СПОРТ
УДК 796.015.682:57.017.64 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-5-68-75
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ
Ю.А. Баранаев
Представлены результаты сравнительного анализа уровня физического развития и физической подготовленности школьников шестых классов с различными темпами биологического созревания на основе антропометрических измерений и контрольно-педагогических тестов. Выявлены достоверные различия по всем показателям, кроме показателя прыжка вверх с места с махом рук.
Ключевые слова: школьники, антропометрические показатели, уровень физического развития, подготовленность, тесты, биологическая зрелость.
THE LEVEL OF PHYSICAL Баранаев Юрий Анатольевич, канд. пед. наук,
DEVELOPMENT AND FITNESS доц., Baranaev@yahoo. com, Республика Беларусь, Минск,
OF CHILDREN WITH DIFFERENT Белорусский государственный университет физической
RATES OF PUBERTY культуры
Baranaev y.a., ^ditote °f pedagogicai sd- Известно, что биологический воз-
ences, associate professor, Baranaev@ya- _ „
hoo.com, Republic of Belarus, Minsk, Belaru- раст> в большей степени, чем кЭЛеВДар-
sian State University of Physical Culture ный отражает онтогенетическую зре-
, . „ , лость индивидуума, его работоспособ-
The results of a comparative analysis of the „
level of physical development and readiness ность и характер адаптивных реакций [1J. of sixth grade schoolchildren with different Практика спорта построена так,
rates of biological maturation based on anth- что детские тренеры зачастую предпочи-
ropometric measurements and control and pedagogical tests are presented. Significant dif- тают брать в свои секЦии детей-акселера-ferences were found in all indicators, except тов, тем самым снижая внимание к ре-
f°irththaes¡ndlCatf0rh°fh;Ulmping up from a place тардантам. Однако нередко подростки с
замедленными темпами индивидуаль-Key words: schoolchildren, anthropometric ного развития потенциально более спо-
indicators, level 0f physical development, rea- собны, но их одаренность проявится diness, tests, biological maturity. r r
позднее [2J.
В связи со сложившейся ситуацией для повышения качества состава сборной команды страны Королевская футбольная ассоциация Бельгии стала проводить разделение команд, классифицируя детей по био -логической зрелости, а не по году рождения [3]. Начали создаваться отдельные команды детей-ретардантов, акселератов, медиантов. Эта классификация является первым шагом к индивидуализации процессов обучения и спортивного отбора.
Данное направление стало развиваться в странах Европы и получило название биобэндинг (англ. «Bio-banding»). По сути, «Биобэндинг» -это процесс группировки игроков по их степени созревания, а не по хронологическому возрасту [4]. Именно в период полового созревания важно индивидуализировать учебно-тренировочную работу с детьми, так как подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет (рис. 1).
I I
Ûwm
Рис. 1. Три гимнаста одного хронологического возраста
В период полового созревания двигательная система нарушается из-за быстрого роста и созревания. В этот период часто могут возникать травмы. Используя данные о биологическом возрасте, можно определить, является ли ребенок ранним, поздним или средним в своем темпе развития, и на основании этого правильно построить тренировочную работу, значительно повысить уровень физической подготовленности с минимизацией спортивных травм [5, 6].
Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с ге -терохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии ребенка.
Специалисту по физической культуре при оценке двигательных способностей необходимо учитывать биологическую зрелость детей, чтобы объективно понимать их потенциальные возможности. Кроме того, информация о биологическом возрасте дает тренеру возможность не только более качественно проводить спортивный отбор и ориентацию, но и вносить своевременную коррекцию в тренировочный процесс в соответствии с этапами развития организма ребенка.
Цель исследования - сравнить уровень физического развития и подготовленности детей с различными темпами биологическими развития.
Задачи исследования:
1) провести сравнительный анализ антропометрических показате -лей детей с различными темпами биологического развития;
2) провести сравнительный анализ результатов теста «прыжок вверх с махом рук» детей с различными темпами биологического развития.
Методика и организация исследования. Было проведено исследование, в котором приняли участие 41 мальчик и 18 девочек (6-й класс). Комплексное тестирование проходило на базе СШ № 41 г. Минска.
В исследовании использовались основные общепринятые методы: анализ научно-методической литературы, оценка биологической зрелости, контрольно-педагогические испытания (прыжок вверх с махом рук с последующим расчетом абсолютной мощности), методы математической статистики.
