Научная статья на тему 'УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ'

УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
УРОВНИ АДАПТАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинков С.Н.

Представлены результаты изучения уровня адаптации студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Цель исследования - выявление и определение уровня адаптации студентов к обучению в вузе, а также определение основных проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к обучению. Одной из задач исследования было изучение отношения студентов к необходимости получения психологической поддержки. Результаты отражают наличие основных проблем адаптации, с которыми сталкиваются студенты в период обучения, а также помогают выявить определенные различия у студентов, которые находятся на различных уровнях адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF ADAPTATION OF STUDENTS AND PROBLEMS OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION

The article is devoted to the study of the level of adaptation of students studying in the direction 44.03.02 “Psychological and pedagogical education”. The purpose of the study is to identify and determine the level of adaptation of students to study at the university, as well as to identify the main problems that students face in the process of adaptation to learning. One of the objectives of the study was to study the attitude of students to the need for psychological support. The results re ect the presence of the main adaptation problems that students face during the study period, and also help to identify certain differences in students who are at different levels of adaptation

Текст научной работы на тему «УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ»

УДК 378.18

С.Н. САВИНКОВ

УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Представлены результаты изучения уровня адаптации студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Цель исследования - выявление и определение уровня адаптации студентов к обучению в вузе, а также определение основных проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к обучению. Одной из задач исследования было изучение отношения студентов к необходимости получения психологической поддержки. Результаты отражают наличие основных проблем адаптации, с которыми сталкиваются студенты в период обучения, а также помогают выявить определенные различия у студентов, которые находятся на различных уровнях адаптации.

Ключевые слова: уровни адаптации, образование, потребности, высшее учебное заведение, студенты, исследование.

The article is devoted to the study of the level of adaptation of students studying in the direction 44.03.02 "Psychological and pedagogical education". The purpose of the study is to identify and determine the level of adaptation of students to study at the university, as well as to identify the main problems that students face in the process of adaptation to learning. One of the objectives of the study was to study the attitude of students to the need for psychological support. The results reflect the presence of the main adaptation problems that students face during the study period, and also help to identify certain differences in students who are at different levels of adaptation.

Keywords: adaptation levels, education, needs, higher education institution, students, research.

Проблемы адаптации студентов при поступлении в учебное заведение являются наиболее актуальными как для преподавателей, так и для администрации вуза. Исследования в области решения задач профессионального и личностного развития, учебной мотивации студентов проводят социологи, экономисты, философы, педагоги, психологи, юристы. Период обучения в вузе связан с умением студентов решать множество внеучебных задач, таких как смена места жительства, уход из родительской семьи и снижение контроля, расширение количества но-

© Савинков С.Н., 2021

вых контактов, возникновение чувства независимости, умение справляться с хозяйственными и бытовыми обязанностями, решение финансовых вопросов. Кроме этого, значимым для молодых людей является приобретение нового опыта построения интимно-личностных и доверительных отношений.

Современные юноши и девушки часто сталкиваются с различными проблемами возраста, поскольку формирование и развитие их организма продолжается. Развивается нервная система, на которую оказывают положительное и отрицательное влияние различные факторы среды, в том числе учебной. При этом в данный возраст-

ной период самооценка у молодых людей является неустойчивой, отсутствуют навыки саморегуляции, нет умения грамотно управлять своим временем, не развита привычка выполнять дела своевременно, при этом обострено чувство собственной неполноценности, которое часто приводит к физическому дискомфорту и даже некоторым заболеваниям. Также можно отметить высокий уровень депрессии, развитие которой связано с избыточным стрессом из-за отсутствия необходимой поддержки, неумения студентов распознавать и обозначать свои потребности и желания.

Мы можем отметить, что обращения студентов за психологической помощью и поддержкой наиболее характерны для периода перед и после учебной сессии. В эти периоды студенты остро нуждаются в поиске внутренних ресурсов, которые способствуют улучшению адаптации к стрессовым для них ситуациям.

В психолого-педагогической литературе мы можем обнаружить достаточно исследований, направленных на выявление уровня адаптации студентов в период обучения в вузе. В этих работах отмечается взаимосвязь молодого возраста с условиями проживания в городах, повышением индустриализации общества, усилением негативного воздействия стресса на организм, а также отсутствие взаимопонимания с близким окружением и нежелание обсуждать личные трудности со специалистом. Молодым людям свойственно отрицать наличие личностных особенностей, у них отмечается твердая уверенность в неизбежности неудач и преувеличение негативных последствий при минимальных попытках оказать влияние на возникшую ситуацию.

Личностные и познавательные особенности студентов, а также проблемы их адаптации к обучению в высшем учебном заведении были подробно изучены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов.

Исследователи выделяют в этой проблеме несколько обоснованных точек зрения на проблемы адаптации студентов к обучению в вузе. Адаптация понимается как «результат привыкания, через преодоление различных трудностей» [1]. В то же время практика отражает очевидное - на такое привыкание у молодых людей, не имеющих профессиональной поддержки, может уйти все время обучения в вузе, и нужно признать, что не всегда проблемы адаптации обучающихся к обучению решаются успешно. Другими трудностями, которые препятствуют успешной адаптации в учебный период, становятся чувство одиночества, переживания, связанные с тоской по родным, страхи, тревоги, а также проблемы алкогольного опьянения, употребления наркотиков и даже мысли о смерти.

