pp. 207-225.
13. Ivanova I.Yu. (2017), "Actual issues of the organization of educational activities in preschool organizations", Actual problems of preschool education: modern concepts and technologies of preschool education, materials of the XVInternational Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, pp. 210-213.
14. Ivanova I.Yu. (2006), "The formation of professional and pedagogical activities of future teachers in the educational process", Psychological support of vocational education, materials of an international scientific and practical conference, Chelyabinsk, pp. 98-100.
15. Ivanova, I.Yu., Evtushenko, I.N. and Artemenko, B.A. (2019a), "The implementation of the competency-based approach in the process of preparing students for educational activities in a preschool educational organization", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8., No. 3 (28), pp.111-114.
16. Ivanova, I.Yu. and Evtushenko I.N. (2019b), "Study of the process of interaction between family and preschool organization in the development of coordination abilities in children of senior preschool age", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 111-115.
17. Ivanova, I.Yu., Evtushenko, I.N. and Artemenko, B.A. (2019c) "On the issue of preparing students of a pedagogical university to educate parents on the development of coordination abilities of preschool children", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 131-137.
18. Klimova, S.O. (2017), "The use of health-saving technologies in the learning process in a boarding school", Actual science, Vol. 3, pp. 72-76.
19. Mikerina, A.S., Evtushenko, I.N. and Ivanova, I.Yu. (2019), "Pedagogical conditions of sensory development of young children in short stay groups", World of science, culture, education, Vol. 4 (77), pp. 137-139.
20. Tyumaseva, Z.I., Orekhova, I.L., Bistray, E.B. and Artemenko, B.A., Chelnokova, E.A. (2019) "Determinants of the process of formation of a healthy lifestyle in students", Samara Journal of Science, Vol. 8 (1), pp. 307-313.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.07.2020
УДК 796.325
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 7-8 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗРЕВАНИЯ
Екатерина Юрьевна Емельянова, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Лариса Григорьевна Баймакова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Омск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, целью которых являлся сравнительный анализ морфофункциональных показателей волейболистов 7-8 лет с разными темпами биологического созревания. Исследование проведено с участием с участием 148 юных волейболистов (60 мальчиков, 88 девочек, возраст 7-8 лет). Выявлено несовпадение календарного и биологического возрастов у значительной части детей, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе в волейболе, в частности, более 50% детей имеют сниженные или ускоренные темпы биологического созревания. Определены количественные значения показателей морфофункционального статуса начинающих спортсменов, имеющих разные темпы биологического созревания. Выявлены достоверно значимые различия между показателями, характеризующими физическое развитие и функциональное состояние волейболистов 7-8 лет с разным уровнем биологической зрелости. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости применения дифференцированного подхода в процессе медико-биологического контроля и оценки физической подготовленности, дозирования физической нагрузки.
Ключевые слова: волейбол, морфофункциональные показатели, биологический возраст, спортивно-оздоровительный этап.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p114-119
COMPARATIVE ANALYSIS OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF VOLLEYBALLERS AGED 7-8 YEARS OLD WITH DIFFERENT RATES OF BIOLOGICAL MATURATION
Ekaterina Yuryevna Emelyanova, the post-graduate student, Inessa Yuryevna Gorskaya, the
doctor of pedagogical sciences, professor, Larisa Grigoryevna Baimakova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sport,
Omsk
Abstract
The article presents the results of the studies aimed at comparative analysis of the morphofunc-tional indicators of 7-8 year old volleyball players with different rates of biological maturation. The study was conducted with the participation of 148 young volleyball players (60 boys, 88 girls, and age 7-8 years). The discrepancy between the calendar and biological ages was revealed in the significant part of children involved in the sports and recreation phase in volleyball; in particular, more than 50% of children have reduced or accelerated rates of biological maturation. The quantitative values of the indicators of the morphofunctional status of novice athletes with different rates of biological maturation are determined. Reliably significant differences were found between indicators characterizing the physical development and functional state of 7-8 year old volleyball players with different levels of biological maturity. The results obtained indicate the need for the differentiated approach in the process of biomedical control and assessment of physical fitness, dosing of physical activity.
Keywords: volleyball, morphofunctional indicators, biological age, sports and fitness stage.
