педагогические науки
Горошенкина Екатерина Александровна МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...
УДК 37.064.1
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ТЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
© 2018
Горошенкина Екатерина Александровна, аспирант кафедры социальной педагогики факультета правового и социально-педагогического образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614990, Россия, Пермь, улица Сибирская, 24, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: представить модель развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода. Методы: Применяемый в исследовании гендерный подход определил необходимость обращения к используемым в гендерных исследованиях методам интегративной методологии. В исследовании используются: анализ маскулинных и феминных качеств, анализ педагогической, социологической и философской литературы, эксперимент, интервьюирование, анкетирование. Результаты: На основе анализа психолого-педагогической литературы, проведенного пилотного и констатирующего экспериментов, интервьюирования педагогических работников и ряда опросных исследований разработана модель педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода. Определена роль учета маскулинных и феминных качеств отцов и матерей младших подростков в работе образовательной организации по повышению педагогической компетентности родителей. Научная новизна: В статье впервые обосновывается необходимость учета маскулинных и феминных качеств родителей младших подростков в деятельности педагога (классного руководителя) и образовательного учреждения в целом. На основе типологии И.С. Кона (выделение типов отцов на основе представлений о традиционной и модернизированной маскулинности), выделены типы матерей традиционного и модернизированного типа, сформулирована идея об изначально различном уровне педагогической компетентности у отцов и матерей разного типа. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть внедрены в работу образовательных учреждений и выступать базой для создания новых воспитательных программ и планов воспитательной работы.
Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей, гендер, гендерный подход, маскулинность, фе-минность, воспитательный потенциал семьи, компоненты педагогической компетентности, социальное партнерство.
THE MODEL OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF YOUNGER TEENAGERS TAKING INTO ACCOUNT OF THE GENDER APPROACH
© 2018
Goroshenkina Ekaterina Aleksandrovna, postgraduate student of the Department of social pedagogics of the faculty of legal and socio-pedagogical education Perm State Humanitarian Pedagogical University (614990, Russia, Perm, Sibirskaya Street, 24, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of this study is to consider the model of development of pedagogical competence of parents of younger teenagers taking into account of the gender approach. Methods: The choice of gender approach as the basis of the study determined the reference to the methods of integrative methodology. Several instruments were used for this article: analysis of masculine and feminine qualities, the analysis of pedagogical, sociological and philosophical literature, experiment, interview, questionnaire etc. Results: Analysis of psychological and pedagogical literature, experiments, interviewing of teachers and surveys allowed to create a model of pedagogical competence of parents of younger teenagers taking into account of gender approach. The model focuses on the account of masculine and feminized qualities of fathers and mothers of younger teenagers in the process of work of the educational organization to improve the pedagogical competence of parents. Scientific novelty: The necessity of taking into account masculine and feminized qualities of parents of younger teenagers in the activities of the teacher (class teacher) and the educational institution for the first time is justified in this article. On the basis of typology by Igor Kon (selection of fathers'es types based on traditional and modernized masculinity ideas), types of traditional and modernized mothers were identified. In addition, the idea of an initially different level of pedagogical competence of fathers and mothers of different types was formulated. Practical significance: the results of the study can be implemented in the work of educational institutions. This may become the basis for the creation of new educational programs and plans of educational work.
Keywords: pedagogical competence of parents, gender, gender approach, masculinity, femininity, educational potential of the family, components of pedagogical competence, social partnership
Постановка задачи в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процессы модернизации и трансформации начались в российском обществе более двух десятилетий назад и затронули все общественные институты. Институт семьи не стал исключением. По мнению ведущих отечественных социологов (В.А. Борисова, А.Г. Волкова, Т.А. Гурко и др.), [1] современная семья претерпевает глубокие изменения: рост числа разводов, снижение детности семьи, повышение доли неполных семей, переоценка обязательных ролей женщины и мужчины в семье, рост числа семей с эгалитарным семейным контрактом и т.д. [2. с.246-254] В сложившихся условиях возрастает роль образовательных учреждений в доступной и адресной психолого-педагогической помощи семьям. Сформирован социальный заказ, определяющий потребность в так называемом «компетентном родителе»: в эффективном, заинтересованном, творческом, готовом к саморазвитию воспитателе собственных детей. Актуален вопрос о наиболее эффективных подходах к развитию педагогической компетентности родителей, позволяющих по-
вышать воспитательный потенциал семьи, успешно преодолевать семейные кризисы и налаживать социальное партнерство между семьей и образовательной организацией.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ответом на данный социальный заказ являются современные исследования, которые базируюются на аксиологическом, системном, экспериментально-аналитическом, компе-тентностном подходах к формированию и развитию педагогической компетентности родителей (С.С. Пиюкова [3], В.В. Селина, А.В. Минина, Н.А. Хрусталькова, К.М. Лебедева и др.). Авторы рассматривают особенности формирования педагогической компетентности в профессионально-замещающих семьях (Н.А. Хрусталькова) [4], родителей детей раннего дошкольного возраста (В.В. Селина) [5], особенности формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного
возраста (А.В. Минина) [6], возможности неформального образования при формировании педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений (К.М. Лебедева) [7]. По мнению упомянутых исследователей, в особой поддержке нуждаются и родители младших подростков.