Активное включение обучающихся в новую для них вузовскую среду чаще связано с расширением некоторых возможностей. Молодые люди приобретают новые знания, расширяют список своих интересов, умений и навыков. Однако все более частыми спутниками студентов становятся и новые требования к процессу организации своего личного и учебного времени, устройства учебного пространства в соответствии с требованиями и правилами вуза, а также появление новой конкуренции в студенческой среде [3]. Не менее значимыми остаются учебные ошибки, получение неудовлетворительных

отметок и т.д. Период юности, как известно, тесно связан с переоценкой профессиональной карьеры, переориентацией ценностей, смыслов, целей, мотивов, часто идеализированных и не соответствующих реальности. Успешное разрешение указанных проблем способствует развитию у студентов морально-нравственных личностных качеств, формированию чувства самоидентичности и ответственности.

Для оказания социально-психологической поддержки студентам в этот трудный период в современных университетах открываются психологические консультативные кабинеты, в которых проводится работа с обучающимися по повышению адаптации к обучению в вузе.

Впервые такие кабинеты появились в США в 40-х годах ХХ века в Университете Южной Каролины, Массачусет-ском технологическом университете и Университете Стэнфорда. К деятельности психологических кабинетов относится работа по сопровождению студентов, ведение научно-исследовательской работы, поддержка и организация волонтеров, помощь студентам в процессе их адаптации на рынке труда и др.

Среди запросов студентов на психологическую поддержку в кабинетах вуза выделяют темы, затрагивающие определенные сферы: эмоционально-волевая сфера - 22%, общение - 24%, самооценка - 15%, организация времени - 21%, мотивы учебной деятельности - 18%.

Показатели значения эмоционально-волевой сферы, самооценки и общения для молодежи во многом соотносятся с результатами психолого-педагогических исследований, направ-

ленных на изучение психологических особенностей юношеского периода. Тем не менее более значимой сферой для студенчества по-прежнему остается учебная деятельность. Она не существует отдельно, а тесно связана с профессиональным самоопределением личности.

Поскольку учебная деятельность студентов не может быть определена как исключительно познавательная, она постепенно складывается в процессе обучения и является социальной по своей форме. На высокие результаты обучения и успехи студента оказывает важное влияние его мотивация, которая «позволяет утвердить себя и занять определенное положение в обществе или ближайшем социальном окружении» [2].

В исследованиях у студентов, обращающихся за психологической поддержкой в учебных заведениях США, было обнаружено наличие предубеждений относительно эффективности психологической помощи. Исследованные студенты утверждали, что они не считают обращение к психологу крайней необходимостью [5]. Они указали, что им гораздо проще обратиться к родителям, братьям и сестрам, близким друзьям или искать успокоение в религии, спорте, работе (подработке).

Было также отмечено, что большинство опрошенных студентов имеют различные мнения и оценки по поводу обращения за психологической помощью в своем учебном заведении. Исследователи фиксируют как положительные мнения, в которых выражено желание получать своевременную помощь, так и негативные, в которых отражено сомнение в получении пользы от обращения к психологу. Кроме того, иссле-

дователи указывают, что небольшой процент студентов сознает важность и необходимость получения психологической помощи, однако «им не хватает смелости, чтобы сделать первый шаг в этом направлении» [6].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в процессе адаптации к обучению в вузе для студентов важным условием является возможность получения социальной и моральной поддержки, а также возможность сделать выбор той формы поддержки, которая будет являться наиболее комфортной.

Таким образом, определение уровней адаптации студентов является значимой и актуальной проблемой высшего образования. Целью нашего исследования было выявление и определение уровня адаптации студентов к обучению в вузе, а также определение основных учебных потребностей в данном периоде. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов, работающих в образовании, консуль-

Наиболее высокие показатели отмечаются у социальной адаптации (63,6%), далее идет профессиональная адаптация (62%), а последней отмечена дидактическая адаптация (50%). Такие показатели отражают тенденцию роста включенности в общественную жизнь учебного заведения, в которой студенты чувствуют себя наиболее

тативных кабинетах университетов, а также для консультантов, работающих со студентами и молодежью.

В исследовании приняли участие 155 студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «Психолого-педагогическое образование» на дневном и вечернем отделении (94 девушки и 61 юноша - 60 и 40% соответственно) в возрасте от 18 до 25 лет.

Для оценки уровня адаптации нами была применена методика экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу [4]. Методика направлена на изучение уровней адаптации студентов к учебному заведению, а также отражает уровни адаптированности студентов: профессиональный, социальный и дидактический. Такое разделение помогает отразить в результатах исследования все компоненты адаптации.

В процессе исследования нами были получены результаты диагностики по методике экспресс-диагностики уровня адаптации студентов (табл. 1).

