Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 5 (71). № 3. 2019 г. С. 54-63.
УДК 330.12
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Коновалова А.В., Миненкова В.В.
Институт географии, геологии, туризма и сервиса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
В статье анализируются региональные социально-экономические различия регионов СевероКавказского федерального округа после введения в действие государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025»; влияние проводимых в рамках госпрограммы мероприятий на дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям развития. Анализ показал, что действующая в регионе государственная программа является эффективной, оказывает влияние на направления, нуждающиеся в финансировании, тем самым улучшая уровень социально-экономического положения и благосостояния региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, социально-экономическая дифференциация регионов, уровень регионального развития, региональная политика, государственная программа, Северо-Кавказский федеральный округ.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое положение и развитие регионов России является предметом изучения многих экономико-географов. Объективно, дифференциацию социально-экономического положения регионов России предопределяет ряд факторов (их наличие или отсутствие): полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство, трудовые ресурсы и др. Несмотря на предопределенные различия в уровне социально-экономического развития, государством активно проводится политика, направленная на оптимизацию социально-экономической ситуации, снятие социально-экономической напряженности в регионах.
Субъекты Северо-Кавказского федерального округа с 2010 года занимают худшие позиции по основным социально-экономическим показателям. Поэтому регион давно нуждается в продуманной политике, направленной на улучшение состояния экономики, социальной сферы и инфраструктуры, сглаживание региональных социально-экономических диспропорций, улучшение уровня благосостояния региона.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Обзор литературы. Вопросам социально-экономического развития в современных исследованиях предают огромное значение. Так, в разное время социально-экономическим исследованиями занимались отечественные и зарубежные экономико-географы, экономисты, регионоведы, среди которых особое значение имеют работы В.Л. Бабурина, Н.Н. Баранского, В.И. Бутова, А.Г. Гранберга [2,3], В.Г. Игнатова [5], Н.Н. Колосовского, В.Н. Лексина, Ю.Г. Саушкина, М.Д. Шарыгина, У. Айзарда, А. Вебера, С. Тейлора.
Вопросы, связанные с изучением разносторонних аспектов, характерных для исследуемого региона, нашли отражение в работах А.Д. Бадова, М.Ю. Беликова [1], Б.М. Бероева, Г.С. Гужина, В.Н. Тюрина, В.И. Чистякова.
Методология исследования. При проведении научного исследования были использованы следующие методы: эмпирический (сбор научных материалов и анализ литературы по проблеме), общенаучный, сравнительный, статистический.
На основе собранного материала, авторами был проведен ряд исследований:
- анализ социально-экономического положения Северо-Кавказского федерального округа за период с 2010 по 2017 г.;
- анализ годовых отчетов о ходе реализации государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» за 2015, 2016, 2017 г.;
- оценка эффективности государственной программы и ее влияние на социально-экономическое развитие региона.
Для оценки уровня социально-экономического положения субъекта нами были проанализированы следующие показатели (по сферам):
1) уровень экономического развития региона:
- валовой продукт на населения;
- объем в основной капитал душу населения;
- уровень зарегистрированной безработицы;
- среднедушевой денежный населения;
2) уровень развития социальной сферы:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- коэффициент младенческой смертности;
- общая численность детей, не обучающихся в образовательных организациях;
- количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года;
3) уровень развития инфраструктуры:
- плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;
- число активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет.
Перечень выбранных показателей для анализа выбран объективно с учетом различных разработанных методик комплексной оценки социально-экономического развития регионов, в том числе с учетом современного общественного развития.
Обработка материалов осуществлялась при помощи методов классификации и группировок. Репрезентативность системы показателей и выбранные источники данных позволяют судить о высокой достоверности выводов, сделанных в работе.
Северо-Кавказский федеральный округ: история и аспекты образования. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) был образован 19 января 2010 года посредством выделения из структуры Южного федерального округа. Таким образом, в состав новообразованного федерального округа вошли следующие субъекты Российской Федерации: Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-
55
Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан и Ставропольский край.
