Научная статья на тему 'Уровни развития социальной адаптации российских и вьетнамских младших школьников'

Уровни развития социальной адаптации российских и вьетнамских младших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / SOCIAL DISADAPTATION / КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ / OBSERVATION CARDS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ле Ван Кхуен

В статье рассматриваются уровни различия социальной адаптации младших школьников (на материале российских и вьетнамских детей). Полученные данные могут быть основой для диагностики и коррекции психических нарушений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ADAPTATION OF RUSSIAN AND VIETNAMESE JUNIOR CHOOLCHILDREN

The article examines the levels of differences in social adaptation of younger schoolchildren (based on Russian and Vietnamese children). The data obtained can be the basis for diagnosing and correcting of younger schoolchildren's mental disorders.

Текст научной работы на тему «Уровни развития социальной адаптации российских и вьетнамских младших школьников»

Ле Ван Кхуен

уровни развития социальной адаптации российских и вьетнамских младших Школьников

Проблема социальной адаптации младших школьников в современных условиях приобретает всё большую остроту. Неоднородность и усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательных функций семьи негативно отражаются на процессах социализации и социальной адаптации детей, в большей степени подверженных влиянию этих факторов.

В последние годы многие исследователи констатируют, что как в России, так и за рубежом интенсивно увеличивается число детей с отклонениями в поведении, а также количество детей с различными патологическими состояниями. Источниками нарушения социальной адаптации детей нередко является школа (высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника) и особенно семья (трудности детско-родительских отношений, материальная нестабильность, семьи без отца, а, иногда, и без матери).

Таким образом, актуальность данного исследования не вызывает сомнения, так как во всем мире увеличивается количество детей с различными формами отклонений в поведении, что требует изучения объективных и субъективных причин, влияющих на их возникновение.

Основное значение термина «адаптация» - это приспособление к условиям социальной среды. Данное понятие произошло от позднелатинского «adaptation» - приспособление, прилаживание. Процесс адаптации в научной литературе рассматривается как совокупность биологических и социальных факторов и характеризует все уровни жизнедеятельности человека в социальном мире. Долгое время термин«адаптация» использовался исключительно в биологических науках и рассматривался как процесс приспособления строения и функций организма, органов и клеток к условиям среды [7].

Однако в 30-е - 40-е годы ХХ века на базе необихевиоризма (Н. Миллер, Р. Сирс и др.) и ответвлений психоанализа (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) началось активное изучение социальной адаптации. Психологи рассматривают социальную адаптацию в двух ракурсах: как процесс активного приспособления индивида к условия социальной среды, и как результат этого процесса.

К началу XXI века проблема социальной адаптации была практически изучена. Однако в настоящее время в силу значительного роста девиантных форм поведения - наркомании, алкоголизма, компьютерной и игровой зависимостей, а также увеличения числа дезадаптивных личностей вышеуказанная проблема вновь вызывает интерес психологов и получает второе дыхание. Отсюда, увеличение в последнее время количества конференций с международным участием, семинаров, симпозиумов, круглых столов, посвященных социальной адаптации.

Поскольку социальная адаптация понимается не только как процесс, но и как результат взаимодействия личности с социальной средой, акцентируем внимание на результате социальной адаптации. Под результатом социальной адаптации психологи понимают «адаптированность» и «неадаптированность» личности. Адаптированность с точки зрения Л.Л Шпак - это такое состояние субъективного контроля, позволяющее человеку включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социальном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы других людей, обогащая собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия [2, с.103].

Неадаптивность личности проявляется в существования противоречий между целью и результатом. Отсюда скрытые защитные механизмы личности, которые проявляются в повышенной тревожности, отгороженности от других людей и, как следствие этого, - неадаптивность, вплоть до невозможности адекватно интегрироваться в социальное пространство.

