Научная статья на тему 'УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / СТАДИИ И УРОВНИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башкатов С.А., Гайнуллина С.М.

В статье рассматривается ответственность как психологическая категория, являющаяся многофакторным личностным образованием, обусловленным осознанием причинно-следственных связей между действиями индивида и изменениями в социальной среде. Показано, что ответственность как психологический конструкт имеет различные формы проявления, разные уровни сложности своей организации, требующие описания и понимания механизмов психологического функционирования. Описываются такие признаки ответственности как: пунктуальность, точность, способность отвечать за свои поступки, эмпатийность, настойчивость, смелость и мера ответственности. Установлено, что ответственность является характеристикой, имеющей уровневую организацию. Приведены различные типологии ответственности, включающие от двух до пяти структурных уровней. Наиболее конструктивной представляется типология ответственности В. Ф. Сафина, который особо выделяет организационную функцию ответственности, наполняющую нравственным содержанием поведение человека в настоящем и будущем в соответствии с общественными аттитюдами. В. Ф. Сафин также описывает стадии развития ответственности, а именно: 1) стадия осознания последствий собственных действий с предметами и вещами; 2) стадия осознания причин и следствий собственных поведенческих актов относительно других лиц; 3) стадия осознания обязанностей, долга за свои поведенческие поступки перед конкретным лицом; 4) интериндивидная стадия развития ответственности; 5) интраиндивидная стадия развития ответственности, где ответственность понимается как социальная обязанность. В статье обосновывается целесообразность разработки универсальной типологии психологического феномена ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башкатов С.А., Гайнуллина С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL CHARACTERISTIC OF THE RESPONSIBILITY PHENOMENON

The authors of the article study responsibility as a psychological category, which is a multifactorial personality formation, conditioned by the awareness of cause-and-effect relationships between the actions of an individual and changes in the social environment. It is shown that responsibility as a psychological construct has various forms of manifestation, different levels of complexity of its organization, requiring a description and understanding of the mechanisms of psychological functioning. The authors describe such signs of responsibility as punctuality, accuracy, ability to take responsibility for ones actions, empathy, perseverance, courage and a measure of responsibility. It was established that responsibility is a characteristic, which is organized as a system of levels. Various typologies of responsibility are given, considering different numbers of structural levels (from two to five). The most constructive is the typology of responsibility by V. F. Safin, who emphasizes the organizational function of responsibility, which fills the behavior of a person with moral content in the present and future in accordance with social attitudes. V. F. Safin also describes the stages of development of responsibility, namely: 1) the stage of awareness of the consequences of their own actions with objects and things; 2) the stage of understanding the causes and consequences of their own behavioral acts in relation to other persons; 3) the stage of awareness of responsibilities, duty for their behavioral actions to a specific person; 4) interindividual stage of development of responsibility; 5) intraindividual stage of development of responsibility, where responsibility is understood as a social obligation. The authors of the article substantiate the expediency of developing a universal typology of the psychological phenomenon of responsibility.

Текст научной работы на тему «УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 159.923+159.9

DOI: 10.33Ш/ЬиИейп^и-2021.3.53

УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

© С. А. Баш катов, С. М. Гайнуллина*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (927) 082 09 83.

*Email: sm_gaynullina@bk.ru

В статье рассматривается ответственность как психологическая категория, являющаяся многофакторным личностным образованием, обусловленным осознанием причинно-следственных связей между действиями индивида и изменениями в социальной среде. Показано, что ответственность как психологический конструкт имеет различные формы проявления, разные уровни сложности своей организации, требующие описания и понимания механизмов психологического функционирования. Описываются такие признаки ответственности как: пунктуальность, точность, способность отвечать за свои поступки, эмпатийность, настойчивость, смелость и мера ответственности. Установлено, что ответственность является характеристикой, имеющей уровневую организацию. Приведены различные типологии ответственности, включающие от двух до пяти структурных уровней. Наиболее конструктивной представляется типология ответственности В. Ф. Сафина, который особо выделяет организационную функцию ответственности, наполняющую нравственным содержанием поведение человека в настоящем и будущем в соответствии с общественными аттитюдами. В. Ф. Сафин также описывает стадии развития ответственности, а именно: 1) стадия осознания последствий собственных действий с предметами и вещами; 2) стадия осознания причин и следствий собственных поведенческих актов относительно других лиц; 3) стадия осознания обязанностей, долга за свои поведенческие поступки перед конкретным лицом; 4) интериндивидная стадия развития ответственности; 5) интраиндивидная стадия развития ответственности, где ответственность понимается как социальная обязанность. В статье обосновывается целесообразность разработки универсальной типологии психологического феномена ответственности.

