Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ'

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / антропометрические показатели / уровень физического развития / подготовленность / тесты / биологическая зрелость / schoolchildren / anthropometric indicators / level of physical development / readiness / tests / biological maturity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранаев Юрий Анатольевич

Представлены результаты сравнительного анализа уровня физического развития и физической подготовленности школьников шестых классов с различными темпами биологического созревания на основе антропометрических измерений и контрольно-педагогических тестов. Выявлены достоверные различия по всем показателям, кроме показателя прыжка вверх с места с махом рук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранаев Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND FITNESS OF CHILDREN WITH DIFFERENT RATES OF PUBERTY

The results of a comparative analysis of the level of physical development and readiness of sixth grade schoolchildren with different rates of biological maturation based on anthropometric measurements and control and pedagogical tests are presented. Significant dif-ferences were found in all indicators, except for the indicator of jumping up from a place with a swing of the hands.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ»

СПОРТ

УДК 796.015.682:57.017.64 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-5-68-75

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ

Ю.А. Баранаев

Представлены результаты сравнительного анализа уровня физического развития и физической подготовленности школьников шестых классов с различными темпами биологического созревания на основе антропометрических измерений и контрольно-педагогических тестов. Выявлены достоверные различия по всем показателям, кроме показателя прыжка вверх с места с махом рук.

Ключевые слова: школьники, антропометрические показатели, уровень физического развития, подготовленность, тесты, биологическая зрелость.

THE LEVEL OF PHYSICAL Баранаев Юрий Анатольевич, канд. пед. наук,

DEVELOPMENT AND FITNESS доц., Baranaev@yahoo. com, Республика Беларусь, Минск,

OF CHILDREN WITH DIFFERENT Белорусский государственный университет физической

RATES OF PUBERTY культуры

Baranaev y.a., ^ditote °f pedagogicai sd- Известно, что биологический воз-

ences, associate professor, Baranaev@ya- _ „

hoo.com, Republic of Belarus, Minsk, Belaru- раст> в большей степени, чем кЭЛеВДар-

sian State University of Physical Culture ный отражает онтогенетическую зре-

, . „ , лость индивидуума, его работоспособ-

The results of a comparative analysis of the „

level of physical development and readiness ность и характер адаптивных реакций [1J. of sixth grade schoolchildren with different Практика спорта построена так,

rates of biological maturation based on anth- что детские тренеры зачастую предпочи-

ropometric measurements and control and pedagogical tests are presented. Significant dif- тают брать в свои секЦии детей-акселера-ferences were found in all indicators, except тов, тем самым снижая внимание к ре-

f°irththaes¡ndlCatf0rh°fh;Ulmping up from a place тардантам. Однако нередко подростки с

замедленными темпами индивидуаль-Key words: schoolchildren, anthropometric ного развития потенциально более спо-

indicators, level 0f physical development, rea- собны, но их одаренность проявится diness, tests, biological maturity. r r

позднее [2J.

В связи со сложившейся ситуацией для повышения качества состава сборной команды страны Королевская футбольная ассоциация Бельгии стала проводить разделение команд, классифицируя детей по био -логической зрелости, а не по году рождения [3]. Начали создаваться отдельные команды детей-ретардантов, акселератов, медиантов. Эта классификация является первым шагом к индивидуализации процессов обучения и спортивного отбора.

Данное направление стало развиваться в странах Европы и получило название биобэндинг (англ. «Bio-banding»). По сути, «Биобэндинг» -это процесс группировки игроков по их степени созревания, а не по хронологическому возрасту [4]. Именно в период полового созревания важно индивидуализировать учебно-тренировочную работу с детьми, так как подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет (рис. 1).

I I

Ûwm

Рис. 1. Три гимнаста одного хронологического возраста

В период полового созревания двигательная система нарушается из-за быстрого роста и созревания. В этот период часто могут возникать травмы. Используя данные о биологическом возрасте, можно определить, является ли ребенок ранним, поздним или средним в своем темпе развития, и на основании этого правильно построить тренировочную работу, значительно повысить уровень физической подготовленности с минимизацией спортивных травм [5, 6].

Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с ге -терохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии ребенка.

Специалисту по физической культуре при оценке двигательных способностей необходимо учитывать биологическую зрелость детей, чтобы объективно понимать их потенциальные возможности. Кроме того, информация о биологическом возрасте дает тренеру возможность не только более качественно проводить спортивный отбор и ориентацию, но и вносить своевременную коррекцию в тренировочный процесс в соответствии с этапами развития организма ребенка.