Биологическая зрелость детей оценивались путем прогнозирования возраста, когда наступит максимум ростового скачка - МРС (анг. PHV -peak high velocity), на основании антропометрических измерений [5]. Использовалась специальная формула, по результатам подсчета которой дети были отнесены к следующим категориям: акселерат, медиант, ретар -дант.
Так, по результатам оценки биологической зрелости у девочек не были обнаружены индивиды с ранним и поздним созреванием, поэтому в дальнейшем исследовании приняли участие только мальчики (1 ретардант, 9 акселератов, 24 медиантов). Был выявлен только один мальчик-ретардант, поэтому в анализе данных он не учитывался.
Формула для расчета биологической зрелости ребенка выглядит следующим образом:
Оценка биологической зрелости для мальчиков =
= -9,236 + (0,0002708 х длина ноги и рост сидя) + (-0,001663 х
х возраст и длина ноги) + (0,007216 х возраст и рост сидя) + + (0,02292 х (масса тела/рост стоя х 100).
Пример расчета:
Хронологический возраст - 11,25 года.
Рост стоя - 149,4 см.
Масса тела - 40 кг.
Рост сидя - 79 см.
Длина ноги - 70,4 см (рост стоя - рост сидя).
Длина ноги и рост сидя - 70,44 х 79,0 = 5564,76.
Возраст и длина ноги - 11,25 х70,4 = 792.
Возраст и рост сидя - 11,25 х 79,0 =888,75.
Масса тела и рост (%) - (40,0/149,4) х 100=26,85.
Оценка биологической зрелости (расчет) = -9,236 + (0,0002708 х 5564,76) + (-0,001663 х 792) + (0,007216 х 888,75) + (0,02292 х 26,85) = -2,0 года от МРС.
Если получаем значение с отрицательным (-) знаком, значит максимум ростового скачка еще не наступил для ребенка, если знак положи -тельный (+), максимум ростового скачка уже прошел.
Далее определяем возраст наступления МРС.
Возраст МРС = 11,25 лет - (-2,0) = 13,25 лет (средняя биологическая зрелость).
Средняя биологическая зрелость у мальчика считается 14±1 лет от МРС, ранняя биологическая зрелость подразумевает наступление МРС на 1 год раньше средней биологической зрелости (<13 лет), позднее биологическое созревание считается, когда возраст МРС наступает позже более чем на 1 год, по сравнению с нормой. У девочек временные отрезки биоло -гического созревания отличаются от мальчиков, поэтому будут иметь другие границы: среднее биологическое созревание - МРС приходится на 12±1 лет, раннее биологическое созревание, когда МРС наступает ранее 11 лет, позднее созревание - МРС проявляется позже 13 лет.
Для расчета возраста максимума ростового скачка ребенка можно использовать и готовые онлайн-калькуляторы (например, https://www. athleticskillsmodel.nl/en/growth-calculation/), которые производят подсчет, опираясь на метод разработанный R.L. Mirwald и др.
Условия выполнения тестирования. Прыжок вверх с махом рук (показатель скоростно-силовых качеств мышц ног). Участник тестирования принимает исходное положение в кругу диаметром 1 м. После этого выполняется вертикальный прыжок вверх: делается быстрый присед и после резкого взмаха вверх руками выполняется прыжок вверх. Приземление должно быть практически в место исходного положения, не вылетая из обозначенного круга [7]. Измерение высоты прыжка проводилось с приме -нением датчика «ВЕРТ» (полное название англ. «Vert Jump Monitor», производитель - США).
«ВЕРТ» представляет собой небольшой прибор, оснащенный гироскопом и акселерометром, позволяющими измерять параметры прыжков спортсмена, а затем передавать информацию на мобильное устройство. Датчик прикрепляется к одежде при помощи зажима (рис. 2).
Это информативный и надежный инструмент для количественной оценки вертикальных прыжков [8, 9].
Рис. 2. Крепление датчика на одежду
Для расчета абсолютной мощности (пиковая анаэробная выходная мощность - ПАВМ), которую показали испытуемые во время прыжка вверх с места, использовалась формула Б. Sayers и др. [10]:
ПАВМ (Вт) = 60,7 х высота прыжка вверх (см) + + 45,3 х масса тела (кг) - 2055.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило получить следующие результаты, которые представлены в таблице.
