ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Кащеева В.М. Email: Kashcheeva654@scientifictext.ru
Кащеева Виктория Михайловна — магистрант, кафедра психолого—педагогического образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: автором анализируется специфика организации управления педагогическим образованием в общеобразовательном учреждении. Представлена модель развития педагогического образования в условиях внедрения профессиональных стандартов педагога и образовательных стандартов. Раскрывается роль методической службы в модерации этих процессов. В статье представлен алгоритм управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при внедрении профессионального стандарта педагога в общеобразовательном учреждении. Описан процесс перехода образовательного учреждения на работу в условиях введения профессионального стандарта педагога на примере гимназии города Краснодара.
Ключевые слова: внедрение профессионального стандарта педагога, внутренний аудит, методическое обеспечение применения профстандарта.
THE INTRODUCTION OF THE PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Kashcheeva V.M.
Kashcheeva Viktoria Mikhailovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: the author analyzes the specifics of the organization of management of pedagogical education in a general education institution. The model of development ofpedagogical education in the conditions of the introduction of professional standards of the teacher and educational standards is presented. The role of the methodological service in the moderation of these processes is revealed. The article presents the algorithm of managerial activity of managers of educational organizations in the implementation of the professional standard of a teacher in a general education institution. The process of transition of an educational institution to work in the context of the introduction of a professional standard of a teacher is described using the example of a gymnasium in the city ofKrasnodar.
Keywords: introduction of a professional standard of a teacher, internal audit, Methodological support for the use of professional standard.
УДК 37
В условиях последовательного реформирования образовательной среды особую актуальность приобретает вопрос пересмотра устаревших требований к квалификации учителей, которые на протяжении длительного периода времени определялись в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями. Пилотный проект, нацеленный на пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден в 2013 году. Но его внедрение откладывалась. Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют: отсутствие необходимого материального обеспечения; отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов; отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий; отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы,
усложняющие труд преподавателя; недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей; отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.
Переход на профессиональный стандарт педагога составлялся с учетом актуальных задач отрасли и запросов современного общества. Главной задачей методической службы является организация процесса управления освоения знаний и профессиональных стандартов таким образом, чтобы он в оптимальном формате способствовал: восполнению дефицита знаний педагога и формированию нового образовательного запроса; совершенствованию профессиональных и общекультурных компетенций; реализации и развитию профессионального и образовательного потенциала педагога; выбору методической, исследовательской, инновационной темы проектной деятельности; использованию проектировочных умений в целенаправленном планировании модели и содержания собственного повышения квалификации; умению пользоваться информационными и методическими навигаторами, внешними образовательными ресурсами, внутренними (институциональными) ресурсами; самообразованию, взаимообучению, выявлению открытых ресурсов корпоративного обучения [1].
Самообследование, как элемент внутреннего аудита, может явиться инструментом определения состояния готовности педагогического коллектива к освоению стандартов. Понятие внутреннего аудита, расширяющего понятие внутриорганизационного контроля поясняется профессиональным стандартом педагога общего образования. С положениями профессиональных и образовательных стандартов должны соотноситься самоаудит педагога и экспертиза его результатов административными и методическими структурами. Поэтому для оперативной координации усилий педагогического коллектива по освоению новых нормативов и продуктивной работы в методическом поле профессиональной деятельности необходима организация не просто методического сопровождения, а методического управления знаниями [2].
Таким образом, работу необходимо строить с учетом дефицита компетентностей, выявленных при подготовке к реализации стандартов. Прежде всего, как это показано в работе Т. Н. Жареновой, О. А. Алексеевой, важно сделать вывод о путях наиболее оптимального структурного и содержательного обновления системы управленческой и методической работы в образовательном учреждении. Мы согласны с тем, что цель мониторинга - выявление потенциала создания условий непрерывного развития профессионально-педагогического мастерства педагогов в ситуации введения и реализации ФГОС и профессиональных стандартов [3].
Одновременно при внедрении стандарта Педагог и ФГОС общего образования появились методические рекомендации и практические руководства по управлению внедрением стандартов на всех уровнях. При разработке алгоритма управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при внедрении профессионального стандарта педагога в общеобразовательном учреждении видно, что методической службе отводится в этом процессе самая объемная и трудоемкая роль [4].