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень волейбола предъявляет высокие требования к различным компонентам подготовленности спортсменов, в том числе, к уровню функциональной готовности спортсмена к предъявляемым тренировочным и соревновательным нагрузкам [3, 4, 7]. Специфичность нагрузок и соревновательного упражнения в волейболе предопределяет необходимость отбора детей с определенным сочетанием морфофункцио-нальных признаков, способствующих достижению успешности в этом виде спорта. В этой связи, необходим анализ и выявление особенностей морфофункциональных показателей юных волейболистов уже на спортивно-оздоровительном и начальном этапах многолетней спортивной подготовки, что будет способствовать оптимизации спортивного отбора и последующему рациональному планированию тренировочного процесса. Морфофункциональный статус спортсменов в разных видах спорта представляет значительный интерес с точки зрения спортивной науки на современном этапе, вследствие ужесточения конкуренции, интенсификации соревновательной деятельности, роста требований к уровню физических кондиций и функциональной готовности спортсмена, а также необходимости постоянного обновления критериев оценки морфофункциональных показателей ввиду популяционных изменений [1, 2, 5, 6].
В возрасте 7-8 лет, когда в большинстве видов спорта дети начинают регулярные занятия и проявляют интерес к спортивной деятельности, немаловажным является формирование мотивации к занятиям спортом, выбор вида спорта, адекватный индивидуальным особенностям ребенка. В данном возрастном промежутке значительно выражены различия, обусловленные разными темпами биологического созревания детей, что зачастую создает проблемы точного оценивания уровня физической подготовленности и морфофункционального состояния ребенка. Следует отметить, что в отличие от календарного возраста, где межвозрастной период равен 1 году, биологический возраст может включать от нескольких дней до нескольких лет жизни человека, в течение которых происходят определенные морфофункциональные изменения. Биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций. В этой связи, необходимо учиты-
вать специфику темпов биологического созревания в процессе ранних занятий детей спортом, что в настоящее время редко применяется в практике работы тренеров.
Большинство научных работ направлено на рассмотрение проблемы учета морфо-функциональных различий квалифицированных спортсменов. Однако в настоящее время достаточно остро стоит проблема недостаточности информации об особенностях морфо-функциональных показателей начинающих волейболистов, так как тенденция развития современного волейбола приводит к тому, чтобы начинать осуществлять спортивную подготовку с более раннего возраста. Получение сведений о специфике морфофункцио-нального статуса юных волейболистов с разными темпами биологического созревания позволит более точно осуществлять медико-биологический контроль, подбирать средства и методы подготовки и адекватно дозировать физическую нагрузку.
Цель исследования - провести сравнительный анализ морфофункциональных показателей волейболистов 7-8 лет с разными темпами биологического созревания, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено с участием с участием 148 юных волейболистов (60 мальчиков, 88 девочек, возраст 7-8 лет). Исследование проводилось на базе кафедры естественнонаучных дисциплин СибГУФК и ГБУ «Спортивная школа по волейболу» г. Южно-Сахалинска. Использованы методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, контрольное тестирование, антропометрия, метод индексов, метод определения биологического возраста с использованием «зубной формулы», методы математической статистики. Для оценки морфофункциональных показателей у спортсменов были проанализированы следующие антропометрические данные: окружность грудной клетки (ОГК), масса тела, длина тела, жизненная емкость легких (ЖЭЛ), сила кисти. Для оценки физического развития применялся метод индексов. В работе использовались: индекс Кетле (индекс массы тела (ИМТ)), индекс Вервека, индекс Пинье, индекс Бругша, индекс Рорера, силовой индекс, жизненный индекс.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования показали, что примерно 30% волейболистов одного и того же календарного возраста (7-8 лет) имеют ускоренные темпы биологического созревания (акселе-ративный тип развития), около 15-20% спортсменов имеют сниженные темпы биологического развития (ретардантный тип развития). Несовпадение календарного и биологического возрастов у значительной части детей, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе в волейболе, свидетельствует о необходимости применения дифференцированного подхода в процессе медико-биологического контроля и оценки физической подготовленности, дозирования физической нагрузки.
Анализ результатов проведенных исследований позволил сравнить морфофункци-ональные показатели спортсменов, разделив их на группы биологического созревания (ретарданты, акселераты и соответствующие возрастному развитию). В ходе исследования выявлены достоверно значимые различия по большинству морфологических показателей у детей, имеющих разные темпы биологического созревания (различия выражены как в выборке мальчиков, так и девочек). Следует отметить, что различия выражены не только между показателями крайних типов (например, между ретардантами и акселератами), но и между значениями детей, относящихся к смежным вариантам степени биологической зрелости (таблица 1). Достоверно более высокие значения морфологических показателей выявлены в выборке детей, развивающихся по акселеративному типу. Эти дети имеют более высокий рост, более массивное телосложение, массу тела, что может привести тренеров к заключению о более высоких показателях подготовленности этих детей в сравнении со сверстниками ретардантами. Однако, анализ функциональных пока-
зателей данной части выборки не подтверждает преимуществ детей акселератов. Так, показатели силы кисти, жизненной емкости легких начинающих спортсменов с высокими темпами биологического созревания не отличаются на достоверно значимом уровне от значений детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Анализ показателей ЖЕЛ, силы кисти свидетельствует о выраженности достоверно значимых различий только между представителями противоположных типов биологического созревания, то есть между ретардантами и акселератами.