Одной из причин образования СКФО стала значительная социально-экономическая дифференциация регионов. Так, до 2010 г. в регионе сохранялся значительный разрыв по уровню социально-экономического развития между богатым Севером (такие регионы как Ростовская область, Краснодарский край и др.) и бедным Югом (преимущество Республики Северного Кавказа).
Анализ социально-экономического положения СКФО. Выбранные для изучения макроэкономические показатели за период с 2010 года (образование СКФО) по 2017 год (актуальные статистические данные) позволяют говорить о существенных переменах в экономиках регионов СКФО: объем валового регионального продукта для каждого субъекта вырос в 1,5 и более раз; увеличился объем инвестиций в основной капитал на душу населения; уровень безработицы существенно снизился; среднедушевые денежные доход выросли (в отдельных субъектах СКФО более чем в 2 раза).
Улучшение и развитие социальной сферы в субъектах СКФО - приоритетное направление первого этапа реализации государственной программы. Поэтому при анализе показателей, выбранных для характеристики этой сферы, были выявлены положительные тенденции:
- ожидаемая продолжительность жизни выросла (максимальный показатель в регионе и в России отмечен в 2017 году в Республике Ингушетия);
- коэффициент младенческой смертности значительно снизился (значительная динамика отмечена в Чеченской Республике - с 21 промилле до 10);
- снижается уровень безграмотности населения (численность не обучающихся в образовательных организациях детей снизилась);
- культура является важной составляющей социальной среды, и можно отметить, что уровень культуры в регионах СКФО с каждым годом растет.
Инфраструктура играет важную роль при анализе социально-экономического развития региона. Особое значение отводится транспортной инфраструктуре, поэтому анализ такого показателя как плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием из расчета на 1000 кв. км территории, является важным, особенно для горных территорий (увеличивается доступность территории). Так, за последние годы ситуация с автомобильными дорогами в субъектах СевероКавказского федерального округа значительно улучшилась.
Современное общество немыслимо без сети Интернет. В связи с чем, анализ числа активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет является весьма объективным индикатором уровня развития инфраструктуры (абоненты мобильного доступа к сети Интернет не были рассмотрены, ввиду, необъективных результатов обработки: значительную долю пользователей могут составлять приезжающие в субъекты СКФО туристы и рекреанты).
Благосостояние: подходы к определению и оценка. Для оценки условий жизнедеятельности человека, степени удовлетворения его потребностей в отечественной литературе активно используются такие понятия как «уровень
56
жизни», «качество жизни», «благосостояние», причем, роль последней категории как важного показателя социально-экономического развития, как региона, так и отдельно взятого человека, давно определена. В ходе работы над исследованием были сформулированы авторские определения понятий «уровень жизни», «качество жизни», «благосостояние», а также их четкое разграничение:
1) «уровень жизни» - узкая категория, которая характеризует степень удовлетворенности социально-экономических потребностей общества, опираясь на конкретные социально-экономические показатели;
2) «качество жизни» - более широкая категория в отличие от уровня жизни. Опирается на показатели, используемые при определении уровня жизни населения, а также учитывает такие факторы как социальный климат, политическую обстановку, экологическую ситуацию (является неоднозначной и субъективной, поскольку опирается на потребности конкретного индивида);
3) «благосостояние» - более сложная категория, включающая в себя социально-экономические показатели, характеризующие уровень и качество жизни (обеспечение населения материальными и социальными благами), обеспеченность духовными благами, а также необходимые условия для всестороннего развития личности (рис. 1).
