УДК. 821.161.1
Сафонова Т.В. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.:8-960-617-87-49, e-mail: [email protected]
Усадебная культура в художественном сознании Л.Н.Толстого
В статье рассматривается проблема отражения усадебной культуры в художественном сознании Л.Н.Толстого, анализируется специфика изображения дворянской усадьбы в романе-эпопее «Война и мир» и предпринимается попытка определения роли образа усадьбы в выражении философско-этических и эстетических взглядов Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: Усадебная культура, дворянская усадьба, «Война и
мир».
Русская дворянская усадьба - уникальное явление в отечественном наследии. Начав свою историю с конца XVI века как автономный хозяйственный комплекс, дворянская усадьба постепенно становится центром большой социально-экономической и культурной значимости. Вместе с будничными занятиями особое место в усадебной жизни занимают наука и искусство. Хозяева собирают библиотеки, картинные галереи, устраивают музыкальные и литературные вечера, театрализованные представления, организуют школы, разбивают сады, занимаются коллекционированием отечественных достопримечательностей, увековечивают свой род в скульптуре и живописи, занимаются физикой, химией, математикой и геологией.
Масштабность и взаимосвязанность интеллектуальных, духовно-нравственных, практических аспектов усадебной жизни все чаще заставляет исследователей говорить об особом типе усадебной культуры и более того о «своеобразной модели мира», нашедшей отражение прежде всего в русской литературе [1; 2].
К усадебной теме обращаются А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А.Гончаров, И.С. Тургенев, И.А.Бунин.
Образ дворянской усадьбы в художественном сознании Л.Н.Толстого становится своеобразным идейным фокусом, вмещающем представления писателя о человеке, семье, настоящем доме и мире. Показательным в этом отношении может стать анализ усадебного текста эпопеи «Война и мир».
На страницах романа Л.Н.Толстой воссоздает пространство и атмосферу ряда усадеб - это поместья Ростовых и их дядюшки, родовое гнездо Болконских, городские особняки Ахросимовой, Безухова, Шерер, Курагиных. И даже неискушенному читателю понятно, что все симпатии автора на стороне благородно-наивной семьи Ростовых, в укладе жизни которых отразились типичные черты патриархального усадебного барства того времени.
В конце XVIII - начале XIX вв. сложился тип городской усадьбы, состоявшей из дома-особняка, «служб» и двора или небольшого сада. Впервые мы открываем двери особняка Ростовых в день именин Наташи и ее матери, Натальи Ильиничны, в Натальин день. Действие разворачивается в усадьбе на
улице Поварской, 52. По одной из версий это бывшая усадьба князей Долгоруких. На здании установлена мемориальная доска: «Памятник архитектуры московского классицизма. Ансамбль городской усадьбы конца ХУШ-нач. XIX вв. Л.Н.Толстому эта усадьба послужила прообразом дома Ростовых в романе «Война и мир». «Архитектура дома типичная для крупных особняков дворянской Москвы: просторный круглый двор, колоннада, боковые изящные флигели, полукружьем сходящиеся к парадным воротам, обращены на Поварскую» [3, с. 68].
«У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной» [4].
Не перестают открываться двери в дом Ростовых. Здесь постоянное движение, веселое, шумное, открытое. Здесь живут общей «роевой» жизнью родители и дети, слуги, нянюшки, приживалки, родня, сюда с особым удовольствием съезжаются гости.
В усадьбе Ростовых не придают чрезвычайного значения ритуалу и положению гостей, не занимаются «устроительством» и стяжательством, а помогают, чем могут: деньгами Друбецкой, подводами - раненым. И это радушие не внешнее, а искреннее и естественное. Показательно в этом плане и отсутствие внутренних границ в пространстве родового гнезда Ростовых. Святая святых хозяина дома - его кабинет, но и это пространство не является тайным, граф с удовольствием приглашает своих гостей и сюда, чтобы полностью ощутить атмосферу общения, так любимую им: «Самое любимое положение <...> было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников» [4].
