Научная статья на тему 'Уровень физического развития и состояние здоровья девочек 11 - 14 лет с разным уровнем двигательной активности'

Уровень физического развития и состояние здоровья девочек 11 - 14 лет с разным уровнем двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косолапов Олег Николаевич, Речкалова Ю. М., Серебров Леонид Михайлович, Столбова Любовь Александровна, Старцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень физического развития и состояние здоровья девочек 11 - 14 лет с разным уровнем двигательной активности»

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК 11 - 14 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

О.Н.Косолапов, Ю.М. Речкалова, Л.М.Серебров, Л.А. Столбова, А.А.Старцев

Здоровье человека закладывается в детстве и определяется совокупностью показателей физического развития ребенка [1]. В последние десятилетия усиливается тенденция к ухудшению состояния психического и физического здоровья детей и подростков. Отмечено увеличение числа школьников с функциональными расстройствами.

Даже для здоровых правильно развивающихся школьников уроки физической культуры в школе не могут обеспечить необходимый суточный объем движений. Только правильно организованные внеклассные формы занятий физическими упражнениями могут ликвидировать дефицит двигательной активности [2]. Развитие и совершенствование физических возможностей детей и подростков есть одновременное развитие и совершенствование жизненно важных систем: дыхания, кровообращения, обменных процессов [3].

Цель работы - изучить показатели физического развития девочек-подростков 11-14 лет с разным уровнем двигательной активности.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу.

2. Освоить методы исследования.

3. Исследовать физическое развитие девочек 11-14 лет с низким уровнем повседневной двигательной активности.

4. Исследовать физическое развитие девочек 11-14 лет, занимающихся аэробикой.

5. Сравнить влияние физической нагрузки на ряд показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девочек с разным уровнем двигательной активности.

6. Исследовать состояние здоровья и сформирован-ность потребности в здоровом образе жизни у учениц школы - гимназии №27 г. Кургана.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании приняли участие 47 учениц школы-гимназии №27 г. Кургана 11-14 лет. В ходе исследования осуществлялось наблюдение за физическим развитием девочек в 2006-2007 учебном году. Материалом для решения поставленных задач послужили антропометрические и физиометрические измерения, проводившиеся в начале и конце учебного года. В качестве сравнения использовались сведения, полученные в ходе аналогичных измерений 35 девочек того же возраста, которые, помимо физического воспитания по школьной программе, дополнительно занимались аэробикой по 1 часу 2 раза в неделю во Дворце творчества юных.

Исследования проводили в первой половине дня. Исходя из точных дат рождения, возраст определялся по методике. Определение физического развития проводилось общепринятыми методами соматометрии и физио-метрии [4], для чего использовались следующие показатели: длина тела, масса тела, ОГК на вдохе, ОГК на выдохе, ОГК в паузе, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, сила сжатия кисти, частота дыхательных движений (ЧДД), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, пульсовое давление.

Кроме того, исследовались функциональные воз-

можности сердечно-сосудистой и дыхательной систем с помощью функциональной пробы С.П. Летунова. Суть ее заключается в определении реакции организма на физическую нагрузку в виде 20 приседаний в течение 30 сек, которая измерялась по изменению пульса, артериального давления, ЧСС, величины ЖЕЛ.

Все вышеуказанные показатели измерялись с помощью приборов: ростомера, напольных весов, сухого спирометра, измерительной ленты, ручного динамометра, аппарата для измерения артериального давления, секундомера.

Исходя из полученных данных, рассчитывали следующие индексы:

1. Весоростовой индекс (индекс Кетле): Вес тела, г. / Рост стоя, см. Данный индекс нами был использован и для определения типа телосложения.

2. Жизненный индекс: ЖЕЛ, мл. / Вес тела, кг.

Для определения сердечного выброса применялась

формула Старра, модифицированная для детей 8-14 лет Н.А. Романцевой:

СО=[ (40+0,5*ПД) - (0,6*ДЦ) ] +3,2*А,

где СО - систолический объем, ПД-пульсовое давление, ДД - диастолическое давление, А- возраст.

