Научная статья на тему 'Уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста'

Уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / DYNAMIC STRUCTURE / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ / LEVEL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочарян Наталья Бариевна

Выявлены критерии оценки сформированности мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, представлены их характеристики. С позиций целостного подхода рассматривается уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are revealed the criteria of formation of teenager pupils’ motivation for independent work, represented their characteristics. From the positions of the holistic approach there is regarded the level model of pupils’ motivation for independent work.

Текст научной работы на тему «Уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста»

ПЕДАГОГИКА шКОЛы

Model of culture of senior school pupils' self-determination in teaching social disciplines and humanities

From the positions of the holistic pedagogic process and value process in education there are stated the foundations of constructing the model of senior school pupils' cultural self-determination. There is given the author's definition of the aspect, marked out their stages. There are represented the psychological grounds of modeling the process of senior school pupils' cultural self-determination, as well as the system of the means of development of the personal phenomenon under consideration.

Key words: self-determination, cultural identity, value attitude, communication, personal sense.

(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)

н.Б. КочАрян

(волгоград)

уровневая модель мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста

Выявлены критерии оценки сформированно-сти мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, представлены их характеристики. С позиций целостного подхода рассматривается уровне-вая модель мотивации самостоятельной работы школьников.

Ключевые слова: динамическая структура, компоненты, мотивация, самостоятельная работа, уровневая модель.

Успешное осуществление учебно-познавательной деятельности предполагает наличие у школьника способности самостоятельно осваивать новые знания. Именно в этой связи в Федеральной программе развития образования в России на 2004-2015 гг. «Наша новая школа», Национальной доктрине образования до 2025 г., модели «Российское образо-вание-2020» указывается на одну из основных задач - выработку у школьников навыков са-

мостоятельной работы. Сформированная мотивация самостоятельной работы позволяет школьникам актуализировать свой потенциал, учебные навыки и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни.

Научные исследования последних лет (П.В. Афанасьева, И.В. Зотов, О.В. Ионина, А.В. Никулин, Л.В. Скокова, Г.И. Шайхутдинова и др.) указывают на востребованность формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Тем не менее, как показывают наши исследования широкой образовательной практики, выполненные в 2015 г. (МОУ гимназии № 7, 2, СОШ № 31, 120 г. Волгограда), профессиональные задачи учителей не всегда включают формирование у школьников способностей к такого рода деятельности.

Реализация целостного подхода в образовательной практике ориентирует на рассмотрение педагогического процесса как динамической структуры, которая выражается в последовательности перехода от одного функционального состояния к другому, что обеспечивает развитие личности [2, с. 24]. Методологическим основанием рассмотрения динамической структуры процесса формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста служит идея о том, что развитие всех психических свойств человека проходит ряд последовательных уровней, задающих формирование отдельных звеньев, что является условием формирования исследуемого личностного свойства [4, с.37].

Задачей данной статьи является описание уровней сформированности мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста - одного из теоретических оснований процесса формирования данного свойства личности. При этом под мотивацией самостоятельной работы школьников подросткового возраста мы понимаем систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил поведения и деятельности личности, являющуюся интегратором развития личности в целом [5, с.11].

Понятие уровня характеризует качество, высоту, величину, узловые линии, проявляющие самые существенные различия материи [6, с. 198], выражает диалектический характер развития качества, позволяющий рассмотреть

О Кочарян Н.Б., 2015

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

предмет во всём многообразии свойств, связей и отношений [1, с. 17]. Раскрывая вопрос об уровнях сформированное™ мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, используем в качестве исходной идеи утверждение В.С. Ильина о том, что динамическая структура характеризует исследуемое качество со стороны последовательности возникновения и развития компонентов личностного свойства, этапов его развития, позволяя определить иерархию его уровней как целостной системы [3, с. 72], т.е. переход от одного состояния компонентов исследуемого личностного свойства как системы к другому. Этот переход обусловлен необратимыми изменениями качественного состояния системы, связанного с новым уровнем её целостности. Следовательно, важно рассмотреть не только уровни мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, но и связи между ними. В соответствии с теорией С.Л. Рубинштейна об уровневом развитии качества личности (предшествующая стадия представляет собой подготовительную стадию следующей) [7, с. 250-251], низший уровень мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста существует независимо от высшего, а высший зависит от низшего.

