Научная статья на тему 'Уровни развития педагогической компетентности родителей с учетом гендерного подхода'

Уровни развития педагогической компетентности родителей с учетом гендерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ТИПЫ ОТЦОВ / ТИПЫ МАТЕРЕЙ / УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горошенкина Екатерина Александровна

Проблема поиска эффективных способов работы с семьями учащихся является одной из самых острых для современного образования. Государством, педагогами и общественностью сформирован социальный заказ на компетентного родителя, готового решать острые вопросы в воспитании ребенка-подростка. Однако существующие подходы и методы по-прежнему ориентируются на традиционную, патриархальную семью и унифицируют все семьи и выстраивании концепции воспитательной работы. В тоже время исследователями доказано существование различных типов маскулинности и феминности, разработаны классификации гендерных стереотипов, активно изучается влияние гендерных стереотипов на восприятие проблем воспитания и распределения ролей внутри семьи. Учет данных особенностей, внедрение гендерного подхода в практику работы образовательных организаций способны повысить эффективность работы с семьей, и позволить развить компоненты педагогической компетентности родителей младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровни развития педагогической компетентности родителей с учетом гендерного подхода»

Уровни развития педагогической компетентности родителей с учетом гендерного подхода

Горошенкина Екатерина Александровна,

аспирант кафедры социальной педагогики Пермского Гуманитарно-Педагогического Университета, katerina_g91@mail.ru

Проблема поиска эффективных способов работы с семьями учащихся является одной из самых острых для современного образования. Государством, педагогами и общественностью сформирован социальный заказ на компетентного родителя, готового решать острые вопросы в воспитании ребенка-подростка. Однако существующие подходы и методы по-прежнему ориентируются на традиционную, патриархальную семью и унифицируют все семьи и выстраивании концепции воспитательной работы. В тоже время исследователями доказано существование различных типов маскулинности и фемин-ности, разработаны классификации гендерных стереотипов, активно изучается влияние гендерных стереотипов на восприятие проблем воспитания и распределения ролей внутри семьи. Учет данных особенностей, внедрение гендерного подхода в практику работы образовательных организаций способны повысить эффективность работы с семьей, и позволить развить компоненты педагогической компетентности родителей младших подростков.

Ключевые слова: гендерный подход, маскулинность, фемин-ность, педагогическая компетентность родителей, типы отцов, типы матерей, уровни педагогической компетентности.

о

п ^

СО

01

Специалисты в области гендерных исследований М.М. Малышева, А.В. Борисов, А.Г. Волков, Н.М. Римашевская и др. отмечают наметившуюся тенденцию к трансформации брачно-семейных отношений в российском обществе [2]. Изменяется общее отношение к браку, утверждается стереотип неминуемого «кризиса семьи», появляются новые типы брачных взаимоотношений, распределение ролей в семье часто начинает идти в разрез с традиционными представлениями о патриархальной семье.

Указанные изменения коррелируются с появлением модернизированных маскулинности и фе-минности (М. Киммел, И.С. Кон, И.С. Клецина, Р.Коннел, И.Н. Тартаковская и др.). Мужчины и женщины с модернизированными маскулинностью и феминностью эмоционально, психологически отходят от стереотипов «традиционно мужского» и «традиционно» женского поведения, часто имеют иной взгляд на семью и воспитание детей. Одной из проблем в условиях изменившейся гендерной поляризации является давление на мужчин и женщин устоявшихся в обществе гендерных стереотипов, например, наличие в обществе культа гегемонной маскулинности («мужчины не плачут», «так ведут себя только девчонки» и т.д.) [1, с.14] или представления о «врожденном материнском инстинкте», некоем маркере настоящей женщины [3]. Отход от традиционных маскулинных и фе-минных характеристик может караться осуждением общества, что влечет за собой развитие ген-дерно-ролевого конфликта, деструктивно влияющего на личность.