Ключевые слова: феномен ответственности; функции, принципы, стадии и уровни ответственности.

Современное демократическое государство В большой психологической энциклопедии

старается обеспечить человеку право свободы вы- ответственность описывается как форма личност-

бора образования, профессии, круга общения, соз- ной саморегуляции, при которой человек осознает,

дания семьи, свободного волеизъявления при уча- что он выступает причиной своей активности и ее

стии в электоральных компаниях и многое другое. последствий [3]. В философском словаре ответст-

С точки зрения психологии в основе этих прав и венность определяется как этическая категория,

свобод лежит механизм формирования индивиду- требующая от личности выполнения нравственных

ального стиля деятельности, который является ос- установок, сложившихся в процессе исторического

новным в теории интегральной индивидуальности развигия чел°веческ°г° °бщества [17].

В. С. Мерлина [13]. Вполне понятно, что при этом К. Муздыбаев обращает особое внимание на

индивидуальная деятельность должна сопровож- социальную составляющую в структуре ответст-

даться ответственным отношением личности к ее ^шсщ ^вдгая первостепенное жэтетж таким

результатам, затрагивающим других членов чело- свойствам личшсти как ^т^^тасть то^сть

веческого общества. способность отвечать за свои поступки, эмпатий-

Ответственность как психологическая катего- ^^ настойчивость и смелость [14]. Наиболее

рия достаточно полно описана в литературе [5]: конструктивной, по нашему мнению, является ти-

охарактеризована как психологический феномен, пол°гия ответственности В. ф. Сафина, который

особо выделяет организационную функцию ответст-

проанализировано ее содержание и процесс форми-

венности, наполняющую нравственным содержанием рования. При ознакомлении с этими работами г

поведение человека в настоящем и будущем в соот-

складывается впечатление, что ответственность как психологический конструкт имеет различные фор-

ветствии с общественными аттитюдами [15, с. 30]. Он также описывает стадии развития ответственности,

мы проявления, разные уровни сложности своей а именно: 1) стадия осознания последствий собст-

^ганизадии требующие описания и понимания венных действий с предметами и вещами; 2) стадия

механизмов психологического функционирования. осознания причин и следствий собственных пове-

Рассмотрению уровневой организации ответствен- денческих актов относительно других лиц;

ности и функциональным задачам этих уровней 3) стадия осознания обязанностей, долга за свои

посвящено настоящее исследование. поведенческие поступки перед конкретным лицом;

4) интериндивидная стадия развития ответственности; 5) интраиндивидная стадия развития ответственности, где ответственность понимается как социальная обязанность [15, с. 31-35]. А. В. Комлев классифицирует виды ответственности личности в индивидуальном становлении на типовые и отличительные [12, с. 72]. Типовая ответственность регулирует поведение, придавая ему нормативный характер, обеспечивает самореализацию и самопонимание. Отличительная ответственность решает задачу социальной адаптации, нравственного самоутверждения и саморазвития. Автор предлагает выделять следующие уровни сформированности ответственности личности [12, с. 32-47]. 1. Ситуационный, характеризующийся проявлением ответственных поступков непредсказуемо и неопределенно, где доминантой является эмоционально-волевой компонент. 2. Эгоцентрический, характеризующийся переживаем чувства индивидуальной ответственности, сопровождающейся мотивацией избегания, чувством стыда и страха. 3. Группоцен-трический, подразумевающий наличие ответственности не только за себя, но и за группу на фоне развитого эмоционально-волевого и мотивационно-ценностного компонентов структуры личности. 4. Просоциальный, представляющий самую высокую степень развития ответственности, характеризующийся наличием смысловых установок, направленных на ценностное взаимодействие с окружающим социумом.

