Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ДЕВУШКИ 16-17 ЛЕТ / ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА / ПРОБА ШТАНГЕ / ПРОБА ГЕНЧИ / ПОКАЗАТЕЛИ СИЛОВОЙ И АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ / FUNCTIONAL TRAINING / GIRLS 16-17 YEARS OLD / ORTHOSTATIC TEST / STANGE'S TEST / GENCH'S TEST / INDICATORS OF POWER AND AEROBIC ENDURANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворкин Леонид Самойлович, Комнатная Людмила Сергеевна, Баранова Мария Андреевна

Практическая эффективность функционального тренинга еще в полной мере не изучена на основе экспериментальных исследований и в частности его влияния на организм человека с учетом возраста и пола. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей влияния функционального тренинга на физическое состояние девушек 16-17 лет. Была разработана специальная шестимесячная экспериментальная программа (по три занятий в неделю) на все группы мышц, позволяющая сопряженно развивать силовую и аэробную выносливость у девушек экспериментальной группы (12 человек) без пауз в течение 15-20 минут. Контрольная группа была скомплектована из сверстниц (12 человек), которые занимались физической культурой по традиционной программе для старшеклассников. Результаты исследования показали высокую эффективность применения функционального тренинга в процессе физического воспитания девушек 16-17 лет, выразившиеся в достоверном улучшении исходных показателей в функционировании кардио-респираторной системы, силовой, скоростно-силовой и аэробной выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворкин Леонид Самойлович, Комнатная Людмила Сергеевна, Баранова Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFLUENCE OF FUNCTIONAL TRAINING ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF VARIOUS TYPES OF ENDURANCE OF GIRLS AGED 16-17 YEARS OLD

The practical effectiveness of functional training has not yet been fully studied on the basis of experimental studies and, in particular, its effect on the human body, taking into account age and gender. The aim of the study was to identify the features of the effect of functional training on the physical condition of girls aged 16-17 years old. A special six-month experimental program (three sessions per week) for all muscle groups was developed, which allows the conjugate development of power and aerobic endurance in girls of the experimental group (12 people) without pauses for 15-20 minutes. The control group consisted of 12 women of the same age who were engaged in physical culture according to the traditional program for high school students. The results of the study showed a high efficiency of functional training in the process of physical education of girls aged 16-17, expressed in a significant improvement in the initial indicators in the functioning of the cardio-respiratory system, strength, speed-strength and aerobic endurance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ»

6. Shurygin, V.Yu., Krasnova L.A. and Volkova K.R. (2020), "Specificity of distance technologies use in the academic discipline "Physical culture and sports". Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 52-55.

7. Shutova, T.N. (2020), "Online programs, services for fitness and healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta, No. 7 (185), pp. 449-452.

Контактная информация: gr-finec2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2020

УДК 796.012.12

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ

Леонид Самойлович Дворкин, доктор педагогических наук, профессор, Людмила Сергеевна Комнатная, магистрант, Мария Андреевна Баранова, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Практическая эффективность функционального тренинга еще в полной мере не изучена на основе экспериментальных исследований и в частности его влияния на организм человека с учетом возраста и пола. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей влияния функционального тренинга на физическое состояние девушек 16-17 лет. Была разработана специальная шестимесячная экспериментальная программа (по три занятий в неделю) на все группы мышц, позволяющая сопряженно развивать силовую и аэробную выносливость у девушек экспериментальной группы (12 человек) без пауз в течение 15-20 минут. Контрольная группа была скомплектована из сверстниц (12 человек), которые занимались физической культурой по традиционной программе для старшеклассников. Результаты исследования показали высокую эффективность применения функционального тренинга в процессе физического воспитания девушек 16-17 лет, выразившиеся в достоверном улучшении исходных показателей в функционировании кардио-респираторной системы, силовой, скоростно-силовой и аэробной выносливости.