Особое значение учет гендерных характеристик мужчины и женщины имеет в кризисные моменты. Одним из которых зачастую является процесс перехода их ребенка к подростковому возрасту, сопряженный с биологическими, поведенческими изменениями, справится с которыми родитель часто оказывается не готов. Помочь родителю призвана образовательная организация в лице педагогов, однако методы и формы работы в большинстве случаев оказываются унифицируемыми, семья рассматривает как монолит без изучения характеристик всех ее субъектов. Педагоги также склонны опираться в работе на собственное представление о должно «мужском» и должно «женском». Данный традиционный подход к работе не позволяет эффективно работать с родителями учащихся, в том числе в рамках развития их педагогической компетентности.

На основе работ А.В. Мининой, С.С. Пиюковой, В.В. Селиной, А.Н. Хрустальковой, В.В. Коробко-вой нами было сформулировано определение педагогической компетентность родителей младших подростков.

Педагогическая компетентность родителей младшего подросткового возраста - это совокупность характеристик личности родителя, его педагогической деятельности, которые позволяют эффективно осуществлять воспитание ребенка младшего подросткового возраста на основе целенаправленного, организованного сотрудничества с ребенком и проявляющиеся в деятельности родителя по самообразованию в области педагогики и психологии. Компонентами педагогической компетентности родителей младших подростков являются: мотивационный, когнитивный, операци-онно-деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивный.

Целью нашего исследования было изучение уровней развития компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода.

В исследовании на разных этапах было задействовано 838 человек. Из них - 392 человека - родители младших подростков (учащихся 5-7 классов), а именно - 220 матерей и 172 отца.

Исследование включало несколько этапов:

1.Выявление отцов и матерей с традиционной и модернизированной маскулинно-стью/феминностью;

2.Распределение отцов и матерей по различным группам, с учетом типа их маскулинно-сти/феминности, выявление типов отцов/матерей;

З.Определение уровня развития компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков в соответствии с типом их маску-линности/феминности.

Для проведения первого этапа использовался комплекс взаимодополняющих методик:

1.Разработаная анкета для отцов и матерей учащихся;

2.Опросник Л.В. Штылевой «Что я думаю о мужском и женском воспитании»?

З.Опросник Е.В. Иоффе «Выражение чувств»

4.Наблюдение, в соответствии с картой наблюдений И.С. Клециной;

5.Исследование гендерных стереотипов О.Л.Кустовой;

6.Модернизированный опросник И.С. Клециной;

7.Разработанная дискуссия «воспитываю сына», «воспитываю дочь»;

8.Проведены интервью с родителями учащихся;

9.Проведено анкетирование учителей, составлены «родительские портреты».

Проведенное исследование подтвердило предположение о существовании в обществе различных типов маскулинности/феминности. Среди испытуемых мужчины были определены 4 типа отцов в соответствии с типами маскулинности. В рамках традиционной маскулинности были выявлены типы «традиционный отец» 68% и «отсутствющий

отец» - 12%, в рамках модернизированной маскулинности - «новый отец» - 6% и «ответственный отец» - 14%. Среди испытуемых женщины были определены типы матерей с традиционной фе-минностью - «традиционная мать» -32% и «работающая мать» -44%, среди матерей с модернизированной маскулинностью - «отсутствующая мать» - 10% и «идеальная мать» - 14%. По отношению к каждому типу были сформулированы свойственные им характеристики, выявлены взгляды на воспитание, на распределение ролей в семье и на взаимоотношения с образовательной организацией. Отцы и матери каждой группы по-разному относятся к исполнению своих обязанностей, имеют разную степень привязанности к детям, дают различную эмоциональную отдачу. Так, например, для традиционных отцов важен воспитательный аспект, они готовы решать дисциплинарные вопросы, а отцы, относящие к группе «ответственных» отметили, что дисциплина - это не их задача в семье, хотя педагоги, для решения данных вопросов обращаются именно к ним. Отцы «отсутствующего типа» дистанцируются как от проблем воспитания, так и от своих собственных детей. Информацию, преподнесенную в традиционном виде они не воспринимают, развивать свою педагогическую компетентность не хотят и открыто протестуют. Указанные примеры являются лишь малой частью тех различный, которые удалось выявить в ходе проведенной диагностики.

