Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА У СТАРШЕКЛАССНИЦ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА У СТАРШЕКЛАССНИЦ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИЦЫ / УРОК / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / НЕДОСТАТКИ / МЕТОДИКА / HIGH SCHOOL STUDENTS / LESSON / PHYSICAL EDUCATION ENDURANCE / EXPERIMENT / TESTING / INDICATORS / DISADVANTAGES / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Басханов Сурхо Грымсултанович, Батукаев Абу Абдулхамидович, Ахмедов Беслан Сулимович, Ильясова Хеда Аслановна

В статье поднята проблема развития выносливости у старшеклассниц общеобразовательной школы на занятиях физической культуры. Учитывая, что возраст является одним из самым сложным периодом школьного детства, ставилась цель, выявление особенностей выносливости у девушек 15-16 лет и оценка возрастной динамики. В общеобразовательной школе № 56 города Грозного, феврале 2020 года был проведён эксперимент, в котором приняли участие 26 девушек в возрасте 15 и 16 лет - 28 учащихся. Был сформирован комплекс тестов, позволяющий оценить показатели выносливости. При анализе данных тестирования было выявлено, что выносливость у девушек старшего школьного возраста имеет негативную возрастную динамику, а также значительно ухудшаются с возрастом показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили выявить недостатки традиционной методики развития выносливости. Обоснована необходимость разработки эффективных средств и методов развития выносливости у девушек старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Басханов Сурхо Грымсултанович, Батукаев Абу Абдулхамидович, Ахмедов Беслан Сулимович, Ильясова Хеда Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDURANCE DEVELOPMENT LEVEL AND AGE DYNAMICS AT SENIOR SECONDARY SCHOOLS

The article raises the problem of the development of endurance among the high school students at a physical education class. Considering that age as one of the most difficult periods of school childhood, the goal was to identify the characteristics of endurance among the girls aged 15-16 years old and assess the age dynamics. An experiment was conducted at comprehensive school No. 56 of the city of Grozny, in February 2020, in which 26 girls aged 15 and 16 took part - 28 students. A set of tests was formed, allowing evaluating endurance indicators. When analyzing test data, it was found that endurance in girls of senior school age has a negative age dynamic, as well as indicators of the activity of the cardiovascular system worsen significantly with age. The data obtained during the experiment, allowed identifying the shortcomings of the traditional methods of development of endurance. The necessity in developing the effective means and methods of developing endurance among the girls of the senior school age at physical education lessons is substantiated.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА У СТАРШЕКЛАССНИЦ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 796.012.12

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА У СТАРШЕКЛАССНИЦ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Сурхо Грымсултанович Басханов, кандидат педагогических наук, доцент, Абу Абдулхамидо-вич Батукаев, кандидат педагогических наук, доцент, Беслан Сулимович Ахмедов, старший преподаватель, Хеда Аслановна Ильясова, студентка, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Аннотация

В статье поднята проблема развития выносливости у старшеклассниц общеобразовательной школы на занятиях физической культуры. Учитывая, что возраст является одним из самым сложным периодом школьного детства, ставилась цель, выявление особенностей выносливости у девушек 15-16 лет и оценка возрастной динамики. В общеобразовательной школе № 56 города Грозного, феврале 2020 года был проведён эксперимент, в котором приняли участие 26 девушек в возрасте 15 и 16 лет - 28 учашдхся. Был сформирован комплекс тестов, позволяющий оценить показатели выносливости. При анализе данных тестирования было выявлено, что выносливость у девушек старшего школьного возраста имеет негативную возрастную динамику, а также значительно ухудшаются с возрастом показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили выявить недостатки традиционной методики развития выносливости. Обоснована необходимость разработки эффективных средств и методов развития выносливости у девушек старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Ключевые слова: старшеклассницы, урок, физическая культура выносливость, эксперимент, тестирование, показатели, недостатки, методика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p488-493

ENDURANCE DEVELOPMENT LEVEL AND AGE DYNAMICS AT SENIOR

SECONDARY SCHOOLS

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Surkho Grymsultanovich Baskhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Abu Ab-dulkhamidovich Batukaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Beslan Su-limovich Akhmedov, the senior teacher, Heda Aslanovna Ilyasova, the student, Chechen State

Pedagogical University, Grozny

Abstract

The article raises the problem of the development of endurance among the high school students at a physical education class. Considering that age as one of the most difficult periods of school childhood, the goal was to identify the characteristics of endurance among the girls aged 15-16 years old and assess the age dynamics. An experiment was conducted at comprehensive school No. 56 of the city of Grozny, in February 2020, in which 26 girls aged 15 and 16 took part - 28 students. A set of tests was formed, allowing evaluating endurance indicators. When analyzing test data, it was found that endurance in girls of senior school age has a negative age dynamic, as well as indicators of the activity of the cardiovascular system worsen significantly with age. The data obtained during the experiment, allowed identifying the shortcomings of the traditional methods of development of endurance. The necessity in developing the effective means and methods of developing endurance among the girls of the senior school age at physical education lessons is substantiated.