Ключевые слова: функциональный тренинг, девушки 16-17 лет, ортостатическая проба, проба Штанге, проба Генчи, показатели силовой и аэробной выносливости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p116-120

FEATURES OF INFLUENCE OF FUNCTIONAL TRAINING ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF VARIOUS TYPES OF ENDURANCE OF GIRLS AGED 16-17

YEARS OLD

Leonid Samoilovich Dvorkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lyudmila Ser-geevna Komnatnaya, the master student, Maria Sergeevna Baranova, the master student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The practical effectiveness of functional training has not yet been fully studied on the basis of experimental studies and, in particular, its effect on the human body, taking into account age and gender. The aim of the study was to identify the features of the effect of functional training on the physical condition of girls aged 16-17 years old. A special six-month experimental program (three sessions per week) for all muscle groups was developed, which allows the conjugate development of power and aerobic endurance in girls of the experimental group (12 people) without pauses for 15-20 minutes. The control group consisted of 12 women of the same age who were engaged in physical culture according to the traditional program for high school students. The results of the study showed a high efficiency of functional training in the process of physical education of girls aged 16-17, expressed in a significant improvement in the initial indicators in the functioning of the cardio-respiratory system, strength, speed-strength and aerobic endurance.

Keywords: functional training, girls 16-17 years old, orthostatic test, Stange's test, Gench's test, indicators of power and aerobic endurance.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все большее распространение приобретает такой вид физических нагрузок как функциональный тренинг, который особенно эффективно используется в фитнесе для развития выносливости, быстроты и силы [1]. Функциональный тренинг представляет собой комплекс упражнений, максимально приближенных по характеру движений человека в условиях трудовой и повседневной деятельности. Двигательные действия (ДД) во время функционального тренинга варьируются по времени их выполнения, особенностей сопряженности различных физических качеств и уровню их сложности. Такой подход позволяет молодым людям развивать способность к более быстрому обучению и освоению новых умений и навыков [2]. Итак, функциональный тренинг - это универсальная тренировочная система, которая подходит лицам разного возраста и пола, начиная с начального уровня их физической подготовленности [1]. В то же время практическая и особенно методическая эффективность функционального тренинга еще в полной мере не изучена на основе экспериментальных исследований, в частности для занятий девушек 16-17-летенго возраста [3]. Цель исследования заключалась в выявлении особенности влияния функционального тренинга на физическое состояние девушек 16-17 лет.

МЕТОДИКА

В педагогическом эксперименте принимали участие девушки 16-17 лет (по 12 человек в экспериментальной и контрольной группах), прошедшие предварительную подготовку в фитнес клубе в течение одного месяца. Для них разработана специальная шестимесячная экспериментальная программа использования функционального тренинга на основе сопряженного развития силовой и аэробной выносливости. Оценка физического состояния девушек осуществлялась на основе тестирования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ортостатическая и одномоментная пробы в тренировочных условиях, проба Штанге и проба Генчи), силовой выносливости (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу до отказа, сгибание и разгибание рук в висе на низкой перекладине с упором ног до отказа, поднимание туловища из положения лежа на спине до отказа, прыжки через скакалку - кол-во раз/мин), скоростно-силовой выносливости (челночный бег 10*10 м) и аэробной выносливости (6-минутный бег). Остановимся более подробно на методике выполнения ортостатической (ОСП) и одномоментной пробы (ОП) в тренировочных занятиях. В течение 3-5 минут до начала выполнения этих проб все участницы исследования отдыхали, сидя на скамейке. После этого, не вставая со скамейки, девушки подсчитывали ЧСС за 10 с при помощи метода пальпации на лучевой артерии у основания большого пальца. Затем все вставали в исходное положение стоя и вновь подсчитывали ЧСС за 10 Разница между ЧСС за 10 с сидя и стоя был показателем ОСП. Затем девушки приступали к выполнению ОП. Они принимали исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища, затем по команде исследователя начинали по метроному выполнять 20 приседаний за 30 секунд. Сразу же после завершения приседаний подсчитывалась ЧСС за 10 с. В этой пробе во внимание бралось относительная величина учащения ЧСС после нагрузки в процентах по отношению к ЧСС в покое.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом испытании результаты показателя ОСП в тренировочных условиях у девушек экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались друг от друга (при Р>0,05) и, следовательно, они были однородными. Через шесть месяцев девушки

