Научная статья на тему 'УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ'

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВНИ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ / LEVEL MODEL OF THE METHODOLOGICAL SERVICE INSTITUTIONAL / MUNICIPAL / REGIONAL AND FEDERAL LEVELS / CONTENT-BASED METHODOLOGICAL ACTIVITIES RELATED TO INNOVATION / MONITORING THE LEVEL OF PROFESSIONALISM OF TEACHERS AT THE INSTITUTIONAL / CHARACTERISTICS OF THE CURRENT SITUATION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL WORK AT DIFFERENT LEVELS OF ITS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имакаев В.Р., Чарный Б.М., Краснов С.И., Таизова О.С.

Введение. В современном образовании необходима такая система повышения профессионализма педагогических кадров, которая способна обеспечить следующие параметры государственной системы образования: выполнение новых государственных образовательных стандартов, профессионального педагогического стандарта, нормативных показателей Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились работы Ю. К. Бабанского, М. М. Поташника, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, В. И. Андреева и др. В них постулируется, что современная методическая служба должна стать системой непрерывного обучения педагогических кадров сферы образования, оперативно реагирующая на изменяющиеся образовательные потребности отдельных педагогов, педагогических сообществ, образовательных организаций, педагогических систем различного уровня. Это должна быть система, обеспечивающая, в том числе, конкретизацию государственного заказа, его «регионализацию», предлагающая различным категориям педагогов возможность овладения способами действия, необходимыми для реализации государственного заказа в своей профессиональной педагогической практике. Результаты практического исследования. Дан подробный анализ состояния методических служб на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Общими для всех уровней методических служб проблемами являются: неопределенность набора целей и задач, подмена методических функций управленческими и административными; преобладание организационных целей и задач над содержательными; тематический характер содержания методической работы, ориентированность на процесс, а не на результат; несогласованность моделей сочетания двух основных источников методической работы: трансляции управленческого заказа «сверху» и ответа на конкретный профессиональный запрос «снизу». Результаты теоретического исследования носят проектно-прогностический характер. Общими для всех уровней методической службы будут являться следующие направления реформирования: · разграничение методической и управленческой деятельности, то есть фактическое и юридическое размежевание органов управления образованием и методических служб, перевод методических служб в самостоятельные независимые структуры, функция которых не в контроле, а в профессиональном развитии педагогов; · проблемно-ситуативный способ организации работы, который предполагает постепенный переход от тематического формирования содержания методической работы к проблемному, направленность деятельности методической службы на получение конкретного результата, улучшение качества образовательной деятельности; · методическая работа в части обобщения и трансляции государственного заказа, инновационного педагогического опыта должна быть переориентирована на интенсивные, коллективно-мыслительные, тренинговые и рефлексивно-проектные формы; · разработка и реализация различных моделей организации методических служб, основанием для использования той или иной модели должна стать специфика культурно-образовательной ситуации; · выделение государственного заказа и долговременных стратегических приоритетов страны, регионов в части методической работы, постановку соответствующих целей и задач перед методическими службами. Заключение. Разработанная модель уровневой методической службы позволит существенно повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему профессиональной поддержки учителей через внедрение активных форм методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Имакаев В.Р., Чарный Б.М., Краснов С.И., Таизова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL MODEL OF THE METHODOLOGICAL SERVICE

