Научная статья на тему 'Усердие Исмаила Гаспринского для проведения Всеобщей Исламской конференции в начале двадцатого века и речь, произнесенная им в Каире'

Усердие Исмаила Гаспринского для проведения Всеобщей Исламской конференции в начале двадцатого века и речь, произнесенная им в Каире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.ГАСПРИНСКИЙ / ВСЕОБЩАЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ВСЕМИРНЫЙ ИСЛАМСКИЙ КОНГРЕСС / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСЛАМСКИЙ МИР / МУСУЛЬМАНЕ РОССИИ / КАИР / I. GASPRINSKY / UNIVERSAL ISLAMIC CONFERENCE / WORLD ISLAMIC CONGRESS / GENERAL EDUCATION / ISLAMIC WORLD / MUSLIMS OF RUSSIA / CAIRO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аль Касем Амин

Статья рассказывает о больших стараниях, которые приложил великий исламский мыслитель и реформатор Исмаил Гаспринский для проведения Всеобщей Исламской конференции в Каире, и о разнице между его призывом и призывами других предшествовавших ему реформаторов. Также статья описывает высокую оценку данных стараний со стороны ученых и мыслителей исламского мира. В этой статье мы впервые представим русскоязычному читателю полный перевод обращения И. Гаспринского, которое было озвучено им в ноябре 1907 года в Каире. В этом обращении он затронул такие темы, как: положение мусульман в России, вопрос общего образования и потребность во Всеобщей Исламской конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efforts of Ismail Gasprinsky for holding of the Universal Islamic Conference in the early twentieth century and the speech he made in Cairo

The article tells us of enormous efforts that the great Islamic thinker and reformer Ismail Gasprinsky put in to hold the Universal Islamic Conference in Cairo and the difference between his appeal, and the calls of other reformers who preceded him. The article also highlights the high assessment of these efforts by scholars and thinkers of the Islamic world. In this article, for the first time, we will present a complete translation of the appeal of I. Gasprinsky to the Russian-speaking reader, which was voiced by him in November 1907 in Cairo. In this address, he touched on such topics as: the situation of Muslims in Russia, the issue of general education, and the need for a Universal Islamic Conference.

Текст научной работы на тему «Усердие Исмаила Гаспринского для проведения Всеобщей Исламской конференции в начале двадцатого века и речь, произнесенная им в Каире»

УДК 050+811.411.21.

Усердие Исмаила Гаспринского для проведения

Всеобщей Исламской конференции в начале

двадцатого века и речь, произнесенная им в Каире

Амин Аль Касем

Аннотация. Статья рассказывает о больших стараниях, которые приложил великий исламский мыслитель и реформатор Исмаил Гас-принский для проведения Всеобщей Исламской конференции в Каире, и о разнице между его призывом и призывами других предшествовавших ему реформаторов. Также статья описывает высокую оценку данных стараний со стороны ученых и мыслителей исламского мира. В этой статье мы впервые представим русскоязычному читателю полный перевод обращения И. Гаспринского, которое было озвучено им в ноябре 1907 года в Каире. В этом обращении он затронул такие темы, как: положение мусульман в России, вопрос общего образования и потребность во Всеобщей Исламской конференции.

Ключевые слова: Гаспринский И., Всеобщая Исламская конференция / Всемирный исламский конгресс, общее образование, исламский мир, мусульмане России, Каир.

Идея о проведении всемирных исламских конференций среди мусульманских мыслителей и реформаторов зародилась в начале девятнадцатого века по причине ослабления цивилизационной роли мусульман, а также по причине слабости исламского халифата в Стамбуле, а затем и его распада. Всё это побудило к изобретению средства, при помощи которого можно было бы обсудить всевозможные проблемы мусульман и найти решения для улучшения их положения и повышения их статуса среди остальных наций (общин).

13 мая 1926 г. в Каире была проведена исламская конференция под предводительством главы университета аль-Азхар Мухаммада Абу аль-Фадля. На этой конференции присутствовали делегации из 23 стран.

В приветственных словах главы аль-Азхара о причинах проведения этой конференции было сказано: «Распад халифата, как вам известно, произвел сильное впечатление на мусульманские народы, и их голоса, исходящие из отдаленных уголков и с разных сторон, перекликнулись, ища пути достижения здравого решения и требуя проведения всеобщей исламской конференции, которая рассмотрела бы сложившуюся ситуацию со стороны религии. Ученые рассмотрели эту ситуацию своим ис-

кренним, желающим довольства Всевышнего Аллаха взглядом и собрали историческое собрание, приняв на нём решение, как вам известно, о проведении конференции, выполняя тем самым свою религиозную обязанность» [9, с. 210-211]. По этой причине эта конференция стала называться как «Конференция халифата».

Через несколько дней, а именно 7 июня 1926 г., за этой конференцией последовало и первое заседание конференции, названной «Всемирной исламской конференцией» и происходившей в Священной Мекке по приглашению короля Саудовской Аравии Абдуль Азиза Аль-Сауда. По завершении этой конференции была сформирована Всемирная исламская организация, состоящая из примерно пятнадцати делегаций, представляющих, на то время, около десяти стран. Эта конференция искала пути решения проблем мусульман всего мира, а также и пути объединения всех мусульман.

В 1929 г. в Калькутте в Индии также была проведена конференция под названием «Всеобщая индийская конференция о халифате» под предводительством шейха Мухаммада Али [8, с. 14].

В Иерусалиме также была проведена конференция в 1931 г. по приглашению муфтия Палестины аль-Хаджа Амина аль-Хусейни (18951974). Целями этой конференции было возбуждение интереса общественного мнения к Палестинской проблеме; формирование сильного исламского фронта для противостояния всемирному сионизму и присоединению к нему Запада; рассмотрение вопроса о распространении способов взаимопомощи среди исламских стран. Эта конференция собрала мыслителей, лидеров и религиозных ученых из числа мусульман из разных стран.

Призывы к проведению всеобщих исламских конференций

До проведения этих четырех конференций появились призывы к проведению всеобщих исламских конференций, исходящие от некоторых мыслителей и реформаторов: Джамалюддина аль-Афгани (1838-1897) и шейха Мухаммада Абду (1849-1905), призывающие к проведению Всеобщей Исламской конференции в своих статьях в газете «Аль-Урватуль Вускъа» (Надежная рукоять); Мухаммад Рашид Рида (1865-1935) в своей газете «Аль-Манар» (Маяк); мыслитель Абдуррахман аль-Кяуакиби (1855-1902) в книге «Уммуль Къура» (Мать городов) [2] и Мухаммад Тауфик аль-Бакри ас-Сыддикъи (1870-1932) в книге «Аль-Мустакъбаль лиль Ислям» (Будущее принадлежит Исламу) [11].

Среди плеяды мыслителей и реформаторов, выступивших с идеей всемирной исламской конференции, был Исмаил Гаспринский (18511914). И. Гаспринский родился и вырос на Крымском полуострове, учился в России, Франции и Турции, в 1879-1884 гг. в должности городского

головы возглавлял органы местного самоуправления города Бахчисарая, после чего полностью посвятил себя написанию книг, статей и созданию газет и журналов.

В 1883 г. он основал типографию и выпустил большое количество учебных пособий и книг, рассказов, газет и журналов, самой известной из которых была газета «Терджиман1 ахвали аз-Заман» (Выразитель временных событий) (1883-1918), издаваемая в городе Бахчисарае в Крыму на двух языках - крымскотатарском и русском. Эта газета получила широкое распространение по всей России, восточному Туркестану, северу Ирана, Турции и Индии.

