Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВО / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджимурадова Лариса Агамурадовна

В статье рассматриваются актуальные аспекты организации и координации регуляторной деятельности, направленной на обеспечение свободного доступа потребителей к товарам и услугам широкого ассортимента и высокого качества в меняющихся условиях хозяйствования. Изучены вопросы, связанные с введением со стороны США и отдельных западных государств санкций против России. Приводится оценка финансовых рисков для развития российской экономики, а также анализируются возможные последствия применяемых санкций для их инициаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджимурадова Лариса Агамурадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING FINANCIAL INCENTIVE MECHANISMS BUSINESS ACTIVITY OF THE COUNTRY IN THE FACE OF EXTERNAL RESTRICTIONS

The article deals with topical aspects of organizing and coordinating regulatory activities aimed at ensuring free access of consumers to goods and services of a wide range and high quality in a changing business environment. The issues related to the introduction of sanctions against Russia by the United States and individual Western states have been studied. An assessment of financial risks for the development of the Russian economy is given, and the possible consequences of the applied sanctions for their initiators are analyzed.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_7_576 УДК 338.24

УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Гаджимурадова Лариса Агамурадовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: larisa.0106@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные аспекты организации и координации регуляторной деятельности, направленной на обеспечение свободного доступа потребителей к товарам и услугам широкого ассортимента и высокого качества в меняющихся условиях хозяйствования. Изучены вопросы, связанные с введением со стороны США и отдельных западных государств санкций против России. Приводится оценка финансовых рисков для развития российской экономики, а также анализируются возможные последствия применяемых санкций для их инициаторов.

Ключевые слова: импортозамещение; самообеспечение; финансовое стимулирование; деловая активность; потребительский рынок; деловая активность; производство; финансовая система.

UDC 338.24

STRENGTHENING FINANCIAL INCENTIVE MECHANISMS BUSINESS ACTIVITY OF THE COUNTRY IN THE FACE OF EXTERNAL RESTRICTIONS

Gadzhimuradova Larisa Agamuradovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: larisa.0106@mail.ru, 89285307226

The article deals with topical aspects of organizing and coordinating regulatory activities aimed at ensuring free access of consumers to goods and services of a wide range and high quality in a changing business environment. The issues related to the introduction of sanctions against Russia by the United States and individual Western states have been studied. An assessment of financial risks for the development of the Russian economy is given, and the possible consequences of the applied sanctions for their initiators are analyzed.

Keywords: import substitution; self-sufficiency; financial incentives; business activity; consumer market; business activity; production; financial system.

Функционирование социально-экономических систем, формирующих соответствующее проблемное поле России, находится под воздействием множества детерминант. Происхождение данных детерминант может быть как внутрисистемным, так и внешним (в том числе зарубежным), однако сплетение механизмов их влияния на процессы и отношения, формирующие отечественные потребительские рынки, требует их совмест-

ного рассмотрения при неотрицании разнообразности действенных регуляторных воздействий. Разнообразие механизмов воздействия на потребительские рынки, в свою очередь, приводит к необходимости разработки различных подходов к их определению, анализу и администрированию на различных уровнях управления. Данная статья сфокусирована на возможностях и перспективах отраслевого регулирования развития

социально-экономических процессов и отношений, формирующих потребительские рынки, чему в настоящее время, по мнению автора, уделяется недостаточное исследовательское и управленческое внимание.

Достижение макроэкономических задач в области обеспечения и повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, как и Российской Федерации, предполагает активизацию внутренней деловой активности. Причем с учетом устоявшихся финансово-хозяйственных связей и наблюдаемой интеграционной направленности целесообразно рассматривать механизмы поддержки данной активности во взаимосвязи партнерских экономических пространств. Это, в свою очередь, требует единства разработки подходов и согласованности реализации соответствующих им мер и мероприятий, призванных способствовать достижению указанных задач.

Базис реализации стимулирующих мер и мероприятий основывается на необходимости достижения определенного уровня самообеспеченности, соответствующего требованиям программных документов (например,

доктрин продовольственной безопасности, стратегий устойчивого развития). При прочих равных условиях безопасность и независимость страны повышается при увеличении доли отечественной продукции в структуре конечного потребления. Следовательно, в данных условиях приоритет должен отдаваться предложению продуктов их хотя бы базового набора питания внутри государства, а не их импорту. В данном аспекте проявляется взаимосвязь категорий «продовольственная безопасность» и «импорто-замещение». Однако эти понятия не тождественны, так как процесс импортозамещения охватывает обеспечение и продовольственными, и непродовольственными товарами, и средствами производства, а программы и доктрины гарантирования продовольственной безопасности могут учитывать импорт в условиях экономической и технологической нецелесообразности или невозможности производства определенных товаров на территории государства (при этом одновременно может фигурировать возможность запрета экспорта).