МОК рассчитывали по формуле:

МОК = СО * ЧСС,

где МОК - минутный объем крови, СО - систолический объем, ЧСС - частота сердечных сокращений. Функциональное состояние нервно-мышечной системы определяли в теппинг-тесте (четырехкратном повторении максимальной частоты движения кисти в течение 10 сек).

Фактический материал обработан методом вариационной статистики. При статистической обработке был использован метод Стьюдента-Фишера. Различия между сравниваемыми величинами считали достоверными при вероятности не менее 95% (Р<0,05). Полученные данные представлены в виде таблиц, диаграмм, гистограмм.

Таблица1

Антропометрические показатели девочек 11-14 лет г. Кургана

Показатели Возраст (г) Девочки школы -гимназии № 27 Девочки-спортсменки

±М ± т ±ст ±М ±т ±ст

Длина тела, см 11 145,7 1,42 4,90 146,5 101 4,74

12 149,8 1Д9 4,75 151,3 132 4,50

13 157,1 1,48 6,35 158,7 128 6,48

14 159,9 1,71 6,43 161,3 1,46 6,17

Масса тела, кг 11 37,9 1,52 5,41 36,0 108 5,11

12 41,2 1,43 5,74 39,1 0,89 5,24

13 44,8 1,18 6,09 43,6 134 6,72

14 47,5 1,85 7,21 46,1 125 7,42

ОГК, см 11 71,0 1,26 5,39 71,9 124 5,07

12 72,7 1,30 5,23 73,6 123 5,92

13 73,7 1,01 5,62 74,6 104 5,83

14 76,8 1,03 6,06 78,4 1,12 6,84

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое измерение девочек 11 лет проводилось в сентябре 2006 года. В результате их повторного измерения, проведенного через полгода, было установлено, что за данный период рост школьниц достоверно увеличивался с 145,7 ±1,42 см до 149,8±1,19 см (Р< 0,05) (рис.1).

.111

КА КА КА КА

Рис.1. Показатели длины тела учащихся 11, 12, 13, 14 лет, занимающихся физической культурой в рамках

учебной программы (К), п=47 и дополнительно занимающихся аэробикой в спортивной секции (А), п=35

По данным Д.В. Колесова (1978), с этого возраста начинается усиление ростовых процессов, с 11 до 14 лет увеличение длины тела у девочек происходит на 8-10 см в год. Масса тела у обследованных лиц достоверно возрастала с 37,9 ±1,52 кг до 41,2 ±1,43 кг (Р<0,05), что согласуется с данными Ю.А.Ямпольской и С.А.Михайловой (1993), согласно которым энергия нарастания массы тела в 9-12 лет составляет 3-5 кг в год (рис.2).

КА КА КА КА Рис.2. Показатели массы тела учащихся 11, 12, 13, 14 лет, занимающихся физической культурой в рамках

учебной программы (К), п=47 и дополнительно занимающихся аэробикой в спортивной секции (А), п=35

ЖЕЛ после физической нагрузки в первом измерении снижалась с 2060±50 до 1870±60 мл, (на 190 мл), а во втором с 2230±40 до 2010±50 мл (на 220 мл) (Р>0,05) (рис.3).

шя

КА КА КА КА

Рис.3. Показатели жизненной емкости легких (при нагрузке) учащихся 11, 12, 13, 14 лет, занимающихся физической культурой в рамках учебной программы (К), п=47 и дополнительно занимающихся аэробикой в спортивной секции (А), п=35 Эти изменения позволяют говорить о недостаточности компенсаторных возможностей дыхательной системы подростков (В.М.Волков, 1973).

Мы выявили достоверный рост кистевой силы правой руки у девочекза период с 11 до 12 лет с 15,8±0,87 до 19,69±1,08 кг и несущественное увеличение силы левой кисти с 15,9±1,29 до 17,9±1,09 кг (Р>0,05). По данным

A.A. Маркосяна (1978), максимум нарастания силы сжатия правой руки у девочек приходится на данный возраст. Если первоначально мы установили несущественную разницу кистевой силы между обеими руками в 0,25 кг в пользу левой руки, то при повторном измерении она составила 1,81 кг, но уже в пользу правой руки. Чем моложе дети, тем меньше разница между силой мышц обеих рук. Увеличение силы правой руки связано с тем, что чем больше возраст, тем сильнее проявляется результат привычки и упражнения (А. Макфарлейн,1992). Во время первого измерения силовой индекс у девочек составлял 42%, во втором измерении он увеличился до 46,7 % (Р<0,05).