Цель исследования - сравнить уровень физического развития и подготовленности детей с различными темпами биологическими развития.

Задачи исследования:

1) провести сравнительный анализ антропометрических показате -лей детей с различными темпами биологического развития;

2) провести сравнительный анализ результатов теста «прыжок вверх с махом рук» детей с различными темпами биологического развития.

Методика и организация исследования. Было проведено исследование, в котором приняли участие 41 мальчик и 18 девочек (6-й класс). Комплексное тестирование проходило на базе СШ № 41 г. Минска.

В исследовании использовались основные общепринятые методы: анализ научно-методической литературы, оценка биологической зрелости, контрольно-педагогические испытания (прыжок вверх с махом рук с последующим расчетом абсолютной мощности), методы математической статистики.

Биологическая зрелость детей оценивались путем прогнозирования возраста, когда наступит максимум ростового скачка - МРС (анг. PHV -peak high velocity), на основании антропометрических измерений [5]. Использовалась специальная формула, по результатам подсчета которой дети были отнесены к следующим категориям: акселерат, медиант, ретар -дант.

Так, по результатам оценки биологической зрелости у девочек не были обнаружены индивиды с ранним и поздним созреванием, поэтому в дальнейшем исследовании приняли участие только мальчики (1 ретардант, 9 акселератов, 24 медиантов). Был выявлен только один мальчик-ретардант, поэтому в анализе данных он не учитывался.

Формула для расчета биологической зрелости ребенка выглядит следующим образом:

Оценка биологической зрелости для мальчиков =

= -9,236 + (0,0002708 х длина ноги и рост сидя) + (-0,001663 х

х возраст и длина ноги) + (0,007216 х возраст и рост сидя) + + (0,02292 х (масса тела/рост стоя х 100).

Пример расчета:

Хронологический возраст - 11,25 года.

Рост стоя - 149,4 см.

Масса тела - 40 кг.

Рост сидя - 79 см.

Длина ноги - 70,4 см (рост стоя - рост сидя).

Длина ноги и рост сидя - 70,44 х 79,0 = 5564,76.

Возраст и длина ноги - 11,25 х70,4 = 792.

Возраст и рост сидя - 11,25 х 79,0 =888,75.

Масса тела и рост (%) - (40,0/149,4) х 100=26,85.

Оценка биологической зрелости (расчет) = -9,236 + (0,0002708 х 5564,76) + (-0,001663 х 792) + (0,007216 х 888,75) + (0,02292 х 26,85) = -2,0 года от МРС.

Если получаем значение с отрицательным (-) знаком, значит максимум ростового скачка еще не наступил для ребенка, если знак положи -тельный (+), максимум ростового скачка уже прошел.

Далее определяем возраст наступления МРС.

Возраст МРС = 11,25 лет - (-2,0) = 13,25 лет (средняя биологическая зрелость).

Средняя биологическая зрелость у мальчика считается 14±1 лет от МРС, ранняя биологическая зрелость подразумевает наступление МРС на 1 год раньше средней биологической зрелости (<13 лет), позднее биологическое созревание считается, когда возраст МРС наступает позже более чем на 1 год, по сравнению с нормой. У девочек временные отрезки биоло -гического созревания отличаются от мальчиков, поэтому будут иметь другие границы: среднее биологическое созревание - МРС приходится на 12±1 лет, раннее биологическое созревание, когда МРС наступает ранее 11 лет, позднее созревание - МРС проявляется позже 13 лет.

Для расчета возраста максимума ростового скачка ребенка можно использовать и готовые онлайн-калькуляторы (например, https://www. athleticskillsmodel.nl/en/growth-calculation/), которые производят подсчет, опираясь на метод разработанный R.L. Mirwald и др.

Условия выполнения тестирования. Прыжок вверх с махом рук (показатель скоростно-силовых качеств мышц ног). Участник тестирования принимает исходное положение в кругу диаметром 1 м. После этого выполняется вертикальный прыжок вверх: делается быстрый присед и после резкого взмаха вверх руками выполняется прыжок вверх. Приземление должно быть практически в место исходного положения, не вылетая из обозначенного круга [7]. Измерение высоты прыжка проводилось с приме -нением датчика «ВЕРТ» (полное название англ. «Vert Jump Monitor», производитель - США).

«ВЕРТ» представляет собой небольшой прибор, оснащенный гироскопом и акселерометром, позволяющими измерять параметры прыжков спортсмена, а затем передавать информацию на мобильное устройство. Датчик прикрепляется к одежде при помощи зажима (рис. 2).

