Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛА И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ 60 - 80 ГГ. ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР)'

УСИЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛА И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ 60 - 80 ГГ. ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСИЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОСТИ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ / СТРУКТУРНО-СТИЛЕВЫЕ ПОИСКИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ВНИМАНИЕ К ФЕНОМЕНУ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Соколова Галина Викторовна

Исследуются проблемы эволюции жанровых формирований в прозе адыгских литератур 60-х - 70-х гг. под влиянием лирической прозы. Рассматриваются усиление проблемности, связанное с активизацией внимания к отдельной личности, и вызванные такими переменами структурно-стилевые поиски в произведениях Т. Керашева, А. Евтыха, А. Кешокова, Х. Теунова, А. Шортанова, А. Туаршева, И. Машбаша, Х. Ашинова, Ц. Кохова и др. Определяются черты нового этапа литературного процесса, обусловленные вторжением в литературу лирического начала - усиление интеллектуального элемента, углубление психологического анализа, движение к многообразию поэтических средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Соколова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE LYRICAL PRINCIPLE AND EVOLUTION OF GENRES IN LITERATURE OF THE 1960S -1980S (BASED ON THE ADYG LITERATURES)

The paper examines the evolution of genres in the prose of Adyg literatures of the 1960s - 1970s under the influence of lyrical prose. The publication deals with the strengthening of the problems associated with the intensification of attention to an individual, and structural and style searches in the works of T. Kerashev, A. Evtykh, A. Keshokov, Kh. Teunov, A. Shortanov, A. Tuarshev, I. Mashbash, Kh. Ashinov, Ts. Kokhov and others caused by such changes. The authors determine the features of the new stage of the literary process, which are caused by the invasion of lyrical literature - strengthening the intellectual element, deepening psychological analysis, and moving towards a variety of poetic means

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛА И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ 60 - 80 ГГ. ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР)»

Научная статья

УДК 821.352.3.09 ББК 83.3 (2=603) П 16

DOI: 10.53598/2410-3489-2022-2-297-150-157

Усиление лирического начала и эволюция жанровых формирований в литературе 60 — 80 гг. ХХ века (на материале адыгских литератур)

Учужук Масхудович Панеш1, Галина Викторовна Соколова2

1,2Адыгейский государ " тет, Майкоп, Россия,

Аннотация:

Исследуются проблемы эволюции жанровых формирований в прозе адыгских литератур 60 - 80-х гг. под влиянием лирической прозы. Рассматриваются усиление проблемности, связанное с активизацией внимания к отдельной личности, и вызванные такими переменами структурно-стилевые поиски в произведениях Т. Керашева, А. Евтыха, А. Кешокова, Х. Теунова, А. Шортанова, А. Туаршева, И. Машбаша, Х. Ашинова, Ц. Кохова и др. Определяются черты нового этапа литературного процесса, обусловленные вторжением в литературу лирического начала - усиление интеллектуального элемента, углубление психологического анализа, движение к многообразию поэтических средств.

Ключевые слова: усиление проблемности, лирическая проза, эволюция жанров, структурно-стилевые поиски, типологические связи, внимание к феномену личности, психологический анализ, многообразие художественных средств

Для цитирования: Панеш У. М., Соколова Г. В. Усиление лирического начала и эволюция жанровых формирований в литературе 60 - 80- гг. XX века (на материале адыгских литератур) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2022. Вып. 2 (297). С. 150-157.

DOI 10.53598/2410-3489-2022-2-297-150-157 Original Research Paper

Strengthening the lyrical principle and evolution of genres in literature of the 1960s -1980s (based on the

Adyg literatures)

The paper examines the evolution of genres in the prose of Adyg literatures of the 1960s - 1970s under the influence of lyrical prose. The publication deals with the strengthening of the problems associated with the intensification of attention

2sessvetla@mail.ru

Uchuzhuk M. Panesh1, Galina V. Sokolova2

12 Adyghe State University, Maykop, Russia, 1filfak-agu@mail.ru, 2sessvetla@mail.ru

1.2

Abstract:

to an individual, and structural and style searches in the works of T. Kerashev, A. Evtykh, A. Keshokov, Kh. Teunov, A. Shortanov, A. Tuarshev, I. Mashbash, Kh. Ashinov, Ts. Kokhov and others caused by such changes. The authors determine the features of the new stage of the literary process, which are caused by the invasion of lyrical literature - strengthening the intellectual element, deepening psychological analysis, and moving towards a variety of poetic means.

