УДК 7.067
В. А. Лётин
Усадебный храм как воплощение мировоззренческого кредо ктитора
В статье раскрываются принципы воплощения мировоззренческих установок ктиторов, инициировавших строительство храмов в своих частных владениях в России XVIII - нач. XIX в.
Ключевые слова: храм, ктитор, мировоззрение, русская усадьба, иеротопический дискурс.
V. A. Liotin
A Farmstead Temple as Embodiment of a Churchwarden's World-View Credo
In the article principles of embodiment of world-views of the churchwardens who initiated to build temples in the private properties in Russia in the XVIII - beginning of the XIX century.
Keywords: a temple, a churchwarden, a world-view, a Russian homestead, erotopic discourse.
Храм, возводившийся в частных владениях, мог выражать специфику мировоззрения ктитора. В связи с развитием в России тайных обществ в XVIII - нач. XIX в. иеротопический дискурс аккумулировал соответствующие идеи и выражал масонские образы-символы. Особенность «масонского» символизма заключалась в его практически незримом для непосвященных присутствии. А между тем символическое значение приобретали и выбор архитектурного решения храма в целом, и наличие в его облике отдельных элементов, и специфика декора.
Наиболее характерными признаками для «масонской» интерпретации здания православного храма служило следующее.
Выбор стиля: классицизм и неоготика. Эзотерический код архитектурных форм. Классицизм был доминирующим стилем в архитектуре конца XVIII - нач. XIX в. Появление неоготики было связано с предромантическими и романтическими тенденциями культурной самоидентификации. В обоих случаях не только характерные для них архитектурные элементы наделялись соответствующими символическими значениями, но и сам стиль соотносился с мистическими учениями древности. Ордер как основа классицистской стилистики считался изобретением самого царя Соломона, необходимым для выражения пропорциональных и идейно-философских представлений о мироздании. «Готицизм» ассоциировался с мистикой средневековых европейских соборов.
Выбор места храма. Эзотерический код ландшафта. В масонских программах усадебных пространств храм является знаком Храма Истины. При этом его местоположение в усадьбе может быть различным: подчеркнуто удаленным от репрезентативной зоны усадьбы (Архангельское кн. Голицыных, позже кн. Юсуповых; Гребнево кн. Голицыных); в пределах видимости репрезентативной зоны, но территориально за ее пределами (Карабиха кн. Голицыных, Ярополец Гончаровых; Знаменское Тютчевых); непосредственно на территории репрезентативной зоны в качестве одного из ее элементов (Пехра-Яковлевское кн. Голицыных).
В контексте пантеистических идей при соответствующей организации усадебного пространства необходимость в здании храма могла и вовсе отсутствовать, как в предлагаемой нами гипотетической концепции символической программы усадьбы кн. Н. С. Волконского Ясная поляна [1]. Положенная в основу ее планировки схема Древа Жизни - Дерева Сефирот [2], трижды повторенная в участках хозяйственного двора, центральной оси, оранжереи и регулярного парка «Клины», превращала усадьбу в иеротопи-ческую микромодель мироздания, буквально реализуя метафору о натуре / природе как храме. При этом утренняя прогулка старого князя по «прештекту» под звуки музыки крепостного оркестра, известная по мемуарам его потомков, перестает восприниматься только как барская причуда, а приобретает качество молитвенной медитации в духе пифагорейцев.
© Лётин В. А., 2012
Место расположения храма, равно как и расположение всего усадебного ансамбля, могло выбираться с учетом астрономических явлений, имеющих принципиальное значение для адептов масонских лож. Так, с днем весеннего солнцестояния - символическим моментом обновления мира - был согласован ансамбль подмосковной голицынской усадьбы Большие Вяземы [3]. В этот день солнце вставало на центральной оси главного дома. Центральные помещения дворца, расположенные на этой оси, приобретали символическое значение храма Истины: квадратный зал - гармоничный, кубический объем которого осмысливался как итог духовной работы, а следующий за ним овальный зал - как явление этого храма. Его сакральное значение акцентировалось скульптурой Св. Иоанна Предтечи, стоявшей в центре в голицынские времена. Из круглого зала был выход в парк, который приобретал символическое значение натуры / природы, в которой в логике пантеистических идей воплощался Высший абсолют.
Другой пример связан с храмом Казанской иконы Богоматери (1788-1810) в усадьбе А. П. Ермолова Красное (Рязанская обл.). Двухко-локоленный храм стоит на въезде в усадьбу далеко от ее центральной репрезентативной части. В день летнего солнцестояния - праздник Рождества Св. Иоанна Крестителя - в полдень солнце находится над храмом. Тем самым реализуется идея масонского учения о трех светилах трех миров: физического, духовного и Высшего. В качестве знаков физического и духовного миров выступают башни западного фасада, об их символике скажем ниже. А в качестве знаков светил, означаемых ими миров, выступают гипертрофированные золотые сферы в основании крестов. Появляющееся в определенный день над храмом солнце становится знаком светила Высшего мира -зримым воплощением Абсолюта.
