Научная статья на тему 'Уровни краеведческого знания: краеография и краеология'

Уровни краеведческого знания: краеография и краеология Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / УРОВНИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTURAL SCIENCE / HISTORY / LEVELS OF LOCAL KNOWLEDGE / REGIONAL STUDIES / CULTUROLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянова Н.Б., Пирожков Г.П.

В статье впервые предложено вычленение из краеведения краеографии и краеологии, что способствует его понятийно-терминологической внятности и четче отражает содержание краеведческих дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровни краеведческого знания: краеография и краеология»

Зырянова Н. Б.1, Пирожков Г.П.2 ©

'Студент, кафедра «Документоведение и архивоведение», Тамбовский филиал Московского государственного университета культуры и искусств; 2профессор, доктор культурологии, кандидат исторических наук, кафедра «Связи с общественностью», Тамбовский государственный технический университет

УРОВНИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: КРАЕОГРАФИЯ И КРАЕОЛОГИЯ

Аннотация

В статье впервые предложено вычленение из краеведения краеографии и краеологии, что способствует его понятийно-терминологической внятности и четче отражает содержание краеведческих дисциплин.

Ключевые слова: культурология, история; краеведение; уровни краеведческого знания; культурологическая компетенция.

Keywords: cultural science; history; regional studies; levels of local knowledge; culturological competence.

Сведениями о территории своего проживания люди пользовались издавна. В XVIII в. в России зародилось научное краеведение, если иметь в виду конкретное знание - факт, событие местной жизни, а главное - научные методы, которыми сведения (знание) были добыты. Работа отдельных краезнатцев, попытки государства заботиться о предметах старины, памятниках прошлого способствовали накоплению научных сведений о разных местностях империи, использованию их в хозяйственной, политической и культурной жизни. Становление краезнания, накопление родиноведческой информации с помощью анкет, археологических раскопок, собирания этнографических коллекций, памятников истории, ремесла и культуры, описаний конкретных территорий, важных событий в жизни отдельных народов во время путешествий и научных экспедиций привели к формированию целого направления в научной деятельности - краеографии. Этому способствовали развитие книгопечатания, появление периодических изданий, в том числе в провинции, деятельность ряда известных российских просветителей и государственных деятелей (Е. Р. Дашковой, Н. И. Новикова, Г. Р. Державина и др.), расширение образования и культуры. В 1789 г. в Архангельске было основано «Общество для исторических исследований» - первое в России объединение краезнатцев-краеографов [3].

XIX в. открыл качественно новый период в изучении истории и культуры России: документы о ее отдельных частях накапливались в архивах, библиотеках, музеях, частных коллекциях, углублялось их изучение и использование многими науками, возрастала востребованность научных сведений о конкретных территориях экономико-хозяйственной, политико-культурной, военной практикой, государственным строительством. Постепенно происходили существенные изменения в структуре знания о разных местностях, к концу века они превратились в самостоятельную область знаний, достаточно четко определились объекты и методы их изучения, продолжался процесс создания понятийно-терминологического аппарата, методик, началось становление научной дисциплины - краеологии.

Движение научной мысли от краеографического знания (сведений, полученных с помощью описания отдельных событий, процессов культурной жизни и историкогеографических объектов) к обобщениям, выводам, выявлению тенденций и закономерностей развития на основе аналитико-синтетической обработки краеографической информации, определению основных положений теории и методологии краеологии как самостоятельной отрасли разноаспектных знаний, научной дисциплины, в короткий срок (последнее двадцатилетие XIX - начало ХХ в.) взаимополезно соединилось с деятельностью общественногосударственного движения краеведов-исследователей, в котором было заинтересовано

© Зырянова Н.Б., Пирожков Г.П., 2014 г.

государство, потому повсеместного и уже вооруженного (в отличие от краезнатцев XVIII в.) научным теоретико-методологическим инструментарием. Расширяющиеся краеведческие исследования, активное использование краеведами новых подходов и методов смежных наук, усложнение документно-источниковой базы исследований превращали краеведение не только в важную отрасль народнохозяйственной и гуманитарной деятельности, но и в комплексную науку. В 1920 гг. изучением края занималось не только местное население на основе инициативы, но также ряд государственных учреждений (архивы, библиотеки, музеи, научные учреждения и учебные заведения).

«Краеведение» - понятие «емкое», оно не может быть сведено только к одной науке или отрасли человеческой деятельности. Это комплекс разнообразных знаний о крае (в границах любого масштаба), то есть содержание краеведения чрезвычайно многообразно; это и государственная и общественная деятельность по изучению отдельных территорий.

Сегодня каждому краеведу-исследователю вроде бы ясно, что изучать и как изучать. Но возникают вопросы: чем же отличается краеведческое исследование от изучения общих процессов и закономерностей на территориально ограниченном материале, где происходит граница между краеведением и общей теорией, другими словами, каковы взаимоотношения краеведения и «большой» науки? Если найти четкую границу между краеведением и «большой» наукой вряд ли возможно [4, 15-16.], тогда отличаются ли чем-то друг от друга кандидатская диссертация, монография, студенческий реферат и школьное сочинение, написанные на материалах одного края? Да, уровнем научности. Почему же тогда в одном ряду - краеведческом находятся очень разновеликие по научности работы?