Keywords: Enhancement of problems, lyrical prose, evolution of genres, structural-style searches, typological connections, attention to the phenomenon of personality, psychological analysis, variety of artistic means

For citation: Panesh U.M., Sokolova G.V. Strengthening the lyrical principle and evolution of genres in literature of the 1960s-1980s (based on the Adyg literatures) // Bulletin of Adyghe State University, Series: Philology and Art Criticism, 2022. No. 2 (297). P. 150-157. DOI: 10.53598/2410-3489-2022-2-297-150-157

Введение.

Существенные перемены в культурно-исторической реальности конца 50 - начала 60-х гг. приводят художественное сознание к необходимости ревизии традиционной концепции личности. Попытки преодоления поверхностного представления об истории и места в ней человека приводят к пересмотру революционного детерминизма, который был определен идеологизированными принципами схематизированного социалистического реализма. Усиление проблемности ведет к попыткам воссоздания образа человека, неоднозначного, связанного с разными сторонами многосторонней реальности. Социальное начало остается одним из основополагающих факторов, влияющих на характер, но значение приобретают и другие, разные по своей природе мотивы. Об этом свидетельствует творчество писателей отечественной многонациональной литературы, -М. Шолохова, П. Проскурина, В. Белова, Ч. Айтматова, А. Беляускаса, К. Гамсахурдия, В. Быкова, А. Ахматовой, Г. Гамзатова, Е. Евтушенко и др. Поиски, ставшими общими в типологическом отношении, проявляются также в новописьменном искусстве слова, что отразилось с большой силой в произведениях таких адыгских прозаиков, как Т. Ке-рашев, А. Евтых, А. Кешоков, Х. Те-унов, А. Шортанов, Х. Хапсироков, А. Туаршев, И. Машбаш, Х. Аши-нов, Ц. Кохова и др.

Движение к художественной правдивости в литературе нового периода оказалось во многом связанным с активным использованием лирического элемента, что не просто обогатило литературу, а привело к эволюции жанровых форм и стилей и таким образом изменило облик прозы. Исследование в таком ракурсе эволюции прозы, являющейся частью «художественно-эстетической общности нового типа» [1: 144], может помочь в решении актуальных проблем истории и теории современного литературного процесса.

Цель - определить влияние лирического начала, вызванного усложнением концепции личности в новую историко-литературную эпоху, что приводит к соответствующим художественным поискам -эволюции жанровых модификаций в исторической и историко-революционной прозе, произведениях о войне и на современную тему в общеадыгской прозе.

Значимость работы обусловлена выявлением проблем развития жанров и стилей в прозе 60 - 80-х гг., что связывается с формированием литературной эпохи ХХ века, определением ее художественно-эстетических особенностей.

Материалы и методы.

Исследование опирается на обширный теоретический материал, а также на основные концепции, рассматривающие отечественную литературу как явление новое и феноменальное и как единое

идейно-художественное пространство. В основе исследования - комплексный подход, совмещающий филологический анализ и сравнительно-типологический метод, позволяющий выявить особенности отдельного художественного явления и включить его в исторически новый этап развития искусства слова.

Обсуждение.

Повышение внимания к феномену простого человека, связанное с идеей самоценного значения отдельной личности, становится характерной особенностью художественного сознания литературы 60-х гг. Такая тенденция ведет к активизации личностного, лирического начала в творческом процессе, что проявляется, прежде всего, в поэзии. Об этом свидетельствует творчество А. Твардовского, Я. Смелякова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Э. Межелайтиса, А. Тарковского Л. Мартынова и др. Активизация лирического чувства ярко проявляется в произведениях поэтов нового поколения - Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, К. Кулиева, Р. Рождественского, О. Сулейменова, А. Вознесенского и др. В адыгских литературах новые тенденции отражаются с большой наглядностью в творчестве И. Машбаша, Х. Бере-таря, А. Кешокова, Б. Куашева, В. Абитова, К. Тугужева.

