Научная статья на тему 'ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРОВЫХ ФОРМ РОМАНА 60 - 80 ГГ. ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР)'

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРОВЫХ ФОРМ РОМАНА 60 - 80 ГГ. ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ РОМАНА / МНОГОПЛАНОВАЯ ЭПОПЕЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / УСИЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Ашинова Юлия Арамбиевна

Рассматриваются вопросы формирования различных жанровых форм романа в адыгских литературах 60 - 90-х гг. ХХ века. Выявляются особенности творчества А. Кешокова, А. Шортанова, А. Евтыха, Д. Костанова, И. Машбаша: усиление проблемности, углубление концепции личности, использование разных поэтических средств, определивших результативные жанровые поиски в контексте развития отечественной прозы. Уточняются модификации многоплановой эпопеи, синтезированного романа-биографии, социально-психологического романа характеров и акцентированных проблем. Исследование вносит вклад в историю и теорию формирования отечественного искусства слова и может быть использована при разработке истории литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Ашинова Юлия Арамбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EVOLUTION OF GENRE FORMS OF THE NOVEL OF 1960 - 1980S (BASED ON ADYGHE LITERATURE)

The paper examines various genre forms of the novel formed in the Adyghe literature of the 1960-1980s. Features of the work of A. Keshokov, A. Shortanov, A. Evtykh, D. Kostanov, I. Mashbash are identified: strengthening problematical character, deepening the concept of personality, using different poetic means that determined effective genre searches in the context of the development of Russian prose. The publication specifies modifications of the multifaceted epic, synthesized novel-biography, socio-psychological novel of characters and accented problems. The study contributes to the history and theory of the formation of the domestic art of words and can be used in the development of the history of literature.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРОВЫХ ФОРМ РОМАНА 60 - 80 ГГ. ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР)»

Научная статья

УДК 821.352.3-31"19"

ББК 83.3(2=Ады)6

П 16

DOI: 10.53598/2410-3489-2021-4-287-72-78

Об эволюции жанровых форм романа 60 — 80 гг. ХХ века (на материале адыгских литератур)

Учужук Масхудович Панеш1, Юлия Арамбиевна Ашинова2

1,2Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, 1 filfak-agu@mail.ru, 2partner.86@mail.ru

Аннотация:

Рассматриваются вопросы формирования различных жанровых форм романа в адыгских литературах 60 - 90-х гг. ХХ века. Выявляются особенности творчества А. Кешокова, А. Шортанова, А. Евтыха, Д. Костанова, И. Машбаша: усиление проблемности, углубление концепции личности, использование разных поэтических средств, определивших результативные жанровые поиски в контексте развития отечественной прозы. Уточняются модификации многоплановой эпопеи, синтезированного романа-биографии, социально-психологического романа характеров и акцентированных проблем. Исследование вносит вклад в историю и теорию формирования отечественного искусства слова и может быть использована при разработке истории литературы.

Ключевые слова:

Жанровые признаки романа, многоплановая эпопея, сравнительно-типологический метод, национальные особенности, социально-психологический роман, типологические связи, усиление проблемности, концепция личности

Original Research Paper

On the evolution of genre forms of the novel of 1960 - 1980s (based on Adyghe literature)

Uchuzhuk M. Panesh1, Yulia A. Ashinova2

1,2Adyghe State University, Maykop, Russia, 1filfak-agu@mail.ru 2partner.86@mail.ru

Abstract.

The paper examines various genre forms of the novel formed in the Adyghe literature of the 1960-1980s. Features of the work of A. Keshokov, A. Shortanov, A. Evtykh, D. Kostanov, I. Mashbash are identified: strengthening problematical character, deepening the concept of personality, using different poetic means that determined effective genre searches in the context of the development of Russian prose. The publication specifies modifications of the multifaceted epic, synthesized novel-biography, socio-psychological novel of characters and accented problems. The study contributes to the history and theory of the formation of the domestic art of words and can be used in the development of the history of literature.

