Научная статья на тему 'Комплексная оценка одаренности детей 7-8 лет в процессе начального отбора для занятий баскетболом с учетом биологического возраста'

Комплексная оценка одаренности детей 7-8 лет в процессе начального отбора для занятий баскетболом с учетом биологического возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
606
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лосин Б. Е., Копысова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка одаренности детей 7-8 лет в процессе начального отбора для занятий баскетболом с учетом биологического возраста»

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С УЧЕТОМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Б.Е. Лосин, Л.В. Копысова

ВЕДЕНИЕ. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов зависит от уровня развития целого ряда показателей подготовленности. Важна адекватность выбора спортивной специализации на самом раннем этапе, которая в последствии бы не привела к остановке роста спортивного мастерства, в связи с исчерпанием генетического резерва организма

[7].

Для диагностики одаренности юных баскетболистов наиболее значимыми считается целый ряд критериев, существенно влияющих на достижение спортивного результата. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей. Однако сбор максимально полной информации затруднен технически. Поэтому актуальная научная задача состоит в определении достаточного минимума комплексной оценки одаренности в процессе начального отбора. Прогнозирование пригодности на начальном этапе сталкивается с объективными трудностями трактовки результатов, полученных при применении различных методов отбора (экспертной оценки, аппаратурного метода и метода тестов). К моменту отбора не все способности детей одинаково выражены, что связано, в первую очередь с различием их двигательного режима, темпов созревания, социальных и других факторов. Такое положение неизбежно снижает эффективность существующей диагностики.

Принцип комплексного подхода при решении вопроса о выборе спортивной специализации позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей. Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собой и с эффективностью игровой деятельности. А также они подвержены изменениям в процессе спортивной подготовки.

Определение потенциальных возможностей детей 7-8 лет к успешному обучению в спортивных играх и, в частности, в баскетболе крайне сложный, но необходимый процесс.

МЕТОДИКА. На основе проведенного анализа специальной литературы установлены наиболее перспективные и важные для выявления спортивной одаренности показатели, которые были выделенные в три блока: морфологический, функциональный и физического развития.

Нами была разработана модель характеристик и критериев важнейших показателей одаренности юных баскетболистов 7-8 лет, в которую были включены:

- прыгучесть (максимальная анаэробная работоспособность - тест Ге-оргеску, максимальная высота выпрыгивания - вертикальный прыжок, быстрота отталкивания при выполнении вертикального прыжка - время опоры) [11];

- быстрота (быстрота передвижений - время бега 6 м, реактивность -время реакции рук, ног, реакции выбора);

- координационные способности (двигательная координация - тест В. Старосты [9], баллистическая координация - интегральный показатель координации (ИПК) [3]).

- антропометрические показатели (продольные, поперечные и обхват-ные размеры тела);

- функциональные показатели (функциональное состояние зрительной сенсорной системы - критическая частота световых мельканий);

- психофизиологические показатели (пропускная способность мозга -кольца Ландольта);

- биологический возраст;

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Фактический материал по выше перечисленным показателям был собран и проанализирован в течение двух лет. В исследовании приняли участие юные баскетболисты 7-8 лет, имеющие стаж занятий 3-6 месяцев.

Весь полученный материал был статистически обработан. На основе собранного фактического материала и расчета среднеарифметической величины и среднеквадратического отклонения была разработана трехбалльная шкала оценки по всем исследуемым показателям. Полученные значения приведены в таблице 1. Приведенная шкала оценки позволяет ввести градацию: «перспективные юные баскетболисты», «юные баскетболисты средних способностей» и «мало перспективные юные баскетболисты». Практические исследования показали, что по всем измеренным показателям средние величины темпа прироста результатов в группе «перспективных юных баскетболистов» превышают аналогичные значения в двух оставшихся группах.

Таблица 1

Градации оценок морфофункционального и моторного компонента одаренности юных баскетболистов 7-8 лет для начального отбора и прогно-

зирования результатов

Показатели Оценка в баллах

1 2 3

Длина тела, см < 128 128-137 > 137

Рост, стоя с вытянутыми руками, см < 159 159-172 > 172

Размах рук, см < 126 126-137 > 137

Обхват грудной клетки, см < 61,5 61,5-66,5 > 66,5

Вес, кг < 24,5 24,5-31,5 > 31,5

Критическая частота световых мельканий, Гц < 36,8 36,8-38,8 > 38,8

Пропускная способность мозга, бит/с < 0,383 0,383-1,043 > 1,043

Максимальная прыгучесть, см < 13,5 13,5-21,0 > 21,0

Быстрота отталкивания при выполнении вертикального прыжка, с > 0,225 0,225-0,157 < 0,157

