Научная статья на тему 'Уровни профессиональной мобильности'

Уровни профессиональной мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ / ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / PROFESSIONAL MOBILITY / LEVEL OF PROFESSIONAL MOBILITY / DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL MOBILITY / COMPETENCY DIAGNOSTICS / PERSONALITY / COMPETITIVENESS / MONITORING / PEDAGOGICAL MODELING / MULTIPARAMETER ANALYSIS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозорова Наталья Геннадиевна

Неуклонно возрастающая значимость профессиональной мобильности в современном динамичном мире обусловливают необходимость научного осмысления данного феномена. Диагностика профессиональной мобильности, так же как и диагностика компетенций (личностно-профессиональных качеств), социально-профессиональной компетентности и конкурентоспособности индивида в целом актуальная задача. В настоящее время очевидно, что профессиональная мобильность это и фактор, и результат личностно-профессионального развития, а также адаптации индивида к динамичному миру (в частности, рынку труда). В статье выделены и охарактеризованы семь уровней профессиональной мобильности: очень низкий уровень, низкий уровень, средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень, очень высокий уровень и высший. При обосновании уровней автор настоящей статьи учитывал, что значение профессиональная мобильность не в формировании широкого множества компетенций (личностно-профессиональных качеств), а в достижении успеха в жизни, вершин профессионального мастерства, в самореализации (самоактуализации). Повышение уровня мобильности индивида отражает повышение уровня его интегрированности в социальную среду обитания. Высший уровень интегрированности означает не просто социальную когерентность, но и социальную активность, т.е. влияние на социум. Также очевидно, что высокие уровни профессиональной мобильности (последние четыре) немыслимы без высокого уровня социально-профессиональной компетентности в целом и личностно-профессиональных качеств в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILITY LEVELS

The steadily increasing importance of professional mobility in the modern dynamic world necessitates a scientific understanding of this phenomenon. Diagnostics of professional mobility, as well as diagnostics of competencies (personal-professional qualities), social and professional competence and competitiveness of the individual as a whole, is an urgent task. At present, it is obvious that professional mobility is both a factor and the result of personal and professional development, as well as an individual's adaptation to a dynamic world (in particular, to the labor market). The article identifies and characterizes seven levels of professional mobility: a very low level, a low level, a medium level, a level above the average, a high level, a very high level and the highest. While justifying the levels, the author of this article took into account that the value of professional mobility is not in the formation of a wide variety of competencies (personality-professional qualities), but in achieving success in life, the heights of professional skills and in self-realization (self-actualization). An increase in the level of mobility of an individual reflects an increase in its level of integration into the social environment. The highest level of integration means not just social coherence, but also social activity, i.e. influence on society It is also obvious that high levels of professional mobility (the last four) are inconceivable without a high level of social and professional competence in general and personal and professional qualities in particular.

Текст научной работы на тему «Уровни профессиональной мобильности»

Prozorova Natalie Gennadievna PROFESSIONAL MOBILITY .

pedagogical sciences

УДК 378:316.422.4

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0071

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

© 2019

Прозорова Наталья Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранных языков №1», начальник управления довузовской подготовки

Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: proza75@mail.ru) Аннотация. Неуклонно возрастающая значимость профессиональной мобильности в современном динамичном мире обусловливают необходимость научного осмысления данного феномена. Диагностика профессиональной мобильности, так же как и диагностика компетенций (личностно-профессиональных качеств), социально-профессиональной компетентности и конкурентоспособности индивида в целом - актуальная задача. В настоящее время очевидно, что профессиональная мобильность - это и фактор, и результат личностно-профессионального развития, а также адаптации индивида к динамичному миру (в частности, рынку труда). В статье выделены и охарактеризованы семь уровней профессиональной мобильности: очень низкий уровень, низкий уровень, средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень, очень высокий уровень и высший. При обосновании уровней автор настоящей статьи учитывал, что значение профессиональная мобильность - не в формировании широкого множества компетенций (личностно-профессиональных качеств), а в достижении успеха в жизни, вершин профессионального мастерства, в самореализации (самоактуализации). Повышение уровня мобильности индивида отражает повышение уровня его интегрированности в социальную среду обитания. Высший уровень интегрированности означает не просто социальную когерентность, но и социальную активность, т.е. влияние на социум. Также очевидно, что высокие уровни профессиональной мобильности (последние четыре) немыслимы без высокого уровня социально-профессиональной компетентности в целом и личностно-профессиональных качеств в частности.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, уровень профессиональной мобильности, диагностика профессиональной мобильности, диагностика компетенций, личность, конкурентоспособность, мониторинг, педагогическое моделирование, многопараметрический анализ, интеграция.