Таблица 1 - Морфофункциональные показатели детей 7-8 лет, занимающихся волейболом^_
Показатели мальчики (n=60) девочки (n=88)
ОГК, покой, см Ретарданты 61,50±1,50 56,33±1,25
Соответ. развитию 64,10±1,50 64,28±1,77
Акселераты 67,20±1,47 67,75±0,43
Масса тела, кг Ретарданты 32,33±4,19 33,67±4,78
Соответ. развитию 41,18±3,91 37,80±5,80
Акселераты 46,40±1,02 42,75±2,49
Длина тела, см Ретарданты 121,83±4,06 121,67±2,87
Соответ. развитию 128,73±3,10 128,64±3,44
Акселераты 134,40±2,80 136,5±0,50
ЖЕЛ, мл Ретарданты 1283,33±157,23 1400±81,65
Соответ. развитию 1500±148,46 1398,75±149,58
Акселераты 1575±82,9 1575±82,9
Динамометрия (левая рука), Ретарданты 12,83±1,77 11,33±0,47
кг Соответ. развитию 14,18±1,61 12,65±1,17
Акселераты 13,40±0,80 15,25±0,83
Динамометрия (правая рука), Ретарданты 13,33±1,80 12,00±0,82
кг Соответ. развитию 14,76±1,72 13,89±1,47
Акселераты 16,40±2,24 17,00±0,71
При этом, анализ отдельных антропометрических индексов, характеризующих функциональное состояние начинающих спортсменов (силовой, жизненный индекс), свидетельствует о более высоких значениях в выборке детей ретардантов (таблица 2).
Таблица 2 - Значения индексов, отражающих физическое развитие детей 7-8 лет, занимающихся волейболом, с учетом темпов биологического созревания_
Показатели мальчики (n=60) девочки (n=88)
Индекс Кетле Ретарданты 13,24±1,41 13,80±1,68
Соответ. развитию 15,98±1,35 14,66±2,02
Акселераты 17,26±0,31 15,66±0,93
Индекс Вервека, модифицированный Воронцовым Ретарданты 0,97±0,04 0,99±0,07
Соответ. развитию 0,88±0,05 0,93±0,07
Акселераты 0,84±0,01 0,89±0,03
Индекс Пинье Ретарданты 28,00±2,45 31,67±3,30
Соответ. развитию 23,45±3,39 26,56±4,41
Акселераты 20,80±1,33 26±2,74
Индекс Бругша Ретарданты 50,52±1,70 46,32±1,14
Соответ. развитию 49,80±0,57 49,98±1,23
Акселераты 50,00±0,33 49,63±0,26
Индекс Рорера Ретарданты 8,83±0,94 9,20±1,12
Соответ. развитию 10,66±0,90 9,77±1,34
Акселераты 11,51±0,21 10,44±0,62
Силовой индекс Ретарданты 0,4±0,05 0,35±0,1
Соответ. развитию 0,36±0,07 0,36±0,08
Акселераты 0,34±0,03 0,39±0,07
Жизненный индекс Ретарданты 40±8,0 41±12,0
Соответ. развитию 36±5,0 38±8,0
Акселераты 34±5,0 37±7,0
Что касается половых различий анализируемых показателей, то значения большинства морфологических показателей девочек в данном возрасте находятся на том же уровне, что и у мальчиков соответствующих вариантов биологического развития, что можно объяснить известным фактом опережения темпов биологического созревания девочек. Значения большинства индексов, характеризующих физическое развитие девочек, несколько ниже в сравнении с мальчиками.
ВЫВОД
Проведенное исследование позволило определить количественные значения мор-фофункциональных показателей детей 7-8 лет, занимающихся волейболом на спортивно-оздоровительном этапе с учетом пола и степени биологической зрелости. Выявлены достоверно значимые различия морфологических показателей между значениями детей 7-8 лет с разными темпами биологического созревания (ретарданты, акселераты, соответствующие календарному возрасту). Выявлено, что показатели морфофункционального развития исследуемой выборки детей, относящихся к ретардантам, достоверно различаются с аналогичными показателями детей, относящихся к акселератам. Результаты исследования характеризуют морфофункциональный статус детей на современном этапе, могут использоваться для медико-биологического контроля, дозирования и планирования тренировочных нагрузок, коррекции тренировочного процесса, индивидуального отслеживания уровня физического развития занимающихся. Контроль морфофункционального статуса начинающих спортсменов имеет большое значение для успешности в этом виде спорта, позволяет дифференцировать процесс оценки показателей, в том числе способствует выявлению детей со сниженным уровнем физического развития с учетом варианта биологического развития конкретного ребенка для предотвращения «форсирования» подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Т.Ф. Морфологические критерии - показателей пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам : учебно-методическое пособие / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. - М. : ТВТ Дивизион, 2010. - 104 с.