Поэзию нового времени определяет, как и прежде, гражданская позиция, существенное место в связи с этим отводится масштабной проблематике. Но торжественность, публицистическое многословие начинают отступать на задний план. Философское раздумье, связанное с нравственной переоценкой традиционных ценностей, определяет идейно-эстетические искания поэтов как старшего поколения, так и молодых художников слова. Расширение тематического диапазона за счет возрастающего интереса к вечным темам ведет к необходимости усиления художественной проблем-ности, что достигается обострением

лирического начала. Настоящая правда реальности открывается в стихах И. Машбаша, А. Кешокова, В. Абитова через показ внутренней жизни образа современника с его обычными, но драматическими переживаниями. Лирический элемент определил исповедальный характер поэтического мышления, особую откровенность и доверительную эмоциональность. Движение к герою сложному и неоднозначному на основе объекта, связанного с исконным, обычным бытием, опора при этом на взаимодействие философской мысли и авторского чувства, сочетание, как сказал поэт, «подлинной массовости с высокой культурой творчества» [2: 180] - эти типологические особенности отечественной поэзии проявились и в произведениях адыгских писателей.

Усиление личностного начала и лирического элемента оказало решающее влияние и на прозу. Такая общая тенденция определила эволюцию жанровых формирований исторической и историко-революционной прозы, а также отразилась на произведениях о войне и на современную тему. В основе небольшой по объему повести Т. Керашева «Абрек» (1959), вышедшей в самом начале 60-х гг., характерный для новописьменных литератур мотив превращения благородного бунтаря-одиночки в сознательного революционера-большевика. Нельзя сказать, что автор в этом случае отказывается от ставшего привычным традиционного стиля изложения. Он обращается к фабуле, в объекте его внимания оказывается истори-ко-событийная сторона реальности, конфликт произведения отчасти реализуется во отношениях, противопоставленных согласно содержанию темы персонажей. В то же время писатель пытается уйти от односторонней описательной тенденции показа.

С этим связано то, что события зачастую пропускаются через индивидуализированное сознание сложного по содержанию персонажа.

Переживания главного героя, человека «думающего» и сомневающегося, становятся основой сюжетного стержня повести. На смену описа-тельности и комментария приходят такие приемы, как внутренние размышления героя, несобственно-прямая речь, а также характерная деталь и особая интонация. Соответственно меняются и жанровые формы эпического произведения. Речь идет о движении к созданию в национальной литературе небольшой лиро-эпической повести характеров и акцентированных проблем.

Синтез эпических традиций и лирического элемента становится характерной особенностью и для произведения черкесского автора А. Охтова «Камень Асият» (1962). Писатель в повести обращается к важнейшим конфликтам времени через показ не раз использованной в литературе теме - судьбы горянки, приобщившейся к революционным переменам. Традиция в решении проблемы, как известно, зачастую опиралась на формы и приемы описательной событийной прозы, испытывающей влияние фольклорной поэтики. Можно, в связи с этим назвать «Утреннюю звезду» Х. Бай-рамуковой, «Патимат» С. Бадуева. Формируя, знакомый по этим произведениям облик горянки, жертвы старых устоев, А. Охтов стремится усилить образ. Автором воспроизводится социально-нравственный мир конкретной эпохи, чему способствует показ галереи достаточно детерминированных персонажей. Но такая картина дополняется авторским лирическим чувством, которое попеременно воспроизводит разные этапы жизни героя в соответствии с интерпретацией образа. Такой прием не только нарушает последовательное движение сюжета, но и преображает рассказ. Повествование усложняется по своей форме, оно наполняется новым смыслом. Лирическое начало, таким образом, становится одним из важнейших факторов формирования образного мышления.

