Научная статья на тему 'Усадебный храм как воплощение мировоззренческого кредо ктитора'

Усадебный храм как воплощение мировоззренческого кредо ктитора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ / КТИТОР / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РУССКАЯ УСАДЬБА / ИЕРОТОПИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / A TEMPLE / A CHURCHWARDEN / A WORLD-VIEW / A RUSSIAN HOMESTEAD / EROTOPIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лётин Вячеслав Александрович

В статье раскрываются принципы воплощения мировоззренческих установок ктиторов, инициировавших строительство храмов в своих частных владениях в России XVIII нач. XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Farmstead Temple as Embodiment of a Churchwarden’s World-View Credo

In the article principles of embodiment of world-views of the churchwardens who initiated to build temples in the private properties in Russia in the XVIII beginning of the XIX century.

Текст научной работы на тему «Усадебный храм как воплощение мировоззренческого кредо ктитора»

УДК 7.067

В. А. Лётин

Усадебный храм как воплощение мировоззренческого кредо ктитора

В статье раскрываются принципы воплощения мировоззренческих установок ктиторов, инициировавших строительство храмов в своих частных владениях в России XVIII - нач. XIX в.

Ключевые слова: храм, ктитор, мировоззрение, русская усадьба, иеротопический дискурс.

V. A. Liotin

A Farmstead Temple as Embodiment of a Churchwarden's World-View Credo

In the article principles of embodiment of world-views of the churchwardens who initiated to build temples in the private properties in Russia in the XVIII - beginning of the XIX century.

Keywords: a temple, a churchwarden, a world-view, a Russian homestead, erotopic discourse.

Храм, возводившийся в частных владениях, мог выражать специфику мировоззрения ктитора. В связи с развитием в России тайных обществ в XVIII - нач. XIX в. иеротопический дискурс аккумулировал соответствующие идеи и выражал масонские образы-символы. Особенность «масонского» символизма заключалась в его практически незримом для непосвященных присутствии. А между тем символическое значение приобретали и выбор архитектурного решения храма в целом, и наличие в его облике отдельных элементов, и специфика декора.

Наиболее характерными признаками для «масонской» интерпретации здания православного храма служило следующее.

Выбор стиля: классицизм и неоготика. Эзотерический код архитектурных форм. Классицизм был доминирующим стилем в архитектуре конца XVIII - нач. XIX в. Появление неоготики было связано с предромантическими и романтическими тенденциями культурной самоидентификации. В обоих случаях не только характерные для них архитектурные элементы наделялись соответствующими символическими значениями, но и сам стиль соотносился с мистическими учениями древности. Ордер как основа классицистской стилистики считался изобретением самого царя Соломона, необходимым для выражения пропорциональных и идейно-философских представлений о мироздании. «Готицизм» ассоциировался с мистикой средневековых европейских соборов.

Выбор места храма. Эзотерический код ландшафта. В масонских программах усадебных пространств храм является знаком Храма Истины. При этом его местоположение в усадьбе может быть различным: подчеркнуто удаленным от репрезентативной зоны усадьбы (Архангельское кн. Голицыных, позже кн. Юсуповых; Гребнево кн. Голицыных); в пределах видимости репрезентативной зоны, но территориально за ее пределами (Карабиха кн. Голицыных, Ярополец Гончаровых; Знаменское Тютчевых); непосредственно на территории репрезентативной зоны в качестве одного из ее элементов (Пехра-Яковлевское кн. Голицыных).

В контексте пантеистических идей при соответствующей организации усадебного пространства необходимость в здании храма могла и вовсе отсутствовать, как в предлагаемой нами гипотетической концепции символической программы усадьбы кн. Н. С. Волконского Ясная поляна [1]. Положенная в основу ее планировки схема Древа Жизни - Дерева Сефирот [2], трижды повторенная в участках хозяйственного двора, центральной оси, оранжереи и регулярного парка «Клины», превращала усадьбу в иеротопи-ческую микромодель мироздания, буквально реализуя метафору о натуре / природе как храме. При этом утренняя прогулка старого князя по «прештекту» под звуки музыки крепостного оркестра, известная по мемуарам его потомков, перестает восприниматься только как барская причуда, а приобретает качество молитвенной медитации в духе пифагорейцев.