Не дожидается особого приглашения в кабинет отца Николай, как и не нужно этого Наташе, чтобы каждый вечер перед сном беседовать с матерью в ее комнате. Характеризуя один из таких совместных вечеров, Толстой подчеркивает существование особых доверительных и добрых отношений между матерью и дочерью, при которых Наташа может безнаказанно нарушить молитву матери и прыгнуть «на тот одр», за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. «Одр этот был высокий, перинный, с пятью все уменьшающимися подушками» [4].
Чувство единения между родителями и детьми, основанное на доверительности отношений, - важная часть усадебной жизни Ростовых. Из этого дома на Поварской Николай уйдет на войну в 1805 г., и сюда он вернется в 1806 г. Николай будет стремиться поскорее оказаться в родных стенах, где его так горячо любят и с нетерпением ждут: «Вот он угол-перекресток, где Захар-извозчик стоит; вот он Захар, все та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали», «карниз», «крыльцо», «тротуарный столб», «та же дверная ручка замка», «те же ломберные столы», «та же люстра в чехле».
Следует отметить, что данный фрагмент один из немногих в романе, где Л.Н.Толстой прибегает к детальному изображению интерьера особняка. Для
писателя важно было не столько описать пространство усадьбы как места действия, сколько передать особую атмосферу усадебной жизни Ростовых. С этой целью Л.Н.Толстой закрепляет за родовым гнездом этой семьи определенные сопутствующие мотивы.
Во-первых, это мотивы детства и света. Светлым домом и детским миром называет Толстой усадьбу Ростовых. Во-вторых, это атмосфера влюбленности, также свойственная дому Ростовых на протяжении всего романа. «Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастья, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно и есть настоящее на свете - остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», - говорила эта атмосфера» [4].
И конечно же, это страстная любовь Ростовых к музыке и танцу. «Музыкальность усадебной жизни» Ростовых возникает уже в первых главах (танец Ильи Андреевича и Марьи Дмитриевны), достигает своего апогея в отрадненских сценах (танец Наташи).
Суета городской жизни с балами и маскарадами, приемами, театральными представлениями и торжественными обедами утомляла, и поместному дворянству хотелось уединения в сельской усадьбе. В противоположность городу, «очень ненадежному месту», сельскую усадьбу -«свое пристанище», «где я свил себе гнездо и приготовил всевозможные удовольствия по моим склонностям» - окружал ореол душевного и физического благоденствия, устойчивого бытования, безопасности в самом широком смысле слова»[5, с. 63].
В романе «Война и мир» такое надежное, безопасное пространство -Отрадное. «Вокруг отрадненского очага словно уплотнился сам мир старопоместных традиций и доверчиво коротает часы, оставленные до грозного потрясения» [6, с. 178].
В усадебных зарисовках легко угадывается горячо любимая Л.Н.Толстым Ясная Поляна. Это Большой дом, из окна которого Андрею открывается удивительный вид, подъезд к дому, напоминающий «прешпект», засеки, дубы Чепыжа.
Можно без преувеличения отметить особую поэтичность пейзажей Отрадного: «- Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила себя бы под коленки, - туже, как можно туже -натужиться надо. Вот так!» «Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями» [4].
Первозданная русская природа или «парковая - «одомашненная» окружает владельцев усадьбы повсюду: в полях и лугах, в парке, в теплицах и оранжереях. «Природа волнует своей близостью - радует и огорчает, пробуждает по утрам и весной, обогревает в летний полдень, погружает в
уныние в осенние дожди, в сон в пору зимних метелей и снегопадов, словом, ни на минуту, в любое время года и суток, не оставляет человека наедине» [5, с. 102]. Для Л.Н.Толстого важна «мера природности» Ростовых. Ростовы импульсивны, имеют развитую интуицию, открыты для мира и счастья, потому что среда, воспитавшая их, - живописные пейзажи Отрадного.
