Научная статья на тему 'Уровень знаний населения Свердловской области о профилактике стоматологических заболеваний'

Уровень знаний населения Свердловской области о профилактике стоматологических заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Русакова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень знаний населения Свердловской области о профилактике стоматологических заболеваний»

Уровень знаний населения Свердловской области о профилактике стоматологических заболеваний

И. В. Русакова, аспирант кафедры терапевтической стоматологии Уральской государственной медицинской академии Екатеринбург

Успех профилактики стоматологических заболеваний у детей во многом зависит от сотрудничества врача-стоматолога с родителями. Семья играет важную роль в привитии ребенку гигиенических навыков и полезных привычек [1, 4, 6]. Для успешной же профилактики стоматологических заболеваний у детей их родителям необходимо иметь определенные знания о причинах возникновения и развития кариеса и болезней пародонта, методах их предупреждения [2, 5].

С целью изучения у родителей уровня санитарно-гигиенических знаний о профилактике стоматологических заболеваний нами было проведено анкетирование лиц, имеющих детей-дошкольников 6 лет. Анкета включала в себя несколько блоков вопросов, касающихся стоматологического здоровья населения. Блоки состояли из вопросов закрытого типа, характеризующих: навыки ухода за полостью рта (умение и частота чистки зубов, сроки смены зубной щетки); культуру употребления сладостей; мотивы и частоту обращения к стоматологам. В опросе участвовали 117 респондентов: 67 человек, проживающих в Екатеринбурге (Железнодорожный район), и 50 человек - жителей поселка Арти (Свердловская бласть).

Анализ полученных по Екатеринбургу данных показал, что 50 % респондентов приучают своих детей регулярно заботиться о чистоте зубов с 2 - 3 лет, 36 % прививают детям гигиенические навыки с 4 - 5 лет (рис. 1).

36 %

13 % 1 %

50 %

□ с момента прорезывания зубов

■ с 2-3 лет

□ с 4-5 лет

□ не чистят зубы вообще

Рис. 1. Сроки начала чистки зубов детьми шести лет, проживающими в Екатеринбурге, по данным анкетирования их родителей

При этом ежедневно дважды в день чистят зубы лишь 48 % дошкольников, однократно выполняют эту гигиеническую процедуру 47 %. И только 5 % дошкольников чистят зубы после каждого приема пищи (рис. 2 ).

Правильность чистки зубов детьми регулярно контролируют 52 % родителей, время от времени - 46 %.

Самостоятельно, без участия врача-стоматолога, обучали детей чистке зубов 74 % опрошенных екатерин-буржцев. В 20 % случаев дети опрошенных жителей Екатеринбурга обучались чистке зубов врачом-стома-

47 %

5 %

48 %

□ дважды в день ■ 1 раз в день

□ после каждого приема пищи

Рис. 2. Частота чистки зубов детьми шести лет, проживающими в Екатеринбурге, по данным анкетирования их родителей

тологом; 6 % детей обучались чистке зубов воспитателями детских садов (рис. 3).

74 %

20 %

6 %

□ обучение врачом-стоматологом

■ обучение воспитателем детского сада

□ обучение родителями

Рис. 3. Распределение проживающих в Екатеринбурге респондентов по критерию профессиональности обучения их детей чистке зубов

Соблюдают сроки смены зубной щетки у детей 61 % родителей; 30 % опрошенных меняют детям зубную щетку реже двух раз в год.

Неограниченное и неконтролируемое употребление сладостей, как известно,- одно из основных патогенетических звеньев в развитии кариеса твердых тканей зубов. Проведя опрос родителей, по Екатеринбургу мы получили следующие результаты:

- 34 % детей употребляют сладости несколько раз в течение дня;

- 36 % детей - 3 - 4 раза в неделю;

- 30 % детей - 1 раз в неделю и реже.

Приучили своих детей регулярно полоскать рот

после приема пищи только 16 % опрошенных екатерин-буржцев, изредка полощут рот после еды 44 % детей. Остальные родители не уделяют этой процедуре должного внимания.

Посещают стоматолога с профилактической целью дети 67 % опрошенных жителей Екатеринбурга, при этом 47 % родителей приводят детей на прием ежегодно, 20 % - дважды в течение года. Остальные родители обращаются к детскому стоматологу только в тех случаях, когда обнаруживают в зубе ребенка «дырку» или когда ребенок пожалуется на боль.

Анализ данных, полученных в пос. Арти, показал, что начинают прививать гигиенические навыки своим детям с момента прорезывания молочных зубов 7 % ар-тинцев, 43 % делают это при достижении детьми возраста 2 - 3 лет, 50 % указали, что их дети начали чистить зубы с 4 - 5 лет (рис. 4).