В обоих случаях усадьба как универсум напрямую соотносилась с сакральным центом мироздания - Солнцем. Эта связь сакрализовала пространство усадьбы, буквально реализуя метафору его Просвещения.
Выбор композиционного решения. Идея Храма Истины как высшей точки пути реализовывалась через форму храмового здания, его композиционное решение. В наиболее ранних случаях для этой цели использовалась унаследованная от «московского барокко» центричная форма храма (Знаменская церковь в Дубровицах и ц. Рождества Богородицы в Марфино, 1701 - голицын-
ских подмосковных; Казанская церковь в Курбе Нарышкиных, 1785), позже с утверждением классицистской стилистики и сопутствующего ей неоготицизма стали в связи с этим развиваться ротонда на четверике, непосредственно ро-тондальные (Сергиевская церковь Татищева погоста гр. Татищевых; Корсунская церковь в Дегтево Колычевых - обе в Ярославском районе) и двухколоколенные храмы, либо, как вариант, храмы, сочетающие двухколоколенное решение западного фасада с другими объемами основного здания (Спасский храм в Пехре-Яковлевском подмосковной кн. Голицыных).
Более распространенной являлась в принципе «безобидная» композиция храма, сочетающая кубический объем основания храма с поставленным на него ротондальным объемом, увенчанным куполом (Спасская церковь в усадьбе Д. М. Свечина (с. Лютово, Ярославский р-н). В контексте масонской эзотерики кубический объем - символ совершенного земного мира или души человека, достигшей совершенства в ходе непрестанной работы на пути к Свету истины. Ротондальный объем, увенчанный полусферой, -собственно храм Истины.
Реже встречается непосредственно ротон-дальный тип храма [4]. «Популяризацией» этой архитектурной формы, не только в храмострое-нии, активно занимался архитектор Н. А. Львов. Круглый объем здания фланкировался с четырех сторон портиками, имел купольное покрытие.
В более изощренных планировочных проектах его внутренняя часть имела еще и круглую колоннаду в интерьере (Спасский храм в Пехре-Яковлевском, В. И. Баженов) или выгнутые прямоугольные пилоны («голицынские» церкви Рождества Богородицы в Марфино; Влахернской иконы Богоматери в Кузьминках-Влахернском; нарышкинская Казанская церковь в с. Курба; Троицкий храм в Гусе-Железном Баташовых). Их присутствие в провинции было настолько экстраординарно, что со сменой владельцев усадеб или основных донаторов (чаще при превращении усадебного частного храма в приходской) происходила трансформация архитектурного облика храма, знаменующая смену мировоззрения. Экстраординарность ротондальных проектов пытались «смягчить» пристройкой трапезной, соединяя храм с колокольней, делая его тем самым частью «корабля». Иногда к восточной части пристраивалась абсида, более традиционная форма обозначения (а в данном случае - появления) алтаря.
Подобные храмы строились в качестве мавзолеев. Сама же круглая форма была знаковой для посвященных, указывая на тайное значение Храма Истины. Колоннада и пилоны функционально служили опорами для конструкции барабана и купола. Но акцентация колоннадой или пилонами центральной части еще и уточняла место Храма Истины - сакрума посвященных, эмансипируя его от «традиционного» алтаря. С помощью этих деталей центральная часть получала и иное световое оформление, по сравнению с другой частью храмового пространства, что также имело символическое значение.
Двухколоколенный тип храма в этом ряду самый редкий. Генетически он связан с историей архитектурных стилей (романика, готика) Западной Европы [5]. В России же становится актуальным в пору расцвета классицизма. Эталоном для большинства провинциальных вариантов стал Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Петербурге. Их малочисленность объясняется, как уже говорилось выше, сугубо частной инициативой строительства: ц. Сошествия Св. Духа в с. Шкинь, 1794-1798, инициатива генерал-майора Г. И. Бибикова; ц. Св. Михаила Архангела в с. Порошино, 1806, инициатива помещика И. Ф. Никифорова; ц. Владимирской иконы Богоматери в усадьбе Баловнево, Липецкая обл., 1797-1823, инициатива генерала-поручика М. В. Муромцева как в городском, так и, тем более, в частном - усадебном - пространствах. Усадебные постройки двухколоколенных храмов варьируют стилистику от псевдоготических мотивов (ц. Казанская в Красном Ермолова в Рязанской области; ц. Владимирская в подмосковном Жуковском) до ампирных (Ильинско-тихоновская церковь в Ярославле).