© Лётин В. А., 2012

Место расположения храма, равно как и расположение всего усадебного ансамбля, могло выбираться с учетом астрономических явлений, имеющих принципиальное значение для адептов масонских лож. Так, с днем весеннего солнцестояния - символическим моментом обновления мира - был согласован ансамбль подмосковной голицынской усадьбы Большие Вяземы [3]. В этот день солнце вставало на центральной оси главного дома. Центральные помещения дворца, расположенные на этой оси, приобретали символическое значение храма Истины: квадратный зал - гармоничный, кубический объем которого осмысливался как итог духовной работы, а следующий за ним овальный зал - как явление этого храма. Его сакральное значение акцентировалось скульптурой Св. Иоанна Предтечи, стоявшей в центре в голицынские времена. Из круглого зала был выход в парк, который приобретал символическое значение натуры / природы, в которой в логике пантеистических идей воплощался Высший абсолют.

Другой пример связан с храмом Казанской иконы Богоматери (1788-1810) в усадьбе А. П. Ермолова Красное (Рязанская обл.). Двухко-локоленный храм стоит на въезде в усадьбу далеко от ее центральной репрезентативной части. В день летнего солнцестояния - праздник Рождества Св. Иоанна Крестителя - в полдень солнце находится над храмом. Тем самым реализуется идея масонского учения о трех светилах трех миров: физического, духовного и Высшего. В качестве знаков физического и духовного миров выступают башни западного фасада, об их символике скажем ниже. А в качестве знаков светил, означаемых ими миров, выступают гипертрофированные золотые сферы в основании крестов. Появляющееся в определенный день над храмом солнце становится знаком светила Высшего мира -зримым воплощением Абсолюта.

В обоих случаях усадьба как универсум напрямую соотносилась с сакральным центом мироздания - Солнцем. Эта связь сакрализовала пространство усадьбы, буквально реализуя метафору его Просвещения.

Выбор композиционного решения. Идея Храма Истины как высшей точки пути реализовывалась через форму храмового здания, его композиционное решение. В наиболее ранних случаях для этой цели использовалась унаследованная от «московского барокко» центричная форма храма (Знаменская церковь в Дубровицах и ц. Рождества Богородицы в Марфино, 1701 - голицын-

ских подмосковных; Казанская церковь в Курбе Нарышкиных, 1785), позже с утверждением классицистской стилистики и сопутствующего ей неоготицизма стали в связи с этим развиваться ротонда на четверике, непосредственно ро-тондальные (Сергиевская церковь Татищева погоста гр. Татищевых; Корсунская церковь в Дегтево Колычевых - обе в Ярославском районе) и двухколоколенные храмы, либо, как вариант, храмы, сочетающие двухколоколенное решение западного фасада с другими объемами основного здания (Спасский храм в Пехре-Яковлевском подмосковной кн. Голицыных).

Более распространенной являлась в принципе «безобидная» композиция храма, сочетающая кубический объем основания храма с поставленным на него ротондальным объемом, увенчанным куполом (Спасская церковь в усадьбе Д. М. Свечина (с. Лютово, Ярославский р-н). В контексте масонской эзотерики кубический объем - символ совершенного земного мира или души человека, достигшей совершенства в ходе непрестанной работы на пути к Свету истины. Ротондальный объем, увенчанный полусферой, -собственно храм Истины.

Реже встречается непосредственно ротон-дальный тип храма [4]. «Популяризацией» этой архитектурной формы, не только в храмострое-нии, активно занимался архитектор Н. А. Львов. Круглый объем здания фланкировался с четырех сторон портиками, имел купольное покрытие.