Сообщили, что их дети чистят зубы дважды в день, 60 % проживающих в пос. Арти респондентов, у 40 %

ТШПШИЧШ-ИЯ (ТОМАТОПОГИЯ

У 9

□ с момента прорезывания зубов

■ с 2-3 лет

□ с 4-5 лет

□ не чистят зубы вообще

Рис. 4. Сроки начала чистки зубов детьми шести лет, проживающими в пос. Арти (Свердловская область), по данным анкетирования их родителей

опрошенных артинцев дети чистят зубы только один раз - или утром, или вечером (рис. 5).

40%

60%

□ дважды в день ■ 1 раз в день

□ после каждого приема пищи

Рис. 5. Частота чистки зубов детьми шести лет, проживающими в пос. Арти (Свердловская область), по данным анкетирования их родителей

Из числа ответивших на нашу анкету артинцев 88 % родителей обучили своих детей процедуре чистки зубов самостоятельно, и только в 12 % случаев в этом процессе принимали участие воспитатели детских садов (рис. 6). По словам родителей, стоматологи не проявляют инициативы в обучении детей правилам гигиены полости рта.

0%

12%

Ц обучение

врачом-стоматологом

[1 обучение воспитателем детского сада

О обучение родителями

Рис. 6. Распределение проживающих в пос. Арти (Свердловская область) респондентов по критерию профессиональности обучения их детей чистке зубов

Ежедневно контролируют процедуру чистки зубов у своих детей 34 % опрошенных жителей пос. Арти, 66 % делают это время от времени.

Регулярно указывают детям на необходимость полоскания полости рта после приема пищи только 6 % респондентов из пос. Арти. Остальные родители (94 %) не считают полоскание полости рта важным гигиеническим навыком; изредка напоминают дошкольникам о необходимости полоскания полости рта после еды 40 % родителей.

Следят за своевременной сменой детской зубной щетки 60 % принявших участие в опросе артинцев, при этом 40 % меняют детям щетку реже двух раз в год.

Относительно культуры употребления сладостей выясняется такая картина: несколько «сладких перекусов» в день устраивают себе дети-дошкольники у 47 % опрошенных артинцев, у 40 % респондентов

дети лакомятся сладостями 3-4 раза в неделю, у остальных 13 % респондентов из пос. Арти дети употребляют сладости один раз в неделю и реже.

С профилактической целью ежегодно приводят детей-дошкольников к стоматологу только 30 % опрошенных родителей, при появлении боли - 53 %, 5 % респондентов из пос. Арти указали, что их дети вообще не посещают стоматолога.

Проведенное в Екатеринбурге и в небольшом поселке Арти анкетирование позволило сделать следующие выводы.

1. Роль стоматологов в привитии детям правильных и полноценных навыков ухода за полостью рта и в Екатеринбурге, и в пос. Арти незначительна. Об участии стоматолога в обучении ребенка чистке зубов сообщили только 20 % респондентов - жителей Екатеринбурга. В пос. Арти ни один из опрошенных родителей не указал на помощь врача-стоматолога в привитии их детям гигиенических навыков ухода за полостью рта.

2. Основная часть респондентов, как из Екатеринбурга, так и из пос. Арти, стараются как можно раньше привить своим детям навыки ухода за полостью рта. Однако далеко не все родители осознают, что следует не только обучить малыша чистке зубов; необходимо также постоянно контролировать этот процесс и оказывать ребенку помощь при проведении данной гигиенической процедуры, так как он еще не в состоянии выполнить ее тщательно. Только 52 % опрошенных из Екатеринбурга и 34 % респондентов из пос. Арти регулярно контролируют чистку зубов у своих детей.

3. Большинство (60 %) заполнивших анкету родителей, независимо от места жительства, соблюдают сроки смены детских зубных щеток.

4. Культура употребления сладостей у жителей Свердловской области оставляет желать лучшего: несколько «сладких перекусов» в день устраивают себе 47 % детей-дошкольников у респондентов из пос. Арти и 34 % детей у опрошенных из Екатеринбурга, причем регулярно ополаскивают полость рта после приема сладостей только 6 % артинских и 13 % екатеринбургских шестилеток.

5. Необходимость посещения детьми стоматолога с профилактической целью очевидна для 67 % родителей, проживающих в Екатеринбурге, и для 30 % родителей, проживающих в пос. Арти.

Прослеживается также недоработка стоматологов в плане обучения детей чистке зубов и проведения контролируемых чисток у себя в кабинетах.

Итак, исходя из результатов обработки анкет можно констатировать, что уровень знаний опрошенных родителей о средствах ухода за полостью рта достаточно высок. При этом, однако, в подавляющем числе случаев не проводится профессиональное обучение детей гигиене ротовой полости и сохраняется низкая мотивация населения к поддержанию и повышению уровня стоматологического здоровья. У основной массы респондентов дети не имеют такого гигиенического навыка, как полоскание рта после приема пищи; кроме того, в большинстве семей отсутствует культура употребления сладостей. Не все родители убеждены

6

Проблемы стоматологии. 2007. N0 5

в необходимости плановых осмотров детей для проведения профилактических мероприятий и выявления стоматологической патологии на ранних этапах.