Исмаил-бей призывал к реформам и улучшению положения мусульман как в общем, так и в частности в системе их воспитания и обучения. Он, по мнению историков и мыслителей, считается одним из выдающихся людей исламского возрождения в России конца XIX и начала ХХ века. И. Гаспринский выделялся умеренными взглядами среди тюркских мусульманских народов, проживающих в царской России.

В 1907 году он посетил Каир и пробыл там шесть месяцев. Здесь он встретился со многими мыслителями, писателями и политическими деятелями и издал газету «ан-Нахда» (Возрождение),2 а также призвал к проведению Всеобщей Исламской конференции в Каире, на которой планировалось изучить состояние мусульманской уммы и причины ее отставания от современного прогресса, переживаемого большинством обществ как на Западе, так и на Востоке. В ноябре 1907 года И. Гаспринский даже издал ознакомительную статью об идее проведения подобной конференции [16].

Его призыв нашел широкий отклик среди литераторов, мыслителей, журналистов и политических деятелей Египта, во главе с шейхом университета аль-Азхар - Салимом аль-Бишри аль-Малики (1832-1916). Газета, издаваемая университетом, опубликовала обращение И. Гасприн-ского, которое он озвучил в ноябре (25 Рамадана) 1907 года в отеле «Континенталь» в Каире в среде собравшихся трех сотен слушателей, среди которых была общественность, а также знатные и уважаемые религиозные, общественно-политические, и культурные деятели Египта. [3, с. 304-315]. Это обращение, сказанное им на турецком языке и переведённое на арабский шейхом Абдуль Ваххабом ан-Наджаром (1862-1941), считается историческим документом, отображающим положение мусульман России и всего исламского мира в начале двадцатого века [15, с. 658].

В предисловии своей длинной речи И. Гаспринский затронул положение мусульман России, рассказав об их численности, количестве мечетей и школ в различных областях царской России. Также он разъяснил

1 В русском варианте газеты она называлась «Переводчик».

2 Газета издавалась на арабском языке, и было издано лишь три номера.

положение мусульман в социальной, экономической, научной, образовательной и политической сферах.

В своем обращении И. Гаспринский говорит: «На протяжении четверти века среди мусульман России заметно распространилась идея о модернизации и улучшении культуры. Плодами этой идеи является то, что они в последнее время реформируют свои начальные школы и учебные заведения, распространяют полезные издания о современных науках и тюркской литературе, и начинают создавать учебные заведения по современному образцу, и отправляют своих учеников в российские школы и школы Астаны3 и Египта, чтобы повысить уровень современных наук, а также уровень арабского языка и религиозных наук» [15, с. 661].

Также в своем обращении он уделил внимание вопросу о всеобщем образовании, призвав исламскую общину обратить внимание на свою историю в вопросах проявления внимания образованию и основания учебных заведений для соответствующего возрождения, возвышения и улучшения культуры.

В этой части он сказал: «Если большинство наций этого мира пожелают войти в дела культуры и прогресса, то им достаточно лишь смотреть в свое будущее. Мусульманская же община в противоположность этому должна смотреть также и на свое прошлое, а другие же общины испокон своих веков не имеют ничего, что требует обратить на себя внимание. Все же предшествующие года исламской общины представляют собой лучшие примеры назидания, прогресса и успеха» [15, с. 666].

В последней же третьей части И. Гаспринский говорил о «нужде во всеобщей исламской конференции», сказав в конце своего обращения: «...моей единственной целью проведения этой конференции является исследование причин падения исламской общины и открытия путей для достижения успехов в экономических и общественных вопросах, а также выбор правильных путей, которые приведут нас к получению нашей доли в современной западной цивилизации» [15, с. 666].

В заключительной части своего обращения И. Гаспринский говорил: «Позвольте мне, о господа, <...> предложить вам проведение Всеобщей Исламской конференции, ни в коем случае не связанной с политическими вопросами <...>, и я считаю, что конференция должна быть проведена на праздник разговения (Ораза байрам) в следующем году или же после него» [15, с. 672].

Это обращение вызвало восхищение и овации со стороны присутствующих. И по окончании заседания была сформирована так называемая «Подготовительная комиссия для проведения Всеобщей Исламской конференции».

Призыв И. Гаспринского нашел отклик среди мыслителей в Египте. Шейх Али Юсуф (1863-1913) - владелец газеты «аль-Муайад», поддер-

3 Стамбул.

жавшей издание полного обращения и его комментария в отдельной брошюре. Также и шейх Мухаммад Рашид Рида опубликовал речь И. Гаспринского на обложке своего журнала «аль-Манар», написав после этой речи в том же номере еще пару статей, в которых он обсуждал проведение такой конференции с позитивной и отрицательной стороны. Потом он также вернулся к этой теме и говорил о конференции еще и в другом номере журнала. Мухаммад Рашид Рида, да смилостивится над ним Аллах, критиковал проект за невключение в план этой конференции политических вопросов, потому как в таком случае все организаторы должны относиться к числу людей, не занимающихся политикой, чтобы не вызвать подозрений со стороны правительств. Также шейх Рида требовал, чтобы основным правилом для религиозных реформ в этой конференции было соблюдение того, на чем бы единогласно сошлись все мусульмане.

Газета «аль-Мукаттам» также обсуждала проект конференции и призывала к превращению ее в конференцию всех восточных народов, а не только лишь мусульман. Некоторые издательства высоко оценили идею Исмаил-бея о проведении конференции в Каире, а не в Астане (Стамбуле). Также вести о подготовке к конференции опубликовала и египетская газета «Аль-Лиуа» [12].

Газета «Аль-Муктабас», издаваемая в Дамаске, передала некоторые известия о визите Исмаил-бей Гаспринского в Каир [13, с. 98].

Газета Исмаил-бея «ан-Нахда», издаваемая в Каире, взяла на себя миссию разъяснения целей конференции, как и газета «Терджиман», издаваемая в Бахчисарае.4

Известный венгерский востоковед Арминий Вамбери (1832-1913) узнал о предложении Гаспринского касательно проведения Всеобщей Исламской конференции и, в свою очередь, сообщил об этом в английскую газету «Times», отправив в ее издательство письмо [4, с. 1]. В газете «Терджиман» была размещена информация об идее проведения конференции в Египте и о том, что после издания этой новости газетой «Times» увеличился интерес к подробностям конференции [16, с. 1].

В номере газеты «Терджиман» от 18 марта 1908 года было упомянуто о неофициальной встрече, состоявшейся между хедивом5 Египта Аб-басом Хильми Пашой и Исмаилом Гаспринским, продлившейся один час. Согласно газете, встреча состоялась 26 февраля этого же года [17, с. 1]. На встрече обсуждались общеисламские проблемы и вопрос проведения Всеобщей Исламской конференции.

Во втором номере газеты «ан-Нахда», изданном 6 марта 1908 года, Исмаил-бей Гаспринский писал: «Известие о Всеобщей Исламской кон-

4 Смотри выпуски газеты, изданные в марте

5 Титул правителей Египта того времени. 200

— апреле 1908 года.

ференции распространилось от Явы до далекого Марокко, и от холодной Сибири до жаркого Судана» [4, с. 1].

Газета «Терджиман» разместила на своих страницах текст приглашения к участию во Всеобщей Исламской конференции, подписанный бывшим главой аль-Азхара шейхом Салим аль-Бишрий. В приглашении упоминалось о том, что желающие участвовать в конференции должны отправить свои личные данные, на основании которых им будет отправлено специальное приглашение [5, с. 1].