Introduction. In modern education, we need a system for improving the professionalism of teaching staff that can provide the following parameters of the state education system: the implementation of new state educational standards, professional pedagogical standards, and normative indicators Of the international program for evaluating educational achievements of students PISA (program for International Student Assessment). Methodology. The theoretical and methodological basis of the research was the work of Yu. K. Babansky, M. M. Potashnik, A. M. Moiseev, N. V. Nemova, V. I. Andreev and others. They postulate that a modern methodological service should become a system of continuous training of teaching staff in the field of education, which promptly responds to the changing educational needs of individual teachers, pedagogical communities, educational organizations, and pedagogical systems at various levels. This should be a system that provides, among other things, the specification of the state order, its “regionalization”, offering various categories of teachers the opportunity to master the methods of action necessary for the implementation of the state order in their professional teaching practice. The results of the practical research. A detailed analysis of the state of methodological services at the institutional, municipal, regional and Federal levels is given, and positive examples of the organization of methodological work are given. Common to all levels of services methodological issues are: the uncertainty of the set of goals and objectives, the substitution of methodical management and administrative functions; the predominance of organizational goals and objectives over meaningful; the thematic nature of the content of methodical work, focus on process, not on result; inconsistency models the combination of two major sources of methodological work: broadcast management order “from above” and the answer to a specific professional inquiry “from below”. The results of the theoretical study are of a design and prognostic nature. The following areas of reform will be common to all levels of the methodological service: · differentiation of methodological and managerial activities, i.e. actual and legal separation of educational management bodies and methodological services, transfer of methodological services to independent structures whose function is not to control, but to professional development of teachers; · problem-situational way of organizing work, which involves a gradual transition from the thematic formation of the content of methodological work to the problem, the focus of the methodological service on obtaining a specific result, improving the quality of educational activities; · methodological work in terms of generalization and translation of the state order, innovative pedagogical experience should be reoriented to intensive, collective-thinking, training and reflexive project forms; · it is supposed to develop and implement various models of organizing methodological services, the basis for using this or that model should be the specifics of the cultural and educational situation; · allocation of the state order and long-term strategic priorities of the country and regions in terms of methodological work, setting appropriate goals and tasks for methodological services. Conclusion. The developed model of a level-based methodological service will significantly increase the level of professional development of teachers in the format of continuing education and create a permanent system of professional support for teachers through the introduction of active forms of methodological work.

Текст научной работы на тему «УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 388 В. Р. Имакаев, Б. М. Чарный, С. И. Краснов, О. С. Таизова

V. Imakaev, B. Charny, S. Krasnov, O. Taizova

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ LEVEL MODEL OF THE METHODOLOGICAL SERVICE

Введение. В современном образовании необходима такая система повышения профессионализма педагогических кадров, которая способна обеспечить следующие параметры государственной системы образования: выполнение новых государственных образовательных стандартов, профессионального педагогического стандарта, нормативных показателей Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились работы Ю. К. Бабанского, М. М. Поташника, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, В. И. Андреева и др. В них постулируется, что современная методическая служба должна стать системой непрерывного обучения педагогических кадров сферы образования, оперативно реагирующая на изменяющиеся образовательные потребности отдельных педагогов, педагогических сообществ, образовательных организаций, педагогических систем различного уровня. Это должна быть система, обеспечивающая, в том числе, конкретизацию госу-

дарственного заказа, его «регионализацию», предлагающая различным категориям педагогов возможность овладения способами действия, необходимыми для реализации государственного заказа в своей профессиональной педагогической практике.

Результаты практического исследования. Дан подробный анализ состояния методических служб на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Общими для всех уровней методических служб проблемами являются: неопределенность набора целей и задач, подмена методических функций управленческими и административными; преобладание организационных целей и задач над содержательными; тематический характер содержания методической работы, ориентированность на процесс, а не на результат; несогласованность моделей сочетания двух основных источников методической работы: трансляции управленческого заказа «сверху» и ответа на конкретный профессиональный запрос «снизу».

Результаты теоретического исследования носят проектно-прогностический характер. Общими для

всех уровней методической службы будут являться следующие направления реформирования:

• разграничение методической и управленческой деятельности, то есть фактическое и юридическое размежевание органов управления образованием и методических служб, перевод методических служб в самостоятельные независимые структуры, функция которых не в контроле, а в профессиональном развитии педагогов;

• проблемно-ситуативный способ организации работы, который предполагает постепенный переход от тематического формирования содержания методической работы к проблемному, направленность деятельности методической службы на получение конкретного результата, улучшение качества образовательной деятельности;

• методическая работа в части обобщения и трансляции государственного заказа, инновационного педагогического опыта должна быть переориентирована на интенсивные, коллективно-мыслительные, тренинговые и рефлексивно-проектные формы;

• разработка и реализация различных моделей организации методических служб, основанием для использования той или иной модели должна стать специфика культурно-образовательной ситуации;

• выделение государственного заказа и долговременных стратегических приоритетов страны, регионов в части методической работы, постановку соответствующих целей и задач перед методическими службами.

Заключение. Разработанная модель уровневой методической службы позволит существенно повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему профессиональной поддержки учителей через внедрение активных форм методической работы.

Introduction. In modern education, we need a system for improving the professionalism of teaching staff that can provide the following parameters of the state education system: the implementation of new state educational standards, professional pedagogical standards, and normative indicators Of the international program for evaluating educational achievements of students PISA (program for International Student Assessment).