Вдалеке от городской суеты, на лоне природы хозяева усадеб предавались невинным удовольствиям, домашним радостям. Одним из увлечений усадебного барства была псовая охота. Как известно, Л.Н.Толстой был страстным охотником, из воспоминаний Т.А. Кузминской: «Наступали осенние дни с теплым, мелким дождем. Льва Николаевича тянуло на охоту. Решали, куда ехать; отдавались приказания на счет лошадей и собак; дали знать в Телятинки Бибикову, печному нашему спутнику, куда поедем. Все по делалось серьезно, степенно, и я чувствовала всю значительность этих сборов и понимала, что охота — вещь серьезная» [7]. Это дало возможность Л.Н.Толстому создать незабываемые картины охоты в романе «Война и мир».
Эпизод охоты не раз привлекал внимание критиков. С.Г. Бочаров отмечает перекличку поведения людей на охоте с поведением их на войне, но на войне «не по правилам», «а дубиной». По его наблюдению, самые острые перипетии ростовской охоты суть «в миниатюре прообраз ситуации 12 года» [8, с. 366]. П.Громов дифференцирует героев сцены по степени их духовной самоотдачи охоте: «Ростовы, конечно, в чем-то ниже, чем Данило и даже дядюшка. Но они и выше: они уже дошли до цивилизации, и в этом их преимущество». В своей «непосредственности» они сохраняют связь с «природностью» [9, с. 288].
Можно приводить еще много суждений, но предельно ясно то, что псовая охота у Толстого - это не только симпатичная черта патриархального поместного быта, одно из самых дорогих сердцу занятий, но и средство подчеркнуть близость его любимых героев состоянию «естественного человека», народному началу.
Большое значение для характеристики усадебной жизни Ростовых имеет и картина святочных катаний. Как заметил В. Камянов, родилось святочное веселье среди дворовых, которые первыми почувствовали «потребность какого-нибудь ознаменования этого времени», этому чувству предстояло прорвать пелену поэтической меланхолии, царившей в диванной, и даже общую атмосферу невеселья дома Ростовых, связанную с тоской Наташи и грозящим разорением. Праздник врывается, опрокинув все заслоны, появились «наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные,<...> начались песни, пляски, хороводы...» Огонек святочного веселья пробегает по цепочке: дворовые - Петя - Наташа, затем все больше усиливается [6, с. 180]. Это единение с народом, способность «заражаться» их весельем помогает Ростовым вновь ощутить радость бытия в полной мере.
Таким образом, патриархальная усадебная жизнь, не развившаяся до противоречий буржуазной цивилизации, дается Толстым во всех ее преимуществах.
В конце XVIII в. под влиянием западноевропейских традиций складывается в России понятие усадьбы-«замка», которое «подразумевает не обязательно конкретный характер архитектуры, хотя здание иногда и строится в формах готики, но прежде всего особую форму бытования в нем» [5, с. 39], отличающуюся от атмосферы патриархальной русской усадьбы замкнутым течением жизни, малым, избранным кругом общения. Именно такой предстает перед читателем усадьба Болконских.
Лысые Горы не раз появляются в романе. В каждом эпизоде жизнь в усадьбе раскрывается в новом аспекте, поворачивается новой своеобразной чертой. Однако эти новые черты всегда оказываются разработкой тех общих особенностей бытового уклада, которые определились с самого начала романа.
Лысые Горы - это маленькое, но независимое государство, где жизнь искусственно остановлена и игнорируются все происходящие во внешнем мире изменения. Подлинной жизнью, историей и современностью для Болконского является только время его собственной активной общественной деятельности -вторая половина XVIII в. Лысые Горы превращены в чудом сохранившийся уголок прошлого.