Для уяснения вопроса введем понятие «уровни краеведческого знания», дав характеристику макро- и микрокраеведческим исследованиям. Макроисследования - это уровень обобщающих теорий, типологизация, методология, выявление тенденций и закономерностей. Сверхзадача краеведов-исследователей - больший вклад в социальный процесс, разработка программ человеческих действий (например, в области охраны памятников природы, истории и культуры, природопользовании и т. д.). Массовые же исследования (описания конкретной территории, тяготеющей к какому-то топониму) являются комплексными краеографическими (а не историческими, не географическими...). Например, статью «История улицы Лермонтовской (бывшая Теплая) Тамбова» точнее было бы представить под названием «Краеография улицы Лермонтовской.» [см. 5]. Задача краеведов этого уровня (их

подавляющее большинство) - подниматься до некоего «среднего уровня», рассматривая выводы своих работ в широком контексте.

Традиционно считается, что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого «grapho» (пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые обозначены через греческое «logos» (учение), и потому являющихся теоретическими. Русским переводом греческого «logos» практически является «ведение» («краеология» = «краеведение»). Поэтому на основе теоретического познания краеведческого дела и обучения краеведению возможно выделение в нем «краеологии» как теоретической части (теоретико-научного отдела). Большая же часть исследований края, в основе которых лежит разноаспектный, комплексный подход, с чаще встречающимся на практике «любительским», реже научным (профессиональным) описанием объектов краеведения, отражает термин «краеография». Краеография - область краеведения, широкое, массовое изучение, прежде всего местным населением конкретной территории, тяготеющей к тому или иному административному, экономическому, политическому или культурному центру, населенному пункту; является средством массовой коммуникации. Краеография - научнопрактическая деятельность, имеющая важное прикладное значение. Она опирается на фундаментальные (краеологические) исследования, задача которых - решение крупных (макрокраеведческих) теоретических проблем.

Вычленение краеографии и краеологии [2, 30] четче отражает, прежде всего, содержание и задачи краеведческих дисциплин, способствует понятийно-терминологической внятности краеведения. Это не может трактоваться как следствие неопределенности задач, объектов краеведения, используемых в нем научных методов, а является всего лишь отражением

постоянно и прогрессивно меняющегося уровня краеведческих исследований. Такое состояние не уникально, нечто подобное происходило и совершается в других науках и практиках. Например, в 1931 г. А. Г. Фомин предложил заменить термин «книговедение» термином «библиология» (ныне он используется) [1, 56]. Сегодня теоретики и практики приняли термины «музеология» (= «музееведение»), «этнология» (= «этнография») и др.

Таким образом, под краеведением понимается: а) комплексная наука о крае как части страны, изучающая его в историческом, современном и прогнозируемом планах; близким по значению к «краеведению» выступает термин «краеология» как теоретическая часть краеведения; б) комплекс взаимосвязанных, родственных научных дисциплин и специальных учебных курсов, изучающих: край как часть страны во всем его многообразии (история, география, культура и др.); документно-источниковую базу (краеведческие аспекты источниковедения, архивоведения, музееведения, библиотековедения, библиографоведения, памятниковедения, книговедения и др.); краеведческое дело в историческом, современном и прогнозируемом планах; области научно-практической деятельности (исследовательски-изыскательская, экскурсионно-туристическая, памятникоохранительная и др.). Занятия краеведов на микроуровне чаще направлены на познание отдельных фактов, событий, явлений, сопряжены с изучением локальных процессов, когда акцент делается на использование конкретных методов их исследования (опрос, наблюдение, эксперимент и др.).

Краеведение - не просто система знаний. Это еще и определенный способ мышления, видения местных, региональных и общероссийских проблем, метод изучения общего через частное. Поэтому краеведческие исследования - краеографические и краеологические - имеют важный социокультурный смысл, способствуют активному формированию у студентов культуролого-историко-краеведческих компетенций. Они и прямой инструмент регионализации социально-институциональной системы, в которой регионы перестают быть в политической системе только объектами центральной власти, а выступают ее (системы) полноправными субъектами.

Литература

1. Книговедение: энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - 664 с.

2. Пирожков Г.П. Краеведение: терминологический словарь. - Тамбов, М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2006. - 80 с.

3. Пирожков Г.П. Краеведение: учебник для вузов культуры и искусств. - Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2006. - 272 с.

4. Пирожков Г.П. Краеведение: учебное пособие. В 2 ч.- Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 1996. - Ч. 1: Введение в краеведение. История краеведения. - 104 с.

5. Пирожков Г.П. Краеография и краеология: к вопросу об уровнях краеведческого знания // Откуда есть пошла земля тамбовская: сборник краеведческих материалов. Тамбов: Российская академия естественных наук, Тамбовское отделение, Тамбовский центр краеведения, 2002. - Вып. 7. - С. 2831.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.