Сравнительный анализ детей с различными темпами биологического развития по показателям физического развития и подготовленности, M±m
Показатели Медианты (n=24) Акселераты (n=9) P
Хронологический возраст, лет 12,19±0,38 11,81±0,23 >0,05
Прогнозируемый возраст наступления максимума ростового скачка, лет 13,53±0,39 12,85±0,06 <0,05
Длина тела, см 153,15±6,32 159,13±2,65 <0,05
Рост сидя, см 80,29±2,28 83,00±2,12 <0,05
Масса тела, кг 44,57±8,95 56,87±10,7 <0,05
Прыжок вверх с махом рук, см 20,11±5,59 23,75±6,29 >0,05
Абсолютная мощность (Б. Бауеге и др.), Вт 894,32±212,74 1197,57±126,22 <0,05
Как видно из таблицы, хронологический возраст испытуемых не имел достоверных различий. Однако если посмотреть второй показатель возраст МРС детей, то здесь видим достоверное различие (Р<0,05). Такие показатели, как длина тела и рост сидя, имели достоверные отличия между акселератами и медиантами. Масса тела также имела достоверные различия среди тестируемых детей (P<0,05).
Контрольно-педагогический тест «Прыжок вверх с махом рук» показал, что акселераты прыгнули вверх на 3,64 см выше, чем медианты, однако достоверных различий не обнаружили (Р>0,05). Если посмотреть на сенситивный период развития скоростно-силовых способностей, то исследования В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона [11] показали, что максимальных показателей прыгучести девочки достигают к 13-15 годам, а мальчики - на 2 года позже. Несмотря на то, что акселераты превосходили по большинству антропометрических характеристик медиантов, как уже указали выше, достоверной разницы не обнаружили. Это можно объяснить тем, что сенситивный период развития скоростно-силовых способностей наступает гораздо позже, и дети-акселераты тоже пока не вступили в этот период. Кроме того, в данный период у детей-акселератов временно снижена согласованность верхних и нижних конечностей, организм адаптируется к новой «форме» своего тела, им приходится постоянно учиться координировать свои меняющиеся сегменты тела и конечности. У мальчиков это особенно заметно, так как у них больше развиты плечи, что приводит к более высокому центру масс и это делает их более склонными к неустойчи -вости.
Абсолютная мощность прыжка вверх с махом рук имела достоверные различия между детьми с разной биологической зрелостью. Дети -акселераты имели существенное превосходство на 303,25 Вт больше, чем дети-медианты по данному показателю (Р<0,05). Обнаруженные различия могут быть полезны в процессе выявления и развития спортивных талантов.
Например, два испытуемых прыгнули на одну и ту же высоту, но более тяжелый ребенок будет генерировать большую абсолютную мощность, чем легкий спортсмен. Различие в мощности, обусловленное массой тела, может предоставлять дополнительную информацию к высоте прыжка и иметь значение для выявления более мощных спортсменов, которые могут иметь определенное преимущество, например, в соревнованиях в толкании ядра - им нужно проявлять много мощности против внешней нагрузки и их собственная масса тела не лимитирует их.
Выводы. Проведенное исследование показало достоверные различия у детей 6-х классов по большинству показателям (возраст наступления максимума ростового скачка, длина тела, рост сидя, масса тела, абсолют -ная мощность).
Несмотря на то, что дети-акселераты показали результат чуть выше в прыжке вверх, достоверных различий обнаружено не было (Р>0,05). Это можно объяснить тем, что сенситивный период развития скоростно-сило-вых способностей наступает гораздо позже и дети-акселераты еще не вступили в этот период. Кроме того, ускоренный рост тела приводит к на -рушению координации и влияет на экономичность движений, что нега-
тивно сказывается на результатах. Поэтому дети-акселераты могут обнаруживать у себя некую неуклюжесть.
В связи с вышеизложенным при оценке двигательных способностей необходимо учитывать биологическую зрелость детей, чтобы объективно понимать их потенциальные возможности. Информация о биологическом возрасте дает тренеру возможность не только более качественно проводить спортивный отбор и ориентацию, но и вносить своевременную коррекцию в тренировочный процесс в соответствии с этапами развития организма ребенка.