1 уровень (начальный) -

самообеспечение

необходимым

продовольствием

для обеспечения

физиологических

потребностей

населения страны

2 уровень (базовый)

- самообеспечение на базовом уровне продовольствием, некоторыми непродовольственны ми товарами и услугами для нормальной жизнедеятельности индивидов(набор благ соответствует уровню,

принимаемому для

определения

минимального

потребительского

бюджета)

4 уровень (абсолютный) -

автаркия

3 уровень (полный) -

самообеспечение населения продовольствием и непродовольственными товарами

Рисунок 1 - Уровни самообеспеченности

Стремление социально-экономической системы к абсолютной самообеспеченности только в условиях локализированной экономики способно обеспечить устойчивое сохранение и повышение уровня и качества

жизни населения. Современная глобальная экономическая модель, основой развития в которой является создание, трансформация и удовлетворение потребностей ее агентов, требует фокусировки регуляторных воздей-

ствий на постоянном обеспечении базового уровня самообеспеченности при установлении возможности в краткосрочном периоде активизировать механизм достижения полного ее уровня.

Наблюдаемые в последнее время изменения социально-экономической реальности в кратко- и среднесрочном периоде влекут дестабилизацию рынков, проявление и усиление структурных диспропорций, снижение уровня и качества жизни населения. Для нивелирования негативных воздействий очевидным является применение регуляторных мер по стимулированию деловой активности в соответствующих сферах. С одной стороны, механизмы активизации деловой активности основываются на стимулировании производства продукции, которая может быть отнесена к импортозамещающей. С другой стороны, одного только производства импортозамещающей продукции в определенном количестве и структуре недостаточно для эффективной стабилизации функционирования рынков (в первую очередь - потребительских) [1].

Уровень развития рыночной инфраструктуры оказывает влияние на скорость и эффективность распределения импортозамещающей продукции в рамках региональных и национальных рынков, которые, в свою очередь, характеризуются показателями емкости, фактическим уровнем потребности населения в сельскохозяйственной продукции и продовольствии, а также динамическими трансформациями потребностей населения в связи с изменениями денежных доходов, цен, демографических факторов и т.д. [1].

Следует отметить, что санкции против России - самые мощные и дорогостоящие санкции, наложенные на крупную экономику, по крайней мере, со времен холодной войны. Их скорость, широта и скоординированная глобальная поддержка кажутся беспрецедентными.

Ущерб российской экономике и финансовой системе включает, помимо прочего, падение курса рубля (примерно на 40 % по отношению к доллару за последний месяц); резкое повышение учетной ставки центрального банка; введение контроля за движением капитала; закрытие российского фондового рынка; обвал стоимости российских компаний, осуществляющих торги на зарубежных

биржах; исключение российских акций из мировых индексов и т.п.

По сути, ограничение доступа российского центрального банка к его активам за границей, которое в противном случае могло бы быть использовано для укрепления курса российского рубля и стабилизации финансовой системы внутри самой страны, является одной из форм финансовой войны [2].

Санкции включают в себя удаление отдельных российских банков из международного коммуникационного инструмента SWIFT, замораживание валютных резервов российского центрального банка (в основном хранящихся на западных счетах), запрет США на участие в любых транзакциях с участием российского центрального банка, запрет на торговлю российскими суверенными долгом, ограничение доступа России к иностранному капиталу, замораживание активов и запрет на поездки для отдельных российских государственных чиновников и олигархов, введение санкций в отношении энергетического и оборонного секторов России, отказ от сертификации NordStream 2, контроль за экспортом высокотехнологичных компонентов в Россию и закрытие воздушного пространства ЕС для российских самолетов [3].

Однако экономика как США, так и еврозо-ны гораздо более диверсифицирована, чем экономика России, поэтому им, вероятно, будет легче адаптироваться к изоляции, чем России. Более того, поскольку страна имеет большой дефицит счета текущих операций и большие чистые обязательства перед иностранцами, цена попытки изолировать экономику США ляжет на иностранцев в гораздо большей степени, чем цена изоляции России.

В то же время одним из уязвимых мест США является большой дефицит государственного бюджета. Если Соединенные Штаты будут финансово отрезаны от остального мира, им придется найти способ внутреннего финансирования этого дефицита или быстро сократить его. Любой исход может оказаться болезненным. В будущем продолжающееся закрытие рынков для российских акций в сочетании с дефолтами по долговым обязательствам может иметь дополнительные последствия, но последствия остаются неопределенными [3].