Keywords:

Genre features of the novel, a multifaceted epic, a comparative typological method, national features, socio-psychological novel, typological connections, increased problematic character, the concept of personality

Введение.

Известно, что отечественная литература, начиная с начала 60-х гг. выходит на

исторически новый этап развития, для которого характерны «усиление социально-критического направления» [1: 240], обострение проблемности, углубление концепции личности и движение к художественному многообразию. Такое своеобразие отразилось и в новописьменных литературах. Попытки преодоления описательности, поверхностного изображения личности в ее многообразных связях с реальностью становятся характерными, прежде всего, для историко-революционной и исторической прозы. Об этом свидетельствует проза Т. Керашева, Х. Теунова, А. Евты-ха, А. Кешокова, А. Шортанова, Д. Костанова и др. Мотив самоценного значения личности, определивший внимание к феномену отдельного человека, занимает значительное место в литературе на современную тему. Поэтическое многообразие, которое проявляется в разной форме, проявляется с особой наглядностью, к примеру, в лирической прозе. Тому свидетельство произведения Х. Ашинова, П. Кошубаева, М. Ахме-това, Ц. Коховой, А. Шогенцукова. В прозе и поэзии на военную тему также выражены типологические особенности нового, современного этапа художественно-эстетического развития.

Из всех жанров прозы именно роман, его эволюция и трудные поиски отразили характерные черты литературы нового периода, отмеченного попытками ревизии социалистического реализма, что определяет результативные искания в области новой концепции личности, эффективным поэтическим модификациям жанра.

Цели и задачи.

Цель статьи - установить особенности эволюции жанра романа в 60 - 80-е гг. на материале адыгских литератур и провести деление на разновидности, что определяет задачи исследования. Они заключаются в попытках комплексного анализа концепции личности и художественных поисков в исторической и историко-революционной прозе, произведениях на современную тему, романе о войне. Значимость работы связана с изучением проблем развития жанра романа в новую литературную эпоху, расширением его эстетического пространства, что дает основание для разработки теоретических проблем природы эпической формы.

Материалы и методы.

Статья основывается на достаточном теоретическом материале, ориентированном на известные концепции и положения по теме и обобщающем отечественную литературу как идейно-художественное единство. Комплексный подход, в центре внимания которого оказывается сравнительно-типологический метод, позволяет не только рассмотреть явления искусства как отдельные его разновидности, но и включить их в единый художественно-эстетический процесс.

Обсуждение.

Попытки осмысления существенных перемен в культурно-исторической реальности и стремление перевести их в сферу нравственных отношений приводит писателей к пересмотру проблемности и традиционной концепции личности, сложившихся в отечественной литературе предыдущих десятилетий. С этим связано расширение тематического диапазона, определившее, в свою очередь, жанровые и структурно-стилевые искания. Об этом говорит

новый качественный уровень русской литературы - произведения В. Астафьева, В. Белова, Ю. Трифонова, В. Шукшина, В. Распутина и др. Показательна также общая тенденция развития других национальных литератур отечественного искусства слова - грузинского философско-нравственного эпоса (О. Чиладзе), киргизской психологической прозы (Ч. Айтматов), литовского романа «потока сознания» (А. Беляускас) и т.д.

Общие тенденции отражаются с большой наглядностью в новописьменных адыгских литературах. Проявляется это во включенности в единый отечественный и далее мировой идейно-эстетический процесс, которая определяет художественные поиски и движение к многообразию жанровых форм. Усиление про-блемности и аналитического начала становятся характерными, прежде всего, для исторического и историко-революционного романа. С этим связано то, что уже в начале и середине 60-х гг. намечается обновление традиционного панорамного романа с множеством сюжетных линий. Выходят произведения А. Шорта-нова «Горцы» (1954), А. Кешокова «Чудесное мгновение» (1958), «Зеленый полумесяц» (1966), Х. Теунова «Род Шогемоковых» (1969). В начале 70-х - эпическое повествование Д. Костанова «Мос Шовгенов» (1970), затем романы И. Машбаша «Тропы из ночи» (1971), А. Евтыха «Глоток родниковой воды» (1977). Большинство этих произведений претендуют на монументальность в отражении темы слияния во время революционных перемен героической личности с народом. Художники слова в то же время стремятся отказаться от упрощенного показа тем личность и революция, личность и общество, личность и народ, личность и личность. Попытки более широкого обобщения изображаемых исторических событий, стремление концептуально посмотреть на революционные события приводят к многообразию