В литературе уровни ответственности зачастую подразделяются на низкий, средний и высокий [9; 16; 18-19]. Низкий уровень ответственности характеризуется ситуативным поведением, сиюминутным принятием ответственности. При этом возможно формирование безответственности, обусловленной отсутствием внутренней системы ценностей и страхом ответственности [19]. При среднем уровне ответственности наблюдается осознание только ближайших последствий своего поведения, и ответственность за планирование жизненного сценария не формируется. На высоком уровне ответственность выступает личностной особенностью, обусловливающей соотношение своих действий с системой общественных ценностей и формирование полностью осознанного ответственного поведения.

Г. И. Кашапова описывает два уровня развития ответственности: первый - ответственность за себя и за ситуацию и второй - ответственность за других в различных ситуациях. При этом у человека с развитой ответственностью присутствует ин-тернальный локус контроля, и, наоборот, в случае низкой ответственности присутствует экстерналь-ный локус контроля [10, с. 114]. В историческом плане ответственность развивалась от коллективной к индивидуальной, от ответственности ретроспективной к ответственности перспективной. Появление ответственности за будущее обусловило

формирование существующей сегодня личностной ответственности, наблюдаемой у полноценных членов современного социума [10, с. 115].

Л. И. Дементий предложила измерение меры ответственности через определение ее количества, которое наблюдается в ситуациях, требующих использования этого психологического качества. Автор попробовала оценить количество ответственности путем подсчета ситуаций, в которых человек демонстрирует качественное ответственное поведение, то есть осуществляет его на высоком нравственном уровне [7, с. 270; 8, с. 5]. Т. Г. Киселева характеризует социальную ответственность как способность отвечать за себя и других, на фоне созидательной сопричастности общественным процессам [11, с. 38-39]. Аналогичных взглядов придерживается Л. А. Барановская, определяющая социальную ответственность как устойчивую психическую структуру, определяющую ценностное отношение людей к существующей действительности, другим и себе, в гуманизме поступков и осознании последствий деятельности [2, с. 23].

О. Г. Данильян и В. М. Тараненко отмечают, что ответственность личности играет большую роль в нестабильных обществах, и даже действия одного человека могут привести к большим социальным переменам [6, с. 383].

В. В. Байлук в своей работе описывает закономерности формирования социальной ответственности, особо выделяя важность партнерства, сотрудничества и открытости, систематичность, преемственность и сознательность [1, с. 17].

Е. А. Быкова предлагает будущим психологам методику формирования социальной ответственности, включающую информирование о правах и обязанностях, ознакомление с этическими принципами и нормами психологической деятельности, мотивирование социально ответственного поведения и закрепление полученного в ходе прохождения практики опыта [4, с. 68].

Таким образом, ответственность как психологическая категория является многофакторным личностным образованием, обусловленным осознанием причинно-следственных связей между действиями индивида и изменениями в социальной среде. Ответственность играет большую роль в жизни как человека, так и общества в целом, являясь характеристикой, имеющей уровневую организацию. Типология уровней ответственности различается в зависимости от сложности задачи, решаемой автором конкретного исследования. Классификации ответственности включают от двух (Г. И. Кашапо-ва) до пяти (В. Ф. Сафин) уровней. В этой связи представляется целесообразным провести дополнительное теоретическое и практическое изучение категории ответственности с целью создания единой типологии этого психологического феномена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлук В. В. Свобода, ответственность и социальная ответственность студентов // Педагогическое образование в России. 2016. №2. С. 7-23.

2. Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Чита, 2012. 42 с.