В более изощренных планировочных проектах его внутренняя часть имела еще и круглую колоннаду в интерьере (Спасский храм в Пехре-Яковлевском, В. И. Баженов) или выгнутые прямоугольные пилоны («голицынские» церкви Рождества Богородицы в Марфино; Влахернской иконы Богоматери в Кузьминках-Влахернском; нарышкинская Казанская церковь в с. Курба; Троицкий храм в Гусе-Железном Баташовых). Их присутствие в провинции было настолько экстраординарно, что со сменой владельцев усадеб или основных донаторов (чаще при превращении усадебного частного храма в приходской) происходила трансформация архитектурного облика храма, знаменующая смену мировоззрения. Экстраординарность ротондальных проектов пытались «смягчить» пристройкой трапезной, соединяя храм с колокольней, делая его тем самым частью «корабля». Иногда к восточной части пристраивалась абсида, более традиционная форма обозначения (а в данном случае - появления) алтаря.

Подобные храмы строились в качестве мавзолеев. Сама же круглая форма была знаковой для посвященных, указывая на тайное значение Храма Истины. Колоннада и пилоны функционально служили опорами для конструкции барабана и купола. Но акцентация колоннадой или пилонами центральной части еще и уточняла место Храма Истины - сакрума посвященных, эмансипируя его от «традиционного» алтаря. С помощью этих деталей центральная часть получала и иное световое оформление, по сравнению с другой частью храмового пространства, что также имело символическое значение.

Двухколоколенный тип храма в этом ряду самый редкий. Генетически он связан с историей архитектурных стилей (романика, готика) Западной Европы [5]. В России же становится актуальным в пору расцвета классицизма. Эталоном для большинства провинциальных вариантов стал Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Петербурге. Их малочисленность объясняется, как уже говорилось выше, сугубо частной инициативой строительства: ц. Сошествия Св. Духа в с. Шкинь, 1794-1798, инициатива генерал-майора Г. И. Бибикова; ц. Св. Михаила Архангела в с. Порошино, 1806, инициатива помещика И. Ф. Никифорова; ц. Владимирской иконы Богоматери в усадьбе Баловнево, Липецкая обл., 1797-1823, инициатива генерала-поручика М. В. Муромцева как в городском, так и, тем более, в частном - усадебном - пространствах. Усадебные постройки двухколоколенных храмов варьируют стилистику от псевдоготических мотивов (ц. Казанская в Красном Ермолова в Рязанской области; ц. Владимирская в подмосковном Жуковском) до ампирных (Ильинско-тихоновская церковь в Ярославле).

Семантика колоколен западного фасада восходит к истории создания иерусалимского храма Соломона, перед которым этот Великий царь утвердил столпы Боаз (Сила) и Иахин (Мудрость). В сочетании с колоннадой портика (символика пропилей - Пути Просвещения) весь западный фасад, таким образом, приобретал качества границы между сакральным и профанным мирами, означая для посвященных близость последнего.

Таким образом, наиболее полно представление о Храме воплощается в сочетании двухколо-коленного западного фасада и ротондального объема основного храма с внутренней колоннадой в нем.

Кроме композиционно-планировочных особенностей, на связь здания храма с тайными эзо-

терическими системами может указывать ряд деталей декоративного оформления.

Колоннады. Колоннада Портика, как указывалось чуть выше, символ пропилей - знак начала Пути духовного Просвещения. Внутренняя колоннада - ротонда - символ храма Истины, сакральный центр для посвященных. Она может находиться внутри храма, служа конструктивной опорой для перекрытий, и может носить чисто декоративный характер. Ею могла быть «обведена» алтарная часть снаружи здания, чем акцентировалось двойное сакральное значение этой части как алтаря храма и как собственно Храма. Ею мог быть «обведен», также снаружи, барабан, поддерживающий купол, и даже основания барабанов, поддерживающих купола традиционного пя-тиглавия (Владимирская церковь в с. Давыдово, Гаврилов-Ямский р-н, Ярославская обл., 1834).