Methodology. The theoretical and methodological basis of the research was the work of Yu. K. Babansky, M. M. Potashnik, A. M. Moiseev, N. V. Nemova, V. I. Andreev and others. They postulate that a modern methodological service should become a system of continuous training

of teaching staff in the field of education, which promptly responds to the changing educational needs of individual teachers, pedagogical communities, educational organizations, and pedagogical systems at various levels. This should be a system that provides, among other things, the specification of the state order, its "regionalization", offering various categories of teachers the opportunity to master the methods of action necessary for the implementation of the state order in their professional teaching practice.

The results of the practical research. A detailed analysis of the state of methodological services at the institutional, municipal, regional and Federal levels is given, and positive examples of the organization of methodological work are given. Common to all levels of services methodological issues are: the uncertainty of the set of goals and objectives, the substitution of methodical management and administrative functions; the predominance of organizational goals and objectives over meaningful; the thematic nature of the content of methodical work, focus on process, not on result; inconsistency models the combination of two major sources of methodological work: broadcast management order "from above" and the answer to a specific professional inquiry "from below".

The results of the theoretical study are of a design and prognostic nature. The following areas of reform will be common to all levels of the methodological service:

• differentiation of methodological and managerial activities, i.e. actual and legal separation of educational management bodies and methodological services, transfer of methodological services to independent structures whose function is not to control, but to professional development of teachers;

• problem-situational way of organizing work, which involves a gradual transition from the thematic formation of the content of methodological work to the problem, the focus of the methodological service on obtaining a specific result, improving the quality of educational activities;

• methodological work in terms of generalization and translation of the state order, innovative pedagogical experience should be reoriented to intensive, collective-thinking, training and reflexive project forms;

• it is supposed to develop and implement various models of organizing methodological services, the basis for using this or that model should be the specifics of the cultural and educational situation;

• allocation of the state order and long-term strategic priorities of the country and regions in terms of methodological work, setting appropriate goals and tasks for methodological services.

Conclusion. The developed model of a level-based methodological service will significantly increase the level

of professional development of teachers in the format of continuing education and create a permanent system of professional support for teachers through the introduction of active forms of methodological work.

Ключевые слова: уровневая модель методической службы, институциональный, муниципальный, региональный и федеральный уровни, инновационная методическая деятельность, мониторинг уровня профессионализма педагогов, современное состояние и перспективы развития методической работы на разных уровнях ее организации.

Keyword: level model of the methodological service institutional, municipal, regional and Federal levels, content-based methodological activities related to innovation, monitoring the level of professionalism of teachers at the institutional, municipal, regional and Federal levels, characteristics of the current situation and prospects for the development of methodological work at different levels of its organization.

Введение

Как построить систему методической службы, в максимальной степени реализующую профессиональный педагогический потенциал сферы образования Российской Федерации?

В современном образовании необходима такая система повышения профессионализма педагогических кадров, которая способна обеспечить следующие параметры государственной системы образования: выполнение новых государственных образовательных стандартов, профессионального педагогического стандарта, нормативных показателей Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и др. В предлагаемой статье на основе анализа ситуации конструируется уровневая модель методической службы, включающая в себя институциональный, муниципальный, региональный и федеральный уровни.

Методология

В работах Ю. К. Бабанского термин «методическая работа» определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональ-

ным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете -на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников» [2, с. 126]. М. Поташник рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта» [6, с. 142]. Н. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» [3, с. 41]. По определению В. Андреева, «методическая работа в школе -это разнообразная деятельность учителей, направленная на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию» [1, с. 86].

Современная методическая служба должна стать системой непрерывного обучения педагогических кадров сферы образования, оперативно реагирующая на изменяющиеся образовательные потребности отдельных педагогов, педагогических сообществ, образовательных организаций, педагогических систем различного уровня. Это должна быть система, обеспечивающая, в том числе, конкретизацию государственного заказа, его «регионализацию», предлагающая различным категориям педагогов возможность овладения способами действий, необходимых для реализации государственного заказа в своей профессиональной педагогической практике [4].

Результаты

Методическая служба должна стать сервисной. Она, во-первых, должна обеспечивать оперативное обучение ответственных исполнителей государственного заказа, а во-вторых - предоставлять услуги по повышению профессионализма кадров, способствующие обеспечению качества образования в соот-

ветствии с образовательными нуждами потребителя образовательных услуг.