B.C. Манова-Томова [5] предлагает такое определение социальной неадаптированности - это затруднение, которому подвергается индивид при контакте с обществом, включая полную невозможность приспособления к внешней среде. Т.И. Комиссаренко уточняет это понятие и выдвигает свое определение: «Социальная неадаптированность - это затруднение, мешающее интегрироваться в социуме и не дающее человеку возможности адекватно реагировать на требования социальной ситуации» [3, с.84]. Социальная адаптация активно формируется уже в дошкольном и младшем школьном возрастах. Это происходит в условиях игровой деятельности и от того какие роли исполняет ребенок в игровой ситуации во многом зависит его жизненный сценарий. Отсюда изучение социальной адаптации в младшем школьном возрасте как среди российских, так и среди вьетнамских младших школьников представляется нам крайне важным. Особенно интересным является изучение критериев развития социальной адаптации.

Для изучения социальной адаптации детей мы использовали методику «Карта наблюдений» Д. Стотта[6, c.208 - 219]. Данная методика помогает выявлять различные трудности, возникающие в основных областях развития младших школьников. Эти трудности проявляются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенной агрессивности и тревожности ребенка, в неадекватно заниженной самооценке и уровне притязаний. Как уже указывалось выше, методику Д. Стотта можно считать важным источником социально-психо-

логических знаний об учениках и показателем уровней адаптации и дезадаптации детей [1]. Эта методика состоит из 198 фрагментов норм поведения.

Анализ результатов данной методики позволил нам выявить три уровня социальной адаптации: высокий, средний и низкий.

- высокий уровень социальной адаптации (полноценная социальная адаптация) включает в себя детей, получивщих «коэффициент дезадаптации» от 0 до 5 баллов. Такие дети не испытывают трудностей при взаимодействии с одноклассниками и взрослыми и являются активными участниками различных сфер жизнедеятельности.

- к среднему уровню социальной адаптации были отнесены испытуемые с «коэффициентом дезадаптации» от 6 до 25 баллов. Это объясняется тем, что в текущий период их жизни они испытывали трудности и в учебной деятельности, и во взаимодействии с одноклассниками, поэтому социальная адаптация ещё не наступила. Особую проблему представляют дети, которые получили от 18 до 25 баллов, потому что они уже могут составлять «группу риска» для появления школьной дезадаптации.

- низкий уровень социальной адаптации (дезадаптация) состоит из испытуемых с «коэффициентом дезадаптации», который выше 25 баллов, что говорит о важных серьёзных нарушениях в механизмах поведения ребёнка. Дети с подобными нарушениями могут быть подвержены клиническим нарушениям и поэтому им необходима квалифицированная помощь.

Наше исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 282 г. Москвы (Россия) и двух общеобразовательных начальных школ имени Ле Лоя и Ли Тхюнг Киета г. Хуэ (Вьетнам). В нем приняло участие 245 младших школьников в возрасте от 7 до 9 лет, из них 119 российских и 126 вьетнамских.

В результате проведения исследования были получены данные, представленные в Таблице 1.

Таблица 1.

распределение испытуемых по уровням социальной адаптации (на материале российских и вьетнамских детей) (в %)

Уровень социальной адаптации Росс, дети (n = 119) Вьет, дети (n = 126) Общая выборка (n = 245)

Кол. % Кол. % Кол. %

Высокий уровень 17 14,3 32 25,4 49 20,0

Средний уровень 74 62,2 80 63,5 154 62,9

Низкий уровень (социальная дезадаптация) 28 23,5 14 11,1 42 17,1

Применение ^-критерия способствовало обеспечению статистической

достоверности. Следовательно, различия в степени социальной адаптации между российскими и вьетнамскими детьми имеют статистическую достоверность (р<0,05).

На основе исследования результатов, представленных в Таблице 1, из 245 детей, которые стали участниками исследования, 49 детей (20,0%) являются полностью адаптироваными к социальной среде, 154 ребёнка (62,9%) обладали средним уровнем социальной адаптации, 42 ребёнка (17,1%) имели низкий уровень социальной адаптации.

