Научная статья на тему 'Физическое развитие как показатель уровня адаптации и здоровья первоклассников'

Физическое развитие как показатель уровня адаптации и здоровья первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1008
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / физическое развитие / соматическое здоровье / сома- тометрия / физиометрия / adaptation / physical development / somatic health / somatometric / physiometric

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погребняк Татьяна Алексеевна, Сергеева Маргарита Сергеевна

Получены новые данные об индивидуальных и групповых особенностях уров-ня и состояния физического развития как показателях соматического здоровьяи адаптации у 8-летних школьников по данным антропометрии. У детей выявленсредний уровень физического развития, гармоничный у девочек и негармоничный умальчиков; нарушение осанки более чем у 80% детей; снижены адаптивные и энер-гетические возможности организма у 50% детей по значению жизненного индекса ипочти у 30% – по индексу кистевой силы. На выраженное напряжение функциональ-ной активности миокарда у всех первоклассников указывает высокое диастолическоедавление. У 20% школьников выявлен удовлетворительный уровень адаптации и, уостальных – напряжение ее механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT AS AN INDICATOR OF THE LEVEL OF ADAPTATION AND HEALTH OF FIRST-GRADERS

The authors have obtained some new data on individual and group features of the level and condition of physical development as indicators of somatic health and adaptation in 8-year-old schoolchildren based on anthropometry. The authors have revealed the average level of physical development − harmonious in girls and unharmonious in boys; impaired posture was detected in more than 80 % of children; lower adaptive and power possibilities of the organism were revealed in 50 % of children (based on the values of the lungs volume/ body mass index) and almost in 30 % (based on the index of hand strength). High diastolic pressure is indicative of the expressed pressure of the myocardial functional activity in all first-graders. A satisfactory level of adaptation was revealed in 20% of schoolchildren, the rest of the group demonstrated a certain pressure of adaptation mechanisms.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие как показатель уровня адаптации и здоровья первоклассников»

рр Сетевой научно-практический журнал Ж" ТА У Ч Н Ы Й

33 серия Физиология .Н РЕЗУЛЬТАТ

УДК 612.655 DOI: 10.18413 /2409-0298-2015-1-3-33-42

Погребняк ТА., ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

Сергеева М.С. АДАПТАЦИИ И ЗДОРОВЬЯ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Погребняк Татьяна Алексеевна, доцент кафедры экологии, физиологии и биологической эволюции, кандидат биологических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия E-mail: pogrebnyak@bsu.edu.ru Сергеева Маргарита Сергеевна, студент,

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия E-mail: pogrebnyak@bsu.edu.ru

НОТАЦИЯ

Получены новые данные об индивидуальных и групповых особенностях уровня и состояния физического развития как показателях соматического здоровья и адаптации у 8-летних школьников по данным антропометрии. У детей выявлен средний уровень физического развития, гармоничный у девочек и негармоничный у мальчиков; нарушение осанки более чем у 80% детей; снижены адаптивные и энергетические возможности организма у 50% детей по значению жизненного индекса и почти у 30% - по индексу кистевой силы. На выраженное напряжение функциональной активности миокарда у всех первоклассников указывает высокое диастолическое давление. У 20% школьников выявлен удовлетворительный уровень адаптации и, у остальных - напряжение ее механизмов.

АХлючевые слова: адаптация, физическое развитие, соматическое здоровье, сома-тометрия, физиометрия.