Реализация представленных выше новых функций методической службы предполагает мониторинг уровня профессионализма педагогов на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях, создание баз данных, систематизирующих как проблемы и затруднения, так и способы решения проблем, преодоления затруднений, предлагаемые как педагогами, так и учеными (педагогическим и научным сообществами). На основе мониторинга методической службой осуществляется рефлексивно-аналитическая деятельность. Результатом такой деятельности будет вычленение методических проблем, решение которых в силах самой образовательной организации (то есть на институциональном уровне). На этом «оперативном», выражаясь языком военной стратегии, уровне методическая работа становится дифференцированной (индивидуальной, групповой и лишь в редких случаях - фронтальной). В каждой образовательной организации должна сложиться специфическая, характерная для ее социально-культурного уклада методическая служба, ориентированная на решение проблем именно данного педагогического коллектива.

В ходе рефлексивно-аналитической деятельности также могут быть выделены проблемы, решение которых целесообразно делегировать муниципальному, или «тактическому», уровню методической службы. Та, в свою очередь, часть наиболее ресурсоемких проблем «передает» для решения региональному, или «стратегическому», уровню системы повышения профессионализма педагогов. И, наконец, наиболее общие вопросы, носящие прежде всего нормативно-правовой характер, решаются на федеральном уровне - уровне разработки и реализации государственной политики в области образования.

Таким образом, складывается логически обоснованная вертикаль управления методической работой в стране, позволяющая, во-первых, эффективно транслировать «сверху вниз» заказ государства, а во-вторых, улавливать реальные проблемы и потребности педагогического сообщества отдельной образовательной организации с целью корректировки предлагаемых средств.

Наличие вертикали должно быть дополнено специальной деятельностью методической службы по стимулированию горизонтальных связей, созданию педагогических сообществ, профессиональных образовательных сетей, поддержке педагогических

инициатив, возникающих на разных уровнях системы образования.

Дадим характеристику ситуации состояния методической работы на разных уровнях ее организации.

Основой для анализа деятельности методической службы явилось рассмотрение наличного состояния содержания методической работы и форм ее организации в следующих аспектах: уровни организации методической работы (институциональный, субрегиональный, региональный, федеральный); соответствие содержания методической службы на каждом уровне потребностям субъектов образовательной деятельности нижележащего уровня, с одной стороны, и указаниям и директивам вышестоящего органа управления образованием - с другой; согласованность деятельности методических служб различных уровней между собой.

Отметим, что, кроме решения содержательных проблем, реорганизация методической службы преследует ряд организационных целей и задач. Ниже в данном тексте будут обозначены проблемы организации методической службы на четырех уровнях.

Институциональный уровень методической службы

Преобладающая особенность организации методической службы в рамках конкретной образовательной организации - вменение тематики методической работы и ее форм администрацией. Выбираемая образовательной организацией тема методической работы часто является данью очередной педагогической моде или результатом встречи руководителя образовательной организации с ярким представителем научного сообщества, предлагающим очередную панацею, решающую все стоящие перед школой проблемы. Нередки также случаи навязывания педагогическому коллективу той или иной темы методической работы. Таким образом, выбор педагога ограничивается рамками темы методической работы, предложенной руководством. Общая тема методической работы, как правило, согласуется с соответствующим органом управления образованием. Преобладающие формы организации методической работы на данном уровне - это так называемые методические совещания и открытые уроки, поскольку рождение темы никак не связано с реальными проблемами, затруднениями, потребностями самих педагогов, в большинстве случаев они не мотивированы к эффективной деятельности в плане ее реализации. Результатом такой организации часто является чисто формальное участие педагогов в методической работе.

Заседания проводятся, как правило, в традиционном информационном режиме. Основной залог «совместности» - «педагог один не может уследить за всеми новинками, давайте распределим функции обработки информационных потоков» (журналов, учебно-методических разработок и др.). Следует отметить, что объем текущей педагогической информации не может обработать ни один коллектив. В этой ситуации основной проблемой становится выделение приоритетных направлений библиографического методического поиска. Последнее возможно только в случае проведения проблемного анализа ситуации и самоопределения педагогов в конкретной проблеме, требующей решения, то есть при условии актуализации «субъектности» учителя.