Семантика колоколен западного фасада восходит к истории создания иерусалимского храма Соломона, перед которым этот Великий царь утвердил столпы Боаз (Сила) и Иахин (Мудрость). В сочетании с колоннадой портика (символика пропилей - Пути Просвещения) весь западный фасад, таким образом, приобретал качества границы между сакральным и профанным мирами, означая для посвященных близость последнего.
Таким образом, наиболее полно представление о Храме воплощается в сочетании двухколо-коленного западного фасада и ротондального объема основного храма с внутренней колоннадой в нем.
Кроме композиционно-планировочных особенностей, на связь здания храма с тайными эзо-
терическими системами может указывать ряд деталей декоративного оформления.
Колоннады. Колоннада Портика, как указывалось чуть выше, символ пропилей - знак начала Пути духовного Просвещения. Внутренняя колоннада - ротонда - символ храма Истины, сакральный центр для посвященных. Она может находиться внутри храма, служа конструктивной опорой для перекрытий, и может носить чисто декоративный характер. Ею могла быть «обведена» алтарная часть снаружи здания, чем акцентировалось двойное сакральное значение этой части как алтаря храма и как собственно Храма. Ею мог быть «обведен», также снаружи, барабан, поддерживающий купол, и даже основания барабанов, поддерживающих купола традиционного пя-тиглавия (Владимирская церковь в с. Давыдово, Гаврилов-Ямский р-н, Ярославская обл., 1834).
Вариантом ротондальной колоннады могут служить миниатюрные ротонды, венчающие храмовые здания (4-колонная на Казанской церкви с. Заячий холм, Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл., 1814; 6-колонная на Богоро-дицкой церкви с. Григорьевского Ярославской обл., 1809). Их символическое значение такое же - Храм Истины.
Золотая сфера - Айн Соф. Представляет собой гипертрофированное золотое «яблоко» в основании креста над храмом. Наиболее показательна гигантская сфера (изначально без креста!) над екатерининским храмом в усадьбе Гончаровых Ярополец (Волоколамский р-н, Московская область).
Большие сферы имели собор Св. Иосифа в Могилеве (Н. А. Львов 1780-е гг.), Покровская церковь Казанского монастыря в Ярославле (П. Я. Паньков, 1820-1826), уральские храмы Сретенский в Илеке (Е. Г. Малютин, кон. XVIII в.) и Введенский в Илеке (Е. Г. Малютин, кон. XVIII в.). Объяснять гипертрофированность сфер под крестами издержками вкуса провинциальных архитекторов и заказчиков некорректно, так как в ряду построек с такой деталью есть вполне «столичные» проекты, санкционированные высшей государственной властью. Широкая география распространения (Центральная Россия - Урал), с одной стороны, и привязка к просвещенным ктиторам, с другой, позволяют видеть в гипертрофированных сферах воплощение одного из главных масонских символов - Айн Соф. Его символическое значение Высшая мудрость, Абсолют, Точка начала творения мироздания.
Обелиски. Активно используются как в клас-сицистских, так и в неоготических проектах. Являются маркерами сакрального пространства. Парные символизируют столпы Боаз и Иахин, стоявшие перед храмом Соломона (Владимирская церковь в Жуковском, Московская обл.). Они могут быть расположены над храмом (Троицкая церковь в Гусе-Железном). Чаще в виде обелиска делался шпиль колокольни (с. Марьино, Некоузский район, Ярославская область; Отрада гр. Орловых, Московская обл.).
Кадуции - жезлы Меркурия/Гермеса: небольшой черенок, увенчанный сосновой/кедровой шишкой, вокруг которого перевились две змеи в виде восьмерки. Один из ключевых символов масонского учения, означающий возможность перехода в иной мир или его открытие внутреннему взору. Активно использовался в лепном декоре, маркируя «герметизм» пространства. Мог быть размещен на дверных створах (Троицкая церковь в Гусе-Железном) или фланкировал вход в храм (Тихвино-Никольское - усадьба Ти-шининых, Рыбинский район, Ярославская область). Он мог быть и частью символической программы интерьера храма. Так, в Спасском храме усадьбы Свечина (с. Лютово, Ярославский район) сохранился фриз, составленный из направленных в разные стороны тирсов с нанизанными на них тремя венками: центральный - из виноградной лозы, боковые - лавровые, содержащие внутри раковину. Тройные венки - знак Тройственности мироздания, части которого пронизывает дух герметизма.