№3 2015

О /9 Сетевой научно-практический журнал Ж" ТА У Ч Н Ы Й

34 серия Физиология .Н РЕЗУЛЬТАТ

UDC 612.655 DOI: 10.18413 /2409-0298-2015-1-3-33-42

Pogrebnyak TА., PHYSICAL DEVELOPMENT AS AN INDICATOR OF THE LEVEL

Sergeeva M.S. OF ADAPTATION AND HEALTH

OF FIRST-GRADERS

Pogrebnyak Tatyana Alekseyevna, PhD in Biology, Associate Professor, Belgorod State National Research University,

85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia E-mail: pogrebnyak@bsu.edu.ru Sergeeva Margarita Sergeevna, Student Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia E-mail: pogrebnyak@bsu.edu.ru

STRACT

The authors have obtained some new data on individual and group features of the level and condition of physical development as indicators of somatic health and adaptation in 8-year-old schoolchildren based on anthropometry. The authors have revealed the average level of physical development - harmonious in girls and unharmonious in boys; impaired posture was detected in more than 80 % of children; lower adaptive and power possibilities of the organism were revealed in 50 % of children (based on the values of the lungs volume/ body mass index) and almost in 30 % (based on the index of hand strength). High diastolic pressure is indicative of the expressed pressure of the myocardial functional activity in all first-graders. A satisfactory level of adaptation was revealed in 20% of schoolchildren, the rest of the group demonstrated a certain pressure of adaptation mechanisms..

Key words: adaptation; physical development; somatic health; somatometric; physiometric.

№3 2015

35

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности нашей страны [1, 8]. Обеспечение высокого уровня физического развития и состояния здоровья всех возрастных групп населения, в том числе и младшего школьного возраста, - это важнейшая задача всех социальных институтов общества [5, 6]. Исследования здоровья выпускников школ показывают, что лишь около из них 10% могут условно считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональные нарушения, 40% - различные хронические болезни [9]. Повышение качества здоровья подрастающего поколения возможно только при реализации мероприятий основанных на детальном изучении и анализе морфофункциональных показателей уровня здоровья и физического развития растущего организма [4]. Физическое развитие не только отражает уровень их биологического развития, морфофункциональных свойств и качеств организма, но и является одним из основных показателей состояния их соматического здоровья [2].

Цель работы: выявить уровень физического развития и соматического здоровья 8-летних школьников, обучающихся в условиях БМОУ СОШ №41 г. Белгорода.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено во второй половине первого года обучения первоклассников на базе БМОУ СОШ № 41 города Белгорода. В исследовании участвовали 30 мальчиков и 31 девочка в возрасте 8-лет, условно здоровые на момент диагностики, имеющие первую и вторую группу здоровья без хронических заболеваний.

В работе использованы унифицированные антропометрические методы исследования: соматометрии (определение роста, веса, окружности грудной клетки - ОГК, экскурсии, состояния осанки); физиометрии -определение в состоянии покоя жизненной емкости легких - ЖЕЛ, силы кисти правой и левой руки - СКп и СКл, частоты сердечных сокращений - ЧСС, величины артериального давления - АД, систолического - СД, и диастолического - ДД. Оценка уровня и степени гармоничности физического развития проведена на основе метода перцентилий [8, 10].

Расчет информативных индексов, характеризующих физическое развитие и текущее морфофункциональное состояние организма, выполнен по индивидуальным исходным показателям антропометрии и гемодинамики. Оценивали весоростовой (ВРИ), индекс Эрисмана (ИЭ), индекса Кетли (ИК), жизненный индекс (ЖИ), индекс Робинсона (двойное произведение в покое - ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИ), адаптационный потенциал (АП) [2, 8].

Все исходно полученные данные обработаны на групповом уровне с применением компьютерной программы «Microsoft Office Excel».

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка с помощью центильных оценочных таблиц усредненных соматометрических показателей физического развития у 8-летних первоклассников (таблица 1) показала, что у них средний уровень физического развития, гармоничный у девочек и негармоничный у мальчиков.

Таблица 1

соматометрические показатели физического развития первоклассников

Table 1

Somatometric indicators of physical development of first-graders

Показатели Мальчики, n=30 Девочки, n=31

M±m Мах Мт М±т Мах Мт

Длина тела, см 127,7±0,8 137 117 125,9±0,7 132 119

Масса тела, кг 26,7±1,1 53 20 24,8±0,5 31 20

ОГК, см 58,7±1,1 81 50 58,0±0,57 66 51

серия Физиология

36

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Установленные средние показатели ВРИ у мальчиков и девочек были близки по значению И составили 202,6±4,22 и 197,2±3,15 г/ см соответственно. По индивидуальным значениям ВРИ у 43,4% мальчиков и 41,9% девочек выявлена нормотония, а у большей части первоклассников - гипотрофия. Полагаем, что данное проявление гипотрофии обусловлено возрастными закономерностями темпов роста, так как в этот возрастной период у девочек завершается период второго вытягивания, а мальчики начинают активно в него включатся [10].

