Научная статья на тему 'УРОЖАЙ В ИСКУССТВЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ И СРЕДСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЧВ'

УРОЖАЙ В ИСКУССТВЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ И СРЕДСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЧВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА УРОЖАЯ В ИСКУССТВЕ / ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ / ОХРАНА ПОЧВ / ЭНЕРГИЯ ЗЕМЛИ / ДУХОВНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зубкова Татьяна Александровна

Представлена модель нового подхода в решении экологических проблем - схема трансформации энергии земли в материальной и духовной сферах общества. Активизация массового творчества и темы урожая в искусстве будут способствовать формированию экологического сознания для выживаемости человека на планете Земля. Ключевые слова: тема урожая в искусстве, плодородие почв, охрана почв,энергия земли, духовная сфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARVEST IN ART AS A DIRECTION AND MEANS IN SOLVING THE PROBLEM OF SOIL PROTECTION AND RESTORATION

The article presents the model of a new approach to solving environmental problems, namely, a scheme for the transformation of soil energy in the material and spiritual spheres of society. The activation of mass creativity and the theme of harvest in art will contribute to the formation of environmental consciousness for human survival on Earth. Keywords: harvest theme in art, soil fertility, soil conservation, earth energy, spiritual sphere.

Текст научной работы на тему «УРОЖАЙ В ИСКУССТВЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ И СРЕДСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЧВ»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147

DOI 10.29003/m3453.0514-7468.2023_45_2/252-259

УРОЖАЙ В ИСКУССТВЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ И СРЕДСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЧВ

Т.А. Зубкова*

Представлена модель нового подхода в решении экологических проблем - схема трансформации энергии земли в материальной и духовной сферах общества. Активизация массового творчества и темы урожая в искусстве будут способствовать формированию экологического сознания для выживаемости человека на планете Земля.

Ключевые слова: тема урожая в искусстве, плодородие почв, охрана почв, энергия земли, духовная сфера.

Ссылка для цитирования: Зубкова Т.А. Урожай в искусстве как направление и средство в решении проблемы охраны и восстановления почв // Жизнь Земли. 2023. Т. 45, № 2. С. 252-259. DOI: 10.29003/m3453.0514-7468.2023_45_2/252-259.

Поступила 13.04.2023 /Принята к публикации 31.05.2023

HARVEST IN ART AS A DIRECTION AND MEANS IN SOLVING THE PROBLEM OF SOIL PROTECTION AND RESTORATION

T.A. Zubkova, Dr. Sci (Biol.)

Lomonosov Moscow State University (Faculty of Soil Science)

The article presents the model of a new approach to solving environmental problems, namely, a scheme for the transformation of soil energy in the material and spiritual spheres of society. The activation of mass creativity and the theme of harvest in art will contribute to the formation of environmental consciousness for human survival on Earth.

Keywords: harvest theme in art, soil fertility, soil conservation, earth energy, spiritual sphere.

For citation: Zubkova, T.A, «Harvest in art as a direction and means in solving the problem of soil protection and restoration», Zhizn Zemli [Life of the Earth] 45, no 2, 252-259 (2023) (in Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.29003/m3453.0514-7468.2023_45_2/252-259.

* Зубкова Татьяна Александровна - д.б.н., с.н.с. факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, dusy.taz@mail.ru.

252 Жизнь Земли 45(2) 2023 252-259

Введение. К основным экологическим проблемам в России, как и во многих странах, относят загрязнение воздуха, воды и почвы, бытовые отходы, радиоактивное загрязнение, вырубка лесов, уничтожение заповедных зон и другие. Промышленное и сельскохозяйственное производство привело к ухудшению качества земли и воды в России. Многие почвы деградировали безвозвратно. Однако решение экологических проблем часто буксует, деньги на их разрешение выделяются неохотно. Но человечество всё-таки предпринимает активные действия по защите природы, и в первую очередь это касается перехода Европы на зелёную энергетику [4]. Создание заповедников, посадка деревьев, лесонасаждение ведут к восстановлению исчезающих видов растений и популяций животных. Тем не менее, загрязнение окружающей среды продолжает усиливаться [2, 3]. Особого внимания заслуживает проблема грамотного и бережного отношения к почвенным ресурсам страны с сохранением её экологических функций. Традиционно экологические проблемы решаются на законодательном уровне, уровне исполнительной власти и общественных организаций. Однако в решении этой проблемы открывается новая сторона вопроса - через искусство.

Цель работы - показать, как тема урожая в живописи может быть направлением и средством в сохранении почвенных ресурсов страны.

