Научная статья на тему 'Развитие элементарных форм быстроты у мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности'

Развитие элементарных форм быстроты у мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
743
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ / БЫСТРОТА / ЗВУК / ТЕМП / ДВИЖЕНИЕ / УРОВЕНЬ / ПРОЦЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Владимир Васильевич, Гжемская Нурия Халимовна, Тагирова Наталия Петровна

Элементарные формы быстроты проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакциях, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движения. Скоростные способности во всех элементарных формах их проявления в основном определяются двумя факторами: оперативностью нейромоторного механизма и способностью к быстрой мобилизации двигательного действия. В нашей работе мы исследовали быстроту реакции на звук и движение предмета, частоту движений в лучезапястном суставе (теппинг-тест) у мальчиков 8-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов Владимир Васильевич, Гжемская Нурия Халимовна, Тагирова Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of elementary forms of speed among boys aged 8-10 years under various motor activities

Elementary forms of speed are shown in latent time of the simple and complex motor reactions, speed of the separate movement carrying out under insignificant external resistance, frequency of movement. High-speed abilities in all elementary forms of their manifestation are basically defined by two factors: the efficiency of the neuromotor mechanism and ability to fast mobilization of the motor action. In our work we have investigated the speed of reaction to the sound and movement of the subject, frequency of movements in wrist joint (temping-test) at boys aged 8-10 years.

Текст научной работы на тему «Развитие элементарных форм быстроты у мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности»

3. Голощанов, Б.Р. Развитие выносливости мальчиков 9-11 лет в процессе совершенствования их физической подготовки во внеурочное время : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голощанов Б.Р. - Москва, 1979. - 19 с.

4. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский А.А. - Челябинск, 1978. - 285 с.

5. Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1998. - № 11.- С. 2-8.

6. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.

7. Павлов, В.В. Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса : автореф. дис. . канд. пед. наук / Павлов В.В. - Чебоксары, 2000. - 21 с.

8. Погудин, С.М. Возрастные изменения силовых способностей человека / С.М. Погудин, В.М. Ченегин. - Чайковский : [б.и.], 1994. - 22 с.

9. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. -М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.

10. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.А. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

REFERENCES

1. Artyushenko, A.F. and Solokha, L.K. (1990), "Some of the precondition to a substantiation of typology of process of physical training", Theory and practice physical культуры, No. 9, pp.20-23.

2. Gzhemskaya, N.K., Pavlov, V.V. and Snesarev, S.A. (2016), "Feature of physical development of boys of 8-10 years at various impellent activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 44-48.

3. Goloshchapov, B.R. (1979), Development of endurance of boys of 9-11 years during perfection of their physical preparation during after-hour time, dissertation, Moscow.

4. Guzhalovsky, A.A. (1978), Stage of development ofphysical (impellent) qualities and a problem of optimization ofphysical preparation of children of school age, dissertation, Chelyabinsk.

5. Lyakh, V.I. (1978), "Endurance: bases of measurement and a technique of development", Physical training at school, No. 11, pp. 2-8.

6. Lyakh, V.I. (1998), Test in physical training of schoolboys, AST, Moscow.

7. Pavlov, V.V. (2000), Efficiency ofphysical training of children of 8-10 years at various planning educational process, dissertation, Cheboksary.

8. Pogudin, S.M. and Chenegin, V.M. (1994), Age of change of power abilities of the person, Tchaikovsky.

9. Fomin, N.A. and Filin, V.P. (1972), Age of a basis of physical training, Physical culture and Sport, Moscow.

10. Fomin, N.A. and Vavilov, Yu.A. (1991), Physiological of a basis of impellent activity, Physical culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.02.2017

УДК 796.011

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФОРМ БЫСТРОТЫ У МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Набережные Челны

Аннотация

Элементарные формы быстроты проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакциях, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем

сопротивлении, частоте движения. Скоростные способности во всех элементарных формах их проявления в основном определяются двумя факторами: оперативностью нейромоторного механизма и способностью к быстрой мобилизации двигательного действия. В нашей работе мы исследовали быстроту реакции на звук и движение предмета, частоту движений в лучезапястном суставе (теп-пинг-тест) у мальчиков 8-10 лет.