Список литературы
1. Губа В.П., Стула А. Методология подготовки юных футболистов. М.: Спорт, 2015. 39 с.
2. Chomiuk J., Migasiewicz J. Organizacja doboru i szkolenia dzieci uczeszczajacych do szkoly o profilu sportowym // Sport plywacki i lekko-atletyczny w szkole: materialy konferencyjne. Wroclaw, 1998. P. 409-417.
3. Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche [et al.] // Journal of sports sciences. 2012. № 30 (15). P. 1695-1703.
4. Romann M., Ludin D., Born D.P. Bio-banding in junior soccer players: a pilot study // BMC research notes. 2020. № 13. Р. 240.
5. Prediction of maturity offset and age at peak height velocity in a longitudinal series of boys and girls / R.M. Malina [et al.] // American journal of human biology. 2021. № 33 (6). Р. 15.
6. Enhancing a somatic maturity prediction model / S.A Moore [et al.] // Medicine and science in sports and exercise. 2015. № 47 (8). P. 1755-1764.
7. Сергиенко Л.П. Определение развития силовых и анаэробных способностей в прыжковых тестах: классификация, методология измерений и нормативы оценки прыжков вверх с места // Слобожанський нау-ково-спортивний вюник. 2015. № 5 (49). С. 105-117.
8. Manor J., Bunn J., Bohannon, R.W. Validity and reliability of jump height measurements obtained from nonathletic populations with the VERT device // Journal of geriatric physical therapy. 2020. № 43 (1). P. 20-23.
9. A simple method for quantifying jump loads in volleyball athletes / P.C. Charlton [et al.] // Journal of science and medicine in sport. 2017. № 20 (3). P. 241-245.
10. Vertical jump and leg power normative data for colombian schoolchildren aged 9-17.9 years / R. Ramirez-Velez [et al.] // Journal of strength and conditioning research. 2017. № 31 (4). P. 990-998.
11. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособие / под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. М.: Просвещение, 1997. 192 с.
References
1. Guba V.P., Stula A. Metodologiya podgotovki yunyh futbolistov [Methodology of training young football players]. M.: Sport, 2015. 39 p.
2. Chomiuk J, Migasiewicz J. Organizacja doboru i szkolenia dzieci uczeszczajacych do szkoly o profilu sportowym // Sport plywacki i lekkoatletyczny w szkole: materialy konferencyjne. Wroclaw, 1998. P. 409-417.
3. Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche [et al.J // Journal of sports sciences. 2012. № 30 (15). P. 1695-1703.
4. Romann M., Ludin D., Born D.P. Bio-banding in junior soccer players: a pilot study // BMC research notes. 2020. № 13. R. 240.
5. Prediction of maturity offset and age at peak height velocity in a longitudinal series of boys and girls / R.M. Malina [et al.] // American journal of human biology. 2021. № 33 (6). R. 15.
6. Enhancing a somatic maturity prediction model / S.A Moore [et al.] // Medicine and science in sports and exercise. 2015. № 47 (8). P. 1755-1764.
7. Sergienko L.P. Opredelenie razvitiya silovyh i anaerobnyh sposobnostej v pryzhkovyh testah: klassifikaciya, metodologiya izmerenij i normativy ocenki pryzhkov vverh s mesta [Determination of the development of strength and anaerobic abilities in jump tests: classification, measurement methodology and standards for assessing jumps up from a place] // Slobozhans'kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky science and sports visnik]. 2015. No. 5 (49). P. 105-117.
8. Manor J., Bunn J., Bohannon, R.W. Validity and reliability of jump height measurements obtained from nonathletic populations with the VERT device // Journal of geriatric physical therapy. 2020. № 43 (1). P. 20-23.
9. A simple method for quantifying jump loads in volleyball athletes / P.C. Charlton [et al.J // Journal of science and medicine in sport. 2017. № 20 (3). P. 241-245.
10. Vertical jump and leg power normative data for colombian schoolchildren aged 9-17.9 years / R. Ramirez-Velez [et al.] // Journal of strength and conditioning research. 2017. № 31 (4). P. 990-998.
11. Fizicheskoe vospitanie uchashchihsya 5-7 klassov [Physical education of students in grades 5-7]: manual / ed. V.I. Lyakha, G.B. Maxson. M.: Education, 1997. 192 p.