Данные проведенного нами исследования свидетельствуют о необходимости более широко и эффективно использовать различные формы и методы профилактики для улучшения стоматологического здоровья и достижения глобальных целей, рекомендованных ВОЗ [8].

Список использованной литературы

1. Бутова В. Г., Ковальский В. Л., Ананьева Н. Г. Система организации стоматологической помощи населению России. М.: Мед. книга, 2005.

2. Виноградова Т. Ф. О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний у детей II Стоматология. 1989. № 5. С. 4 - 7.

3. ВОЗ. Серия технических докладов. № 713. Методы и программы профилактики основных стоматологических заболеваний. Женева, 1986.

4. Кондратов А. И. Медико-социальная эффективность образовательной программы в комплексной профилактике стоматологических заболеваний: Дис. ... д-ра мед. наук. Екатеринбург, 2000.

5. Кузьмина Э. М., Смирнова Т. А., Набатова Т. А., Павлова Ю. В. Роль мотивации родителей в поддержании стоматологического здоровья детей II Новое в стоматологии. 1996. № 6. С. 12 - 14.

6. Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М., 2006.

7. Набатова Т. А. Роль стоматологического просвещения родителей в поддержании здоровья полости рта детей: Автореф дис. ... канд. мед. наук. М., 2000.

8. Hobdell M., Petersen Р. Е., Clarkson J., Johnson N. Global goals for oral health 2020 II Intern. Dental J. 2003. Vol. 53. P. 285-288.

Лечение в одно или два посещения?"

И. В. Маланьин, доктор медицинских наук, профессор, член Европейской академии ЕиАИН, академик РАЕ, Заслуженный деятель науки и образования РФ, руководитель научно-исследовательской лаборатории Кубанского медицинского института Краснодар

Скорость развития современной эндодонтии сопоставима сегодня со скоростью прогресса компьютерных технологий, но, несмотря на это, до сих пор различные стоматологические школы продолжают жаркие споры по некоторым, казалось бы, классическим вопросам. Сколько времени нужно внутриканальным препаратам для дезинфекции корневого канала и какие это должны быть препараты? Нужно ли удалять смазанный слой? Какое количество посещений требуется для полноценного эндодонтического лечения?

В представленной статье мне хочется высказать свое мнение по этим вопросам и дать рекомендации по лечению пациентов с наиболее часто встречающимися в нашей практике клиническими ситуациями.

ГИДРОКСИД КАЛЬЦИЯ: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕПАРАТА

Для того чтобы прояснить этот вопрос, я обратился к наиболее широко известным в мировой литературе результатам клинических исследований применения гид-роксида кальция: одни исследователи пишут, что 90 % обследованных каналов были дезинфицированы через 3 месяца, другие - что 97 % каналов дезинфицированы через 4 недели. Имеются также сообщения, что 92-99 % каналов являлись дезинфицированными уже через 1 неделю.

Все эти исследования доказывают, что гидроксид кальция значительно уменьшает число бактерий, но полностью устранить все микроорганизмы он не способен.

ТРЕБУЕТСЯ ЛИ УДАЛЯТЬ СМАЗАННЫЙ СЛОЙ?

Peters и Wesselink получали при применении гид-роксида кальция в лечении зубов с некротизированной пульпой и периапикальным светлым участком на рентгенограмме худшие результаты, чем при пломбировании в первое посещение. У пациентов, которым корневой канал был запломбирован сразу на первом приеме, без применения внутриканальных препаратов, в 81 % случаев произошла полная ремиссия периапикального очага деструкции. В отличие от этого лечение пациентов с применением гидроксида кальция (препарат оставляли в канале на 1 месяц) оказалось успешным только в 71 % случаев. Особенность данного исследования заключалась в том, что смазанный слой в канале не удалялся.

Если же до внесения гидроксида кальция смазанный слой в канале удалить, то эффективность лечения значительно повысится при более длительной экспозиции временной повязки. У пациентов, которым после удаления смазанного слоя постоянное пломбирование производили в первое посещение, результаты лечения были значительно хуже.

Если мы не удалим смазанный слой (рис. 1), то бактерии, находящиеся на поверхности дентина, не смогут проникнуть в дентинные канальцы. При удалении же смазанного слоя (рис. 2) начинается заселение канальцев микроорганизмами. В свою очередь, гидроксид кальция хорошо проникает в дентинные канальцы при удалении смазанного слоя. Существует также мнение, что дентинный матрикс и некоторые компоненты ткани способны нейтрализовать антибактериальное действие гидроксида кальция.

На основании этих исследований можно дать следующие рекомендации.

1. С целью уменьшения числа микроорганизмов допускается оставлять в канале гидроксид кальция, но только в том случае, если перед его внесением будет инактивирован дентинный матрикс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Растворение смазанного слоя производится с помощью EDTA или лимонной кислоты.

! Впервые статья была опубликована в журнале «Дентал Юг» (2007. № 1/42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.