Е.Н. Евангулова отмечает, что «.чувство памяти - одно из самых сильных в спектре эмоций, которое дано испытать в усадьбе» [5, с. 121]. Мемориальная тенденция усадебной культуры прослеживается в архитектуре, пластике, живописи. Самый распространенный способ увековечивания -создание живописных портретов представителей рода. «Увековечивая свой род, владелец сообщает ему значение, выходящее за пределы одной семьи <...>. Желающий вписать собственную персону в семейный ряд и обеспечить себе достойное место в глазах потомков обязан быть на высоте положения. Это наглядный пример для детей, для женихов и невест, призванных дать новую ветвь древу, утешение для стариков, которые видят, что не останутся забытыми» [5, с. 142]
Фамильная гордость - как «эмоциональная доминанта» образа Болконских - выявляется через психологическое осмысление всех деталей интерьера лысогорского дома. За предметами, окружающими князя, закреплен постоянный признак «громадный». Так, князь Андрей, находясь в «громадно-высокой, как и все комнаты в доме, столовой, рассматривает огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с <...> изображением владетельного князя в короне» [4]. Однако для Л.Н.Толстого, принадлежавшего к знатному роду по линии матери, такое стремление увековечить свой род - скорее проявление слабости: «Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался <...> - У каждого своя ахиллесова пятка. <...> С его огромным умом поддаваться этой мелочности!» [4].
Отношения внутри усадебного круга складывались по-разному и подчас были весьма противоречивы. Тем не менее, все население усадьбы представляет сплоченный коллектив, способный оценить себя таковым в
противовес соседскому клану - дружественному, нейтральному или откровенно враждебному» [5, с. 42].
В отличие от Ростовых, семью Болконских с их родовым гнездом отличает эмоциональная сухость, недостаток живого, открытого семейного общения. Отсюда возникают отдельные миры огромного лысогорского дома с множеством комнат, идеологическим центром которого является кабинет хозяина, отделенный от всего мира «громадно-высокой дверью». Каждый обитатель дома, пишет Толстой, «испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно-высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигура старика.» [4].
Открытие дверей в кабинет отца чревато для княжны Марьи потерей нравственного равновесия: «Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь и остановилась у входа . Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела <.> и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета» [4].
Конечно, жизнь общими тревогами и радостями возможна в Лысых Горах лишь на короткие мгновения, но поэтому это время наиболее дорого и отмечено особой близостью для всех обитателей усадьбы. «Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья <...>, во всех людях кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту» [4, с. 367].
«Русская усадьба, даже по нормам своего времени, все-таки ведет жизнь изолированную», поэтому процветал здесь, так называемый, «просвещенный дилетантизм» [5, с. 72]. Владельцы усадеб не только упражнялись в музицировании, живописи или сочинительстве, но и занимались наукой, чаще с практической точки зрения. Николай Андреевич Болконский «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
Московский особняк Болконских - это частица Лысых Гор. Деду Толстого, Н.С.Волконскому, принадлежали в нач. XIX в. дома 9 и 11 на Воздвиженке. Этот дом Толстой и описал в романе как городскую усадьбу князя Болконского: «Для посетителей весь этот старинный дом с огромным трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькою француженкой, которые благоговели перед ним, представляли величественно-приятное зрелище» [4].
Но не все так безоблачно и крепко в этом особняке с четко зафиксированной формой, недвижимостью, которая стала оттенять непредвиденное движение к разладу и угасанию в самой основе семейного микромира: «Но посетители не думали о том, что, кроме этих двух-трех часов,
во время которых они видели хозяев, было еще двадцать два часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома» [4].
В этот особняк приезжает Наташа с отцом после помолвки с князем Андреем. О «величественно-приятном» чувстве вовсе не идет речь - Ростовы испытывают страх. Эмоциональное состояние героев окрашивает все окружающее в негативный тон («Они подъехали к старому, мрачному дому на Вздвиженке...»); мир психического переплетается с миром вещным. Надежды Ахросимовой на обаяние и жизненность Наташи не оправдываются: слишком разные миры сталкиваются в этом доме. По определению П. Громова, возникает стык «цивилизации» и «природности». Как лысогорский терем оказался слишком высок для вульгарных Курагиных, так и особняк на Вздвиженке неприступен для естественных Ростовых.