Расчетные индивидуальные коэффициенты пропорциональности тела, характеризующих конституцию, по значению проявлялись в пределах от 35 до 24 усл. ед. и ниже, указывая на проявление у всех первоклассников истощения. Этот результат подтверждает преобладание процессов роста над процессами нарастания массы тела у детей данной возрастной группы.

Состояние осанки школьников рассматривается как один из важнейших показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата и соответственно соматического здоровья, поскольку любые её

Антропометрические показатели раг

нарушения - лордозы и кифозы, негативно воздействуют и на расположение в грудной клетке внутренних органов и сосудов, смещая их, нарушают кровоснабжение и функции. Согласно полученным данным, только у 16,6% мальчиков и у 19,3% девочек состояние осанки соответствует норме и не имеет значимых нарушений. У остальных школьников наблюдаются различной степени её нарушение из-за узкогрудия - недостаточного развития ширины плеч против величины дуги спины. Так, по данным медицинских карт у шестой части обследованных первоклассников имеются выраженные нарушения состояния осанки - первой и второй степени сколиозы.

Индивидуалные значения экскурсии грудной клетки проявлялись у детей в пределах от от 4 до 9 см, соответствуя хорошему её развитию, особенно у мальчиков (таблица 2). Но усредненные показатели ИЭ у мальчиков и девочек по значению были ниже средних возрастно-половых величин, равных соответственно (-3,25) и (-3,70) усл. ед., отмечая недостаточность развития у них грудной клетки, в частности на проявление у них уз-когрудия.

Таблица 2

ия грудной клетки первоклассников

Table 2

Anthropometrical indicators of thorax development in first-graders

Показатели Мальчики, n=30 Девочки, n=31

M±m Мах Min M±m Мах Min

Экскурсия ГК, см 5,7±0,31 9 4 4,9±0,29 9 4

Индекс Эрисмана, усл.ед. -3,8±1,18 13,5 -13,5 -5,0±0,57 1,5 -10,5

Использование для оценки развития грудной клетки и состояния осанки расчетных методов позволило установить, что их нарушения у обследованных первоклассников значительно выше (более чем в 3-4 раза) по сравнению с данными медицинского врачебного осмотра детей.

Таким образом, среди обследованных детей обоего пола можно выделить группу, имеющую дисгармоничное физическое развитие, и, следовательно, требующую особо-

го внимания в определении по отношению к ним учебных и физических нагрузок.

Выявленные у первоклассников абсолютные показатели силы мышц правой и левой кисти рук представлены в таблице 3. Установлено, что силовые показатели кистей рук у обследованных первоклассников соответствуют нижней границе возрастной нормы, несмотря на то, что у мальчиков они были по абсолютному значению несколько выше, чем у девочек (таблица 3). Таблица 3

серия Физиология

37

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Силовые показатели кистей рук у 8-летних школьников

Power indicators of hands in 8-year-old pupils

Table 3

Показатели Мальчики, n=30 Девочки, n=31

М±m Мах Мт М±m Мах Мт

СК правой, кгс 13,1±0,40 18 9 11,0±0,40 17 6

СК левой, кгс 12,1±0,50 19 6 9,8±0,30 13 5

По индивидуальным значениям индекса КС первоклассники были отнесены к разным уровням физического здоровья (рисунок 1). У 50% мальчиков и 48,3% девочек уровень и состояние физического здоровья соответствуют низкому и ниже среднему.