Следующий аспект методологического обоснования уровней мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста состоит в обосновании количественных и качественных характеристик. Анализ исследований, посвящённых различным аспектам мотивации самостоятельной работы (педагогические технологии организации самостоятельной работы учащихся (Т.А. Голованова), управление самостоятельной работой школьников (И.В. Комарова), самостоятельная работа на уроке как фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьников (Н.Ю. Лейкина), организация самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования (Ф.П. Хакунова)), показал неоднозначность количества уровней динамической структуры исследуемого свойства личности. Такая неоднозначность объясняется природой самого качества и подходами к определению состава уровней [1, с. 50].

Определяя уровни мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, мы придерживаемся позиции В.С. Ильина, согласно которой в процессе формирования личностное свойство прохо-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

дит четыре уровня [3, с. 54-55]. Для уточнения представлений об уровнях развития исследуемого свойства личности мы опираемся на обобщение и оценку монографических характеристик наиболее типичных представителей, а также на критерии сформированно-сти компонентов структуры мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Критерии представляют собой признаки, на основании которых осуществляется оценка того или иного явления; критерии отражают его специфику и служат идеальным образцом высокого уровня сформированности личностного свойства [1, с. 21].

Опираясь на статическую структуру мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста, которая рассматривается как единство рефлексивно-оценочного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов, мы выделили критерии сформированности исследуемого личностного свойства [5, с. 12]. О сфор-мированностирефлексивно-оценочного компонента можно судить по таким критериям, как собственные размышления школьников о возможностях, умениях, анализ результатов самостоятельной работы (Н.В. Боброва, М.Г. Га-рунов, М.А. Данилов, Е.В. Королькова и др.). Степень сформированности рефлексивно-оценочного компонента определяется с помощью методики определения уровня рефлексивности (по В.В. Пономаревой).

Критериями содержательно-операционного компонента являются умения самостоятельно решать учебные задачи, организовывать самостоятельную работу в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.). Для определения степени сформированности содержательно-операционного компонента используются тест-опросник мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей, а также анализ проектов, выполненных школьниками.

Критериями эмоционально-волевого компонента являются опыт самостоятельного преодоления трудностей, умение сконцентрироваться в процессе самостоятельной работы, осуществлять самоанализ (А.В. Быков, Л.А. Венгер, Н.В. Сидячева, Е.О. Смирнова, М.В. Чумаков и др.). Для определения степени сформированности эмоционально-волевого компонента можно использовать тест готов-

ности к саморазвитию В. Павлова и методику диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.

С целью выявления уровней мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста мы исследовали более 400 школьников 5-8-го классов гимназии № 7 Красноармейского района Волгограда. Полученные результаты позволили дать следующие характеристики.

Высший уровень мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста характеризуется умением ясно сформулировать учебную задачу на основе самоанализа и самоконтроля; преобладанием стремления к самостоятельному решению учебной задачи; стойкой мотивацией самостоятельных достижений; признанием ответственности за самостоятельное выполнение работы; активным взаимодействием с одноклассниками во время групповой самостоятельной работы; опытом самостоятельного преодоления трудностей, способностью активно включаться в проектную деятельность, умением сконцентрироваться в процессе проектной деятельности; способностью к рефлексии, ведущей к повышению уровня усвоения учебного материала. При разработке новых проектов школьники с высшим уровнем мотивации самостоятельной работы проявляют способности к самосовершенствованию и самореализации.

Высокий уровень характеризуется уровнем знаний, позволяющим самостоятельно определить тему проекта и маршрут его реализации; признанием собственной ответственности за создание и защиту проектов; желанием участвовать в олимпиадах, конкурсных мероприятиях творческой и исследовательской направленности; самостоятельным овладением теоретическими знаниями и практическими навыками; умением подбирать наиболее оптимальные технологии проектной деятельности, избирательной потребностью в исследовательской деятельности. При разработке проектов школьники с высоким уровнем мотивации самостоятельной работы проявляют самостоятельность и инициативу; стремятся достигнуть поставленных целей, выбирая правильную тактику действий; не всегда с терпением относятся к своим одноклассникам, показывая при этом излишнюю самоуверенность.