Данный этап исследования подтвердил предположение о наличии среди отцов и матерей учащихся, мужчин и женщин с разными типами маскулинности и феминности, имеющими различные взгляды на семью и воспитание детей.

Для диагностики уровня развития компонентов педагогической компетентности родителей использовались различные диагностические методики. Уровни развития каждого компонента определялись по шкале: не развит, развит на низком уровне, развит на среднем уровне, развит на высоком уровне.

Развитие когнитивного компонента определялось на основе теста-опросника о биологических, психологических, поведенческих характеристиках ребенка-подростка. Мотивационный и рефлексивный компоненты определялись через опросник «незаконченные предложения», через ведение отцовского и материнского дневников и проведение круглых столов.

Операционно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты изучались в процессе анализа педагогических ситуаций и проведении мини-игр.

Проведенные диагностики позволили определить, на каком уровне развития находится каждый компонент педагогической компетентности родителей, относящихся к разным типам.

Отцы «традиционного типа» показали низкий уровень развития всех компонентов педагогической компетентности. Мотивационный компонент развит поверхностно, совместная деятельность с детьми игнорируется, отцы данного типа убежде-

со

1

0

сч

со

01

ны, что и так понимают, как нужно воспитывать детей. Когнитивный компонент развит на уровне обобщенный суждений о подростковом возрасте, базирующихся на воспоминаниях о себе в данный период времени. Анализ эмоционально-волевого и операционно-деятельностного компонентов показал, что отцы не умеют контролировать свои эмоции и не владеют навыками выхода из конфликтных ситуаций. Рефлексия воспитательной деятельности практически не проводится.

У отцов «отсутствующего типа» на низком уровне развиты только когнитивный и операцион-но-деятельностный компоненты, мотивационный, эмоционально-волевой и рефлексивный не развиты. Отцы данного типа, не смотря на согласие, всячески избегали проведения диагностик, отвечали поверхностно, не проявляли привязанности к детям.

«Ответственные отцы» имеют низкий уровень развития когнитивного и рефлексивного компонентов, и средний уровень развития остальных компонентов педагогической компетентности. Низкий уровень развития когнитивного компонента объясняется отсутствием специальных занятий для родителей детей-подростков. Отцами данного типа обучающие занятия являются востребованными, они готовы и хотят учиться.

«Новые отцы» - это мужчины с ярко-выраженной модернизированной маскулинностью. Все компоненты педагогической компетентности, кроме когнитивного, развиты на среднем уровне. Отцы выбирают нестандартные практики поведения со своими ребенком, проявляю чувствительность и отзывчивость, они инициативны, горды своим званием отца. Однако, как и отцам другого типа им недостает знаний об особенностях развития детей в подростковый период.

Схожая картина наблюдается и среди матерей.

Матери «традиционного типа» ценят свою роль матери, они готовы учиться, однако сознательно отделяют от процесса воспитания отцов, считая их основной функцией материальное обеспечение семьи. Когнитивный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты, при этом, развиты на низком уровне, средний уровень определяется лишь при диагностике мотивационного и операци-онно-деятельностного компонентов. При индивидуальных беседах удалось выяснить, что развитию компонентов педагогической компетентности у таких матерей мешает стереотип о «врожденном материнском инстинкте», они считают, что матери по определению виднее, как и какими методами воспитывать своего ребенка.

Тип «работающих матерей» является достаточно распространенным. Социально-экономическая ситуация вынуждает женщин активно включаться в трудовую деятельность. Матери данного типа заинтересованы в том, чтобы эффективно воспитывать своего ребенка, однако зачастую не имеют на это времени. Диагностика уровней развития педагогической компетентности родителей показала, что все компоненты развиты на низком уровне.

