Научная статья на тему 'УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВЫХ ВИБРАЦИЙ В СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВЫХ ВИБРАЦИЙ В СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГИЯ ЗВУКА / ВЕРБАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ГОЛОСОВАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / АКТЕР / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катерева И.Е.

Умение актера управлять энергетическим потоком, как сознательной техникой не только телесной выразительности, но и голосовой (вербальной), приобретает все большую значимость в современном театральном искусстве. В этой связи, важным представляется работа с энергией звука уже на первом этапе освоения сценической речи. Автор рассматривает уровни восприятия звуковых вибраций в сценической речи, используя междисциплинарный подход и комплекс взаимодополняющих методов исследования. В результате исследования стало очевидно, что энергия звука проявляется на трех неразрывно взаимосвязанных уровнях: профессиональном, метафизическом, физиологическом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF PERCEPTION OF SOUND VIBRATIONS IN THE ART OF STAGE SPEAKING

The ability of the actor to control the energy flow, as a conscious technique of not only bodily expressiveness, but also voice (verbal), is becoming increasingly important in contemporary theatrical art. In this regard, it is important to work with the energy of sound already at the first stage of mastering the art of stage speaking. The author examines the levels of perception of sound vibrations in the art of stage speaking, using an interdisciplinary approach and a set of complementary research methods. As a result of the study, it became clear that the energy of sound manifests itself on three inextricably interrelated levels: professional, metaphysical, and physiological.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВЫХ ВИБРАЦИЙ В СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

УДК 792

Катерева И.Е.

доктор искусствоведения, преподаватель Академия Музыки, Театра и Изобразительных искусств,

г. Кишинев, Молдова

УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВЫХ ВИБРАЦИЙ В СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация

Умение актера управлять энергетическим потоком, как сознательной техникой не только телесной выразительности, но и голосовой (вербальной), приобретает все большую значимость в современном театральном искусстве. В этой связи, важным представляется работа с энергией звука уже на первом этапе освоения сценической речи. Автор рассматривает уровни восприятия звуковых вибраций в сценической речи, используя междисциплинарный подход и комплекс взаимодополняющих методов исследования. В результате исследования стало очевидно, что энергия звука проявляется на трех неразрывно взаимосвязанных уровнях: профессиональном, метафизическом, физиологическом.

Ключевые слова

энергия звука, вербальная выразительность, голосовая выразительность, актер, театральное искусство

Katereva I.E.

Doctor in Study of Arts, professor, Academy of Music, Theatre and Fine Arts, Chisinau, Moldova

LEVELS OF PERCEPTION OF SOUND VIBRATIONS IN THE ART OF STAGE SPEAKING

Abstract

The ability of the actor to control the energy flow, as a conscious technique of not only bodily expressiveness, but also voice (verbal), is becoming increasingly important in contemporary theatrical art. In this regard, it is important to work with the energy of sound already at the first stage of mastering the art of stage speaking. The author examines the levels of perception of sound vibrations in the art of stage speaking, using an interdisciplinary approach and a set of complementary research methods. As a result of the study, it became clear that the energy of sound manifests itself on three inextricably interrelated levels: professional, metaphysical, and physiological.

Keywords

the energy of sound, verbal expression, vocal expression, actor, theatrical art

В современном театральном искусстве все более широкое распространение приобретает умение актера работать с энергетическим потоком, импульсами энергии, как сознательной техникой не только телесной выразительности, но и голосовой (вербальной). Эксперименты, начатые в этом направлении еще в начале ХХ века выдающимися деятелями театра, как Антонен Арто, Михаил Чехов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров и другими, получили развитие в творчестве знаковых персон второй половины двадцатого столетия - Ежи Гротовского, Питера Брука, Андрея Щербана, Еудженио Барба, Анатолия Васильева и многих других. Безусловно, развитие навыков актера чувствовать и сознательно управлять потоками энергии требует длительного процесса и в этой связи, важным представляется начинать работу с энергией звука уже на первом этапе освоения сценической речи.

С древних времен люди знали, что все во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. За много тысячелетий до нашей эры, египетский Посвященный Гермес Трисмегист в одном из семи законов о взаимодействии человека (микрокосмос) и Вселенной (макрокосмос) утверждал, что ничто не находится в покое, все движется и вибрирует. Все в мире является энергией, она лежит в основе всего -подтверждает научная теория физика Альберта Эйнштейна. В этом контексте, звук человеческого голоса актера - явление материальное, это вибрации, резонирующие в пространстве и порождающие звуковую волну - определенную форму энергии. Энергия звука является звуковой материей и смысловым источником звучащего голоса актера, основой его естественной выразительности. Слово или фраза как живой организм, обладают энергией, представляющей собой сумму энергий всех звуков.