Энтузиазм, звучавший в словах Гаспринского, вдохновил одного из известных египетских поэтов и писателей Мустафу Лутфи аль-Манфалути (1876-1924) на написание в своей книге «ан-Назарат» целой главы под названием «Исламская конференция». В этой главе он называл И. Гаспринского не иначе как «известный исламский реформатор» и «великий человек». В начале этой главы Мустафа Лутфи писал:

«Меня обрадовал облик этого великого человека и благородного призывающего6, приехавшего в Египет, пересекая разные страны и обширные земли. Его вела надежда, и двигало им устремление. А внутри него большой энтузиазм, великая душа и живое сердце. Душа его среди других душ подобна орлу среди птиц7. Она парит в небе Ислама, как будто пытаясь покрыть его своими крыльями.

Меня обрадовал его облик, когда он стоял среди мусульман, пытаясь исцелить их раскол, сплотить их, собрать их слово воедино и объединить их сердца. Он призывал к Всевышнему Аллаху призывом первого пророчества» [1, с. 314-315].

14 ноября 1907 года в доме египетского писателя Мухаммада Тау-фика аль-Бакри собралось около шестидесяти ученых и мыслителей. Они установили три принципа конференции:

1) Изучение причин, которые привели к отсталости мусульман.

2) В вопросах, касающихся религии, опираться только на Коран и

8

сунну .

3) Отстраниться от всех политических вопросов.

В конце собрания господин аль-Бакри был избран ответственным за конференцию [14, с. 7].

Однако, конференции так и не суждено было осуществиться, несмотря на то что учредительная комиссия конференции провела свое заседание 26 февраля 1908 года в доме Хусейна Васыф Паши 9 при присут-

6 Имеется в виду призыв ко Всеобщей Исламской конференции.

7 Образное выражение, обозначающее величие.

8 Слова, дела и молчаливое одобрение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

9 Родной брат египетского лидера Мустафы Кямиль Паши. Хусейн Васыф Паша дважды занимал должность министра труда: первый раз в 1922 году и второй в 1929— 1930 гг.

ствии самого И. Гаспринского. Комиссия подготовила правила и отправила их вместе со всеобщим приглашением, написанным на арабском, турецком и персидском языках, в газеты Египта и других исламских стран.10

Было принято решение провести еще одно собрание 2 марта того же года [17, с. 1]. Организационный комитет начал собирать необходимые для конференции деньги [6, с. 2].

Согласно турецким газетам и журналу «аль-Манар» идея проведения конференции не нашла поддержки со стороны правителя Османской империи и египетских властей.11. Вследствие чего И. Гаспринский вернулся на родину, а другие потенциальные участники разошлись и занялись своими делами. Таким образом, идея конференции потерпела крах.

Мы видим, что, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся И. Гаспринский при подготовке к проведению конференции, эта мысль не покидала его. О чём мы можем узнать из его статей, опубликованных в газете «Терджиман».

В 1910 году он написал опровержение одной из турецких газет, которая писала, что переворот в Османской империи в июле 1908 года отстрочил проведение конференции и что И. Гаспринский прибыл в 1909 году в Истамбул, стараясь оживить идею о проведении конференции, а также для переноса места проведения конференции из Каира в Стамбул, но он, основываясь на советах некоторых организаций, оставил эту идею и вернулся в Крым [7, с. 1].

И. Гаспринский в своем опровержении писал, что первоочередным местом проведения конференции должен быть Каир, а проведение последующих может быть и в других городах, и что проведение конференций в других городах также несёт в себе пользу.

Также он опровергал заявления газеты «Россия», издаваемой в Петербурге, о том, что конференция преследует политические цели [7, с. 1].

И. Гаспринский считается одним из величайших мыслителей тюр-коязычных мусульманских народов и лидером движения исламского реформизма среди мусульман России. Мыслители того времени называли его не иначе как «мусульманский обновитель России» и «духовный отец тюркской общины».

Ниже приводится перевод опубликованного в журнале «аль-Манар» обращения И. Гаспринского, озвученного им в ноябре 1907 года в отеле «Континенталь».

10 Архив журнала «аль-Манар» за 1908 год.

11 Это вывод, к которому я пришел после изучения положения Египта в этот исторический период, а также после прочтения мемуаров хедива Аббаса Хильми Паши, в которых он ни словом не упомянул об идее проведения данной конференции.

202

Перевод по изданию:

«Хутбату Исмаил-бек Гаспринский»

[Обращение Исмаил бей Гаспринского.

Журнал аль-Манар. 1907. Т. Х, Ч. IX. С. 658-673]

Положение мусульман в России

В прошлые времена у мусульман России существовало два больших государства: одно из них - Золотая Орда со столицей в городе Старый Сарай недалеко от Каспийского моря, а второе - Империя Тимуридов. Когда же эти государства распались, на их месте образовались многочисленные маленькие ханства: Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и Кавказские ханства. В Средней Азии образовались Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства и множество других маленьких, если можно так сказать, республик на границе Северного Иранского государства.

Потом же время сыграло свою роль и для Бухарского и Хивинского ханства - пришло время войти в состав царской России и попасть под ее защиту. Оставшиеся же ханства были полностью захвачены и стали, на данный момент, полностью русскими провинциями.

Первыми пали Сибирское и Казанское ханства. Туркменские же страны России удалось подчинить только в последнее время.

Большинство мусульман России проживают в Азии и на Кавказе. Также большая часть из них населяет внутренние и восточные провинции европейской части России, и небольшое количество - полуостров Крым. Также некоторое количество проживает на Восточном Кавказе и в Дагестане. В Туркестане же их проживает девяносто процентов от общего числа проживающих там народов. В Сибири же они представляют меньшинство.

Проживающие в восточно-европейских частях России смешиваются с русскими и со всеми другими народностями. Большинство из них находится в Уфе, представляя семьдесят процентов ее населения.

Их общее число, по последним подсчетам, проведенным в 1897 году, приближается к семнадцати миллионам человек. Если же прибавить к ним население Бухары и Хивы, то их число превысит 20 миллионов человек.

Также мы не должны забывать и о десяти миллионах тюрков, проживающих в Китайском Туркестане (уйгуры), которых с мусульманами России объединяет схожесть их языка и обычаев. Тем самым община там насчитывает тридцать миллионов человек.

Из них двадцать девять миллионов являются суннитами, а один миллион - шиитами. Касательно же языка и нации, то все они являются тюркскими народами, за исключением 800 тысяч из числа черкесских племён, населяющих Кавказские горы, но при этом частично владеющих тюркским языком.

Мусульмане России занимаются земледелием, животноводством и торговлей, в соответствии с условиями их проживания. В прошлом же они обладали промышленностью, достойной упоминания, но она постепенно потеряла свои прошлые позиции, вытесняясь современной европейской промышленностью, как это и происходит, в общем, во всех исламских странах. Крымцы же известны своими садами и выращиванием разнообразных прекрасных фруктов.

Народы же Кавказа в основном занимаются выращиванием шелкопрядов, производством ковров и здоровой конкуренцией. В последнее же время среди них получило широкое распространение выращивание хлопка.

Народы Туркестана занимаются выращиванием шелкопрядов, фруктов и хлопка.

Северные части Средней Азии представляют собой пустоши и пустынные земли, где пресная вода является дефицитом, и по ним блуждают кочевые племена, перегоняя своих верховых животных и крупнорогатый скот.