Анализ состояния Анализ состояния Анализ состояния
социальной и социальной и социальной и
экономической сферы экономической сферы, а экономической сферы,
также, социальная социальной
«Уровень жизни» инфраструктура, инфраструктуры,
экология, политическая экологии, политической
обстановка обстановки, а также
« духовное (душевное)
«Качество жизни» благополучие
«Благосостояние»
Рис. 1. Соотношение понятий «уровень жизни», «качество жизни» и «благосостояние»
Таким образом, благосостояние население - это степень обеспеченности социально-экономических потребностей населения, удовлетворенность уровнем и качеством жизни. Соответственно, исходя из сформулированного определения, можно сделать вывод, что оценка уровня благосостояния - это, прежде всего, оценка уровня и качества жизни населения, а также удовлетворенность духовно-нравственных потребностей человека (общества), обеспечение духовного благополучия.
От уровня социально-экономического развития региона зависит благосостояние и качество жизни населения, экономическое развитие потенциала и инвестиционная
57
привлекательность региона. Оценка уровня развития позволяет выделить функциональные области, имеющие стратегически важное значение для развития территории, а так же позиции по которым следует проводить более активные действия, направленные на коррекцию позиции региона и усиление взаимодействия региональной власти и бизнес структур.
Для оценки степени дифференцированности развития субъектов СКФО по уровню социально-экономического развития была рассчитана интегральная оценка по 17 статитическим показателям 2017 года, характеризующим уровень развития экономической, социальной сферы и инфраструктуры (при расчетах учитывались ранее проанализированные показатели социально-экономического развития и справочно взяты отдельные статистические данные, которые наиболее полно характеризуют уровень развития региона по трем направлениям: экономика, социальная сфера, социальная и экономическая инфраструктура.
Каждому региону присваивалось место по каждому из 17 статистических показателей. Первое место занимает регион с наилучшим значением показателя, последнее - с наихудшим. Далее места суммируются по всем 17 показателям. Итоговое место региона определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона рейтинге. Далее для удобства полученная сумма мест региона по каждому показателю делилась на количество показателей.
■ Благосостояние Соцнально-эко ноынч ее в:о е разЕнтие
Рис. 2. Соотношение позиций субъектов СКФО по уровню социально-экономического развития и уровню благосостояния
58
Для оценки степени дифференцированности социально-экономического развития субъектов СКФО были приведены расчеты, показывающие отношение к наилучшему показателю в регионе. Полученный результат позволил судить о сильной дифференциации субъектов СКФО по уровню социально-экономического развития. Так, по итогам произведенных расчетов, самым социально-экономически развитым в СКФО субъектом стал Ставропольский край с результирующим показателем 4,71, наименее развитым субъектом стала Республика Ингушетия -11,8.
Полученные результаты (интегральная оценка региона по уровню социально-экономического развития) были ранжированы и сгруппированы, благодаря чему удалось выделить пять типов субъектов СКФО по уровню социально-экономического развития: относительно развитые, слаборазвитые, развивающиеся и проблемные (табл. 1).
Таблица 1.
Типология субъектов СКФО по уровню социально-экономического развития
Название группы Интегральная оценка Субъект
Относительно развитые до 5 Ставропольский край
Слаборазвитые 5-8 Республики Дагестан, Северная Осетия-Алания
Развивающиеся 8-11 Кабардино-Балкарская, Чеченская и Карачаево-Черкесская Республики
Проблемные Более 11 Республика Ингушетия
Таким образом, разрыв в социально-экономическом развитии между «относительно развитым» Ставропольским краем и самой «проблемной» Республикой Ингушетией составляет 2,5 раза.
Для определения степени дифференцированности развития субъектов СКФО по уровню благосостояния оценка производилась по 16 статитическим показателям 2017 года, ранее обоснованным в работе. Далее расчеты производились аналогично, как и в случае оценки уровня социально-экономического развития. Полученная при расчете интегральная оценка уровня благосостояния также свидетельсвует о дифференциации субъектов СКФО: самыми «состоятельными» субъектами стали Ставропольский край и Республика Северная Осетия - Алания с результатом - 6,31; самым «необеспеченным» - Республика Ингушетия с результирующей оценкой -8,37.