Средний уровень характеризуется эпизодическими затруднениями в формулировании учебной задачи на основе самоанализа и само-

А шКОЛы -

контроля; анализ собственной деятельности проводится фрагментарно; возникают сложности в области определения технологий и способов организации самостоятельной работы; ситуативные проявления мотивации самостоятельных достижений; частичное признание собственной ответственности за самостоятельное выполнение работы; готовность взаимодействовать с одноклассниками во время групповой самостоятельной работы; затруднения в определении смысла самостоятельной работы. Следует отметить, что школьники данного уровня имеют достаточно большую практическую базу знаний в области преобразовательной деятельности, умеют мыслить стратегически, находить верные решения для реализации задуманного проекта; не всегда могут организовать команду единомышленников; бывают несдержанны и не толерантны по отношению к своим одноклассникам. Творческая активность проявляется в рамках проектной деятельности. У школьников со средним уровнем мотивации самостоятельной работы проявляется достаточно устойчивая потребность в саморазвитии, однако при решении практических задач они не всегда собраны и организованны, не могут чётко обозначить приоритетные направления в проектах. Не всегда готовы разрешать проблемные ситуации. У школьников данного уровня мотивация самостоятельной работы «работает» при поддержке учителя.

Низкий уровень предполагает сложности в самостоятельном определении способов решения учебной задачи; слабые знания технологий и способов организации самостоятельной работы; низкий уровень мотивации самостоятельных достижений; непризнание собственной ответственности за самостоятельное выполнение работы; низкая способность к анализу собственной деятельности; неготовность взаимодействовать с одноклассниками во время групповой самостоятельной работы, определять смысл самостоятельной работы. Знания у школьников с низким уровнем мотивации самостоятельной работы не систематизированы, неглубоки, проект разрабатывается по шаблону. Однако под руководством учителя школьники способны на осуществление проектной деятельности. При взаимодействии с одноклассниками они испытывают страх перед возможными ошибками и неудачами, но, опираясь на помощь одноклассников с более высоким уровнем, способны выполнить учебный проект. Школьники с низким уровнем

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мотивации самостоятельной работы с трудом управляют собой на защите проекта, показывают недостаточное знание основ проектной деятельности. Они недооценивают важности саморазвития и самореализации, не проявляют инициативы.

Bыявленные уровни мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста являются одной из теоретических основ организации процесса формирования исследуемого качества и позволяют определить логику процесса формирования мотивации самостоятельной работы школьников.

Список литературы

1. Глебов A.A. Целостные педагогические системы: историко-теоретическое исследование. Bол-гоград: Изд-во BTOy «Перемена», 2010.

2. Ильин B.C Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента: межвуз. сб. науч. тр. Bолгоград: BEDH им. A.C Серафимовича, 1990.

3. Ильин Б.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.

4. Леонтьев A.H. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Bо-просы психологии. 1995. № 1.

5. Кочарян Н.Б. // Известия Bолгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2015. № 1 (96). С. 10.

6. Кремянский B.K Структурные уровни живой материи. М., 1969.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

* * *

1. Glebov A.A. Celostnye pedagogicheskie sis-temy: istoriko-teoreticheskoe issledovanie. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2010.

2. Il'in V.S. Celostnyj podhod k formirovaniju lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija lichnosti shkol'nika i studenta: mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd: VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.

3. Il'in B.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyj process). M.: Pedagogika, 1984.

4. Leont'ev A.N. Priroda i formirovanie psihi-cheskih svojstv i processov cheloveka // Voprosy psihologii. 1995. № 1.

5. Kocharjan N.B. // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2015. № 1 (96). S. 10.

6. Kremjanskij V.I. Strukturnye urovni zhivoj materii. M., 1969.

7. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 1976.

Level model of motivation of teenager pupils' independent work

There are revealed the criteria of formation of teenager pupils' motivation for independent work, represented their characteristics. From the positions of the holistic approach there is regarded the level model ofpupils' motivation for independent work.

Key words: dynamic structure, components, motivation, independent work, level model.

(Статья поступила в редакцию 24.07.2015)

л.г. васшьева

(чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗНОСТИ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАмЕНТА

Описана методика выявления особенностей восприятия детьми 4 и 5 лет искусства гео-метризированного орнамента. Дан количественный и качественный анализ результатов, полученных на первоначальном уровне организации данной работы. Показана возможность развития у детей, начиная с 4 лет, восприятия и понимания образности искусства геометризированного орнамента, связанного с космогоническими представлениями народа.

Ключевые слова: искусство народного геоме-тризированного орнамента, геометризиро-ванный орнаментальный образ, цветовой образ, образ-символ геометризированного узора, космогонические представления народа, восприятие, дети 4 и 5 лет.

Любой вид искусства «мыслит» образами. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Образ в орнаментальном искусстве в философско-искусствоведческих исследованиях Г.К. Вагнер, М.А. Некрасовой, Б.А. Рыбакова и др. определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель взаимоотношения человека с ней и

О Bасильева Л.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.