К модернизированным типам относятся «отсутствующие» и «идеальные матери». Тип «отсутствующих» матерей ранее практически не изучался, в обществе лишь есть стереотип о «матерях кукушках», не ставящих перед собой в приоритете исполнение материнских обязанностей. Проведенный анализ показал, что матери данного типа действительно не видят себя в качестве матерей -«хранительниц домашнего очага», в сфере их приоритетов - карьера. В индивидуальных интервью многие из них отвечали, что стали матерями «по запросу» мужей или даже всего общества. Очевидно, что к работе с такими матерями необходим другой подход, они менее заинтересованы в развитии своей педагогической компетентности, и одной из задач для педагогов является создание условия для постепенного осознания женщинами значения заботы и внимания матери к своему ребенку-подростку. Первостепенной задачей является развитие не сформированных у матерей данного типа мотивационного и рефлексивного компонента. Остальные компоненты находятся на низком уровне, что также не способствует гармоничному развитию ребенка-подростка.

«Идеальные матери» напротив, сверх заинтересованы в саморазвитии и развитии своих детей. Как отмечали педагоги, для образовательной организации это может быть даже своеобразной проблемой. Так как данные матери склонны к излишнему контролю, придирчивы и недоверчивы. Как показали диагностики, мотивационный компонент развит на высоком уровне, а остальные на среднем. Высокий уровень развития мотивацион-ного компонента означает, что энергию данных матерей целесообразно направлять на организаторскую работу, в процессе которой они получат возможность развить остальные компоненты своей педагогической компетентности.

Проведенное исследование подтвердило предположение о различном уровне развития компонентов педагогической компетентности у отцов и матерей с различным типом маскулинно-сти/феминности и, соответственно, относящихся к различным типам отцов и матерей.

Опытно-экспериментальную работу по развитию компонентов педагогической компетентности целесообразно строить с опорой на проведенные диагностически. Формы и методы работы с родителями необходимо подбирать в соответствии с индивидуальными характеристиками каждого родителя.

Литература

1.Кон И.С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья// Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.№4.

2.Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе.М.-2009.

3.Шадрина А. Дорогие дети. Сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке. М.:-НЛО.2017.

4. Перцев В.В. Учебный процесс в гимназиях Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 4. С. 26-30.

5. Саввина О.А., Перцев В.В. Сюжеты для составления коллективного портрета учителей дореволюционных учебных заведений г. Ельца // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 5. С. 46-50.

6. Салынская Т.В. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе в современной образовательной парадигме сборник научных трудов заочной научно-практической конференции. 2016. С. 39-42.

Levels of parents pedagogical competence development in

considering the gender approach Goroshenkina E.A.

Perm Humanitarian-Pedagogical University

One of the most urgent problem in modern education is search of effective ways in work with lerners's family. Public authorities, teachers and society formed a social order for a competent parent who is ready to solve urgent problems in the upbringing of a younger adolescents. However, existing approaches and methods continue to be guided by the traditional, patriarchal family. Also, its is unify all families in process of build the concept of educational work. At the same time, researchers have proved the existence of several types of masculinity and femininity, developed classifications of gender stereotypes, actively studied the influence of gender stereotypes on the perception of problems of education and distribution of roles within the family. Taking into account these peculiarities, the gender approach implication into the practice of the work of educational organizations can improve the effectiveness of working with the family, and allow the development of the components of the pedagogical competence of the parents of younger adolescents.

Key words: gender approach, masculinity, femininity, pedagogical competence of parents, types of fathers, types of mothers, levels of pedagogical competence. References

1. Kohn I.S. Hegemonic maskulinnost as factor of male health//Sociology: theory, methods, marketing. 2008.№4.

2. Rimashevskaya N.M. Gender stereotypes in the changing society. M.-2009.

3. Shadrina A. Dear children. Reduction of birth rate and growth of

"price" of motherhood in the 21st century. M.: - the UFO.2017.

4. Pertsev V.V. The educational process in the gymnasiums of the

Oryol province // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2015. No. 4. P. 26-30.

5. Savvina OA, Pertsev VV Plots for compiling a collective portrait

of teachers of pre-revolutionary educational institutions of the city of Elts // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2014. No. 5. S. 46-50.

6. Salynskaya T.V. The use of information technology in teaching a

foreign language // In the collection: Actual problems of teaching foreign languages in a non-linguistic university in the modern educational paradigm is a collection of scientific papers of an extramural scientific and practical conference. 2016.S. 3942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.