По итогам интегральных оценок уровня благосостояния все субъекты СКФО были ранжированы и сгруппированы, что позволило выделить пять групп субъектов по уровню благосостояния: богатые (интегральная оценка - менее 5), состоятельные (от 5 до 6), выше бедности, бедные, беднейшие (табл. 2).
Таким образом, оценка благосостояния как фактора социально-экономического развития показала, что внутренние диспропорции в развитии подтверждаются
59
различным положением одного и того же субъекта в рейтинге по уровню социально-экономического развития и по уровню благосостояния.
Таблица 2.
Типология субъектов СКФО по уровню благосостояния
Название Интегральная Субъект
группы оценка
Выше бедности 6-7 Республики Северная Осетия-Алания, Дагестан, Ставропольский край, Чеченская и Кабардино-Балкарская Республики
Бедные 7-8 Карачаево-Черкесская Республика
Беднейшие Более 8 Республика Ингушетия
«Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Большинство субъектов Северо-Кавказского федерального округа на протяжении почти трех десятилетий (начиная с 1990-х годов) являются высоко дотационными регионами РФ. Одним из механизмов, направленных на снижение уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северно-Кавказского федерального округа, является государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Госпрограмма была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 309 (последняя редакция от 27.02.2016 № 148). Основными точками приложения в госпрограмме стали экономика регионов, социальная сфера и инфраструктура.
В рамках программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» действуют подпрограммы, в том числе федеральные целевые программы:
1) Социально-экономическое развитие на 2016-2025 годы для Республики Северная Осетия-Алания, Ставропольского края, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики;
2) Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе;
3) Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод;
4) Обеспечение реализации государственной программы РФ «Развитие СевероКавказского федерального округа»;
5) Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе;
6) Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа;
7) Юг России (2014-2020 годы);
8) Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы.
60
На реализацию государственной программы из средств федерального бюджета выделено 241,1 млрд руб. бюджетных ассигнований, из них более 70% средств адресованы субъектам СКФО на социально-экономическое развитие.
Таблица 3.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм из средств федерального бюджета
Субъект Объем бюджетных ассигнований, руб.
Чеченская Республика 35 198 550,60
Карачаево-Черкесская Республика 24 281 741,10
Кабардино-Балкарская Республика 23 343 213,2
Республика Северная Осетия - Алания 22 217 466,20
Республика Ингушетия 21 865 142,4
Ставропольский край 21 511 122,0
Республика Дагестан 21 251 712,1
Анализ распределения федеральных средств показал дифференцированность субъектов: Чеченская Республика получает в 1,5 раза больше денежных средств, чем Республика Ингушетия, которая и по уровню социально-экономического развития, и по уровню благосостояния является самым отсталым субъектом не только в СКФО. Федеральные вложения в социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик являются обоснованными, поскольку данные субъекты занимают последние позиции по ряду социально-экономических показателей (табл. 3). В связи с этим, представляется целесообразным перераспределение федеральных средств между субъектами: в частности, через сокращение дотаций Чеченской Республике, и наоборот их увеличением в пользу Республики Ингушетия.
ВЫВОДЫ
Выполненный анализ социально-экономических индикаторов от даты образования Северо-Кавказского федерального округа до современных реалий позволяет объективно судить о социально-экономическом положении субъектов федерального округа. Экономика, социальная сфера и инфраструктурный комплекс устойчиво и динамично развиваются.
Действующие в рамках государственной программы «Развитие СевероКавказского федерального округа на период до 2025 года» подпрограммы, в отчете Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа за 2017 год признаны эффективными, таким образом, эффективность госпрограммы подтверждается.
Роль государственной поддержки неоспорима: регионы нуждаются в финансировании. Реализующаяся на территории Северо-Кавказского федерального округа государственная программа очевидное тому подтверждение: без
61
финансирования различных отраслей экономики и социальной сферы положительные тенденции (со значительной динамикой) были бы невозможными. Поэтому Правительству Российской Федерации не следует урезать денежные вливания из федерального бюджета, а возможно и вовсе увеличить их.