Keywords: high school students, lesson, physical education endurance, experiment, testing, indicators, disadvantages, methodology.

ВВЕДЕНИЕ

Возраст 15-16 лет является одним из самых проблемных периодов школьного детства в развитии выносливости у девушек [1]. Это может быть связано с возрастными фи-

зиологическими особенностями девушек. Так, как отмечается рядом авторов, в конце подросткового - начале юношеского возраста масса тела может значительно увеличиваться за счёт пассивного жирового компонента, что, в свою очередь, может негативно отражаться на проявлении физических качеств, связанных с перемещением собственного тела в пространстве [1]. Несомненно, что к подобным упражнениям относятся и все циклические упражнения глобального характера, в которых проявляется общая выносливость: бег на средние и длинные дистанции, передвижение на велосипеде, длительное плавание, бег на лыжах и т.п. Однако в разных регионах страны, у разных поколений девушек названные явления могут проявляться в различной степени либо отсутствовать вовсе. Предварительный анализ документов планирования и педагогические наблюдения за девушками в общеобразовательной школе № 56 города Грозного, являвшейся базой исследования, позволили предположить, что работа по развитию общей выносливости у девушек-старшеклассниц нуждается в значительном улучшении.

Цель исследования: Выявление особенностей выносливости у девушек 15-16 лет и оценка возрастной динамики.

Задачи исследования:

1. Определить эффективность средств и методов развития выносливости, применяемых на уроках физической культуры.

2. Провести у девушек старших классов тестирование для выявления уровня выносливости и динамики их развития.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В феврале 2020 года был проведён эксперимент, в котором были протестированы учащиеся старших классов. В тестировании приняли участие 26 девушек в возрасте 15 лет и 28 девушек, которым на момент тестирования исполнилось 16 лет. В эксперименте предполагалось установить особенности физического развития девушек старшего школьного возраста. Дополнительно, планировалось установить, происходит ли ещё в этом возрасте увеличение роста и веса тела, а также изменяется ли Индекс массы тела (индекс Кетле) с возрастом. Подобные данные во многом могли бы объяснить наблюдающуюся возрастную динамику показателей выносливости. Данные о росте, массе тела и индексе массы тела представлены в таблице 1. Анализ данных таблицы показал, что девушки 15 и 16 лет не имеют достоверных различий по длине тела (росту). Это подтверждает, что процессы роста в этом возрасте у девушек уже в значительной степени завершаются. В то же время, как показывают данные таблицы 1, девушки 16 лет имеют достоверно большие величины по весу и индексу массы тела, чем школьницы 15 лет. Это позволяет сделать несколько принципиальных заключений. Во-первых, как уже отмечалось, очевидно, процессы роста у девушек изучаемого возраста в основном завершаются. Во-вторых, процессы развития у девушек 15-16 лет продолжаются - это подтверждается достоверным увеличением массы тела с возрастом. И, в-третьих, достоверное увеличение индекса массы тела позволяет считать, что в организме происходят качественные изменения - соотношение массы тела и роста.

Таблица 1 - Личные данные девушек, участвовавших в констатирующем эксперименте

Показатели Величины (x±S) Достоверность различий

15 лет 16 лет

Рост, м 1,63±0,035 1,63±0,040 р > 0,05

Масса тела, кг 54,1±2,7 57,8±2,1 р < 0,05

ИМТ, кг/м2 20,5±0,40 21,8±0,74 р < 0,05

В исследовании не было возможности определить за счёт какого компонента увеличивается масса тела у девушек с возрастом. Однако, учитывая то обстоятельство, что всякое увеличение веса собственного тела, как известно, приводит к уменьшению относительной силы [3], можно предполагать, что у девушек более старшего возраста будет

затруднено проявление общей выносливости, а также их способностей во всех физических упражнениях, заключающихся в перемещении собственного тела в пространстве.