При этом не следует забывать и о страте-

гических партнерах России. Так, например, ужесточение европейских санкций приведет к углублению торговых отношений с Китаем, который уже является основным рынком для экспорта и импорта российских товаров. Более тесные связи с Китаем могут привести к более широкому использованию китайской CIPS (системы трансграничных межбанковских платежей) в качестве альтернативы SWIFT, что частично компенсирует потерю доступа к последнему. Так, например, крупные российские частные и государственные учреждения (включая «Газпром») в последние годы уже принимают платежи в юанях, но в ограниченном объеме. Наконец, российская внутренняя платежная система СПФС (Система передачи финансовых сообщений) может найти более широкое применение для замены SWIFT.

Поддержание эффективного функционирования рыночных структур, способных к самоорганизации и саморегулированию, в условиях наблюдаемой нестабильности приобретает особую значимость. В данном контексте не должны игнорироваться любые из форм помощи как местному бизнесу, так и населению. Финансовая помощь с учетом ограниченности бюджетных средств может быть осуществлена путем предоставления субъектам хозяйствования льгот, способствующих сокращению затрат (как налоговых, так и иных). Сокращение затрат, в свою очередь, способствует замедлению роста цен при большей возможности обеспечения достойного уровня оплаты труда. С учетом направленности на импортозамещение и самообеспечение, финансовое стимулирование деловой активности может предполагать ряд условий (например, достижение определенного объема продаж товаров отечественного производства (импортозамещающих товаров), достижение определенной доли товаров отечественного производства в товарообороте (выручки), создание и сохранение в течение определенного периода новых рабочих мест, выполнение норматива рентабельности импортозамещающей деятельности, осуществление обслуживания клиентов (в первую очередь физических лиц) в регионах, наиболее подверженных негативным воздействиям и т.д.) [3].

По итогам проведенного автором исследо -вания определено, что в качестве ключевых

направлений финансового стимулирования функционирования потребительского рынка в настоящее время могут выступать:

- развитие сети фирменных торговых объектов, занятых реализацией товаров отечественного производства;

- повышение доступности товаров отечественного производства для потребителя;

- создание условий для развития предпринимательства, связанного с доведением товаров отечественного производства до конечного потребителя;

- поддержка торговых организаций, формирующих удовлетворяющую целевым ориентирам макроэкономического развития структуру продаж;

- повышение конкурентоспособности товаров отечественного производства.

С одной стороны, для реализации представленных направлений необходим про-мышленно-технологический базис импорто-замещения, которым экономики Беларуси и России обладают. С другой стороны, необходимо комплексное использование инструментария создания и поддержания условий эффективного товародвижения из производственной сферы в потребительскую. В данном контексте приобретает актуальность применение мер финансового стимулирования деловой активности посредников (с учетом признания рациональной необходимости их присутствия на отечественных рынках, равно как и при возможности выдвижения соответствующих условий стимулирования).

Таким образом, финансовое стимулирование деловой активности в условиях внешних ограничений должно основываться на повышении эффективности задействования внутренних резервов применительно к различным стадиям воспроизводственного цикла. Комплекс регуляторных воздействий должен опираться на определенную иерархию взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга задач, что должно способствовать:

- стабилизации протекания социально-экономических процессов;

- сохранению и повышению уровня и качества жизни населения регулируемых территорий;

- поиску и определению внутренних драйверов сбалансированного роста и развития регулируемых территорий (с учетом взаимодействий с иными регионами).

Список литературы_

1. Кармызов А.В. Механизмы финансового стимулирования розничных продаж отечественных товаров // Актуальные вопросы развития финансовой сферы: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (28 апреля 2020 года). Махачкала: АЛЕФ, 2020. С. 165-171.

2.Санкции. URL: https://russiancouncil.ru/sanctions (дата обращения: 01.11.2022).

З.Экономическая спецоперация: как санкции отразятся на России и вражеских государствах. URL: https://rusdozor.ru/2022/03/04/ekonomicheskaya-specoperaciya-kak-sankcii-otrazyatsya-na-rossii-i-vrazheskix-gosudarstvax_1144791/ (дата обращения: 29.10.2022).

References _

1. Karmizov A.V. Mechanism finansovogo stimulirovaniya roznichnix prodaj otechestvennix commodity. Аktualnie voprosi razvitiya finansovoy sferi: SB. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. kanf. (28 April 2020 Goda). Maxachkala: Alef, 2020. S. 165-171.

2. Sanktsii. URL: https://russiancouncil.ru/sanctions (data abratsheniya: 01.11.2022).

3. Ekonomicheskaya spesoperasia: Kak sanktsii otrazyatsya na Rossii I vrajeskix gosudarstvax. URL: https:// rusdozor.ru/2022/03/04/ekonomicheskaya-specoperaciya-kak-sankcii-otrazyatsya-na-rossii-i-vrazheskix-gosudarstvax_1144791/ (data abratsheniya: 29.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.