характера, показанного в его сложных и противоречивых связях с окружающей реальностью. Усиление проблемности, углубление концепции личности влекут за собой активизацию исследовательского начала и психологического анализа. Все это определяет изменения в области стилей и жанров.

Ослабление описательной тенденции и односторонней событийности оказываются характерными для романа А. Шортанова «Горцы». Замысел представить широкую панораму кабардинской реальности, в основе которой оказывается движение народного сознания в сторону социального освобождения, потребовал от писателя изображения самых разных сторон жизни. Социальный анализ, который носит в этом случае отчетливый и конкретный характер, определил традиционный конфликт - столкновение классовых сил, что определило расстановку детерминированных и противопоставленных персонажей. В то же время автор пытается учесть разностороннюю связь личности с историей, что усложняет характер.

Тема революционного вызревания сознания масс и связанный с ней мотив приобщения народа к активной борьбе за социальное равенство определяет тематическое содержание и дилогии А. Кешоко-ва «Вершины не спят» («Чудесное мгновение», «Зеленый полумесяц»). Но привычная и ставшая традиционной проблема значительно усиливается и углубляется. Обращение к истокам, национальной реальности, быту, этнографическим подробностям создает атмосферу достоверности происходящего, а значительное расширение географии изображаемого сообщает художественной картине ощутимую масштабность. Стремление создать целостную картину народной жизни в период исторического перелома, попытка взглянуть на происходящее широко, на основе анализа, основательных обобщений и через

показ образов сложных по содержанию персонажей приводит А. Кешо-кова к заметному усилению психологического анализа. Историческое повествование панорамного типа приобретает за счет этого признаки философского романа характеров и акцентированных проблем.

Показательными стали попытки обновления жанровых форм историко-революционного романа в произведении Д. Костанова «Мос Шовгенов». Обновление форм традиционной описательной событийной прозы связывает писатель с синтезом эпически многопланового повествования с романом-биографией. Известно, что такая тенденция становится характерной в типологическом плане для отечественной литературы анализируемого периода. Можно назвать в качестве примера произведения осетинского автора С. Джанаева «Хадзымат» (1959), украинского художника слова А. Головко «Артем Гармаш» (1951-1871), казахского писателя Х. Есенджанова «Яик - светлая река». Осмыслить заново эволюцию народного сознания, поднять на новую ступень художественного показа тему исторического перелома - так была обозначена в этом случае общая задача. Обращение к возможностям романа-судьбы, попытки показать характер исторически достоверной, в то же время незаурядной личности должен был по замыслу оживить действие, придать ему достоверность и в то же время усилить художественную силу образной картины. С этим связано то, что событие Д. Костанов не игнорируется, он зачастую использует комментарий, расставляет мотивированные в социальном плане характеры. Но автор в то же время автор обращается к внутреннему монологу персонажа, для создания более достоверного образа применяет форму несобственно-прямой речи. Использование структурно-стилевых возможностей разных модификаций эпического повествования ведет Д. Костанова к формированию синтезированного

произведения формы исторической эпопеи и романа-биографии.