40

30

% 20 10 0

2

3

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

I И II

Рис. 1. Структура соматического здоровья 8-летних школьников по индивидуальным показателям индекса КС: 1 - низкий, 2 - ниже среднего, 3 - средний, 4 - выше среднего, 5 -

высокий уровень; I - мальчики, II - девочки.

Fig. 1. The structure of somatic health of 8-year-old pupils on individual indicators of hand strength: 1 - low, 2 - below average, 3 - average, 4 - above average, 5 - high; I - boys, II - girls

Согласно данным литературы [8, 10], начиная с возраста 6,5 лет, у детей начинают выявляться половые различия в степени развития ЖЕЛ. У обследованных первоклассников усредненные величины ЖЕЛ не имели достоверных различий по полу (таблица 4).

Полученные индивидуальные

значения величин ЖЕЛ сопоставляли с рассчитанными должными значениями. Это сравнение позволило установить, что у

большинства первоклассников фактическая величина ЖЕЛ снижена против должной нормы и это уменьшает их вентиляционные и, соответственно, функциональноэнергетические возможности. У мальчиков средней величины ЖЕЛ снижена против должной на 17,8%, свидетельствуя о её умеренном снижении. Снижение среднего объема ЖЕЛ у девочек на 9,6% рассматривали как колебания в пределах нормы.

серия Физиология

38

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Таблица 4

Функциональные показатели системы дыхания у первоклассников

Table 4

Functional indicators of the respiratory system in first-graders

Показатели Мальчики, n=30 Девочки, n=31

М±m Мах Min М±m Мах Мт

ЖЕЛ, мл 1453,3±27,4 1800 1100 1393,5±34,9 1800 1100

ЖИ, мл/кг 56,9±1,8 78,3 24,5 56,4±1,49 72,7 43,3

ЗД на вдохе, с 24,3±1,7 47 12 22,8±1,6 50 7

ЖИ характеризует энергетические возможности организма человека. Анализ индивидуальных величин ЖИ у первоклассников позволил определить уровень их соматического здоровья (рисунок 2).

Согласно данной диаграмме у 33,3% мальчиков и 28,9% девочек уровень соматического здоровья низкий и ниже среднего и, следовательно, у детей снижен энергетический потенциал, определяющий низкие функциональные и адаптивные возможности.

%

50

40

30

20

10

0

rfVWV

ww;

ww;

ww;

wvw

ww;

wvw

ww;

ww;

wvw

2

3

4

5

№ II

1

I

Рис. 2. Структура соматического здоровья 8-летних школьников по индивидуальным показателям ЖИ: 1 - низкий, 2 - ниже среднего, 3 - средний, 4 - выше среднего, 5 - высокий

уровень; I - мальчики, II - девочки.

Fig. 2. The structure of somatic health of 8-year-old pupils on individual indicators of the lungs volume/ body mass index: 1 - low, 2 - below average, 3 - average, 4 - above average, 5 - high;

I - boys, II - girls

серия Физиология

39

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Задержка дыхания на вдохе или проба Штанге ориентировочно в норме составляет 40 с для мальчиков и 36 с для девочек [8]. Установленные усредненные значения задержки дыхания на вдохе оказались меньше возрастно-половых норм на 39,3% и 36,7% соответственно у мальчиков и девочек.

Этот показатель отмечает слабое развитие системы внешнего дыхания и низкий уровень функциональных возможностей детского организма. Однако вариабельность индивидуальных значений длительности ЗД на вдохе указывает на неоднородность инди-

видуальных значений этого показателя, поскольку он проявлялся в довольно широком диапазоне (см. рисунок 3).

Значительные колебания показателей ЗД на вдохе и ЖЕЛ позволяют предположить, что они в большой степени обусловлены не только снижением функциональных возможностей системы дыхания, но и низким уровнем двигательной активности, слабым уровнем развития мышечного аппарата, что неизбежно ограничивает функциональные возможности и адаптивность к нагрузкам сердечно-сосудистой системы.

