Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА'

УСИЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита / права и свободы / усиление / гарантия / человек / общество / государство / референдум / национальные институты. / protection / rights and freedoms / strengthening / guarantee / person / society / state / referendum / national institutions.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Рузметов Х.

В статье проведен анализ правовых норм Конституции Республики Узбекистан в новой редакции посвященных защите прав и свобод граждан, приведены впервые закрепленные положения, укрепляющие гарантии, раскрыты их суть и значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING GUARANTEES FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE UPDATED CO

The article analyzes the legal norms of the Constitution of the Republic of Uzbekistan in the new edition dedicated to the protection of the rights and freedoms of citizens, provides for the first time enshrined provisions that strengthen guarantees, and reveals their essence and significance.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА»

Рузметов Х., доктор юридических наук

и.о. профессора

Ташкентский государственный юридический университет

УСИЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В статье проведен анализ правовых норм Конституции Республики Узбекистан в новой редакции посвященных защите прав и свобод граждан, приведены впервые закрепленные положения, укрепляющие гарантии, раскрыты их суть и значение.

Ключевые слова: защита, права и свободы, усиление, гарантия, человек, общество, государство, референдум, национальные институты.

Ruzmetov H., doctor of law acting professor Tashkent State Law University

STRENGTHENING GUARANTEES FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE UPDATED CONSTITUTION OF

UZBEKISTAN

Annotation. The article analyzes the legal norms of the Constitution of the Republic of Uzbekistan in the new edition dedicated to the protection of the rights and freedoms of citizens, provides for the first time enshrined provisions that strengthen guarantees, and reveals their essence and significance.

Key words: protection, rights and freedoms, strengthening, guarantee, person, society, state, referendum, national institutions.

В Республике Узбекистан в соответствии с новыми реалиями развития Нового Узбекистана, на основе приоритетов, обозначенных Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым осуществляются широкомасштабные системные и последовательные реформы во всех сферах жизни общества.

При этом, одним из важных условий успеха реализуемых и намеченных на перспективу реформ стало совершенствование конституционно-правовых основ Узбекистана. В результате, конституционная реформа обеспечила создание конституционно-правовых гарантий по обеспечению реализации приоритетных основных принципов общественно-политического и экономического развития Нового Узбекистана.

Так, следует отметить, что в центр конституционных реформ были поставлены интересы человека как главной ценности в обществе.К

достижению этой цели система ценностей трансформирована в новый смысл и содержание, выдвинутая Президентом Республики Узбекистан, в основу которой положен принцип: «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» [1]. Тем самым, приоритет ценностей перераспределен. Так, если ранее провозглашалось, что сначала интересы государства, затем общества и только потом человека, то теперь он пересмотрен на приоритет сначала интересы человека, а затем общества и только потом интересы государства Данные принципы легли в основу Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы [2].

При этом следует отметить, что Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым был выдвинут важный приоритетконституционной реформы Узбекистана, в центре которого - обеспечение чести и достоинства человека, интересов народа. Так, в своем выступлении на встрече с членами Конституционной комиссии Олий Мажлиса 20 июня 2022 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил: «Суть и содержание Конституции должны быть наполнены идеей «Во имя чести и достоинства человека» и базироваться на главном принципе наших нынешних реформ «Человек - общество - государство», которые призваны стать основополагающей ценностью в нашей повседневной жизни. То есть честь и достоинство человека отныне должны стоять во главе угла преобразований во всех сферах» [3].

Тем самым по итогам конституционой реформы в Конституцию Республики Узбекистан принятой на всеобщем референдуме народа Узбекистана 30 апреля 2023 года внесены изменения и дополнения усиливающие гарантии защиты прав человека во всех сферах жизни [4]. Прежде всего об этом свидетельствует то, что впервые в Конституции, в частности в статье 54, прямо закреплено: "Обеспечение прав и свобод человека — высшая цель государства".