Перемены, общие в типологическом плане, еще нагляднее отражаются в творчестве А. Евтыха и И. Машбаша. В повестях «Воз белого камня» (1971) А. Евтыха и «Тропы из ночи» (1971) И. Машбаша оказываются традиционные коллизии историко-революционной прозы, связанные с характером личности в условиях исторических перемен. Усиление художественной проблем-ности приводит обоих писателей к персонажу сильному, но сомневающемуся, у которого путь к правде века проходит через сложнейшие испытания. С такой тенденцией связан и мотив трудного перерождения сознания искреннего и порядочного интеллигента в дилогии кабардинского писателя А. Кешокова в дилогии «Вершины не спят» и в эпопее «Хождение по мукам» А. Толстого. Для реализации поставленной задачи А. Евтых и И. Машбаш обращаются к обостренному по содержанию сюжету. Социальные связи и отношения остаются в поле зрения авторов, но большое значение приобретает то, что они переносят их в нравственную плоскость и рассматривают через показ личных переживаний и близких родственных отношений.

Такая же тенденция характерна и для дилогии А. Кешокова. Пытаясь реализовать тематику историко-революционной прозы, писатель обращается к художественным возможностям эпически развернутого романа с множеством сюжетных линий и большим количеством противопоставленных по классовым признакам действующих лиц. Внимание к внутреннему миру человека, вызванное усилением концепции личности, приводит в то же время к обострению субъективного элемента, о чем в свое время писал Н. Джусойты [3: 91]. Такая особенность обогащает художественную мысль эпического повествования, способствует видоизменению его жанровой формы.

Описательность и тенденция к панорамному изображению

начинают отступать на задний план и в романе Х. Теунова «Род Шогемо-ковых». Заметную роль и в этом случае сыграло влияние лирического элемента и доверительной авторской интонации. Сюжет произведения и его структурно-стилевые особенности были определены замыслом создать привычный во многих отношениях семейно-родовой роман, масштабный, многофабульный и с социально-мотивированными характерами. Но в ходе реализации поставленной задачи он стремится отказаться от событийного, последовательного рассказа, освободиться от многоплановости сюжета и перейти к концентрированному в художественном плане действию. Композиционный строй произведения основывается на характере сложном, индивидуализированном авторским лирическим чувством. Все это способствует изменению границ жанра семейно-родового романа.

Отход от «героико-эпической интонации» и движение к большей психологической правде за счет формирования лиро-эпических форм наблюдается и в произведениях о войне, и на современную тему [4: 110]. Попытки освободиться от риторики и ложной романтизации темы войны путем введения в поэтический текст субъективной лирической интонации наблюдается в произведениях черкесских писателей Ц. Коховой, Х. Братова, М. Охтова.

Наиболее показательна в этом плане повесть адыгейского прозаика П. Кошубаева «Семь дождливых дней» (1974), важное место в которой отводится ретроспективному плану изложения, развивающемуся параллельно основной линии рассказа. Фабульное направление имеет существенное значение в формировании художественной мысли писателя: сопоставляются персонажи, складываются симпатии и антипатии, формируются индивидуализированные, достаточно мотивированные в психологическом плане характеры.

Рассказ как бы ведется от третьего лица, но все преображается лирической интонацией одного из персонажей, которая как-бы дополняет авторский комментарий и, таким образом, обостряет проблемность произведения. Синтез разных поэтических приемов в этом случае меняет привычный сюжетно-композицион-ный строй произведения и формирует новую модель небольшой, но концентрированной в художественной плане, психологически емкой лиро-эпической повести.

