Попова Л.А.
д.э.н., доцент, зам. директора по научной работе, Институт социально-экономических и энергетических
проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Зорина Е.Н.
н.с. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
УРОВЕНЬ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО
СТАРЕНИЯ РОССИИ1
Ключевые слова: демографическое старение, факторы постарения населения, темпы роста постарения, регионы России, региональные особенности постарения.
Keywords: demographic aging, factors of aging of the population, growth rate of the aging, Russian regions, regional characteristics of aging.
Демографическое старение, т.е. увеличение в составе населения доли старших возрастов, является одной из важнейших проблем современности. Оно имеет разнообразные аспекты и многочисленные экономические, социальные и политические последствия. В России удельный вес населения старше трудоспособного возраста вырос с 10,2% в 1959 г. до 25,4% к началу 2018 г.2 В последнее время темпы его роста в силу ряда причин значительно увеличились, поэтому исследования по вопросам постарения приобретают все большее значение. Представленная статья посвящена уровню демографического старения России, его региональным особенностям и определяющим их факторам.
Демографическое старение - это глобальный процесс, который в настоящее время происходит практически во всех странах мира и затрагивает все группы населения. Раньше других стран тенденция постарения проявилась во Франции, которая уже к 1870 г. перешагнула порог старости по шкале Ж. Боже-Гарнье (12% населения в возрасте 60 лет и старше)3, и затем постепенно эта тенденция распространилась на все развитые страны. Во второй половине 1950-х годов процессы демографического старения привлекли пристальное внимание исследователей - в 1956 г. был опубликован первый доклад ООН, посвященный этим вопросам. В 1959 г. эксперты отдела демографии ООН, приняв границу старости в 65 лет, разработали шкалу для измерения процессов демографической старости. В соответствии с ней, при доле населения в возрасте 65 лет и старше, составляющей менее 4%, население является молодым, при 4-7% оно считается зрелым, находящимся на пороге старости, при 7% и выше - старым4.
Существуют и другие варианты шкал с иным порогом старости. Так, в начале 1960-х годов польским демографом Э. Россетом для стран Восточной Европы и других стран, где основная масса населения уходит на пенсию в 60 лет, была усовершенствована шкала Ж. Боже-Гарнье. Согласно предложенной шкале, население считается молодым, если доля населения в возрасте 60 лет и старше - менее 8%. Если лица старше 60 лет составляют 8-12% населения, то это преддверие старости: от 8 до 10% - ранняя переходная фаза демографического старения, т.е. первое преддверие старости, от 10 до 12% - поздняя переходная фаза демографического старения, т.е. собственно преддверие старости. Удельному весу пожилого населения свыше 12% соответствует демографическая старость. Далее Э. Россетом были выделены уровни старости: 12-14% - начальный уровень демографической старости, 14-16% - средний, 1618% - высокий, 18% и более - очень высокий уровень5.
Наиболее простой является шкала демографической старости английского демографа Дж. Сандберга, который все внимание сосредоточил на трех возрастных группах: до 15 лет, от 16 до 59 лет, 60 лет и старше. Согласно этой шкале, если первая группа населения составляет меньше 30%, а последняя - больше 15%, то население считается «старым»6.
В промышленно развитых странах чаще придерживаются порога старости 65 лет, поскольку в Западной Европе и ряде других развитых государств в этом возрасте основная масса населения уходит на пенсию. По оценкам ООН, к
1 Статья подготовлена в рамках Комплексной программы фундаментальных научных исследований УрО РАН (проект № 18-6-7-24 «Демографическое старение России: региональные особенности, последствия, государственная социальная политика») и при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-010-00881 «Продолжительность жизни российского населения: возможности достижения «80 плюс»).
2 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru; Демографический ежегодник Республики Коми. 2018: Стат. сб. / Коми-стат. - Сыктывкар, 2018. - С. 162.
Народонаселение. Энциклопедический словарь. - М., 1994. - С. 113.
4 Там же.
5 Доброхлеб В.Г. Демографическое старение населения и становление новых социальных норм в стареющем обществе // Демографические перспективы России. - М.: Экон-Информ, 2008. - С. 181-205.