Известно, что сакральная энергия звука использовалась в Великих духовных традициях, являющихся совокупностью всечеловеческих знаний и мыслей о бытие, космосе и человеке. Трансцендентальные знания Древнего Египта, Рима, Греции, Индии, Тибета и других, опираясь на метафизику, составляющую их суть, не разделяя мир духовный и физический, рассматривали вибрации как первоисточник всего сущего. Например, согласно индуистской традиции, с помощью энергий звуков произносимых в мантрах, человек может активизировать энергетические центры - чакры, каждая из которых вступает в резонанс с определенным звуком и тоном. В результате звукового воздействия, происходящего одновременно на уровне энергии (тонкой материи) и физического тела (плотной материи), становится возможным, в зависимости от цели, гармонизировать эмоции, мысли, восстановить здоровье, войти в измененное состояние сознания, чтобы вступить в контакт с Абсолютом. В даосизме сила голоса человека определяется степенью открытости его энергетических меридианов, влияющей на уровень его энергетической мощности. В тибетской традиции звук человеческого голоса рассматривается как живая энергия. Человек, сливаясь со звуковым потоком, становится одновременно вместилищем и передатчиком этой энергии, что составляет суть звуковой медитации. Эту особенность вибраций горлового пения использовали шаманы для лечения людей или чтобы вступить в контакт с разными духами и божествами.

В ХХ веке многие деятели театра, понимая звук как базовый первоэлемент, универсальную материю человеческой речи, составляющую основу всех возможных форм живого звучания голоса на театральной сцене, обращались к знаниям духовных традиций прошлого в своих театральных экспериментах. Например, творческие поиски Михаила Чехова во многом опирались на эвритмию Рудольфа Штейнера, созданную в начале ХХ века на основе трансцендентальных знаний [5]. Раскрывая понимание мира сквозь призму духовных законов и, базируясь на работе с энергией звуков, она была направлена на духовное целительство и возвращение речи ее живой сущности. Размышляя о речи актера и рассматривая фразу как живой организм, обладающей суммарной энергией всех звуков, Чехов отмечает, что каждый из них содержит в себе прообраз - невидимый жест, заключенный в нем. Питер Брук подчеркивает, что смысл слову актера сообщает транслируемая энергия. Слово, размышляет он, подобно айсбергу, подлинная сила и энергия которого не лежит на поверхности, и они бесконечно больше того, что предъявлено, и это большее передается через звук, через вибрацию, которую производит произнесение слова. Андрей Шербан, делая акцент на невидимых составляющих актерской выразительности, сосредотачивает свое внимание на голосовых возможностях актера [6]. Для него важна способность актера-человека транслировать звуком и словом духовные вибрации, импульсы подсознания, чтобы передавать их глубинное значение, находящееся вне прямого смысла.

Как правило, изучение студентами курса «Сценической речи» начинается с освоения и совершенствования работы дыхательного аппарата, резонаторов, голоса, дикции, орфоэпии, интонации, логики. Уже на этом раннем этапе не редко возникает проблема со свободой звукоизвлечения, с использованием резонаторов, овладением опорой звука. Студентам сложно бывает научиться «слушать» свое тело, чувствовать его. Используемые в упражнениях речевого тренинга звуки, зачастую направлены

на совершенствование дикции, артикуляции, что, безусловно, важно и необходимо. Однако существует еще один аспект работы со звуком в речевом тренинге: овладение целенаправленной энергией звука, которая «включает» человека изнутри. Тогда становится понятно, почему надо начинать тренинг с использования одного звука, а заканчивать другим, а не наоборот. Такой подход позволяет усовершенствовать процесс обучения, добиться более эффективных результатов.

Из чего же состоит энергия звука? Данилов А.В. - педагог, автор методики обучения пению и системы тренингов, определяет три элемента, имеющих для процесса голосообразования одинаковое значение [2]. Резонанс - как способ «материализации» звука, управляющий такими его качествами как тембр, диапазон, полётность и где резонаторным полем является все тело актера от макушки до пяток. Дыхание - как основной источник энергии для звука, делающее голос ярким, мощным и полетным без каких-либо мышечных усилий. И психологический настрой - важнейший компонент для придания голосу тех индивидуальных вибраций, которые сделают его уникальным. Голдмен Дж., связывая воедино научный и метафизический подход к проблеме энергии звука в разных культурах и духовных традициях, раскрывает способность гармоник производить изменения в частоте колебаний физического тела, а также ментального, эмоционального и эфирного тел [1]. Опираясь на свой многолетний опыт обертонального пения (горлового пения), Голдмен отмечает, что эти изменения в свою очередь, влекут за собой исцеление и обновление. Таким образом, приходит он к выводу, резонанс — действенное средство восстановления природной вибрации организма. По мнению Ниши К. дыхание есть движение энергии, жизненной силы, потому что движения воздуха и движения энергии неотделимы друг от друга, и пока человек живет, он вибрирует и излучает энергию той или иной частоты, и скрытые вибрации дыхания становятся явными вибрациями голоса с помощью голосовых связок [4].