Л.Н. Толстому важно было сопоставить усадьбы Ростовых и Болконских - Отрадное и Лысые Горы, особняк на Поварской и Вздвиженке -, поскольку за ними он видел две жизненные позиции, два мировосприятия, две разные культуры: старое барство, идущее из XVIII в., и семейство, принадлежащее, по определению Достоевского, к «средне высшему кругу». Полная независимость по отношению к гражданским властям, рациональное устройство быта, педантический режим воспитания, суровость личных отношений, неугомонная деятельность, почти придворный этикет с выходами и приемами, патриотизм суворовской школы, максимальное соответствие великому аристократическому роду - такова атмосфера усадебной жизни Болконских. Однако в образной системе Толстого возможность разума без стихии чувств ставится под сомнение.
Тем не менее, говорить о том, что Л.Н. Толстой решительным образом отвергает жизненный уклад Лысых Гор нельзя. В доме человек не просто живет, а спасает душу молитвой, поэтому в Лысых Горах находится место для сакрального пространства (комната княжны Марьи), растит детей (Николенька Болконский).
И наконец, это этическое пространство - место, где осуществляется истинная любовь членов семьи друг к другу, к своей усадьбе, к Родине.
Кроме того, во многом Лысые горы напоминают Ясную Поляну. Вот как усадьба Болконских выглядит в романе: перед въездом в усадьбу большой пруд, у въезда каменные ворота, к большому трехэтажному дому ведет аллея „прешпект", парк с оранжереей, подле дома в парке липовые аллеи, „составляющие квадрат и звезду", недалеко от дома дубово-березовая роща со старым дубом. Сходство с Ясной Поляной очевидно [4].
Подводя итог, мы можем с полной уверенностью сказать, что дворянская усадьба в художественном сознании Л.Н.Толстого - не просто хронотоп, это сложный, динамичный и, более того, антропоморфный образ. Л.Н. Толстой создает на страницах эпопеи прекрасный образ усадьбы, так что «Война и мир» является своеобразным гимном усадебной культуры.
Литература
1. Иванова Л.В. Проблемы исследования русской усадьбы и воссоздание Общества изучения русской усадьбы // Хозяева и гости усадьбы Вяземы: Материалы II Голицынских чтений, 21-22 января 1995 г. Вяземы: ГИЛМЗ, 1995. С. 5-13.
2. Колягина Т.Ю. "Усадебный" тип культуры в художественном сознании А. С. Пушкина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Омск, 2007. 182 с.
3. Озеров Ю.А. Москва и Петербург в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» // Русская словесность. 2001. № 1. С. 68-75.
4. Толстой Л.Н. Война и мир [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова: [сайт]. URL: http://ilibrary.ru/text/11 /index.html (дата обращения: 12.10. 2014).
5. Евангулова О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 303 с.
6. Камянов В. Поэтический мир эпоса: о романе Л.Толстого «Война и мир». М.: Советский писатель, 1978. 296 с.
7. Отражение Ясной Поляны в романе Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] // Музей Л.Н. Толстого на станции Лев Толстой: [сайт]. URL: http://tolstoy.lipetsk.ru/yasnaya-polyana-v-zhizni-i-tvorchestve-tolstogo (дата обращения: 30.09.2014).
8. Война из-за "Войны и мира": роман Л.Н.Толстого"Война и мир" в русской критике и литературоведении / сост. С.Г. Бочаров; вступ. ст. И.Н. Сухих. СПб.: Азбука-Классика, 2002. 496 с.
9. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л.: Художественная литература, 1977. 487 с.
10. Москва в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] // IntoMOSKOW.ru: [Онлайн путеводитель по Москве]. URL: http://www.intomoscow.ru/moskva-v-romane-tolstogo-voiyna-i-mir.html (дата обращения: 30.09.2014).
Safonova T. V.
THE ESTATE CULTURE IN THE ARTISTIC CONSCIOUSNESS OF LEO TOLSTOY.
The article considers the problem of reflection estate culture in the artistic consciousness of Leo Tolstoy, analyses the specificity of the image of the noble estate in the novel "War and peace" and attempts to define the role of the image of the estate in terms ofphilosophical, ethical and aesthetic views of the LN. Tolstoy.
Key words. Manor culture, noble estate, " War and peace".