В Европейской части России и на Кавказе существуют четыре мусульманских религиозных центра, три из которых суннитские и один шиитский. Во главе каждого есть муфтий (или шейхуль ислям) и трое судей или членов. Эти центры следят за всеми религиозными делами: брак и развод, наследство, родство, разделение наследства. Также они распространяют среди имамов мечетей журналы, в которые те вносят записи о рождении и смерти, количестве данных разводов, заключенных браках и всё связанное с этим, разделении наследства и завещаний мусульман России в соответствии с Исламским Шариатом, не подвергаясь при этом никакому притеснению со стороны законов России.

В каждом мусульманском селе Европейской части России и в Крыму существует мечеть и начальная школа. А в больших же селах насчитывается по несколько мечетей и начальных школ.

Европейская часть России и Кавказ насчитывают семь тысяч мечетей и восемь тысяч начальных школ, и более ста религиозных школ (медресе). Наиболее заботятся об образовании и школах мусульмане России, проживающие на территории внутренних провинций России. Число обучающихся в начальных школах девочек равняется трети обучающихся в них мальчиков.

Здесь также стоит упомянуть, что некоторое количество девушек-мусульманок обучается в официальных подготовительных школах. Так-

же на сегодняшний день двадцать четыре девушки-мусульманки обучаются на медицинском факультете Петербургского университета. Две же девушки-мусульманки уже закончили обучение на медицинском факультете этого университета и на сегодняшний день уже практикуют врачевание. Поступление же госпожи Разие, одной из этих врачей, осуществилось при содействии Шакир Паши - экс-посла Османской империи в Петербурге.

Сейчас я не владею подробной информацией о положении начальных школ и мусульманских медресе в Азиатской части России, но я знаю, что там насчитывается множество религиозных школ, заполненных ищущими знаний, в таких городах как Бухара, Самарканд, Коканд и других городах Туркестана.

Но, к большому сожалению, я не отметить, что в этих школах отсутствуют проблемы и упущения в образовательных процессах. По этой причине они не приносят той, необходимой в настоящее время, пользы. Объём программ этих школ узок в сравнении с идеями и мыслями преподавателей, проводящих в них обучение и образование. Также у нас на данный момент не существует учебных заведений для подготовки преподавателей и преподавательниц. Но в последнее время появилась идея о создании подобных образовательных учреждений.

На протяжении четверти века среди мусульман России стала популярной идея о модернизации и улучшении культуры, она распространилась настолько, что об этом необходимо упомянуть. Плодами этой идеи является то, что они в последнее время реформируют свои начальные школы и учебные заведения, распространяют полезные издания о современных науках и тюркской литературе, начинают создавать учебные заведения по последнему образцу, отправляют своих учеников в российские школы и школы Астаны (Стамбул) и Египта, чтобы повысить уровень современных и религиозных наук и арабского языка. Количество книг о современных науках и культуре, распространенных среди мусульман России, насчитывает приблизительно около пятисот книг.

Количество исламских типографий, существующих в России следующее: три в Петербурге, три в Казани, две в Тбилиси, две в Баку, одна в Бахчисарае, в Казани также есть три российские типографии с арабскими шрифтами. Таким образом, общее количество равняется тринадцати типографиям. Исламские же периодические издания, распространяемые в российских провинциях, следующие: две газеты в Петербурге, четыре в Казани, по три в Оренбурге и Баку, одна в Ташкенте - столице сегодняшнего Туркестана, одна в Тбилиси и одна в Бахчисарае. Одна из этих газет издается на арабском языке, а остальные на тюркском, из которых одна издается на языке, близком к турецкому языку Османской

империи, а остальные же - на других тюркских языках в зависимости от изменения местности. Надеемся, языки этих газет объединятся или же приблизятся друг к другу наиболее близко в ближайшие или же недалекие времена. Это языковое объединение является целью, к которой стремятся наши реформаторы и просветители. Три газеты представляют собой научные и литературные издательства, а остальные также и политические. По избранному пути тринадцать из газет являются отечественными умеренными, а две стремящимися к «демократическому социализму».

В России двенадцать благотворительных исламских организаций, целью которых является помощь нуждающимся и поддержка бедных и обездоленных. Эти организации имеют законы, ратифицированные правительством. Число реформированных начальных школ превышает тысячу. В них обучают чтению и письму на тюркском языке, Корану, религиозным основам, арифметике, географии, истории Ислама и кое-чему из наук о сохранении здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из религиозных же медресе, подвергшихся реформации, одно находится в Казани, другое в Оренбурге и третье в Уфе. В этих медресе преподают арифметику, естествознание, страноведение и историю, не говоря уже о религиозных науках всех видов и арабском языке.

Среди мусульман России выросли личности, которые жертвовали свое имущество и наиболее дорогое из того, чем они владеют на пути возвышения знаний и поднятия уровня общины и народа. Наиболее достоин упоминания среди них покойный Хаджи Ниметулла Карамышев Сибирский, который потратил огромные средства на пути создания сотен мечетей и начальных школ, и пожертвовал огромную сумму для основания общественной библиотеки, хранящей ценнейшие книги и редчайшие памятки, да осветит Аллах место его пребывания и воздаст ему высоким местом в раю. Также и ныне покойный казанский купец Ахмад аль-Хусейни потратил на основание учебных заведений и повышение образовательного уровня триста тысяч рублей. Его брат Абдульгани аль-Хусейни основал двести начальных школ современного формата, и его высоким энтузиазмом была распространена до самых границ Китая идея о реформировании начальных школ, а также и использовании таких современных методик, как фонетические постепенные методики, распространенные путем создания начальных школ в отдалённых районах так же, как и в центральных районах России, да воздаст им Аллах за нас, за знания и за бедняков, наилучшим воздаянием.

И тем, упоминание имени которого является нашим долгом перед человечеством, является Гаджи Зейналабдин Тагиев Бакинский, потому как служба этого щедрого мецената на пути распространения науки и счастья бедняков является наиболее щедрой и значимой.

Этот человек основал в Дагестане сто мечетей и сто школ. Также на окраине Баку он создал эталонное хозяйство. Для защиты гражданских прав он основал множество русскоязычных и тюркоязычных газет.

Он также потратил миллионы рублей для обучения многих людей в университетах России и Европы. Большинство докторов, юристов и инженеров из числа мусульман, которыми мы гордимся, являются результатами энтузиазма этого щедрого человека. Этот великий человек также и не забывал о мусульманках, основав в Баку большую женскую гимна-зию12, пожертвовав только на ее строительство двадцать тысяч гиней. Он ежегодно жертвует на содержание этой гимназии тридцать тысяч гиней, и не далёк тот день, когда эта гимназия станет центральной женской гимназией.

Этот человек не ограничивался помощью только для тех, кто проживает в России, а распространял свою помощь также и в Иране. За счёт этого щедрого человека там было издано множество книг. Его помощь бедным и обездоленным в персидских странах оценивается в более чем один миллион рублей.

Уважаемые господа, воздайте вместе со мной молитву за этого искреннего помощника человечества и служителя добродетели. Да продлит Аллах его пребывание и сохранит его от несчастий этого времени. Богатых же людей, которые помогли в издании одной или пары книг, или в строительстве одной или пары школ, насчитывается великое множество, и их перечисление мной сейчас является невозможным. И тот шаг, который мы сделали вперёд в области прогресса, не что иное кроме как польза, полученная от этих начальных школ и учебных заведений, основанных и достигших того, чего они достигли вследствие подобного примера высочайшего энтузиазма, проявленного теми, чьи имена мы ранее упомянули. Сейчас же пришло время перевести наш разговор на торговые и экономические вопросы.