Вариантом ротондальной колоннады могут служить миниатюрные ротонды, венчающие храмовые здания (4-колонная на Казанской церкви с. Заячий холм, Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл., 1814; 6-колонная на Богоро-дицкой церкви с. Григорьевского Ярославской обл., 1809). Их символическое значение такое же - Храм Истины.

Золотая сфера - Айн Соф. Представляет собой гипертрофированное золотое «яблоко» в основании креста над храмом. Наиболее показательна гигантская сфера (изначально без креста!) над екатерининским храмом в усадьбе Гончаровых Ярополец (Волоколамский р-н, Московская область).

Большие сферы имели собор Св. Иосифа в Могилеве (Н. А. Львов 1780-е гг.), Покровская церковь Казанского монастыря в Ярославле (П. Я. Паньков, 1820-1826), уральские храмы Сретенский в Илеке (Е. Г. Малютин, кон. XVIII в.) и Введенский в Илеке (Е. Г. Малютин, кон. XVIII в.). Объяснять гипертрофированность сфер под крестами издержками вкуса провинциальных архитекторов и заказчиков некорректно, так как в ряду построек с такой деталью есть вполне «столичные» проекты, санкционированные высшей государственной властью. Широкая география распространения (Центральная Россия - Урал), с одной стороны, и привязка к просвещенным ктиторам, с другой, позволяют видеть в гипертрофированных сферах воплощение одного из главных масонских символов - Айн Соф. Его символическое значение Высшая мудрость, Абсолют, Точка начала творения мироздания.

Обелиски. Активно используются как в клас-сицистских, так и в неоготических проектах. Являются маркерами сакрального пространства. Парные символизируют столпы Боаз и Иахин, стоявшие перед храмом Соломона (Владимирская церковь в Жуковском, Московская обл.). Они могут быть расположены над храмом (Троицкая церковь в Гусе-Железном). Чаще в виде обелиска делался шпиль колокольни (с. Марьино, Некоузский район, Ярославская область; Отрада гр. Орловых, Московская обл.).

Кадуции - жезлы Меркурия/Гермеса: небольшой черенок, увенчанный сосновой/кедровой шишкой, вокруг которого перевились две змеи в виде восьмерки. Один из ключевых символов масонского учения, означающий возможность перехода в иной мир или его открытие внутреннему взору. Активно использовался в лепном декоре, маркируя «герметизм» пространства. Мог быть размещен на дверных створах (Троицкая церковь в Гусе-Железном) или фланкировал вход в храм (Тихвино-Никольское - усадьба Ти-шининых, Рыбинский район, Ярославская область). Он мог быть и частью символической программы интерьера храма. Так, в Спасском храме усадьбы Свечина (с. Лютово, Ярославский район) сохранился фриз, составленный из направленных в разные стороны тирсов с нанизанными на них тремя венками: центральный - из виноградной лозы, боковые - лавровые, содержащие внутри раковину. Тройные венки - знак Тройственности мироздания, части которого пронизывает дух герметизма.

Лучезарная дельта - равносторонний треугольник с изображением глаза в центре, окруженный золотыми лучами, - символ вездесущего Божества: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18)». В масонской символике приобретает еще смысловой оттенок глаза Гора - символа внутреннего зрения, способность к познанию трансцендентного. Чаще всего использовалась в виде декора фронтонов (Казанский храм в Яропольце Чернышовых, кон. XVIII в.).

В храмах с соответствующей программой может стать основой планировочной системы, как в церкви Владимирской Богоматери в усадьбе Виноградово А. И. Глебова. Основа проекта -увраж Ж.-Ф. Нефоржа, возможно «Храм Войны». Однако выбор именно этой архитектурной формы обусловлен не только популярностью автора. На официальном сайте храма и форму храма, и планировку всего архитектурного ансамбля:

храм и симметрично расположенные за ним часовню и колокольню, интерпретирует как реализацию идеи Троицы [6].