«Открытые уроки» несут, как правило, контролирующую и терапевтическую функции. Их содержательный потенциал значительно снижается несколькими факторами:1)принудительным характером проведения; 2)значительным объемом предварительной работы учителя, делающей урок особым и не позволяющей судить об обычной эффективности педагогической деятельности учителя; 3) социально-ритуальными формами обсуждения, включающими скрупулезный разбор урока на основе неструктурированных критериев (Их число может доходить до нескольких десятков!); 4) комплиментарность, похвалы учителю за надлежащее выполнение своих функциональных обязанностей. Любая же критика воспринимается и учителем, проводящим открытый урок, и его коллегами как критика социальная, направленная на ухудшение их социального статуса.

Отсутствие или несформированностъ установки на конструктивную критику в методической работе является существенной проблемой ее развития. Тематическая организация методической работы блокирует развитие профессиональной деятельности по коллективному целеполаганию, развертыванию системы мониторинга, ведь выявленные в ходе мониторинга проблемы покажут, что образовательная организация чаще всего занимается «не той темой», которой следовало бы заниматься этому коллективу. Тематическая организация методической работы не нацелена на коррекцию педагогического мировоззрения и вооружение обучаемых способами действий, необходимых для того, чтобы их работа стала более эффективной, а результаты приблизились к желаемым.

Таким образом, определяющей чертой организации методической работы на институциональном уровне является тематический, а не проблемный

характер этой деятельности. Это печальное обстоятельство приводит к тому, что контролю «сверху» может быть подвергнут только сам процесс методической работы, но не ее результат. Можно сделать вывод, что методическая служба на институциональном уровне в большинстве образовательных организаций не ориентирована на решение конкретных проблем качества образовательной деятельности.

Муниципальный уровень методической службы

На муниципальном уровне возрастает роль и значение организационно-управленческих задач. Если на институциональном уровне приоритет отдается содержательным проблемам субъектов образовательной деятельности, то на муниципальный уровень должны быть вынесены проблемы, которые не могут быть разрешены в границах одной образовательной организации.

В настоящее время муниципальный уровень методической работы представлен следующими основными содержательными задачами: экспертиза педагогических разработок различного уровня (программы, дидактические материалы, документы для аттестации) и повышение квалификации в виде курсовой подготовки.

Основной проблемой данного уровня является установление баланса между обработкой потока директив «сверху» и актуализацией и поддержкой инициатив «снизу». Зачастую районная методическая служба выступает в роли транслятора «последних постановлений» руководящих органов в образовательные организации. С другой стороны, в силу разных причин в большом количестве территорий методической службе переданы часть управленческих функций соответствующего органа управления образованием. Можно констатировать в ряде случаев фактическое сращение методической и управленческой работы, что приводит к искажению содержания как самой методической работы, так и управленческой деятельности. В районах, испытывающих дефицит всех видов ресурсов, распространена такая должность, как инспектор-методист, который выполняет как функции контроля, так и функции подготовки к этому контролю. Логическая противоречивость подобных «кентавров» очевидна как с позиции управления вообще, так и с позиций управления качеством образования в частности.

Таким образом, существенной проблемой муниципального уровня методической службы является четкое разграничение функций, целей и задач районной

методической службы и функций, целей, задач районного управления образованием.

Вторая проблема - поиск содержания, форм методической работы, адекватных идее кооперации усилий педагогов различных образовательных организаций. Только в случае нахождения смысла подобной кооперации методическая работа на муниципальном уровне будет иметь содержательный характер.

Основой для такого рода кооперативного содержания может выступать и выступает идея трансляции разработанного в рамках одной из образовательных организаций инновационного опыта. Но следует отметить, что традиционная форма организации методической работы на муниципальном уровне -семинары (теоретическое выступление - открытые уроки - обсуждение - подведение итогов) - является неадекватной формой трансляции (так как самой трансляции инновационного опыта не происходит). Задача трансляции подменяется задачей ознакомления других с собственными достижениями. Поэтому очевидна необходимость поиска новых, более интенсивных и результативных форм методической работы. В качестве третьей проблемы выступает проблема традиционной организации курсовой подготовки, ее перенасыщенность лекциями, общая репродуктив-ность, отсутствие связи с муниципальными проблемами, слабая дифференцированность. Следует отметить и отсутствие налаженной системы обратной связи, которая позволяла бы судить о качестве курсовой подготовки по результатам практики обученных педагогов.