Перевод конфликта во внутренний мир героя становится определяющей чертой и для новеллы кабардинского автора А. Налоева «Водяная бабка» (1960), повести адыгейского прозаика Х. Ашинова «Последняя неделя августа» (1970). События и здесь не игнорируются, а принимают участие в формировании сюжетно-композиционного строя произведений. Но организующим художественную мысль и цементирующим структурную форму художественного явления становится внутреннее чувство персонажа. Такая тенденция ведет к уходу от широкого комментария, описатель-ности, показа ряда сопоставленных персонажей к психологически обоснованной художественной детали, характерной фразе, содержательному подтексту. Показательно, что превращение внутреннего чувства в жанровый и структурно-образующий элемент произведения ломает привычное развитие действия. В романе И. Машбаша «Оплаканных не ждут» (1966) события развиваются не последовательно. Автор постоянно использует прием перебивки плана изложения, настоящие события разворачиваются в повествовании, идут рядом с воспоминаниями о прошлом. При этом автор, во-первых, выбирает не все, а ключевые, наиболее значимые этапы в жизни персонажа, во-вторых, он изображает их через восприятие размышляющего героя. Таким образом И. Машбаш стремится отказаться от привычной

масштабности и многословного комментария. Скачкообразное развитие действия, рванная композиция сюжета, вызванные интересом к личностному началу, помогают и в этом случае построить повествование, имеющее локальную конструкцию, значительно обостряющую про-блемность за счет соотнесения философских проблем с военной темой.

«Торжество лирической прозы», ставшее характерной особенностью для отечественной литературы 6070-х гг. [5: 202], отразилось и в произведениях на современную тему. Об этом свидетельствует творчество К. Паустовского, Ч. Айтматова, О. Берггольц, В. Солоухина, В. Шукшина. Усиление лирического начала заметно и в таких произведениях адыгских авторов, как «Солнце перед ненастьем» (1964) А. Шогенцу-кова, «Умной матери дочь» (1963) Т. Керашева, «Крепкие корни» (1966) Х. Каширгова, «Злая невеста» (1963). Ц. Коховой и др. Речь идет в этом случае «об организующей и определяющей роли» [6: 164] лирического элемента.

Общая в типологическом плане тенденция ярко проявляется в прозе Х. Ашинова. Уже в рассказах и повестях первых сборников «Спутники» (1956), «Деревья на ветру» (1960), «Две полосы» (1960) просматривается стремление показать окружающее не как бы «со стороны», а через эмоциональную реакцию лирического героя. В центре внимания автора в повести «Две полосы» обычная жизнь рядового человека. Но за его повседневными заботами открывается, согласно замыслу, большая правда. Тема и конфликт

связываются писателем с драматической ситуацией, в которую попадает центральный персонаж. Неожиданно для себя герой убеждается в том, что его любимая девушка во власти собственнических интересов. Для создания художественного рисунка Х. Ашинов обращается к конкретным реалиям национальной жизни адыгейского аула, но при этом

он отказывается от внешне правдоподобного рассказа с последовательным хронологически выверенным течением сюжета. Художественную мысль повести формируют чувства лирического персонажа, человека молодого, глубоко и с большой эмоциональной силой переживающего происходящее вокруг. Образ лирического персонажа, поставленного в центр произведения, становится в этом случае организующим началом. Именно он формирует сюжет-но-композиционный строй произведения и в конечном счете определяет содержание повести.

Необходимо, безусловно, отметить и то, что постоянное обращение к однотипному лирическому персонажу и абсолютизация связанных с такой тенденцией художественных возможностей таили в себе определенные риски. Они могли со временем привести писателя к потере художественной объективности. Этим определяются дальнейшие поиски, связанные с активизацией лирического элемента и эволюцией жанровых форм прозы. С большой наглядностью это проявляется в творчестве Х. Ашинова. Уже в произведениях «Всадник переходит бурную реку» (1966), «Водяной орех» (1967) автор стремится к соединению лирического элемента и эпического начала. Объединение двух стихий и формирование на этой основе синтезированного лиро-эпического повествования становится, как показывает анализ, типологической особенностью общеадыгской прозы 60 - 70-х гг. Об этом свидетельствуют романы А. Евтыха «Улица во всю ее длину» (1965), «Двери открыты настежь» (1973), повесть Х . Теунова «Подари красоту души» (1965), а также произведения, вошедшие в сборник Ц. Коховой «Позднее раскаяние» (1973).

Результаты.