6 Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985. - С.117-118.
середине 2016 г. доля населения мира в возрасте 65 лет и старше возросла до 8,5%, тогда как до конца ХХ века она не достигала 7%, а до 1970-х годов составляла около 5%. К 2030 г. доля населения 65 лет и старше увеличится в мире почти до 12%, а к 2050 г. - до 16% при реализации варианта средней рождаемости1.
Как известно, Европа первой пережила демографической переход: снижение рождаемости на фоне повышения продолжительности жизни началось здесь уже в конце XIX - начале XX века. Поэтому население Европы - самое старое по сравнению с другими географическими регионами мира и останется таковым до конца текущего столетия. По оценкам ООН, доля населения 65 лет и старше составила в 2010 г. в среднем 11% населения Европы2, в 2016 г. - почти 18%, к 2030 г. поднимется до 23%, а к 2050 г. превысит 27%3. В странах ЕС процент населения старше 65 лет уже в начале 2010-х годов превышал 17%: за 1985-2010 гг. он возрос с 12,8% от общей численности населения до 17,4%. Рост абсолютной и относительной численности этой возрастной категории сохранится и в ближайшие десятилетия. Причем происходить он будет на фоне сокращения в Евросоюзе численности населения рабочих возрастов, которое будет особенно значительным в 2015-2035 гг. в связи с выходом на пенсию многочисленных поколений, родившихся в период бэби-бума 1960-х годов4.
Оба применяемых в мировой практике порога старости (60 и 65 лет) привязаны к верхней границе трудоспособного возраста, поскольку именно количество и удельный вес лиц пенсионного возраста определяют экономические аспекты постарения населения, и именно переход границы трудоспособности обусловливает формирование нового социального статуса человека со всем сложным комплексом социально-психологических последствий старения. Поэтому в нашем исследовании в качестве границы старости мы также будем придерживаться экономического порога старости. Т.е. достижения пенсионного возраста, который в России гендерно дифференцирован (до 2018 г. это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, с 2019 по 2023 гг. постепенно увеличится на пять лет5), а не традиционно используемых в российских исследованиях по постарению 60 лет для обоих полов. К тому же упомянутая граница старости была введена в научный оборот еще в 1960-х годах, и с точки зрения социальных аспектов демографического старения есть основания считать ее несколько устаревшей: при их рассмотрении в настоящее время логичнее придерживаться, наоборот, более значительных возрастов.
В демографическом старении традиционно принято различать «старение снизу», происходящее из-за постепенного сокращения числа детей вследствие снижения рождаемости, и «старение сверху», вызываемое ростом числа старых людей в результате сокращения смертности в старческих возрастах при относительно медленном росте числа детей6 [8, с. 117]. Существенное влияние на изменения возрастной структуры населения могут оказать также направление и интенсивность миграционных процессов. Поскольку наибольшей территориальной мобильностью отличаются лица в активных трудоспособных возрастах, интенсивный миграционный отток населения из региона способствует постарению его возрастной структуры за счет сокращения доли рабочих возрастов, в то время как положительное сальдо миграции содействует омоложению населения. И, наконец, темпы постарения населения могут определяться особенностями демографической истории территории - безусловно, увеличиваясь в периоды достижения принятого в данной стране порога старости поколениями, родившимися в годы высоких уровней рождаемости.
В первой половине XX века, в период интенсивного снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни населения за счет уменьшения смертности в детских возрастах, население промышленно развитых стран старело в основном «снизу». В последние десятилетия оно стареет как «снизу» - из-за невысокой рождаемости, так и «сверху» - вследствие увеличения продолжительности жизни населения в условиях дальнейшего сокращения смертности от хронических болезней, сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований в зрелых и старших возрастах.
В России сложилась несколько иная ситуация. В целом за последние шесть десятилетий доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась в стране более чем вдвое: с 10,2% в 1959 г. до 22,2% в 2010 г. и до 25,4% к началу 2018 г (табл. 1). Т.е., по сути, какой бы шкалы старости ни придерживаться, население России относится к старому. Однако интенсивное «старение сверху» для России было характерно в основном для двух временных отрезков. Для межпереписного периода 1959-1970 гг., когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста увеличился в РСФСР с 10,2 до 15,4% при менее значительном сокращении детских контингентов, и особенно для 1979-1989 гг., когда доля пенсионных возрастов выросла с 16,3 до 18,5% в условиях увеличения доли детей.
