Научная статья на тему 'Уровень здоровья и физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста под воздействием регулярных занятий плаванием в условиях ХМАО-Югры'

Уровень здоровья и физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста под воздействием регулярных занятий плаванием в условиях ХМАО-Югры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баев К.А., Телевной Д.Н.

Представлены некоторые данные, касающиеся влияния регулярных занятий плаванием на показатели физического здоровья и физической подготовленности детей в динамике одногодичного наблюдения в условиях ХМАО-Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень здоровья и физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста под воздействием регулярных занятий плаванием в условиях ХМАО-Югры»

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ

© Баев К.А.*, Телевной Д.Н.*

Сургутский государственный университет, г. Сургут Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Сургут

Представлены некоторые данные, касающиеся влияния регулярных занятий плаванием на показатели физического здоровья и физической подготовленности детей в динамике одногодичного наблюдения в условиях ХМАО-Югры.

Ключевые слова физические нагрузки, младший школьный возраст, плавание, физическая культура, уровень здоровья, физическая подготовленность.

Введение. Прогрессирующее влияние физически низко активного (сидячего) поведения среди различных категорий населения, в том числе и среди младших школьников, вызывает серьезную озабоченность специалистов оздоровительной и адаптивной физической культуры. Научные исследования, проведенные в последние годы в лаборатории биомеханики и кинезио-логии свидетельствуют, что в бюджете времени детей младшего и среднего школьного возраста компьютерные игры и просмотр телевизионных программ занимают от 3 до 6 часов в день на фоне существенного снижения объема физической активности (ФА) (С.И. Логинов и соавт., 2010-2013). Необходимы безотлагательные меры по оптимизации физической активности, особенно в детском возрасте, поскольку достаточная по интенсивности и продолжительности ФА является природосообразным стимулом успешного развития организма ребенка [5-6]. Одним из путей стимуляции физической активности младших школьников является оздоровительное плавание, которое проводится в рамках урока физической культуры в сочетании с дополнительными тренировочными занятиями в школьном плавательной бассейне.

Методы. В исследовании участвовали мальчики 10-11 лет МБОУ СОШ № 44 (г. Сургут), регулярно занимающиеся плаванием (ЭГ = 18) и учащиеся, не занимающиеся плаванием (КГ = 17).

Нами были использованы измерения, включающие: 1. Антропометрия: рост стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки (вдох, выдох, пауза), окружность талии, окружность бедер,

* Ведущий научный сотрудник Центра спортивной науки СурГУ, кандидат биологических наук.

* Тренер-преподаватель по плаванию МБОУ СОШ № 44.

окружность запястья, длина рук и ног, ширина плеч и таза, сагиттальный и фронтальный диаметр грудной клетки.

2. Морфофункциональные показатели: ЧСС и АД в покое, кистевая динамометрия (правая и левая), жизненная емкость легких, орто-статическая проба по Морхаузу, проба Штанге (задержка дыхания на вдохе), ЧСС и АД в покое.

3. Математико-статистические методы обработки материалов исследования включили вычисления средней арифметической, среднего квадратичного отклонения, определения достоверности различий (р < 0,05 по критерию Вилкоксона).

Результаты исследования. Анализ физического развития школьников оценивалось по результатам мониторинга, включающее в себя антропометрические, морфофункциональные показатели. Данный мониторинг проводился в два этапа, и при сравнении полученных данных позволило отследить динамику физического развития у обучающихся за период исследования (28 недель).

Обсуждение. В табл. 1 представлены результаты изменений антропометрических показателей школьников.

Таблица 1

Антропометрические показатели школьников первого и второго мониторинга

Показатели КГ (п = 17) ЭГ (п = 18)