Плодородие почв и тема урожая в искусстве. Сельское хозяйство играло ключевую роль в обеспечении человека продуктами питания на протяжении всего периода развития земледелия, главная задача которого - получение высоких урожаев и производство продуктов питания. Для агрария урожай измеряется тоннами и центнерами, а посевные площади - гектарами. Однако искусство оценивает сельскохозяйственные продукты по-другому. Урожай вдохновлял многих художников на создание величайших произведений искусства, а их картины увлекали публику и давали толчок развитию культуры [1].

Отношение человека к пшеничным колосьям в Древнем Египте было трепетным, поскольку они воспринимались как дар богов. Сценами уборки урожая расписаны египетские гробницы Х1У-ХУ1 вв. до н. э. (рис. 1А).

Рис. 1. Тема урожая в Древнем Египте и Древней Греции: А - образы на росписях гробниц, XIV век до н. э.; Б - плита, V век до н. э.

Fig. 1. Harvest theme in Ancient Egypt and Ancient Greece: А - Images on the paintings of the tombs, 14th century BC; Б - Slab, 5th century BC.

На греческой плите V века до н. э. изображены Аид и Персефона, восседающие в царственных креслах (рис. 1Б). Персефона держит в руках букет из колосков - она богиня весны и плодородия. Удивительно другое - Аид, бог подземного царства мёртвых, в руках тоже держит растение. Персефона на летний период выходит на землю, покровительствует цветению и созреванию урожая. Аид же в своём подземелье, куда не проникают солнечные лучи и где обитают только мёртвые тела, неожиданно изображён с растением. Возможно, уже в Древней Греции люди понимали, что любые растения берут своё начало в земле, там же происходит и возрождение их жизни каждый год после зимнего периода. Поэтому художник наделил Аида этой возрождающей жизнь силой, которую олицетворяет растение в его руках. Тема жатвы, жнецов и отвоёвывание человеком огненной силы земли показана в работах Питера Брейгеля-старшего (1565), Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Ивана Шишкина и др. (рис. 2).

Рис. 2. Пшеница и рожь в искусстве: А - Винсент Ван Гог «Жнец», 1889; Б - Пабло Пикассо «Жнецы», 1907; В - Иван Шишкин «Рожь», 1878; Г - Аркадий Пластов «Колхозный ток», 1949.

Fig. 2. Wheat and rye in art: А - Vincent van Gogh "Reaper", 1889; Б - Pablo Picasso "Reapers", 1907; В - Ivan Shishkin "Rye", 1878; Г - Arkady Plastov "Collective farm threshing-floor", 1949.

Жнец у Ван Гога стоит спиной к зрителю, и всё его тело вторит движению поля. Создаётся впечатление, что главное в картине - поле, колоски, которые впитали силу земли, а человек - герой второго плана, он отвоёвывает этот урожай у земли.

Яблоневый сад и его дары изображены на картинах Клода Моне (1878), Давида Бурлюка, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского (рис. 3).

Д Е

Рис. 3. Тема яблок в живописи: А - Борис Кустодиев «Яблоневый сад», 1918; Б - Кузьма Петров-Водкин «Полдень», 1917; В - Пётр Кончаловский «Яблоки и собака-сторож», 1939; Г -Борис Кустодиев «Яблоко и сторублевка», 1916; Д - Илья Репин «Яблоки и листья», 1879; Е -Пьер Огюст Ренуар «Яблоки на блюде», 1883.

Fig. 3. Apple theme in painting: А - Boris Kustodiev "Apple Orchard", 1918; Б - Kuz'ma Petrov-Vodkin "Noon", 1917; В - Pyotr Konchalovsky "Apples and watchdog", 1939; Г - Boris Kustodiev "An apple and a hundred rubles», 1916; Д - Ilya Repin "Apples and Leaves", 1879; Е - Pierre Auguste Renoir "Apples on a plate", 1883.

Яблоко - как вечная спираль жизни в картине Кузьмы Петрова-Водкина «Полдень». Натюрморты с яблоками всегда привлекали художников. Их писали Константин Коровин (1916, 1917), Винсент Ван Гог (1887), Борис Кустодиев (1916), Игорь Грабарь (1905), Пабло Пикассо (1908, 1918, 1938), Александр Дейнека (1937), Илья Репин (1879), Поль Гоген, Поль Сезанн и др. Причём многие подчёркивали сходство с реальностью, отображая на плодах червоточины. Борис Кустодиев («Яблоко и сторублевка») и Рене Магритт («Комната для прослушивания», 1952) вывели яблоко на философский уровень в осмыслении жизни и места человека в ней.