Необходимо подчеркнуть, что оба этих временных отрезка характеризуются достижением максимальных уровней продолжительности жизни российского населения. В середине 1960-х годов продолжительность жизни достигла в России 64,60 лет у мужчин (в 1964-1965 гг.) и 73,54 лет у женщин (в 1967-1968 гг.), после чего практически два десятилетия наблюдались стагнация и снижение ее величины. А показатели ожидаемой продолжительности жизни 19861987 гг., составившие 70,13 лет для всего населения, 64,91 для мужчин и 74,55 для женщин7, буквально до недавнего времени являлись максимальными за всю российскую историю. Лишь в 2012 г., после девяти лет сокращения уровня
1 http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0709/barom01.php
2 http://demoscope.ru/weekly/2011/0467/barom06.php
3 http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0709/barom01.php
4 http://demoscope.ru/weekly/2012/0511/barom01.php
5 Федеральный закон № 350-ФЗ от 3.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». - http://pensiya.molodaja-semja.ru/wp-content/uploads/2018/10/zakon-o-povy shenii-pensionnogo-vozrasta-ot-03-10-2018-350-fz.pdf
6 Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985. - С. 117.
7 Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики) / Под ред. Г.Н. Кареловой, Л. Л. Рыбаковского. - М., 2001. - С. 42.
смертности, величина продолжительности жизни для обоих полов, составившая 70,24 лет (64,56 для мужчин и 75,86 для женщин),1 превысила рекордный уровень 1986-1987 гг. При этом по женскому показателю максимальная отметка была перекрыта еще в 2009 г., по мужскому - лишь в 2013 г.
Таблица 1
Возрастная структура населения России по данным переписей
Годы Удельный вес населения Доля лиц старше трудоспособного возраста в составе населения 16 лет и старше, %
в возрасте моложе трудоспособного, % в трудоспособном возрасте, % в возрасте старше трудоспособного, %
1959* 31,4 58,4 10,2 14,9
1970* 28,6 56,0 15,4 21,6
1979* 23,3 60,4 16,3 21,3
1989* 24,5 57,0 18,5 24,5
2002 18,1 61,3 20,5 25,1
2010 16,2 61,6 22,2 26,5
2018** 18,6 56,0 25,4 31,2
* РСФСР
** Оценка на начало года
Источники: Официальный сайт Росстата. http://www.gks.ru; Демографический ежегодник Республики Коми. 2018: Стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2018. - С. 158-162.
Следует обратить внимание, что период 1979-1989 гг. полностью отвечает приведенному выше определению «старения сверху». Демографические процессы «снизу» в это время, наоборот, содействовали омоложению российского населения. Речь идет о росте уровня рождаемости в первой половине - середине 1980-х годов под воздействием
мероприятий Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению госу-
~ 2
дарственной помощи семьям, имеющим детей» .
В то же время в течение предыдущего межпереписного периода 1970-1979 гг. удельный вес детей сократился в России намного существенней, чем выросла доля лиц пенсионного возраста. А процент лиц старше трудоспособного возраста в составе взрослого (16 лет и старше) населения РСФСР за этот межпереписной период даже уменьшился (с 21,6 до 21,3%), т.е. можно сказать, что в 1970-е годы «старения сверху» в России не наблюдалось вообще. Население старело в основном за счет низкого уровня рождаемости. Однако определенный вклад вносил и характерный для этого времени миграционный отток российского населения в другие союзные республики СССР.
