Научная статья на тему 'Уровень развития выносливости у мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах'

Уровень развития выносливости у мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1172
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ / СКОРОСТНАЯ И СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ТЕСТ / ИНДЕКС / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Владимир Васильевич, Гжемская Нурия Халимовна, Камалов Наиль Камильевич

Тесты на выносливость позволяют качественно оценить функциональные резервы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем при выполнении относительно длительной работы. Возраст 8-10 лет, по мнению многих специалистов, является чувствительным периодом для воспитания выносливости. В представленном исследовании мы попытались изучить влияние циклических и ациклических видов спорта на развитие данного вида двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов Владимир Васильевич, Гжемская Нурия Халимовна, Камалов Наиль Камильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of endurance development among boys aged 8-10 years under various motor modes

Tests for endurance allow estimating qualitatively the functional reserves of cardiovascular, respiratory and muscular systems under performing rather long working load. The age 8-10 years, in opinion of many experts, is the sensitive period for training the endurance. In the presented research we have tried to study influence of the cyclic and acyclic types of sports on development of the given kind of motor abilities.

Текст научной работы на тему «Уровень развития выносливости у мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах»

Статья поступила в редакцию 23.02.2017

УДК 796.011

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ

Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Наиль Камильевич Камалов, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

Тесты на выносливость позволяют качественно оценить функциональные резервы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем при выполнении относительно длительной работы. Возраст 8-10 лет, по мнению многих специалистов, является чувствительным периодом для воспитания выносливости. В представленном исследовании мы попытались изучить влияние циклических и ациклических видов спорта на развитие данного вида двигательных способностей.

Ключевые слова: общая, скоростная и силовая выносливость, тест, индекс, дети.

LEVEL OF ENDURANCE DEVELOPMENT AMONG BOYS AGED 8-10 YEARS UNDER VARIOUS MOTOR MODES

Vladimir Vasilyevich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nuriya Halimovna Gzhemskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nail Kamilevich Kamalov, the senior teacher, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University,

Naberezhnye Chelny

Annotation

Tests for endurance allow estimating qualitatively the functional reserves of cardiovascular, respiratory and muscular systems under performing rather long working load. The age 8-10 years, in opinion of many experts, is the sensitive period for training the endurance. In the presented research we have tried to study influence of the cyclic and acyclic types of sports on development of the given kind of motor abilities.

Keywords: general, high-speed and power endurance, test, index, children.

ВВЕДЕНИЕ

Выносливость по своей структуре, измерению, методике является многоплановым качеством по сравнению с другими двигательными способностями человека. Она характеризуется изменениями в вегетативных функциях, биохимических и морфологических процессах, которые возникают при длительной работе. Выносливость определяться функциональной устойчивостью нервных центров, их возможностью длительное время поддерживать необходимое состояние между процессами возбуждения и торможения. Вместе с тем большинство форм выносливости обеспечиваются высокой работоспособностью кардиореспираторной системы, слаженностью обменных процессов.

Возраст 8-10 лет является чувствительным для воспитания выносливости, что отмечается во многих работах [1, 2, 3, 5, 9, 10]. В практике физического воспитания различают несколько видов выносливости. Существующие тесты на выносливость позволяют количественно оценить функциональные резервы организма человека при выполнении относительно длительной работы. Для оценки уровня общей выносливости (аэробной) нами использовался 6-ти минутный беговой тест Н. Купера. Для оценки скоростной выносливости (анаэробной) гладкий бег на 300 м. Силовую выносливость (динамическую) оценивали в упражнении «сгибание и разгибание туловища за 60 секунд».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе трех школ г. Набережные Челны № 5, 10, 20, расположенных в одной части города. В шаговой доступности от школ находится лыжная школа «Титан», стадион «Строитель», бассейн «Дельфин», и многопрофильный спортивный комплекс «Яр Чаллы» Такое удобное расположение школ гарантировало высокий процент детей посещающих группы начальной спортивной подготовки [4].

Первый этап тестирования был выполнен в мае 2014 года. Второе тестирование в мае 2015 года. Заключительный этап в мае 2016 года. По анкетам учеников и данным школьного персонала было выявлено 88 мальчиков, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Из них не занимались физическими упражнениями, кроме уроков физической культуры, 35 мальчиков, которые в нашем исследовании составили группу «Н». Дети, занимающиеся ациклическими видами спорта (футбол, гимнастика, единоборства), составили группу «А» - 32 человека. Дети, занимающиеся циклическими видами спорта (плавание, легкая атлетика, лыжи), составили группу «Ц» - 21 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования представлены в таблице 1. Из материалов таблицы следует, что показатели мальчиков всех трех групп на первом этапе достоверных различий не имели. (Р > 0,05) и соответствовали средним показателям физической подготовленности для мальчиков 8 лет [6].