Поистине, мусульмане, проживающие в Средней Азии и Европейской части России, являются весомой силой в этом вопросе. Но эта сила должна быть подготовлена и развита путём распространения среди мусульман России науки и знаний, потому как люди, с которыми приходится соперничать мусульманам в сфере торговли, являются лучшими в этой сфере. Для мусульман, за исключением тех, кто проживает на территории внутренних провинций, достаточно земель для эксплуатации. И среди них зародилась идея заботы об этих землях и непредоставления возможности их использования для других. Эта идея, по воле Аллаха, сулит хорошие последствия. Жители Туркестана очень квалифицированны в вопросах сельского хозяйства, и не в состоянии изъять из их рук плодотворные земли, с точки зрения их экономического развития, ни русские, ни переселившиеся немцы. И они трудятся на пути возделыва-

12 Бакинскую Мариинскую женскую гимназию.

ния земель, не испытывая скуки или же отвращения. Они в этом очень похожи на египтян. Но их земли более плодородны и широки, чем земли Египта. Половина хлопка, необходимого для российских текстильных фабрик, приходит из-за рубежа. Вторая же половина - это плоды труда одних лишь жителей Туркестана, а хлопковая плантация в Туркестане приносит им огромные суммы денег из европейской части России.

Что касается мусульман, проживающих в городе Казань и соседних провинциях, то у них много мыльных и кожаных фабрик. И среди них текстильные фабрики с тремя тысячами задействованными в них рабочими. В том числе и фабрика Акчурина - знаменитого мусульманского богача. Эти заводы ежегодно продают российской армии около миллиона метров тканей. Также и хлопко-текстильная фабрика с 4000 рабочих, большинство из которых мусульмане, включая и инженеров, и начальников, принадлежащая известному меценату Гаджи Зейнулабидину Тагие-ву, которого я ранее упомянул. Директором этой фабрики был англичанин, но сегодня нужда в англичанине отпала, потому как владелец сам руководит ею. Есть крупные исламские торговые дома, которые занимаются добычей нефти и керосина, объем одного из которых составляет десять миллионов рублей.

Также и большинство судов, курсирующих в Каспийском море, являются собственностью мусульман. И хорошие фрукты, которые потребляет вся Россия, являются плодами садов мусульман Крыма. Не думайте, что это великий подъём и всеобщий прогресс, потому как всё, что мы говорили о мусульманах России, является очень незначительным для высоко развитых народов, которые продвигаются вперёд к прогрессу и модернизации гигантскими шагами и ищут причины для достижения успеха умелым и опытным способом, следуя по пути блага, словно рассекающий меч.

Но всё же мы не должны отчаиваться и уходить от взгляда на то, что может улучшить наши дела и улучшить наше положение, ведь все, кто будет идти по пути, достигнут желаемого. Нет никаких сомнений и в том, что мусульмане России получают большую выгоду от революции13, имевшей место в России, и от её Конституции, которая является результатом этой революции. В последние три года идеи нации пробудились великим пробуждением, и проблески надежды значительно расширились. Действительно, революция в России оказала значительное влияние на мусульман России и принесла им большую пользу. Я же сейчас не удовлетворюсь кратким перечислением всех этих выгод, но я хотел бы упомянуть здесь самые важные из них, а к остальным я вернусь позже.

Уважаемые господа, поистине, мусульмане России образовали для себя политическую демократическую конституционную партию под на-

13 Речь идет о первой русской революции 1905-1907 гг. 208

званием «Иттифак аль-Муслимин»14. Мусульманские делегаты из разных республик собрались в августе 1905 года в Нижнем Новгороде, но губернатор не позволил официально провести собрание. Так как не было времени на получение разрешения из столицы, делегаты провели собрание на пароходе, нанятом ими для прогулки по реке Волга. На этом заседании было принято решение о создании партии «Иттифак аль-Муслимин» и о создании её филиалов в остальных провинциях для защиты политических, экономических и моральных прав мусульман. Филиалы этой партии, которая с каждым днём становится всё сильнее, уже созданы в некоторых провинциях, и её устав был представлен правительству для его ратификации. Также и в 1906 году мусульмане провели неофициальную встречу в Петербурге и еще одну официальную в Нижнем Новгороде. Число участников на третьем собрании составляло семьсот человек, а продолжительность переговоров и обсуждения длилась пять дней.

Благодаря этим встречам политические идеи среди мусульман получили широкое распространение, и за ними последовало избрание двадцати четырёх из них депутатами в Первую Думу и тридцати шести депутатами во Вторую Думу. Здесь мы можем только признать то, что этот замечательный успех на выборах в обоих случаях произошел не только по причине нашего энтузиазма, а еще и то, что в этом неоспоримую роль сыграли справедливые законы и должное взаимоотношение свободных россиян с нами.

Да, оппозиционные партии русских смотрят раздраженным взглядом на «Иттифак аль-Муслимин». Но она (партия) не находится за пределами правового поля, чтобы её ненавидело правительство, и не является партией, стремящейся разделить российских граждан, чтобы тем самым отталкивать от себя свободных россиян. Здесь стоит упомянуть о том, что мусульмане живут с русскими в гармонии и согласии. И у русской нации много побуждений к коалиции и миру с мусульманами. И они не смотрят на мусульман как на презренных, а относятся к ним как к своим товарищам и спутникам, а двери научных обществ, литературных клубов и школ открыты перед мусульманами, если они пожелают присоединиться к их сообществу.

Да, в прежние времена влияние Церкви и миссионеров вызывало некоторые болезненные инциденты. Но их причины исчезли после того, как была объявлена полная свобода, и мы надеемся, что в будущем наша ситуация улучшится еще более, чем сейчас. Мы видели, что многие, кто был принужден к крещению, вернулись в ислам, также ислам приняли некоторые коренные русские мужчины и женщины. И всё это благодаря свободе, с помощью которой и возвышаются нации и совершенствуется человечность.

14 В переводе с арабского - согласие мусульман.

Вопрос общего образования

Если большинство наций этого мира пожелают войти в дела культуры и прогресса, то им достаточно лишь смотреть в своё будущее. Мусульманская же община в противоположность этому должна смотреть также и на своё прошлое, а другие же общины испокон своих веков не имеют ничего, что требует обратить на себя внимание. Все же предшествующие года исламской общины представляют собой назидания, наилучшие примеры, прогресс и успех. Поскольку существующая исламская община отличается от других по этому принципу, то неплохо и оглядываться назад, особенно в вопросе образования и создания школ.

Египет, который считается источником знаний и колыбелью цивилизации, хотя в прошлые свои времена - сорок столетий назад и славился своей возвышенностью в науке, но тогда это благо не принесло пользу, кроме как для жрецов, став средством для расширения их влияния и утоления их страстей.

Затем же чтение и письмо перешли в Грецию, где появилось множество научных обществ, таких как школы Сократа, Платона и Аристотеля. Однако эти советы не были в форме наших сегодняшних школ, а были похожи на частные собрания для обсуждения и заучивания, в которых участвовали те, кто интересуется исследованиями и дебатами. Я имею в виду то, что они не были общими для обучения всех желающих.

После этого греческая цивилизация перешла к римлянам. Затем с появлением государства Константина15 укрепилось христианство, и вместе с тем с большим успехом развились законы царского правления и право. Но идея об общем образовании так и не была замечена в них. Таким образом, этот вопрос так и остался неясным и отдалённым от идей того времени, до тех пор, пока Всевышний Аллах не направил человечеству исламскую общину, которая сразу же встала на верный путь относительно этой идеи. Тем самым вопрос об общем образовании, по причине проявляемого к нему внимания, получил широкое распространение.