В межпереписной период 1989-2002 гг., в условиях развернувшегося в стране кризиса смертности населения, темпы увеличения процента пенсионных возрастов также были гораздо ниже темпов уменьшения доли детей. А рост удельного веса лиц старше трудоспособного возраста в составе взрослого населения оказался совсем незначительным: с 24,5% в 1989 г. до 25,1% в 2002 г. В основе этого лежат очень невысокие показатели продолжительности жизни российского населения на протяжении указанного периода, а также начавшийся после распада Советского Союза миграционный приток населения из стран нового зарубежья. При этом благодаря миграционному приросту, во многом связанному с более благоприятными в Российской Федерации условиями реализации экономической активности населения, в стране произошло заметное увеличение не только удельного веса населения в трудоспособном возрасте (с 57,0% в 1989 г. до 61,3% в 2002 г.), но и его численности: с 83,7 млн. человек до 88,9 млн., в то время как общая численность населения страны за это время сократилась со 147,0 млн. человек до 145,2 млн.3 Т.е. миграция в 1989-2002 гг. в значительной степени способствовала сдерживанию темпов постарения населения России. Кроме того, к концу рассматриваемого периода в целом сокращалась численность поколений, достигающих пенсионных возрастов. Так, в 2002 г. возраста выхода на пенсию достигли мужчины 1942 г. рождения и женщины 1947 г. рождения. Как известно, послевоенный компенсационный подъем рождаемости начался в стране не сразу после Великой Отечественной войны, а только в конце 1940-х годов, когда произошла массовая демобилизация военнослужащих. Соответственно, в 1989-2002 гг. уменьшалось число не только мужчин, переходящих возрастную границу трудоспособности, но также и женщин. Это тоже сужало масштабы демографического старения России в указанный межпереписной период.
С 2000 г. в России наблюдается повышение уровня рождаемости. Вследствие этого последний межпереписной период 2002-2010 гг. характеризуется сокращением темпов «старения снизу»: с уменьшения доли детских возрастов за 1989-2002 гг. на 26,1% до убыли на 10,5% за период 2002-2010 гг. С 2004 г. позитивные тенденции характерны также и для уровня смертности. Тем не менее, заметного возрастания темпов «старения сверху» между переписями 2002 и 2010 гг. не зафиксировано. Если за 1989-2002 гг. удельный вес населения старше трудоспособного возраста увеличился в стране на 10,8%, то за последний, более короткий, межпереписной период - на 8,3%. Даже в условиях устойчивого семилетнего роста продолжительности жизни российского населения (по сравнению с 2003 г. прирост к 2010 г. составил 4,1 года - до 68,9 лет4) и сокращения темпов «старения снизу» население страны в 2002-2010 гг. по-
1 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru
2
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР № 235 от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» // СП СССР, 1981, № 13, ст. 75.
3 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru
4 Там же.
прежнему в большей мере старело за счет низкой рождаемости: доля детей уменьшилась за это время на 10,5%, а доля пенсионеров увеличилась лишь на 8,3%.
Внешняя миграция продолжает сдерживать темпы постарения. Однако в 2000-е годы пенсионного возраста достигают самые многочисленные поколения россиян: поколения послевоенного компенсационного подъема рождаемости. А в трудоспособный возраст, наоборот, входили все меньшие по численности поколения 1990-х годов рождения, лишь в самое последнее время сменившиеся немногим более многочисленными поколениями начала нулевых. Поэтому удельный вес трудоспособных контингентов в составе российского населения даже в условиях сохранения положительного сальдо внешней миграции в период 2002-2010 гг. остался практически неизменным: 61,3 и 61,6%, соответственно. При этом его максимум, по оценке Росстата, был отмечен в начале 2007 г. (63,0%)\ к переписи 2010 г. уже произошло сокращение до 61,6%, а к началу 2018 г. процент трудоспособного возраста уменьшился уже до 56,0%2. В то же время доля пенсионных возрастов в составе взрослого населения увеличилась за 2002-2010 гг. значительнее, чем в предыдущем межпереписном периоде: с 25,1 до 26,5%., т.е. Россия постепенно приближалась к западной модели постарения.
По оценкам на основе текущей статистики, к началу 2018 г. доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась в России до 25,4%. После переписи 2010 г. она возросла на 14,4% (по сравнению с 8,3% за 2002-2010 гг.). При этом в условиях роста рождаемости повысился в этот период и удельный вес детских возрастов - на 14,8%, т.е. «старения снизу» настоящее время в стране не происходит. Процент пенсионных возрастов в составе взрослого населения вырос еще значительней - на 17,7% (до 31,2% в составе населения). Таким образом, можно считать, что после переписи 2010 г. для России характерна западная модель постарения населения.