Ключевые слова: двигательная реакция, быстрота, звук, темп, движение, уровень, процент.

DEVELOPMENT OF ELEMENTARY FORMS OF SPEED AMONG BOYS AGED 8-10 YEARS UNDER VARIOUS MOTOR ACTIVITIES

Vladimir Vasilyevich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nuriya Halimovna Gzhemskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Natalia Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University,

Naberezhnye Chelny

Annotation

Elementary forms of speed are shown in latent time of the simple and complex motor reactions, speed of the separate movement carrying out under insignificant external resistance, frequency of movement. High-speed abilities in all elementary forms of their manifestation are basically defined by two factors: the efficiency of the neuromotor mechanism and ability to fast mobilization of the motor action. In our work we have investigated the speed of reaction to the sound and movement of the subject, frequency of movements in wrist joint (temping-test) at boys aged 8-10 years.

Keywords: motor reaction, speed, sound, rate, movement, level, percent.

ВВЕДЕНИЕ

Все двигательные реакции, выполняемые человеком, разделяются на простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный (зрительный, слуховой) сигнал является простой реакцией. Для научных исследований показательные элементарные формы быстроты: быстрота реакции, быстрота одиночного движения, частота движения. Основными предпосылками скоростных способностей, по мнению ученых [4, 5, 6, 10], являются подвижность нервных процессов и эффективность нервно-мышечной координации. Они же утверждают, что элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию и развиваются неравномерно и гетерохронно. Максимальные темпы прироста быстроты двигательной реакции и быстроты одиночного движения у мальчиков наблюдаются по данным ряда авторов в возрасте 7-13 лет [2, 3, 5]. По данным других источников [1] улучшение двигательной реакции в возрасте 7-9 лет составляют у мальчиков 24,8%, а также выявили, что в 10 летнем возрасте быстрота реакции на звук составляет 219 мс. В исследовании [7, 8] установлено, что ЛВР в покое у 10 летних мальчиков и девочек составляет 190^210 мс. Исследования возрастных изменений двигательной реакции на внешний сигнал (звук, свет) [2, 5, 6], показали, что в 8-11 лет при активной тренировке время скоростной двигательной реакции значительно уменьшается.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе исследовались две формы быстроты: быстрота простой двигательной реакции на звук и движение предмета, максимальная частота движений в лучезапястном суставе в теппинг-тесте.

Исследование проводилось на базе трех школ г. Набережные Челны № 5, 10, 20, расположенных в одной части города. В шаговой доступности от школ находятся лыжня школа «Титан», стадион «Строитель», бассейн «Дельфин» и спортивный комплекс «Яр Чаллы». Такое удобное расположение школ гарантировало высокий процент детей, начавших заниматься спортом в группах начальной подготовки.

Первый этап тестирования выполнен в апреле-мае 2014 года. Второе тестирование проведено в мае 2015 года. Заключительный этап проведен в мае 2016 года, после чего по

имеющимся документам школьных учителей и анкет детей основной медицинской группы (88 человек), выявили школьников, не занимающихся физическими упражнениями, кроме уроков физической культуры. В эту группу не занимающихся - «Н» определили 35 человек. Дети, занимающиеся циклическими видами спорта (плавание, легкая атлетика, лыжи), составили группу «Ц» - 21 человек. Занимающихся ациклическими видами спорта (футбол, гимнастика, единоборства) составили группу «А» - 32 человека.

Быстроту двигательной реакции на звук определяли на электро-миорефлексометре ЭМР-01, точность которого 0,001 сек. Тестирование проводили индивидуально по методике В.В. Шадрина [12], которую мы усовершенствовали [8].

Быстроту простой двигательной реакции на движение предмета определяли пронумерованной в см. деревянной гимнастической палкой диаметром 2 см. Выявляли среднеарифметический результат из пяти попыток для каждой руки, при этом лучший и худший результат исключали, т. е. оценивали три средних. Зная путь палки в свободном па-

— (g=9,8 м/с2).