экспериментальной группы достоверно улучшили свои исходные показатели в этой пробе - с 13,2±1,1 до 8,5±0,8 уд/10 с (Р<0,01), а их сверстницы из контрольной группы - недостоверно, соответственно - с 12,8±1,9 до 11,7±1,2 уд/10 с (Р>0,05). В целом, по итогам исследования при выполнения ОСП различия между девушками экспериментальной и контрольной группами были достоверными в пользу экспериментальной группы (Р<0,05).

Таблица 1 - Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы девушек 16-17 лет_

Тесты Экспериментальная группа (n=12) Контрольная группа (n=12) Дэ-к

исходный итоговый (через 6 месяцев) исходный итоговый (через 6 месяцев) Рисх Ритог-

Ортостатическая проба, показатель снижения ЧСС, уд/за 10 с 13,2±1,1 8,5±0,8 12,8±1,9 11,7±1,2 >0,05 <0,05

Д=-4,7 уд/мин; Р<0,01 Д=-2,1уд/мин; Р>0,05

Проба Штанге, с 52,3±2,9 | 73,7±3,2 54,2±2,8 | 58,3±2,5 >0,05 <0,01

Д=+11,4 с; Р<0,05 Д=+4,1 с; Р>0,05

Проба Генчи, с 28,6±1,1 | 32,3±1,2 27,5±1,2 | 28,1±1,1 >0,05 <0,05

Д=+3,7 с; Р<0,05 Д=+1,6 с; Р>0,05

Одномоментная проба, показатель снижения ЧСС, в % 123,5±2,2 | 112,7±1,9 124,4±2,3 | 120,3±2,1 >0,05 <0,05

Д=-10,8 %; Р<0,01 Д=-4,1%; Р>0,05

Проба Штанге дает представление об эффективности функционирования дыхательной системы при выполнении задержки дыхания на вдохе. На первом испытании результаты показателя пробы Штанге у девушек экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались друг от друга (при Р>0,05). Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы достоверно превысили свои исходные показатели в этой пробе -с 52,3±2,9 до 73,7±3,2 с (Р<0,05), а их сверстницы из контрольной группы - соответственно - с 54,2±2,8 до 58,3±2,5 с (Р>0,05). В целом, в итоге различия между девушками экспериментальной и контрольной группами при выполнении пробы Штанге были достоверными в пользу экспериментальной группы (Р<0,01).

Проба Генчи, как и предыдущая проба, характеризует уровень функционирования дыхательной системы при задержке дыхания, но после глубокого выдоха. На первом испытании результаты показателя пробы Генчи у девушек экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались друг от друга (при Р>0,05). Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы достоверно превысили свои исходные показатели в этой пробе - с 28,6±1,1 до 32,3±1,2 с (Р<0,05), а их сверстницы из контрольной группы -недостоверно, соответственно - с 27,5±1,2 до 28,1±1,1 с (Р>0,05). В итоге различия при выполнении пробы Генчи между девушками экспериментальной и контрольной группами были достоверными в пользу первой группы (Р<0,05).

Одномоментная проба. На первом испытании результаты одномоментной пробы у девушек экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались друг от друга (при Р>0,05). Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы достоверно снизили свои исходные показатели в этой пробе - с 123,5±2,2 до 112,7±1,9% (Р<0,01), а их сверстницы из контрольной группы - недостоверно (с 124,4±2,3 до 120,3±2,1%) при Р>0,05. В целом по итогам исследования различия при выполнении одномоментной пробы между девушками экспериментальной и контрольной группами составили 6,7% (Р<0,05).