Ориентируясь на классические исследования ведущих отечественных психологов Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, а также на современные исследования в области возрастной психологии и педагогики К.Н. Поливановой, М.М. Смирнягиной, В.В. Тюренковой, У.Г. Егоровой и др.,[8; 9; 10] можно выделить большое количество сложностей, с которыми родитель сталкивается при воспитании младших подростков: возрастные кризисы, гетерохронность развития подростка, утрата непосредственного поведения, обостренные поведенческие реакции т.д. [11, с. 1560-1570] В то же время при наличии исследований, посвященных взаимодействию с подростком, особенностям подросткового возраста, практически отсутствуют исследования, связанные с индивидуальными особенностями родителей подростков. Не устанавливалась ранее и связь между учетом гендерных особенностей родителей подростков при работе с семьей со стороны образовательного учреждения и повышением качества и эффективности работы с семьей, преодолением кризисов и повышением педагогической компетентности родителей. Анализ воспитательных планов общеобразовательных учреждений города Перми (74 плана воспитательной работы на 2015-2016 годы, 75 планов воспитательной работы на 2016-2017 годы, 62 плана работы на 2017-2018 годы) позволяет судить о фактическом отсутствии ориентации ОУ при работе с родителями на их уникальные личностные и социальные особенности. Используемые термины «родители» и «семья» зачастую предполагают унифицированные формы и методы работы, что противоречит основным принципам развития воспитательного потенциала семьи и педагогической компетентности как его важной составляющей части. Родители лишаются субъектной позиции, их личностные особенности игнорируются, что может привести к сложному гендерно-ролево-му конфликту.
В то же время в рамках социологии, психологии, экономики и педагогики накоплен значительный научно-теоретический и научно-практический материал, позволяющий судить о принципиальной важности учета ген-дерных особенностей субъектов деятельности. Термин «гендер» является широко изученным, мы остановимся на формулировке Московского центра гендерных исследований: гендер - это социокультурный конструкт [12].
Р. Коннел были выделены различные школы, занимающиеся изучением гендерных отношений (теории внутренних и внешних факторов) [13, с.60-70]. Наиболее приемлемой для педагогических исследований может выступать теория гендерных категорий Дж. Чейфитц: мужчины и женщины выделяются в отдельные категории, а предметом анализа выступают возникающие между ними отношения.
Возможности применения гендерного подхода в педагогике рассматриваются в работах Е.Н. Каменской, О.А. Константиновой, Ю.Н. Сальниковой, Л.В. Шты-левой,П.А. Решетова,С.В. Рожковой,Н.А. Скомороховой, Л.В. Коломийченко, И.И. Таран, Л.И. Столярчук. Широко рассмотрены вопросы применения гендерного подхода при работе с учащимися всех образовательных ступеней (Л.В. Трубайчук, Л.В. Шустов, М.А. Толстых, Т.В. Попова и др.), особенности применения тендерного подхода при обучении педагогов (А.Р. Закирова, Ю.Н. Сальникова, Л.А. Аухадеева и др.), перспективы развития гендерного образования в Российской Федерации (А. Н. Митрофанова, Ю.В. Градскова и др.). Несмотря на постепенное обращение к гендерной проблематике педагогов, занимающихся педагогикой семьи, ощущается нехватка исследований в области из-66
учения гендерных особенностей родителей и выработке форм и методов работы с ними.