Максимальная анаэробная работоспособность (МАР), Вт < 8,25 8,25-12,55 > 12,55

Время бега 6 м, с > 1,8 1,8-1,58 < 1,58

Двигательная координация, град < 222 222-282 > 282

Интегральный показатель координации < 0,194 0,194-0,246 > 0,246

Время реакции рук, с > 00 ю со 0, 0,368-0,294 < 0,294

Время реакции ног, с > 0,455 0,455-0,343 < 0,343

Время реакции выбора, с > 0,533 0,533-0,423 < 0,423

Особое внимание следует уделять биологическому возрасту ребенка, так как разница в быстроте созревания может давать преимущество акселератам и ограничивать дорогу в большой спорт детям с несколько замедленным развитием (ретардантам), потенциально обладающим ничуть не меньшими способностями, а зачастую и большими. От степени биологической зрелости зависят темпы нарастания и абсолютные значения тотальных размеров тела (линейные размеры, поверхность, объем), а с ними и важнейшие морфологические и функциональные показатели деятельности организма: связь минутного и ударного объема сердца - с поверхностью тела; объем сердца - с ростом и весом и т. д. Взаимосвязь ряда показателей физической подготовленности с биологическим возрастом доказана работами ряда ученых [10].

В многочисленных исследованиях установлено, что дети одного и того же паспортного возраста значительно различаются по биологической зрелости, а это оказывает большое влияние на уровень психологического и физического развития, двигательной и функциональной подготовленности [2,5].

Результаты исследований в Латвийских ученых показали, что более позднее и более продолжительное половое созревание у медиантов и ретардантов обеспечивает рост тела в длину и период интенсивного физического развития на 3-4 года длиннее, чем у акселератов [1].

В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у акселератов заканчивается раньше, а у ретардантов продолжаются значительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом состоянии у ретардантов может оказаться больше, чем у акселератов. Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и достигает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетренированных сверстников [8].

Существуют приемлемые на практике системы оценки биологического возраста: костный (или скелетный) возраст, возраст по телесному развитию (или общее морфологическое развитие), возраст по половому созреванию (или половое развитие), зубной возраст, физиологический возраст (или физиологическая зрелость), психическое, психосексуальное и умственное развитие. При изучении зависимости критериев биологического возраста друг от друга выявлена их высокая корреляция.

Наиболее распространенным критерием определения БВ в возрасте от 78 до 17-18 лет является критерий полового развития. Определяются время появления, последовательность и степень развития вторичных половых признаков. Но так как обследуемый нами контингент в возрасте 7-8 лет практически еще не имеет вторичных половых признаков, то этот способ определения биологического возраста нами не использовался.

Скелетная зрелость, или костный возраст, служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодов онтогенеза, начиная с утробного и

кончая периодом старения. Основными показателями возрастной дифферен-цировки костей скелета являются ядра окостенения и образование синостозов. Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитием всего организма (длина тела, темпы роста, стадии полового созревания), и ее стадии приурочены к определенным этапам онтогенеза. Существует несколько методов определения костного возраста по дифференцировке и зрелости скелета. Наиболее показательны эти процессы в костях кистей из-за достаточно большого числа ядер окостенения эпифизарных зон. Скелетную зрелость можно установить при рентгенологическом исследовании. Основной методический прием определения скелетного возраста - определение времени появления, последовательности и степени развития очагов окостенения, а также сроков наступления синостозов по атласам стандартных рентгенограмм, соответствующих различным возрастам. Но, несмотря на теоретическую возможность использования этого способа определения биологического возраста (БВ), мы отказались от него из-за сложности проведения рентгенологического обследования, его отрицательном воздействии на организм ребенка, и сопутствующих материальных затрат. А в условиях проведения начального отбора, где подразумевается обследование большого числа юных спортсменов, мы считаем это нецелесообразным.

Наиболее приемлемым для детей 7-8 лет, с точки зрения простоты и экономичности, является метод определения биологического возраста по количеству постоянных зубов, появившихся к моменту исследования. Число и последовательность прорезывающихся зубов сопоставляются с существующими стандартами, и по ним быстро и с достаточной точностью можно определить биологический возраст ребенка.