Огурец известен ещё со времён Древнего Египта, его преподносили в дар богам. Он наполнен водой и семенами, что ассоциируется с мощным источником жизни и символом плодородия. Сбор огурцов отражён на картинах российских художников Бориса Шатилова («Сбор огурцов», 1950), Татьяны Яблонской («Сбор огурцов», 1966), Михаила Малахова («Огурцы», 1957). В Зальцбурге Эрвин Вурм создал инсталляцию, прославляющую огурцы, имеющие размер человека и неповторимые формы.

Капуста предстаёт и грозным монстром (Бартоломео Бимби «Чудовищная цветная капуста и хрен», XVI-XVII вв.), и красавицей розой, как в портрете капусты Павла Кузнецова (1932). «Капуста есть - зиму проживём!», - так говорили на Руси. Капустные поля обычны для сельской местности (Камиль Писсаро, Станислав Жуковский, 1905). На картинах Виктора Борисова-Мусатова («Капуста и вётлы», 1894) и Артура Мэлвела (1877) капустный огород приобретает романтические мотивы. А Михаил Нестеров получил нарекания из-за капустного огорода в картине «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Капуста может храниться всю зиму, поэтому осенью её солили, и это было важным коллективным действием в деревнях (Николай Фешин «Капустница», 1909). Квашеная капуста играла ключевую роль в спасении от цинги, которая в эпоху Нового времени была главной убийцей для моряков. Капитан Кук был первым, кто решил эту проблему - на его кораблях всегда имелся запас квашеной капусты.

Картошка - один из самых любимых продуктов в нашей стране и у многих народов мира. Поэтому живописцы часто обращались к теме картофеля (рис. 4), а также отражали тяжёлый труд при его сборе. Винсент Ван Гог написал несколько натюрмортов с картофелем в течение 2-3 лет, причём в поздней картине он уже перестал «примешивать к краскам землю», т. е. от тёмных тонов перешёл к красочным оттенкам, как в тарелке с золотым ободком. Пара картофелин в натюрморте с селёдкой и кусочком подсохшего хлеба на картине Кузьмы Петрова-Водкина (1918) отражала скудный набор его профессорского пайка в суровое время Гражданской войны и разрухи. Именно картофель, как «второй хлеб», использовали современные художники Рой Лихтенштейн и Клас Ольденбург в протестах против «химической» еды.

Схема круговорота энергии земли в материальной и духовной сферах общества. Искусство показывает, что роль почвенного плодородия и собранный урожай служат человеку не только для кулинарных потребностей. Продуктовая корзина - лишь первый необходимый шаг к формированию духовной сферы жизни общества. Широкое освещение темы урожая в полотнах художников - свидетельство вечной тяги человека к живительной силе земли. Предлагается схема круговорота энергии земли в материальной и духовной сферах общества (рис. 5).

Она включает переход энергии земли из подземного царства Аида в почву (рис. 5, стрелка 1); из почвы совместно с солнечной энергией - в культурные растения (рис. 5, стрелка 2) и животных, питающихся растениями, и от них с пищей - к человеку (рис. 5, стрелка 3). Казалось бы, на этом заканчивается переход энергии 256

Рис. 4. Тема картофеля в искусстве: А - Винсент Ван Гог «Натюрморт с картофелем», 1886; Б - Винсент Ван Гог «Натюрморт с картофелем», 1887; В - Рой Лихтенштейн «Печёный картофель», 1962; Г - Клас Ольденбург «Картофель фри и кетчуп», 1963.

Fig. 4. Potato theme in art: А - Vincent Van Gogh "Still Life with Potatoes", 1886; Б - Vincent Van Gogh "Still Life with Potatoes", 1887; В - Roy Lichtenstein "Baked Potato", 1962; Г - Claes Oldenburg "French fries and ketchup", 1963.

земли в общество, и далее после смерти организма происходит возвращение её с прахом обратно в почву, в лоно земли. Но человек на протяжении всей своей жизни создаёт духовную сферу (наука, культура, религия, искусство, образование, философия и др.). Произведения искусства, как результат творческой энергии человека, оказывают воздействие на других людей, причём не только на уровне получения ими удовольствий и других положительных эмоций, но также на уровне мировоззрения и поведенческих функций. В конечном итоге, искусство толкает человека на переосмысление прежних постулатов, вплоть до изменения своего отношения к жизни и окружающему миру. И здесь мы подходим к главному: если предмет живописи - урожай и продукты питания, которые просто необходимы для выживания, то вполне реально изменение отношения человека к важнейшему природному объекту, активному участнику сельскохозяйственного производства - почве.

Изменение отношения человека к биосфере и почве. Люди могут меняться двумя путями: социальным и биологическим. Генетические изменения нашего вида требуют порядка 3000-4000 лет, поэтому на данный момент интереса не представляют.

# mJ

кУЖ

Рис. 5. Схема трансформации энергии земли в биосфере: материальная сфера (закрашенные стрелки) - социальная сфера (незакрашенные стрелки). Пояснения в тексте.