Это информативный и надежный инструмент для количественной оценки вертикальных прыжков [8, 9].

Рис. 2. Крепление датчика на одежду

Для расчета абсолютной мощности (пиковая анаэробная выходная мощность - ПАВМ), которую показали испытуемые во время прыжка вверх с места, использовалась формула Б. Sayers и др. [10]:

ПАВМ (Вт) = 60,7 х высота прыжка вверх (см) + + 45,3 х масса тела (кг) - 2055.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило получить следующие результаты, которые представлены в таблице.

Сравнительный анализ детей с различными темпами биологического развития по показателям физического развития и подготовленности, M±m

Показатели Медианты (n=24) Акселераты (n=9) P

Хронологический возраст, лет 12,19±0,38 11,81±0,23 >0,05

Прогнозируемый возраст наступления максимума ростового скачка, лет 13,53±0,39 12,85±0,06 <0,05

Длина тела, см 153,15±6,32 159,13±2,65 <0,05

Рост сидя, см 80,29±2,28 83,00±2,12 <0,05

Масса тела, кг 44,57±8,95 56,87±10,7 <0,05

Прыжок вверх с махом рук, см 20,11±5,59 23,75±6,29 >0,05

Абсолютная мощность (Б. Бауеге и др.), Вт 894,32±212,74 1197,57±126,22 <0,05

Как видно из таблицы, хронологический возраст испытуемых не имел достоверных различий. Однако если посмотреть второй показатель возраст МРС детей, то здесь видим достоверное различие (Р<0,05). Такие показатели, как длина тела и рост сидя, имели достоверные отличия между акселератами и медиантами. Масса тела также имела достоверные различия среди тестируемых детей (P<0,05).

Контрольно-педагогический тест «Прыжок вверх с махом рук» показал, что акселераты прыгнули вверх на 3,64 см выше, чем медианты, однако достоверных различий не обнаружили (Р>0,05). Если посмотреть на сенситивный период развития скоростно-силовых способностей, то исследования В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона [11] показали, что максимальных показателей прыгучести девочки достигают к 13-15 годам, а мальчики - на 2 года позже. Несмотря на то, что акселераты превосходили по большинству антропометрических характеристик медиантов, как уже указали выше, достоверной разницы не обнаружили. Это можно объяснить тем, что сенситивный период развития скоростно-силовых способностей наступает гораздо позже, и дети-акселераты тоже пока не вступили в этот период. Кроме того, в данный период у детей-акселератов временно снижена согласованность верхних и нижних конечностей, организм адаптируется к новой «форме» своего тела, им приходится постоянно учиться координировать свои меняющиеся сегменты тела и конечности. У мальчиков это особенно заметно, так как у них больше развиты плечи, что приводит к более высокому центру масс и это делает их более склонными к неустойчи -вости.

Абсолютная мощность прыжка вверх с махом рук имела достоверные различия между детьми с разной биологической зрелостью. Дети -акселераты имели существенное превосходство на 303,25 Вт больше, чем дети-медианты по данному показателю (Р<0,05). Обнаруженные различия могут быть полезны в процессе выявления и развития спортивных талантов.

Например, два испытуемых прыгнули на одну и ту же высоту, но более тяжелый ребенок будет генерировать большую абсолютную мощность, чем легкий спортсмен. Различие в мощности, обусловленное массой тела, может предоставлять дополнительную информацию к высоте прыжка и иметь значение для выявления более мощных спортсменов, которые могут иметь определенное преимущество, например, в соревнованиях в толкании ядра - им нужно проявлять много мощности против внешней нагрузки и их собственная масса тела не лимитирует их.

Выводы. Проведенное исследование показало достоверные различия у детей 6-х классов по большинству показателям (возраст наступления максимума ростового скачка, длина тела, рост сидя, масса тела, абсолют -ная мощность).

Несмотря на то, что дети-акселераты показали результат чуть выше в прыжке вверх, достоверных различий обнаружено не было (Р>0,05). Это можно объяснить тем, что сенситивный период развития скоростно-сило-вых способностей наступает гораздо позже и дети-акселераты еще не вступили в этот период. Кроме того, ускоренный рост тела приводит к на -рушению координации и влияет на экономичность движений, что нега-

тивно сказывается на результатах. Поэтому дети-акселераты могут обнаруживать у себя некую неуклюжесть.