С помощью анализа результатов нашего исследования мы сделали вывод, что число социально адаптированных детей из Вьетнама выше в процентном соотношении, чем в России. Во вьетнамской выборке таких детей оказалось 32 (25,4%), в российской - 17 (14,3%). Мы хотели бы обратить внимание на то, что число дезадаптированных детей в России выше, чем во Вьетнаме. А именно, количество таких детей в России равно 28 (23,5%), среди вьетнамских детей - 14 (11,1%). По нашему мнению, это обусловлено тремя причинами:

Во-первых, для Вьетнама характерна многопоколенная семья, где детей воспитывают не только родители, но и многочисленные родственники. Основным механизмом социализации в традиционной вьетнамской семье является подражание поведению взрослых (родителей, родственников и других взрослых людей). В процессе такого воспитания дети перенимают от взрослых нормы поведения и отношения к событиям и людям. Постепенно у детей формируются социальные ценностные ориентации. Таким образом, можно говорить о том, что семья - это микросоциальная среда с весьма разнообразными отношениями, которые выступают в качестве важной предпосылки для адаптации детей к обучению в школе.

Диаграмма 1.

Распределение испытуемых по уровням социальной адаптации российских и вьетнамских детей

Во-вторых, существует «более тесный консенсус» в отношении целей и методов образования между школой и семьей. Формирование личностных качеств детей рассматривается как важная цель семейного воспитания. В школе воспитание детей осуществляется по пяти принципам, предусмотренным политической линией Хо Ши Мина. В частности: 1) любить Родину и соотечественников; 2) хорошо учиться и трудиться; 3) проявлять высокую сплоченность и дисциплинированность; 4) быть аккуратным; 5) быть скромным, честным и храбрым человеком. Большинство родителей также очень заинтересованы в овладении детьми знаниями и навыками, необходимыми для их подготовки к обучению в школе. Кроме того, для многих родителей, выросших под влиянием традиционного вьетнамского воспитания, послушание является основным правилом и при воспитании собственных детей. Это также происходит в общеобразовательных школах, где учителя требуют от ребенка строгих правил поведения. Это может сформировать у детей некоторую застенчивость, однако, в силу характерных для Вьетнама культурных традиций, такие требования не являются серьезными проблемами для них, и большинство детей легко адаптируются к социальной среде

[4].

В-третьих, количество разводов во Вьетнаме незначительно. В частности, в 2006 году их было около 2,6%, в то время как в России около 69% [8]. Незначительное количество разводов во вьетнамских семьях, безусловно, положительно влияет на воспитании детей.

Наиболее интересными для нас как в российской, так и во вьетнамской выборке были дети, имеющие низкий уровень социальной адаптации. Такие дети по данным, полученным с помощью «Карты наблюдений» Д. Стотта, получили от 25 до 30 баллов. Среди российских детей таких испытуемых было 28 человек (23,5%), среди вьетнамских - 14 (11,1%) (см. Таблицу 1).

Мы выделили три типа тяжелых нарушений поведения, соответствующих основным симптомам поведения. К первому типу были отнесены дети, имеющие высокий уровень состояния тревожности. Такие дети имели тяжелые нарушения поведения, которые были отнесены к синдромам I - НД (недоверие к новым людям, вещам, ситуациям), II - Д (депрессия), III - У (уход в себя), IV -ТВ (тревожность по отношению к взрослым), VI - ТД (тревога по отношению к детям), XI - НС (невротические симптомы), XV - Б (болезни и органические нарушения), XVI - Ф (физические дефекты). Ко второму типу были отнесены дети, имеющие высокий уровень состояния агрессивности. У этих детей были обнаружены следующие синдромы: V - ВВ (враждебность по отношению к взрослым), VII - ТД (тревога по отношению к детям), VIII - ВД (враждебность к детям), IX - Н (неугомонность). Третий тип включал в себя детей, имеющих как высокую тревожность, так и повышенную агрессивность. Такие дети были отнесены нами к группе с вышеперечисленными синдромами, а также включены в группу с признаками синдромов I - НД (недоверие к новым людям, вещам, ситуациям), VI - ДТ (тревога по отношению к детям), X - ЭН (эмоциональное напряжение), XII - С (неблагоприятные условия среды), XV - Б (болезни и органические на-

рушения).