уверенными. Большинство респондентов идентифицируют себя с выбранной профессией, что отражено в уровне профессиональной адаптации (62%), а меньшая часть адаптирована к роли студента. При выявлении разницы в уровнях адаптации студентов нами был проведен анализ результатов по ¿-критерию Стьюдента (табл. 2).

Таблица 1

Группы уровня адаптированности студентов

Уровень Социальная адаптация Дидактическая адаптация Профессиональная адаптация

Низкий 5,2% 16% 10%

Средний 31,4% 32% 29%

Высокий 63,6% 50% 62%

Таблица 2

Различия процесса адаптации между юношами и девушками

Вид адаптации Девушки Юноши ¿-Стьюдента Р

Социальная 51,1 52,4 1,81 <0,05

Дидактическая 37,9 36,7 1,41 <0,01

Профессиональная 68,7 68,4 1,34 <0,01

Проведенное нами исследование отражает различия в социальной адаптации у студентов и студенток. У девушек уровень социальной адаптации статистически ниже, чем у юношей ^ = 1,81; р < 0,05).

Для изучения предпочтительных видов психологической поддержки у студентов нами было проведено анкетирование. В анкете были следующие вопросы: 1. Какие виды психологической помощи в вузе для вас наиболее предпочтительны?

При ответах на второй вопрос было отмечено, что ранее обращались за психологической помощью 47 студентов (30%).

На третий вопрос студенты ответили, что наиболее предпочитаемым способом получения психологической поддержки для них является индивидуальная консультация с психологом.

2. Имеется ли у вас опыт обращения за психологической поддержкой?

3. Какие способы получения психологической поддержки для вас являются наиболее приемлемыми?

4. Какие проблемы и/или трудности вы готовы обсудить в процессе психологической поддержки?

Отвечая на первый вопрос, респонденты отметили личные консультации, занятия в группе, совместные обсуждения, публичные лектории и семинары (табл. 3).

Индивидуальное консультирование также было указано как наиболее распространенный вид помощи для 48% респондентов. Вторым по распространенности видом получаемой помощи и поддержки были групповые обсуждения (26,5%). Также было отмечено, что 108 участников (70%) не имеют опыта обращения к психологу и не получали психологическую поддержку. Пробле-

Таблица 3

Виды психологической поддержки

Консультирование Результат Психологическая поддержка Результат

Индивидуальная форма 65,3% Индивидуальное консультирование 48%

Практические занятия 12% Коллективные обсуждения 26,5%

Профессиональная ориентация 4,2% Публичные семинары и лектории 10%

Лекции, семинары 3% Другие варианты 15,5%

Отказались от поддержки 15,5%

мы, которые респонденты выразили были разделены на группы: личные, готовность обсудить со специалистом, учебные и карьерные (табл. 4).

Таблица 4

Проблемы студентов для обсуждения с психологом

Группа Проблема

Личные Откладывание дел

Трудность при публичных выступлениях

Неуверенность в себе

Деструктивное поведение

Низкая решительность

Страх ошибиться

Высокая тревожность

Депрессия

Застенчивость

Головная или другая боль

Понимание половой роли

Низкая адаптация к правилам вуза

Бессонница

Отношения с родителями

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Учебные Прокрастинация в процессе учебы

Высокая учебная тревожность

Управление временем при выполнении заданий

Карьерные Построение стратегии при выборе работы

Поиск вакансий

Выявление способностей и профессиональных интересов

Определение в выборе профессии

Результаты проведенного исследования показывают, что опрошенные студенты выражают потребность в своевременном получении психологической поддержки. Они обозначают проблемы, которые связаны с откладыванием дел «на потом», высокой тревожностью, трудностями при принятии важных учебных и личных решений. Опрошенные студенты выразили желание получать психологическую поддержку от специалиста при решении проблем в регулировании и управлении своим личным и учебным временем.

Таким образом, мы смогли проследить определенные закономерности у студентов вуза, которые отмечают схожие проблемы вне зависимости от их пола, возраста и уровня адаптации к обучению.

Исследования в области адаптации студентов показывают, что они имеют потребность в получении психологической поддержки, а также что у них преобладает необходимость получать помощь в учебной и профессиональной сферах деятельности. Дальнейшее изучение проблем адаптации студентов

обусловлено необходимостью научного понимания студенческого периода и проведения работы, направленной на

повышение качества помощи, которая оказывается психологическими кабинетами и службами вуза.

^М ЛИТЕРАТУРА

У. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе// Человек и общество. 1978. № 3. С. 62-69.

2. Коваль Н.А. Учебная деятельность как средство духовного развития будущего специалиста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 264-267.

3. Славгородская Е.Л. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов на основе механизмов психической регуляции ими этой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. № 1. С. 157-161.

4. Юркина М.С., Смирнов А.А. Разработка и апробация методики экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу //Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2015. № 1. С. 82-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Counseling attitudes and Stigma among Polynesian Americans/ G.K. Allen, B.S. Kim, T.B. Smith et al. // The Counseling Psychologist. 2016. № 44 (1). P. 6-27.

6. Zeren S.G., Erus S.M., Amanvermez Y. University student's attitudes towards seeking psychological help and their responses related to the offer of help // InternationalJournal of Educational Sciences. 2019. № 2. P. 439-453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.