В связи с вышеизложенным при оценке двигательных способностей необходимо учитывать биологическую зрелость детей, чтобы объективно понимать их потенциальные возможности. Информация о биологическом возрасте дает тренеру возможность не только более качественно проводить спортивный отбор и ориентацию, но и вносить своевременную коррекцию в тренировочный процесс в соответствии с этапами развития организма ребенка.

Список литературы

1. Губа В.П., Стула А. Методология подготовки юных футболистов. М.: Спорт, 2015. 39 с.

2. Chomiuk J., Migasiewicz J. Organizacja doboru i szkolenia dzieci uczeszczajacych do szkoly o profilu sportowym // Sport plywacki i lekko-atletyczny w szkole: materialy konferencyjne. Wroclaw, 1998. P. 409-417.

3. Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche [et al.] // Journal of sports sciences. 2012. № 30 (15). P. 1695-1703.

4. Romann M., Ludin D., Born D.P. Bio-banding in junior soccer players: a pilot study // BMC research notes. 2020. № 13. Р. 240.

5. Prediction of maturity offset and age at peak height velocity in a longitudinal series of boys and girls / R.M. Malina [et al.] // American journal of human biology. 2021. № 33 (6). Р. 15.

6. Enhancing a somatic maturity prediction model / S.A Moore [et al.] // Medicine and science in sports and exercise. 2015. № 47 (8). P. 1755-1764.

7. Сергиенко Л.П. Определение развития силовых и анаэробных способностей в прыжковых тестах: классификация, методология измерений и нормативы оценки прыжков вверх с места // Слобожанський нау-ково-спортивний вюник. 2015. № 5 (49). С. 105-117.

8. Manor J., Bunn J., Bohannon, R.W. Validity and reliability of jump height measurements obtained from nonathletic populations with the VERT device // Journal of geriatric physical therapy. 2020. № 43 (1). P. 20-23.

9. A simple method for quantifying jump loads in volleyball athletes / P.C. Charlton [et al.] // Journal of science and medicine in sport. 2017. № 20 (3). P. 241-245.

10. Vertical jump and leg power normative data for colombian schoolchildren aged 9-17.9 years / R. Ramirez-Velez [et al.] // Journal of strength and conditioning research. 2017. № 31 (4). P. 990-998.

11. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособие / под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. М.: Просвещение, 1997. 192 с.

References

1. Guba V.P., Stula A. Metodologiya podgotovki yunyh futbolistov [Methodology of training young football players]. M.: Sport, 2015. 39 p.

2. Chomiuk J, Migasiewicz J. Organizacja doboru i szkolenia dzieci uczeszczajacych do szkoly o profilu sportowym // Sport plywacki i lekkoatletyczny w szkole: materialy konferencyjne. Wroclaw, 1998. P. 409-417.

3. Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche [et al.J // Journal of sports sciences. 2012. № 30 (15). P. 1695-1703.

4. Romann M., Ludin D., Born D.P. Bio-banding in junior soccer players: a pilot study // BMC research notes. 2020. № 13. R. 240.

5. Prediction of maturity offset and age at peak height velocity in a longitudinal series of boys and girls / R.M. Malina [et al.] // American journal of human biology. 2021. № 33 (6). R. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Enhancing a somatic maturity prediction model / S.A Moore [et al.] // Medicine and science in sports and exercise. 2015. № 47 (8). P. 1755-1764.

7. Sergienko L.P. Opredelenie razvitiya silovyh i anaerobnyh sposobnostej v pryzhkovyh testah: klassifikaciya, metodologiya izmerenij i normativy ocenki pryzhkov vverh s mesta [Determination of the development of strength and anaerobic abilities in jump tests: classification, measurement methodology and standards for assessing jumps up from a place] // Slobozhans'kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky science and sports visnik]. 2015. No. 5 (49). P. 105-117.

8. Manor J., Bunn J., Bohannon, R.W. Validity and reliability of jump height measurements obtained from nonathletic populations with the VERT device // Journal of geriatric physical therapy. 2020. № 43 (1). P. 20-23.

9. A simple method for quantifying jump loads in volleyball athletes / P.C. Charlton [et al.J // Journal of science and medicine in sport. 2017. № 20 (3). P. 241-245.

10. Vertical jump and leg power normative data for colombian schoolchildren aged 9-17.9 years / R. Ramirez-Velez [et al.] // Journal of strength and conditioning research. 2017. № 31 (4). P. 990-998.

11. Fizicheskoe vospitanie uchashchihsya 5-7 klassov [Physical education of students in grades 5-7]: manual / ed. V.I. Lyakha, G.B. Maxson. M.: Education, 1997. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.