В ходе проведения нашего исследования, были получены результаты, которые представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Распределение типов тяжелых нарушений поведения у детей с социальной дезадаптацией (на материале российских и вьетнамских детей) (в %)

Типы тяжелых нарушений поведения Росс. дети (п = 28) Вьет. дети (п = 14) Общая выборка (п = 42)

Кол. % Кол. % Кол. %

Высокая тревожность 11 39,3 6 42,9 17 40,5

Высокая агрессивность 13 46,4 5 35,7 18 42,9

Высокая тревожность и агрессивность 4 14,3 3 21,4 7 16,7

Таким образом, поведение детей, характеризующихся высоким уровнем социальной дезадаптации, проявлялось по-разному. Сюда были отнесены дети, имеющие высокий уровень состояния тревожности (первая группа), агрессивности (вторая группа) и дети, имеющие как высокую агрессивность, так и высокую тревожность (третья группа). Дадим более подробное описание их поведенческих реакций.

К первой группе были отнесены дети, имеющие высокий уровень состояния тревожности. Такие дети испытывали большие трудности в общении как с учителем так и со сверстниками, были крайне застенчивы, имели низкую самооценку, характеризовались повышенной обидчивостью, застенчивостью, испытывали вербальные и невербальные проблемы в общении с окружающими. Эти дети редко проявляли положительные эмоции, отличались высокой подозрительностью и большим количеством страхов. По данным «Карты наблюдений» Д. Стотта у таких испытуемых обнаружился высокий уровень страхов, повышенное беспокойство и «высокая норма одиночества», что негативно влияло на их социометрический статус и положение в системе межличностных отношений.

Диаграмма 2.

Распределение испытуемых по уровням социальной дезадаптации среди российских и вьетнамских детей

Ко второй группе социально дезадаптированных детей были отнесены испытуемые, имеющие высокий уровень состояния агрессивности. Такие дети проявляли высокую физическую и вербальную агрессию по отношению к сверстникам, отличались повышенной конфликтностью, жестокостью поведения, нарушением внимания, неспособностью адаптироваться к школьным требованиям. Такие испытуемые представляли собой особую «группу риска» и постоянно нуждались в психологическом сопровождении.

К третьей группе нами были отнесены дети, которые имели высокий уровень агрессивности и тревожности (тревожная агрессия). Такие дети, с одной стороны, отличались повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, сильными страховыми реакциями, а с другой - повышенной агрессивностью, враждебностью, вербальной и физической агрессией.

Таким образом, результаты, полученные с помощью методики «Карта наблюдений» Д. Стотта позволили сделать вывод, что как среди российских, так и среди вьетнамских младших школьников было выявлено три уровня социальной адаптации: высокий, средний и низкий. Результаты, полученные в ходе исследования показали, что количество социально адаптированных детей во Вьетнаме выше в процентном отношении, чем в российской выборке. Это объясняется низким процентом разводов во вьетнамских семьях, а также многовековыми традициями вьетнамской культуры, многопоколенностью семейного воспитания, где развитием и воспитанием ребенка занимаются не только родители, но и многочисленные родственники, что позволяет вьетнамским детям, в отличие от

российских, быстрее адаптироваться к требованиям социальной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведении / Г.М. Андреева . - М.: Аспект Пресс, 2001.

- 290 с. http://fs1.uclg.ru/books/pdf/1358737958_andreeva_socialnaya_psihologiya. pdf (дата обращения: 27.07.2014).

2. Галеев, 3.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. Казань, 1998. 128c.

3. Комиссаренко, Т.И. О некоторых подходах к психологической реабилитации социально неадаптированных детей [Текст] / Т.И. Комиссаренко // Психологические проблемы воспитания и обучения школьников // Сб. под ред. Крупника Е. П. - М.: Прометей, 1995. С. 83-93.

4. Комиссаренко, Т.И. Ле Ван Кхуен. Зависимость самооценки от социальной адаптации российских и вьетнамских младших школьников // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск: ООО «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2012. - Выпуск 7. С. 60-66.

5. Манова-Томова, В.С. и др. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте [Текст] / В.С. Манова-Томова, Г.Д. Пирьев, Р.Д. Пенушлиева. - София: Медицина и физкультура, 2001. - 324 с.

6. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. // Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.

- 303 с.

7. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук.

- Минск: Элайда, 2000. - 704 с.

8. Ket quà dieu tra gia dinh Viêt Nam näm 2006 [Bàn in] / UNICEF. - H, 2008,

tr. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.