Региональный уровень методической службы

В настоящее время на региональном уровне методическая работа сосредоточена как в государственных учреждениях (на факультетах повышения квалификации в вузах, ИПК, ИРО), так и в негосударственных структурах, берущих на себя функции повышения квалификации педагогов. Такая рассредоточенность обусловлена укрепляющимися рыночными тенденциями в сфере образовательных услуг по повышению квалификации, экспертизе, мониторингу качества образования. С другой стороны, управление методической работой на региональном уровне строится без учета государственно-общественного характера региональной методической инфраструктуры. В условиях потока директивных указаний со стороны федерации и региона методическая система вынуждена выступать лишь как усилитель управляющего сигнала, не успевая технологизировать его. Таким образом, на региональном уровне также существует под-

мена собственно методической деятельности функциями органа управления образованием.

Следующей проблемой регионального уровня является слабое взаимодействие муниципальных методических служб с региональными учреждениями, ведущими методическую деятельность.

Только административный режим управления следует считать почти исчерпанным. С другой стороны, региональные ИПК слабо развивают иные механизмы управления методической работы: создание сервисной инфраструктуры методической работы, разработка и введение нормативно-правовых документов регионального уровня, создание аналитических центров базы данных, центров маркетинговых исследований, организация и проведение активных публичных форм обсуждения и конструктивной критики инновационных образовательных проектов и т. п.

Наконец, на региональном уровне также остро стоит проблема трансляции инновационных педагогических разработок. Разработанный в деятельности экспериментальных педагогических площадок, образовательных организациях нового вида методический продукт часто остается невостребованным и неиспользуемым. Причина та же, что и на муниципальном уровне, - несоответствие форм и методов повышения квалификации задачам результативной трансляции.

Как и на муниципальном, на региональном уровне остро стоит проблема качества курсовой подготовки, поиска современного ее содержания и адекватных форм его подачи и восприятия.

Федеральный уровень методической службы

В настоящий момент развитие методической службы следует рассматривать в контексте общей ситуации в образовании, обусловленной реализацией стратегии модернизации. В этих условиях происходит постепенное снижение уровня вариативности в образовательном процессе, возникают рецидивы прямого административного управления образовательными организациями. Государство часто вступает в противоречие само с собой, задавая жесткие рамки содержания и структуры образования, нормируя не только государственный образовательный стандарт, но и почти все аспекты осуществления образовательного процесса. Административные методы проведения реформы противоречат ее внутреннему содержанию. Очевидно, что реализация стратегии модернизации должна носить не только государственный, но и государственно-общественный характер, сопровождаться критикой производимых государством

шагов со стороны общества. С этой точки зрения методическая работа может выступать и как средство осуществления общественного надзора за преимущественно государственным характером реализации программы модернизации российского образования.

Таким образом, общими для всех уровней методических служб проблемами являются: неопределенность набора целей и задач, подмена методических функций управленческими и административными; преобладание организационных целей и задач над содержательными, тематический характер содержания методической работы, ориентированность на процесс, а не на результат, несогласованность моделей сочетания двух основных источников методической работы: трансляции управленческого заказа сверху и ответа на конкретный профессиональный запрос снизу.

Результаты теоретического исследования носят проектно-прогностический характер.

Перспективы развития методической службы

на институциональном уровне

Представляется необходимой переориентация методической работы внутри образовательной организации на результативное решение конкретных проблем качества образования (например, дифференцированная и индивидуализированная методическая работа, широкий выбор форм участия в методической работе и т. п.).

Важными задачами методической службы на институциональном уровне являются:

• отработка институционального механизма создания содержательного заказа на повышение квалификации и переподготовку педагогов образовательной организации;

• создание системы различного рода стимулов, побуждающих педагога к повышению квалификации;

• развитие рефлексивно-проектных форм методической работы, направленной на формирование рефлексивной компоненты профессиональной деятельности как отдельного педагога, так и всего коллектива (рефлексивно-проектные мастерские, временные творческие и исследовательские коллективы, проблемные группы);

• развитие инновационной деятельности как средства обеспечения творческого роста для высококвалифицированных педагогов.

Перспективы развития методической службы

на муниципальном уровне

Перспективной целью развития методической службы на муниципальном уровне является обеспе-

чение реализации стратегических направлений методической работы регионального уровня с учетом специфики своего района.