Для подтверждения или опровержения, сделанного выше предположения, было проведено тестирование общей выносливости у девушек старшего школьного возраста, применялся тест "Бег на 2000 метров". Однако, руководствуясь предшествующим опытом тестирования общей выносливости у данного контингента девушек, а именно тем фактом, что многие девушки, не проявляя волевых усилий, либо не показывают максимальных возможностей в беге на 2000 метров, либо вообще не заканчивают дистанцию, было решено провести тестирование реакции их сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, гораздо меньшую, чем в беге на 2000 метров (тест Руфье, процедура тестирования: http://nczd.ru/jekspressdiagnostika-test-rufe/), а также на нагрузку при изменении положения тела (ортостатическая проба, проводилась в соответствии с рекомендациями специалистов: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema7/P4_4.htm). Таким образом, был сформирован комплекс тестов, позволяющий оценить показатели выносливости девушек 15 и 16 лет как в целостном циклическом глобальном двигательном действии, требующим проявления значительных волевых усилий, так и в упражнениях, не требующих проявления значительного уровня волевых усилий, однако, предоставляющим объективную информацию об эффективности деятельности сердечно-сосудистой системы, тесно связанной с проявлением общей выносливости.

Тестирование выносливости с использованием вышеперечисленных тестов у девушек старшего школьного возраста проводилось также в феврале 2020 года. Данные, полученные в ходе тестирования, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели выносливости у девушек-старшеклассниц в начале исследования

Тесты Результаты (х±5) Достоверность различий

15 лет 16 лет

Бег 2000 м, с 730,2±0,94 769,8±1,67 р < 0,05

Тест Руфье, уд /мин 9±0,84 14±0,91 р < 0,05

Ортостатическая проба, уд /мин 19±0,74 25±1,02 р < 0,05

160,0

150,0 140,0

130,0

£

120,0 110,0

100,0 90,0

Рисунок 1 - Возрастная динамика показателей выносливости и эффективности деятельности сердечнососудистой системы у девушек 15-16 лет

Как следует из анализа данных таблицы 2, все исследуемые показатели выносливости оказались достоверно ниже у девушек более старшего возраста (р <0,05). Эти результаты позволяют считать, что в старшем школьном периоде с возрастом происходит не

□ 15 лет □ 16 лет

155,6

131,6

100,0 105,4 100,0 100,0

2000 метров Тест Руфье Ортостатическая проба

только увеличение массы тела быстрыми темпами (так, что увеличивается индекс массы тела), но и происходит значительное снижение общей выносливости, а также эффективности деятельности сердечно-сосудистой системы. Причём, как видно на рисунке 1, ухудшение с возрастом показателей реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (тест Руфье) и на нагрузку, связанную с изменением положения тела (ор-тостатическая проба) гораздо более ярко выражено, чем снижение результата в беге на 2000 метров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты этой части эксперимента позволяют считать, что у обследованных девушек действительно наблюдается дефицит двигательной активности, что приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, как важнейшей физиологической системы, обусловливающей проявление общей выносливости, и, как следствие, к значительному снижению общей выносливости.

Следует также отметить, что, как видно на рисунке 2, в соответствии с нормативами ГТО результаты девушек 15 лет в беге на 2000 метров можно оценить как слабые и удовлетворительные. В то время как результаты девушек 16 лет оцениваются уже как неудовлетворительные или слабые.

Рисунок 2 - Результаты девушек в беге на 2000 м, оцененные в соответствии с нормативами комплекса ГТО

Также, как показано на рисунке 3, значительно ухудшается у девушек с возрастом оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Так, на рисунке видно, что если у подавляющего большинства девушек 15 лет были зафиксированы удо -влетворительные показатели теста Руфье и лишь у 7,7% обследованных - слабые, то у девушек 16 лет 21,45% испытуемых показали неудовлетворительные результаты в этом тесте и 78,6% - слабые результаты. Это подтверждает существенное ухудшение показателей деятельности сердечно-сосудистой системы девушек более старшего возраста - эти показатели у них не только достоверно ухудшаются, но ухудшаются настолько, что значительно снижается их оценка.

Как видно на рисунке 4, у девушек значительно ухудшается с возрастом и оценка результатов ортостатической пробы.