Март Ноябрь Март Ноябрь

Рост стоя, см 140,6±8,7 144,2±9,3* 142,9±4,2 146,3±4,2*

Рост сидя, см 73,4±4,5 75,0±4,4* 74,0±2,2 75,7±2,1 *

Масса тела, кг 37,5±10,4 39,9±10,7* 37,2±6,6 39,3±7,1*

ОГК вдох, см 72,9±7,6 76,9±8,6* 75,0±5,7 78,4±6,4*

ОГК выдох, см 68,4±7,4 72,7±7,7* 70,6±6,4 73,1±6,4*

ОГК пауза, см 69,5±7,4 74,0±8,5* 71,7±6,1 74,8±6,7*

Окружность талии, см 62,5±8,4 67,9±7,7* 61,8±6,5 65,5±6,2*

Окружность бедер, см 78,7±8,9 73,1±8,6* 77,2±6,5 73,5±7,9*

Окружность запястья, см 14,2±1,6 16,8±1,8* 13,9±1,4 16,8±1,9*

Длина руки, см 58,1±5,4 68,6±6,9* 60,1±4,2 69,1±3,8*

Длина ноги, см 74,3±4,8 79,9±7,0* 74,5±4,7 81,8±6,8*

Диаметр (ширина) таза, см 23,3±2,8 23,7±2,2 23,9±2,2 23,9±2,2

Фронтальный диаметр ГК, см 20,7±2,9 21,1±2,1 21,5±1,5 22,1±1,5*

Саггитальный размер ГК, см 16,3±2,1# 16,4±2,2 15,6±1,4# 16,1±1,5

Показатель Пинье, усл.ед 33,6±12,3 34,0±11,3 30,9±12,9 32,2±11,5

Индекс Эрисмана, усл.ед -0,8±5,4 0,3±6,0# 1,3±5,7 1,7±6,2#

ИМТ, усл.ед. 18,7±3,7 18,9±3,6 18,2±2,8 18,3±2,8

Примечание: * - статистически значимые различия внутри группы, р < 0,05 по данным критерия Вилкоксона, # - статистически значимые отличия между группами.

Условные обозначения: ОГК - окружность грудной клетки, ИМТ - индекс массы тела.

Из таблицы видно достоверное повышение антропометрических показателей у обеих групп: рост стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, длина рук и ног, диаметр (ширина) плеч и таза, фронтальный диа-

метр грудной клетки. В частности, в контрольной группе наблюдается увеличение роста тела с 140,6±8,7 см до 144,2±9,3 см, окружности грудной клетки на вдохе с 72,9±7,6 см до 76,9±8,6 см, окружности талии с 62,5±8,4 см до 67,9±7,7 см, диаметр (ширина) плеч с 29,7±2,4 см до 31,7±2,6 см, длины рук и ног с 58,1±5,4 см, 74,3±4,8 см до 68,6±6,9 см, 79,9±7,0 см - соответственно. Отметим, что по индексу Эрисмана идет положительная тенденция развития грудной клетки, так как данный показатель изменился с -0,8±5,4 усл. ед. до 0,3±6,0 усл. ед. В то же время, в сравнении с экспериментальной группой, где данный индекс составлял 1,3±5,7 усл. ед. в марте и 1,7±6,2 в ноябре, остается на низком уровне. При этом, у школьников-пловцов показатели антропометрического развития выше, чем у сверстников и составляют: рост тела 146,3±4,2 см, ОКГ вдох 78,4±6,4 см, окружность талии 65,5±6,2 см, длина рук 69,1±3,8, длина ног 81,8±6,8 см, диаметр (ширина) плеч 32,6±1,7 см, что подтверждается исследованиями ряда авторов.

На сегодняшний день современное диагностическое оборудование позволяет решать задачи измерения морфофункциональных показателей организма оперативно и с высокой степенью точности.

Исследования функциональных систем организма (ФСО) в онтогенезе является одной из наиболее значимых, так как от работы этих ФСО напрямую зависит физическое здоровье человека. Это особенно актуально в условиях ХМАО-Югры, так как экологические факторы оказывают влияние на формирование и развитие ФСО в предпубертатный периоды жизни обучающихся.

Таблица 2

Морфофункциональные показатели школьников первого и второго мониторинга

Показатели КГ (п = 17) ЭГ (п = 18)

Март Ноябрь Март Ноябрь

Динамометрия пр, кг 13,2±3,6 13,4±3,9 12,7±2,3 13,7±2,8*

Динамометрия лев, кг 10,8±3,3 11,4±3,2 10,7±1,9 11,9±2,3*

ЖЕЛ, мл 2005,3±558,6 1857,6±533,4 2155,6±358,8 2199,4±366,7

ЧСС покое, уд/мин 89,8±7,9 89,6±9,3 88,8±8,2 88,4±10,1

ЧСС нагрузка, уд/мин 127,5±10,6 135,5±15,5* 127,2±13,5 134,4±11,0*

ЧСС восст, уд/мин 94,8±9,4 101,4±10,8 92,7±11,1 98,8±8,3*

Ортопроба, уд/мин 103,3±9,9 100,0±12,0 99,4±7,5 99,1±10,3

САД, мл.рт.ст. 106,5±9,6 106,4±9,8 109,6±8,4 105,8±9,3

ДАД, мл.рт.ст. 59,5±7,1 60,0±7,9 62,9±7,2 62,2±6,2

Проба Штанге, сек 28,5±6,0 32,6±8,4 33,7±8,4 40,3±11,1*

СИ пр, усл.ед. 35,9±6,6 34,2±7,2 34,4±6,0 35,4±7,2

СИ лев, усл.ед. 29,3±7,1 29,3±6,7 29,4±5,2 31,0±7,0

ЖИ, усл.ед. 5,5±1,2 4,8±1,2* 5,9±1,1 5,7±1,1

ИР, усл.ед. 95,7±12,6 97,7±14,2 95,3±12,5 93,9±16,0

Примечание: * - статистически значимые различия внутри группы, р < 0,05 по данным критерия Вилкоксона, # - статистически значимые отличия между группами (р < 0,05).

Условные обозначения: ЖЕЛ - жизненная емкость легких, ЧСС - частота сердечных сокращений, САД - систолическое артериальное давление, ДАД - диастолическое артериальное давление, СИ - силовой индекс, ЖИ - жизненный индекс, ИР - индекс Робинсона.