дении «&>, определили время реакции t =

" g

Теппинг-тест проводили по общепринятой методике, в течение 40 сек на листе, разделенном на 4 квадрата. Организация нашего исследования достаточно подробно описано в журнале «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Впервые быстроту реакции на сигнал ученые определили в возрасте 2-3 лет. Она составляла 500^900 мс, и к 6-7 годам достигает 300^400 мс. Наше исследование быстроты реакции на звук на первом этапе выявило, что к 8 годам латентное время реакции (ЛВР) составляет 180^280 мс. Это ниже, чем у взрослых (100^250 мс).

На I этапе исследования средние показатели мальчиков, которые в дальнейшем перешли в группы не занимающиеся «Н». Занимающиеся циклическими видами спорта «Ц» и «А» ациклическими видами спорта достоверных отличий не имели, что видно из данных таблицы 1.

Таблица 1 - Быстрота простой двигательной реакции на звук (М±т) мс мальчиков 8-10

Группа I этап II этап III этап % ЛВР

«Н» 238±8,1 221±7,4 217±8,0 10,96%

«А» 241±7,2 204±3,3 180±4,6 25,32%

«Ц» 240±8,4 210±6,7 183±4,7 25,75%

Результаты II этапа исследования показали, что ЛВР скачкообразно улучшилось во всех группах, особенно значимо (р < 0,05) в группах начальной подготовки «А» и «Ц».

На III этапе исследования в группе «Н» средние показатели возросли, однако достоверных различий не выявлено (р > 0,05). В группах «А» и «Ц» показатели снова возросли скачкообразно (р < 0,05), что показано в таблице 1.

За 2 года у детей, не занимающихся спортом, ЛВР улучшилось на 10.96%, что значительно уступает группам «А» и «Ц» (25.32%, 23.75% соответственно).

Быстрота простой двигательной реакции на ловлю падающей линейки на всех этапах исследования представлены в таблице 2 из данных которой видно, что выявленные средние результаты у мальчиков всех трех групп на I этапе исследования достоверных различий не имели (р > 0,05), как для правой так и левой руки. При этом следует отметить, что реакция на движущийся объект значительно уступает (р < 0,01) реакции на звук на 16-17%, что согласуется с данными других исследований.

Как следует из таблицы 2, роль ведущей руки не просматривается. Различия в реакции правой и левой руки не являются достоверными на всех этапах исследования (р > 0,05).

Таблица 2 - Динамика быстроты реакции у мальчиков 8-10 летнего возраста на ловлю предмета (М±т) см ^ и мс___

I группа Параметры I этап II этап III этап

Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука

«Н» см 36,1±1,3 37,0±1,4 33,4±0,8 34,7±1,1 31,2±1,2 31,6±0,7

мс 276 280 266 271 257 259

«А» см 35,7±1,5 36,1±1,1 31,2±0,9 31,3±1,1 21,0±0,8 20,2±1,4

мс 275 279 257 258 211 207

«Ц» см 35,6±1,0 36,9±1,4 30,3±1,2 30,7±0,9 21,9±1,2 21,2±0,9

мс 275 279 253 255 215 212

К 9 летнему возрасту результаты во всех группах улучшились, однако в группах «А» и «Ц» показатели оказались значительно выше (р < 0,05). Результаты III этапа исследования выявили скачок показателей в обеих группах спортивной подготовки и плавное повышение быстроты реакции в группе не занимающихся мальчиков.

По результатам нашего исследования можно констатировать, что возраст 8-10 лет является отзывчивым на воспитание быстроты реакции на звук и движение объекта, но для этого одних уроков физической культуры недостаточно. У мальчиков групп «А» и «Ц» показатели быстроты реакции на движение предмета согласно В.И. Ляху [6] соответствует высокому уровню (20-22 см), что составляет 207-212 мс. Показатели не занимающихся мальчиков соответствуют уровню «ниже среднего» (31 см), что составляет 258 мс.