PROFESSIONAL MOBILITY LEVELS

© 2019

Prozorova Natalie Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Department of Foreign Languages No.1, Head of the Department of Pre-University Training

Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, streetMoskovskaja, 2, e-mail: proza75@mail.ru) Abstract. The steadily increasing importance of professional mobility in the modern dynamic world necessitates a scientific understanding of this phenomenon. Diagnostics of professional mobility, as well as diagnostics of competencies (personal-professional qualities), social and professional competence and competitiveness of the individual as a whole, is an urgent task. At present, it is obvious that professional mobility is both a factor and the result of personal and professional development, as well as an individual's adaptation to a dynamic world (in particular, to the labor market). The article identifies and characterizes seven levels of professional mobility: a very low level, a low level, a medium level, a level above the average, a high level, a very high level and the highest. While justifying the levels, the author of this article took into account that the value of professional mobility is not in the formation of a wide variety of competencies (personality-professional qualities), but in achieving success in life, the heights of professional skills and in self-realization (self-actualization). An increase in the level of mobility of an individual reflects an increase in its level of integration into the social environment. The highest level of integration means not just social coherence, but also social activity, i.e. influence on society It is also obvious that high levels of professional mobility (the last four) are inconceivable without a high level of social and professional competence in general and personal and professional qualities in particular.

Keywords: professional mobility, level of professional mobility, diagnostics of professional mobility, competency diagnostics, personality, competitiveness, monitoring, pedagogical modeling, multiparameter analysis, integration.

Неуклонно возрастающая значимость профессиональной мобильности в современном динамичном мире обусловливают необходимость научного осмысления данного феномена [1-18]. Для автора настоящей статьи очевидно, что профессиональная мобильность, как и любой социокультурный феномен, многоаспектна, т.е. характеризуется большим количеством оценочных параметров (критериев). Также очевидно, что проблему профессиональной мобильности нельзя рассматривать в отрыве от проблемы более высокого порядка - проблемы конкурентоспособности личности.

Диагностика профессиональной мобильности, так же как и диагностика компетенций (личностно-про-фессиональных качеств), социально-профессиональной компетентности и конкурентоспособности индивида в целом - актуальная задача. Во-первых, психолого-педагогический мониторинг (мониторинг личностно-про-фессионального развития) немыслим без методов диагностики всех вышеуказанных феноменов [1, 3, 4, 6, 7, 15, 16, 18]. Во-вторых, объективная полиаспектная диагностика экономической безопасности государства (и вообще - крупных социально-экономических систем) затруднительна без наличия информации о высококвалифицированных кадрах и высокомобильных личностях, готовых адаптироваться к динамичному рын-

ку труда, соответствовать постоянно повышающимся требованиям информационного общества («общества знаний»). Действительно, экономическая безопасность государства немыслима, прежде всего, без трудовых ресурсов высокого качества [2, 5]. Не меньшее значение профессиональная мобильность индивидов имеет для кадровой безопасности предприятий или организаций, т.к. без мобильных личностей затруднительно создать кадровый резерв [8, 9]. Например, если по какой-то причине в общеобразовательной школе перестанет работать учитель математики, то смогут ли его заменить (из уже имеющегося штатного состава) учителя информатики или физики?

Несмотря на неослабевающий интерес современных специалистов к проблеме конкурентоспособности личности, в целом, и профессиональной мобильности, в частности, по-прежнему не в должной мере разработаны методы её диагностики, не выделены и не охарактеризованы её интегративные уровни. В статье автор делает попытку ответить на вопрос: каковы уровни профессиональной мобильности и в чём их отличие друг от друга? Поэтому целью настоящего исследования было выделение уровней профессиональной мобильности.

Методологическими основами исследования служили:

педагогические науки

Прозорова Наталья Геннадиевна УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

- компетентностныи подход, провозглашающий неразрывную взаимосвязь конкурентоспособности и профессиональной мобильности, а также рассматривающий результатами личностно-профессионального развития не систему знаний и умений, а способность к их эффективному управлению;

- квалиметрический подход, провозглашающий необходимость многокритериальной диагностики профессиональной мобильности;

- системный подход, рассматривающий личностно-профессиональное развитие, в том числе становление профессиональной мобильности, как многофакторный процесс;

- личностно ориентированный подход, рассматривающий личность как высшую ценность, а самореализацию - как цель жизненно-профессионального пути.

Методами исследования служили: анализ научно-методической литературы и передового опыта профессиональной подготовки, педагогическое моделирование и многопараметрический анализ сложных систем.