Источником всего этого был сам Ислам, потому как он, придя с единобожием, пришёл и с призывом к обязательности обучения всего мира. Это привело к тому, что мусульмане у каждого храма, в котором совершались исламские обряды, открыли начальные школы или же полноценные школы для бесплатного всеобщего образования. Это бесплатное всеобщее образование стало одним из благ, предоставленных исламской цивилизацией всему миру. Это великое благо пребывало в руках мусульман непродолжительное время, вскоре перейдя от них и к западным общинам. Там оно получило радушный приём и глубокое уважение, получив небывалое развитие и широчайшее распространение.

15 Константин I Великий. 210

Я сожалею о той потере, которая постигла нас, я сожалею о той небрежности, которая привела нас к потере этого блага из наших рук после того, как мы унаследовали его от наших отцов. Мы проявили бескрайнее упущение в сохранении этого блага. Знания, которые оставили нам наши предшественники, так и остались младенцами в колыбелях, и мы не сделали ничего для их развития. Более того, почему мы не стремились продвигать школы и научные институты, являющиеся памятниками наших предшественников, а вместо того, чтобы чтить и развивать их и поднимать знамя их прошлой славы, мы стремились разрушить и уничтожить их.

Эти научные институты, в стенах которых выросли такие личности, как Ибн Сина, аль-Фараби, Ибн Рушд, аль-Газали и Мухи ад-Дин ибн аль-Араби, в течение нескольких веков превратились в дома для престарелых и слабых и пристанище для безработных.

Причиной этого положения было не что иное, как лень и пренебрежение, которые опустили на нас занавес беспечной небрежности и помешали нам обратить внимание на положение других общин. Сейчас же, слава и хвала Аллаху, в исламской общине наступил период пробуждения, и стремление к образованию возрождается в разных уголках исламских земель, а также сейчас мы уже слышим, как некоторые люди и правительства вторят изучению вопроса образования и школ. Но, к сожалению, всё это не дошло до уровня необходимого планирования. Мы, мусульмане, уже на протяжении восьми столетий оставили ценные трофеи и сокровищницы знаний Европе, и мы не требовали их в течение этого периода вернуть их нам. Но сейчас пришло время для возврата, мы должны вернуть от них всё при помощи достижения всего того, что они до сих пор разрабатывали. Я не имею в виду здесь, что Восток является кредитором Запада; если под этим не подразумевается ничего кроме золота, которое ничего не стоит по сравнению со знаниями и науками, являющимися правом Востока перед Западом, и долг Запада перед нами намного больший, чем наш долг перед ним, и кредитор должен спрашивать с должника. Эти слова, однозначно, не являются плодами лишь моих собственных мыслей, а их говорят Волп, немецкий композитор, и Дарбер, американский учёный, и я также расскажу о том, что свидетельствует история образования.

Сегодня никто из просвещенной интеллигенции не отрицает необходимости общего образования для человечества, а особенно для исламской общины. Наша истинная религия требует от нас утверждения, принятия и подтверждения этого вопроса и принятия его в действие. На мой взгляд, это не тот вопрос, который следует обсуждать, а это однозначное религиозное предписание, и всё, что нам нужно сделать, это обсудить способы претворения этого и найти правильный путь, ведущий нас к этой цели, скорейшим образом. Опыт величайших цивилизованных об-

щин нашего времени доказал, что всеобщее образование и его распространение не могут быть претворены, кроме как при наличии одной школы на каждые шестьдесят семей из общины. Способ же претворения этого должен соответствовать следующему плану: если какая-то предполагаемая страна имеет население, равное десяти миллионам человек, то требуемое количество школ следующее: мы делим это количество населения - десять миллионов на пять членов семьи, потом же результат, равный двум миллионам, мы делим на количество семей - шестьдесят, и получается тридцать три тысячи. Из этого мы и извлекаем, что требуемое количество школ равняется, примерно, тридцати трём тысячам. Это и есть требуемое количество школ, достаточное для населения, равного десяти миллионам человек.

Если расходы на каждую школу с расходами на принадлежности и зарплаты учителей составляют около сорока гиней, то общая сумма составляет 1 330 000 гиней. Если мы добавим еще 200 000 гиней, которые необходимо потратить на управление этими школами и другими учебными заведениями, нам необходимо подготовить для общего начального образование бюджет в размере 1 500 000 гиней. Это, несомненно, огромная сумма, но это не должно пугать нас своей серьёзностью, потому что польза, которую мы получаем от этого проекта, является ли она материальной или моральной, намного превосходит эту сумму. Сумма в 1 500 000 гиней для 10 миллионов человек - это всего лишь ничтожный процент, который составляет 15 пиастров на человека в год и 75 пиастров на каждую семью. Здесь можно сказать, что рабочий класс не может позволить себе столько платить. Мы же говорим - нет. Если мы предположим, что работник работает в течение 300 дней, тогда результат разделения 75 пиастров на эти дни составит 0,25 пиастра, а это то, что принуждает к экономии с дневного заработка, если считать его равным пяти пиастрам, лишь в мере, равной отказу от ежедневной чашечки кофе или же максимум от пары сигарет. Поэтому нам остаётся лишь найти средства, необходимые для их создания. Если предположить, что строительство каждой школы составляет 150 гиней, то расходы на 33 тысячи школ составляют 5 миллионов гиней. Тогда у нас также будет ещё и большая проблема, которая заключается в отсутствии денег в наших руках. Какой же выход? Ответ прост, он заключается в том, что до тех пор, пока нация (община) жива, деньги существуют или должны существовать. Деньги, которые были найдены при создании огромных пирамид, почему должны отсутствовать для строительства школы? Если живые народы могут занимать деньги на строительство железных дорог, бухт и каналов, почему же не следует их заимствовать для строительства школ? Есть и другой способ упростить этот проект, который заключается в разделении периода создания начальных школ на десять лет, потому что очевидно, что такие

важные проекты не завершаются за один раз, так же как и завоевание доверия нации и её желания в осуществлении этого проекта.

Потребность во Всеобщей Исламской конференции

Мы видим, что мусульмане сегодня проявляют хоть какое-то пробуждение во всех исламских странах. И их интеллигенция устремилась к созданию газет и журналов, которые оказывают большое влияние на пробуждение идей и указание путей, ведущих к благу и добру. И мы также слышим, что мусульмане некоторых стран создают благотворительные и научные организации. Это благие признаки, которые радуют взор каждого желающего блага человечеству. Но нам, конечно, нельзя удовлетворяться этими добрыми знамениями и предаться отрешению и лени. Будущее хорошо для тех, кто упорно стремится и работает. Несомненно и то, что, если человек окинет своим взглядом исламские страны от Казани на севере до Египта на юге и от Марракеша на западе до острова Ява на востоке, то он обнаружит больше признаков ухудшения, чем признаков улучшения. Большинство школ вернулись к положению слабых и несостоятельных. Национальные отрасли промышленности исчезли или встали перед угрозой исчезновения. Наша доля в мировой торговле стала незначительной, и наше участие в обмене и финансах также ничтожно, а наша доля в морской торговле равна нулю. Эта община, насчитывающая более трёхсот миллионов, не имеет компании, состоящей хотя бы из тридцати кораблей, так же как она и не имеет даже банка с капиталом, например, в пять миллионов гиней.

У нас нет ничего в наших руках, чем бы мы могли прокормить себя, кроме плодородной земли, которую мы унаследовали от наших отцов. Эти земли приносят нам пшеницу, перец, кофе, хлопок, шёлк, фрукты и другое.

Но мы не знаем, как это выгодно продавать. Большая часть прибыли от этих урожаев идёт от наших рук к иностранным трейдерам, и другая большая часть - для иностранных судовых компаний.