2. Казакова, О.А. Модельные характеристики морфофункциональных особенностей подростков 11-13 лет в тренировочном процессе / О.А. Казакова, Л. А. Иванова, А.М. Данилова, Н.Е. Курочкина, В.И. Шеханин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 1 (179). - С. 155-158.
3. Камилова, Р. Т. Оценка влияния систематических занятий волейболом на соматотиполо-гические особенности организма / Р.Т. Камилова, З.Ф. Мавлянова, Б.Э. Абдусаматова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. - 2016. - № 4. - С. 212-217.
4. Марков, К.К. Проблемы совершенствования методики двигательного обучения в волейболе / К.К. Марков, Н.В. Пашкова // Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях : материалы Региональной научно-практическая конференции. - Красноярск, 2007. - С. 113-116.
5. Шикота, И.И. Темп биологического созревания, тип конституции, физическое развитие и физическая подготовленность детей Восточной Сибири / И.И. Шикота // Морфология. - 2002. - Т. 121, № 2. - С. 143-149.
6. Bayios, I.A. Anthropometric, body composition and somatotype differences of Greek elite female basketball, volleyball and handball players / I.A, Bayios, N.K. Bergeles, В. Apostolidis et al. // J. Sports Med Phys Fitness. - 2006. - Vol. 46, No. 2, P. 271-280.
7. Busko, K. Somatotype-variables related to muscle torque and power output in female volleyball players / K. Busko, J. Lewandowska, M. Lipinska et al. // Acta Bioeng Biomech. - 2013. - Vol. 15, № 2. - P. 19-26.
REFERENCES
1. Abramova, T.F., Nikitina, T.M., and Kochetkova, N.I. (2010), Morphological criteria - indicators of suitability, general physical fitness and control of current and long-term adaptation to training
loads: teaching aid, TVT Division, Moscow.
2. Kazakova, O.A., Ivanova, L.A., Danilova, A.M., Kurochkina, N.E. and Shehanin, V.I. (2020), "Model characteristics of morphological and functional features of adolescents 11-13 years old in the training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), рр. 155-158.
3. Kamilova, R.T. Mavlyanova, Z.F. and Abdusamatova, B.E. (2016), "Evaluation of the impact of systematic volleyball on somatotypological characteristics of the body", Bulletin of the Kazakh Nation-alMedical University, No. 4, рр. 212-217.
4. Markov, K.K. and Pashkova, N.V. (2007), "Problems of improving the methodology of motor training in volleyball", Training of specialists in physical education and sports in modern conditions: regional scientific-practical conference, Krasnoyarsk, рр. 113-116.
5. Shikota, I.I. (2002), "The rate of biological maturation, type of constitution, physical development and physical fitness of children in Eastern Siberia", Morphology, Vol. 121, No. 2, рр. 143-149.
6. Bayios, I.A., Bergeles, N.K., Apostolidis, В. et al. (2006), "Anthropometric, body composition and somatotype differences of Greek elite female basketball, volleyball and handball players", J. Sports Med Phys Fitness, Vol. 46, No. 2, рр. 271-280.
7. Busko, K. Lewandowska, J., Lipinska, M. et al. (2013), "Somatotype-variables related to muscle torque and power output in female volleyball players", Acta Bioeng Biomech., Vol. 15, No. 2, рр. 19-26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2020
УДК 796.082.1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МОСКВЫ
Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сен-кевича, Москва; Константин Николаевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, Детско-юношеский спортивный клуб «Явара-М», Москва
Аннотация
Развитие физической культуры и спорта в регионе привлекает трудовые ресурсы на новые места работы. Мобильность кадров и готовность к обучению обеспечивает их высокую конкурентоспособность на рынке труда. Профессиональные стандарты выдвигают требования к уровню образования и квалификации работников. Профессиональная переподготовка позволяет удовлетворить образовательные и профессиональные потребности человека. Выявлены наиболее востребованные специалистами программы дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта в Москве. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов, анкетирование, экспертная оценка. Наиболее востребованными программами переподготовки специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, являются «Спортивный менеджмент» и «Теория и методика спортивной подготовки». В процессе разработки и реализации программ дополнительного образования следует учитывать возраст слушателей. Наиболее актуальными для слушателей являются программы, формирующие знания, умения и навыки работы на конкретных должностях. В перспективе необходимы программы, учитывающие индивидуальные, образовательные траектории для каждого слушателя.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, программа профессиональной переподготовки, профессиональное образование.