55 50 45 40 35 30 С 25 20 15 10 5

0 т—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I

-k -1 ——II

Рис. 3. Индивидуальные показатели длительности ЗД на вдохе у 8-летних школьников. Fig. 3. Individual indicators of breath holding duration on an intake of breath in 8-year-old pupils

Средняя частота пульса отражает конечный результат многочисленных регуляторных влияний на сердечно-сосудистую систему. По средним показателям ЧСС функциональная активность системы кровообращения в условиях относительного физиологического покоя у мальчиков соответствует возрастной норме, равной 86, указывая на сбалансированность регуляторной активности симпатического и парасимпатического

отделов вегетативной нервной системы. У девочек она снижена против возрастной нормы на 9,3%, указывая на преобладание тонуса парасимпатического отдела (таблица 5). Известно, что его высокая активность наблюдается в условиях высокого нервного напряжения, выступая в роли охранительного торможения, переводя организм на экономный режим работы [8] (таблица 5).

серия Физиология

40

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

Таблица 5

Функциональные показатели статуса системы кровообращения первоклассников

Table 5

Functional indicators of the blood circulation system status of first-graders

Показатели Мальчики, n=30 Девочки, n=31

M±m Мах Min M±m Мах Min

ЧСС в покое, мин-1 85,5±1,83 102 64 80,9±2,15 108 60

СД, мм рт. ст. 99,3±2,24 130 70 98,1±2,1 120 80

ДД, мм рт. ст. 68,0±1,59 100 50 71,6,5±2,23 100 50

ПД, мм рт. ст. 31,3±1,59 50 20 2б,5±1,3 45 20

ДП 85,1±2.8о 57,6 115,7 58,2±2,3б 90 36

Выявленные у первоклассников средние значения СД были близки по значению и соответствовали возрастной норме, проявляясь в её пределах У мальчиков и девочек средние значения ДД и были выше соответствующих возрастных норм - на 13 мм рт. ст у мальчиков и более значимо - на 15,1% у девочек, указывая на высокое напряжение у них миокарда. Соответственно у девочек по сравнению с у мальчиков ПД было более низким по значению (см. таблицу 5).

По усредненным значениям ДП у мальчиков средний уровень систолической активности миокарда и его адаптивных возможностей, что соответствует среднему уровню физического (соматического) здоровья, а у девочек -

высокий. Анализ индивидуальных значений ДП, отражающих степень адаптивности ССС к физическим и психическим нагрузкам, позволил распределить школьников по уровням соматического здоровья (рисунок 4).

Согласно данной диаграмме у девочек превалирует высокий уровень тренированности, а у мальчиков средний и более высокие уровни тренированности сердца и соматического здоровья выражены только у 53,3%, а у остальной части - ниже среднего и из них у 33,4% низкий. Этот результат указывает на низкие функциональные возможности миокарда, его систолической активности и адаптации к любым формам нагрузок для данной группы мальчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Оценка уровня тренированности сердца 8-летних первоклассников по индивидуальным значениям индекса Робинсона: 1 - высокий, 2 - выше среднего, 2 - средний, 4 - ниже среднего, 5 - низкий; I - и мальчики, II - девочки.

Fig. 4. The estimation of the heart training level in 8-year-old first-graders on individual values of Robinson index: 1 - low, 2 - below average, 3 - average, 4 - above average, 5 - high; I - boys, II - girls

серия Физиология

41

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

По индивидуальным расчетным значениям АП напряжение механизмов адаптации выявлено у 80,0% мальчиков и 70,9% девочек, у остальных детей - удовлетворительный уровень.