Результаты теппинг-теста, представленные в таблице 3, оценивают частоту движений лучезапястного сустава в первом квадрате и способность сохранять максимальную частоту в следующих трех квадратах. На первом этапе исследования средние показатели в каждом квадрате у мальчиков всех групп не различались (р > 0,05) и составили в первом квадрате 54-55 точек за первые 10 с. За вторые 10 секунд 47-48 точек, что на 12-13% хуже, чем в первом квадрате. В третьем квадрате 45-46 точек, что на 15-17% уступает показателю в первом квадрате. В четвертом квадрате снижение составило уже 22-23%.

Таблица 3 - Результаты теппинг-теста мальчиков 8-10 лет (М±т) количество точек за 10 с

Этапы Группа I квадрат II квадрат III квадрат IV квадрат

Кол-во Кол-во % снижения Кол-во % снижения Кол-во % снижения

I этап «Н» 55,9±1,7 48,2±1,5 13,8 46,2±1,7 17,3 42,6±21 23,8

«А» 54,2±2,0 47,3±1,8 12,7 46,2±2,0 14,8 42,1±1,9 22,3

«Ц» 55,1±2,2 48,4±2,1 12,2 45,4±1,5 17,6 42,4±2,0 23,1

II этап «Н» 57,0±1,6 49,8±2,3 13,5 46,6±1,7 18,2 44,7±2,2 21,6

«А» 59,9±1,7 53,2±1,8 11,2 49,2±1,3 17,8 47,4±1,6 20,9

«Ц» 59,1±1,4 52,9±1,9 12,8 50,7±2,1 14,2 48,1±1,8 18,6

III этап «Н» 58,5±1,3 48,0±1,6 18,0 46,2±1,9 21,1 45,5±1,4 22,2

«А» 61,9±1,7 57,1±1,3 7,8 54,2±1,6 12,4 52,9±1,2 14,5

«Ц» 61,0±1,1 57,4±1,8 5,9 56,7±1,2 8,0 54,4±1,5 10,2

На II этапе исследование показатели в первом квадрате в группе не занимающихся усилились на 2%. В группе ациклических видов спорта на 10,5%, в группе циклических видов спорта на 7,2%. В квадратах 2, 3, 4 темпы снижения частоты движений остались близкими к показателям I этапа, что следует из данных таблицы 3.

Результаты заключительного этапа исследования не выявили достоверного преимущества (р > 0,05) групп «А» и «Ц» в первом квадрате. Однако следует отметить, что за два года наблюдения прирост в первом квадрате у группы «Н» составил 4,7%, в группе «Ц» - 12,3%, в группе «А» - 14,2%. В квадратах 2, 3, 4 показатели мальчиков, занимающихся в спортивных группах явно превосходят показатели группы не занимающихся детей (р < 0,05). Согласно наших данных, в группе «Н» снижение составило в % к первому квадрату 18,0-21,1-22,3%, в группе «А» 7,8-12,4-14,5%, в группе «Ц» 5,9-8,0-10,2%.

Полученные данные по исследованию элементарных форм быстроты позволяют констатировать, что у мальчиков 8-10 летнего возраста, занимающихся в группах

начальной спортивной подготовки, показатели функциональной зрелости ЦНС и нервно-мышечного аппарата приближаются к уровню взрослых (возбудимость, лабильность). Улучшение этих показателей, по мнению ученых [11], находит свое отражение в соответствующих изменениях характеристик произвольного внимания, что оказывает существенное влияние на качестве учебы.

В результате проведенного эксперимента выявлено, что:

- занятия мальчиков 8-10 лет в группах начальной подготовки оказали существенное (р < 0,05) влияние на улучшение быстроты простой двигательной реакции;

- быстрота реакции на звук у мальчиков групп «А» и «Ц» улучшилась на 23^25% против 11% группы «Н»;

- быстрота реакции на движущийся объект в группах «А» и «Ц» составила 207^215 мс против 257^259 мс в группе «Н», что на 18.6% больше;

- показатели теппинг-теста групп «А» и «Ц» во втором, третьем и четвертом квадратах достоверно (р < 0,05) превосходят показатели детей группы «Н» в первом квадрате.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запоражанов. -Киев : Физическая культура и спорт, 1982. - 221 с.