Важными задачами методической службы на муниципальном уровне являются:

• развитие интенсивных, ориентированных на результат форм трансляции педагогического опыта;

• формирование и запуск субрегиональных механизмов экспертной оценки проблемной образовательной ситуации и предложения средств ее разрешения;

• развитие форм системной методической работы с одной образовательной организацией, предполагающих выделение приоритетной для данной организации проблематики, формирование структуры и содержания методической работы;

• постепенное формирование рыночной компоненты заказа на повышение квалификации;

• развитие публичных, интенсивных форм совместной деятельности педагогов, способствующих становлению педагогических сообществ, формированию у педагогов навыков конструктивной содержательной критики, усилению общественного начала в организации методической работы;

• отработка различных моделей организации методической работы: создание научно-методических центров на базе отдельных образовательных организаций, кустовых методических объединений, опорных школ, педагогических лабораторий, проектных мастерских, организующих работу педагогов нескольких образовательных учреждений и пр.;

• развитие горизонтальных связей между образовательными организациями района для создания межшкольных объединений по повышению профессионализма, организации стажировок и др.;

• создание условий для проявления неформальных педагогических инициатив (клубы учителей-предметников, директоров, методистов и др.);

• разработка муниципального механизма рефлексии деятельностных проблем учителей и управленцев, их обобщения и формулировки содержательного заказа на повышение квалификации и переподготовку сотрудников.

Перспективы развития методической службы

на региональном уровне

Перспективной целью развития методической службы на региональном уровне является разработка вертикальных механизмов, позволяющих оперативно транслировать образовательным системам муниципального и институционального уровней информацию об изменениях в подходах к обра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зовательной деятельности на уровне региона и федерации.

Важными задачами методической службы на региональном уровне являются:

• формирование базы данных о потребностях региона в методической помощи;

• разработка и внедрение нормативно-правового обеспечения различных моделей организации методической службы на институциональном и субрегиональном уровнях;

• обеспечение деятельности научных сообществ в направлении совершенствования содержания и форм методической службы;

• разработка, апробация и реализация новой модели организации методической работы - научно-методического центра на базе образовательного учреждения;

• организация подготовки высококвалифицированных методистов регионального уровня;

• координация работы различных региональных структур повышения квалификации, постепенное внедрение и правовое нормирование рыночных механизмов оказания методических услуг (ваучер на повышение квалификации, система грантов на конкретные целевые проекты методической работы и пр.);

• мониторинг общественного, педагогического, социально-культурного, государственного заказов на методическую деятельность, обеспечение упреждающего характера методической деятельности по отношению к изменениям в системе образования.

Перспективы развития методической службы

на федеральном уровне

Перспективной целью развития методической службы на федеральном уровне является разработка нормативно-правовых документов и материально-финансового обеспечения государственной системы повышения профессионализма педагогических кадров, которая способна обеспечить такие параметры государственной системы образования, как выполнение новых стандартов образования, включающей в себя функциональную грамотность, достижение более высоких нормативных показателей Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA (Programme for International Student Assessment) и др.

Важные задачи методической службы на федеральном уровне:

• разработка и внедрение нормативно-правового обеспечения модели организации методической службы;

• организация мониторинга профессионализма педагогов;

• создание базы данных инновационного педагогического опыта;

• образование экспертных сообществ, развитие общественно-государственных форм экспертизы и конструктивной критики государственных реформ в области образования.

Деятельность методической службы на любом уровне должна строиться по двум основным содержательным направлениям:

- обеспечение директивной компоненты: решение задач трансляции приоритетных государственных направлений развития образования;

- актуализация, проработка и обеспечение ситуативной компоненты методической работы: мониторинг педагогических проблем, организация интенсивных, рефлексивно-проектных форм методической деятельности, направленной на решение выявленных проблем, проблемное ориентирование соответствующей системы повышения квалификации педагогов.

Для реализации второго направления целесообразно введение в систему методической работы активных форм методической деятельности, как организационно-деятельностная игра (ОДИ), рефлексивно-проектная педагогическая мастерская, профессиональный педагогический дискуссионный клуб и др. [5]. Предполагается, что на основе ОДИ, в которой участвуют администрация района, формируется годовая программа методической службы муниципалитета. В свою очередь реализуемые ОДИ в образовательной организации формируют свои подпрограммы. Таким образом, педагоги и управленцы государственной системы образования становятся активными участниками проектирования методической работы, а методисты всех уровней получают возможность для формулирования заказа от педагогического сообщества. Данная система работы позволит ввести модель распределенного управления и организации методической службы на муниципальном и региональном уровнях.