Заключение

По данным соматометрии у 8-летних первоклассников средний уровень физического развития, гармоничный у девочек и негармоничный у мальчиков из-за недостаточного развития объема грудной клетки. Только у 16,6% мальчиков и у 19,3% девочек состояние осанки соответствует норме и не имеет значимых нарушений. Основной формой нарушения состояния осанки является узко-грудие, которое является одной из причин умеренного снижения против нормы объема ЖЕЛ у мальчиков и низких резервных возможностей системы внешнего дыхания у

всех первоклассников. По индивидуальным индексам силы кисти у 50,0% мальчиков и 48,3% девочек и жизненного индекса у 33,3% мальчиков и 28,9% девочек низкий и ниже среднего уровень и состояние физического здоровья - снижены адаптивные и энергетические возможности. У 87,9% девочек и 33,3% мальчиков высокий уровень систолической активности и тренированности миокарда, у 33,3% мальчиков - ниже среднего и низкий. Средние значения диастолического давления у мальчиков и девочек выше возрастных норм, пульсового - ниже, что указывает на высокое напряжение функциональной активности миокарда. По индивидуальным значениям адаптивного потенциала напряжение механизмов адаптации выявлено у 80,0% мальчиков и 70,9% девочек, у остальных детей - удовлетворительный уровень.

серия Физиология

42

Погребняк Т.А., СергееваМ.С.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ

адаптации и здоровья первоклассников

НА

аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Сетевой научно-практический журнал

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

ЛИТЕрАТурА:

Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Изд-во РУДН, 2006. 284 с. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.

Баевский Р.М., Берсеньева А.П. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 235 с.

Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Универсальная оценка физического развития младших школьников: пособие для медицинских работников. М.: РО-ШУМЗ, 2010. 34 с.

Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 2008. 86 с.

Жихарева Н.С. Влияние социально-гигиенических факторов на функциональное состояние организма детей в процессе обучения в начальной школе. Материалы

межрегиональной научно-практической юбилейной конференции «Проблемы здоровьесбережения школьников и студентов. Новые научные тенденции в медицине и фармации». Воронеж: Воронежский госуниверситет., 2008. С. 181-183.

7. Кардашенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения. Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 25-27.

8. Косованова Л.В., Мельников М.М., Айз-ман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 240 с.

9. Никитюк Н.Ф. Проблема укрепления здоровья молодёжи в аспекте системы образования. Вестник ОГУ, 2002. №2. С.163-165.

10. Усов И.Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра. Минск, Беларусь, 1984. 207 с.

REFERENCES:

Agadzhanyan N.A., Baevsky R.M., Berseneva A.P. The Problems of Adaptation and Teaching about Health. Publishing House of People’s Friendship University, 2006. 284 p. Apanasenko G.L., Popova L.A. Medical Vale-ology. A Series Of “Hippocrates”. Rostov n/D: Phoenix, 2000. 248 p

Baevsky R.M., Berseneva A.P. Evaluation of Adaptive Opportunities of an Organism and the Risk of Developing Diseases. M.: Medicine,

1997. 235 p.

Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., et. al. Universal Assessment of Physical Development of Schoolchildren: a Handbook for Health Professionals. M.: ROCHUS, 2010. 34 p. Dorozhnova K.P. The Role of Social and Biological Factors in Child Development. M.: Medicine, 2008. 86 p.

Zhikhareva N.S. The Impact of Socio-hygienic Factors on the Functional State of Organism of Children in the Learning Process in Primary School. Materials of the interregional scientif-

ic-practical anniversary conference “Problems of health protection of schoolchildren and students. New scientific developments in medicine and pharmacy”. Voronezh: Voronezh University., 2008. Pp. 181-183.

7. Kardashenko V.N. Physical Development of Children and Adolescents and the Health of the Younger Generation. Bulletin of the Russian Academy of medical Sciences. 2009. №. 5. Pp.

25-27.

8. Kosovanov L.V., Melnikov M.M., Aizman R.I. Screening-diagnostics of the Health of Schoolchildren and Students. Organization of Recreation Activities in Educational Institutions. Novosibirsk: Sib. Univ. Publishing House, 2003.

240 p.

9. Nikitiuk N.F. The Problem of Strengthening the Health of Young People in the Aspect of the System of Education. Vestnik OGU, 2002. №. 2. Pp. 163-165.

10. Usov I. N. A Healthy Child. A Guide for Pediatrician. Minsk, Belarus, 1984. 207 p.

серия Физиология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.