На втором этапе исследования показатели аэробной выносливости (тест 1) возросли во всех группах. В группе «Н» на 14,2%, в группе «А» на 27,6%, в группе «Ц» на 32, 8%. Прирост показателей группы «А» и «Ц» оказался значительно выше (Р < 0,05 ), чем в группе «Н», однако результаты всех трех групп по прежнему соответствовали среднему уровню физической подготовленности.

На третьем этапе прирост результатов в группе «Н» составил 21,6% к показателям 1 этапа и по прежнему соответствовал среднему уровню физической подготовленности в группе «А» - 48,2%, в группе «Ц» - 56,4% и соответствуют высокому уровню (1250 м и выше). Следует отметить, что на 3-м этапе результаты группы «Ц» превосходят показатели группы «А» (Р < 0,05).

Бег на 300 м. для детей 8-10 летнего возраста относится к упражнениям субмаксимальной интенсивности, при которых энергетическое обеспечение происходит с использованием трех типов источников: аэробных, анаэробных гликолитических и аэробных алактатных [10]. По этой причине этот тест в беге на 300 метров представляет интерес для исследователей. Результаты тестов скоростной выносливости представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели тестов на выносливость у мальчиков 8-10 летнего возраста при различной двигательной активности_

№ п/п Тест Группа Этапы исследований

1 этап 2 этап Прирост в % 3 этап Прирост в %

1. 6 мин. Бег по методу Купера, м Н 897±23,9 1025±27,7 14,2 1131±1,2 26,1

А 887±24,6 1118±20,4 27,6 1298±20,1 48,2

Ц 894±31,2 1164±25,1 32,8 1397±16,6 56,4

2. Гладкий бег на 300 м, с Н 81,02±1,8 77,64±1,9 4,4 73,27±1,6 10,5

А 80,52±1,5 73,91±0,9 8,9 66,07±1,9 21,9

Ц 81,27±1,9 72,25±1,5 12,5 61,62±1,4 31,9

3. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине за 60 с (кол-во подъёмов) Н 31,01±1,40 32,21±1,96 3,9 36,17±1,58 16,6

А 29,87±1,57 34,94±1,82 17,0 40,22±1,27 34,7

Ц 29,12±1,78 36,52±1,67 25,4 44,96±1,39 54,4

На втором этапе выявлено улучшение результатов во всех трех группах: в группе «Н» - 4,4%, в группе «А» - на 8,9%, в группе «Ц» - на 12,5%.

На третьем этапе результаты возросли более существенно во всех трех группах, однако в разной степени в группе «Н» на 10,5% по сравнению с первым этапом, в группе «А» на 21,9%, в группе «Ц» на 31,9%. При этом показатели группы «Н» достоверно (Р<0,05) уступают показателей группы «А» и (Р<0,01) по сравнению с группой «Ц».

Рассматриваемая проблема уровня скоростной выносливости, по мнению ряда ученых, приобретает конкретный смысл лишь с учетом поддержания необходимой скорости бега. Поэтому, кроме абсолютных цифр теста исследователей интересуют и относительные показатели скоростного компонента выносливости «индекс выносливости» (ИВ). ИВ - это разность между временем преодоления дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы ученик, если бы он бежал с ее эталонной скоростью. В нашем исследовании ИВ= 1300 м 430 м х 10. Чем меньше ИВ, тем выше уровень выносливости. Результаты наших исследований (таблица 2) показывают эффективность занятий мальчиков в группах спортивной подготовки для повышения относительных показателей скоростного компонента выносливости. В группе «Н» ИВ к третьему этапу несколько увеличился. В группе «А» снижение составило 2,4 пункта, в группе «Ц» 6,8 пункта.