Fig. 5. Scheme of the earth energy transformation in the biosphere: the material sphere (painted arrows) - social sphere (empty arrows). Explanations in the text.

Социальная адаптация человека к природе теоретически возможна, но реализуема ли на практике? Одним из таких путей может быть изменение отношения человека к природе и почве через искусство. Например, религия реально меняет свои взгляды по отношению к природе - она выступает в защиту всей природы, хотя ранее христианская церковь расставляла приоритеты и определения иерархии иначе: люди лучше и важнее животных. Но всё изменилось в 2015 г. с появлением энциклики Папы Римского Франциска, которая была посвящена вопросам экологии1. Никогда до этого папы так прямо и однозначно не говорили об экологических проблемах, и никогда прежде это не делалось так ярко - вплоть до того, что в день публикации текста на собор Святого Петра проецировали изображения животных.

Появляется надежда, что благодаря широкому освещению темы урожая в искусстве человек изменит своё отношение к природе: от хищнического потребления её даров к бережному отношению, охране и восстановлению почв. Или мы будем заряжаться мощной энергией от картин Винсента Ван Гога, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина и многих других художников, или же «глотать» печёный картофель, как у Роя Лихтенштейна, и картофель фри из искусственной кожи - выбор за нами.

Казалось бы, картин на тему урожая не так много по сравнению с пейзажами, ландшафтами и цветочными натюрмортами. Да, если говорить об их количестве, но если посмотреть на объект изображения с другой стороны, оценить их значение для

1 http://cathmos.ru/files/docs/papal_documents/Laudato_si.pdf

жизни людей, то выясняется существенная разница. Продукты питания - это жизненная необходимость для человека, без еды он долго не проживёт. Причём от качества продуктов зависит и здоровье, и продолжительность жизни. Окружающая среда - это лишь место обитания. Но человек может поменять природную среду на искусственную, проводя значительную часть времени в жилых и технологических помещениях, в больнице, в космосе и др. И второе: пейзаж воздействует лишь на эмоции, а продукты непосредственно участвуют в процессах жизнеобеспечения - снабжают организм необходимыми веществами и энергией. Поэтому именно тема урожая в живописи приобретает глубинную, на уровне генетики, значимость для человека.

Выводы. На основе проведённого исследования темы урожая в искусстве и связи с почвенным плодородием предложена схема трансформации энергии земли в материальной и духовной сферах общества, которая включает почву, растения, животных, человека, и далее в процессе творчества переходит в духовную сферу - произведения искусства. Пройдя через духовную сферу жизни людей, энергия картин возвращается вновь к человеку, воздействуя на его эмоции, сознание и поведенческие функции. В конечном итоге тема урожая в искусстве способствует изменению отношения человека к природе в целом и почве в частности на бережное и разумное, что позволит выжить человеку на планете Земля.

Благодарности и источники финансирования. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 121040800146-3 «Физические основы экологических функций почв: технологии мониторинга, прогноза и управления».

ЛИТЕРАТУРА

1. Донец В.В. Урожай в искусстве (https://takimputem.ru/urozhaj_v_iskusstve).

2. Зубкова Т.А. Геополитические перспективы использования почв // Жизнь Земли. 2022. Т. 44, № 1. С. 26-34. DOI 10.29003/m2618.0514-7468.2022_44_1/26-34.

3. Herrington G. Update to limits to growth: Comparing the world3 model with empirical data // J. of Industrial Ecol. 2020. Р. 1-13 (https://doi.org/10.1111/jiec.13084).

4. Ragnarsdуttir K.V. and Sverdrup H.U. Put natural resources into Global Perspective // Geoscientist. October 2015. P. 10-16 (https://www.geolsoc.org.uk/Geoscientist/Archive/0ctober-2015/ Limits-to-growth-revisited).

REFERENCES

1. Donets, V.V., Harvest in art (https://takimputem.ru/urozhaj_v_iskusstve) (in Russian).

2. Zubkova, T.A., "Geopolitical prospects for the use of soils", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 44 (1), 26-34 (2022) (in Russian). DOI 10.29003/m2618.0514-7468.2022_44_1/26-34.

3. Herrington, G., "Update to limits to growth: Comparing the world3 model with empirical data", J. of Industrial Ecol., 1-13 (2020) (https://doi.org/10.1111/jiec.13084).

4. RagnarsdYttir, K.V. and Sverdrup, H.U., "Put natural resources into Global Perspective", Geoscientist, 10-16 (oct. 2015) (https://www.geolsoc.org.uk/Geoscientist/Archive/0ctober-2015/ Limits-to-growth-revisited).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.