УДК 37+3798
doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-123-125
УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Куксова Анастасия Александровна
МАОУ СОШ № 24, Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена структура готовности будущего педагога к использованию новых информационных технологий, которая включает мотивационный, познавательный и эмоционально-волевой компоненты. Подробно раскрыты уровни сформированности готовности к использованию информационных технологий: элементарный, функциональный и системный. Рассмотрены особенности технологии формирования каждого уровня готовности.
Ключевые слова: педагог, информационные технологии, уровни готовности, технология, компоненты готовности
В условиях нарастающей компьютеризации образования актуальна задача формирования готовности будущего педагога к использованию новых информационных технологий (НИТ). Такая готовность представляет собой единство трех основных компонентов: мотивационного, познавательного и эмоционально-волевого [1]. Мотивационная составляющая характеризует интерес к профессии, стремление добиться успеха и проявить свои лучшие качества; познавательная - понимание своих педагогических функций, задач и проблем, знание средств, условий и способов деятельности; эмоциональная - чувство ответственности и уверенности в успехе; волевая - способность к самоорганизации и мобилизации сил.
Готовность будущих учителей к использованию НИТ формируется на уровнях элементарной, функциональной и системной готовности [2].
Элементарная готовность определяется пониманием и принятием будущим учителем целей использования НИТ в обучении, наличием комплексного знания о структуре и принципах действия компьютера, ведущих направлениях развития компьютеризации образования. Студент хорошо знает существующие и перспективные области применения компьютера, имеет представление об основах алгоритмизации и программирования, умеет разрабатывать простые алгоритмы.
Функциональная готовность будущего педагога обусловлена пониманием стратегических и тактических задач компьютеризации образования, психологической установкой на всестороннее применение НИТ в учебном
процессе. Студент обладает достаточно развитыми умениями работы с компьютером, способен разрабатывать достаточно сложные сценарии обучающих программ и составлять их на одном или нескольких языках программирования.
На уровне системной готовности использование НИТ в учебном процессе приобретает для будущего педагога личностный смысл; он обладает целостной системой знаний и умений в этой области. Студент ясно представляет перспективы информационной грамотности общества, грамотно реализует стратегию и тактику компьютерного обучения, разрабатывает новые и постоянно совершенствует действующие программные средства в области своей предстоящей педагогической деятельности.
Технология формирования элементарного уровня готовности студентов к использованию НИТ состоит в следующем. Основные цели обучения в этом случае состоят в формировании у студентов мотивационного компонента готовности, включающего непосредственный интерес к разбору задач и ситуаций профессионального содержания, стремление связать учебный материал с будущей практической деятельностью, осознание места и роли НИТ как средства обучения в структуре типичных функций учителя.
Технология формирования функционального уровня готовности студентов к использованию НИТ включает:
1) формирование интереса к информатизации образования в целом и процессу преподавания своего предмета;
2) познание студентами общепедагогических принципов, целей, содержания, форм, методов и условий обучения с использованием компьютера, некоторых критериев принятия педагогических решений;
3) умение оценивать уровень готовности студентов включиться в работу с использованием НИТ.
Технология формирования системного уровня готовности студентов к использованию НИТ осуществляется посредством организации индивидуально-творческой познавательной деятельности студентов по следующим блокам:
- теоретическая подготовка, осуществляемая с ориентацией на модель деятельности педагога, использующего НИТ, по основным специализациям. В соответствии с теорией контекстного обучения содержание этого блока должно быть адекватным содержанию педагогической и научно-методической деятельности учителя;
- практическая подготовка, включающая формирование у будущего педагога ориентации на творческую реализацию своего интеллектуального и личностного потенциала при освоении и внедрении НИТ в школьную практику.
При овладении опытом творческой педагогической деятельности будущего учителя, при формировании третьего, системного уровня готовности, эти формы и методы становятся вспомогательными, а на первый план выходят технологии развивающего обучения: проблемные, игровые, исследовательские.
Деловые игры различных типов, проводимые в рамках лабораторно-практических занятий, и педагогическая практика в школе формируют организаторские, коммуникативные, проектировочные, гностические умения в области НИТ. В процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ по вопросам компьютеризации школьного образования происходит углубление и расширение знаний студентов по конкретным темам научно-методического и научно-исследовательского характера; формирование способности самостоятельного обобщения и осмысления знаний и умений по педагогике, психологии, частным дидактикам, проблемам использования НИТ, умений разрабатывать различные технологии использования НИТ, само-
стоятельно решать педагогические задачи и проблемы [3].
Формирование исследовательских умений студентов в области использования НИТ осуществляется посредством создания дидактических условий, обеспечивающих осознание ими важности задачи формирования исследовательских умений в области НИТ и через него - мотивацию деятельности, личностное включение в нее; ознакомления студентов с основными исследовательскими умениями на примерах из предметной области НИТ, организации условий применения студентами полученных в процессе исследования знаний в учебной и учебно-исследовательской деятельности.
Литература
1. Рогальский Е. С., Елисеева Е. В., Злоби-на С. Н., Курбеева И. А., Роголев А. Л., Кручинина Г. А., Кручинин М. В., Макарова Л. Н., Голуш-ко Т. К., Бушило И. Д., Лукьянович И. Р., Холод А. А. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании. Красноярск, 2012.
2. Голушко Т. К., Макарова Л. Н. Компьютерная подготовка в профессиональном становлении педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 10 (78). С. 269-273.
3. Макарова Л. Н., Голушко Т. К. Компьютерная культура студентов гуманитарных специальностей университета. Белгород, 2005.
References
1. Rogal'skij E. S., Eliseeva E. V., Zlobina S. N., Kurbeeva I. А., Rogolev А. L., Kruchinina G. А., Kruchinin M. V., Makarova L. N., Golushko T. K., Bushilo I. D., Luk'yanovich I. R., Kholod А. А. Sovremennye informatsionno-kommunikatsionnye technologii v obrazovanii [Modern information and communication technologies in education]. Krasnoyarsk, 2012.
2. Golushko T. K., Makarova L. N. Komp'yu-ternaya podgotovka v professional'nom stanovlenii pedagoga [Computer preparation in professional formation of the teacher] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2009. № 10 (78). S. 269-273.
3. Makarova L. N., Golushko T. K. Komp'yu-ternaya kul'tura studentov gumanitarnykh spetsial'nostej universiteta [Computer culture of students of humanitarian specialties of university]. Belgorod, 2005.
* * *
LEVELS OF READINESS OF FUTURE TEACHER FOR USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES
Kuksova Anastasiya Aleksandrovna
MAEI SGS № 24, Russia, Tambov e-mail: [email protected]
In article the author considered the structure of readiness of future teacher for use of new information technologies which includes motivational, informative and emotional and strong-willed components, in detail disclosed levels of formation of readiness for use of information technologies: elementary, functional and system. The author also considered features of technology of formation of each level of readiness.
Key words: teacher, information technologies, readiness levels, technology, readiness components
Об авторе:
Куксова Анастасия Александровна, учитель информатики МАОУ СОШ № 24, г. Тамбов About the authors:
Kuksova Anastasiya Aleksandrovna, Teacher of Informatics, MAEI SGS № 24, Tambov