3. Большая психологическая энциклопедия. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/.

4. Быкова Е. А. Формирование социальной ответственности студентов психологического факультета // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения. Мат-лы VII Междунар. социально-пед. чтений им. Б. И. Лившица (Ред. коллегия: И. А. Ларионова, М. А. Иваненко, Н. Г. Капустина. 12-14 ноября 2015 г.). Екатеринбург: УГПУ, 2015. С. 66-68.

5. Волкова Е. В., Башкатов С. А., Чернышева Л. В. Обзор исследований ответственности в отечественной и зарубежной психологии XXI века // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2019. Т. 25. №4. С. 53-59.

6. Данильян О. Г. Тараненко Е. М. Философия. Учебник. (Образовательный стандарт XXI). М.: Эксмо, 2005. 513 с.

7. Дементий Л. И. К проблеме меры ответственности // Личность. Культура. Общество. 2004. №3(23). С. 264-274.

8. Дементий Л. И., Ремизова А. В. Социальные представления о мере ответственности // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2007. №1. С. 4-11.

9. Иргит Е. Л., Попова А. Н. К вопросу формирования ответственности у подростков // Вестник Тувинского гос. ун-та. 2014. №4. С. 79-83.

10. Кашапова Г. И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития // Казанский пед. журнал. 2012. №1(91). С. 110-116.

11. Киселева Т. Г. Метакогнитивная активность молодежи как критерий дифференциации уровня сформированности социальной ответственности // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1. С. 33-38.

12. Комлев А. В. Формирование ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 136 с.

13. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / под ред. Е. А. Климова. Серия «Психологи России». 2-е изд., стер. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. 544 с.

14. Муздыбаев К. Психология ответственности: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / под ред.

B. Е. Семеновой. Изд. 2-е, доп. М.: URSS, 2010. 238 с.

15. Сафин В. Ф. Стадии развития ответственности в детском возрасте // Педагогический ж-л Башкортостана. 2007. №°3.

C. 29-37.

16. Смирнова А. Р. О структуре ответственности // Вестник удмуртского ун-та. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. №4. С. 464-467.

17. Философский словарь. URL: https://slovari.org/slovo/filo-sofskiij-slovar/otvetstvennost/267422.

18. Шатунова Т. Г. К вопросу выявления критериев и уровней сформированности ответственности у подростков // Наука и образование: тезисы конференции. Белгород, 2005. С. 87-89. URL: http://www.rusnauka.eom/8._NPE_2007/ Pedagogica/20669.doc.htm.

19. Электронная библиотека: Библтотекарь.Ру / Практическая психология. Учебник для вузов. URL: http://www.biblio-tekar.ru/psihologia-3/204.htm.

Поступила в редакцию 25.01.2020 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.3.53

LEVEL CHARACTERISTIC OF THE RESPONSIBILITY PHENOMENON © S. A. Bashkatov, S. M. Gaynullina*

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (927) 082 09 83.

*Email: sm_gaynullina@bk.ru

The authors of the article study responsibility as a psychological category, which is a multifactorial personality formation, conditioned by the awareness of cause-and-effect relationships between the actions of an individual and changes in the social environment. It is shown that responsibility as a psychological construct has various forms of manifestation, different levels of complexity of its organization, requiring a description and understanding of the mechanisms of psychological functioning. The authors describe such signs of responsibility as punctuality, accuracy, ability to take responsibility for ones actions, empathy, perseverance, courage and a measure of responsibility. It was established that responsibility is a characteristic, which is organized as a system of levels. Various typologies of responsibility are given, considering different numbers of structural levels (from two to five). The most constructive is the typology of responsibility by V. F. Safin, who emphasizes the organizational function of responsibility, which fills the behavior of a person with moral content in the present and future in accordance with social attitudes. V. F. Safin also describes the stages of development of responsibility, namely: 1) the stage of awareness of the consequences of their own actions with objects and things; 2) the stage of understanding the causes and consequences of their own behavioral acts in relation to other persons; 3) the stage of awareness of responsibilities, duty for their behavioral actions to a specific person; 4) interindividual stage of development of responsibility; 5) intraindividual stage of development of responsibility, where responsibility is understood as a social obligation. The authors of the article substantiate the expediency of developing a universal typology of the psychological phenomenon of responsibility.