Анализ феномена профессиональной мобильности (модельных представлений о ней [2, 6-11, 14, 16]), а также её критериев, позволил выделить и охарактеризовать семь её уровней. При обосновании интегративных уровней автор учитывал, что смысл профессиональной мобильности - не в наборе широкого ассортимента компетенций и видов деятельности, а в адаптации к динамичному обществу, а также достижении вершин («акме») профессиональной деятельности, самореализации (самоактуализации). Профессионально мобильных личностей не следует путать с прекариатом (по сути, маргиналами); известно, что прекариат («профессиональный мусор») - индивиды, которые не могут укрепиться ни в одной профессии, виде деятельности [2, 17, 18]. Более того, профессионально мобильная личность - полная противоположность прекариату: в том и значение профессиональной мобильности, чтобы найти «своё место в жизни», адаптироваться к динамичному миру (прекари-ат не может ни того, ни другого).

Очень низкий уровень характеризуется тем, что индивид в течение весьма длительного времени не только не меняет вид деятельности, но даже рабочее место и ассортимент профессиональных задач (в течение многих лет индивид в одной сфере деятельности на одном рабочем месте выполняет одни и те же обязанности, решает одни и те же задачи); практически отсутствует мотивация к формированию новых компетенций, освоению новых видов деятельности, тем более - смены профессии. Результат - эмоциональное выгорание, профессиональная деградация, появление личностных и профессиональных деформаций. Психофизиологические предпосылки для профессиональной мобильности находятся на низком уровне (это, прежде всего, сочетание знаний, умений, мотивов, здоровья и работоспособности, а также синергетической культуры личности, т.е. готовности к личностно-профессиональной самоорганизации). Если развитие компетенций индивида и имеет место, то лишь небольшого множества, строго соответствующих виду его деятельности и профессиональным задачам.

Например, учитель физики проходит краткосрочное повышение квалификации, на котором обучается созданию электронных образовательных ресурсов по своей учебной дисциплине, а также инновационным частным методикам обучения физике, с целью повышения информационно-методической компетентности; однако он крайне отрицательно относится к идее повышения квалификации, чтобы он мог преподавать информатику или математику. Или, например, индивид, окончивший специальность 220400 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (в 2002 году), преподаёт на выпускающей кафедре, но не осваивает никаких новых областей научного знания, вследствие чего не может быть продуктивным научным работником (занимается лишь преподаванием своих

учебных дисциплин и разработкой по ним информационно-методического обеспечения).

Низкий уровень отличается от низшего тем, что в течение нескольких лет имеет место расширение множества сформированных компетенций, т.е. появление новых (на низшем уровне имеет место лишь развитие уже сформированных компетенций). Кроме того, происходит (также в течение длительного времени) небольшое расширение арсенала решаемых профессиональных задач, выполняемых обязанностей, а также вывод на новый уровень решения профессиональных задач, благодаря появлению новых компетенций. Данный индивид имеет шансы на профессиональную долговечность при условии стабильности (устойчивости) социально-экономической системы, к которой он аффилирован (например, если не будет ликвидирована фирма или предприятие), а также избежания эмоционального выгорания, развития личностно-профессиональных деформаций. Однако по-прежнему низка мотивация к профессиональной мобильности, поиску новых возможностей для самореализации.

Например, индивид с базовым образованием инженера-программиста со временем освоил экономические дисциплины (сформировал у себя некоторые экономические компетенции), благодаря чему может преподавать ряд дисциплин на стыке информатики (или математики) и экономики, например, «Математическая экономика», «Экономика информационных систем» и т.д. Или, например, индивид в конце восьмидесятых годов прошлого века окончил факультет художественной графики (о формировании информационной компетентности и речи быть не могло), но сумел сформировать у себя общекультурные и профессиональные информационные компетенции (особенно хорошо освоил графические редакторы), сумел адаптироваться к новым условиям деятельности (в соответствии со своей специальностью), и на предприятии он востребован как профессионал высокого класса в области художественной графики.

Средний уровень характеризуется тем, что индивид успешно осваивает новые предметные области и виды деятельности, формирует у себя в случае необходимости новые компетенции, но ориентирован в большей мере на развитие уже сформированных компетенций. Наблюдается высокий уровень мотивации к развитию уже сформированных компетенций, средний уровень мотивации к формированию взаимосвязанных с ними компетенций, но низкий уровень мотивации - к формированию принципиально новых компетенций. Соответственно, наблюдается должный уровень мотивации к расширению спектра решаемых профессиональных задач и профессиональных обязанностей, но низкий уровень мотивации - к смене вида или сферы деятельности (вплоть до боязни). Данный индивид имеет шансы на профессиональную долговечность в своей профессии (сфере деятельности), даже если социально-экономические системы, к которым он аффилирован, оказываются неустойчивыми.