Изменения морфофункциональных показателей школьников представлены в табл. 2.

В контрольной группе наблюдалось достоверное повышение показателя ЧСС после нагрузки в сит-тесте с 127,5±10,6 уд/мин до 135,5±15,5 уд/мин. Также достоверно понизился жизненный индекс с 5,5±1,2 усл. ед. до 4,8±1,2 усл. ед., что говорит об отрицательной динамике развития дыхательной функции грудной клетки. Несущественно увеличилось значение динамометрии правой и левой руки с 13,2±3,6 кг до13,4±3,9 кг и с 10,8±3,3 кг до 11,4±3,2 кг -соответственно, пробы Штанге с 28,5±6,0 сек до 32,6±8,4 сек. Ухудшились показатели ЖЕЛ с 2005,3±558,6 мл до 1857,6±533,4 мл, ЧСС восст с 94,8±9,4 уд/мин до 101,4±10,8 уд/мин, силового индекса правой руки с 35,9±6,6 усл. ед. до 34,2±7,2 усл. ед.

В экспериментальной группе были определены следующие достоверные различия: динамометрия правая и левая с 12,7±2,3 кг до 13,7±2,8 кг и с 10,7±1,9 кг до 11,9±2,3 кг - соответственно, ЧСС после нагрузки и восстановления (до - 127,2±13,5 уд/мин, после - 134,4±11,0 уд/мин, до -92,7±11,1 уд/мин после - 98,8±8,3 уд/мин) и пробе Штанге с 33,7±8,4 сек до 40,3±11,1 сек. Отметим незначительное повышение показателя ЖЕЛ с 2155,6±358,8 мл до 2199,4±366,7 мл, силового индекса правой и левой руки с 34,4±6,0 усл. ед. до 35,4±7,2 усл. ед. и с 29,4±5,2 усл. ед. до 31,0±7,0 усл. ед. - соответственно. Увеличение показателей ЖЕЛ и Пробы Штанге в ЭГ связано с повышенной нагрузкой на дыхательную мускулатуру вследствие преодоления сопротивления и давления воды, препятствующее выполнению вдоха и выдоха в воду.

Индекс Робинсона, характеризующий максимальные аэробные возможности в двух группах показал противоположные изменения. Так в контрольной группе он увеличился с 95,7±12,6 усл. ед. до 97,7±14,2 усл. ед., что говорит об ухудшении уровня здоровья, а в экспериментальной группе наоборот уменьшился с 95,3±12,5 усл. ед. до 93,9±16,0 усл. ед., что свидетельствует о положительном влиянии регулярных занятий плаванием.

Выводы. Результаты исследований не противоречат предположению о том, что регулярные занятия плаванием оказывают положительное стимулирующее влияние на физическое развитие и физическую подготовленность мальчиков младшего школьного возраста.

Показатели антропометрического развития у школьников-пловцов выше, чем у сверстников в показателях роста, окружности грудной клетки, длины рук и ног, индекса Эрисмана.

Сверстники, не занимающиеся плаванием по морфофункциональным показателям уступают школьникам-пловцам по показателям жизненной емкости легких, динамометрии правой и левой руки, пробе Штанге, индекса Робинсона, что в дальнейшем может негативно сказаться на общем уровне физического здоровья.

Специфические особенности плавания как процедуры закаливающего характера, повышающие уровень адаптационных резервов занимающихся, в совокупности с физической нагрузкой помогает сохранить уровень здоровья.

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Текст] /

B.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.: ил.

2. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л. Ганчар. - Одесса: Друк, 2006. - 696 с.

3. Литвиненко С.Н. Педагогическая система управления спортом для всех // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 59-63.

4. Литовченко О.Г. Основные антропометрические и функциональные показатели детей 7-9 лет г. Сургута с различным уровнем двигательной активности / О.Г. Литовченко, Ж.И. Бушева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 5. - С. 93-98.

5. Логинов С.И. Физическая активность: Методы оценки и коррекции /

C.И. Логинов; Сургут. гос. ун-т. - Сургут, 2005. - 342 с.

6. Логинов С.И. Системный анализ параметров вектора состояний организма человека с различным уровнем физической активности / Т.В. Косола-пова, С.И. Логинов, М.Н. Мальков, К.А. Шаманский // Вестник новых медицинских технологий. - 2007. - Т. XIV, № 1. - С. 16-18.

7. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // ТиПФК. - 2002. - № 3. - С. 11.

8. Возрастные особенности физического развития пловцов = Age Features of Physical Conditions of Swimmers / А.И. Нехвядовия [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 5. - С. 23-24.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ

© Тарабрина И.В.*

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Севастополь

Основными компонентами и важными факторами комплексного контроля в тренировочном процессе юных борцов греко-римского сти-

* Аспирант кафедры Товароведения и экспертизы продуктов питания Киевского национального торгово-экономического университета, магистр кафедры Физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, специалист (адаптивная физическая культура) Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» в городе Севастополь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.