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

□ Неудовлетв. В Слабо □ Удовлетв. □ Хорошо Ю Отлично

92,3

78,6

H

21,4

7,7

0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

15 лет 16 лет

Рисунок 3 - Оценка результатов девушек в тесте Руфье

□ Неудовлетв. ■ Слабо □ Удовлетв. □ Хорошо □ Отлично

120,0 100,0 80,0 # 60,0 40,0 20,0 0,0

100,0 92,9

ш

0,0 0,0 Щ 7,1 0,0 0,0 0,0 -1 0,0 0,0

15 лет 16 лет

Рисунок 4 - Оценка результатов девушек при выполнении ортостатической пробы

Так, на рисунке видно, что если все результаты девушек 15 лет попадают в интервал оценок "удовлетворительно", то у девушек 16 лет такие оценки получили лишь 7,1% результатов. Наибольшая же часть 16-летних девушек (92,9% обследованных) показали результаты, оцениваемые как слабые. Эти результаты позволяют считать, что эффективность деятельности сердечно-сосудистой системы значительно снижается у девушек с возрастом не только в течение или после физической нагрузки, но и в целом, что негативно отражается даже на результатах пробы с изменением положения тела. Сказанное позволяет считать обоснованным введение в планирующуюся к разработке методику развития выносливости у девушек старшего школьного возраста упражнений изотонического характера, которые, по данным ряда авторов [2], способствуют не только локальному расходованию жировой массы тела на его сегментах, но и развитию капиллярной сети на рабочих сегментах тела.

ВЫВОДЫ

Таким образом, объективные результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют сделать несколько выводов:

1. В основном тесте выносливости у девушек старшего школьного возраста, имеют негативную возрастную динамику - у более старших девушек они достоверно хуже.

Это позволяет считать неэффективной работу по развитию выносливости в процессе физического воспитания девушек старшего возраста в целом и делает обоснованным поиск новых средств и методов, а также организационных форм и подходов, внедрение которых в практику уроков физической культуры позволило бы существенно повысить эффективность этой работы. Изучение документов планирования уроков физической культуры позволяет оценить объём двигательной деятельности девушек старшего школьного возраста как низкий. Так, девушки на уроке физической культуры редко бегают непрерывно в течение более чем пяти минут, при этом темп бега, обычно проводимого в подготовительной части урока, крайне невысок, а для некоторых девушек даже такая нагрузка оказывается непосильной - они переходят на ходьбу.

2. Вместе с основным показателем выносливости - результатом в беге на 2QQQ метров - у девушек значительно ухудшаются с возрастом показатели деятельности сердечно-сосудистой системы - результаты в тесте Руфье и ортостатической пробе - причём ухудшаются как показатели реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, так и на нагрузку, связанную с изменением положения собственного тела. Очевидно, это является следствием недостаточного объёма двигательной деятельности не только на уроке физической культуры, но и в быту. Также можно считать установленным, что одной из причин снижения общей выносливости у девушек с возрастом является ухудшение деятельности сердечно-сосудистой системы.

3. У обследованных девушек старшего школьного возраста наблюдается существенный прирост с возрастом, при стабильном показателе длины тела, что приводит к увеличению с возрастом индекса массы тела. Такие изменения в организме девушек старшего школьного возраста, с одной стороны, приводят к снижению относительной силы, необходимой для проявления общей выносливости в двигательной деятельности, связанной с перемещением собственного тела в пространстве, с другой стороны, могут являться сигналом о снижении механизмов периферической выносливости, связанной, в первую очередь, с развитием капиллярной сосудистой сети рабочих сегментов тела девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изотова, В.М. Методика развития физических качеств: выносливости, силы, ловкости : учебное пособие / В.М. Изотова, С.А. Моисеенко, Л.Н. Кутузова ; Дальневосточный государственный медицинский университет. - Хабаровск : [б. и.], 2QQ9. - 42 с.

2. Мякинченко, Е.Б. Оздоровительная тренировка по системе Изотон / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - Москва : СпортАкадемПресс, 2QQ1. - б7 с.

3. Петрушкина, Н.П. Практикум по физиологии спорта : учебно-методическое пособие для студентов вузов / Н.П. Петрушкина, А.И. Пустозеров, О.А. Макунина ; Уральский государственный университет физической культуры. - Челябинск : [б. и.], 2Q18. - 114 с.

REFERENCES

1. Izotova, V.M., Moiseenko, S.A. and Kutuzova, L.N. (2QQ9), Methods of developing physical qualities: endurance, strength, agility: training manual, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk.

2. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2QQ1), Improving training on the Isoton system, SportAcademPress, Moscow.

3. Petrushkina. N.P., Pustozerov. A.I. and Makunina, O.A. (2Q18), Workshop on the physiology of sports: teaching tool for university students, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.