В свою очередь к числу нововведений по усилению гарантий защиты прав человека также относятся нормы касающиеся: норм об обращении граждан в международные органы по защите прав человека; совершенствования конституционных основ повышения эффективности деятельности национальных институтов по правам человека; укрепления роли национальных институтов в мониторинге прав человека; внедрения национального превентивного механизма предупреждения пыток; дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере прав человека.

Так, касательно норм о праве граждан на обращение в международные органы по защите прав человека следует отметить, что в статье 55 Конституции предусмотрены новые части (первая, третья, четвертая и пятая).

Здесь важно отметить, что государством гарантируется возможность каждого обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это такие международные организации как Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека ООН, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет против пыток.

К нововведениям в Конституцию по повышению эффективности деятельности национальных институтов по правам человека следует отнести гарантии, расширяющие и укрепляющие систему внесудебной защиты прав человека. Так, в статье 56 Конституции впервые получили закрепление положения о том, что национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека. Государство создает условия для организации деятельности национальных институтов по правам человека.

К национальным институтам по правам человека в Узбекистане являются Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман).

Касательно вопроса укрепления роли национальных институтов в мониторинге прав человека, то впервые на конституционном уровне заложены правовые гарантии по реализации данного мониторинга через осуществление общественного контроля негосударственными независимыми институтами гражданского общества за соблюдением прав человека во всех областях общественной и государственной жизни. В частности, в статье 36 Конституции закрепляется, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также общественного контроля над деятельностью государственных органов.

При этом, прежде всего следует отметить, что впервые получило свое закрепление на конституционном уровне статус самих институтов гражданского общества. Так, в статье 69 Конституции закрепляется, что институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества. Одновременно определяется роль и значение

данных институтов в реализации мониторинга прав человека через право на осуществление ими общественного контроля.

В частности, осуществление мониторинга через проведение общественного контроля получило свое выражение в таких положениях Конституции как: государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду (статья 49); граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан, при котором порядок и формы участия граждан и институтов гражданского общества в бюджетном процессе должны устанавливаться законом (статья 148).

Здесь следует отдельно остановиться на роли и значении общественного контроля над государственным бюджетом в интересах обеспечения прав и свобод человека, ибо финансирование жизни человека - это одна из важнейших гарантий его полноценной жизни.

Следует особо отметить, что бюджетные средства занимают особое место в обеспечении интересов человека (решение вопросов трудовой занятости, здравоохранения, транспорта, связи, дорог, развитие культуры, спорта и т.п.). Однако полноценное, эффективное, своевременное и качественное достижение этих целей возможно путем вовлечения в процесс распределения и целевого использования государственных бюджетных средств самих граждан и их негосударственных объединений. Такое вовлечение возможно при обеспечении осведомленности граждан и населения, который затем может включиться в общественный контроль за бюджетным процессом.

Наряду с этим, обеспечение гласности и прозрачности процесса формирования и исполнения Государственного бюджета основывается на следующих принципах: открытость и прозрачность процедур рассмотрения и принятия Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов для общества и средств массовой информации, а также возможность активного участия граждан в бюджетном процессе; публикация (опубликование) сведений об утвержденных Государственном бюджете и бюджетах государственных целевых фондов в средствах массовой информации и на официальном сайте Министерства финансов Республики Узбекистан;

При этом в соответствии с принципом прозрачности предусматривается создание надлежащих условий для получения гражданами информации о выборе, сделанном депутатами от их имени, из средств массовой информации. при утверждении бюджета

Это означает, что в условиях гласности и прозрачности население информируется о процессах формирования и исполнения государственного

бюджета, и доносит свои интересы до избранных ими депутатов, а депутаты, со своей стороны, как в Олий Мажлисе, так и в местных Кенгашах народных депутатов утверждают республиканский и местные бюджеты, они будут располагать информацией для более полного учета интересов населения.

