответственности не влияет на течение срока давности привлечения к административной ответственности, т.е. срок рассмотрения административного дела будет приостановлен, но срок давности привлечения к административной ответственности будет продолжать течь;

■ после возобновления производства административно-процессуальный срок продолжает течение, не прерываясь, т.е. учитывается истекшая часть срока до приостановления17.

Говоря о темпоральных границах приостановления административно-процессуальных сроков, следует обратить внимание на следующую правовую особенность: временной период существования обстоятельств, являющихся основанием для приостановления, не совпадает с интервалом, в который административно-про-цессуальный срок признается приостановленным. Такая ситуация обусловлена тем, что определенные обстоятельства являются предпосылкой к рассмотрению вопроса о приостановлении, а факт приостановления связан с юри-

15 Например, ч. 5 ст. 15.20 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

16 Например, ч. 1 ст. 193 КАС РФ, ч. 5 ст. 47 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-Ф3 // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

17 Например, ч. 6 ст. 15.20 Федерального закона «О государ-

ственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

дической констатацией административным органом либо судом наличия правовых оснований для приостановления, отраженной в соответствующем правовом акте. То есть, обстоятельство, «запускающее» прием приостановления, предшествует процессуально значимому действию по приостановлению и на темпоральной шкале административного процесса расположены в разных временных точках. Аналогичная ситуация усматривается и в конечной точке приостановления: законодателем предусмотрены сроки приостановления по административным делам, которые взаимосвязаны с обстоятельствами, послужившими основаниями для приостановления (например, определение правопреемника, вступление судебного акта по другому делу в законную силу, проведение экспертизы), и административный орган или суд указывают на приостановление до устранения таких обстоятельств (например, приостановить до вступления судебного акта по другому делу в законную силу).

Фактически обстоятельство, послужившее основанием для приостановления, уже отпало (например, проведена экспертиза, судебный акт по другому делу вступил в законную силу), но юридическое состояние приостановленности еще сохраняется, поскольку выход из этого состояния и переход к возобновлению не осуществляется одномоментно и автоматически, а реализуется через вынесение уполномоченным органом правового акта о возобновлении.

Таким образом, образуется «временной зазор» между моментом фактического устранения обстоятельства для приостановления (например, конкретная дата вступления в законную силу судебного акта по другому делу) и моментом возобновления, на протяжении которого административно-процессуальный срок продолжает оставаться в приостановленном положении. Однако данный темпоральный «сдвиг» справедливо сбалансирован законодателем нормой о том, что срок, на который производство по делу было приостановлено, хотя и не включается в общий срок рассмотрения дела, учитывается при определении разумного срока судопроизводства18.

Обжалованию подлежат только такие правовые акты, которые препятствуют движению административного дела — о приостановлении либо отказе в возобновлении, и в случаях, пря-

18 Часть 3 ст. 152 АПК РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

мо предусмотренных нормами административно-процессуального права19.

Вместе с тем полагаем, что в случаях отсутствия нормативной возможности обжалования участники административного процесса не лишены права приводить соответствующие доводы при обжаловании действий (бездействия) административного органа либо итогового правового акта по результатам рассмотрения административного дела.

В науке высказывалось мнение о необходимости приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности на время, необходимое для извещения лиц, участвующих в деле, а также при подаче жалобы и рассмотрении дела в судебных и административных инстанциях, т.е. вынесение постановления (решения) по делу прекращает течение срока давности привлечения к административной ответственности [3, с. 87; 8, с. 380].

С данными предложениями согласиться не можем, поскольку такой подход влечет темпоральную неопределенность в части привлечения к административной ответственности, что является недопустимым в сфере публично-правовой ответственности.

Имеющиеся затруднения, связанные с извещением лиц, участвующих в административном деле, не должны разрешаться за счет вмешательства в течение срока давности привлечения к административной ответственности, а должны нивелироваться путем выстраивания взаимодействия с органом почтовой связи и использования дополнительных способов извещения.

Вероятность того, что при проверке законности принятого административным органом решения об отказе в привлечении к административной ответственности будет сделан вывод о наличии правовых оснований для привлечения к такой ответственности, но соответствующий срок давности будет уже пропущен, видится совершенно не убедительным аргументом для приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности при обжаловании.

Более того, следует учитывать, что констатация наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения имеет юри-

19 Например, ч. 3 ст. 193 КАС РФ, ч. 2 ст. 147 АПК РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 13.01.2024)

дическое значение, а истечение срока давности привлечения к административной ответственности при установлении состава не является реабилитирующим обстоятельством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам проведенного исследования следует констатировать, что нормы административно-процессуального права предусматривают различную степень правовой регламентации механизма приостановления административно -процессуального срока, более детально проявляясь в законоположениях судебного административного процессуального права.

Несмотря на то что в одних случаях приостановление рассматриваемого срока является обязанностью органа публичной администрации и суда, а в других — остается на усмотрение названных органов, приостановление административно-процессуального срока допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом, что исключает произвольное вмешательство в регулирование темпорального хода административного процесса.

Список источников

1. Архипов А. А. Сроки в налоговом праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Российская академия правосудия. М., 2010.

2. Догадайло Е.Ю. Время и право: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.

3. Дружкова Е.В. Процессуальные сроки в правовом регулировании производства по делам об административных правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2015.

4. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс как вид юридического процесса: современные проблемы понимания и нормативно-правовой регламентации // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Право. 2018. Т. 9. Вып. 4. С. 501—521.

5. Исаева Е.В. Процессуальные сроки в гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Институт государства и права РАН. М., 2004.

6. Краснова Н.В. Сроки в бюджетном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Российский государственный ун-т правосудия. М., 2017.

7. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М., Норма, 2012. 335 с.

8. Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2024

References

1. Arhipov A.A. (2010) Terms in the tax law: Dis. ... cand. of legal sciences. Russian Academy of Justice (in Russian)

2. Dogadajlo E.U. (2013) Time and Law: theoretical and legal research: Dis. ... doctor of legal sciences. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (in Russian)

3. Druzhkova E. V. (2015) Procedural terms in the legal regulation of proceedings in cases of administrative offenses: Dis. ... candidate of legal sciences. St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. (in Russian)

4. Zelentsov A.B., Kononov P.I. & Stakhov A.I. (2018) Administrative process as a kind of legal process: modern problems of understanding and

normative-legal regulation // Vestnik of Saint Petersburg University. Law. № 9 (4). Pp. 501—521. doi:10.21638/spbu14.2018.404. (in Russian)

5. Isaeva E.V. (2004) Procedure terms in civil procedure and arbitration procedure law: Dis. ... candidate of legal sciences. Institute of State and Law Russian Academy of Sciences. (in Russian)

6. Krasnova N. V. (2017) Terms in the budget law: Dis. ... candidate of legal sciences. Russian State University of Justice. (in Russian)

7. Panova I.V. (2012) Administrative procedure Law of Russia. Moscow: Norma Publ. (in Russian)

8. Panova I.V. (2000) Actual problems of administrative process in the Russian Federation: Dis. ... doctor of legal sciences. Ural state law academy. (in Russian)

Информация об авторе

Белякович Е.В. — кандидат юридических наук, докторант Юридического института РУДН, судья Арбитражного суда Центрального округа

Статья поступила в редакцию 01.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Beliakovich E.V. — candidate of legal sciences, doctor of sciences degree-seeking scholar, Law Institute, RUDN University, Judge of the Commercial Court of Central District

The article was submitted 01.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.