Вы практически не найдёте мусульманского торговца во всех американских и европейских странах, за исключением редких случаев, и даже если вы увидите в тех странах восточного торговца, он либо армянин, либо буддист из Индии или Китая. Если мы игнорируем внешнюю торговлю, то почему мы также не работаем и в нашей стране? Мы видим, что большая часть важной торговли в Османской и Иранской странах, Египте, Марокко и Индии сосредоточена в руках гостей, которые стекаются в исламские страны из разнообразных стран мира.

Мы не перестаём говорить: дождь пошёл с небес - и мы попили, земля принесла урожай - и мы поели, но мы должны знать, что, если мы

будем жить с тем же прошлым положением дел, то невозможно гарантировать нам наше существование в будущем.

Если община утрачивает свою независимость и подпадает под иностранное правление, она терпит явную потерю. Однако эта потеря не имеет никакого веса, в моем понимании, в сравнении с потерей общины, которая сидела без действий и не прилагала требуемых усилий, а затем потеряла свою позицию в области труда и экономики.

В чём причина этой болезненной ситуации, в которой находится исламская община? Нам не следует говорить, что причина в невежестве, а потом молчать. Потому как на это возникает другой вопрос: в чём причина невежества?

Если опустить развитие европейских стран, то разве каждый мусульманин не должен посоветовать своему народу спросить: как же развились армяне, греки, грузины, болгары, евреи и индусы, которые полвека назад жили среди нас, разделяли с нами большинство наших обычаев и этикета, но мы остались позади них, восхищённо глядя на них?

Наше положение, уважаемые господа, прискорбно. Но нам не следует закрывать на него глаза, потому что это сокрытие - ошибка, более того - оно является великим преступлением против самих себя. Нам следует ясно говорить о нём в каждом собрании и стремиться диагностировать болезнь до тех пор, пока не найдём для неё лекарство. Допустимо ли считать, что человек, не являющийся врагом самому себе, должен скрывать свою болезнь? Исходом же того, кто скрывает свою болезнь, не станет ничто иное кроме смерти.

Если вы ждёте ответа на предыдущие вопросы от оратора16, то он тут же скажет, что не может ответить на подобные великие вопросы, потому что он ищет на них ответы и не может их найти.

Уважаемые господа, склонность арабской нации к цивилизации доказана нам её славной, сверкающей историей. А на склонность тюркской нации к цивилизованности нам указывают полезные труды, оставленные нам их учёными. Руины обсерватории Самарканда свидетельствуют о страсти этой нации к знаниям и культуре. А разве мы не видим финнов и венгров, соревнующихся с цивилизованными народами, участвующих во всех их делах? Мы знаем, что эти две нации и тюрки являются нациями одного происхождения.17

Уважаемые господа, целью этого перечисления всех этих исторических свидетельств является доказать, что причиной упадка арабов и тюрков сегодня не является изъян в их природе и слабость в их склонности. Исламская религия, которую мы соблюдаем, является религией, которая

16 Под оратором Исмаил-бей имел в виду себя.

17 Исмаил-бей уточнил, что отсутствие упоминания в обращении о персах и индийцах, а также афганцах, жителях Явы и Марокко не означает, что их естество не приемлет знания и цивилизацию подобно арабам, тюркам и всем остальным этносам.

обращается к разуму и настоятельно призывает к тяжелой работе, и связывает успех человека с его работой. Но наша повседневная жизнь ясно противоречит этим религиозным ценностям. В чём же причина этого противоречия? Я вижу, уважаемые господа, что ответ на эти важные вопросы и распознание причин упадка исламской общины не может быть полностью дан одним человеком или двумя людьми. Скорее, необходимо обсудить это на Всеобщей Исламской конференции, на которой встретятся наши учёные и уважаемые люди, а затем будут вести переговоры по исламским делам. Пусть никто не посчитает, что я предлагаю провести конференцию по этому плану, преследуя цель панисламизма, то есть образования исламского объединения, от которого будут ждать беды европейцы. Поистине, моя единственная цель проведения этой конференции - поиск причин упадка исламской общины, открытие дверей для достижения успеха в экономических и социальных вопросах и выбор правильных способов, которые приведут нас к тому, чтобы получить нашу долю в нынешней западной цивилизации. Мы не отрицаем, что открытие Америки и рост промышленности и механизации на Западе явно повлияли на обеднение исламских народов и потерю путей достижения ими прибыли. Однако сильным фактором нашего упадка, как я думаю, является инертность по отношению к некоторым обычаям и неудовлетворительным правилам, иллюзиям и суевериям, которые мы унаследовали от наших отцов, или же они просочились нам из других стран в силу времени. По этой причине я повторяю, что существует острая необходимость во Всеобщей конференции, которая раскрывала бы перед нами истины.

Позвольте мне, уважаемые господа, как я уже сказал, предложить вам провести Всеобщую Исламскую конференцию, которая однозначно вовсе не будет обсуждать политические вопросы, а дверь её дома будет открыта для всех, кто любит слушать обсуждения, и выводы обсуждений будут распространены в популярных газетах. И я считаю, что конференция должна быть проведена во время Ид аль-Фитр18 в следующем году или же после него.

Лучше провести эту конференцию в Великой Астане (Стамбуле) или на втором месте в Египте. Я не вижу никаких оснований для проведения конференции, на которой будут вести переговоры по цивилизаци-онным19 и научным вопросам, например, в Женеве.

Уважаемые господа, если вы согласны с этим предложением, мы должны подготовить этот важный вопрос сейчас. Для нас сегодня необходимо сформировать комитет, состоящий из учёных и просветителей, которые будут работать, например, таким образом: этот комитет проин-

18 Ораза байрам (праздник разговения по окончании поста месяца Рамадан).

19 Вероятно, имелись в виду религиозные вопросы, так как для их обсуждения не подходит место, подобное Женеве.

Крымское историческое обозрение № 1, 2018

Амин Аль Касем

формирует местное самоуправление по этому вопросу, подготовит комплексную программу конференции, определит время проведения конференции и возьмёт на себя функцию корреспонденции с заинтересованными людьми из других стран.

Нет сомнений в том, что этот комитет нуждается в определённой сумме денег, но я абсолютно не думаю, что материальная сторона может стать препятствием.

И кто из нас воздерживается, уважаемые господа, от того, чтобы пожертвовать этому комитету деньги, в меру своих возможностей? Ответят ли мусульмане призывающему к этой конференции? Это вопрос, на часть которого я отвечаю, говоря - уверен, что на просьбу ответят пятнадцать или двадцать делегатов из России и Ирана.

Уважаемые господа, это то, что я хотел бы вам представить на этой встрече. Я задержал вас надолго. И прошу вас не судить строго.

' j.V*ll ÁJxllaJl ÁJj.^axll Á£j.ll '<^ll j^ill ^iL —л jlilxll

4^1^,370^1991

4.^**4 «^iljjixj < * tl. V»jl ó.j L<. V. JAJ ..^jill fíjj£lj£ll ú^^-jll Jjf^jljíll Jj.ll

Á^í^ 227 931 jAjVlj ÁJJ.^11 ЯллклИ 4.Д1316 Á*^ Áxj^Jl Álx ^i liúJl Áj^.Vl íIYEBÁ.—JX f-'^**"' 'ÁjSjSll ÁÍÍHJ AJJ (J-^lx—l JJ^ ^IJJ jx"jx

ISLAM YENILENME Vy BIRLIK-1- ISMAIL BEY GASPIRALI

.315-304 'KONGRESI. 2013

'4 **ll óJJj^.