Результаты тестирования физической подкованности девушек 16-17 лет. Из таблицы 2 следует, что на первом испытании во всех тестах не было выявлено достоверных различий между девушками экспериментальной и контрольной групп при Р>0,05, следовательно они были однородными. Ниже представлен сравнительный анализ итоговых результатов тестирования физической подготовленности участниц эксперимента.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу до отказа позволяло оценить уровень развития силовой выносливости. Через шесть месяцев девушки экспериментальной

группы достоверно увеличили свои исходные результаты в этом тесте с 12,5±0,6 до 19,3±1,1 повторений (<0,001), а их сверстницы из контрольной группы - с 12,4±0,5 до 13,5±0,6 повторений (Р<0,05). По итогам исследования девушки экспериментальной группы с высокой степени достоверности (при Р<0,001) превзошли своих сверстниц из контрольной группы в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу

Таблица 2 - Показатели силовой и аэробной выносливости девушек 16-17 лет

Тесты Экспериментальная группа (n=12) Контрольная группа (n=12) Дз-К

Исходный Итоговый (через 6 месяцев) Исходный Итоговый (через 6 месяцев) Рисх Ритог-

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу до отказа, раз 12,5±0,6 19,3±1,1 12,4±0,5 13,5±0,6 >0,05 <0,001

Л=6,8 раз; Р<0,001 Л=1,1 раз; Р>0,05

Прыжки через скакалку (кол-во раз/в мин) 157,5±3,0 | 175,3±4,1 158,3±3,1 | 160,1±3,2 >0,05 <0,01

Л=17,8 раз/мин; Р<0,01 Л=1,7 раз/мин; Р>0,05

Челночный бег 10*10 м (с) 29,7±2,3 | 22,4±1,4 29,4±2,2 | 28,2±1,9 >0,05 <0,05

Л=7,3 с; Р<0,05 Л=1,2 с; Р>0,05

Сгибание и разгибание рук в висе на низкой перекладине с упором ног, раз. 13,6±0,6 I 16,5±0,8 14,0±0,6 | 14,3±0,6 >0,05 <0,05

Л=2,9 раз; Р<0,05 Л=0,3 раз; Р>0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз 47,3±2,1 | 58,1±2,8 48,2±2,2 | 49,5±2,3 >0,05 <0,05

Л=10,8 раз; Р<0,01 Л=1,3 раз; Р>0,05

6-минутный бег, м 1243±38,5 | 1479±32,4 1285±21,2 | 1306±24,9 >0,05 <0,01

Л=236 м; Р<0,01 Л=71 м; Р<0,05

Прыжки через скакалку достаточно сложный тест даже для девушек 16-17 лет и требует проявление не только скоростно-силовой выносливости, но и такие качества как ловкость и координацию. Поэтому перед выполнением данного теста все участницы эксперимента прошли обучение и подготовку в прыжках через скакалку. Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы достоверно улучшили свои исходные результаты в этом тесте с 157,5±3,0 до 175,3±4,1 раз/мин (Р<0,01), а их сверстницы из контрольной группы соответственно - с 158,3±3,1 до 160,1±3,2 раз/мин (Р>0,05). По итогам исследования девушки экспериментальной группы с высокой степени достоверности (при Р<0,01) превзошли своих сверстниц из контрольной группы в данном тесте.

Челночный бег 10*10 м не часто применяют в школьной программе. Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы улучшили свои исходные результаты в этом тесте с 29,7±2,3 до 22,4±1,4 с (<0,05), а их сверстницы из контрольной группы соответственно - с 29,4±2,2 до 28,2±1,9 с (Р>0,05). По итогам исследования девушки экспериментальной группы достоверно (при Р<0,05) превзошли своих сверстниц из контрольной группы в челночном беге 10*10 м.