Структурно-стилевые и жанровые искания А. Евтыха и И. Машба-ша связаны также с попытками усиления проблемности и эволюцией концепции личности. Обратившись к теме перерождения сознания личности, оба автора сосредоточивают внимание на другой модели романа. В ее основе мотив трудного пути героя противоречивого и сложного, идущего к правде века через немалые страдания и большие потери. В эпических повествованиях И. Машбаша «Тропы из ночи» и А. Евтыха «Глоток родниковой воды» уделяется немало места персонажу, который перестраивается и вместе с массой сравнительно быстро становится на праведный путь. Но жанровые особенности и стиль определяются интересом к другому, новому герою. Его образ вытекает из характера культурно-исторических перемен перестроечного времени, обусловленных попытками отказаться от догматизированного представления о мире и человеческой природе. Интерес к феномену отдельной личности, связанной с природой и обществом разными узами, убежденность в самоценном значении отдельного человека обостряют внимание к психологии персонажа.

Показательно, что усиление художественной концепции личности, на которую ориентируются художники слова 60 - 90-х гг., оказывается связанной с опытом русской классической и мировой литературы. Задачей становится, как говорит А. Бочаров, изображать человека «в цельности -в его физическом и духовном, в его моральном и бессознательном, социальном и психологическом, воспитанном и унаследованном» [2: 11-19]. С этим органически связана идея сложной сущности истины и амбивалентности человеческой природы, которая с еще большей наглядностью проявляется в романах А. Евтыха «Баржа» (1983), «Бычья

кровь» (1993), появившихся в печати чуть позже.

Социальные катаклизмы начала века, изменившие облик страны, осмысливаются в этих произведениях широко, в контексте таких мотивов и мифологем, как человек и его природа, человек и история, человек и его нравственный выбор. Их новое осмысление приводит автора к основательным выводам: к сомнению в правдивости историзма мышления, в свое время определившего оптимистическое восприятие общественной реальности, и чувством происходящего как хаоса, что вызывает ощущение драматической сущности событий, определивших сознание человека ХХ века. Мотив бренности жизни в то же время не настраивает героя на равнодушный лад. Человек в пору исторических потрясений должен выстоять и идти дальше по пути поисков настоящих ценностей. Такова диалектика авторской мысли, таково трудное и выстраданное десятилетиями решение художественной идеи произведений писателя. Анализ, таким образом, показывает: в ревизии устоявшихся ценностей традиционной отечественной культуры прошлых десятилетий и связанную с ней концепцию личности писатель в последних произведениях идет еще дальше, что значительно меняет стиль и жанровые признаки произведений.

Художественные особенности романа «Тропы из ночи» И. Машбаша, для которого становится характерным «повышенный интерес к истории» [3: 110], также определяются новой интерпретацией концепции личности. Его герой, Джамболат, представляющий народ и отражающий, по замыслу, трудную дорогу к национальному возрождению в условиях революционных перемен, оказывается зараженным пороками частнособственнических представлений. Путь перевоспитания личности оказывается и здесь непростым -герой колеблется, порой ошибается, оказывается на распутье и только

через трудные искания становится на праведный путь. Автор, таким образом, отказывается от внешне правдоподобной, но на самом деле ложной картины эволюции человеческого характера. Именно такой персонаж определяет сюжетно-ком-позиционный строй произведения. Автор намерено отказывается от простого копирования конфликта традиционного повествования, характерного для эпического повествования, когда противопоставляются группы персонажей, символизирующих столкновение разных социальных сил. Конфликт переносится И. Машбашем, как и в романе А. Евты-ха, во внутренний мир думающего персонажа, что определяет коллизии и формирует сюжетно-компози-ционный строй социально-психологического романа акцентированных характеров. Авторы не стремятся к полноте эпического повествования. События представлены, они играют определенную роль в формировании сложных по содержанию персонажей. Но главное, оказывается, не событие, а то, как оно воспринимается и как оценивается разными героями. Жизнь и история, таким образом, предстают «через сложнейшую диалектику внутренней жизни героев» [4: 239].

Следует подчеркнуть еще одно направление поисков прозы адыгских литератур, которое также оказалось связанным с эволюцией жанра романа. Это тенденция преодоления упрощенного изображения реальности путем лиризации художественного текста. Личностное начало, к примеру, значительно усилило содержание романа Х. Гашокова «Отец и сын», что способствовало формированию небольшого, но насыщенного аналитическим элементом лиро-эпического повествования.