Keywords: phenomenon of responsibility; functions, principles, stages of responsibility; levels of responsibility.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Bailuk V. V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. No. 2. Pp. 7-23.

2. Baranovskaya L. A. Formirovanie sotsial'noi otvet-stvennosti studenta v sotsiokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Chita, 2012.

3. Bol'shaya psikhologicheskaya entsiklopediya. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/.

4. Bykova E. A. Sotsial'naya otvet-stvennost': problemy i puti ikh resheniya. Mat-ly VII Mezhdunar. sotsial'no-ped. chtenii im. B. I. Liv-shitsa (Red. kollegiya: I. A. Larionova, M. A. Ivanenko, N. G. Kapustina. 12-14 noyabrya 2015 g.). Ekaterinburg: UGPU, 2015. Pp. 66-68.

5. Volkova E. V., Bashkatov S. A., Chernysheva L. V. Vestnik Kostromskogo gos. un-ta. Seriya: pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2019. Vol. 25. No. 4. Pp. 53-59.

6. Danil'yan O. G. Taranenko E. M. Filosofiya. Uchebnik. (Obrazovatel'nyi standart XXI). Moscow: Eksmo, 2005.

7. Dementii L. I. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2004. No. 3(23). Pp. 264-274.

8. Dementii L. I., Remizova A. V. Vestnik Omskogo un-ta. Seriya «Psikhologiya». 2007. No. 1. Pp. 4-11.

9. Irgit E. L., Popova A. N. Vestnik Tuvinskogo gos. un-ta. 2014. No. 4. Pp. 79-83.

10. Kashapova G. I. Kazanskii ped. zhurnal. 2012. No. 1(91). Pp. 110-116.

11. Kiseleva T. G. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2016. No. 1. Pp. 33-38.

12. Komlev A. V. Formirovanie otvet-stvennosti mladshego podrostka v usloviyakh modul'no-reitingovogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2015.

13. Merlin V. S. Psikhologiya individual'nosti: Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Psychology of personality: Selected psychological works]. Ed. E. A. Klimova. Seriya «Psikhologi Rossii». 2-e izd., ster. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; Voronezh: NPO «MODEK», 2009.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2021. T. 26. №3

843

14. Muzdybaev K. Psikhologiya otvet-stvennosti: vidy proyavleniya otvet-stvennosti, svyaz' raznykh form otvet-stvennosti s opredelennymi psikhologicheskimi i sotsial'nymi yavleniyami, rezul'taty eksperimental'nykh issledovanii otvet-stvennosti v raznoobraznykh zhiznennykh situatsiyakh, znachenie otvet-stvennosti dlya dostizheniya uspekha, spravedlivosti, blagopoluchiya i vyzhivaniya. Ed. V. E. Semenovoi. Izd. 2-e, dop. Moscow: URSS, 2010.

15. Safin V. F. Pedagogicheskii zh-l Bashkortostana. 2007. No. 3. Pp. 29-37.

16. Smirnova A. R. Vestnik udmurt-skogo un-ta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2017. Vol. 27. No. 4. Pp. 464-467.

17. Filosofskii slovar'. URL: https://slovari.org/slovo/filosofskiij-slovar/otvetstvennost/267422.

18. Shatunova T. G. Nauka i obrazovanie: tezisy konferentsii. Belgorod, 2005. Pp. 87-89. URL: http://www.rusnauka.eom/8._NPE_20 07/Pedagogica/20669.doc.htm.

19. Elektronnaya biblioteka: Bibltotekar'.Ru / Prakticheskaya psikhologiya. Uchebnik dlya vuzov. URL: http://www.bibliotekar.ru/psih ologia-3/204.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 25.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.