Уровень прозрачности сферы государственного бюджета способствует формированию чувства доверительности у граждан к финансовой политике в стране. Прозрачность в сфере государственного бюджета служит макроэкономической стабильности, снижает коррупцию, обеспечивает контроль за расходами бюджета, подотчетность правительства, повышает привлекательность страны для инвесторов.

Формирование и исполнение государственного бюджета на основе открытости и прозрачности служит снижению коррупционных факторов в этом направлении, выводу на новый уровень вовлеченности широкой общественности в бюджетные процессы, включению в индекс открытости бюджета Узбекистана (Обзор открытости бюджета).

В результате средства государственного бюджета будут распределяться еще более справедливо и использоваться эффективно и по целевому назначению исходя из потребностей граждан, населения в махаллях и всего народа.

Наряду с этим в Конституции усилены гарантии по внедрению национального превентивного механизма предупреждения пыток. В статье 26 Конституции закрепляется, что честь и достоинство человека неприкосновенны. Ничто не может быть основанием для их умаления. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским и научным опытам без его согласия.

Важно отметить, что в этом вопросе впервые на конституционном уровне закреплены правовые гарантии организации и деятельности института адвокатуры. Так Конституция дополнена новой главой 24 называемой «Адвокатура». В ней закрепляется, что для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам действует адвокатура. Деятельность адвокатуры основывается на принципах законности, независимости и самоуправления. Вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей не допускается. Адвокату обеспечиваются условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи, консультации со своим подзащитным. Адвокат, его честь, достоинство и профессиональная деятельность находятся под защитой государства и охраняются законом.

На основе данной нормы Конституции ведется работа над дальнейшим совершенствованием законодательства, в частности, Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре» от 27 декабря 1996 года [5], а

также Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» от 25 декабря 1998 года [6].

Еще одним важной особенностью нововведений в Конституцию стали нормы, гарантирующие дальнейшее развитие международного сотрудничества Узбекистана в сфере прав человека. Основа данной гарантии заложена в статье 19 Конституции, где закрепляется, что в Республике Узбекистан признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права.

Среди организационных мер следует отметить об усилении полномочий Парламента (Олий Мажлиса) Узбекистана в данном направлении. Так, к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан отнесены: по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях; заслушивание отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности.

К созданию конституционных гарантий по развитию международного сотрудничества Узбекистана в сфере прав человека следует также отнести усиление роли в этом вопросе Конституционного суда Республики Узбекистан (статья 133 Конституции). Так, наделение Конституционного суда полномочием по определению соответствия Конституции Республики Узбекистан международных договоров Республики Узбекистан - до подписания Президентом Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан об их ратификации служит еще одной важной гарантией обеспечения международного сотрудничества в соответствии с конституционными принципами в данной области.

Таким образом, получившие свое дальнейшее развитие гарантии защиты прав и свобод человека в обновленной Конституции заложили прочные правовые основы по дальнейшему совершенствованию всей правовой базы страны, что несомненно послужит формированию комплексного механизма по надежной защите прав и свобод человека в нашей стране.

Использованные источники:

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 7 декабря 2017 года на торжественном собрании, посвященное 25-летию принятия Конституции Республики Узбекистан //

https://uzreport.news/politics/shavkat-mirziyoev-ne-narod-doljen-slujit-gosudarstvenшm-organam-a-gosudarstvenшe-orgaш-

2. Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы. Приложение №1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № уп-60 // https://lex.uz/ru/docs/5841077

3. Мирзиёев Ш.М. Президент: Наша главная цель - обеспечить стабильность в обществе и непрерывное развитие страны. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 20 июня 2022 года на встрече с членами Конституционной комиссии // https://president.uz/ru/lists/view/5272

4. Конституция Республики Узбекистан в новой редакции от 30 апреля 2023 года // https://lex.uz/docs/6445147

5. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» от 27 декабря 1996 года. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 2, ст. 48 // https://lex.uz/acts/58372.

6. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» от 25 декабря 1998 года. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 12 // https://lex.uz/docs/1321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.