Исследование, таким образом, демонстрирует, что проблемно-тематические, жанровые и структурно-стилевые искания прозы

адыгских литератур тесно связаны с активизацией лирической прозы. Такая особенность, соотносимая в типологическом плане с развитием многонациональной отечественной литературы, проявляется как в творчестве писателей старшего поколения - Т. Керашева, А. Ев-тыха, А. Кешокова, Х. Теунова, А.Охтова, Х. Гашокова, так и в произведениях художников слова, пришедших в литературу в 60-е гг.

- И. Машбаша, Ц. Коховой, П. Ми-сакова, Х. Ашинова и др. Влияние лирического начала, связанное с усложнением концепции личности, ведет к активным проблемным, а также жанровым и структурно-стилевым поискам. Сказывается это на эволюции исторической и историко-революционной прозы, произведениях о войне и на современную тему. Обновляется, к примеру, традиционная модель историко-революционного романа. Перенесение конфликта во внутренний мир личности приводит к созданию других более мобильных и синтезированных жанровых формирований

- емкой в плане психологического анализа новеллы, философско-ана-литического романа и социально-психологической повести характеров и акцентированных проблем. Словом, можно утверждать, что к изменению «модели» [7: 192] современного романа, о котором пишет критика, связано с влиянием лирической прозы.

Выводы.

Эволюция общеадыгской литературы, как и всей отечественной, связана с культурно-историческими переменами в обществе второй половины ХХ века. В этот период значительно меняется художественная концепция личности. На смену герою, социально детерминированному, начинает приходить образ человека, связанного с общими проблемами бытия, что ведет к усилению интеллектуального начала, а также к научному и философскому анализу. Связанное с такими переменами внимание к феномену отдельной личности провоцирует интерес к субъективному эмоциональному, драматическому элементу. Такие изменения вызвали активизацию лирического жанра, в котором личностное начало оказывается основой творческого воплощения действительности. Влияние лирической прозы, как показывает исследование, приводит к структурно-стилевым исканиям, смешению литературных форм и стилей и созданию новых жанровых модификаций. Об этом свидетельствует творчество А. Евты-ха, Х. Ашинова, А. Кешокова, Ц. Коховой, С. Кушхова и др. Такая эволюция общеадыгской прозы, отражает типологические особенности отечественной литературы 60 - 80-х гг. и черты литературной эпохи ХХ века.

Примечания:

1. Канукова З.В., Фидарова Р.Я. Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии // Горизонты современного литературного знания. Москва: Наука, 2008.

2. Луговской. В. Раздумье о поэзии. Москва, 1960.

3. Джусойты Н. Все начинается с размышления... // Вопросы литературы. 1976. № 5.

4. Бритикова А.Ф. Современная военная проза // Проблемы русской советской литературы. 50 - 70 гг. Ленинград, 1976.

5. Якименко Л. О поэтике современного романа // Единство. Москва, 1972.

6. Эльсберг Я. О стилевых исканиях в современной русской прозе // Актуальные проблемы социалистического реализма. Москва, 1969.

7. Пшизова А.К., Ачох Б.Д. Трансформация романной формы в современной отечественной литературе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 216. Вып. 1. С. 186-195.

References:

1. Kanukova Z.V., Fidarova R.Ya. North Caucasian literary region. Problems of theory and methodology / Horizons of modern literary knowledge. M.: Nauka, 2008.

2. Lugovskoy V. Reflection on poetry / V. Lugovskoy. M., 1960.

3. Dzhusoyty N. Everything begins with reflection... // Problems of Literature. 1976. No. 5.

4. Britikova A.F. Modern military prose // Problems of Russian Soviet literature. 50-70s. L., 1976.

5. Yakimenko L. On the poetics of the modern novel / Unity. M., 1972.

6. Elsberg Ya. About style searches in modern Russian prose / Actual problems of socialist realism. M., 1969.

7. Pshizova A.K., Achokh B.D. Transformation of a novelistic form in contemporary national literature // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss. 1. P. 186-195.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 09.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The paper was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 09.06.2022; accepted for publication 20.06.2022.

© У. М. Панеш, Г. В. Соколова, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.