Заключение.

Анализ показывает, что на новом, «современном этапе» развития заметно углубление проблемно-тематического содержания прозы адыгских литератур, что отражает

общие в типологическом плане особенности отечественной литературы 60 - 90-х гг. ХХ века. Идея обретения личностью гармонии в революционной борьбе, унаследованная от интеллектуальной мысли первых десятилетий ХХ века, все еще оказывает влияние на творчество. Но она со временем видоизменяется. Кризис наивного историзма определяет драматическое восприятие происходящего в мире и порождает потребность в переосмыслении концепции мир и личность. Социальный человек остается в центре внимания. Но писатель все больше обращается к характеру онтологическому. Перемены значительно усиливают философскую основу произведения и оказывают существенное влияние на эволюцию жанровых форм романа. Проявляется это в трансформации панорамной модели историко-революционной эпопеи. Об этом свидетельствует усиление аналитической линии и лирического начала в произведениях А. Шомахова, А. Кешокова, А. Шортанова, Х. Гашо-кова, Д. Костанова и др. Сказанное приводит к расширению диапазона исторического и историко-революционного эпоса. Стремление уйти от описательности и односторонней событийности определяет в то же время искания, связанные с обострением проблемности и перенесением конфликта во внутренний мир сложного и противоречивого персонажа. На такой основе формируются новые для национальных литератур синтезированные и мобильные жанровые образования - социально-психологический роман, социально-философский роман, роман о связи времен и т.д.

Выводы.

Процесс развития жанровых форм романа 60 - 90-х гг. свидетельствует об отражении в адыгских новописьменных литературах основных тенденций развития отечественной и, далее, мировой литературы ХХ века. Литература нового времени все еще испытывает влияние политического давления, что определило в свое время приоритет поэтики простого жизнеподобия в показе революционных перемен в обществе. Кризис гуманизма и традиционного реализма, вызвавшие новое представление о мироздании и природе человека, а также опыт развития литературы предшествующих столетий, определили характер художественного сознания века. Эстетическая революция отразилась ярко в развитых литературах, к примеру, в русской, но ее признаки прослеживаются и в новописьменных культурах, что свидетельствует о типологическом характере произошедших перемен. Определяющее в этом случае - это движение от упрощенной детерминистской концепции, социальной личности к широким, универсальным проблемам, человеку онтологическому, герою, не лишенному национального начала, но и тесно связанному с природой и вечностью. Приобщение к философской мысли, к творческим поискам искусства ХХ века, а также использование поэтики народного творчества, национальной мифологии способствовали формированию нового художественного сознания. Этим определяется появление новой стилистики, новой поэтики, новых жанровых форм романа, что отразилось в творчестве А. Евтыха, И. Машбаша, Н. Куека, А. Кешокова и др.

Примечания:

1. Золотусский И. Крушение абстракций // Новый мир. - 1989. № 1.

2. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.1977.

3. Жажиева Р. С., Делок Р. А. Исхак Машбаш: литературный взгляд в историческое прошлое // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». Майкоп,2014. Вып. 4 (149). С. 108-112.

4. Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. 280 с.

References:

1. Zolotussky I. The collapse of abstractions // New World. 1989. No. 1.

2. Bocharov A. Demanding love. The concept of personality in modern Soviet prose. M. 1977.

3. Zhazhieva R.S., Delok R.A. Iskhak Mashbash: a literary look into the historical past // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2014. Iss. 4 (149). P. 108-112.

4. Tkhagazitov Yu. Evolution of the artistic consciousness of the Circassians. Nalchik, 1996. 280 p.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.10.2021; одобрена после рецензирования 16.11.2021; принята к публикации 20.12.2021.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 05.10.2021; approved after reviewing 16.11.2021; accepted for publication 20.12.2021.

© У.М. Панеш, Ю.А. Ашинова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.