За период с 11 до 12 лет было установлено достоверное снижение ЧСС в покое с 84,0±0,60 до 81,8±0,54 уд/мин (рис. 4), а после физической нагрузки с 170,6±3,16 до 158,8±2,44 уд/мин (Р<0,05) (рис. 5). Достоверно снижался и показатель ЧДД в покое с 23,5 ±0,22 до 22,0 ±0,22 дыхательных циклов в мин (Р<0,05), после физической нагрузки с 42,0±0,80 до 39,7± 1,03 дыхательных циклов в мин (Р>0,05). В первом измерении ЧСС после физической нагрузки достоверно увеличивалась на 103,1%, ЧДД на 78%, а во втором измерении эти показатели возросли соответственно на 94,2% и 80%. Таким образом, согласно нашим исследованиям, эти показатели имеют тенденцию к повышению после пробы С.П. Летунова. Это является следствием плохой тренированности подростков, которые реагируют на физическую нагрузку повышением ЧСС на 80-100%, ЧДД в 2-2,5 раза (М.Т. Матюшонок, 1975).

КА КА КА КА

Рис.4. Показатели чистоты сердечных сокращений

(покой) учащихся 11, 12, 13, 14 лет, занимающихся физической культурой в рамках учебной программы (К), п=47 и дополнительно занимающихся аэробикой в спортивной секции (А), п=35

КА КА КА КА

Рис.5. Показатели чистоты сердечных сокращений (при нагрузке) учащихся 11, 12, 13, 14 лет, занимающихся физической культурой в рамках учебной программы (К), п=47 и дополнительно занимающихся аэробикой в спортивной секции (А), п=35 За исследованный период в сторону увеличения изменились и показатели АД. Так, у обследованных девочек в покое САД незначительно возрастало с 104,0±2,21 до 109,7±2,60 мм рт.ст. (Р>0,05).

В первом измерении физическая нагрузка вызывала достоверное увеличение САД с 104,0±2,21 до 121,0±2,77 мм рт. ст. (на 14%) и снижение ДАДс65,0±1,24

до 57,5±1,71 мм рт. ст. (на 11,5%) (Р<0,05). При повторном измерении эти показатели изменялись соответственно с 109,7±2,60 до 127,2±2,66 мм рт. ст. (на 13,76 %) и с 70,9±1,8 до 62,8±1,62 мм рт.ст. (на 11,46 %) (Р<0,05).

За период с 11 до 12 лет СО и МОК претерпевали изменения в сторону незначительного повышения. Так, СО и МОК в первом исследовании составляли 57,7±1,57 мл и 4,5±0,13 л, а во втором исследовании 54,8±1,93 мл и 4,6±1,50 л соответственно (Р>0,05). После физической нагрузки первоначально СО у девочек вырастал на 32 %, МОК в 2 раза, а при повторном измерении СО увеличивался на 33%, МОК в 2,15 раз (Р<0,05). При этом МОК в обоих случаях увеличивался за счет роста ЧСС, а не СО. Это является следствием низкой двигательной активности (В.А. Алиев, 1993).

В период с 9 до 12 лет подростки испытывают затруднения при выполнении точных и мелких движений вследствие перестройки нервно-мышечного аппарата (А.Г. Хрипкова, 1988). В ходе теппинг-теста в обоих измерениях нами выявлено подтверждение этому Так, отмечено прогрессивное уменьшение точек от квадрата к квадрату у девочек с 11 до 12 лет, что свидетельствует о слабой подвижности нервных импульсов (В.П. Загрядский, 1976).

ВЫВОДЫ

1. Антропометрические показатели и их динамика были сходны у девочек с разным уровнем двигательной активности. Наибольшее увеличение длины и массы тела было отмечено в период с 12 до 13 лет, ОГК в паузе с 13 до 14 лет.