Например, научно-педагогический работник с базовым инженерно-физическим образованием, преподававший электротехнику и радиотехнику в военном вузе, но защитивший в своё время кандидатскую диссертацию по научной специальности 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации, может после расформирования военного вуза работать преподавателем информатики в аккредитованном государственном или коммерческом вузе.

Уровень «выше среднего» характеризуется высокой мотивацией как к развитию уже сформированных, так и формированию новых компетенций, освоению новых видов деятельности, однако не всегда индивид достигает в них успеха. Например, научно-педагогический работник вуза блестяще преподаёт дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Разработка, анализ и управление программными проектами», но весьма по-

Prozorova Natalie Gennadievna PROFESSIONAL MOBILITY .

pedagogical sciences

средственно - «Операционные системы». Или, например, индивид довёл свою иноязычную компетенцию до уровня совершенства (по классификации Совета Европы), благодаря этому смог пройти стажировку в иностранном вузе, но там не остался работать.

Высокий уровень профессиональной мобильности характеризуется тем, что индивид не просто может успешно освоить новый вид деятельности, сформировать у себя на высоком уровне соответствующие компетенции (прежде всего, благодаря самообразованию), но и добиться успехов в новом виде деятельности, высокого уровня профессионального мастерства. Устойчиво положительное отношение к профессиональной мобильности неразрывно связано с высоким уровнем мотивации к личностно-профессиональному развитию; более того, оно включено в общую направленность личности (по сути, даже в её мировоззрение). Именно на данном уровне профессиональная мобильность становится решающим фактором конкурентоспособности индивида, его адаптацией к динамичному миру. Например, выпускник военного вуза, выйдя на военную пенсию после военной службы, защитил кандидатскую и докторские диссертации по научной специальности 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации, стал специалистом высокого класса в области информационных технологий, и любой вуз города мечтает его видеть в качестве научно-педагогического работника.

Очень высокий уровень профессиональной мобильности характеризуется тем, что для индивида не составляет труда освоить любой смежный (родственный, взаимосвязанный, либо имеющий общие составляющие) вид деятельности, сформировать у себя новые компетенции (личностно-профессиональные качества) на базе уже сформированных, успешно работать в любой социально-экономической системе и в любых условиях. Иначе говоря, очень высокий уровень профессиональной мобильности отражает высший уровень профессиональной надёжности, в целом - личностно-профессиональной зрелости. Это возможно благодаря высокой синергети-ческой культуре личности, а также высокому уровню уже сформированных компетенций и личностно-про-фессиональных качеств. Для такого индивида не составляет труда всегда найти себе работу (трудоустроиться), даже не в самых благоприятных социально-экономических условиях.

Например, индивид окончил в 2000 году специальность 220400 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, сумел поступить в аспирантуру по педагогическим наукам, сумел её успешно окончить и в срок защитить кандидатскую диссертацию (на стыке педагогических наук и информатики), быть в дальнейшем успешным научно-педагогическим работников, вести научные исследования в области педагогической информатики (включая финансируемые), освоить социологию, экономику и психологию, стать руководителем финансируемого исследовательского проекта по наукометрии (в более широком контексте - социологии науки), впоследствии защитить две докторские диссертации (по педагогическим и социологическим наукам).

Высший уровень отличается тем, что индивида характеризует высокий или высший уровень социальной активности, т.е. он оказывает обратное влияние на социальную среду обитания (благодаря профессиональной мобильности). Если предыдущие уровни отражали, по сути, социальную когерентность индивида (согласованность его жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности, в частности, с жизнедеятельностью социальной среды, использование индивидом ресурсов социума для своего развития), то данный уровень - его влиятельность на социум (профессиональная мобильность становится фактором этой влиятельности, обеспечивает эту влиятельность).

По сути, очень высокий уровень профессиональной

мобильности отражает высший уровень социальной когерентности, в то время как высший уровень мобильности - перерастание когерентности в социальную активность. Иначе говоря, «можно следовать за миром, а можно вести мир за собой». Яркий пример - профессор физики Х. Хирш, который не просто сумел в чужой стране стать профессором университета (а также вести борьбу за мир), но и оказать решающее влияние на развитие наукометрии, как метрологической ветви науковедения (такой наукометрический показатель, как индекс Хирша, общепризнан во всём мире, хотя его подвергают интенсивной и жёсткой критике).