Особый интерес в контексте обращения к развитию педагогической компетентности родителей младших подростков представляют исследования в области маскулинности и феминности. Анализ работ по данной тематике (С. Бем, И.С. Клецина, И.С. Кон и др.) позволяет выделить две точки зрения на категории маскулинность и феминность. Согласно первой точке зрения, маскулинность и феминность - это аскриптивные категории (устойчивые представления о качествах, предписываемых мужчинам и женщинам). В рамках второй точки зрения, маскулинность и феминность - это прескриптив-ные категории, то есть модели образцового мужчины и идеальной женщины [14, с.43]. Обе формулировки мы считаем возможным принять в рамках данного исследования. Обществом, безусловно, разграничиваются качества свойственные мужчинам и женщинам, а ряд качеств возводится в рамки образцовых (идеальная жена, настоящий мужчина и т.д.) На основании выделения типов маскулинности и феминности представляется возможным выделить типы отцов и матерей и в соответствии с ними выстроить работу по развитию педагогической компетентности родителей младших подростков.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью данного исследования является разработка модели развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом тендерного подхода. Последовательными шагами к достижению поставленной цели являются: выявление элементов педагогической компетентности родителей младших подростков, определение методологических и методических оснований разработки модели, обоснование структурных элементов модели развития педагогической компетентности родителей младших подростков.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Под педагогической компетентностью родителей младших подростков мы понимаем совокупность характеристик личности родителя, его педагогической деятельности, которые позволяют эффективно осуществлять воспитание ребенка младшего подросткового возраста на основе целенаправленного, организованного сотрудничества с ребенком и которые проявляются в деятельности родителя по самообразованию в области педагогики и психологии.
В структуре педагогической компетентности большинство исследователей выделяет ценностный, коммуникативный, деятельностный, рефлексивный компоненты. Опираясь на исследования В.В. Коробковой [15, с. 101-105], посвященные развитию воспитательного потенциала семьи, в структуре педагогической компетентности родителей младших подростков мы выделяем мотивационный, когнитивный, операционно-деятель-ностный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты.
Системообразующими выступают мотивационный и когнитивный компоненты, включающие в себя: готовность быть родителями, осознанность действий, стремление к самообразованию и саморазвитию и т.д.
Эффективная работа по развитию каждого компонента педагогической компетентности родителей возможна при учете в работе педагогов и образовательного учреждения гендерного подхода.
Гендерный подход является методологической основой исследования и предполагает необходимость выделения присущих каждой конкретной личности социокультурных (гендерных) характеристик, соотношение их с теми, которые традиционно приписываются обществом понятиям маскулинность и феминность и, соответственно, отцовству и материнству.
Особенности применения гендерного подхода в педагогике рассматриваются в ряде психолого-педагогических исследований (Л.В. Штылева, Е.Н. Каменская и
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Горошенкина Екатерина Александровна МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...
др.) [16; 17] Л.И. Столярчук применила термин «транс-гендерный подход» [18], предполагающий отход в работе педагога от стереотипов о традиционно маскулинных и феминных качествах и ориентацию на реальную социально-экономическую ситуацию в обществе. Например, по-особенному выстраивать работу с женщиной, приоритетом которой является карьера, или мужчиной, ориентированным на семью как основную сферу деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и данные констатирующего эксперимента (опубликованы в статье Горошенкина Е.А., Коробкова В.В., Якина Ю.И. О необходимости внедрения гендерного подхода к работе с родителями в практику образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=24638) позволяют утверждать целесообразность построение модели развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода.
При разработке модели учитывались гендерный, системный, развивающий подходы. Предложенная модель развития педагогической компетентности родителей младших подростков (рис. 1) состоит из пяти взаимосвязанных блоков.