Экспериментальные исследования показали, что у ретардантов, вошедших в группу «перспективных юных баскетболистов» и практически не имеющих достоверных различий ни по одному из измеренных показателей, за исключением биологического возраста, отсутствует отставание по психофизиологическому состоянию и физическим данным от медиантов. А разница в биологическом возрасте, составляющая 1-2 года, дает возможность прогнозировать увеличение антропометрических показателей ретардантов так, как проведенный факторный анализ с использованием алгоритма построения максимального корреляционного пути, выявил высокий уровень корреляции биологического возраста и антропометрических показателей (коэффициент корреляции г = 0,55 - 0,62 при уровне достоверности 0,05). Полученные данные делают ретардантов более интересными, с точки зрения профессионального продолжения карьеры, так как они имеют больший потенциал роста.

Проверка эффективности предлагаемого подхода, в частности модельных характеристик (МХ) и критериев, проводилась в ходе специального исследования, в результате которого определялись характеристики игровой деятельности юных баскетболистов. На протяжении второго года эксперимента и соответственно второго года обучения на отделении баскетбола Василеостров-ской СДЮШОР проводился анализ игровой деятельности юных баскетболистов 7-8 лет в ходе тренировочного процесса.

Для определения эффективности индивидуальных игровых действий использовался метод М. Фурукавы [6]. Рассчитанная таким образом эффектив-

ность игровых действий юных баскетболистов, условно поделенных на «перспективных», «мало перспективных» и юных баскетболистов «средних способностей», имеет достоверные различия.

С помощью комплексного междисциплинарного подхода удалость подтвердить, что наиболее прогностичными для начального отбора в баскетболе являются следующие признаки организма: антропометрические показатели, показатели быстроты, анаэробные возможности, показатели двигательной координации, показатели функционального состояния зрительной сенсорной системы, показатели пропускной способности мозга. Установлено, что генетически детерминированные и прогностичные для баскетбола признаки организма обнаруживаются у детей независимо от их биологического возраста - в равной степени как среди медиантов (и акселерантов), так и среди ретардантов, что важно учитывать при спортивном отборе.

Разработанная система модельных характеристик юных баскетболистов 7-8 лет по наиболее важным прогностичным для баскетбола признакам, позволяет количественно и всесторонне оценить степень одаренности детей к обучению игровым действиям в баскетболе на этапе начальной подготовки.

Разработанная методика начального отбора детей 7-8 лет для занятий баскетболом, ориентированная на полученные модельные характеристики юных баскетболистов и включающая комплексную оценку двигательных способностей и генетически детерминированных прогностических признаков морфофункционального и физического развития, может быть использована практически. Отобранные по предложенной методике юные баскетболисты, более успешно овладевают игровыми и техническими элементами баскетбола и имеют существенно более высокую эффективность игровой деятельности.

Литература:

1. Андерсоне, Л. Я. Особенности подготовки 10-18-летних баскетболисток / Л.Я. Андерсоне, О.Я. Алтберг, А.И. Рудзитис // Проблемы спортивной тренировки / Ком. по физ. культуре и спорту Лит. ССР. - Вильнюс : [б.и.], 1984. - С. 10-11.

2. Бахрах, И. И. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков / И.И. Бахрах, П.Н. Дорохов. - М. : Медицина и физкультура, 1980. - с. 165-171.

3. Булкин, В. А. Универсальный тест для оценки координации // Унифицированные методы комплексного педагогического контроля при проведении массовых обследований спортсменов : сб. науч. тр. / Ленигр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1987. - С. 2-36.

4. Властовский, В. Г. Акцелерация роста и развития детей : эпохальная и внутригрупповая / В.Г. Властовский. - М. : Университет, 1976. - 279 с.

5. Грошенков, С.С. О прогнозе перспективных спортсменов по морфофункциональным показателям / С.С. Грошенков, С.И. Лясотович // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № 9. - С. 39-40.

6. Портных, Ю. И. Индекс Фурукавы / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин // Спортивные игры. - 1982. - № 6. - С. 24-25.

7. Сологуб, Е. Б. Генетика и спорт / Е.Б. Сологуб ; Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1998. - 41 с.

8. Солодков, А. С., Сологуб Е. Б. Возрастная физиология / А.С. Солод-ков, Е.Б. Сологуб ; Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта.

- СПб. : [б.и.], 2001. - 187 с.

9. Староста, В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 6. - С. 8-12.

10. Шварц, В. Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. -151 с.

11. Georgescu, M. Die maximale anaerobe leistungsfahigkeit des menschlichen Organismus // Med. u. Sport. - 1976. - XYI, H.12. - S. 398-401.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.