Как видно, повышение уровня мобильности индивида однозначно отражает повышение уровня его инте-грированности в социальную среду обитания. Высший уровень интегрированности означает не просто адапти-рованность к динамичному миру (социальную когерентность), но и социальную активность, т.е. влияние на социум. Также очевидно, что высокие уровни профессиональной мобильности (последние четыре) немыслимы без высокого уровня социально-профессиональной компетентности в целом, компетенций (как общекультурных, так и профессиональных) и личностно-професси-ональных качеств в частности, особенно без готовности индивида к личностно-профессиональному саморазвитию («ядро» - умения профессиональной самоорганизации). Действительно, личностно-профессиональное саморазвитие немыслимо без соответствующей когнитивной базы [1, 4, 6, 7, 15, 17, 18].

Уровень кадровой обеспеченности некой социально-экономической системы профессионально мобильными личностями можно рассчитать по формуле:

/ / /// //// / «М// / , 1,2 • п' + п' + 0,8 • п+ 0,6 • п"" + £ 0,4/ + ^ 0,2/

/=1 /=1

? =

N

где N - число требуемых кадров, аргументы в числителе - соответственно, число индивидов с высшим, очень высоким, высоким, выше среднего, средним и низким уровнями профессиональной мобильности (индивидов с низшим уровнем не учитывают); коэффициент выше 1,0 обусловлен тем, что индивиды с высшим уровнем мобильности могут «вести социум за собой». Подобную модель расчёта можно объяснить следующим образом: последние два аргумента отражают индивидов не с должными уровнями профессиональной мобильности, и даже их «бесконечное» увеличение не может повысить уровень кадровой обеспеченности социально-экономической системы. Напомним, что сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии всегда конечна [15].

Перспективы дальнейших исследований автор видит в проектировании научно обоснованных технологий профессиональной подготовки, направленной на становление мобильной личности выпускника образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гребенникова В.М. Компетентностный подход в образовании / В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 6 (22). — С. 75-78.

2. Гунин В.К. Концептуальный подход к формированию единой системы регионального управления кадровым потенциалом / В.К. Гунин // Общество: политика, экономика, право. — 2016. — № 8. — С. 57-59.

3. Калинкин Е.В. Система профессионального образования: роль работодателей /Е.В. Калинкин // Управленец. — 2016. — № 3 (61). — С. 27-31.

4. Локалова Н.П. Влияние когнитивного развития на формирование внутреннего мотива учебной деятельности /Н.П. Локалова, А.М. Дрегнина //Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 15-33.

5. Молчан А.С. Формирование системы мониторинга показателей и индикаторов экономической безопасности государства / А.С. Молчан, К.О. Тернавщенко, М.К. Сокол //Научные труды Кубанского государственного технологического университета. — 2016. — № 2. — С. 206-217.

педагогические науки

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

Прозорова Наталья Геннадиевна

6. Овчинникова Е.В. Значение системы управления знаниями для непрерывного образования педагога / Е.В. Овчинникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2016. - № 2. - С. 142-150.

7. Оплетин А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, А.М. Имашев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2015. — № 7 (125). — С. 145-149.

8. Пецина И.А. Проблема профессиональной мобильности как одна из характеристик функционирования педагога-музыканта в современном мире //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 58-60.

9. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.

10. Гудкова С.А., Емелина М.В. Психологические аспекты формирования профессиональной мобильности выпускника вуза при обучении иностранному языку // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 20-24.

11. Братцева О.А., Булатова О.В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития профессиональной мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 58-61.

12. Сафонов К.Б. Развитие персонала в контексте гуманизации социального управления / К.Б. Сафонов // Теория и практика общественного развития. — 2016. — № 4. — С. 20-22.

13. Теньковская С.А. Дефицит квалифицированного персонала как одна из важнейших проблем российского нефтесервиса / С.А. Теньковская, А.В. Власов // Общество: политика, экономика, право. — 2016. — № 11. — С. 89-93.

14. Файн, Т.А. Компетентностная парадигма в дополнительном профессиональном образовании / Т.А. Файн // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2016. — № 1-1 (7). — С. 334-346.

15. Черных, А.И. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, ДА. Романов // Краснодар: КубГТУ, 2016. — 264 с.

16. Ядранский Д.Н. Социальные механизмы повышения индивидуальной эффективности / Д.Н. Ядранский // Управленец. — 2016. — № 3 (61). — С. 32-35.

17. Iskander R., Pettaway L., Waller L. and Waller S. (2016) "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates" Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.

18. WilliamsR., deRassenfosse, G., Jensen, P., &Marginson, S. (2013). "The determinants of quality national higher education systems", Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 35, No 6, pp. 599-611.

Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.