Модель развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода
Сошаеоианншчь социалыць-лнчшиггцш um [ич'пнм-irti
т
Потребности общества
- Повышение ряш семьи а образовательном прсцессе;
- Повышение качества coift дшпйс-гаа ОУ и семьи;
~г
Потребности родителей
- Учет тендерных особенностей родителей со стороны ОУ
Потребности
ребе нкя-подрос пса - Создание комфортной бесконфликтной среды
дня кзрошення и развития
Цель: развитие педагогической компетентности младших подростков Задачи:
Создал» условия для развития педагогической компетентности родителей младших подростков
Обучит ь родителей младших подростков особенностям взаимодействия с де тьми-подростками
Повыси ть субьектность родителей в образовательном процессе
Подходы
- тендерный,
- системный,
• компетет постный,
Принципы
- прнродосообразности,
- культуросообразноста,
- социального партнёрства, - субъектиостн
й g g
И б
1£
Программа работы с отцами и матерями подростков «Согласие»
Формы
Тренинги, ОШШКН-консультации, Беседы, индивидуальная работа, деловые игры
Методы Диатшктичкк и с, рефлексивные, игровые, методы мстгивашш и стимул иро вания
Средства
Этапы:
днагностнчесч кнй «мотивацнонный «деятельности ый * рефлексивно-оценочный Педагогические условия Комплексная работа с ¡^ ^ ^ Создание ситуации успеха
педагогами по программе Учет специфика обучени» для родителей младших
«Стереотип» взрослых подростков
Результат - развитие отдельных компонентов педагогической компетентности родителей в соответствие с типом маскулишюсти/феминноста
Могиващюмю-лмчиостный + Когнитивный + ОперациОннО-дСятСЯЬнОСтиын + Рефлексивный Уровни педагогической компетентности родителей младших подростке с учетом гендерного подхода_
традиции ные маскулинность и феминность -традиционный отец i - отсутствующий отец |
модернизированные маскулинность и феминность
Уровни: несформнрованный^1шзкий-^средний-1«ысокнй
Рисунок 1. Модель развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учётом гендерного подхода.
Целевой блок является системообразующим. Он построен в соответствии с потребностями общества, родителей и детей-подростков и ориентируется на принцип субъектности участников образовательного процесса. Социальный заказ актуализировал особую важность работы с семьей на основе партнерских отношений. Родителями (явно и скрыто) востребован учет их индивидуальных особенностей. Дети - младшие подростки - нуждаются в создании бесконфликтной среды для взросления и развития, которая возможна тогда, когда
их родители не являются заложниками гендерно-роле-вого конфликта. Конкретной целью, обусловленной согласованием социально-личностных потребностей, является развитие педагогической компетентности родителей младших подростков. Задачи, сформулированные в модели, являются ключевыми шагами к достижению поставленной цели.
Целевой блок включает в себя также основные подходы и принципы реализации модели. Роль научного обеспечения модели и включает в себя гендерный подход, в качестве ключевого, а также системный, компе-тентностный подходы. Модель ориентирована на учет важнейших принципов: природосообразности, культу-росообразности, социального партнерства и субъект-ности. Важно, что первые два из указанных принципов зачастую используются при работе с детьми. Данная модель позволяет учитывать данные принципы и в работе с родителями учащихся.
Важным структурным элементом модели выступает содержательный блок. Программа «Согласие» направлена на развитие педагогической компетентности отцов и матерей. Программа выстроена в соответствии с типами маскулинности/феминности и учитывает изначальный уровень развития компонентов педагогической компетентности родителей, поэтому предложенные формы, методы и средства для реализации программы являются разнообразными.
Программа реализуется на нескольких этапах: диагностика типа маскулинности/феминности (модернизированный опросник И.С. Клециной, наблюдение, коммуникативные игры и т.д.), мотивация к работе в программе (на основе индивидуального подхода), деятельность по развитию компонентов педагогической компетентности родителей (интернет-чаты для «отсутствующих отцов» и «отсутствующих матерей», дискуссионный клуб для «идеального отца» и «идеальной материи», вебинары (для всех категорий родителей), чемпионаты по интересам отцов и матерей) и т.д. Особенностью программы «Согласие» является ее мобильность. Родителю не обязательно присутствовать в образовательном учреждении, чтобы в ней участвовать.
Технологический блок модели также включает педагогические условия реализации модели. Такими условиями являются: комплексная работа с педагогами по программе «Стереотип» (работа по снижению роли ген-дерных стереотипов в работе педагога), учет специфики обучения взрослых и создание ситуации успеха для родителей младших подростков. Внедрение третьего педагогического условия призвано снять с образовательных организаций ареол «карающего» субъекта образовательного процесса. Любой родитель может почувствовать себя успешным и способным, уверенность в своих силах вполне может обеспечить образовательная организаций.
Результативный блок модели согласуется с целевым блоком и предполагает развитие компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков (мотивационно-личностного, когнитивного, операцион-но-деятельностного и рефлексивного).