Такая интерпретация не противоречит предлагаемой нами версии, так как Лучезарная Дельта как знак Бога может быть интерпретирована и в качестве символического изображения Троицы. Однако предлагаемая нами интерпретация ансамбля учитывает не только «количественную» его сущность. В частности, в ней находится место и центральному ротондальному объему, организующему внутреннее пространство. Итак, ярусная композиция переосмысливается в духе масонской символики. Три яруса - ступени достижения храма: нижний ярус - земной мир, средний - духовный, верхний - барабанчик-ротонда - собственно Храм Истины. Нижний треугольный ярус - собственно треугольник, а верхний круглый - глаз, барабан на плане «превращается» в зрачок Ока.

Если с наружной стороны динамика объемов невольно воспринимается по восходящей, то в интерьере главным действенным моментом будет свет.

Свет в храме как знак духовного Просвещения. В ряде центричных храмов, в основном усадебных, важную роль в иеротопии пространства играет свет. Особенно это проявляется в тех проектах, заказчики и авторы которых были знакомы как минимум с европейским архитектурным опытом и чей социальный статус и реализуемые проекты позволяют предположить причастность тайным эзотерическим обществам.

В таких храмах пространство делится на две части: центральную, обычно выделяемую колоннадой или пилонами, и периферийную. При этом центральная часть освещается потоками льющегося сверху света, а периферия - светом, идущим «по горизонтали» из окон. Тем самым свет центральной части получает символическое значение горнего, Высшего Света, а «горизонтальный» свет периферийной части становится светом дольним, физическим. Такое проявляется в центричных столпообразных храмах голицын-ских подмосковных Рождества Богоматери (Марфино) и Знамения (Дубровицы), Владимирской церкви подмосковной А. И. Глебова Вино-градово и ряде купольных церквей (Влахернской Богоматери и Спасской в голицынских же Кузьминках и Пехре-Яковлевском).

Таким образом, иеротопический дискурс усадебного храма, реализованный в России XVIII в. -начала XIX в. посредством выбора стиля - эзо-

терического кода архитектурных форм, а также выбора места - эзотерического кода ландшафта, имел мировоззренческие коннотации и выражал духовно-нравственные установки ктитора.

Примечания

1. Лётин, В. А. Философский смысл барской причуды: семантика прогулки князя Н. С. Волконского по усадьбе Ясная поляна [Текст] / В. А. Лётин // Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. История. Филология. Искусствоведение: материалы Междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения - 2005» / ред.-сост. И. А. Манкевич. - СПб.: Ас-терион, 2005. - С. 151-156.

2. Мэнли, П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и ро-зенкрейцеровской символической философии [Текст] / М. П. Холл. - М.: Эксмо, Мидгард, 2007. -864 с.

3. Куковенко, В. И. Масонская архитектура и масоны Можайска [Текст] / В. И. Куковенко. - Можайск: Можайское общество «За сохранение истории», 2006. - 96 с.

4. Раскин, А. М. Ротондальные храмы - феномен в истории отечественного зодчества // Академический вестник УралНИИпроект РАаСН, 2010. - № 4. - С. 40-45 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uniip.ru/index.php/juornal/arhiv/soderghanie/ 134-ау4-2010/168-4-2010-га5кш. свободный. Терёшина О. Б. Уральский очаг ротондальных храмов // Известия Уральского государственного университета (Гу-манитрне науки. Искусствознание и культурология), 2009. - № 4(66) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0066(01 $04-2009)&xsln=showArticle.xslt&id=a24&doc=../content.is 2, свободный, проверено 30.07.2012.

5. Ванеян, С. С. Храм и Грааль в Западном средневековье [Текст] / С. С. Ванеян // Храм земной и небесный / составитель и автор предисловия Ш. М. Шу-куров. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 584 с.

6. Архитектура храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hram-vinogradovo.ru/about-the-temple/architecture.html), свободный, проверено 17.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.