2. Власов, В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Власов В.Н. - М., 1971. - 22 с.

3. Гжемская, Н.Х. Особенности физического развития мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности / Н.Х. Гжемская, В.В. Павлов, С.А. Снесарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 44-48.

4. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание и критические периоды развития / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Когашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе / В.М. Когашкин. - М. : Просвещение, 1978. - 207 с.

6. Коробков, А.В. О значении спортивной тренировки в развитии и сохранении скорости движения в онтогенезе / А.В. Коробков // Труды XII юбилейной международной конференции. -М., 1959. - С. 526.

7. Лях, В.И. Скоростные способности школьников / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1987. - № 3. - С. 2-8.

8. Никитушкин, В.Г. Продленка и спорт / В.Г. Никитушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 7. - С. 28-29.

9. Павлов, В.В. Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Павлов В.В. - Чебоксары, 2000. - 21 с.

10. Фарфель, В.С. Развитие скоростных качеств у детей школьного возраста / В.С. Фарфель // Труды III научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике / Акад. пед. наук РСФСР. - М., 1959. - С. 185-189.

11. Физиология развития ребенка / под редакцией В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М. : Педагогика, 1983. - 226 с.

12. Шадрин, В.В. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / В.В. Шадрин. - Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 1976. - 276 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. and Zaporzhanov, V.A. (1982), Physical activity of the person, Physical culture and Sport, Kiev.

2. Vlasov, V.N. (1971), Experimental research of a technique of education of speed at children of younger school age, dissertation, Moscow.

3. Gzhemskaya, N.K., Pavlov, V.V. and Snesarev, S.A. (2016), "Feature of physical development of boys of 8-10 years at various impellent activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 44-48.

4. Guzhalovsky, A.A. (1997), "Physical and the critical periods of development", Theory and practice physical culture, No. 7, pp. 37-39.

5. Kogashkin, V.M. (1978), Physical in an elementary school, Education, Moscow.

6. Korobkov, А^. (1959), "About value of sports training in development and preservation of speed of movement in ontogenesis", Works of XII anniversary international conferences, Moscow, pp. 526.

7. Lyakh, V.I. (1987), "High-speed of ability of schoolboys", Physical training in school, No. 3,

pp.2-8.

8. Nikitushkin, V.G. (1997), "Prodlenka and sports", Physical training: education, formation, training, No. 7, pp. 28-29.

9. Pavlov, V.V. (2000), The efficiency of physical training of children of 8-10 years at various planning educational process, dissertation, Cheboksary.

10. Farfel, V.S. (1959), "Development of high-speed qualities at children of school age", Works of III scientific conference on age morphology, physiology and the biomechanics, publishing house APS of RSFSR, Moscow, pp.185-189.

11. Ed. Kozlov, V.I. and Farber, D.A. (1983), Physiology of development of the child, Pedagogics, Moscow.

12. Shadrin, V.V. (1976), Method and the portable equipment for research of individually-psychological distinctions of the person, publishing house Kazan State University, Kazan.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.02.2017

УДК 373.203.71

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Александра Юрьевна Пахомова, преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал), г. Краснодар,

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные, характеризующие особенности параметров темпов прироста балльных оценок интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 7 лет дошкольных образовательных организаций в годичном учебно-воспитательном цикле. В результате исследований выявлены особенности, отражающие неоднозначное восприятие организма детей старшего дошкольного возраста целенаправленных педагогических воздействий в контексте развития их специфических координационных способностей.

Ключевые слова: темпы прироста, специфические координационные способности, дети 7 лет, дошкольные образовательные организации.

GROWTH RATES OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES INDICATORS AMONG 7-YEAR-OLD CHILDREN

Alexandra Yurievna Pakhomova, the teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch), Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

The article presents the data characterizing the features of growth rates parameters of integral, generalized and total scores of the specific coordination abilities indicators among 7-year-old children at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.