Гендерный подход позволяет увидеть разницу в изначальном уровне развития педагогической компетентности родителей в зависимости от типа их маскулинности/ феминности. Уровень развития отдельным компонентов педагогической компетентности родителей отличается в зависимости от того, к какому типу отцов/матерей они относятся. И.С. Коном были выделены типы отцов [18, с.225]. Отцы с традиционной маскулинностью (традиционный отец, отсутствующий отец) и отцы с модернизированной маскулинностью (новый отец, ответственный отец.) Проведение интервью с классными руководителями, анкетирование, проведение онлайн-опроса и работа с контрольной группой матерей позволила выявить типы матерей в соответствии с традиционной и модернизированной феминностью. К матерям с традиционной феминностью относятся типы «традиционная мать»
и «работающая мать», к матерям с модернизированной феминностью: «отсутствующая мать», «идеальная мать». Уровни развития отдельных компонентов педагогической компетентности у отцов и матерей различного типа отличаются. До работы по программе «Согласие» отдельные компоненты могут быть как не сформированы вообще, так и могут находиться на низком уровне. Учет гендерных особенностей родителей позволяет целенаправленно работать над развитием не только отдельных компонентов, но и всей педагогической компетентностью родителей младших подростков в целом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Разработанная модель развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода ориентируется на родителей, как на значимых субъектов образовательной деятельности и позволяет повышать качество работы с семьей в любой образовательной организации. Особенностью модели является ее универсальность, обеспеченная включением в структуру модели диагностических элементов, позволяющих транслировать модель в различных условиях. Модель является динамичной и исходит из социального заказа, формулируемого обществом, родителями и детьми-подростками. Модель учитывает личностные особенности всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Повышение элементов педагогической компетентности родителей обеспечивается применением на практике гендерного подхода. Дальнейшее исследование предполагает внедрение модели в практику ряда образовательных организаций города Перми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010. 210 с.
2. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социологического исследования / Монография под ред. Н.М. Римашевской. М.:Наука, 2009. 273 с.
3. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Самара. 2002. 200 с.
4. Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей в профессионально-замещающей семье. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Саранск.,2009. 489 с.
5. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.,2009. 188 с.
6. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.,2015. 220 с.
7. Лебедева К.М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-1 (115). URL: http^/cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-pedagogicheskoy-kompetentnosti-roditeley-vospitannikov-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 05.01.2018).
8. Смирнягина M.M. Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №5 (138). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ vozrastnye-granitsy-i-psihologicheskoe-soderzhanie-stabilnogo-perioda-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 05.01.2018).
9. Тюренкова В.В. Динамика эмоциональных де-
68
струкций в подростковом возрасте // Научный диалог. 2012. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7dinamika-emotsionalnyh-destruktsiy-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 05.01.2018).
10. Егорова У.Г. Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста: коммуникативный аспект // Вестник ГУУ. 2013. №22. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-roditeley-k-krizisu-podrostkovogo-vozrasta-kommunikativnyy-aspekt (дата обращения: 05.01.2018).
11. Коробкова В.В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С. 1560-1570.
12. Глоссарий Московского центра гендерных исследований URL: http://www.gender.ru/glossary7gender(дата обращения: 05.01.2018).
13. Коннел Р. Гендер и власть. М.:Новое литературное обозрение. 2015. 432 с.
14. Васюра С.А. Гендерная психология. Ижевск. 2011. 155 с.
15. Коробкова В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях//Педагогическое образование и наука №6. 2011.С.101-105.
16. Штылева Л. В. Гендер и педагогика: проблемы согласования языка // Женщина в российском обществе. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gender-i-pedagogika-problemy-soglasovaniya-yazyka (дата обращения: 05.01.2018).
17. Каменская Е. Н. Педагогическая теория гендерно-го подхода: основные задачи и методологическая основа // Известия ВГПУ. 2007. №4. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskaya-teoriya-gendernogo-podhoda-osnovnye-zadachi-i-metodologicheskaya-osnova (дата обращения: 05.01.2018).
18. Столярчук Л. И. Методологические ориентиры гендерного подхода в образовании // Известия ВГПУ. 2014. №6 (91). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-orientiry-gendernogo-podhoda-v-obrazovanii (дата обращения: 04.01.2018).
19. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М.: Время. 2009.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)