Правовое сопровождение применения профстандарта педагога должно соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования и труда:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статья 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;
• Проект Федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте 06.10.2010 г., регистрационный № 18638);
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
• Инструктивное письмо «О внедрении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 17.07.2014 г. №03-06/068.
• Разработка «Описание предложений по модернизации содержания педагогического образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога» (приложение 3 к письму от 17.07.2014 г. №03-06-068).
Методическое обеспечение применения профстандарта педагога должно учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ФГОС ДО, ФГОС НОО и ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ.
На сегодняшний день были разработаны следующие виды профессиональных стандартов в области образования:
□ Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.201 5г.
□ Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015 г.
□ Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013 г.
□ Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017 г.
□ Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.
С целью обеспечения перехода образовательного учреждения на работу в условиях введения профессионального стандарта педагога с 1 января 2017 в гимназии города Краснодара перед образовательной организацией были поставлены следующие задачи:
1. сформировать у администрации школы управленческие компетенции, которые необходимы для эффективного управления образовательным учреждением в условиях введения профессионального стандарта педагога;
2. повысить профессиональную компетентность педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
3. усовершенствовать системы эффективности труда педагогических работников учреждения на основе профстандарта;
4. повысить качество образования в условиях действия профессиональных стандартов.
Процесс внедрения состоял из трех этапов:
□ Подготовительный: проведение мероприятий информационного сопровождения, разработка нормативно - правовых актов (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.);
□ Ресурсный: проведение мероприятий, направленных на улучшение материально- технической базы ОУ, развитие компетенций педагогов,
□ Внедрение профессионального стандарта «Педагог» в учреждении (с 1 января 2017 г.).
Рабочая группа, созданная локальным актом школы, явилась организационно -методической базой по осуществлению работы поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Данной группой выполнялись работы, которые были необходимы для организации и проведения мероприятий по общественно-профессиональному обсуждению результатов выполнения Программы внедрения, выполнению информационной и методической поддержки педагогов, осуществлению учета, анализу и обобщению результатов выполнения задач Программы внедрения, координированию деятельности исполнителей проекта.
В компетенцию ОУ вошли следующие виды деятельности: информационная деятельность, аналитическая деятельность, методическая деятельность, организационная деятельность.
Внедрение в современный педагогический процесс профессионального стандарта педагога привело к перестройке системы отношений между работником и работодателем; отношений в системе профессиональных сообществ и объединений; отношений в системе профессионального образования.
Таким образом, результатами эффективности внедрения профстандартов явились:
1. обеспечение 100% обучающихся доступность качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
2. повышение компетентности педагогов, реализующих профстандарт
3. повышение доли учащихся, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях;
4. ежегодное участие школы и педагогов в профессиональных конкурсах педагогического мастерства;
5. привлечение молодых кадров педагогов до 30 лет, доведение их числа до 20% от общего числа педагогического коллектива, использование эффективного контракта;
Данные результаты были получены, основываясь на следующие индикаторы: полнота реализации основных образовательных программ; отсутствие предписаний надзорных органов; отсутствие подтвердившихся жалоб граждан; доля обучающихся - победителей и призеров олимпиад и конкурсов на региональном, федеральном, международном уровнях; оптимальная укомплектованность кадрами (отсутствие педагогических вакансий); соответствие квалификации работников занимаемым должностям (отсутствие педагогических работников, не прошедших повышение квалификации за предыдущие Згода); повышение доли педагогов в возрасте до 30лет; участие в независимых сертифицированных исследованиях; повышение доли применения информационных технологий в образовательном процессе и использования электронных ресурсов: полнота нормативно-правовой базы ОУ по внедрению Профстандарта педагога; повышение уровня удовлетворенности социума качеством информационной открытости школы (школьный сайт, публичный отчет, публикации в СМИ).
Список литературы /References
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций
Краснодарского края по совершенствованию методической и управленческой
работы, направленной на реализацию «Профессионального стандарта педагога»);
2. Сиялова И.А. Управление знаниями - современная методология
профессионального развития педагогов // Царскосельские чтения: сб. тр. конф.
СПб., 2015. С. 133-136.