'full ^^Vl

.«JjVi

.^lJVl S^ó.ll '36 Ai*ll 'f1908 'jWj" «m^ j-"jxll

.Á-jljll a^ó.ll '73 '^1908 'jWj" »m^ 'fl^Jl ^^Vl j^jxll .^lJVl S^ó.ll '29 Ai*ll '^1910 'jWj" »m^ 'fl^Jl j^jxll

.132 '1929 '^jíll Ál^ 'Jj^ll ^i Ái^ll

'25 Ji^'il '1926 Ál^ '^SjVl Á ...un J.^Q Ái^Jl jx"jx

.211-210 1l .277 Á^í^ '9 'f1908 'ljj^ Ák^ 'fljjj ^lx 52 'f1948 'Á-^j^xll Á*jL^1l 'SjAlSll 'f^^^l Jjü.xll ' J-ÍJ" ^i.ll ^j^jll

.Á^í, ^

.f1907 'SjAlSll '^ljlll ÓJJJ^ '^^Vl j^"jxll jl^-í .1 fáj '1908 fl*1 jl*¡ úx üj^l 'j^^x ^i fl*Jl

.f1907 'SjAlíll 'Jjj^ll SJJJ^ '^x^—Vl jx"jxll —658 Á^í—il 'j^l*Jl ej»Jl '9 '1907 'jl*x1l Ál^x '^^ni'j^mñ JJC.L—

.1 fáj Á^í—ll '70 '1907 'jl^^j" 'j^^x úx ÁJl—j

.1 fáj Á^í—ll '21 '1908 'jl^^j" 'j^^x úxÁJl—j

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-Манфалути, Мустафа Лутфи. ан-Назарат, Каир: Международная египетская типография, 1991. 370 с.

2. Ас-Саид аль-Фурати (Абдуррахман аль-Кавакиби). «Умм уль-Кура», Книга о проведении Всеобщей Исламской конференции исламского пробуждения в Священной Мекке. Каир: египетская типография в аль-Азхаре, 1931. 227 с.

3. Arçiv ve kütüphanelerden belge ve kitap kapaklari. Uluslararasi islami Yenileme ve Birlik -1- ismail Bey Gaspirali Kongresi. 2013. S. 304-315.

4. Всеобщая исламская конференция // ан-Нахда. 1908. № 3. С. 1.

5. Всеобщая исламская конференция // Терджиман, 1908. № 36. С. 1

6. Всеобщая исламская конференция // Терджиман. 1908. № 73. С. 2.

7. Всеобщая исламская конференция // Терджиман. 1910. № 29. С. 1.

8. Конференция халифата в Индии // Аль-Фатх. 1929. № 132. С. 17.

9. Мемуары о конференции исламского халифата. Первое заседание // аль-Манар.1926. Т. 27. С. 210-211.

10. Народный праздник // Шуро. 1908. № 9. С. 277.

11. Мухаммад Тауфик аль-Бакри ас-Сыддикъи. Аль-Мустакъбаль лиль Ислям. Каир, 1948. 52 с.

12. Новости. Всеобщая исламская конференция //Аль-Лиуа. 1907. С. 6-7.

13. Знания в Египте //Аль-Муктабас. 1908. № 1. С. 87.

14. Об исламской конференции // аль-Муайад. 1907. 16 ноября. С. 7.

15. Обращение Исмаила-бей Гаспринского //Аль-Манар. 1907. № 9. Т. 10. С. 658-673.

16. Письмо из Египта // Терджиман. 1907. № 70. С. 1.

17. Письмо из Египта // Терджиман. 1908. № 21. С. 1.

Сведения об авторе перевода: Амин Аль Касем - кандидат медицинских наук, исследователь; amin.alkasem@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Efforts of Ismail Gasprinsky for holding of the Universal Islamic Conference in the early twentieth century and the speech he made in Cairo

Alkasem Amin Mousa

Abstract. The article tells us of enormous efforts that the great Islamic thinker and reformer Ismail Gasprinsky put in to hold the Universal Islamic Conference in Cairo and the difference between his appeal, and the calls of other reformers who preceded him. The article also highlights the high assessment of these efforts by scholars and thinkers of the Islamic world. In this article, for the first time, we will present a complete translation of the appeal of I. Gasprinsky to the Russian-speaking reader, which was voiced by him in November 1907 in Cairo. In this address, he touched on such topics as: the situation of Muslims in Russia, the issue of general education, and the need for a Universal Islamic Conference.

Keywords: I. Gasprinsky, Universal Islamic Conference / World Islamic Congress, general education, Islamic world, Muslims of Russia, Cairo.

REFERENCES

1. Al'-Manfaluti, Mustafa Lutfi. an-Nazarat [Scientific views and thoughts]. Cairo: International Egyptian Printing House, 1991. 370 p.

2. As-Said al'-Furati (Abdurrakhman al'-Kavakibi) «Umm ul'-Kura» [The book is about holding the Universal Islamic Conference of Islamic awakening in Sacred Mecca.]. Cairo: Egyptian printing house in al-Azhar, 1931. 227 p.

3. Ariv ve kyutyupkhanelerden belge ve kitap kapaklary[Covers of documents and books from archives and libraries]. Uluslararasi islami Yenileme ve Birlik -1 - Ismail Bey Gaspyraly Kongresi [International Islamic Renewal and Unity -1 - Congress of Ismail Bay Gaspirali]. 2013, pp. 304-315.

4. Al-Mutamar Al-Islyami Al-Am[Universal Islamic Conference] an-Nakhda [Renaissance]. 1908, no 3, p. 1.

5. Al-Mutamar Al-Islyami Al-Am [Universal Islamic Conference] Terdzhiman [Interpreter]. 1908, no 36, p. 1.

6. Al-Mutamar Al-Islyami Al-Am[Universal Islamic Conference] Terdzhiman [Interpreter]. 1908, no 73, p. 2.

7. Al-Mutamar Al-Islyami Al-Am [Universal Islamic Conference] Terdzhiman [Interpreter]. 1910, no 29, р. 1.

8. Mutamar Alhilyafa Fi Lhend [Conference of the Caliphate in India] Al'-Fatkh [Victory]. 1929, no 132, р. 17.

9. Muthakirat Mutamar Alhilyafa Al-Islyamia [Memoirs about the conference of the Islamic Caliphate. First meeting] Al'-Manar [Lighthouse]. 1926. V 27, рр. 210-211.

10. Milli bayram [National holiday] Shuro [Council]. 1908. № 9. С. 277.

11. Mukhammad Taufik al'-Bakri as-Syddik"i. Al'-Mustak"bal' lil' Islyam [The future belongs to Islam]. Cairo, 1948. 52 р.

12. Akhbar Al-Mutamar Al-Islyami [News. Universal Islamic Conference] Al'-Liua [Banner]. 1907, р. 6-7.

13. Al-Ilem Fi Masr [Knowledge in Egypt] Al'-Muktabas [Excerpt]. 1908, no 1, р. 87.

14. Al-Mutamar Al-Islyami [About the Islamic Conference] Al'-Muayad [Adherent]. 1907. November 16, р. 7.

15. Khutbatu Ismail bek Gasprinskiy [Address of Ismail Bay Gasprinsky] Al'-Manar [Lighthouse]. 1907, no 9. V. 10, рр. 658-673.

16. Risalya Min Masr [Letter from Egypt ] Terdzhiman [Interpreter]. 1907, no 70, р. 1.

17. Risalya Min Masr [Letter from Egypt ] Terdzhiman [Interpreter]. 1908. no 21, р. 1.

About the author: Alkasem Amin Mousa - Cand. Sci. (Medicine), researcher; amin.alkasem@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.