Следует отметить, что понятия «сила звука» и «громкость» не идентичны. Первое - величина объективная и характеризуется энергией, потоком жизненной силы, второе - величина субъективная, зависящая от личного отношения и восприятия. Один и тот же звук, произнесенный с одинаковой силой, может быть способом выражения разных чувств: лирических, драматических и так далее, поскольку, например, кричать можно и от радости и от горя. В этом случае, эмоциональное состояние актера, его отношение, рождают точную интонацию, понятную зрителю.

Согласно закону гармонического резонанса, если один объект вибрирует достаточно сильно, то другой объект, расположенный рядом, начинает вибрировать (резонировать) вместе с первым. Аналогичным образом вибрации звуков входят в резонанс с вибрациями организма человека. С их помощью можно вызывать нужные эмоции, успокоить или сконцентрировать ум, установить энергетический баланс, активизировать деятельность тех или иных органов и систем организма человека. Безусловно, каждый звук имеет свою специфику действия. Например, вибрация звука «а-а-а» дает команду всем клеткам организма настроиться на работу, как бы «включая» его изнутри, способствует углублению дыхания, развитию объема легких и силы дыхательной мускулатуры. Вибрация звука «с-с-с» активизирует работу легких. Вибрация звука «о-о-о» наоборот, уменьшает глубину дыхания, успокаивает дыхательную систему. Звуковые вибрации также, способствуют развитию чувственно-эмоционального и творческого потенциала. Например, вибрации звука «ш-ш-ш» позволяют избавиться от целой гаммы отрицательных эмоций; вибрация звуков «рэ» помогает снять стрессы и обрести эмоциональное равновесие; вибрация звука «н-н-н» активизирует творческие способности, интуитивные процессы.

Вместе с тем, имея волновую и энергоинформационную структуру, звук способен влиять не только на эмоциональное и психическое состояние человека, но и на его здоровье и даже изменять цепочки ДНК. Этим качеством энергии звука с древних времен пользовались лекари, шаманы, йоги, воздействуя на состояние внутренних органов и систем человека. Современная аппаратура позволяет зафиксировать изменения свойств внутренних сред организма после работы со звуковой энергией. Как отмечает Данилов А.В., наибольшим изменениям подвергается плазма и эритроциты, предполагается существование

эффекта структурирования жидкостных сред организма человека при воздействии на них звуком; при работе с голосом происходит мышечное расслабление, которое приводит к снятию спазмов с сосудов и, как следствие, к адекватной циркуляции крови в организме [3].

Таким образом, целенаправленное использование звуковой энергии является огромным резервом в процессе освоения сценической речи. Актер получает очень действенного, невидимого союзника -энергию звука, энергетический поток, который проявляется на трех неразрывно взаимосвязанных уровнях: профессиональном (уровень освобождения и развития голоса актера, открывающей путь к профессиональному и личностному самосовершенствованию); метафизическом (уровень раскрытия смыслового кода звука, находящегося вне прямого смысла и раздвигающий границы духовного саморазвития); физиологическом (содержит элементы звукотерапии запускающие механизмы самооздоровления).

Список использованной литературы:

1. Голдмен Дж. Целительные звуки. М.: София, 2003. - 224 с.

2. Данилов А. В. Энергия звука. Наш голос творит новую реальность. М.: Перо, 2014. - 103 с.

3. Данилов А.В., Клюева А.А., Краткий обзор результатов гемосканирования участников психологического тренинга «Путь к себе. Развитие личности через голос» // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. №1, 2017. - С. 65-76.

4. Ниши К. Энергетическое дыхание. СПб.: Невский проспект, 2001. - 128 с.

5. Штайнер Р. Эвритмия как видимая речь // [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/961436534/?page=5&*

6. §erban A. Via^a sunetului. //Arta Teatrului. Bucure§ti: Nemira, 2004. С. 527 - 529.

© Катерева И. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.