Таблица 2 - Индекс выносливости в беге на 300 метров у мальчиков 8-10 летнего возраста

—Показатели Этап группа

«Н» «А» «Ц»

300 м, с 30 м, с НВ 300 м, с 30 м, с НВ 300 м, с 30 м, с НВ

1 этап 81,02 6,68 14,2 80,52 6,67 12,9 81,27 6,59 15,4

2 этап 77,64 6,28 14,8 73,91 6,00 13,9 72,25 5,76 14,4

3 этап 73,21 5,88 14,5 66,07 5,56 11,5 61,62 5,36 8,6

Динамическую силовую выносливость относят не только к силовым способностям, но и к специальной выносливости [8]. Результаты первого этапа исследования, представленные в таблице 2, показывают, что средние результаты мальчиков 8 летнего возраста достоверных различий не имеют (Р< 0,05). Данные второго этапа показывают, что достоверный прирост у мальчиков 9 летнего возраста выявлен лишь в группах «Ц» и «А». Из данных последнего этапа исследования видно, что прирост показателей за учебный год значительно повысился во всех группах (Р<0,05), однако не в одинаковой степени. Наиболее заметно результаты возросли в группе «Ц» на 54,4%, в группе «А» на 34,7%, в группе «Н» на 16,6% по сравнению с первым исследованием.

ВЫВОДЫ

Возраст 8-10 лет является благоприятным для воспитания всех видов выносливости, особенно бурно улучшается общая выносливость с 8 до 9 летнего возраста. Наибольший прирост скоростной и силовой выносливости наблюдается с 9 до 10 лет. Следует отметить, что совмещение по времени акцентируемого воздействия двигательной активности групп «А» и «Ц» с периодом ускоренного развития физических качеств позволило существенно повысить темпы их роста по сравнению с показателями группы «Н». Следовательно, сенситивный возраст является лишь предпосылкой для воспитания выносливости, и большая роль здесь принадлежит акцентированной двигательной активности. В то же время следует отметить, что мальчики, занимающиеся циклическими видами спорта по всем видам выносливости превосходят показатели детей, занимающихся ациклическими видами спорта (Р<0,05), что наглядно представлено в таблицах 1 и 2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюшенко, А.Ф. Некоторые предпосылки к обоснованию типологии процесса физического воспитания / А.Ф. Артюшенко, Л.К. Солоха // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9. - С. 20-23.

2. Гжемская, Н.Х. Особенности физического развития мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности / Н.Х. Гжемская, В.В. Павлов, С.А. Снесарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 44-48.

3. Голощанов, Б.Р. Развитие выносливости мальчиков 9-11 лет в процессе совершенствования их физической подготовки во внеурочное время : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голощанов Б.Р. - Москва, 1979. - 19 с.

4. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский А.А. - Челябинск, 1978. - 285 с.

5. Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1998. - № 11.- С. 2-8.

6. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.

7. Павлов, В.В. Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Павлов В.В. - Чебоксары, 2000. - 21 с.

8. Погудин, С.М. Возрастные изменения силовых способностей человека / С.М. Погудин, В.М. Ченегин. - Чайковский : [б.и.], 1994. - 22 с.

9. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. -М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.

10. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.А. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

REFERENCES

1. Artyushenko, A.F. and Solokha, L.K. (1990), "Some of the precondition to a substantiation of typology of process of physical training", Theory and practice physical культуры, No. 9, pp.20-23.

2. Gzhemskaya, N.K., Pavlov, V.V. and Snesarev, S.A. (2016), "Feature of physical development of boys of 8-10 years at various impellent activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 44-48.

3. Goloshchapov, B.R. (1979), Development of endurance of boys of 9-11 years during perfection of their physical preparation during after-hour time, dissertation, Moscow.

4. Guzhalovsky, A.A. (1978), Stage of development ofphysical (impellent) qualities and a problem of optimization ofphysical preparation of children of school age, dissertation, Chelyabinsk.

5. Lyakh, V.I. (1978), "Endurance: bases of measurement and a technique of development", Physical training at school, No. 11, pp. 2-8.

6. Lyakh, V.I. (1998), Test in physical training of schoolboys, AST, Moscow.

7. Pavlov, V.V. (2000), Efficiency ofphysical training of children of 8-10 years at various planning educational process, dissertation, Cheboksary.

8. Pogudin, S.M. and Chenegin, V.M. (1994), Age of change of power abilities of the person, Tchaikovsky.

9. Fomin, N.A. and Filin, V.P. (1972), Age of a basis of physical training, Physical culture and Sport, Moscow.

10. Fomin, N.A. and Vavilov, Yu.A. (1991), Physiological of a basis of impellent activity, Physical culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: larisa_288@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2017

УДК 796.011

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФОРМ БЫСТРОТЫ У МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Набережные Челны

Аннотация

Элементарные формы быстроты проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакциях, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.