Список литературы
1. Беликов М.Ю. Северный Кавказ: реалии социально-экономической сферы на пороге тысячелетия (географический аспект) / отв. ред. Г.С. Гужин; М-во образования Рос. Федерации; Сев.-Кавказ. науч. центр высш. школы; Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2002. 408 с.
2. Гранберг А.Г. Движение регионов России к инновационной экономике / А.Г. Гранберг и др.; предисл. А.Г. Гранберга; под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. М.: Наука, 2006. 401 с.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студентов вузов / А.Г. Гранберг; Гос. ун-т «Высшая школа экономики». 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 494 с.
4. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 26.03.2019).
5. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. 2-е изд. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. 319 с.
6. Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. URL: http://www.minkavkaz.gov.ru (дата обращения: 26.03.2019).
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
INFLUENCE OF THE STATE SUPPORT ON THE LEVEL OF SOCIAL AND ECONOMIC WELFARE OF THE REGION OF NORTH CAUCASIAN FEDERAL
DISTRICT
KonovalovaA.V., Minenkova V.V.
Department of geography, geology, tourism and service, Kuban State University, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]
In article regional social and economic distinctions of regions of the North Caucasian Federal District after enforcement of the state program of the Russian Federation «Development of the North Caucasian Federal District until 2025» are analyzed; influence of the events held within the state program on differentiation of regions for the main socio-economic indexes of development. The analysis has shown that the state program existing in the region is effective, exerts impact on the directions needing financing thereby improving the level of economic and social situation and welfare of the region. Keywords: social and economic development, social and economic differentiation of regions, level of regional development, regional policy, state program, North Caucasian Federal District.
References
1. Belikov M.Yu. Severnii Kavkaz: realii socialno-ekonomicheskoi sferi na poroge tisyacheletiya: geograficheskii aspect (The North Caucasus: the realities of the socio-economic sphere on the threshold of the Millennium (geographical aspect)) / M. Yu. Belikov; otv. red. G.S. Gujin; M-vo obrazovaniya Ros. Federacii; Sev._Kavkaz. nauch. centr vissh. shkoli; Kubanskii gos. Un-t. Krasnodar, 2002. 408 p. (in Russian).
62
2. Granberg A.G. Dvijenie regionov Rossii k innovacionnoi ekonomike (The movement of regions of Russia to innovative economy) / A.G. Granberg i dr.; predisl. A.G. Granberga; pod red. A.G. Granberga, S.D. Valenteya. M.: Nauka, 2006. 401 p. (in Russian).
3. Granberg A.G. Osnovi regionalnoi ekonomiki: uchebnik dlya studentov vuzov (Fundamentals of regional economy: textbook for University students) / A.G. Granberg; Gos. un_t «Visshaya shkola ekonomiki». - 3-e izd. - M.: GU VShE, 2003. - 494 p. (in Russian).
4. Edinaya mejvedomstvennaya informacionno_statisticheskaya sistema (EMISS) (Unified interdepartmental information and statistical system (UIISS)). URL: https://fedstat.ru/ (accessed: 26.03.2018). (in Russian).
5. Ignatov V.G. Yujnaya Rossiya i ee regioni (Southern Russia and its regions) / V.G. Ignatov, V.I. Butov. - 2-e izd. - M.; Rostov n/D: MarT, 2007. - 319 p. (in Russian).
6. Ministerstvo Rossiiskoi Federacii po delam Severnogo Kavkaza (Ministry of the Russian Federation for North Caucasus Affairs). URL: http://www.minkavkaz.gov.ru (accessed: 26.03.2018) (in Russian).
7. Regioni Rossii. Socialno-ekonomicheskie pokazateli (Region of Russia. Socio-economic indicators). 2017. Stat. sb. / Rosstat. M., 2017. 1402 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 22.10.2019
63