Лучезарная дельта - равносторонний треугольник с изображением глаза в центре, окруженный золотыми лучами, - символ вездесущего Божества: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18)». В масонской символике приобретает еще смысловой оттенок глаза Гора - символа внутреннего зрения, способность к познанию трансцендентного. Чаще всего использовалась в виде декора фронтонов (Казанский храм в Яропольце Чернышовых, кон. XVIII в.).
В храмах с соответствующей программой может стать основой планировочной системы, как в церкви Владимирской Богоматери в усадьбе Виноградово А. И. Глебова. Основа проекта -увраж Ж.-Ф. Нефоржа, возможно «Храм Войны». Однако выбор именно этой архитектурной формы обусловлен не только популярностью автора. На официальном сайте храма и форму храма, и планировку всего архитектурного ансамбля:
храм и симметрично расположенные за ним часовню и колокольню, интерпретирует как реализацию идеи Троицы [6].
Такая интерпретация не противоречит предлагаемой нами версии, так как Лучезарная Дельта как знак Бога может быть интерпретирована и в качестве символического изображения Троицы. Однако предлагаемая нами интерпретация ансамбля учитывает не только «количественную» его сущность. В частности, в ней находится место и центральному ротондальному объему, организующему внутреннее пространство. Итак, ярусная композиция переосмысливается в духе масонской символики. Три яруса - ступени достижения храма: нижний ярус - земной мир, средний - духовный, верхний - барабанчик-ротонда - собственно Храм Истины. Нижний треугольный ярус - собственно треугольник, а верхний круглый - глаз, барабан на плане «превращается» в зрачок Ока.
Если с наружной стороны динамика объемов невольно воспринимается по восходящей, то в интерьере главным действенным моментом будет свет.
Свет в храме как знак духовного Просвещения. В ряде центричных храмов, в основном усадебных, важную роль в иеротопии пространства играет свет. Особенно это проявляется в тех проектах, заказчики и авторы которых были знакомы как минимум с европейским архитектурным опытом и чей социальный статус и реализуемые проекты позволяют предположить причастность тайным эзотерическим обществам.
В таких храмах пространство делится на две части: центральную, обычно выделяемую колоннадой или пилонами, и периферийную. При этом центральная часть освещается потоками льющегося сверху света, а периферия - светом, идущим «по горизонтали» из окон. Тем самым свет центральной части получает символическое значение горнего, Высшего Света, а «горизонтальный» свет периферийной части становится светом дольним, физическим. Такое проявляется в центричных столпообразных храмах голицын-ских подмосковных Рождества Богоматери (Марфино) и Знамения (Дубровицы), Владимирской церкви подмосковной А. И. Глебова Вино-градово и ряде купольных церквей (Влахернской Богоматери и Спасской в голицынских же Кузьминках и Пехре-Яковлевском).
Таким образом, иеротопический дискурс усадебного храма, реализованный в России XVIII в. -начала XIX в. посредством выбора стиля - эзо-
терического кода архитектурных форм, а также выбора места - эзотерического кода ландшафта, имел мировоззренческие коннотации и выражал духовно-нравственные установки ктитора.
Примечания
1. Лётин, В. А. Философский смысл барской причуды: семантика прогулки князя Н. С. Волконского по усадьбе Ясная поляна [Текст] / В. А. Лётин // Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. История. Филология. Искусствоведение: материалы Междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения - 2005» / ред.-сост. И. А. Манкевич. - СПб.: Ас-терион, 2005. - С. 151-156.
2. Мэнли, П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и ро-зенкрейцеровской символической философии [Текст] / М. П. Холл. - М.: Эксмо, Мидгард, 2007. -864 с.
3. Куковенко, В. И. Масонская архитектура и масоны Можайска [Текст] / В. И. Куковенко. - Можайск: Можайское общество «За сохранение истории», 2006. - 96 с.
4. Раскин, А. М. Ротондальные храмы - феномен в истории отечественного зодчества // Академический вестник УралНИИпроект РАаСН, 2010. - № 4. - С. 40-45 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uniip.ru/index.php/juornal/arhiv/soderghanie/ 134-ау4-2010/168-4-2010-га5кш. свободный. Терёшина О. Б. Уральский очаг ротондальных храмов // Известия Уральского государственного университета (Гу-манитрне науки. Искусствознание и культурология), 2009. - № 4(66) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0066(01 $04-2009)&xsln=showArticle.xslt&id=a24&doc=../content.is 2, свободный, проверено 30.07.2012.
5. Ванеян, С. С. Храм и Грааль в Западном средневековье [Текст] / С. С. Ванеян // Храм земной и небесный / составитель и автор предисловия Ш. М. Шу-куров. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 584 с.
6. Архитектура храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hram-vinogradovo.ru/about-the-temple/architecture.html), свободный, проверено 17.07.2012.