В ближайшие годы темпы «старения сверху» в России будут только нарастать. Особенно если будут успешно выполняться задачи повышения продолжительности жизни российского населения. А задачи поставлены очень амбициозные: войти к концу 2020-х годов в клуб стран «80 плюс». 7 мая 2018 г. Президент России подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором в качестве одной из первоочередных национальных целей развития страны обозначено достижение к 2024 г. ожидаемой продолжительности жизни населения 78 лет, к 2030 г. - 80 лет3.
Обширная территория России со значительными различиями социально-экономического развития, детерминирующего направление и характер миграционного движения населения в прошлом и настоящем и влияющего на уровень жизни населения и уровень развития системы медицинских учреждений, с этническими особенностями рождаемости и жизнесохранительного поведения локализованных на разных территориях национальностей обусловливает заметную региональную дифференциацию уровня и темпов роста демографического старения. По состоянию на начало 2018 г.4 субъекты Российской Федерации по доле населения старше трудоспособного возраста (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше) можно разделить на 7 групп:
1. К группе регионов с низким уровнем постарения (на 1 января 2018 г. доля населения пенсионного возраста не превышает в них 20,0%) относятся 11 субъектов федерации: Чеченская Республика, республики Ингушетия и Дагестан из Северо-Кавказского федерального округа, республики Тыва и Алтай из Сибирского ФО, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и в целом Тюменская область из Уральского ФО, Чукотский АО и Республика Саха (Якутия) из Дальневосточного ФО, Ненецкий АО из Северо-Западного ФО. Три автономных округа из этой группы: Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ханты-Мансийский - отличаются очень существенными темпами роста постарения (за период после переписи 2002 г. к началу 2018 г. в 2,2-2,5 раза), обусловленными масштабным миграционным оттоком населения. В 2002 г. они характеризовались самым низким удельным весом населения старше трудоспособного возраста в возрастной структуре населения (соответственно, 4,6, 6,7 и 6,8%), а к началу 2018 г. доля пенсионных возрастов увеличилась в этих регионах до 11,6-15,6%. Первые позиции в 2018 г. занимают Чечня и Тыва с процентом старшего возраста 10,4-11,4%. Незначительными темпами прироста доли населения пенсионного возраста среди регионов с низким уровнем постарения, кроме указанных двух субъектов, отличается также Дагестан. В основе этого лежат высокие уровни рождаемости во всех этих территориях.
2. Пять субъектов федерации характеризуются в начале 2018 г. удельным весом населения старше трудоспособного возраста от 20,1 до 22,0%, что соответствует уровню постарения существенно ниже среднероссийского. Это Республика Бурятия и Забайкальский край из Сибирского ФО, Кабардино-Балкарская Республика из СевероКавказского ФО, Камчатский край и Магаданская область из Дальневосточного федерального округа. Дальневосточные субъекты из этой группы в условиях устойчивого миграционного оттока населения характеризуются значительными темпами увеличения доли пенсионных возрастов. В Кабардино-Балкарии темпы роста постарения не очень значительны из-за повышенных показателей рождаемости.
3. В 14 регионах России доля населения пенсионного возраста от 22,1 до 24,0%, что можно охарактеризовать как уровень постарения ниже среднероссийского. К ним относятся Республика Калмыкия из Южного федерального округа, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Северная Осетия - Алания из Северо-Кавказского ФО, Мурманская область и Республика Коми из Северо-Западного федерального округа, Иркутская и Томская области, Красноярский край и Республика Хакасия из Сибирского ФО, Амурская и Сахалинская области, Еврейская автономная
1 Демографический ежегодник Республики Коми. 2013: Стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2013. - С. 160.
2 Там же, 2018. - С. 160.
3
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://www.kremlin.ru/acts/news/57425
4 Демографический ежегодник Республики Коми. 2018: Стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2018.