Сгибание и разгибание рук в висе на низкой перекладине с упором ног позволяет оценить не уровень развития силовой выносливости мышц рук. Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы превзошли свои исходные результаты в этом тесте с 13,6±0,6 до 16,5±0,8 раз (Р<0,05), а их сверстницы из контрольной группы - с 14,0±0,6 до 14,3±0,6 раз (Р>0,05). По итогам исследования в этом тесте девушки экспериментальной группы достоверно (при Р<0,05) превзошли своих сверстниц из контрольной группы.

Поднимание туловища из положения лежа на спине позволяет оценить уровень силовой выносливости мышц брюшного пояса. Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы улучшили свои исходные результаты с 47,3±2,1 до 58,1±2,8 раз (Р<0,01), а их сверстницы из контрольной группы - с 48,2±2,2 до 49,5±2,3 раз (Р>0,05). По итогам исследования девушки экспериментальной группы достоверно (при Р<0,05) превзошли своих сверстниц из контрольной группы в данном тесте.

6-минутный бег позволял оценить уровень развития аэробной выносливости. Через шесть месяцев девушки экспериментальной группы улучшили свои исходные резуль-

таты в этом тесте с 1243±38,5 до 1479±32,4 м (Р<0,01), а их сверстницы из контрольной группы - с 1285±21,2 до 1306±24,9 раз (Р>0,05). По итогам исследования девушки экспериментальной группы достоверно (при Р<0,01) превзошли своих сверстниц из контрольной группы в 6-минутный беге.

ВЫВОДЫ

1. Программа функционального тренинга, разработанная для девушек 16-17 лет, позволяет интенсифицировать тренировочное воздействие практически на все группы мышц за счет того, что выполнение упражнений силового и аэробного характера происходит без пауз в течение 15-20 минут за счет сочетания нагрузки для мышц синергистов (агонистов) и мышцы антагонистов.

2. Функциональный тренинг позволил девушкам экспериментальной группы через шесть месяцев достоверно улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем по отношению к сверстницам контрольной группы, а именно по данным ортостатической пробы на 37,6% (Р<0,05), в пробе Штанге на - 26,4% (Р<0,01), в пробе Генчи на 149% (Р<0,05) и в одномоментной пробе - на 6,7% (Р<0,05).

3. За шесть месяцев функционального тренинга девушки экспериментальной группы превзошли своих сверстниц из контрольной группы в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу на 42,9% (Р<0,001), в прыжках через скакалку на 9,5% (<0,05), в челночном беге 10*10 м - на 25,8% (<0,01), в сгибании и разгибании рук в висе на низкой перекладине с упором ног - на 15,4% (<0,05), в поднимании туловища из положения лежа на спине с упором ног - на 17,3% (<0,05) и в 6-минутном беге - на 13,2% (Р<0,01).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкин Л.С. Влияние занятий атлетической гимнастикой в условиях сельской местности на физической состояние / Л.С. Дворкин, Н.И. Дворкина, С.О. Тарасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 67-69.

2. Романенко Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры / Н.И. Романенко / Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3., № 10. - С. 188-190.

3. Пожидаев С.Н. Индивидуализация физической подготовки в гимнастике на основе системы управления процессами /

4. С.Н. Пожидаев, Л.С. Дворкин, С.Б. Олонец // Глобальный научный потенциал. - 2019. -№ 9 (102). - С. 54-58.

REFERENCES

1. Dvorkin L.S., Dvorkin, N.I. and Tarasov, S.O. (2019), "Influence of athletic gymnastics in rural conditions on physical condition", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 67-69.

2. Romanenko N.I. (2016), "Methodology of physical education of senior pupils with the use of means of improving physical culture", Advances in modern science and education, Vol. 3, No. 10, pp. 188-190.

3. Pozhidaev, S.N., Dvorkin, L.S. and Olonets, S.B. (2019), "Individualization of physical training in gymnastics based on a process control system", Global scientific potential, No. 9 (102), pp. 54-58.

Контактная информация: dorkin57@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2020

УДК 796.012.134:796.325

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА

КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Юлия Валентиновна Дементьева, кандидат педагогических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Елена Ивановна Жмурко, доцент, Московский архи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.