Научная статья на тему 'Клинические и психолого-педагогические аспекты диагностики гигиенических навыков по уходу за полостью рта у старших дошкольников'

Клинические и психолого-педагогические аспекты диагностики гигиенических навыков по уходу за полостью рта у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тельнюк И. В., Гулиева А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинические и психолого-педагогические аспекты диагностики гигиенических навыков по уходу за полостью рта у старших дошкольников»

оценок в коррекции психомоторного и речевого развития; 3) в целях эффективности осуществления учебно-воспитательного процесса предусмотрено использование методической и материально-технической базы ДОУ, индивидуально — дифференцированного подхода для проведения игровой и развивающей деятельности педагогов с детьми, предусмотренных как программой воспитания и обучения детей, так и инновационными подходами в совместной работе со здоровыми детьми и детьми, обнаруживающими проблемы в речевом развитии.

1 2 Тельнюк И.В. , Гулиева А.Ю.

КЛИНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

1 2 им. академика И.П. Павлова, ие1пик@,тай. ги ; апшиНеуафтЫех. ги

Гигиена полости рта во многом определяет общее соматическое состояние человека. Известно, что знания и навыки профилактического характера прививаются с малых лет. Первое знакомство с гигиеническими требованиями по уходу за полостью рта ребенок приобретает в семье и дошкольном учреждении. Потребность, например, в «чистке зубов», «полоскании рта» формируются в структуре общих представлений о здоровье, закрепляясь в соответствующих «положительных привычках», а первые неприятные ощущения в связи с «болью зуба» напоминают о том, что необходимы постоянные стоматологические осмотры и своевременное лечение.

Большое значение в профилактике стоматологических заболеваний у детей принадлежит специальному обучению их стоматологическим гигиеническим навыкам. Цель исследования оценить уровень навыков ухода за полостью рта у детей, в том числе у детей с проблемами речевого развития; выявить насколько родители и воспитатели дошкольного учреждения уделяют внимание вопросам гигиены; диагностировать уровень стоматологического и соматического здоровья детей с проблемами речи, посещающих дошкольное учреждение. Объект исследования: дети 6 - 7 лет группы комбинированной направленности: 8 детей с речевыми расстройствами и 11 детей с нормальным речевым развитием; 19 родителей, 4 воспитателя. Исследование проводилось на базе ГБ ДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга .

Методы исследования. Педагогический метод диагностики,

ориентированный на выявление представлений об уходе за зубами и полостью рта и наличии гигиенических навыков по уходу за полостью рта. Методика Е. Г. Киселёвой для оценки эмоциональных, вербальных и моторных реакций детей при стоматологическом осмотре, метод структурированной беседы, клинический стоматологический метод, индекс гигиены полости рта OHI-S [2].

Результаты исследования. При анкетировании педагогов ДОУ было установлено, что, по мнению воспитателей, 84 % детей имеют представление о гигиене полости рта, которая заключается в соблюдении элементарных гигиенических норм: дети моют руки перед едой, после туалета, прогулки. Также было отмечено, что все дети не полощут рот и не чистят зубы после еды. Педагоги отметили недостаток собственных знаний по данной проблеме, отсутствие методических навыков профилактической работы с детьми и необходимость привлечения специалиста-стоматолога для консультирования педагогов по обучению детей правилам гигиены ротовой полости.

В анкетироовании родителей в основном участвовали матери. Было установлено, что, по мнению матерей, дети имеют представления о необходимости элементарной гигиены полости рта и соблюдает элементарные гигиенические нормы (моет руки перед едой, моет руки после туалета, прогулки, чистит зубы). Все опрошенные родители указали, что рассказывают и показывают ребенку, как нужно чистить зубы и проводят беседы о вреде сладкого. Однако к специальному обучению стоматологом чистке зубов и профилактике стоматологических заболеваний никто из родителей не обращался.

При стоматологическом осмотре детей, только в 8,3% случаев не было выявлено патологических изменений твердых тканей зубов. В 91,7% детей обнаружены кариозные полости, различной глубины и локализации, при этом следует отметить, что только у 7,5% детей, из числа нуждающихся в лечении, ранее проводилась санация полости рта.

При проведении оценки поведения детей на стоматологическом приеме по методике Е.Г.Киселёвой было выявлено, что 64,5% детей можно отнести к «негативным» (средние признаки); 24,5% детей к «негативным» (легкие признаки); 10% детей продемонстрировали «нейтральное» поведение.

При проведении беседы - интервью с детьми 100% опрошенных детей ответили, что знают о необходимости ухаживать за ртом и чистят зубы до еды. При опросе 12,5% детей сказали, что чистят зубы только вечером; 3 7,5% - чистят зубы только, утром; 50% чистят зубы два раза в день. На вопрос «Кто показывал тебе, как нужно чистить зубы?»: 89,5 % опрошенных детей ответили родители, 10,5 % указали, что их никто не учил чистить зубы. Также следует отметить, что все дети чистят зубы щеткой и пастой, но, ни один из опрашиваемых детей не смог продемонстрировать движения, характерные для стандартной чистки зубов.

733

Дети с нарушением речи обнаружили отставание в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушали последовательность элементов действия, опускали его составные части, дольше формулировали фразы. Что следует учитывать при создании программ обучения гигиене полости рта для детей дошкольного возраста, обнаруживающих ограниченные возможности здоровья. однако, исходя из зарегистрированного индекса гигиены полости рта и фактического количества детей, нуждающихся в лечении, можно предположить, что дети преувеличили частоту и качество производимой ими чистки зубов.

Таким образом, в результате исследования были выявление низкие гигиенические знания у родителей и навыки у детей. Педагогам также необходимо медицинское просвещение в вопросах гигиены полости рта.

Ткаченко Н.В., Андреева В.О., Заика В.Г., Андреев А.С., Лев Л.М.

ОЖИРЕНИЕ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕЙРОЭНДОКРИННЫХ И

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

ФГБУ ".Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии Минздравсоцразвития России", Ростовский государственный медицинский университет, Ростовский филиал ГКУЗ «Психоневрологический диспансер» Ростовской области. Ростов-на-Дону, tnvtsa@rambler.ru

Проблема избыточного веса на сегодняшний день является одной из основных проблем здравоохранения. Пристальное внимание специалистов к этой патологии обусловлено, главным образом, не эстетическими изменениями, а глобальными нарушениями в организме человека, страдающего ожирением. Давно известно, что ожирение всегда ассоциировано с множественной соматической патологией - сахарным диабетом типа 2, артериальной гипертензией, сердечнососудистой патологией, онкологическими и другими заболеваниями, не только ухудшающими качество жизни, но и увеличивающими смертность среди данных больных в 12 раз по сравнению с нормостениками. Наряду с соматическими заболеваниями у женщин с ожирением повышен риск формирования гинекологической патологии. Так, при алиментарном ожирении нарушения менструальной функции наблюдаются в 6 раз чаще, а первичное бесплодие в 2 раза чаще, чем у женщин с нормальной массой тела, причем имеется прямая зависимость между избытком массы тела и тяжестью расстройств овуляторной функции. У женщин и девочек ожирение сопровождается высокой частотой ановуляций, феноменом абсолютной или относительной гиперэстрогении, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.