область и Хабаровский край из Дальневосточного федерального округа и Республика Башкортостан из Приволжского ФО. Значительными темпами роста постарения в этой группе, как и в двух предыдущих, отличаются субъекты с многолетним миграционным оттоком населения: Мурманская и Сахалинская области и Республика Коми. Самые низкие темпы роста постарения в национальных республиках с высокими показателями рождаемости коренных этносов: в Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и Башкортостане.
4. 17 субъектов федерации характеризуются удельным весом населения старше трудоспособного возраста от 24,1 до 26,0%. Этот уровень постарения можно считать среднероссийским: по оценке на начало 2018 г. доля населения старше трудоспособного возраста в целом по стране составляет 25,4%. В числе регионов со среднероссийским уровнем постарения населения Астраханская область и Республика Адыгея из Южного федерального округа, Ставропольский край из Северо-Кавказского ФО, Приморский край из Дальневосточного ФО, Республика Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Республика Марий Эл, Пермский край и Оренбургская область из Приволжского федерального округа, Московская область из Центрального ФО, Новосибирская, Омская и Кемеровская области из Сибирского ФО, Калининградская область из Северо-Западного федерального округа, Челябинская и Свердловская области из Уральского ФО. Большинство регионов этой группы отличаются невысокими и средними темпами роста уровня постарения. Самый незначительный прирост доли населения старше трудоспособного возраста за 2002-2018 гг. характерен для Московской области (6,4% - это минимальный прирост среди 85 регионов России) из-за существенного миграционного притока населения, а также для Республики Адыгея с высоким уровнем рождаемости (14,2% - уровень прироста доли пенсионных контингентов, типичный для Северо-Кавказских национальных республик). В группе регионов со среднероссийским уровнем постарения лишь Приморский край, республики Удмуртия и Марий Эл, а также Омская область отличаются темпами его роста, заметно превышающими уровень по стране в целом.
5. Также в 17 регионах страны доля населения пенсионного возраста составляет в начале 2018 г. от 26,1 до 28,0%. Этот уровень постарения можно определить как уровень выше среднероссийского. К ним относятся Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области и город Севастополь из Южного федерального округа, Архангельская, Вологодская и Ленинградская области, город Санкт-Петербург и Республика Карелия из Северо-Западного ФО, город Москва и Белгородская и Брянская области из Центрального федерального округа, Самарская, Саратовская и Нижегородская области и Республика Мордовия из Приволжского ФО, Алтайский край из Сибирского ФО. Повышенными темпами роста доли населения старше трудоспособного возраста в этой группе территорий отличаются Архангельская область, Республика Карелия и Алтайский край, характеризующиеся миграционным оттоком населения. В остальных 13 регионах темпы прироста постарения либо ниже среднего по стране, либо, как в Москве, Саратовской области и Мордовии, незначительно превышают среднероссийский темп.
6. В 18 субъектах федерации удельный вес населения старше трудоспособного возраста находится в диапазоне от 28,1 до 30,0%. К этому уровню постарения, который является существенно выше среднероссийского, относятся Республика Крым из Южного ФО, Калужская, Костромская, Смоленская, Липецкая, Ярославская, Курская, Воронежская, Ивановская, Орловская, Владимирская, Тверская области из Центрального федерального округа, Ульяновская, Кировская и Пензенская области из Приволжского ФО, Курганская область из Уральского ФО, Новгородская и Псковская области из Северо-Западного федерального округа. В большинстве из них темпы роста постарения населения невысокие, средние или немного выше среднего, как в Пензенской области. Лишь в Ульяновской, Курганской и Кировской областях темпы прироста доли населения старше трудоспособного возраста за 2002-2018 гг. составляют 32-36%.
7. В трех субъектах Российской Федерации - Рязанской, Тамбовской и Тульской областях - удельный вес населения пенсионного возраста по оценке на начало 2018 г. превышает 30,0%. Это высокий уровень постарения. Все эти регионы представляют Центральный федеральный округ и являются территориями с традиционно старым населением: темп прироста доли населения старше трудоспособного возраста за 2002-2018 гг. находится в них в пределах 20%.
Принадлежность к разным группам территорий по уровню демографического старения определяет специфику проблем, связанных с постарением населения, и должна учитываться при проведении региональной социально-экономической политики.