2. Наибольшие сдвиги физиометрических показателей наблюдались у девочек в период с 13 до 14 лет. У спортсменок ЖЕЛ в 13-14 лет, ДАД в 12-13 и 13-14 лет были достоверно больше, чем у девочек контрольной группы.

3. Физическая нагрузка у девочек с высоким уровнем двигательной активности вызывала достоверно большее увеличение СО, меньшее возрастание ЧСС, ЧДД, снижение ЖЕЛ по сравнению с девочками контрольной группы.

4. 8,5 % учениц 11-14 лет школы-гимназии № 27 относились к I группе здоровья, 72,3 % ко II группе здоровья, 19,2 % к III группе. На 1 месте в структуре заболеваемости находились болезни органов дыхания (41%), на 2 месте - болезни сердечно-сосудистой системы (19%).

5. Потребность в соблюдении здорового образа жизни была сформирована у 60% учеников школы-гимназии №27.

Список литературы

1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптивные

возможности школьников // Вестник АМН.-1993. - №5. -С. 19-24.

2. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные

приоритеты // Вестник РАМН. - 1999. - С.40-43.

3. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.

- М.: Медицина, 1991. -270 с.

4. Ямпольская Ю.А, Михайлова С.А. Сравнение параметров физическо-

го развития современных школьников Москвы и Горно - Алтайска.

//Гигиена и санитария. - 1993. - №11. - С.35-37.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАУРАЛЬЯ

Е.Г. Штода, С.Колташев, А. Литвинов

Бег на средние дистанции пользуется огромной популярностью у любителей легкой атлетики во всем мире. В настоящее время наблюдается большой приток в нее сильных спортсменов из стран африканского контингента, Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна, имеющих результаты мирового класса.

Успехи в этом виде легкой атлетики связаны с определенными достижениями в методике подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Тренировка в беге на средние дистанции преимущественно направлена на развитие выносливости, расширение функциональных возможностей организма и совершенствование техники движений.

Достижение высоких результатов зависит от уровня всесторонней подготовки бегуна. Однако наряду с высоким всесторонним развитием, совершенной техникой и тактикой бега, главным качеством средневика является специальная выносливость - способность бегуна поддерживать нужную скорость по всей дистанции.

Весь путь подготовки бегуна на средние дистанции от новичка до спортсмена разделен на пять этапов, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием компонентов учебно-тренировочного процесса, качественно отличается по целям, а также по системе контроля. Одна из важнейших целей первого этапа - набор полноценного состава учебной группы. На втором этапе осуществляется планирование подготовки бегуна под воздействием главной цели - закрепление интереса к бегу и выбор специализации. Выполнение нормативов спортивного разряда должно естественно вытекать из этих целей, а не "подавлять" их. Учитывается степень способности к бегу, занятость учебной деятельностью и условия быта. Особенностью третьего этапа является переход на индивидуальное планирование. Необходимо создать четкую конкретную модель спортсмена, включающую следующие основные параметры: состояние здоровья, антропометрические данные, функциональные возможности, спортивный стаж, уровень развития физических качеств, мотивы и динамику спортивных результатов. Тренировка является ключевым видом деятельности на четвертом этапе. В план подготовки включаются вопросы медицинского обеспечения, питания, реабилитации. Основная особенность пятого этапа - выход на высокий спортивный результат.

Годичная периодизация состоит из 52 календарных недель, которые объединяются в три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период продолжается 27-30 недель (октябрь-первая половина мая). Соревновательный период (14-16 недель) - с мая до начала сентября и переходный период (3-4 недели) - с сентября до начала октября.

Основными средствами, применяемыми в тренировке бегунов группы физкультурно-спортивного совершенствования факультета и сборной команды университета, являются бег (бег в усложненных условиях, кроссовый бег, темповой бег, бег на отрезках, барьерный бег), прыжковые и силовые упражнения с отягощением, спортивные игры, плавание.

В подготовительном периоде организм спортсмена готовится к выполнению больших по объему и оптимальных по интенсивности тренировочных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.