Не менее важной задачей развития методической службы является разграничение полномочий между районными и областными, региональными и федеральными ее структурами, четкое планирование совместной деятельности методических служб и управленческих структур соответствующего уровня.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым создание на региональном и субрегиональ-

ном уровнях организационно выделенных единиц, ведущих аналитическую деятельность, а на институциональном уровне - выделение работников с соответствующими обязанностями.

Приоритетной деятельностью для методических служб всех уровней при этом становится доведение сути заказа до исполнителя в виде конкретного технического задания, раскрывающего организационную и технологическую стороны проектируемой деятельности, т. е. методические службы не должны ограничиваться фиксацией проблемы, они должны обучать тому, как решить проблему.

В обязанности аналитической единицы, таким образом, входит: анализ деятельностных проблем педагогов; переформулирование этих проблем в виде заказа на повышение квалификации, сводящегося к обучению слушателей конкретной сумме навыков, необходимых для достижения целей образовательной системы; обеспечение системы обратной связи для оценки эффективности работы системы повышения квалификации по результатом деятельности обученного педагога на рабочем месте.

Таким образом, общими для всех уровней методической службы будут являться следующие направления реформирования:

• разграничение методической и управленческой деятельности, то есть фактическое и юридическое размежевание органов управления образованием и методических служб, перевод методических служб в самостоятельные независимые структуры, функция которых не в контроле, а в профессиональном развитии педагогов;

• проблемно-ситуативный способ организации работы, который предполагает постепенный переход от тематического формирования содержания методической работы к проблемному, направленность деятельности методической службы на получение конкретного результата, улучшение качества образовательной деятельности;

• методическая работа в части обобщения и трансляции государственного заказа, инновационного педагогического опыта должна быть переориентирована на интенсивные, коллективно-мыслительные, тренинговые и рефлексивно-проектные формы;

• предполагается разработка и реализация различных моделей организации методических служб, основанием для использования той или иной модели должна стать специфика культурно-образовательной ситуации;

• выделение государственного заказа и долговременных стратегических приоритетов страны, регионов в части методической работы, постановку соответствующих целей и задач перед методическими службами.

Остальные функции могут реализовываться в различных вариантах сервисных услуг, ориентированных на заказ конкретного потребителя.

Заключение

Таким образом, разработанная модель методической службы позволит существенно повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему профессиональной поддержки педагогов через внедрение активных форм методической работы (семинары, вебинары, мастер-классы, обмен опытом и лучшими педагогическими практиками, педагогические конкурсы, выполнение заданий всероссийских и международных исследований качества образования, сетевые формы оптимизации ресурсов инновационных образовательных организаций при максимальном использовании дистанционных образовательных технологий).

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2013. 608 с.

2. Бабанский Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление. М., 1989. 558 с.

3. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. М., 1999. 176 с.

4. Методическая работа в школе / сост. A. M. Моисеев, М. М. Поташник. М., 2011. 83 с.

5. Новые формы методической работы. Ульяновск, 1997. 50 с.

6. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление развитием современной школы. М., 1997. 350 с.

References

1. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnii kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: training course for creative self-development]. Kazan, 2013, 608 p. (In Russian).

2. Babansky Yu. K. Metodicheskaya rabota v shkole: organizaciya i upravlenie [Methodological work in school: organization and management]. Moscow, 1989, 558 p. (In Russian).

3. Nemova N. V. Upravlenie metodicheskoi rabotoi v shkole [Management of methodological work in the school]. Moscow, 1999, 176 p. (In Russian).

4. Metodicheskaya rabota v shkole [Methodical work at school]. Comp. A. M. Moses, M. M. Potashnik. Moscow, 2011, 83 p. (In Russian).

5. Novie formi metodicheskoi raboti [New forms of methodical work]. Ulyanovsk, 1997, 50 p. (In Russian).

6. Potashnik M. M., Moiseev A. M. Upravlenie razvitiem sovremennoi shkoli [Management of modern school development]. Moscow, 1997, 350 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.